<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

21 Хорошо поняты Плохо поняты
22 Оба ценят музыку Не понимают музыку
О


97
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


исследователи (особенно в европейских странах) стично выявлены методом триад, а частично заданы,
считают его одним из лучших методов. По видимо так как их значимость установлена в ходе интервью.
му, наиболее привлекательной особенностью этого Каждый элемент (Э) написан на отдельной кар
метода является разнообразие возможных проце точке. Порядковый номер каждой карточки (от 1
дур статистической обработки, не все из которых до 11) наносится на обратную сторону, для того что
требуют применения ЭВМ. Основная задача испы бы испытуемый ранжировал карточки, размышляя
туемого — проранжировать элементы, начиная над элементами, а не запоминал их порядок. В дан
с тех, которые больше всего соответствуют выяв ном случае использовались следующие элементы:
ленному полюсу, и заканчивая теми, которые боль Э1 Я говорю в микрофон магнитофона.
ше всего соответствуют подразумеваемому полюсу Э2 Я разговариваю с друзьями или знакомыми.
(например, от самого щедрого до самого скупого). Э3 Я разговариваю с незнакомыми людьми.
По мере возрастания популярности решеток по Э4 Я разговариваю с одним человеком.
явилась тенденция исключать из эксперимента ро Э5 Я разговариваю с несколькими людьми.
левой список. Безусловно, ролевой список отнюдь не Э6 Я разговариваю с большой группой людей.
неприкосновенный элемент процедуры. Его исполь Э7 Я разговариваю с пожилыми мужчинами.
зование связано с определенными трудностями. Так, Э8 Я разговариваю с молодыми мужчинами.
например, в отличие от американцев для европейцев Э9 Я разговариваю с пожилыми женщинами.
министр — необычная фигура, часто не имеющая от Э10 Я разговариваю по телефону.
ношения к личному опыту испытуемого. Однако Э11 Я разговариваю с молодыми женщинами.
Каждый конструкт также записан на карточке
в любом случае необходимо соблюдать правило, для
и снабжен номером (он написан на лицевой сторо
выполнения которого и создаются ролевые списки, —
не карточки). В данном случае использовались сле
элементы должны репрезентировать изучаемую
дующие конструкты:
область конструирования. Это правило касается лю
Ситуация К1, в которой вы имеете дело с началь
бых элементов. Если нас интересует представление
ством или человеком старше вас.
испытуемых о людях и их взаимоотношениях, то
Ситуация К2 в которой вам трудно понять или
в качестве элементов необходимо выбрать людей
объяснить реакции партнера.
или взаимоотношения между ними. При этом всякий
Ситуация К3, в которой вы заикаетесь.
раз следует удостовериться в репрезентативности
Ситуация К4, в которой вы уверены в себе.
элементов. Можно выяснить репрезентативность
Ситуация К5, в которой вы возмущаетесь своим
элементов непосредственно у испытуемого, так же заиканием.
как и то, попадет ли каждый элемент в диапазон при Ситуация К6, в которой вам неловко или тревожно.
годности использования конструктов. Таким обра Ситуация К7, когда кто то относится к вам кри
зом, если для упрощения процедуры мы исключаем тически.
из эксперимента ролевой список, это не означает от Ситуация К8, в которой вы хотите произвести
каза от проверки адекватности и репрезентативно хорошее впечатление.
сти используемых в решетке элементов. Ситуация К9, в которой, как вы ожидаете, люди
отнесутся к вам хуже, если вы будете заикаться.

Элементы и конструкты Решетка
Предположим, что вы хотите выяснить отноше Ранговая решетка составляется следующим обра
ние испытуемого к определенным ситуациям (на зом. Все 11 карточек с элементами выкладываются
пример, стрессовым ситуациям, провоцирующим на столе перед испытуемым. Ему также предъявляет
заикание). В этом случае в качестве элементов сле ся карточка с конструктом К1. Испытуемого просят
дует использовать именно эти особые ситуации. назвать или указать элемент, лучше всего описыва
В приведенной ниже ранговой решетке элементами емый этим конструктом. В данном случае его спра
являются ситуации, в которых данный испытуемый шивают, какой из элементов лучше всего описывает
начинает заикаться. Используемые конструкты ча ситуацию, в которой он имеет дело с начальством

98
Глава 2. Психодиагностика: практика


или с человеком старше по возрасту. Испытуемый мент был выбран пятым по счету. Таким образом,
указал на 10 й элемент (Я разговариваю по телефо в новой матрице на пересечении строки первого
ну). Карточка с этим элементом убирается со стола, элемента и столбца конструкта 1 мы записываем
и испытуемого просят снова найти среди оставших цифру 5. Второй элемент по первому конструкту
ся 10 карточек такую, которая бы соответствовала получил ранговый номер 11 и т. д. Итак, конструк
конструкту К1. Испытуемый указывает на 7 й эле ты в матрице расположены по столбцам, элемен
мент (Я разговариваю с пожилыми мужчинами). ты — по строкам, а сама матрица содержит ранго
Экспериментатор убирает и эту карточку, на столе вое положение каждого элемента по каждому из
их остается только 9. Его опять просят найти такую 9 конструктов.
карточку (из оставшихся 9), которая больше других
соответствует К1. Процедура повторяется до тех пор,
Анализ
пока на столе останется только 1 карточка. Когда все
11 карточек проранжированы по этому конструкту
Ранговую решетку можно анализировать не
(К1), экспериментатор вновь выкладывает карточки
сколькими способами как без применения, так и
на стол, обязательно перемешав их. Это необходимо
с применением ЭВМ. Один из методов обсчета
делать, чтобы исключить возможность появления
вручную описан Д. Баннистером. Этот метод позво
случайных корреляций в том случае, если испытуе
ляет представить в наглядной форме взаимоотно
мый будет указывать на карточки в таком же поряд
шения между конструктами. Для каждой пары ран
ке, в котором они разложены. В конечном итоге по
жировок подсчитывается коэффициент ранговой
сле ранжирования 11 элементов по 9 конструктам
корреляции. Затем выделяются 2 конструкта,
мы получаем решетку, представленную в таблице 10.
объясняющие большую часть дисперсии. Эти кон
структы и образуют основные измерения, причем
Таблица 10
вторую ось образует конструкт, являющийся вто
Ранжирование испытуемым 11 элементов в ранговой
рым по мощности (в смысле процента объясняемой
решетке (матрица состоит из номеров элементов)
дисперсии) и статистически независимым от пер
Конструкты вого. При помощи этого метода детально анализи
руется вся матрица, приведенная в таблице 11.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффициент ранговой корреляции (p Спирме
1й 10 10 10 2 11 10 10 11 10
на) подсчитывается по формуле:
2й 7 1 1 5 6 3 3 10 6
Элементы




3й 3 3 6 4 10 6 6 6 5
4й 9 7 5 11 9 5 9 7 3
5й 1 9 3 9 3 1 7 3 11
6й 8 8 7 7 7 9 5 5 9
7й 6 4 9 8 8 11 11 9 8
8й 11 11 8 3 4 8 8 8 7
В таблице 6 приведены расчеты коэффициентов
9й 5 5 2 1 5 7 4 4 4
ранговой корреляции конструктов 1 и 2 в решетке,
10 й 4 6 11 6 1 4 2 1 2
представленной в таблице 11. Подсчитайте разницу
11 й 2 2 4 10 2 2 2 2 1
между ранговыми номерами каждой пары элемен
тов, возведите каждую такую разность в квадрат
и сложите их. Затем умножьте сумму квадратов на
Теперь у нас есть матрица ранжировок элемен
6 (192) и разделите на разность n3 – n, где n — чис
тов, которые можно преобразовать в номера ран
ло элементов (n = 11). Эта разность составляет
гов каждого элемента по каждому конструкту, что
1320. Полученная цифра вычитывается из единицы
позволяет провести статистический анализ между
(p = 0,855). Для того чтобы просуммировать пред
ранжировками. Ранговые номера элементов приве
ставленные в такой форме коэффициенты ранго
дены в таблице 11. Они получены следующим обра
вой корреляции, их необходимо возвести в квадрат.
зом: в таблице 10 находится порядковый номер
Если вы затем умножите каждый коэффициент на
первого элемента по первому конструкту. Этот эле

99
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


100, то избавитесь от дробей. Полученный показа Таблица 12
тель называется баллом взаимосвязи. Возведение
Порядок вычисления коэффициентов
в квадрат делает все коэффициенты положительны
ранговой корреляции Спирмена
ми, поэтому следует сохранить значение первона
чального знака коэффициента, ведь он несет в себе
Конструкты
психологический смысл. Например, коэффициент d2
d
ранговой корреляции между добротой и эгоизмом (квадрат
(разность)
разности)
равен –0,9, а балл взаимосвязи между ними равен 1 2
81. При изучении психологического смысла этих
конструктов тот факт, что связь между ними имеет 5 2 3 9
отрицательный, а не положительный характер, при 11 11 0 0
обретает важное значение. В табл. 13 приведены ко 3 3 0 0
эффициенты ранговой корреляции между каждой 10 7 3 9
парой конструктов, представленных в табл. 11, а так 9 9 0 0
7 10 3 9
же баллы взаимосвязей между ними.
2 4 2 4
6 6 0 0
4 5 1 1
Таблица 11
1 1 0 0
8 8 0 0
Приписывание каждому элементу определенного
ранга в ранговой решетке (матрица содержит
номера рангов)

Конструкты
1 2 3 4 5 6 7 8 9

1й 5 2 2 9 10 5 11 10 11
2й 11 11 9 1 11 11 10 11 10
Элементы




3й 3 3 5 8 5 2 2 5 4
4й 10 7 11 3 8 10 9 9 9
5й 9 9 4 2 9 4 6 6 3
6й 7 10 3 10 2 3 3 3 2
структам приведены только неповторяющиеся от
7й 2 4 6 6 6 9 5 4 8
ношения. Не следует забывать, что сумма баллов
8й 6 6 8 7 7 8 8 8 7
9й 4 5 7 5 4 6 4 7 6 взаимосвязи, например, для конструкта 8, включа
10 й 1 1 1 11 3 1 1 2 1 ет баллы взаимосвязи этого конструкта с предше
11 й 8 8 10 4 1 7 7 1 5 ствующими.
Теперь можно расположить все конструкты
в пространстве 2 осей. Первую ось образует кон
Если мы просуммируем баллы взаимосвязи для структ, имеющий самую большую сумму баллов
каждого конструкта (без учета знака), то получим взаимосвязи и, следовательно, наиболее тесно свя
числовое выражение общей дисперсии, объясня занный с остальными конструктами. Вторую ось
емой данным конструктом. В таблице 7 для конст образует второй по мощности конструкт, но не
руктов 1, 2, 3 приведены полностью все коэффици коррелирующий на значимом уровне с первым.
енты ранговой корреляции и баллы взаимосвязи. Как видно из таблицы 13, конструкт 7 объясняет
Вы видите, что отношение 2—1 приводится и наибольшую часть дисперсии. Он и образует пер
в столбцах конструктов 1 и 2, а отношения 3—1 вую ось на рисунке 1. Конструкт 3 имеет самую
и 3—2 повторяются в столбце конструкта 3. Для большую после первого конструкта сумму баллов
уменьшения количества данных по остальным кон взаимосвязи и не коррелирует с ним на значимом


100
Глава 2. Психодиагностика: практика




Рис. 1. Размещение конструктов в пространстве двух главных осей
в соответствии с баллами взаимосвязей


101
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


уровне (например, р < 0,05). Конструкты 6, 9, 1, 4, конструкту 3, и позиции данного элемента по всем
и 8 не были использованы в качестве второй оси, и, остальным конструктам (после того как они были
хотя конструкт 4 можно было бы применить для «взвешены», что точно отражает отношение этих
этой цели, был выбран конструкт 3 вследствие его конструктов к конструкту 3). Таким образом, дан
большей психологической значимости. ный метод дает возможность оценить степень того,
Другой способ обработки без применения ЭВМ в какой каждая ситуация провоцирует заикание
позволяет определить расстояние между каждым (причем с учетом всех связей во всей сети). Полу
элементом и конкретным конструктом. Предполо ченные результаты ясно показывают, что наиболее
жим, что нас интересуют ситуации, провоцирую стрессовой оказалась ситуация разговора по теле
щие заикание. Тогда сначала полезно установить
различия в восприятии ситуаций пациентом и лишь
Таблица 13
затем приступать к его лечению.
Коэффициенты ранговой корреляции,
Процедура подсчета меры воспринимаемого
баллы взаимосвязи и суммы баллов взаимосвязи
расстояния между элементами (в данном случае
для каждой пары ранговых элементов ранговой
ситуации по степени провоцирования заикания)
решетки, приведенной в таблице 11. Полный набор
заключается в следующем. корреляции приводится только
1. Выпишите коэффициенты корреляции между для конструктов 1, 2 и 3
всеми конструктами и конструктом Вы заикаетесь
(в нашем случае это конструкт 3). Заметьте, что ко Кон Кон
р2 ? 100 р2 ? 100
р р
эффициент корреляции этого конструкта с самим структы структы
собой равен 1,00. 1—2 0,86 74 2—1 086 74
2. Переведите коэффициенты корреляции в бал 1—3 0,58 34 2—3 0,48 23
лы взаимосвязи (р х 100). 1—4 –0,74 –55 2—4 –0,64 –41
3. Выпишите ранговое положение 1 го элемента 1—5 0,42 18 2—5 0,13 2
по отношению к конструкту 1. Из табл. 5 видно, что 1—6 0,54 29 2—6 0,44 19
он занимает 5 е положение.
1—7 0,64 41 2—7 0,31 10
4. Разделите балл взаимосвязи между конструк
1—8 0,44 19 2—8 0,14 2
тами 1 и 3 на 5 ( 34 : 5 = 6,8).
1—9 0,32 10 2—9 0,03 0
5. Затем выпишите ранговое положение 1 го эле
280 171
мента по отношению к конструкту 2. Он занимает
3—1 0,58 34 4—5 –0,46 –21
второе положение.
3—2 0,48 23 4—6 –0,70 –49
6. Разделите балл взаимосвязи между конструк
3—4 –0,73 –53 4—7 –0,52 –27
тами 2 и 3 на 2 (23 : 2 = 11,5).
3—5 0,10 1 4—8 –0,41 –17
7. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не
3—6 0,81 66 4—9 –0,40 –16
будут подсчитаны баллы для 1 го элемента по отно
3—7 0,46 21 279
шению ко всем конструктам. Сложите эти баллы.
3—8 0,26 7
Вы получете показатель провоцирования заикания
3—9 0,45 20
для данной ситуации. В частности, для первой си
225
туации он равен 80,1. Показатели для всех осталь
5—6 046 21 6—7 0,72 52
ных ситуаций приводятся в таблице 14.
5—7 071 50 6—8 0,54 29
При подсчете подобных мер важно выбрать
5—8 0,88 77 6—9 0,77 59
в качестве центрального такой конструкт, который
5—9 0,69 48
наиболее полно отражал бы интересующее нас яв
238 324
ление. В данном случае мы исследуем ситуации,
7—8 0,74 55 8—9 0,78 61
провоцирующие заикание, поэтому в качестве
7—9 0,85 72
центрального был выбран конструкт 3 Вы заика
328 267
етесь. Каждой ситуации (элементу) приписывается
9=286
балл, учитывающий и позицию этого элемента по

102
Глава 2. Психодиагностика: практика


Таблица 14
Показатели провоцирования заикания ситуациями, вычисленными
по данным ранговой решетки, приведенной в таблице 11

Элементы
3
р3 х 100
Конструкты 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11
1—3 34 6,8 3,1 11,3 3,4 3,8 4,9 17,0 5,7 8,5 34,0 4,3
2—3 23 11,5 2,1 7,7 3,3 2,6 2,3 5,8 3,8 4,6 32,0 2,9
3—3 100 50,0 11,1 20,0 9,1 25,0 33,3 16,7 12,5 14,3 100,0 10,0
4—3 –53 –5,9 –53,0 –6,6 –17,7 –26,5 –5,3 –8,8 –7,6 –10,6 –4,8 –13,3
5—3 1 0,1 0,0 0,2 0,1 0,1 0,5 0,2 0,1 0,3 0,3 1,0
6—3 66 13,2 6,0 33,0 6,6 16,5 22,0 7,3 8,3 11,0 66,0 9,4
7—3 21 1,9 2,1 10,5 2,3 3,5 7,0 4,2 2,6 5,3 21,0 3,0
8—3 7 0,7 0,6 1,4 0,8 1,2 2,3 1,8 0,9 1,0 3,5 7,0
9—3 20 1,8 2,0 5,0 2,2 6,7 10,0 2,5 2,9 3,3 20,0 4,0
Показатель про 80,1 –26,0 82,5 10,1 32,9 77,0 46,7 29,2 37,7 263,0 28,3
воцирования заи
кания
3 11 2 10 7 4 5 8 6 1 9
Ранги показате
лей провоцирова
ния заикания




фону. Разрыв между этой ситуацией и следующей Таблица 15
по рангу (Разговор с незнакомыми людьми) весьма
Ранжирование испытуемыми членов группы (включая
велик. Однако заметим, что валидность этого мето
и самих себя) по конструкту «является лидером»
да обработки еще недостаточно установлена.
Рассмотрим еще один тип показателей, которые
Члены группы
можно получить при обработке без применения
ЭВМ. Он используется для анализа так называемых
1 2 3 4 5 6 7 8
групповых решеток. Испытуемыми в данном слу
чае являются члены определенной группы пациен
А 1 1 1 1 1* 1 2 1
Элементы (члены группы)




тов. В качестве элементов решетки также исполь
зуются члены группы, в том числе и тот, кто Б 2 6 8 6 6 8 7 8*
заполняет решетку. Так, например, если группа
состоит из 8 человек, то в качестве элементов ис В 3 8* 7 7 5 6 1 6
пользуются 7 членов группы и Я сам каждого испы
туемого. Использование групповой решетки не Г 8* 3 3 5 7 4 5 5
только позволяет получить множество сведений об
изменении процессов конструирования во време Д 4 4 4* 3 4 3 6 3
ни (в тех случаях, когда решетка заполняется не
Е 6 2 2 2 3 5 3* 2
сколько раз), но и дает некоторое представление
о межличностном восприятии членов групп. В свя
Ж 5 7 6 8 8 7* 8 7
зи с тем, что каждый член группы ранжирует
остальных по всем конструктам, можно подсчитать
З 7 5 5 4* 2 2 4 4
балл межличностного восприятия. Чтобы опреде


103
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


лить, насколько восприятие себя данным испытуе кой бы метод анализа вы ни использовали, он не да
мым совпадает с его восприятием другими, надо ет вам права считать само собой разумеющимся
лишь сравнить ранговое положение, приписывае то, что ранжируемые элементы располагаются
мое им себе, с ранговым положением, приписывае между полюсами равномерно. Контрастирующий
мым ему остальными. полюс часто можно определить только предполо
В таблице 15 приведены результаты ранжирова жительно.
ния 8 членов группы. Элементы (от А до И) ранжи
ровались по конструкту Похож на лидера. Для каж
дого испытуемого одним из ранжируемых ОЦЕНОЧНАЯ РЕШЕТКА
элементов оказывался он сам. Эти случаи отмече
В настоящее время интерес к оценочной решетке
ны звездочкой. Так, испытуемый 5 (элемент А) ви
сильно возрастает. Вместо того чтобы ранжировать
дит себя лидером группы, лидером его видят и поч
элементы по отношению к конструктам, испытуе
ти все остальные испытуемые. Не обнаруживается
мый оценивает каждый элемент по шкале, заданной
больших различий и между тем, как воспринимает
2 полюсами конструкта. Этот метод допускает го
себя испытуемый 6 (элемент Ж), и тем, как воспри

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>