<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

13. Доверенное лицо
8. Ст. по положению
положению коллега




15. Консультант
10. Родственник
Неприятности,




12. Приятель
связанные с:




6. Начальник
Дата, место




9. Министр
4. Сестра




11. Сосед




16. Я сам
7. Мл. по




14. Врач
коллега
3. Мать
2. Отец
1. Друг




5. Брат
Т. Глупо x x x x x
стью
У. Нанесе x x x x x
нием кому
то обиды
Ф. Чувст x x x x x
вом вины
Х. Замеша x x x x
тельством
Ц. Неуда x x x x
чей
Ч. Женщи пропущено
нами
Ш. Пассив x x x x
ностью
Щ. Потреб пропущено
ностью
в помощи


способ сообщить нам, что он нуждается в помощи, ляет выявить противоречия в оценках, конфликты
или, возможно, хочет этим дать нам понять, что он ценностей и установок человека.
как бы отказывается заполнять решетку. В даль Репертуальные решетки могут применяться в ка
нейшем психологам необходимо будет определить честве эффективного инструмента в экспертной
тот уровень статистической зависимости, который оценке, где позволяют не только классифицировать
достаточен, чтобы испытуемый начал действовать. объекты оценки или получать шкалы предпочтений,
Если конструкт А (описывающий ситуацию) пред но и, реконструировав систему субъективных шкал,
полагает или связан с конструктом Б (имплицирую понять и объяснить возникновение каждой оценки
щим действие), то при каком уровне статистиче и учесть индивидуальную точку зрения каждого
ской связи (0,5, или 0,7, или 0,9) можно утверждать, эксперта. В педагогике возможно применение ре
что данный испытуемый совершит действие Б в си пертуальных решеток для изучения и диагностики
туации А? отношений учащихся к различным предметам и ме
Можно использовать репертуальные решетки тодам преподавания, в качестве средства выявления
для оценки динамики состояния человека, напри параметров восприятия учителями своих учеников
мер, в процессе рабочего дня или в процессе вы и в качестве метода повышения точности и адекват
полнения какой либо сложной или утомительной ности оценок и самооценок.
деятельности. В профориентации и профконсультировании
Этот метод перспективы в качестве эффектив с помощью этого метода можно выявить индиви
ного средства самоанализа и самопознания позво дуальную систему представлений человека о различ


118
Глава 2. Психодиагностика: практика


ных профессиях, выявить причину предпочтения рода экран, на котором отвечающий проецирует
той или иной профессии, обнаружить конфликтные характерные для него мыслительные процессы, по
представления и неадекватные оценки. При работе требности, тревожность и конфликты.
с коллективом — это эффективное средство полу Обычно проективные методики являются мето
чения взаимооценок, исследования точности меж диками замаскированного тестирования, поскольку
личностного восприятия, изучения различий пони обследуемый редко подозревает о типе психологиче
мания членами группы групповых целей и задач. ской интерпретации, которая будет дана его ответам.
Достоинства и преимущества метода реперту Проективные методики характеризуются также
альной решетки полностью раскрывается тогда, глобальным подходом к оценке личности. Внима
когда есть возможность, проведя исследование, ние фокусируется на общей картине личности как
быстро обработать результаты и проанализировать таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
их, с тем чтобы уже при следующей встрече с испы Наконец, проективные методики рассматриваются
туемым можно было уточнить и проверить возник их сторонниками как наиболее эффективные про
шие предположения, составить и провести репер цедуры для обнаружения скрытых, завуалирован
туальную решетку другого типа либо дополнить ных или неосознаваемых сторон личности. Более
прежнюю, изменив репертуар элементов или вы того, утверждается, что чем менее структурирован
борку конструктов. Сегодня в связи с широким тест, тем более он чувствителен к подобному за
распространением персональных компьютеров вуалированному материалу. Это следует из предпо
этот метод становится особенно перспективным. ложения, что тем менее вероятно, что он вызовет
у воспринимающего защитную реакцию.
Проективные методы возникли в клинических
условиях и остаются в основном инструментом
4. МОТИВАЦИОННЫЕ, клинициста. Некоторые из них развились из тера
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ, певтических методов (например, лечения с по
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ мощью произведений искусства), применявшихся
к психическим больным. На теоретических постро
ениях проективных методик сказывается влияние
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ психоаналитических концепций. Существуют так
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ же разрозненные попытки положить в основу про
ективных методик теорию восприятия и перцептив
Количество имеющихся проективных методик ные теории личности. Следует, конечно, отметить,
достаточно велико и продолжает расти. Литература что нет необходимости оценивать конкретные мето
по проективным методикам обширна, по отдель дики с точки зрения их теоретической направленно
ным тестам число работ перевалило за 4000. Их сти или истории происхождения. Методика может
главная особенность может быть обозначена как оказаться практически полезной или эмпирически
относительно неструктурованная задача, т. е. зада ценной по другим причинам, нежели те, которые
ча, допускающая почти неограниченное разнооб выдвигались для оправдания ее введения для ис
разие возможных ответов. Для того чтобы фанта пользования специалистами.
зия индивида могла свободно разыграться, даются В связи со свойственным проективным методи
только краткие, общие инструкции. По этой причи кам глобальным подходом затрагиваются не только
не тестовые стимулы обычно расплывчаты или не эмоциональные, мотивационные и межличностные
однозначны. Гипотеза, на которой строятся подоб характеристики личности, но также и некоторые
ные задания, состоит в том, что способ восприятия интеллектуальные аспекты поведения. К послед
и интерпретации индивидом тестового материала ним можно отнести общий интеллектуальный уро
или структур ситуации должен отражать фунда вень, оригинальность и стиль решения проблемных
ментальные аспекты функционирования его пси ситуаций. Можно добавить, что любой психологи
хики. Другими словами, предполагается, что тесто ческий тест независимо от предназначения может
вый материал должен сработать как некоторого выполнить роль проективной методики.

119
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


ТЕМАТИЧЕСКИЙ Как и все проективные тесты, по выражению
Омбредано, как бы проецирующие личность на
АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)
экране, ТАТ также отражает особенности лично
ТАТ относится к группе проективных методик. сти в ее ответах. Однако в отличие от других тестов
Применяется для выяснения тех особенностей лич ТАТ передает их подобно кинофильму, т. е. дает
ности, которые проявляются в социальной среде развернутую картину особенностей поведения
и в социальных отношениях. Это: личности динамично и в разных жизненных ситуа
1) особенности позиции личности (действенная, циях.
созерцаемая, страдательная); В варианте ТАТ, предложенном для практиче
2) особенности интерперсональных связей (сим ской разработки и в целях ознакомления с методи
патии, антипатии, привязанности); кой, имеются 28 картин.
3) преобладающие тенденции; От других тестов ТАТ отличается тем, что осно
4) способы действия (способы организации дейст вывается на проявлениях индивидуальных особен
вия, особенности практического мышления, спо ностей динамического строя личности и, имея в ка
собы решения жизненных задач); честве основы достаточно определенные стимулы,
5) динамическая сторона личности (ритм ее дея дает в то же время неограниченную свободу выбо
тельности, эмоциональная лабильность, реак ра направления действия. Например, в отличие от
тивность). теста Г. Роршаха, работающего по схеме «неопре
Полный тест представляет набор из нескольких деленный раздражитель (пятно) — определенный
(от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые по образ» (где именно сама неопределенность стимула
очередно предъявляются испытуемому. Для теста толкает на его организацию) схему ТАТ можно вы
подобраны специальные картины, где изображенные разить как «определенный стимул — свободный от
ситуации отвечают 2 основным требованиям. вет». Ответ по ТАТ свободен и не стеснен никакими
При недостаточно четких и ярких изображе ограничениями. В тесте Роршаха ответ всегда огра
ниях предметов и действующих лиц сами по себе ничен рамками образа, и процесс ответной реак
композиции этих ситуаций не являются в то же ции, по сути дела, заканчивается описанием создан
время объективно определенными, не допускаю ного образа. В ТАТ, наоборот, ясный с самого
щими однозначного толкования. При восприятии начала образ вызывает ничем не ограниченную
таких картин у испытуемого создается своеобраз цепь ассоциации и здесь, кроме того, прямо предпи
ная иллюзия совершенной ясности картины: четкие сываются по инструкции выход из круга и картины,
изображения сразу определяют сферу действий ис действие с этим образом и внутри образа.
пытуемого, его среду и направления реакции, но Установлено, что такое свободно направленное
в то же время неопределенность композиции (ис ассоциирование наилучшим образом выявляет
ключающая однозначное и одинаковое решение) и особенности поведения, и систему поступков, по
заставляет его толковать картины по своему. Испы которым в обычной жизни мы чаще всего судим
туемый в каждое толкование вкладывает свои зна о характерных (в основном коммуникативных
ния, свой индивидуальный опыт, свой способ дей и динамических) чертах личности, о ее свойствах
ствия и свои оценки. и особенностях.
В отношении каждой из предъявляемых картин Материал, полученный в результате интерпре
он должен в форме свободного рассказа: тации картин, может быть обработан по разным
1) описать то, что (по его мнению) происходит на принципам и допускает постановку различных экс
картине (т. е. в данный момент); периментальных задач.
2) рассказать, что (по его мнению) способствовало воз Так, Томкинс специально разработал систему,
никновению данной ситуации (что ее породило); где в баллах вычисляются все возможные соотно
3) предсказать, что произойдет в дальнейшем; шения показателей и каждому соотношению зара
4) рассказать о чувствах и переживаниях изобра нее дана оценка. Слабым местом такого подхода яв
женных лиц; ляется то, что критерий той или иной оценки
5) представить мысли людей. может явиться сам по себе весьма произвольным

120
Глава 2. Психодиагностика: практика


или, наоборот, если он жесток, то может выполнить туемый как бы заменяет истинные ответы путем
роль прокрустова ложа для ценного индивидуаль подстановки других ответов. Уходы бывают умыш
но разнообразного материала. Например, когда за ленными и неосознанными. Различают 4 основных
норму принимается рассказ в 300 слов и отклоне варианта ухода.
ния считаются ненормальностями, то могут пройти 1. Описательный вариант. В этом случае из всей
незамеченными такие центры качества личности, 5 частной схемы рассказа (момента, изображен
как лаконичность и точность суждений. ного на картине, истоков, исхода, мыслей, эмоций)
Другой принцип Мэррей обосновал как прин испытуемым используется только 1 момент, т. е. да
цип поиска заданного. Например, в эксперимен ется лишь описание изображенного. Оно может
тальном материале ищут проявление парных ка быть либо излишне детализированным, с упомина
честв: агрессивности или склонности к обороне, нием каждой подробности, либо очень кратким.
маниакальности или депрессии, оптимизма или В последнем случае рассказ принимает примерно
пессимизма и т. д. следующий вид: «Здесь сидит мальчик. Вот скрип
Тест может также выполнять и такие задачи, как ка. Мальчик сидит и... смотрит на скрипку... Я боль
выяснение различных сфер или уровней сознания: ше ничего не знаю».
осознанное — неосознанное, открытое — скрытое, 2. Вариант формального построения сюжета
вытесняемое — замещаемое и т. п. (без наполнения его конкретным содержанием).
ТАТ допускает постановку таких задач, как уста В этом случае испытуемый создает как бы только
новление степени осмысления воспринимаемого, каркас сюжета, не дополняя его ни зримыми обра
степени эмоциональной устойчивости и т. п. Нако зами, ни суждениями, ни характеристиками.
нец, перед тестом могут ставиться задачи более уз Например: «Здесь изображено, что мальчик си
кие, например, такие как установление степени дит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке.
действенности субъекта. В этом случае суждения Что привело к этому моменту? То, что он учится
типа: «мальчик думает», «мальчик мечтает», «маль играть. Дальше он будет играть лучше, если будет
чик хочет», «мальчик делает» должны быть заранее продолжать учиться. Он думает о том, что он игра
оценены как различные стадии (и степени) дейст ет на скрипке. Он чувствует, что надо учиться, что
венности. бы играть хорошо...»
Для ознакомления с методикой ТАТ принят наи 3. Подменяющий вариант. Испытуемый вместо
более распространенный принцип анализа — на создания собственного сюжета подбирает схемати
хождение основных пунктов, которые дают ориен чески сходный с изображенным готовый материал —
тирующий материал для определения структурного литературное произведение, сценарий кинофиль
комплекса личности (впоследствии результаты ис ма, исторический эпизод, радиопередачу или теле
пытания проверяются другими способами, напри визионную трансляцию и т. д. Например: «Это по
мер путем собирания данных анамнеза). хоже на кадр из кинофильма «Концерт Бетховена»
В целом же такой анализ может дать достаточно Там тоже герой фильма — мальчик музыкант. Ког
объемную схему, пригодную для построения гипоте да ему сказали, что он будет участвовать в конкур
зы о той или иной конкретной структуре личности. се и если займет первое место, то поедет в Москву,
то он...» и т. д. В дальнейшем следует изложение со
держания упомянутого фильма.
Общие методические указания 4. Разветвленный вариант. В этом случае сюжет
испытуемый создает, однако он старается при каж
Основные категории анализа дом его повороте дать максимальное количество са
(признаки и показатели) мых разнообразных вариантов.
Например: «Это мальчик лет 12 или 13... А может
Категория «Уходы» быть, старше... Или так выглядит... Может, ему
Уходом называется поведение испытуемого, на только лет 7—8... Перед ним скрипка. Это ему кто
правленное на уклонение от требуемых ответов. то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца.
Уход следует отличать от отказа. При уходе испы А может, брата. Или вообще он не дома. Это чья то

121
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не свидетельствующими о том, что человеком при
хочет играть, ему надоело. Или волнуется перед эк нята какая то позиция, является рассуждение ис
заменом в музыкальной школе. А может, поломал пытуемого со стороны только одного лица (в кар
ее и боится, что ему попадет...» и т. д. тинках с несколькими действующими лицами),
Уход от правильных ответов может иметь место а также высокая степень эмоциональности выска
по отношению ко всем картинам или избирательно зываний.
к некоторым. Признаками действенной позиции являются:
Уход на все картины — признак: подборка глаголов преимущественно в настоящем
1) боязни испытания, «боязни теста», признак времени, отражающих стремление к изменению
установки на сокрытие своих интересов, целей, существующего положения путем оперирования
мотивов; с собственными возможностями без нарушения
2) затрудненности общения, неконтактности; зоны действий и интересов другого человека. Ха
3) интеллектуальной ограниченности (бедности рактерна также акцентированность на предвиде
интеллектуальных ресурсов); нии (хороший прогноз).
4) сниженной способности к интеграции. Признаками страдательной позиции являются
Уход как реакция на отдельные картины может высказывания по поводу влияний и воздействий.
означать как непринятие ситуации вследствие пол Рассуждение ведется обычно от имени лица, на ко
ного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и не торое воздействуют.
принятие ситуации вследствие ее значимости. Внимание фокусируется на факте преследова
В этом случае указанная реакция свидетельствует ния, на несправедливости гонения, давления. Воз
о том, что ситуация неприятна и является отраже действие осуждается.
нием уже произошедшего вытеснения. Много внимания обращено на причины, на исто
ки данной ситуации, на то, что привело к ней (хоро
Категория «Позиция персонажей» шее знание истоков).
Та или иная жизненная позиции (действенная, Признаком агрессивной позиции (помимо со
страдательная, созерцательная, агрессивная) — держательной стороны) является преобладающее
это принятие места того или иного персонажа на количество императивных конструкций. Акценти
картинке в личных или общественных отноше руется воздействие на другую личность. В отличие
ниях, отождествление себя с изображенным ли от действенной позиции характерно отсутствие по
цом. Позиция является отправной точкой для ре следовательности в намерениях, системы и планов
шения жизненных задач и конфликтов. Так, в действиях.
направленность на изменение ситуации, на актив Признаками созерцательной позиции являются
ный выход из нее, на ее развитие или предупреж рассуждения, включающие моменты эмоциональ
дение развития наблюдается при действенной по но окрашенного резонерства.
зиции, и наоборот, пассивность и бездействие,
предоставление действовать другим — при страда Категория «Солидаризация»
тельной позиции. Смотрение со стороны в каче Солидаризация рассматривается как понима
стве третьего лица, не участвующего в ситуации, ние какого либо лица, разделение его взглядов, со
но наблюдающего и принимающего в равной сте чувствие этому лицу и соучастие в его пережива
пени все исходы, характерно для созерцательной ниях. Испытуемый может не принимать позиции
позиции. лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не
Направленность на уничтожение, разрушение, менее его качества и свойства будут импонировать
вхождение в конфликт — выражение агрессивной испытуемому. Обычно эти качества испытуемый
позиции. прямо называет.
Все виды позиции являются прямыми показа Солидаризация означает, что с человеком, по
телями соответствующих тенденций личности. добным изображенному, у испытуемого могут быть
Все они дают материал к решению вопросов о спо точки соприкосновения. Таким образом, по осо
собах действия личности. Общими признаками, бенностям солидаризации мы судим о характере

122
Глава 2. Психодиагностика: практика


интерперсональных связей, о круге лиц, состав Процедура эксперимента
ляющих среду, в которой действует человек, и (кос
венно) об особенностях этой среды. До начала опыта испытуемый не должен быть
осведомлен ни о системе показателей, ни о крите
Категория «Отступления от сюжетной линии» риях оценки теста. Карточки теста предъявляются
Признаком данной категории является внезап испытуемому в последовательности, отраженной
ная смена направления рассказа, отвлекаемость по номером отдельной карточки. Испытуемому дается
случайной ассоциации (выходящей из зоны при инструкция, состоящая из 5 частей:
вычных ассоциаций). 1) опишите ситуацию, что вы видите на этой кар
Различаются отступления справочные и мемо тинке;
риальные. 2) что, по вашему мнению, способствовало возни
Справочные отступления — показатели склон кновению ситуации, что ей предшествовало;
ности к резонерству. Мемориальные — показатели 3) что, по вашему мнению, произойдет дальше;
эгоцентричности. Частые отступления расценива 4) какие мысли у людей, изображенных на картинке;
ются как «скачка» идей. 5) какие чувства испытывают действующие лица.
Все ответы регистрируются в первоначальный
Категория «Ошибки восприятия» протокол (без оценок) и, по возможности, дословно
Ошибкой восприятия считается называние, но (запись ведется на чистом листе бумаги).
не выдумывание и добавление предметов не того
типа и вида, что изображены на картинке.
Ошибки восприятия — признак доминирования Порядок обработки
прочных установок, признак нарушенного баланса экспериментального материала
между внешними и внутренними моментами, опре
деляющими особенности воспринимаемого образа 1. Все суждения, ответы и описания, внесенные
(сдвиг в сторону внутренних тенденций). в первичный протокол, анализируются с целью ра
спределения их по соответствующим рубрикам
Категория «Количество деталей» вторичного (стандартного) протокола (см. прило
Значительное количество деталей, взятых из жения 1, 2, 3).
картины, оценивается как склонность к полевому 2. При обработке конкретные ответы испытуе
поведению. И наоборот, малое количество деталей мого соотносятся с пояснениями, данными в тесте.
картины, используемых для построения рассказа, 3. Из общего числа ответов и из их соотношений
характеризует самостоятельность лица, его незави (совпадение, противоречие) выводится структура
симость и в то же время сниженное внимание проекции.
к окружающему. 4. На основании прямого большинства ответов
какой либо категории устанавливается конкретная
Категория «Общее время рассказа» психологическая тенденция личности.
Продолжительные (без пауз) рассказы по всем 5. Составляется общее заключение о личности.
картинам характеризуют богатую представления Оно должно содержать суждение о среде, в которой
ми и ассоциациями сферу сознания, склонность в основном ориентируется личность, данные о со
к фантазии. держании сознания, позиции, данные о динамиче
Избирательно длительный рассказ (на 1 карти ском строе личности, об эмоциональной и волевой
ну) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые сфере, о способах действия, заключения об отдель
увидел испытуемый, захватили его. Паузы более ных качествах личности и ее направленности.
30 мин (в середине рассказа) — показатели аффек Основное внимание экспериментатора при об
тивных реакций. работке теста должно быть обращено на обоснова
В целом все временные характеристики, их ба ние окончательного заключения, на его доказатель
ланс и соотношение представляют сведения о ди ную сторону.
намической стороне личности.

123
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА (ТИП 1)

Формальные характеристики

Латентный
период от нача Общее Количество Количество
Количество Количество
картины ла предъявле время пауз свыше отступлений
деталей ошибок
ния до начала рассказа 30 минут от сюжета
рассказа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12




Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА (ТИП 2)

Характеристики по содержания

Позиция
Эмоцио
«Уходы» Солидари
Агрессив
картины Конфликты нальный Действен Страдатель Созерца
а, б, в, г зация
ная
фон ная ная тельная
1
2
3
4
5

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>