<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6
7
8
9
10
11
12


124
Глава 2. Психодиагностика: практика


Приложение 3
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА (ТИП 3)

Показатели выполнения инструкции

Прогноз (количество исхо
картины Момент Исток дов: благоприятных, небла Эмоции Мысли
гоприятных)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12



ТЕСТ РОРШАХА пятна испытуемому предлагается ответить на во
прос: «Что это такое и на что это похоже?»
Таким образом, испытуемый должен усмотреть
Тест Роршаха принадлежит к числу проектив
в каждом неопределенном пятне (или группе пятен)
ных тестов. Он используется для диагностики от
какой то определенный предмет, образ или карти
дельных психических свойств и качеств личности.
ну, которые в дальнейшем рассматриваются как
Выяснение таких свойств и качеств личности по те
проекции отдельных качеств его личности.
сту Роршаха основано на анализе простейших про
Предполагается, что в создании такого образа
дуктов творчества, в которых отражаются (проеци
или развернутой картины участвует ряд психиче
руются) некоторые индивидуальные особенности
ских актов и тех психических особенностей чело
личности.
века, которые несут на себе наиболее яркую пе
В качестве объективной основы для выявления
чать индивидуальности. В первую очередь это
конкретных личностных качеств Роршах использу
избирательность восприятия, особенности проте
ет сферу перцепции. На материале индивидуально
кания ассоциативных процессов и особенности
го построения образа он разрабатывает свою систе
установки.
му диагностики личности. Исследователь считает,
Так, М. Рапопорт считает, что с момента предъ
что за индивидуальными особенностями конструи
явления пятна и до создания образа возникает свя
рования представлений стоят отдельные личност
занная цепь процессов. Прежде всего сама неопре
ные свойства и качества. По его мнению, сведения
деленность пятна дает толчок к ассоциациям,
об отдельных качествах дают и избирательность
которые лишь частично осознаются. Возникшие
в восприятии, и способ последующей интеграции
смутные ассоциации объединяются в сложные об
избранных элементов в тот или иной образ, и со
разы. Наконец, определившийся образ дает новое
держание самого образа.
направление ассоциациям, в результате чего созда
Инструментом теста является набор из 10 карто
ются законченные, логически обоснованные кар
чек с симметричными пятнами разных цветов не
тины.
определенной формы. При предъявлении каждого


125
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Это основная схема теста Роршаха, которая от 2) избирательность реакций (например, исключи
личает его от других проективных тестов по систе тельно сильная реакция на цвет или преиму
ме и структуре в проекции. По характеру же про щественно на цвет);
екции, по ее типу тест Роршаха считается самым 3) очередность реакции (например, реакция, со
чистым тестом, не зависящим от внешних влия стоящая из ряда категорий, всегда начинается
ний. Предполагается, что неопределенность и бес с формы);
форменность пятна (неконструированный раз 4) статичность или динамичность (картины непо
дражитель) исключают объективную внешнюю движны или в них усматривается движение).
направленность ассоциаций, проводящих к созда Оценки по содержанию входят в одну из 4 кате
нию образа — картины. Поэтому особенности горий — люди, животные, предметы и фантастиче
проекций по тесту Роршаха относятся исключи ские образы — и свидетельствуют о тех особенно
тельно на счет субъективных факторов. Именно стях ассоциативного процесса, в результате
ради сохранения чистоты показателей при прове проявления которых на основе действия превали
дении опыта по тесту Роршаха экспериментатору рующих представлений и понятий складывается
категорически запрещается задавать наводящие один из типичных образов.
или дополнительные вопросы, а также выражать Отдельные связи между категориями ответов
свое отношение к только что высказанному суж и их диагностическими значениями (по формаль
дению испытуемого. ным оценкам и оценкам по содержанию) сведены
В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где в приложениях 1 и 2.
личность диагностируется на основе реакции на
достаточно определенные раздражители (ситуа
Методические указания
тивные картинки), тест Роршаха дает больший
простор для независимого продуцирования и сво
Пояснения к шифровке ответов при исследова
бодной проекции личности.
нии по тесту Роршаха (типы ответов).
Тест Роршаха служит одним из лучших индика
торов тех свойств личности, которые проявляются
в синтетической деятельности в условиях нена
Формальные характеристики
правленного ассоциирования.
Материал, получаемый по тесту Роршаха, оце
Ц (целостность) — так шифруются ответы, осно
нивается последовательно двумя типами оценок
ванные на восприятии всего пятна таблицы в це
(характеристик): оценкой формальной и оценкой
лом, при четком ограничении пятна от фона таб
по содержанию. Формальные оценки основаны на
лиц.
анализе особенностей организации восприятия,
Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии
оценки по содержанию — на анализе материала
части пятна без учета других его частей.
конкретных ассоциаций.
Ф (форма) — четко выраженная форма (описа
Принцип раздельных оценок играет существен
ние людей, животных, растений и др.).
ную роль при диагностике личности, поскольку за
Фн — нечетко воспринятая форма.
каждой из них стоит различный механизм, форми
Ф Цв (форма цвет) — ответы, в которых прео
рующий ответ. Поэтому один и тот же ответ дол
бладает форма и упоминается цвет.
жен быть последовательно оценен и с формальной,
Цв Ф (цвет форма) — ответы, в которых прео
и с содержательной стороны.
бладает цвет, но упоминается и форма.
По формальным оценкам ответы испытуемых
отражают одну из следующих особенностей орга
низации восприятия:
Характеристики по содержанию
1) особенности оперирования и ориентировки
в пространстве (в одном случае для построения
Ж — категория «животные». Сюда вводят упоми
образа берется все пятно в целом, в другом —
нания о любых представителях животного мира —
только его часть);

126
Глава 2. Психодиагностика: практика


млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, прес Методика
мыкающихся, насекомых.
Ч — категория «человеческие фигуры». Упоми Процедура опыта. Опыт заключается в предъяв
нания о человеческих существах в любой форме — лении 10 карточек в последовательности, отражен
называние пола (мужчина, женщина, маленькая де ной порядковым номером карточки. Предъявление
вочка, мальчуганы...), возраста (старик, старуха, карточек сопровождается одним стандартным во
юноша...; профессии (кузнец, балерина); с заменой просом: «Что это и на что это похоже?»
местоимением (кто то согнувшийся, здесь танцую Регистрируется время между предъявлением
щие...); или причастием (работающий, дерущиеся, карточки и началом ответа. Регистрируется также
указывающий...); группировкой (драка, демонстра время самого ответа. Время предъявления не огра
ция, зрительный зал, полный публики...). ничено. Все данные (временные характеристики,
П — категория «предметы». Упоминания пред ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стан
метов любого назначения, размера, свойства, мате дартный протокол.
риала, положения.
Фан — категория «фантастические образы» —
Обработка результатов
упоминающиеся испытуемыми фантастические
существа (ведьма, колдун, кентавры, король под
1. Все ответы шифруются (см. приложение 2 и 3).
земного царства) и т. д.
2. Производится подсчет количества ответов
Дв — категория «движение». Включает движе
разных категорий.
ние, перемещение позы, иногда ракурс, состояние,
3. Вычисляется процент ответов различных ка
реже — мимические движения.
тегорий из общего числа всех ответов.
4. Выявляются сочетания ответов по формаль
Обработка задания ным оценкам и оценкам по содержанию.
5. Определяются индивидуальные характерис
Экспериментальная группа. В опыте участвуют тики испытуемого (по отклонениям от нормы).
2 человека: экспериментатор и испытуемый. Испы 6. Составляется заключение по поводу личности
туемый может быть ознакомлен с системой оценок испытуемого.
только после проведения опыта.

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА


Формальные Характеристики
характеристики по содержанию
Наименова
ние харак Приме
теристики чание
Фн
Ф Ф Цв Цв Ф Дв Ж Ч П Фан
(категория) Ц Д (нечет
(четкая (форма (цвет (дви (живот (чело (пред (фанта
(целое) (деталь) кая
форма) цвет) форма) жение) ное) век) мет) зия)
форма)

Количество
ответов
Выражен
ность (в %)
Показатели
65—70 % 25—30 % 75—80 % 25 % 50 % 25 % 60 % 30—35 % 25 % 1—2 отв. 3—4 отв.
нормы


127
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Приложение 2
Диагностические показатели
(по формальным оценкам)

Ц (целое) — большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обоз
ревающий охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться

Д (деталь) — 1) большое количество деталей — показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности
и нелогичности мышления; 2) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негати
визма или оборонительной позиции испытуемого

Ф (форма) — большое количество ответов с преобладанием указания на формы: 1) показатель господства мысли
над чувством; 2) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пыта
ются понизить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь
«распустить» эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности

Дв (движение) — ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель
богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внеш
них импульсов

Цв (цвет) — ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоция
ми. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «су
женного сознания», импульсивности и отсутствия контроля



Приложение 3
Диагностические показатели
(оценки по содержанию)

Преобладание ответов категории Ж указывает на слабо выраженную
Ж (животное)
индивидуальность, стереотипное стандартное мышление
Показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным
Ч (человек)
и неблагоприятным)
Часто встречающиеся ответы «Фан» расцениваются как склонность
Фан (фантазия)
к конструированию, к фантазии и конфабуляции

Часто встречающиеся ответы с преобладанием П расцениваются как склонность
П (предмет) к аутизму, затрудненность в интерперсональных связях. В сфере организации
действий — как тенденция к конкретизации




ТЕСТ руки, зафиксированной в виде графического следа
движения, рисунка).
«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
По И. М. Сеченову всякое представление, воз
Метод исследования построен на теории психо никающее в психике, любая тенденция, связанная
моторной связи. Для регистрации состояния пси с этим представлением, заканчиваются движением
хики используется исследование моторики (в част (буквально: «Всякая мысль заканчивается движе
ности, моторики рисующей правой доминантной нием»).

128
Глава 2. Психодиагностика: практика


Если реальное движение по какой то причине не Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуще
осуществляется, то в соответствующих группах ствующее животное и назовите его несуществую
мышц суммируется определенное напряжение щим названием.
энергии, необходимой для осуществления ответно
го движения (на представление мысль). Так, напри
Показатели и интерпретация
мер, образы и мысли представления, вызывающие
страх, стимулируют напряжение в группах ножной
Положение рисунка на листе. В норме рису
мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы
нок расположен по средней линии вертикально по
необходимым в случае ответа на страх бегством или
ставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять
защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
белый или слегка кремовый, неглянцевый. Поль
Тенденция движения имеет направление в прост
зоваться карандашом средней мягкости; ручкой
ранстве: удаление, приближение, наклон, выпрям
и фломастером рисовать нельзя.
ление, подъем, падение. При выполнении рисунка
Положение рисунка ближе к верхнему краю
лист бумаги (либо полотно картины) представляет
листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется
собой модель пространства и, кроме состояния
как высокая самооценка, как недовольство своим
мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е.
положением в социуме, недостаточность признания
возникающую тенденцию. Пространство, в свою
со стороны окружающих, как претензия на продви
очередь, связано с эмоциональной окраской пере
жение и признание, тенденция к самоутверждению.
живания и временным периодом: настоящим, прош
Положение рисунка в нижней части — обратная
лым, будущим. Связано оно также с действенно
тенденция: неуверенность в себе, низкая самооцен
стью или идеально мыслительным планом работы
ка, подавленность, нерешительность, незаинтересо
психики. Пространство, расположенное сзади
ванность в своем положении в социуме, в призна
и слева от субъекта, связано с прошлым периодом
нии, отсутствие тенденции к самоутверждению.
и бездеятельностью (отсутствием активной связи
Центральная смысловая часть фигуры (голова
между мыслью представлением, планированием
или замещающая ее деталь). Голова повернута
и его осуществлением). Правая сторона (простран
вправо — устойчивая тенденция к деятельности,
ство спереди и вверху) связаны с будущим перио
действенности: почти все, что обдумывается, пла
дом и действенностью. На листе (модели простран
нируется, осуществляется или по крайней мере на
ства) левая сторона и низ связаны с отрицательно
чинает осуществляться (если даже и не доводится
окрашенными и депрессивными эмоциями, с не
до конца). Испытуемый активно переходит к реа
уверенностью и пассивностью. Правая сторона
лизации своих планов, наклонностей.
(соответствующая правой доминантной руке) —
Голова повернута влево — тенденция к рефлек
с положительно окрашенными эмоциями, энерги
сии, к размышлениям. Это не человек действия:
ей, активностью, конкретностью действия.
лишь незначительная часть замыслов реализуется
Помимо общих закономерностей психомотор
или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так
ной связи и отношения к пространству, при толко
же боязнь перед активным действием и нереши
вании материала теста используются теоретические
тельность. (Вариант — отсутствие тенденции к дей
нормы оперирования символами и символически
ствию или боязнь активности — следует решить
ми геометрическими элементами и фигурами. По
дополнительно.) Положение анфас, т. е. голова на
своему характеру тест «Несуществующее живот
правлена на рисующего (на себя), трактуется как
ное» относится к числу проективных. Для статисти
эгоцентризм.
ческой проверки или стандартизации результат
На голове расположены детали, соответствую
анализа может быть представлен в описательных
щие органам чувств, — уши, рот, глаза. Значение де
формах. По составу данный тест — ориентировоч
тали «уши» — прямое: заинтересованность в инфор
ный. Как единственный метод исследования он
мации, значимость мнения окружающих о себе.
обычно не используется и требует объединения
Дополнительно по другим показателям и их сочета
с другими методами в качестве батарейного инст
нию определяется, предпринимает ли испытуемый
румента исследования.

129
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


что либо для завоевания положительной оценки или 2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы
только продуцирует на оценки окружающих соот водах и неосновательность суждений, иногда
ветствующие эмоциональные реакции (радость, импульсивность в принятии решения (особенно
гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по при отсутствии ног).
ведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком Необходимо обратить внимание на характер со
при отсутствии прорисовки губ трактуется как боль единения ног с корпусом: соединение точно, тща
шая речевая активность (болтливость), в сочетании тельно или небрежно, слабо соединены или не со
с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, единены вовсе — это характер контроля за своими
и другое вместе. Открытый рот без прорисовки суждениями, выводами, решениями. Однотип
языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как ность и однонаправленность формы ног, лап, лю
легкость возникновения опасений и страхов, недове бых элементов опорной части — конформность
рия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин суждений и установок в принятии решений, их
стве случаев — защитная (огрызается, задирается, стандартность, банальность. Разнообразие в форме
грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, и положении этих деталей — своеобразие устано
порицанием). Для детей и подростков характерен ри вок и суждений, самостоятельность и небаналь
сунок зачерченного рта округлой формы (боязли ность; иногда даже творческое начало (соответ
вость, тревожность). ственно необычности формы) или инакомыслие
Особое значение придают глазам. Этот символ (ближе к патологии).
присущего переживания страха подчеркивается Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание Могут быть функциональными или украшающими
на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — исте (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали
роидно демонстративные манеры поведения. Отно панциря, перья, бантики вроде завитушек кудрей,
сительно мужчин: женственные черты характера цветково функциональные детали). Это энергия
с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. охвата разных областей человеческой деятельно
Ресницы — также заинтересованность в восхище сти, уверенность в себе, «самораспространение»
нии окружающих внешней красотой и манерой оде с неделикатным и неразборчивым притеснением

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>