<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ваться, придание этому большого значения. окружающих либо любознательность, желание соу
Увеличенный (в соответствии с фигурой в це частвовать как можно в большем числе дел окружа
лом) размер головы говорит о том, что испытуемый ющих, завоевание себе места под солнцем, увлечен
ценит рациональное начало (возможно, и эруди ность своей деятельностью, смелость предприятий
цию) в себе и окружающих. (соответственно значению детали символа — кры
На голове также бывают расположены дополни льям или щупальцам и т. д.). Украшающие детали —
тельные детали, например рога — защита, агрессия. демонстративность, склонность обращать на себя
Определить по сочетанию с другими признаками — внимание окружающих, манерность (например, ло
когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: шадь или ее несуществующее подобие в султане из
спонтанная или защитно ответная. Перья — тенден павлиньих перьев).
ция к самоукрашению и самооправданию, к демон Хвосты. Выражают отношение к собственным
стративности. Грива, шерсть, подобие прически — действиям, решениям, выводам, к своей вербальной
чувственность, подчеркивание своего пола и иногда продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты
ориентировка на свою сексуальную роль. вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, вправо — отношение к своим действиям и поведе
иногда постамент). Рассматривается основатель нию. Влево — отношение к своим мыслям, реше
ность этой части по отношению к размерам всей ниям; к упущенным возможностям, к собственной
фигуры и по форме: нерешительности.
1) основательность, обдуманность, рациональ Положительная или отрицательная окраска это
ность принятия решения, пути к выводам, фор го отношения выражена направлением хвостов
мирование суждения, опора на существенные вверх (уверенно, положительно, бодро) или падаю
положения и значимую информацию; щим движением вниз (недовольство собой, сомне

130
Глава 2. Психодиагностика: практика


ние в собственной правоте, сожаление о сделан линий — жирная с нажимом — не является поляр
ном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обра ным: это не энергия, а тревожность. Следует обра
тить внимание на хвосты, состоящие из несколь тить внимание на резко продавленные линии, види
ких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно мые даже на обратной стороне листа (судорожный,
пышные хвосты, особенно длинные и иногда раз высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая
ветвленные. тревожность. Обратить внимание также на то, ка
Контуры фигуры. Анализируют по наличию или кая деталь, какой символ выполнен таким образом
отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), (т. е. к чему привязана тревога).
прорисовки и затемнения линии контура. Это за Оценка характера линии (дубляж линии, не
щита от окружающих, агрессивная, если она вы брежность, неаккуратность соединений, «остров
полнена в острых углах; со страхом и тревогой, ки» из находящих друг на друга линий, зачернение
если имеет место затемнение, «запачкивание» кон частей рисунка, «запачкивание», отклонение от
турной линии; с опасением, подозрительностью, вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.).
если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена. Оценка осуществляется так же, как и при анализе
Направленность такой защиты — соответственно пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм,
пространственному расположению: верхний кон незаконченность, оборванность рисунка.
тур фигуры — против вышестоящих, против лиц, Тематически животные делятся на угрожаемых,
имеющих возможность наложить запрет, ограни угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемо
чение, осуществить принуждение, т. е. против стар та, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки,
ших по возрасту, родителей, учителей, начальни собаки, кошки). Это отношение к собственной пер
ков, руководителей; нижний контур — защита соне и к своему Я, представление о своем положе
против насмешек, непризнания, отсутствия автори нии в мире, как бы идентификация себя по значи
тета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь мости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.).
осуждения; боковые контуры — недифференциро В данном случае рисуемое животное — представи
ванная опасливость и готовность к самозащите лю тель самого рисующего. Уподобление рисуемого
бого порядка и в разных ситуациях; то же самое, животного человеку, начиная с постановки живот
если элементы защиты расположены не по контуру, ного в положение прямохождения на две лапы
а внутри контура, на самом корпусе животного. вместо четырех или более и заканчивая одеванием
Справа — больше в процессе деятельности (реаль животного в человеческую одежду (штаны, юбки,
ной), слева — больше защита своих мнений, убежде банты, пояса, платье), включая похожесть морды на
ний, вкусов. лицо, ног и лап — на руки, — свидетельствует об
Общая энергия. Оценивается количество изоб инфантильности, эмоциональной незрелости, соот
раженных деталей (только ли необходимое количе ветственно степени выраженности очеловечива
ство, чтобы дать представление о придуманном ния животного.
несуществующем животном (тело, голова, конеч Механизм сходен (и параллелен) аллегориче
ности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполнен скому значению животных и их характеров в сказ
ным контуром, без штриховки и дополнительных ках, притчах и т. п. Степень агрессивности выражена
линий и частей, просто примитивный контур или количеством, расположением и характером углов
имеет место щедрое изображение не только в рисунке независимо от их связи с той или иной де
необходимых, но усложняющих конструкцию до талью изображения. Особенно значимы в этом от
полнительных деталей). Соответственно, чем боль ношении прямые символы агрессии — когти, зубы,
ше составных частей и элементов (помимо самых клювы. Следует обратить внимание также на акцен
необходимых), тем выше энергия. В обратном слу тировку сексуальных признаков — вымени, сосков,
чае — экономия энергии, астеничность организма, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отно
хроническое соматическое заболевание. (То же шение к полу вплоть до фиксации на проблеме сек
самое подтверждается характером линии — слабая са. Фигура круга (особенно ничем не заполненного)
паутинообразная линия, «возит карандашом по бу символизирует и выражает тенденцию к скрытно
маге», не нажимая на него.) Обратный же характер сти, замкнутость, закрытость своего внутреннего

131
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


ТЕСТ
мира, нежелание давать сведения о себе окружаю
щим, наконец, нежелание подвергаться тестирова «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК»
нию. Такие рисунки обычно дают ограниченное
Эта проективная методика исследования лично
количество данных для анализа. Обратить внима
сти была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест пред
ние на случаи вмонтирования механических ча
назначен как для взрослых, так и для детей, воз
стей в тело животного — постановка животного
можно групповое обследование.
на пьедестал, тракторные или танковые гусени
Суть методики заключается в следующем. Об
цы, треножник, прикрепление к голове пропелле
следуемому предлагается нарисовать дом, дерево
ра, винта; вмонтирование в глаз электролампы,
и человека (ДДЧ). Затем проводится опрос по раз
в тело и конечности животного — рукояток, кла
работанному плану.
виш и антенн. Это наблюдается чаще у больных
Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит
шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие
изобразить дерево, дом и человека в одном рисун
возможности выражены обычно количеством со
ке, в одной происходящей сцене. Считается, что
четающихся в фигуре элементов. Банальность,
взаимодействие между домом, деревом и челове
отсутствие творческого начала принимают форму
ком представляет собой зрительную метафору.
готового, существующего животного (людей, лоша
Если привести весь рисунок в действие, то вполне
ди, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приде
возможно заметить то, что действительно происхо
лывается готовая существующая деталь, чтобы
дит в нашей жизни.
нарисованное животное стало несуществую
Особым способом интерпретации может быть
щим — кошка с крыльями, рыба с перьями, соба
порядок, в котором выполняется рисунок дома, де
ка с ластами и т. п. Оригинальность выражается
рева и человека. Если первым нарисовано дерево,
в форме построения фигуры из элементов, а не
значит основное для человека жизненная энергия.
целых заготовок.
Если первым рисуется дом, то на первом месте —
Название может выражать рациональное сое
безопасность, успех или, наоборот, пренебреже
динение смысловых частей (летающий заяц, «беге
ние этими понятиями.
кот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словооб
разование с книжно научным, иногда латинским
суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.).
Интерпретация признаков в тесте
Первое — рациональность, конкретная установка
«Дом. Дерево. Человек»
при ориентировке и адаптации; второе — демон
стративность, направленная главным образом на
«Дом»
демонстрацию собственного разума, эрудиции,
знаний. Встречаются названия поверхностно зву
Дом старый, развалившийся. Иногда субъект
ковые без всякого смысла («лялие», «лиошана»,
таким образом может выразить отношение к само
«Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное
му себе.
отношение к окружающим, неумение учитывать
Дом вдали — чувство отвергнутости (отвержен
сигнал опасности, наличие аффективных крите
ности).
риев в основе мышления, перевес эстетических эле
Дом вблизи — открытость, доступность и (или)
ментов в суждениях над рациональными. Наблюда
чувство теплоты и гостеприимности.
ются иронически юмористические названия
План дома (проекция сверху) вместо самого до
(«риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ
ма — серьезный конфликт.
ственно иронически снисходительном отношении
Разные постройки — агрессия, направленная
к окружающим. Инфантильные названия имеют
против фактического хозяина дома или бунт про
обычно повторяющиеся элементы («тру тру», «лю
тив того, что субъект считает искусственными и куль
лю», «кус кус» и т. п.). Склонность к фантазирова
турными стандартами.
нию (чаще защитного порядка) выражена обычно
Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспо
удлиненными названиями («аберсинотиклирон»,
собиться к интерперсональным отношениям.
«гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

132
Глава 2. Психодиагностика: практика


Ступеньки, ведущие в глухую стену (без две Двери открыты — первый признак откровенно
рей), — отражение конфликтной ситуации, нано сти, достижимости.
сящей вред правильной оценке реальности, непри Двери открытые. Если дом жилой — это сильная
ступность субъекта (хотя он сам может желать потребность к теплу извне или стремление демон
свободного сердечного общения). стрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) — отчуж
Стены дение, уединение, неприятие реальности. Значи
тельная неприступность.
Задняя стена, расположенная необычно, — соз Двери очень большие — чрезмерная зависи
нательные попытки самоконтроля, приспособле мость от других или стремление удивить своей со
ние к конвенциям, но вместе с тем есть сильные циальной коммуникабельностью.
враждебные тенденции. Двери очень маленькие — нежелание впускать
Контур задней стены значительно толще (ярче) в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности
по сравнению с другими деталями. Субъект стремит и нерешительности в социальных ситуациях.
ся сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Двери с огромным замком — враждебность,
Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт мнительность, скрытность, защитные тенденции.
с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы. Дым
Субъект пытается вытеснить конфликтные тенден
ции, испытывает трудности, тревогу. Дым очень густой — значительное внутреннее
Стена с акцентированным горизонтальным из напряжение (интенсивность по густоте дыма).
мерением — плохая ориентировка во времени (до Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка
минирование прошлого или будущего). Возможно, эмоциональной теплоты дома.
субъект очень чувствителен к давлению среды.
Стена с боковым контуром слишком тонким Окна
и неадекватным — предчувствие (угроза) катаст
рофы. Окна — первый этаж нарисован в конце — от
У стены контуры линии слишком акцентирова вращение к межперсональным отношениям. Тен
ны — сознательное стремление сохранить конт денция к изоляции от действительности.
роль. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя не
Стена в одномерной перспективе — изображена сколько развязно и прямолинейно. Множество
всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются окон показывает готовность к контактам, а отсут
серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. ствие занавесок — отсутствие стремления скры
Прозрачные стены — неосознаваемое влече вать свои чувства.
ние, потребность влиять (владеть, организовывать) Окна сильно закрытые (занавешанные) — оза
на ситуацию, насколько это возможно. боченность взаимодействием со средой (если это
Стена с акцентированным вертикальным изме значимо для субъекта).
рением — субъект ищет наслаждения прежде все Окна без стекол — враждебность, отчужден
го в фантазиях и обладает меньшим количеством ность. Отсутствие окон на первом этаже — враж
контактов с реальностью, нежели желательно. дебность, отчужденность. Окна отсутствуют на
нижнем, но имеются на верхнем этаже — про
Двери пасть между реальной жизнью и жизнью в фан
тазиях.
Их отсутствие — субъект испытывает трудно
сти при стремлении раскрыться перед другими Крыша
(особенно в домашнем кругу).
Двери (одни или несколько) задние или боковые — Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сор
отступление, отрешенность, избегание. ванные ветром, — символическое выражение чув

133
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


ств субъекта, что им повелевают независимо от Дополнения
собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, не свойственный всему Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует
рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике переживание, выставление себя всем на обозрение.
удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Его сопровождает желание демонстрировать себя,
Крыша, тонкий контур края — переживание ограничиваясь лишь визуальным контактом.
ослабления контроля над фантазией. Деревья. Часто символизируют различные лица.
Крыша, толстый контур края — чрезмерная Если они как будто прячут дом, может иметь место
озабоченность контролем над фантазией (ее обуз сильная потребность зависимости при доминиро
данием). вании родителей.
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — Кусты. Иногда символизируют людей. Если они
плохая личностная организация. тесто окружают дом, может иметь место сильное
Карниз крыши, его акцентирование ярким кон желание оградить себя защитными барьерами.
туром или продлеванием за стены — усиленно за Кусты хаотично разбросаны по пространству
щитная (обычно с мнительностью) установка. или находятся по обе стороны дорожки указыва
ют на незначительную тревогу в рамках реально
Комната сти и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка (хорошие пропорции, свободно нари
Ассоциации могут возникнуть в связи с: сована) — показывает, что индивид в контактах
1) человеком, проживающим в комнате; с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
2) интерперсональными отношениями в комнате; Дорожка очень длинная — уменьшенная до
3) предназначением этой комнаты (реальным или ступность, часто сопровождаемая потребностью
приписываемым ей). Ассоциации могут иметь более адекватной социализации.
позитивную или негативную эмоциональную Дорожка очень широкая вначале и сильно су
окраску. жающаяся у дома — попытка замаскировать жела
Комната, не поместившаяся на листе, — нежела ние быть одиноким, сочетающаяся с поверхност
ние субъекта изображать определенные комнаты из ным дружелюбием.
за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом. Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто
Комната. Субъект выбирает ближайшую ком воспринимается как источник тепла и силы.
нату — мнительность. Погода ( какая погода изображена).
Ванна выполняет санитарную функцию. Если Отражает связанные со средой переживания
манера изображения ванны значима, возможно на субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприят
рушение этих функций. нее погода изображена, тем вероятнее, что субъект
воспринимает среду как враждебную, сковываю
Труба щую.

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку Цвет
психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) — нежелание Цвет, обычное его использование. Зеленый —
иметь дело с эмоциональными воздействиями. для крыши, коричневый для стен. Желтый, если
Труба нарисована косо по отношению к крыше — употребляется только для изображения света внут
норма для ребенка; значительная регрессия, если ри дома, тем самым отображая ночь или ее прибли
обнаруживается у взрослых. жение, выражает чувства субъекта, а именно:
Водосточные трубы — усиленная защита и обыч 1) среда к нему враждебна;
но мнительность. 2) его действия должны быть скрыты от посторон
Водопроводные трубы (или водосточные с кры них глаз.
ши) — усиленные защитные установки (и обычно Количество используемых цветов. Хорошо
повышенная мнительность). адаптированный, застенчивый и эмоционально

134
Глава 2. Психодиагностика: практика


необделенный субъект обычно использует не мень Перспектива, рисунок изображен вдали — же
ше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашиваю лание отойти от конвенционального общества. Чув
щий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является ство изоляции, отверженности. Явная тенденция
очень лабильным, использующий всего 1 цвет бо отграничиться от окружения. Желание отвергнуть,
ится эмоционального возбуждения. не признать этот рисунок или то, что он символизи
рует. Перспектива, признаки потери перспективы
Выбор цвета (индивид правильно рисует один конец дома, но
Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект под в другом рисует вертикальную линию крыши и сте
бирает цвета, тем больше вероятность наличия лич ны — не умеет изображать глубину) сигнализируют
ностных нарушений. о начинающихся сложностях интегрирования, стра
Цвет черный — застенчивость, пугливость. хе перед будущим (если вертикальная боковая ли
Цвет зеленый — потребность иметь чувство ния находится справа) или желании забыть прошлое
безопасности, оградить себя от опасности. Это по (линия слева).
ложение является не столь важным при использо Перспектива тройная (трехмерная, субъект ри
вании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши сует по меньшей мере 4 отдельные стены, на кото
дома. рых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабо
Цвет оранжевый — комбинация чувствительно ченность мнением окружающих о себе. Стремление
сти и враждебности. иметь в виду (узнать) все связи, даже незначитель
Цвет пурпурный — сильная потребность власти. ные, все черты.
Цвет красный — наибольшая чувствительность.
Потребность теплоты из окружения. Размещение рисунка
Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехват
ка контроля над выражением эмоций. Размещение рисунка над центром листа. Чем
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — больше рисунок над центром, тем больше вероят
тенденция к импульсивному ответу на дополни ности, что:
тельную стимуляцию. 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относи
Цвет желтый — сильные признаки враждеб тельную недостижимость цели;
ности. 2) субъект предпочитает искать удовлетворение
в фантазиях (внутренняя напряженность);
Общий вид 3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа —
Помещение рисунка на краю листа — главное незащищенность и ригидность (прямолинейность).
чувство неуверенности, опасности. Часто сопряже Потребность заботливого контроля ради сохране
но с определенным временным значением: ния психического равновесия.
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое; Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем
б) связанная с предназначением комнаты или с по ниже рисунок по отношению к центру листа, тем
стоянным ее жильцом; больше похоже на то, что:
в) указывающая на специфику переживаний: ле 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно,
вая сторона — эмоциональные, правая — интел и это создает у него депрессивное настроение;
лектуальные. 2) субъект чувствует себя ограниченным, скован
ным реальностью.
Перспектива Размещение рисунка в левой стороне листа —
акцентирование на прошлом. Импульсивность.
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу Размещение рисунка в левом верхнем углу лис
вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстра та — склонность избегать новых переживаний. Же
нен, не признан дома или субъект испытывает по лание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
требность в домашнем очаге, который считает не Размещение рисунка на правой половине листа —
доступным, недостижимым. склонность субъекта искать наслаждения в интел

135
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


лектуальных сферах. Контролируемое поведение. «Человек»
Акцентирование на будущем.
Рисунок выходит за левый край листа. Фикса Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера
ция на прошлом и страх перед будущим. Чрезмер воображения.
ная озабоченность свободными откровенными Голова большая — неосознанное подчеркива
эмоциональными переживаниями. ние убеждения о значении мышления в деятельно
Выход за правый край листа — желание «убе сти человека.
жать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Голова маленькая — переживание интеллек
Страх перед открытыми свободными пережива туальной неадекватности.
ниями. Стремление сохранить жесткий контроль. Нечеткая голова — застенчивость, робость.
Выход за верхний край листа — фиксирование на Изображение головы в самом конце — межпер
мышлении и фантазии как источниках наслаждений, сональный конфликт.
которых субъект не испытывает в реальной жизни. Большая голова у фигуры противоположного
Контуры очень прямые — ригидность. пола — мнимое превосходство противополож
Контур эскизный, применяемый постоянно, — ного пола и более высокий его социальный авто
в лучшем случае мелочность, стремление к точно ритет.
сти, в худшем — указание на неспособность к чет Шея — орган, символизирующий связь между
кой позиции. сферой контроля (головой) и сферой влечений (те
лом). Таким образом, это их координационный
признак.
Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
Подчеркнутая шея — потребность в интеллек
туальном защитном контроле.
№п п
/ Выделяемый признак
Чрезмерно крупная шея — осознание телесных
1 Схематическое изображение
импульсов, старание их контролировать.
2 Детализированное изображение
Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
3 Городской дом
Толстая короткая шея — уступки своим слабос
4 Метафорическое изображение
тям и желаниям, выражение неподавленного им
5 Сельский дом
пульса.
Заимствование из литературного или сказочного
6
Плечи, их размер — признак физической силы
сюжета
или потребности во власти.
7 Наличие окон и их количество
Плечи чрезмерно крупные — ощущение боль
8 Наличие дверей
шой силы или чрезмерной озабоченности силой
9 Труба с дымом
и властью.
10 Ставни на окнах
Плечи мелкие — ощущение малоценности, нич
11 Размер окон
тожности.
12 Общий размер дома
Плечи слишком угловатые — признак чрезмер
13 Наличие палисадника
ной осторожности, защиты.
14 Наличие людей рядом с домом и в доме
Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство
15 Наличие крыльца
вины, недостаток жизненности.
16 Наличие штор на окнах
Плечи широкие — сильные телесные импульсы.
17 Наличие растений (количество)
Туловище — мужественность.
18 Количество животных
Туловище угловатое или квадратное — муже
Наличие пейзажного изображения (облаков,
19
ственность.
солнца, гор и т. д.)
Туловище слишком крупное — наличие неудо
Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,
20
2, 3 влетворенных, остро осознаваемых субъектом по
21 Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3 требностей.
22 Дверь открытая Туловище ненормально маленькое — чувство
унижения, малоценности.

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>