<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

или сфера общественной практики (производ
специальные испытания на однозначность их вы
ство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин
полнения экспертами по отношению к некоторо
гент испытуемых (пол, возраст, образование,
му эталонному набору данных (текстов, рисун
профессиональный опыт, должностное положе
ков, аудио или видеозаписей и т. п.);
ние). Должны быть конкретизированы цели
в) наличие процедуры обработки результатов,
использования результатов: для прогноза успеш
включающей в себя такое документирование
ности профессиональной деятельности, для
промежуточных этапов обработки, которое по
психологического вмешательства, для принятия
зволило бы перепроверить конечный результат
правовых, административных решений, для прог
другому эксперту;
ноза стабильности коллектива и т. п.;
г) возможность воспроизведения (повторения)
б) процедура проведения должна быть задана в ви
пользователями разработчиками нормативного
де однозначного алгоритма, пригодного для


12
Глава 1. Психодиагностика: общие положения


исследования по измерению экспертной согла вом получения методических материалов, в том
сованности на эталонном наборе данных; числе с помощью их приобретения в качестве
д) ведение головной организацией банка данных, индивидуальной профессиональной собствен
обеспечивающих подготовку пользователей и пе ности. Психолог обеспечивает необходимый
реподготовку (в соответствии с пересмотренны уровень надежности диагноза, применяя па
ми стандартами методики). раллельные стандартизованные и нестандарти
Любая методика, не удовлетворяющая перечис зованные методики, а также метод независимых
ленным выше требованиям, не может считаться экспертных оценок;
профессиональной психодиагностической мето г) не должен руководствоваться в подборе методик
дикой. Методики должны проходить аттестацию в батарею (программу обследования) субъек
в рамках головных методических организаций, в обя тивными предпочтениями и предубеждениями
занности которых входит составление библиотек в оценке методик, а исходить из требований мак
аттестованных психодиагностических методик. симальной эффективности диагностики — мак
Вся инструктивная литература по методикам, не симум надежности при минимуме затрат;
прошедшим аттестацию, не может считаться год д) должен вести параллельно с использованием
ной для применения в практической психологии. методик научно методическую работу, анали
Это не исключает возможности применения неат зируя по собранным данным эффективность
тестованных методик в исследовательских целях. применения методики в заданной области. Ве
дение такой научно методической работы вхо
дит в основной круг обязанностей психолога,
работающего в исследовательских и практиче
ТРЕБОВАНИЯ
ских учреждениях. В этой работе психолог под
Разные требования предъявляются к пользова держивает оперативные контакты с головной
телям, являющимся профессиональными психоло методической организацией, передавая ей ко
гами, и пользователям непсихологам. пии протоколов (для накопления банков дан
Пользователь психолог: ных) и получая инструктивные методические
а) должен знать и применять на практике общие материалы;
теоретико методологические принципы психо е) должен обеспечивать тщательное соблюдение
диагностики, владеть основами дифференциаль всех требований для проведения стандартных
ной психометрики, должен следить за текущей методик обследования. Подсчет баллов, интерп
методической литературой по психодиагности ретация, прогноз делаются в строгом соответ
ке, самостоятельно вести картотеку и личную ствии с методическими указаниями. Психолог
библиотечку методик, применяемых в заданной не имеет права отклоняться от стандарта в ис
области; пользовании методики, принятого на опреде
б) должен отвечать за решения, принимаемые на ленный период. Все рекламации и предложения
основе тестирования, обеспечивая их соответ по использованию методики психолог направля
ствие репрезентативности и прогностической ет в методический центр и требует их учета при
валидности методики, должен предупреждать очередном пересмотре методики;
возможные ошибки, допускаемые непрофессио ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо
налами, незнакомыми с ограничениями в исполь диагностической информации, полученной от
зовании того или иного теста; испытуемого на основе личного доверия. Пси
в) должен пользоваться преимущественным пра холог обязательно предупреждает испытуемого
вом по сравнению с непрофессиональными о том, кто и для чего может использовать его ре
пользователями на проведение психодиагности зультаты. Психолог не имеет права скрывать от
ки в заданной области, на использование прото испытуемого то, какие решения могут быть выне
колов в соответствии с профессионально этиче сены на основе психологической диагностики;
скими принципами и интересами психологии. з) должен хранить профессиональную тайну: не
Психолог пользуется преимущественным пра передавать лицам, не уполномоченным вести

13
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


психодиагностическую практику, инструктив преждать испытуемого о том, как будет исполь
ных материалов, не раскрывать перед потен зована информация;
циальными испытуемыми секрет той или иной д) не должен использовать методики, не обеспе
психодиагностической методики, на котором ченные однозначной стандартной инструкци
основана его валидность; ей, необходимыми показателями надежности
и) обязательно должен рассматривать наряду с наи и валидности, требующие параллельного при
более вероятной и альтернативную диагностиче менения высокопрофессиональных эксперт
скую гипотезу (интерпретацию данных), приме ных методов;
няя в психодиагностике принцип, аналогичный е) должен содействовать психологам в соблюде
принципу презумпции невиновности в судопро нии процедурных и этических нормативов,
изводстве; предпринимать меры для предотвращения не
к) должен сообщать в региональные или централь корректного использования методик.
ные органы Общества психологов о всех заме Все приведенные требования находятся в соот
ченных им где либо нарушениях нормативных ветствии с международными профессионально
(процедурных и этических) принципов психо этическими стандартами, принятыми в работе
диагностики. Психолог уполномочен лично пре психологов. Основные идеи этих стандартов могут
пятствовать некорректному и неэтичному при быть кратно сформулированы в виде следующих
менению психодиагностики. принципов:
Отдельные теоретически и психометрически 1) ответственности;
обоснованные методики, не требующие специаль 2) компетентности;
ных знаний при интерпретации, могут использо 3) этической и юридической правомочности;
вать специалисты в смежных с психологией об 4) квалифицированной пропаганды психологии;
ластях: учителя, врачи, социологи, инженеры, 5) конфиденциальности;
экономисты и пр. 6) благополучия клиента;
При этом пользователь непсихолог: 7) профессиональной кооперации;
а) должен предварительно проконсультироваться 8) информирования клиента о целях обследова
с психологами, работающими в данной практи ния;
ческой отрасли, о том, какие именно методики 9) морально позитивного эффекта исследования;
могут быть применены для решения поставлен 10)гражданственности и патриотизма.
ных задач. При наличии аттестованных методик
пользователь должен применить именно аттес
тованные методики;
4. ОСОБЕННОСТИ
б) должен выбрать другую методику, либо пройти
соответствующую подготовку, либо привлечь ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
к проведению психодиагностики психолога, ли
ТЕСТИРОВАНИЯ
бо отказаться от проведения психодиагностики,
если психологи предупреждают пользователя
о том, что правильное использование методики Психодиагностический метод отличается опре
требует общих знаний о психодиагностике или деленной спецификой по отношению к традицион
специальной подготовки (по овладеванию мето
ным исследовательским методам психологии —
дикой);
неэкспериментальному (описательному) и экспе
в) должен автоматически брать на себя обязатель
риментальному. Основной особенностью его явля
ство по соблюдению всех требований профессио
ется измерительно испытательная направлен
нальной тайны, получая доступ к п методикам;
ность, за счет которой достигается количественная
г) должен следовать всем этическим нормативам
(и качественная) квалификация изучаемого явле
в проведении обследования по отношению к ис
ния. Это возможно за счет выполнения определен
пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет
ных требований.
права злоупотреблять доверием и обязан преду

14
Глава 1. Психодиагностика: общие положения


Важнейшее из этих требований — СТАНДАР риала, невмешательстве исследователя в деятель
ТИЗАЦИЯ инструмента измерения, в основе кото ность испытуемого и т. п.
рой лежит понятие нормы, поскольку индивидуаль НАДЕЖНОСТЬ — неотъемлемая характеристи
ная оценка (например, успешность выполнения ка методики, отражающая точность психодиагнос
того или иного вида задания) может быть получена тических измерений, а также устойчивость резуль
путем сопоставления с результатами других обсле татов теста к действию посторонних случайных
дуемых. Благодаря стандартизации методики до факторов.
стигается сопоставимость полученных результатов Результат психологического исследования обыч
у разных испытуемых, появляется возможность со но подвержен влиянию большого количества не
поставления таких оценок в разных тестовых мето учитываемых факторов (таких как эмоциональное
диках. В психологической диагностике различают состояние и утомление, если они не входят в круг
две формы стандартизации: исследуемых характеристик, освещенность, темпе
1) обработку и регламентацию процедуры прове ратура и другие особенности помещения, в котором
дения, унификацию инструкции, бланков об проводится исследование, уровень мотивированно
следования, способов регистрации результатов, сти испытуемых на исследование и др.) Любое из
условий проведения обследования, характери менение ситуации исследования усиливает влияние
стику контингентов испытуемых; одних и ослабляет воздействие других факторов на
2) преобразование нормальной (или искусственно результат теста.
нормализованной) шкалы оценок в новую шка Общий разброс (дисперсию) результатов тесто
лу, основанную уже не на количественных эм вого обследования можно, таким образом, предста
пирических значениях изучаемого показателя, вить как результат влияния 2 групп причин: измен
а на его относительном месте в распределении чивости, присущей самому измеряемому свойству,
результатов в выборке испытуемых. и факторов нестабильности измерительной проце
Наиболее распространенными преобразования дуры.
ми первичных оценок в психометрике являются В широком смысле под надежностью понимается
центрирование и нормирование посредством средне характеристика того, в какой степени выявленные
квадратичных отклонений. Под центрированием у испытуемых различия по тестовым результатам
понимается линейная трансформация величин являются отражением действительных различий
признака, при которой средняя величина распреде в измеряемых свойствах и в какой мере они могут
ления становится равной нулю. быть приписаны случайным ошибкам.
В качестве функции нормирования обычно вы В более узком смысле применительно к методам
ступает Z показатель (стандартный показатель), определения характеристик надежности под этой
выражающий отклонение индивидуального ре группой показателей подразумевается степень со
зультата в единицах, пропорциональных стандарт гласованности результатов теста, получаемых при
ному отклонению единичного нормального распре первичном и повторном его применении, по отно
деления. шению к тем же испытуемым в различные момен
Благодаря возможности подобных преобразо ты времени, с использованием разных (но сопоста
ваний шкалы, традиционно принятые в психодиаг вимых по характеру) наборов тестовых заданий
ностике и построенные на основе шкалы Z пока или при иных изменениях условий обследования.
зателя, становятся сопоставимыми, и возможен Распределение оценок испытуемых при выпол
переход из одной шкалы в другую с иными показа нении теста, измеряющего одно качество, в идеаль
телями. ном случае совпадает с так называемым нормаль
Наиболее существенны также требования, ным распределением, и дисперсия при этом будет
предъявляемые к НАДЕЖНОСТИ и ВАЛИДНО истинной ( т. е. отражающей вариативность только
СТИ инструмента измерения, и жесткая регламен измеряемого признака). Каждый испытуемый зани
тация процедуры обследования, заключающаяся мает определенное место по оценкам теста, и теоре
в точном соблюдении инструкции, строго опреде тически это место для каждого члена выборки
ленных способах предъявления стимульного мате постоянно. В рассматриваемом случае повторное

15
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


выполнение теста теми же лицами должно давать меняются непосредственно одна за другой, то кор
распределение мест на шкале оценок, идентичное реляция отражает их взаимозаменяемость.
первому. Тогда методика как измерительный ин 3. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА — третья ха
струмент точна и максимально надежна. Реальные рактеристика надежности психодиагностических
оценки и ранговые места испытуемых при повтор методик. Этот показатель выявляют путем анализа
ном обследовании изменяются, и их распределение устойчивости результатов отдельных совокупно
в той или иной степени отличается от исходного. стей тестовых задач или единичных пунктов (зада
При этом дисперсия нового распределения выше ний) теста.
исходного на величину дисперсии ошибок изме Наиболее распространенным видом надежно
рения. сти частей теста является метод расщепления, суть
В зависимости от условий, влияющих на резуль которого сводится к выполнению испытуемым за
таты теста, выделяют следующие типы характерис даний из 2 равноценных частей теста.
тик надежности. Обоснованием метода служит вывод о том, что
1. РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ определяется при нормальном или близком к нормальному рас
путем повторного обследования испытуемых с по пределению оценок по полному тесту выполнение
мощью одного и того же теста. Этот показатель вы любого случайного набора из частей теста даст ана
числяется по соответствию результатов первого логичное распределение (при условии, что части од
и второго обследований или по сохранению ран нородны по характеру заданий, отношению к тесту
говых мест испытуемых в выборке при ретесте. в целом).
Коэффициент надежности соответствует коэф Для оценки надежности этим методом выбира
фициенту корреляции между полученными ре ются 2 эквивалентные по характеру и степени
зультатами. трудности группы задач. Разделение объема зада
2. НАДЕЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ФОРМ ний теста на сопоставимые части достигается рас
определяется с помощью взаимозаменяемых форм пределением заданий на четные и нечетные (в том
теста. При этом одни и те же испытуемые обследу случае, если задания четко ранжированы по степе
ются вначале с использованием основного набора ни субъективной трудности); разделением пунктов
заданий, а затем — с применением аналогичных по принципу близости или равенства значений ин
дополнительных. Коэффициент надежности мо дексов трудности и дискриминативности (такой
жет быть определен и другим способом: испытуе принцип разделения пригоден для тестов достиже
мые делятся на примерно равные группы, затем ний, в которых обязателен ответ испытуемых на
одной из них предлагается форма А теста, а дру все пункты); разделением задач по времени реше
гой — форма Б. Через определенное время (обыч ния каждой из частей (для тестов скорости).
но не более недели) проводится повторное тести Для испытуемых в выборке вычисляются оцен
рование, но в обратном порядке. Такая процедура ки успешности решений (раздельно для каждой из
обследования лишена значительной части недос частей теста), среднеквадратичные отклонения
татков способа ретестовой надежности. Так как первого и второго рядов оценок и коэффициенты
в параллельной форме используется другой по со корреляции сравниваемых рядов. Естественно, эти
держанию материал, возможность тренировки коэффициенты будут характеризовать надежность
и запоминания отдельных решений уменьшается. лишь половины теста.
Важнейшим преимуществом данного метода яв Характеристика надежности по этому типу име
ляется сокращение временного интервала перед ет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрен
повторным обследованием. Коэффициент корре ными выше ретестовой и надежностью параллель
ляции между результатами первичного и повтор ных форм благодаря отсутствию необходимости
ного тестирования, оценивающий как времен в повторном обследовании (снимается влияние
ную стабильность теста (собственно надежность), многих посторонних факторов, например трени
так и степень соответствия результатов обеих ровки, запоминания решений и т. п.). В то же время
форм теста, является основным показателем дан невозможность установить устойчивость результа
ной характеристики надежности. Если формы при тов теста спустя определенное время требует ком

16
Глава 1. Психодиагностика: общие положения


бинирования этого метода с другими типами ха Сведения, характеризующие степень обосно
рактеристики надежности психодиагностической ванности и статистической надежности развития
методики. исследуемой психологической особенности в буду
ВАЛИДНОСТЬ — комплексная характеристика щем, составляют ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ валид
теста, включающая сведения об области исследуе ность методики. С ее помощью можно определить,
мых явлений и репрезентативности диагностиче насколько важен исследуемый признак с точки
ской процедуры по отношению к ним. зрения деятельности испытуемого в будущем с уче
В наиболее простой и общей формулировке ва том закономерно изменяющихся обстоятельств,
лидность — это понятие, указывающее нам, что перехода на другой уровень развития.
тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Большинство методик, особенно тестов спо
В стандартных требованиях к педагогическим собностей и интеллекта, исследуются на предмет
и психологическим тестам валидность определяет диагностической и прогностической валидности,
ся как комплекс сведений о том, относительно ка нередко объединяемых общим понятием ЭМПИ
ких групп психологических свойств личности мо РИЧЕСКОЙ валидности. Этим подчеркивается
гут быть сделаны выводы, а также о степени их общность подхода к их определению, который
обоснованности на основании конкретных тесто осуществляется путем статистического коррели
вых оценок или других форм оценивания. рования баллов (оценок) по тесту и показателей
В психологической диагностике валидность — по внешнему параменту, избранному в качестве
наиболее важная часть информации о методике, валидизации критерия. Критерий валидности вы
включающая данные о степени согласованности ступает в качестве меры, показателя исследуемых
результатов теста с другими сведениями об иссле психологических особенностей и является незави
дуемой личности, полученными из различных ис симым от теста показателем, обладающим непо
точников (теоретических ожиданий, наблюдения, средственной ценностью для определения областей
экспертных оценок, по результатам других мето практики. В качестве непосредственных критериев
дик, достоверность которых установлена, и т. д.), часто используются экспертные оценки и характе
суждение об обоснованности прогноза развития ристики, данные педагогами, сотрудниками, руко
исследуемого качества, связи изучаемой области водителями лицам, обследованным с помощью ва
поведения или особенности личности с определен лидизируемого теста.
ными психологическими конструктами. Валидность Во многих случаях бывает сложно или невоз
описывает также конкретную направленность ме можно подобрать адекватный критерий валиди
тодики (контингент испытуемых по возрасту, уров зации. При этом особую важность приобретает
ню образования, социально культурной принад комплекс характеристик, входящих в тип теоре
лежности и т. д.) и степень обоснованности тической валидности. При разработке и исполь
выводов в конкретных условиях использования те зовании теста может быть сформулирован ряд
ста. В совокупности сведений содержится инфор гипотез о том, как будет коррелировать иссле
мация об адекватности применяемой модели дея дуемый тест с другим тестом, измеряющим род
тельности с точки зрения отражения в ней ственные или противоположные психологиче
изучаемой психологической особенности, о степе ские характеристики испытуемых. Эти гипотезы
ни однородности заданий (субтестов), включенных выдвигаются на основании теоретических пред
в тест, их сопоставимости при количественной ставлений об измеряемых свойствах как о психо
оценке результатов теста в целом. логическом конструкте. Подтверждение гипотез
В понятие валидности входит большое количест свидетельствует о теоретической обоснованно
во самой разнообразной информации о тесте. Раз сти методики, или о степени ее КОНСТРУКТ
личные категории этих сведений и способы их по НОЙ валидности. Для подтверждения соответ
лучения образуют типы валидности. ствия получаемых с помощью теста результатов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (конкурентная) валид теоретическим ожиданиям и закономерностям ис
ность отражает способность теста дифференциро пользуется разнообразная информация, в том чис
вать испытуемых по изучаемому признаку. ле и относящаяся к другим типам валидности.

17
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Валидность СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ — комплекс 2. Субъективный подход, при котором диагно
сведений о репрезентативности заданий теста по от стика осуществляется на основе сведений, сообща
ношению к измеряемым свойствам и особенностям. емых о себе, самоописания особенностей лично
Одним из основных требований при валидизации сти, поведения в тех или иных ситуациях.
метода в этом направлении является отражение 3. Проективный подход, при котором диагности
в содержании теста ключевых сторон изучаемого ка осуществляется на основе анализа особеннос
психологического феномена. Если область поведе тей взаимодействия с внешне нейтральным, без
ния или способность очень сложна, то содержатель личным материалом, становящимся в силу его
ная валидность требует представления в заданиях известной неопределенности (слабоструктурно
теста всех важнейших составных элементов иссле сти) объектом проекции.
дуемого явления. Объективный подход к диагностике проявлений
Классификация типов валидности в достаточ человеческой индивидуальности привел к образова
ной мере условна, и нередко для различных ее кри нию 2 типов методик (тестов), противопоставление
териев применяются общие методы определения, которых стало традиционным. Это — тесты личности
кроме того, одни и те же исходные данные могут и тесты интеллекта. Первые направлены на измере
интерпретироваться с точки зрения различных ти ние интеллектуальных особенностей личности, вто
пов валидности. рые — на установление уровня ее интеллектуального
В психологической диагностике не существует развития. Несомненно, что такое обособление сфер
универсального подхода к характеристике валид личностных проявлений и интеллекта имеет ограни
ности. Сведения, входящие в комплекс валидности, ченный, но тем не менее важный для психодиагнос
можно оценить качественно и количественно (при тики смысл. Сохранение за личностными проявле
помощи коэффициента валидности), нередко их ниями, с одной стороны, и интеллектом — с другой,
можно описать. Однако в силу сложности, комп относительной самостоятельности позволяет более
лексности, ситуативности по отношению к конк глубоко проникнуть в сущность этих психологиче
ретным условиям применения методики валидность ских образований. И наконец, известное акценти
в целом невозможно измерить, о ней можно лишь рование их функционального своеобразия способ
судить. Реальная валидность раскрывается только ствовало разработке диагностических методик,
в результате накопления значительного опыта ра ценность которых неоспорима.
боты с тестами. Тесты личности, относимые в настоящей клас
Среди задач, стоящих перед психодиагностиче сификации к объективному подходу, можно под
ским методом, обязательной является психологиче разделить на тесты действия (целевые личностные
ская интерпретация изучаемого явления. тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня
Психодиагностический метод в целом конкре интеллектуального развития представлена многочи
тизируется в трех основных диагностических под сленными тестами интеллекта. Кроме того, выделя
ходах, которые применимы практически ко всем ются еще две значительные группы тестов: тесты
имеющимся диагностическим методикам (тестам). специальных способностей и тесты достижений.
1. Объективный подход, при котором диагности Субъективный подход представлен многочислен
ка осуществляется на основе успешности (резуль ными опросниками, а проективный — разнообраз
тативности) и способа (особенностей) выполнения ными проективными методиками исследования лич
деятельности. ности.
Глава 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА: ПРАКТИКА




1. ИССЛЕДОВАНИЕ всегда опосредовано каким либо способом, а он
МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ как раз и оказывается социально заданным. По
И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ этой же причине не столько субъективные эмоцио
нальные переживания определяют сферу мотива
ции, сколько развитие мотивов человеческой дея
Под мотивом понимается то, что побуждает дея тельности обогащает и перестраивает сами эмоции
тельность человека, ради чего она совершается. и чувства.
МОТИВАЦИЯ занимает ведущее место в структуре Если под мотивом понимается опредмеченная
личности и является одним из основных понятий, потребность, т. е. потребность, нашедшая свой
которые используются для объяснения движущих предмет, то первичной формой существования мо
сил поведения. В роли мотива могут выступать по тивов будут вещественные предметы, отвечающие
требности, интересы, влечения, эмоции, установ простейшим материальным потребностям челове
ки, идеалы. В работах отечественных психологов ка. В процессе развития мотивами становятся так
мотив понимается и как осознанная потребность, же предметы идеальные, выступающие в форме
и как предмет потребности, а также отождествляет тех или иных побудительных представлений или
ся с потребностью. сознательных целей (мотивы цели). Деятельность
Плодотворным является изучение мотивов в свя человека побуждается обычно несколькими мо
зи с исследованиями структуры человеческой дея тивами, одни из которых являются основными, ве
тельности и сознания. В рассматриваемом подходе дущими, а другие — подчиненными, иногда вы
мотив определяется как то, что в отражаемой чело полняющими лишь функцию дополнительной
веком реальности побуждает и направляет его дея стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией
тельность. В мотиве конкретизируются, опред побуждения придают деятельности, ее объектам
мечиваются потребности. Последние не только и условиям тот или иной субъективный и лич
определяют собой мотив, но изменяются и обога ностный смысл.
щаются вместе с изменением и расширением круга Мотивы могут находиться в разных отношениях
объектов, служащих их удовлетворению. Одновре между собой. Они способны усиливать или ослаб
менно происходит развитие способов удовлетворе лять друг друга, вступать во взаимные противоре
ния потребностей. Особенно отчетливо роль моти чия и в противоречия с существующими возмож
вации проявляется в формировании человеческих ностями реализации действия. Мотивация как
потребностей при возникновении мотивов, кото процесс побуждения человека к совершению тех
рые не встречаются у животных и впервые появля или иных действий и проступков часто представля
ются лишь в сообществе людей. ет собой сложный акт, требующий анализа и оцен
Понимание предметной и социальной природы ки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот
мотивов человека позволяет подчеркнуть их отно процесс психологически осложняется еще и тем,
сительную независимость от глубинных инстинк что далеко не всегда реальные мотивы осознаются
тивных влечений. Человек не марионетка в «ру человеком актуально. Иначе говоря, при подготов
ках» инстинктов. Удовлетворение любого влечения ке и выполнении действий часто мотивы обнару


19
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


живают себя лишь после того, как соответствую Совершенно верно подчеркивают авторы руко
щее действие уже совершено. водства по психодиагностике, что в содержании
Развитие мотивов находит свое выражение не мотива можно выделить нечто специфическое, ин
только в их обогащении, но и в установлении опре дивидуально неповторимое, определенное конк
деленной иерархии мотивов — в выделении глав ретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое,
ных жизненных мотивов личности. Последние для которого данный конкретный предмет или яв
придают смысл частным различным проявлениям ление не более чем одна из возможных форм во
человеческой активности, они определяют основ площения. Такое устойчивое предметное содержа
ное направление потока жизни субъекта в разно ние характеризует уже не столько сам предмет
образных и постоянно меняющихся условиях. потребности, сколько личность, эту потребность
Именно данное обстоятельство и позволяет опре испытывающую.
делить важнейшую характеристику человека — Дж. Аткинсон предлагает рассматривать моти
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — через поня вацию как единство личностных детерминант, т. е.
тие мотива. Направленность личности можно рас устойчивых мотивов личности и характеристик не
сматривать как совокупность ведущих, устойчивых посредственной ситуации (т. е. ситуативных детер
мотивов, которые ориентируют деятельность лич минант).
ности и относительно независимы от имеющихся Мотивы общения с относительно устойчивым

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>