<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

раздо большую свободу ответов испытуемого, чем
нимают его остальные. В отличие от этого испытуе
метод ранговой решетки.
мый 7 считает его лидером. Было бы интересно вы
Опишем один из способов заполнения оценоч
яснить, как это влияет на поведение внутри группы.
ной решетки. Шкалы (конструкты) наносятся на чи
Для подсчета общего балла надо из среднего значе
стый лист бумаги. Каждый такой лист служит для
ния ранга элемента (1,1 для элемента А) вычесть но
оценки 1 элемента (рис. 2).
мер того ранга, который испытуемый приписал
Матрица оценок имеет 8 элементов по 8 кон
себе сам (1,1 – 1 = 0,1).
структам из книги «Теории личности».
Данные, получаемые в результате ранжирова
После того как испытуемый оценит все элемен
ния, можно анализировать и множеством иных
ты, данные объединяются в единую матрицу (см.
способов. Более того, несомненно, будут появлять
элементы табл. 10).
ся все новые и новые методы анализа. Однако, ка



КЕЛЛИ

х
Свобода Детерминизм
——————————————
х
Рациональность Иррациональность
——————————————
х
Холизм Элементаризм
——————————————
х
Наследственность Окружающая среда
——————————————
х
Субъективность Объективность
——————————————
неприложимо
Активность Реактивность
——————————————
неприложимо
Гомеостаз Гетеростаза
——————————————
х
Познаваемость Непознаваемость
——————————————


Рис. 2. Пример оценки элемента Д. Келли по восьми 11 балльным шкалам конструктам оценочной решетки


104
Глава 2. Психодиагностика: практика


Таблица 16
Матрица оценок 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теория личности»

Фрейд Эриксон Мюррей Скиннер Олпорт Келли Маслоу Роджерс
Свобода 11 8 10 11 5 6 2 1

Рациональность 10 3 2 6 1 1 2 1

Холизм 3 1 3 11 3 3 1 1

Наследствен 3 10 6 11 6 9 5 4
ность
Субъективность 5 8 4 11 5 1 2 1

Проактивность 4 3 4 11 1 6 1 1

Гомеостаз 1 9 2 6 10 6 10 11

Познаваемость 1 4 6 1 4 11 11 11




Рис. 3. Размещение конструктов и элементов таблицы 10 в пространстве двух измерений, вычисленных
с помощью метода главных компонентов, в соответствии с факторными нагрузками конструктов и элементов


105
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Приводимая здесь решетка позаимствована из психологии личности оценивались по 8 параметрам,
книги Л. Хелле и Д. Зиглера, посвященной анализу представляющим собой теоретические допущения,
теорий личности. Ведущие специалисты в области лежащие, по мнению авторов книги, в основе тео

Таблица 17
Матрица интеркорреляций конструктов, вычисленная на основании данных таблицы 16



Интеркорреляция
1 2 3 4 5 6 7 8
конструктов
Свобода / 1 x 0,69 0,58 0,34 0,69 0,68 0,82 0,82
детерминизм
Рациональность / 2 0,69 x 0,40 0,13 0,49 0,42 0,64 0,73
иррациональность
Холизм / 3 0,58 0,40 x 0,54 0,70 0,90 0,30 0,56
элементаризм
Наследственность / окружа 4 0,34 0,13 0,54 x 0,61 0,67 0,10 0,21
ющая среда
Субъективность / 5 0,69 0,49 0,70 0,61 x 0,62 0,18 0,85
объективность
Проактивность / 6 0,68 0,42 0,90 0,67 0,62 x 0,46 0,45
реактивность
Гомеостаз / 7 0,82 0,64 0,30 0,10 0,18 0,46 x 0,48
гетеростаз
Познвваемость / 8 0,82 0,73 0,56 0,21 0,85 0,45 0,48 x
непознаваемость


Таблица 18
Матрица интеркорреляций элементов, вычисленная на основании данных в таблице 16

Интеркорелляции
1 2 3 4 5 6 7 8
элементов
Фрейд 1 x 0,03 0,35 0,30 0,40 0,37 0,61 0,67

Эриксон 2 0,03 x 0,35 0,17 0,78 0,12 0,31 0,26

Мюррей 3 0,35 0,35 x 0,18 0,06 0,69 0,03 0,10

Олпорт 4 0,30 0,17 0,18 x 0,01 0,21 0,79 0,77

Скиннер 5 0,40 0,78 0,06 0,10 x 0,30 0,61 0,62

Келли 6 0,37 0,12 0,69 0,21 0,30 x 0,06 0,05

Маслоу 7 0,61 0,31 0,03 0,79 0,61 0,06 x 0,99

Роджерс 8 0,67 0,26 0,10 0,77 0,62 0,05 0,99 x



106
Глава 2. Психодиагностика: практика


рии личности. Таким образом, элемент (ученый) люс. Итак, вы осознали, что изменились в одном от
оценивается по каждому из 8 конструктов (теорети ношении, что еще в вас изменится (посмотрите на
ческих положений). 19 оставшихся конструктов)? Вызовет ли измене
Графическое изображение конструктов и эле ние по этому конструкту изменения по другим кон
ментов в пространстве двух главных компонент структам? Можно ли их предсказать? Помните, что
приведено на рисунке 3. изменение по данному конструкту — это причина,
Хотя такое изображение и позволяет наглядно в то время как изменения по другим конструктам —
представить взаимоотношения между конструкта следствия, вызванные изменением конструкта 1.
ми и элементами, тем не менее гораздо большую Итак, я хочу выяснить, по каким из этих конструк
информацию можно извлечь из их интеркорреля тов можно ожидать изменений, если вы изменились
ций. Это в равной степени относится и к ранговым по отношению к конструкту 1. Зная свое положе
решеткам в том случае, если проводится анализ из ние по отношению к данному конструкту, можете
мерений, на координатных осях которых распола ли вы определить ваше положение по отношению
гаются конструкты и элементы. Интеркорреляции к остальным конструктам?»
конструктов представлены в таблице 17, а элемен Каждый конструкт дважды встречается в паре
тов — в таблице 18. с каждым другим: конструкт 1 сначала выступает
Как видно из таблицы 17, Л. Хелле и Д. Зиглер, в паре со 2 м, затем конструкт 2 в паре с 1 м и т. д.
например, считают, что теории, делающие акцент Подобно другим формам решеток, в импликатив
на свободе человека в противоположность детер ной решетке каждый элемент записан на отдельной
минизму, не имеют в своей основе допущений карточке и обязательно пронумерован (на лицевой
о познаваемости (– 0,82) и гомеостазе (– 0,82), од стороне или на обороте — неважно). Конечно, ис
нако они базируются на представлениях о субъек пользование пронумерованных карточек не такая
тивности (0,69), рационализме (0,69) и активности большая хитрость. Существует много других, может
(0,68) (активность в данном случае означает, что быть, лучших способов «проведения эксперимента,
причина действия заложена в самом человеке). но мы делимся с вами собственным опытом поиска
удовлетворительной процедуры».
Как видно из таблицы 19, испытуемый сообщил,
что изменение по отношению к конструкту 1 по
ИМПЛИКАТИВНЫЕ РЕШЕТКИ
влечет за собой изменения по отношению к кон
структам 2, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15 и 20. Буквой «Б»
Импликативная решетка Д. Хинкла в таблице обозначены реципрокные отношения:
конструкт 2 имплицирует 5 й, а 5 й имплицирует 2 й.
Импликативная решетка отличается от ранго Некоторые виды анализа импликативных решеток
вой и оценочной тем, что в ней нет элементов в тра будут обсуждены ниже (после описания решеток,
диционном смысле этого слова, если не считать измеряющих сопротивление изменениям). Однако
имплицитно присутствующего элемента Я сам. кое какую информацию можно извлечь из решетки
Д. Хинкл исследовал значение, приписываемое ин сразу (например, сведения об общем количестве
дивидом каждому конструкту, выраженное в тер импликаций). Если решетка пестрит галочками,
минах других конструктов. Для этого он просил ис можно утверждать, что испытуемый использует си
пытуемого указать, что вместе с чем происходит. стему, в которой доминирует один суперордина
При заполнении импликативной решетки, при тный конструкт — «это либо черное, либо белое».
веденной в таблице 19, Хинкл предлагал испытуе Если галочки почти отсутствуют, можно предполо
мому следующую инструкцию: жить, что системе не хватает целостности причи
«Давайте рассмотрим этот конструкт (конструкт 1). ненных связей. Решетка, приведенная в таблице 19,
Предположим, что вы изменились. Однажды утром в этом смысле занимает промежуточное положе
вы просыпаетесь и понимаете, что лучше всего вас ние. Однако «промежуточный» — это чисто «кли
описывает вот этот полюс конструкта, в то время ническая оценка», так как формальных нормати
как вчера лучше описывал противоположный по вов в настоящее время не существует.

107
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Таблица 19
Образец заполненной импликативной решетки



Общее
число
Выявленные конструкты Иерархизованные конструкты имп
лика
ций
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Сочувствую 1 Б Б1 9
Б
щий — без
жалостный
Внимательный 2 Б2 11
Б Б Б Б Б Б Б
к чувствам дру
гих — невнима
тельный
Искренний — 3 3 3
Б Б
неискренний
Ясно мысля 4 4 3
Б Б Б
щий — бестолко
вый
Откровенный — 5 Б5 6
Б Б
скрытный
Предубежден 6 Б6 7
Б Б Б Б Б Б
ный — терпимый
Нервный — ура 7 7 1
Б
вновешенный
Надежный — не 8 8 2
Б
надежный
Умный — дурак 9 9 3
Б Б Б
Уверенный в се 10 10 4
Б
бе — неуверен
ный
Стремящийся 11 Б 11 13
Б Б Б Б Б Б Б
понять других —
центрированный
на себе
Добрый — недо 12 Б 12 8
Б Б Б Б Б Б
брый
Узнать новое 13 13 10
Б Б Б Б Б Б
о людях — чужая
душа потемки
Постигать вещи 14 Б 14 10
Б Б Б Б Б Б
умом — не пости
гать вещи умом



108
Глава 2. Психодиагностика: практика


Продолжение табл. 19
Об
щее
чис
ло
Выявленные конструкты Иерархизованные конструкты
имп
ли
ка
ций
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Человеческое 15 15 9
Б Б Б Б Б Б Б Б
общество раз
вивается —
общество за
коснело или на
ходится в кон
фликте
Честен с самим 16 16 3
Б
собой — обма
нывает себя
Думать легко — 17 17 4
Б
думать трудно Б
Можно легче 18 18 4
Б Б
общаться — об
щаться труднее
Принимают 19 19 3
Б
вас — думают,
что вы дурак
Считают себя 20 20 7
Б Б Б Б Б Б Б
вправе выска
зывать мнение
независимо от
его последст
вий — не счита
ют себя вправе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Общее коли
чество импли 4 9 6 3 7 10 5 4 5 3 9 8 7 8 12 2 3 3 3 9
каций
Ранг имплика
13–5 4 10 17 8–6 2 11–6 13–5 11–6 17 4 6–5 8–5 6–5 1 20 17 17 17 4
ций конструкта



Решетка, измеряющая в большей степени, чем субординатные, устойчивы
к переменам и что сопротивление изменениям пря
сопротивление изменениям
мо связано со степенью суперординатности кон
структа в импликативной решетке. По Хинклу, уро
Эта решетка была разработана также Д. Хинклом.
вень суперординатности импликаций конструкта
Наряду с другими гипотезами он хотел проверить
определяется простым подсчетом числа импликаций
и гипотезу о том, что суперординатные конструкты


109
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Таблица 20
Пример заполненной решетки сопротивления изменениям (Д. Хинкл)

Конструкты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
1

2 Э Э Н Н

? ? ? ? ? ? ?
3

? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
4

? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
5

? ? ?
6 Н Н Н

? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
7

? ?
8

? ? ? ?
9 Н

? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
10

? ? ? ? ? ?
11

12 Н

? ?
13 Н

?
14

?
15

? ?
16

? ? ?
17

? ?
18

?
19

Баллы сопротивления 8 14 11 0 5 12 3 16 11 1 8 17 11 12 13 6 2 6 7 17
изменениям
Ранги 11,5 4 9 20 16 6,5 17 3 9 19 11,5 1,5 9 6,5 5 14,5 18 14,5 13 1,5



110
Глава 2. Психодиагностика: практика


<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>