<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рования. Человек реагирует не на стимул, а на то,
способы, при помощи которых вы интерпретируе
что он воспринимает как стимул. Цель применения


91
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


те события, противоречат друг другу, я не просто структов, но применяли их также в контексте дру
копирую ваш метод конструирования, но сам вос гих теорий. Теоретические допущения, лежащие
создаю его. К сожалению, это один из малоизучен в основе большинства применяемых психологами
ных аспектов теории конструктов. тестов, сводятся к признанию существования не
изменных и постоянных черт личности, которые
и представляют первостепенный интерес для иссле
Следствие организации дователей. Д. Келли же утверждал, что «человек —
это форма движения», и предложил несколько спо
Оно гласит: «Каждый человек для большей эф собов описания конструктов в движении. Активно
фективности прогнозирования событий создает ие исследовались такие представления, которые про
рархическую систему конструктов, включающую тиворечат некоторым принципам теории конструк
порядковые отношения между ними». Этим Д. Кел тов (например, представление о когнитивной слож
ли подчеркивал, что конструкты бывают суборди ности — простоте). Исходя из этих представлений,
натными (подчиненными) и суперординатными можно прийти к выводу, что система конструктов
(превосходящими по классу). Это можно проиллю в целом обладает одним единственным структур
стрировать следующим образом: транспортные ным качеством, в то время как теория конструктов
средства включают суда, суда включают лодки, лод допускает структурное разнообразие различных
ки — шлюпки и т. д. В обыденной речи это называ подсистем. Если бы решетки разрабатывались толь
ют важными мыслями, главной идеей, основными ко в рамках теории конструктов, было бы легче мо
чертами в противоположность деталям и мелочам. дифицировать существующие методы диагностики
При использовании стандартных способов приме и коррекции подвижных конструктов.
нения решеток может создаваться впечатление, что В заключение отметим, что решетки — это ме
конструкты надо рассматривать и описывать в тер тод, а не тест, и их использование предполагает ре
минах евклидовой геометрии, т. е. расположенны
шение всех тех же проблем, что и при планирова
ми на одной плоскости, а не в виде пирамиды.
нии эксперимента. Какой бы вопрос ни решался на
экспериментальном уровне, использование решет
ки неизбежно поставит перед исследователем ряд
Типы конструктов таких проблем, как природа используемых элемен
тов, способы выявления конструктов, тип оценоч
Теория конструктов предлагает следующую их
ных операций испытуемого (например, ранжиро
классификацию: предопределяющие ( если это ложь,
вание, классификация или отнесение к одному из
то это ложь и ничего больше), констеллятивные (если
полюсов биполярного конструкта). Кроме того, су
это ложь, тогда это нечестно, наказуемо, явный
ществует множество методов анализа данных, по
признак морального разложения и т. п.) и пропози
лученных с помощью решетки, а также множество
циональные (можно предположить, что это, помимо
допустимых способов интерпретации.
всего прочего, ложь). Если бы метод решеток ис
Однако психологи порой слишком увлекаются
пользовался главным образом в рамках теории кон
использованием решеток как при исследовании
структов, можно было бы без труда проследить раз
индивидуальных случаев в процессе психотерапии,
витие форм решеток, разработанных специально для
так и при изучении больших выборок испытуемых.
исследования различных способов использования
В результате они часто оказываются не в состоя
конструктов. Однако вследствие того, что решетки
нии справиться с огромным объемом полученных
широко применялись вне их прямой связи с теорией,
данных.
этот аспект остался малоизученным.
Огромное преимущество решеток заключается
в том, что к данным, полученным от одного конк
Конструкты в движении ретного испытуемого, можно применить весь арсе
нал статистических методов, традиционно исполь
Исследователи не только часто прибегали к ис зуемых для анализа групповых данных. Таковы,
пользованию решеток вне контекста теории кон например, методы кластерного анализа, Т крите

92
Глава 2. Психодиагностика: практика


Репертуар ролей
рии различий, меры оценки консистентности и зна
чимости корреляций, коэффициент согласия (иног
Первое, что должен сделать человек, заполняю
да в статистической литературе этот коэффициент
щий эту форму решетки, — подставить имена своих
называют коэффициентом конкордации) и ряд
знакомых в ролевой список, приведенный в таблице.
других статистических мер. Они могут выявить
Испытуемого инструктируют следующим обра
скрытую структуру и содержание конструктов, ко
зом: «Начиная с самого себя, напишите имена всех
торые обусловили тот или иной ответ при заполне
описанных мною лиц. Затем запишите их имена
нии решетки. Использование групповых статис
в соответствующие графы. Если вы не можете
тических методов при обработке результатов
вспомнить имя данного человека, напишите его фа
отдельного испытуемого позволяет выявлять зна
милию или что нибудь такое, что позволит вам сра
чимые связи и устанавливать, что конкретная ре
зу его вспомнить».
шетка заполняется не случайным образом. Однако
Испытуемому сообщается, что имена сами по
возможность выявления структуры значимых вза
себе не представляют интереса для эксперимента
имосвязей между ответами (в статистическом смы
тора. Решетка предъявляется испытуемому в том
сле слова «значимый») не уменьшает трудностей,
виде, в котором она представлена в таблицах.
которые могут возникнуть при интерпретации их
Д. Келли логично обосновал выбор 3 триад, с ко
психологической значимости.
торыми работает испытуемый. Эти триады (или
Хотя метод решеток логически вытекает из тео
классы) разбиты на 7 групп:
рии конструктов, неверно было бы утверждать, что
их надо использовать только в рамках этой теории.
Я
Единственно, на чем можно настаивать, — это, что
1. Я сам.
бы каждый психолог, применяющий метод реше
ток, ясно осознавал теоретические посылки, лежа
Семья
щие в его основе, и доводил их до сведения своих
2. Мать.
коллег. Таким образом, ученый сможет еще раз
3. Отец.
перепроверить теорию личных конструктов.
4. Брат.
5. Сестра.
РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ РОЛЕВЫХ
Близкие
КОНСТРУКТОВ Д. КЕЛЛИ
6. Муж (жена).
7. Бывший возлюбленный (возлюбленная).
Репертуарная решетка есть производная репер
8. Друг (подруга).
туарного теста ролевых конструктов (РТРК), разра
9. Бывший друг (подруга).
ботанного Д. Келли для «познания того, что стоит
за словами».
Ситуативные персонажи
Теперь мы коснемся основных положений ме
10. Министр.
тодологии Д. Келли, предложенной им для обос
11. Врач.
нования математического описания личного пси
12. Сосед.
хологического пространства человека. Основное
предположение Д. Келли было следующим: мате
Отношения
матические зависимости между суждениями чело
13. Человек, который вас отвергает.
века отражают психологические процессы, лежа
14. Человек, который вас жалеет.
щие в основе этих суждений.
15. Человек, который представляет для вас угрозу.
Существует множество разновидностей конк
16. Человек, который вас привлекает.
ретных форм репертуарного теста ролевых кон
структов. Некоторые из них мы рассмотрим подроб
Авторитет
но. Опишем тот тип решетки, который предложил
17. Принимаемый учитель.
Д. Келли.

93
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


18. Отвергаемый учитель. века в противопоставлении принимаемому учите
19. Начальник. лю, а также противопоставить сестру как счастли
вому человеку, так и принимаемому учителю.
Ценности 7. Класс матери.
20. Преуспевающий человек. Здесь для сравнения с матерью выбирается чело
21. Счастливый человек. век, в котором испытуемый разочаровался, и прини
22. Высоконравственный человек. маемый учитель.
8. Класс отца.
Основания для выбора каждой триады: Здесь в качестве персонажей для сравнения
1. Класс ценностей. с отцом выбираются начальник и преуспевающий
Испытуемого просят сравнить между собой лю человек.
дей, олицетворяющих успех, счастье и нравствен 9. Класс брата.
ность, и назвать соответствующие полюсы кон В качестве персонажей для сравнения выбира
структов. ются человек, отвергающий испытуемого, и отвер
2. Класс авторитетов. гаемый самим испытуемым учитель.
Испытуемого просят сравнить между собой сле 10. Класс сестры.
дующих людей человека, чьи идеи он принимал, че Сравниваемые персонажи те же, что и в преды
ловека, чьи идеи от отвергал, хотя от него ждали, дущей триаде (класс брата).
что он их примет, и человека, в чьей поддержке он 11. Класс хорошего отношения.
сильно нуждался в какой то период жизни. В него включены сестра, человек, которого ис
3. Класс отношений (валентностей). пытуемый жалеет, и высоконравственный человек.
Испытуемого просят сравнить человека, кото 12. Класс угрозы.
рый отвергал испытуемого по непонятным для него В него включены брат, бывший друг и человек,
причинам, человека, который нуждается в испы представляющий угрозу для испытуемого.
туемом, и человека, которого испытуемый знает не 13. Класс супруга (супруги).
очень хорошо, но хотел бы узнать лучше. Это ско Супруг сравнивается с человеком, представляю
рее фантомы, а не реальные люди, поэтому предпо щим угрозу, и счастливым человеком.
лагается, что при их сравнении испытуемый будет 14. 1 й класс брака.
опираться на проецируемые содержания. Мать сравнивается с супругом (супругой) и быв
4. Класс близких. шим возлюбленным (возлюбленной).
Это наиболее сложный класс, включающий су 15. 2 й класс брака.
пруга (супругу), бывшего возлюбленного (возлюб Отец сравнивается с аналогичными лицами.
ленную) и друга (подругу). Этот класс выявляет 16. Класс приятелей
личностные конфликты как в отношении испытуе В него включены друг, бывший друг и человек,
мого к двум близким ему людям противоположного который привлекает испытуемого.
пола, так и в отношениях между близким челове 17. Класс сибсов (общее понятие, включающее
ком противоположного пола и близким человека и братьев, и сестер)
одного пола с испытуемым. Я сам, брат и сестра.
5. Класс семьи. 18. Класс мотивации достижения
В него включаются отец, мать и брат. Испытуе В него включены начальник, человек, достиг
мый должен сформулировать конструкт, который ший успеха, и высоконравственный человек.
определяет его взаимоотношения с членами семьи. 19. Класс предпочитаемого родителя
6. Класс сестры. В него включены мать, отец, и человек, предста
Здесь испытуемому предлагается реконструиро вляющий угрозу для испытуемого.
вать образ своей сестры. Использование этой триады 20. Класс потребностей
представляет возможность увидеть сестру в качестве Я сравнивается с человеком, которого испытуе
принимаемого учителя в его противопоставлении мый жалеет, и с привлекательным для него челове
счастливому человеку, в качестве счастливого чело ком. Такое сопоставление дает возможность клини

94
Глава 2. Психодиагностика: практика


цисту изучить соотношение субъективного и объек можность выяснить, как испытуемый реагирует на
тивного направления потребностей испытуемого. утрату близких отношений с людьми.
21. Класс компенсаций 22. Класс идентификации
В него включены бывший друг, человек, отвер Это основной класс. В него включены Я, супруг (су
гающий испытуемого, и человек, которого испы пруга) и друг. Иногда этот класс дает возможность по
туемый жалеет. Этот класс дает клиницисту воз лучить сведения о семейных проблемах испытуемого.

Таблица 7




Таблица 8
Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли
1. Напишите в первой графе свое имя.
2. Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя.
3. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя.
4. Напишите имя вашего брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя маль
чика примерно одного возраста с вами, который был вам за брата в подростковом периоде.
5. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя де
вочки примерно одного возраста с вами, которая была вам за сестру в подростковом периоде.
Начиная с шестого пункта, подставляйте имена знакомых вам людей, но не повторяйтесь, выбирайте каждый раз
нового человека.
6. Ваша жена (муж) или, если вы не женаты (не замужем), ваша возлюбленная (возлюбленный).
7. Ваша возлюбленная (возлюбленный), непосредственная предшественница той, которую назвали выше.
8. Наиболее близкий в настоящее время друг одного с вами пола.
9. Человек одного с вами пола, которого вы считали близким другом, но в котором вы разочаровались.
10. Министр, священник или раввин, с которым вы бы хотели поделиться интимными религиозными чувствами.
11. Ваш врач.
12. Ваш сосед в настоящее время, которого вы знали лучше других.


95
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Продолжение табл. 8

13. Человек, с которым вы были связаны, но который по каким то необъяснимым причинам невзлюбил вас.
14. Человек, по отношению к которому вы испытываете чувство жалости или которому вам бы очень хотелось по
мочь.
15. Человек, в присутствии которого вы испытываете неудобство.
16. Человек, с которым вы недавно познакомились и которого вам хотелось бы узнать получше.
17. Учитель, который оказал на вас наиболее сильное влияние, когда вы были подростком.
18. Учитель, чьи взгляды вызывали у вас возражение.
19. Работодатель, управляющий или офицер, под чьим руководством вы пережили тяжелые времена.
20. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично.
21. Самый счастливый человек из всех, кого вы знаете лично.
22. Самый высоконравственный человек из всех, кого вы знаете лично.


де, а не только психологические или социальные
Решетка
конструкты. Несмотря на это, вполне вероятно, что
испытуемый применяет их в более общем смысле.
Конструкты выявляются следующим образом:
Возможно также, что то, что мы считаем повторяю
испытуемых спрашивают, чем двое из троих людей,
щимися конструктами, для испытуемого имеет раз
отмеченных кружками в первой строке (см. решет
личное значение. Хотя при описании, например,
ку в табл. 7), «сходны между собой и тем самым от
триад 14 и 15 он применяет один и тот же вербаль
личны от третьего человека». Когда испытуемый
ный ярлык, но использует его по разному. Мать
примет решение, его просят поставить крестики
в триаде 14 относится к полюсу «не девушка» (воз
в кружки, соответствующие тем двум людям, кото
можно, испытуемый имеет в виду, что она немоло
рые сходны между собой. Кружок, соответствую
да), а в триаде 15 она объединяется с другим лицом
щий третьему, отличному от них человеку, остается
по принципу «обе девушки» (возможно, испытуе
пустым. Затем испытуемому предлагается написать
мый имеет в виду ее пол). Необходимо учесть так
в графе «Конструкты. Выявленный полюс» (см. ре
же, что в качестве сестры испытуемый выбрал муж
шетку в табл. 9) слово или короткую фразу, разъяс
чину, игравшего роль сестры в его жизни.
няющую, чем именно эти люди сходны между со
Не обращаясь за помощью к ЭВМ, можно также
бой. Противоположные по смыслу характеристики
подсчитать меру совпадения каждой пары строк.
записываются под заголовком «Подразумеваемый
Если вы возьмете лист бумаги, поместите его под
полюс». После этого испытуемый отмечает галочкой
первой строкой решетки и отметите на нем все га
всех других лиц, обладающих этой важной характе
лочки и крестики, а затем сдвинете этот лист на од
ристикой (по выявленному полюсу). Подобным же
ну строку вниз, то вы сможете подсчитать коли
образом заполняются и остальные строки решетки.
чество совпадений галочек (крестиков) в строках 1
и 2. Учитывая то, что количество случайных совпа
Анализ дений равно половине всех возможных совпадений
(19 в данном случае), можно подсчитать вероят
В таблице 3 представлен образец решетки ность совпадения или несовпадения. Сопоставив
Д. Келли. На ее примере мы проиллюстрируем не все строки, можно выяснить, как именно конструк
которые из предложенных им вариантов анализа. ты связаны между собой. Этот же метод дает воз
Д. Келли предлагал до проведения статистической можность выявить, каким испытуемый видит дан
обработки изучить решетку «невооруженным гла ного человека по сравнению с другими людьми.
зом» и выяснить, что же испытуемый сообщает нам Д. Келли описывает метод непараметрического
непосредственно. фактора анализа для выявления основных измере
Д. Келли отмечал, что в данной решетке (табл. 9) ний, используемых испытуемым для упорядоче
иногда встречаются ситуационные по своей приро ния социального мира. Однако можно ограничить

96
Глава 2. Психодиагностика: практика


ся изучением матрицы баллов совпадения для вы особенно верят в образование. Д. Келли предложил
яснения, например, того, какой конструкт имеет при статистической обработке исключать такие
максимальный балл совпадения со всеми другими конструкты из решетки. Однако Д. Баннистер раз
конструктами или какой элемент имеет максималь работал альтернативный метод: испытуемому пред
ный балл совпадения со всеми другими элемента лагается относить элементы поровну к выявленно
ми. Много информации можно получить при помо му и подразумеваемому полюсам. Это позволяет
щи простой арифметики. Однако если вы хотите включить в обработку все конструкты, однако, су
изучить, скажем, факторную структуру решетки щественно ограничивает свободу испытуемого.
или проанализировать большое количество реше
ток, то вам лучше всего обратиться к помощи ЭВМ.
При работе с решеткой этого типа Д. Келли стол РАНГОВАЯ РЕШЕТКА
кнулся со следующей проблемой: иногда испытуе
Этот метод предложила Филлида Салмон, а впер
мый характеризует почти всех людей при помощи
вые описал Д. Баннистер. Он позволяет снять про
только одного полюса конструкта. Обратите внима
блему несимметричности конструкта, и многие
ние на конструкт 12 (табл. 9) — только 3 человека не


Таблица 9
Пример заполнения бланка Репертуарного теста ролевых конструктов Келли

БЛИЗКИЕ АВТОРИТЕТЫ ЦЕННОСТИ
ВАЛЕНТНОСТИ
СЕМЬЯ
6. Супруга. 14. Принимаемый учитель. 17. Счастливый че
10. Отвергнутый человек.
1. Я.
7. Бывший возлюбленный. 15. Отвергнутый учитель. ловек.
11. Жалкий человек.
2. Мать.
8. Друг. 16. Начальник. 18. Нравственный
12. Угрожающий человек.
3. Отец.
9. Бывший друг. человек.
13. Привлекательный че
4. Брат.
ловек.
5. Сестра.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 кл.
?? 1 Не верит в Бога Очень религиозен
О
2 Одинаков. образован. Совершенно разн. образ.
О О
? ? 3 Неспортивный Спортивный
О
? ? 4 Обе девушки Парень
ОО
? ? 5 Родители Люди др. убеждений
О ОО
6 Хорошо меня понимают Совсем меня не поним.
О О
7 Учит плохим вещам Учит хорошим вещам
О
8 Много добились Немного добились
О О
9 Высшее образование Нет образования
10 Не любит других Любит других
11 Сильно религиозны Не религиозны
? ? 12 Вер. в высш. образован. Не вер. в высш. образ.
? 13 Более общительны Не общительны
О
? ? 14 Обе девушки Не девушки
О ОО
? ? 15 Обе девушки Не девушки
О
? 16 Оба высокоморальны Низкоморальны
ОО
17 Мыслит сходн. образом Мыслит по другому
О
18 Одного возраста Разного возраста
О
19 Думают обо мне сходно Думают обо мне по разн.
О
? ? 20 Оба друзья Не друзья
О О

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>