<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

23 Дверь закрытая


136
Глава 2. Психодиагностика: практика


Лицо Сильно заштрихованные волосы — тревога,
связанная с мышлением или воображением.
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это Волосы незаштрихованные, незакрашенные
рецепторы внешних стимулов — сенсорный кон волосы, обрамляющие голову, — субъектом упра
такт с действительностью. вляют враждебные чувства.
Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность
отношениями с другими, а также своим внешним Конечности
видом.
Слишком подчеркнутый подбородок — потреб Руки — орудия более совершенного и чуткого
ность доминировать. приспособления к окружению, главным образом
Подбородок слишком крупный — компенсация в межперсональных отношениях.
ощущаемой слабости и нерешительности. Широкие руки (размах рук) — интенсивное
Слишком подчеркнуты уши — возможны слу стремление к действию.
ховые галлюцинации. Руки шире у ладони или у плеча — недостаточ
Встречаются у особо чувствительных к критике. ный контроль действий и импульсивность.
Уши маленькие — стремление не принимать ни Руки, изображенные не слитно с туловищем,
какой критики, заглушить ее. отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда
Закрытые или спрятанные под полями шляпы ловит себя на действиях или поступках, которые
глаза — сильное стремление избегать неприятных вышли у него из под контроля.
визуальных воздействий. Руки, скрещенные на груди, — враждебно мни
Изображение глаз как пустых глазниц — зна тельная установка.
чимое стремление избегать визуальных стимулов. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на
Враждебность. компромиссы (даже с друзьями). Склонность конт
Выпученные глаза — грубость, черствость. ролировать проявление агрессивных, враждебных
Глаза маленькие — погруженность в себя. влечений.
Подведенные глаза — грубость, черствость. Руки длинные и мускулистые. Субъект нужда
Длинные ресницы — кокетливость, склонность ется в физической силе, ловкости, храбрости как
обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. в компенсации.
Полные губы на лице мужчины — женственность. Руки слишком длинные — чрезмерно амбици
Рот клоуна — вынужденная приветливость, не озные стремления.
адекватные чувства. Руки расслабленные и гибкие — хорошая при
Рот впалый — пассивная значимость. способляемость в межперсональных отношениях.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — Руки напряженные и прижатые к телу — непо
презрительные установки, тенденция мыслить иро воротливость, ригидность.
ническими социальными стереотипами. Руки очень короткие — отсутствие стремлений
Ноздри — примитивная агрессия. вместе с чувством неадекватности.
Четко нарисованные зубы — агрессивность. Руки слишком крупные — сильная потребность
Лицо неясное, тусклое — боязливость, застен в лучшей приспособляемости в социальных отно
чивость. шениях с чувством неадекватности и склонностью
Выражение лица подобострастное — незащи к импульсивному поведению.
щенность. Отсутствие рук — чувство неадекватности при
Лицо, похожее на маску, — осторожность, высоком интеллекте.
скрытность, возможны чувства деперсонализации Деформация или акцентирование руки или ноги
и отчужденности. на левой стороне — социально ролевой конфликт.
Брови редкие, короткие — презрение, изощ Руки изображены близко к телу — напряже
ренность. ние.
Волосы — признак мужественности (храбрости, Большие руки и ноги у мужчины — грубость,
силы, зрелости и стремления к ней). черствость.

137
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Сужающиеся руки и ноги — женственность. Широко расставленные ноги — откровенное
Руки длинные — желание чего то достигнуть, пренебрежение (неподчинение, игнорирование
завладеть чем либо. или незащищенность).
Руки длинные и слабые — зависимость, потреб Ноги неодинаковых размеров — амбивалент
ность в опеке. ность в стремлении к независимости.
Руки, повернутые в стороны, достающие что Отсутствие ног — робость, замкнутость.
то, — зависимость, желание любви, привязан Акцентированные ноги — грубость, черствость.
ности. Ступни — признак подвижности (физиологи
Руки, вытянутые по бокам, — трудности в со ческой или психологической) в межперсональных
циальных контактах, страх перед агрессивными отношениях.
импульсами. Ступни непропорционально длинные — по
Руки сильные — агрессивность, энергичность. требность в безопасности. Потребность демон
Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточ стрировать мужественность.
ности достигнутого. Ступни непропорционально мелкие — скован
Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная ность, зависимость.
агрессия.
Руки за спиной или в карманах — чувство ви Поза
ны, неуверенность в себе.
Неясно очерченные руки — нехватка самоуве Изображение лица так, что виден затылок, —
ренности в деятельности и социальных отношениях. тенденция к замкнутости.
Отсутствие рук у женской фигуры. Материн Голова в профиль, тело анфас — тревога, вы
ская фигура воспринимается как нелюбящая, званная социальным окружением и потребностью
отвергающая, неподдерживающая. в общении.
Отделенные (обрубленные) пальцы — выте Человек, сидящий на краешке стула, — сильное
сненная агрессия, замкнутость. желание найти выход из ситуации, страх одиноче
Большие пальцы — грубость, черствость, агрес ства, подозрение.
сия. Человек, изображенный бегущим, — желание
Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции. убежать, скрыться от кого либо.
Пальцы без ладоней — грубость, черствость, аг Человек с видимыми нарушениями пропорций
рессия. по отношению к правой или левой сторонам — от
Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие. сутствие личного равновесия.
Пальцы длинные — скрытая агрессия. Человек без определенных частей тела — ука
Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, про зывает на отвержение, непризнание человека в це
тест. лом или его отсутствующих частей (актуально или
Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный про символично изображенных).
тест. Человек в слепом бегстве — возможны паниче
Кулаки далеко от тела — открытый протест. ские страхи.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — Человек в плавном легком шаге — хорошая
враждебность. приспособляемость.
Пальцы одномерные, обведены петлей — созна Человек — абсолютный профиль — серьезная отре
тельные усилия против агрессивного чувства. шенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Ноги непропорционально длинные — сильная Профиль амбивалентный. Определенные части
потребность независимости и стремление к ней. тела изображены с другой стороны по отношению
Ноги слишком короткие — чувство физической к остальным, смотрят в разные стороны — особо
или психологической неловкости. сильная фрустрация со стремлением избавиться от
Рисунок, начатый со ступней ног, — боязли неприятной ситуации.
вость. Неуравновешанная стоячая фигура — напря
Отсутствие ступней — замкнутость. жение.

138
Глава 2. Психодиагностика: практика


Куклы — уступчивость, переживание домини Линии неодинаковой яркости — напряжение.
рования окружения. Тонкие продленные линии — напряжение.
Робот вместо мужской фигуры — деперсонали Необрывающий, подчеркнутый контур, обра
зация, ощущение внешних контролирующих сил. мляющий фигуру, — изоляция.
Фигура из палочек может означать увиливание Эскизный контур — тревога, робость.
и негативизм. Разрыв контура — сфера конфликтов.
Фигура бабы яги — открытая враждебность Подчеркнутая линия — тревога, незащищен
к женщинам. ность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по
Клоун, карикатура — свойственное подросткам отношению к подчеркнутой детали).
переживание неполноценности и отверженности. Зубчатые, неровные линии — дерзость, враж
Враждебность, самопрезрение. дебность.
Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
Фон. Окружение Яркая линия — грубость.
Сильный нажим — энергичность, настойчи
Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. вость. Большая напряженность.
Забор для опоры, контур земли — незащищен Легкие линии — недостаток энергии. Легкий
ность. нажим — низкие энергетические ресурсы, скован
Фигура человека на ветру — потребность в люб ность.
ви, привязанности, заботливой теплоте. Линии с нажимом — агрессивность, настойчи
Линия основы (земли) — незащищенность. вость.
Представляет собой необходимую точку отсчета Неровный, неодинаковый нажим — циклоти
(опоры) для конструирования целостности рисунка. мичность, импульсивность, нестабильность, трево
Придает ему стабильность. Значение этой линии га, незащищенность.
иногда зависит от придаваемого ей субъектом ка Изменчивый нажим — эмоциональная неста
чества. Например, мальчик катается на тонком льду. бильность, лабильные настроения.
Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже —
под человеком. Длина штрихов
Оружие — агрессивность.
Если пациент возбудимый, штрихи укорачива
Многоплановые критерии ются, если нет — удлиняются.
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость,
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, ак упорство.
центирование, штриховка — сфера конфликта. Короткие штрихи — импульсивное поведение.
Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая верти Ритмичная штриховка — чувствительность, со
кальная ось фигуры, карманы — зависимость. чувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуве
Контур, нажим, штриховка, ренность.
расположение Штрихи угловатые, скованные — напряжен
ность, замкнутость.
Мало гнутых линий, много острых углов — аг Горизонтальные штрихи — подчеркивание во
рессивность, плохая адаптация. ображения, женственность, слабость.
Закругленные (округленные) линии — жен Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи —
ственность. незащищенность, недостаток упорства, настойчиво
Комбинация уверенных, ярких и легких конту сти.
ров — грубость, черствость. Вертикальные штрихи — упрямство, настойчи
Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. вость, решительность, гиперактивность.
Энергичные, уверенные штрихи — настойчи Штриховка справа налево — интроверсия, изо
вость, безопасность. ляция.

139
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Штриховка слева направо — наличие мотива чрезмерную заботу об окружении. Характер дета
ции. лей (существенные, несущественные или стран
Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. ные) может послужить для более точного определе
Стирания — тревожность, опасливость. ния специфичности чувствительности.
Частые стирания — нерешительность, недо Лишнее дублирование деталей — субъект ско
вольство собой. Стирание при перерисовке (если рее всего не умеет входить в тактичные и пластич
перерисовка более совершенна) — это хороший ные контакты с людьми.
знак. Недостаточная детализация — тенденция к замк
Стирание с последующей порчей (ухудшением) нутости.
рисунка — наличие сильной эмоциональной реак Особо щепетильная детализация — скован
ции на рисуемый объект или на то, что он символи ность, педантичность.
зирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т. е. по Ориентация в задании
править) — внутренний конфликт или конфликт
собственно с этой деталью (или с тем, что она сим Способность к критической оценке рисунка
волизирует). при просьбе раскритиковать его — критерии не
Большой рисунок — экспансивность, склон утерянного контакта с реальностью.
ность к тщеславию, высокомерию. Принятие задания с минимальным протестом —
Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная хорошее начало, за которым следуют усталость
зависимость, чувство дискомфорта и скованности. и прерывание рисования.
Очень маленькая фигура с тонким контуром — Извинения из за рисунка — недостаточная уве
скованность, чувство собственной малоценности ренность.
и незначительности. По ходу рисования уменьшение темпа и про
Недостаток симметрии — незащищенность. дуктивности — быстрое истощение.
Рисунок у самого края листа — зависимость, Название рисунка — экстраверсия, потреб
неуверенность в себе. ность и поддержка.
Рисунок на весь лист — компенсаторное пре Мелочность.
вознесение себя в воображении. Подчеркнута левая половина рисунка — иден
тификация с женским полом.
Детали Упорное рисование, несмотря на трудности, —
хороший прогноз, энергичность.
Здесь важно их знание, способность опериро Сопротивление, отказ от рисования — сокры
вать ими и умение приспособиться к конкретным тие проблем, нежелание раскрыть себя.
практическим условиям жизни. Исследователь
должен заметить степень заинтересованности
субъекта такими вещами, степень реализма, с кото «Дерево»
рым он их воспринимает; относительную значи
мость, которую он им придает; способ соединения Интерпретация по К. Коху исходит из положе
этих деталей в совокупность. ний К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).
Детали существенные. Отсутствие существен Корни — коллектив, бессознательное.
ных деталей в рисунке субъекта, который, как из Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные
вестно, сейчас или в недалеком прошлом характери стадии.
зовался средним или более высоким интеллектом, Ветви — пассивность или противостояние жизни.
чаще показывает интеллектуальную деградацию или Интерпретация рисунка дерева всегда содержит
серьезное эмоциональное нарушение. ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений
Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, ин
(неумение ограничить себя) указывает на вынуж терпретация К. Коха была направлена в основном
денную потребность наладить всю ситуацию, на на выявление патологических признаков и особен

140
Глава 2. Психодиагностика: практика


ностей психического развития. На наш взгляд, в ин по отношению к чувствам, амбивалентность, мо
терпретации имеется ряд противоречий, а также ральные проблемы.
наблюдается использование понятий, которые труд Расположение на листе двойственное — отно
но конкретизировать. Например, в интерпретации шение к прошлому, к тому, что изображает рисунок,
признаков «округленная крона», «недостаток энер т. е. к своему поступку. Двойное желание независи
гии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар на мости и защиты в рамках окружения. Центральная
блюдательности», «сильное воображение», «частый позиция — желание найти согласие, равновесие
выдумщик» или «недостаточная концентрация» — с окружающими. Свидетельствует о потребности
чего? Какая реальность стоит за этим понятием? в жесткой и неукоснительной систематизации с опо
Остается неизвестным. К тому же толкование приз рой на привычки.
наков содержит чрезмерное употребление обыден Расположение слева направо — увеличение на
ных определений. Например, «пустота», «напыщен правленности на внешний мир, на будущее. По
ность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», требность в опоре на авторитет; поиски согласия
«мелкий», «недалекий», «жеманство», «притвор с внешним миром; честолюбие, стремление навя
ство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» зывать себя другим, ощущение покинутости; воз
и тут же — «дар конструктивности», «способности можны колебания в поведении.
к систематике», «техническая одаренность»; или
сочетание «самодисциплина», «самообладание», Форма листвы
«воспитанность» — «напыщенность», «чванство»,
«безучастность», «равнодушие». Круглая крона — экзальтированность, эмоцио
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при нальность.
общении с нормальными людьми в процессе пси Круги в листве — поиск успокаивающих и воз
хологического консультирования вряд ли допусти награждающих ощущений, чувство покинутости
мо произносить подобные эпитеты в их адрес. и разочарования.
Приподнимание земли к правому краю листа — Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от
задор, энтузиазм. усилий.
Опускание земли к правому краю листа — упа Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление
док сил, недостаточность стремлений. к власти.
Ветви в разные стороны — поиск самоутверж
Корни дения, контактов, самораспыление, суетливость,
чувствительность к окружающему, не противосто
Корни меньше ствола — желание видеть спря ит ему.
танное, закрытое. Листва сетка, более или менее густая, — боль
Корни равны стволу — более сильное любопыт шая или меньшая ловкость в избегании проблем
ство, уже представляющее проблему. ных ситуаций.
Корни больше ствола — интенсивное любопыт Листва из кривых линий — восприимчивость,
ство, может вызвать тревогу. открытое принятие окружающего.
Корни обозначены чертой — детское поведение Открытая и закрытая листва на одном рисунке —
в отношении того, что держится в секрете. поиски объективности.
Корни в виде двух линий — способность к раз Закрытая листва — охрана своего внутреннего
личению и рассудительность в оценке реального; мира детским способом.
различная форма этих корней может быть связана Закрытая густая листва — непроявляющаяся
с желанием жить, подавлять или выражать некото агрессивность.
рые тенденции в незнакомом кругу или близком Детали листвы, не связанные с целым, — суж
окружении. дения, принимающие малозначительные детали за
Симметрия — стремление казаться в согласии характеристику явления в целом.
с внешним миром. Выраженная тенденция сдер Выход ветвей из одного участка на стволе —
жать агрессивность. Колебания в выборе позиции детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.

141
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Ветви, нарисованные одной линией, — бегство Открытый и связанный с листвой ствол — хо
роший интеллект, нормальное развитие, стремле
от неприятностей реальности, ее трансформация
ние сохранить свой внутренний мир.
и приукрашивание.
Ствол, оторванный от земли, — недостаток кон
Толстые ветви — хорошее различение действи
такта с внешним миром; жизнь повседневная и ду
тельности.
ховная малосвязанны.
Листья петельки — предпочтительное исполь
Ствол, ограниченный снизу, — ощущения не
зование свого обаяния.
счастья; поиск поддержки.
Пальма — стремление к перемене мест.
Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надеж
Листва сетка — уход от неприятных ощущений.
ного положения в своем кругу.
Листва, похожая на узор, — женственность, при
Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безо
ветливость, обаяние.
пасности в кругу, который не дает желаемой опо
Плакучая ива — недостаток энергии и задора,
ры; изоляция и стремление укрепить свое Я в бес
стремление к твердой опоре и поиск позитивных
покойном мире.
контактов; возвращение к прошлому и опыту дет
Общая высота — нижняя четверть листа — за
ства; трудности в принятии решений.
висимость, недостаток веры в себя, компенсатор
Зачернение, штриховка — напряжение, тре
ные мечты о власти.
вожность.
Использование нижней половины листа — ме
нее выраженная зависимость и робость.
Ствол
Использование 3/4 листа — хорошее приспосо
бление к среде.
Заштрихованный ствол — внутренняя тревога,
Лист, использованный целиком, — хочет быть
подозрительность, боязнь быть покинутым; скры
замеченным, рассчитывать на других, самоутверж
тая агрессивность.
даться.
Ствол в форме разломанного купола — жела
Высота листа (страница делится на 8 частей):
ние походить на мать, делать все, как она, или жела
1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма
ние походить на отца, помериться с ним силой,
для ребенка 4 лет;
рефлексия неудач.
1/4 — способность осмысливать свой опыт и тор
Ствол из одной линии — отказ реально смо
мозить свои действия;
треть на вещи.
3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
Ствол, нарисованный тонкими линиями, кро
1/2 — интериоризация, надежды, компенсатор
на — толстыми — возможность самоутверждения
ные мечты;
и свободного действия.
5/8 — интенсивная духовная жизнь;
Листва, изображенная тонкими линиями, —
6/8 — высота листвы находится в прямой зави
тонкая чувствительность, внушаемость.
симости от интеллектуального развития и духов
Ствол, изображенный линиями с нажимом, —
ных интересов;
решительность, активность, продуктивность.
7/8 — листва занимает почти всю страницу —
Линии ствола прямые — ловкость, находчи
бегство в мечты.
вость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые — активность, затормо Манера изображения
женная тревогой и мыслями о непреодолимости
препятствий. Острая вершина:
«Вермишель» — тенденция к скрытности ради 1) защита от опасности, настоящей или мнимой,
злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая воспринимаемой как личный выпад;
ярость. 2) желание действовать на других, атаковать или
Ветви, не связанные со стволом, — уход от ре защищать, трудности в контактах;
альности, не соответствующей желаниям, попытка 3) желание компенсировать чувство неполноцен
убежать от нее в мечты и игры. ности, стремление к власти;


142
Глава 2. Психодиагностика: практика


4) поиск безопасного убежища из за чувства поки Для практического изучения особенностей
нутости, для твердого положения, потребность самосознания, самоотношения, самооценки лично
в нежности. сти служит тест «Автопортрет».
Множественность деревьев (несколько дере Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который
вьев на одном листе) — детское поведение, испыту предлагал нарисовать себя одного или с членами
емый не следует данной инструкции. семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти до
Два дерева могут символизировать себя и друго мой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, —
го близкого человека (см. положение на листе но вы не можете сделать это на работе. Все это отра
и другие моменты интерпретации). зится в вашем рисунке».
Добавление к дереву различных объектов
трактуется в зависимости от конкретных объек
Интерпретация 1
тов.
Пейзаж означает сентиментальность.
Элементы, которые могут быть обнаружены в ав
Переворачивание листа — независимость,
топортрете, трактуются следующим образом.
признак интеллекта, рассудительность.
Голова. Рисунок большой головы обычно пред
полагает большие интеллектуальные претензии
Земля
или недовольство своим интеллектом. Рисунок ма
ленькой головы обычно отражает чувство интел
Земля, изображенная одной чертой, — сосредо
лектуальной или социальной неадекватности.
точенность на цели, принятие некоторого порядка.
Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают
Земля, изображенная несколькими различны
подозрительность, а также проявление озабочен
ми чертами, — действия в соответствии со своими
ности и гиперчувствительности по отношению
собственными правилами, потребность в идеале.
к общественному мнению. Маленькие или закры
Несколько совместных линий, изображающих зем
тые глаза обычно предполагают самопоглощен
лю, изображены в совокупности и касаются края
ность и тенденцию к интроверсии.
листа — спонтанный контакт, внезапное удаление,
Уши и нос. Большие уши предполагают чувстви
импульсивность, капризность.
тельность к критике. Акцент, смещенный на нос, пред
полагает наличие сексуальных проблем. Выделенные
ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
ТЕСТ
Рот. Выделенный рот предполагает примитив
«АВТОПОРТРЕТ»
ные оральные тенденции или возможную затруд
ненность с речью. Отсутствие рта означает либо
В структуре самосознания личности обычно вы
депрессию, либо вялость в общении.

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>