<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

деляют главные компоненты: когнитивный (образ
Руки. Символизируют контакт личности с окру
своих качеств, способностей, внешности, социаль
жающим миром. Скованные руки предполагают
ной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотно
жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло
шение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляю
опущенные руки предполагают неэффективность.
щие рассматривают как собственно самосознание
Хрупкие, слабые руки — физическую или психоло
и самоотношение, интегрируя их в рамках Я кон
гическую слабость. Длинные, сильные руки пред
цепции, адекватное формирование которой явля
полагают амбициозность и сильную вовлеченность
ется условием для оптимальной адаптации челове
в события внешнего мира. Очень короткие руки
ка к социальному окружению.
предполагают отсутствие амбициозности и чувство
В то же время важнейший вопрос о том, как че
неадекватности.
ловек формирует то или иное представление о се
Ноги. Длинные ноги означают потребность в не
бе, на основе каких эталонов, суждений, умозаклю
зависимости. Большие ноги подразумевают неста
чений, образов, при всей громадной значимости
бильность и отсутствие основы. Дезертиры, напри
и большом интересе к нему остается все еще мало
мер, часто рисуют людей без ног.
изученной проблемой.

143
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Итерпретация 2 6. Эмоциональный автопортрет. Человек отра
(интегративно оценочная) жает себя в каком либо эмоциональном состоянии,
часто является шаржем или напоминает его. По ви
Разработана для выявления индивидуально ти димому, лица, обладающие более высокой эмоцио
пологических особенностей человека, его предста нальностью, рефлексирующие собственное со
влений о себе, своей внешности, личности и отно стояние, склонны к такого рода рисункам. Причем
шения к ней. переживаемая эмоция может быть часто противо
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги положна той, которая изображается. Например,
10 ? 15 см. грустный человек часто рисует улыбающееся лицо
Инструкция. Нарисуйте свой портрет. и т. п.
При анализе рисунка выделяются признаки 7. Изображение позы или движения. Человек
изображения, на основе которых все рисунки мож изображает себя в период совершения какого либо
но объединить следующим образом. действия. По видимому, такой тип изображения
1. Эстетическое изображение. Как правило, вы свойствен лицам с выразительными движениями,
полняется лицами, имеющими художественные увлеченностью спортом, танцами и т. п.
способности. Легкость, гибкость линий, вырази 8. Изображение автопортрета со спины. Вместо
тельность черт, лаконичность образа отличают ри лица рисуется затылок; обычно такое изображение
сунки этих людей. свойственно людям, обладающим противоречиво
2. Схематическое изображение выполнено в ви стью в отношении к инструкции (например, экспе
де лица, схемы тела, бюста, нарисованных в про риментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать
филь и анфас; чаще к такому типу изображения тя лицо и другие изображения.
готеют лица интеллектуального склада (мыслители, Выделенные группы рисунков позволяют вы
по И. П. Павлову), для которых важно получить на полнить первый этап обработки материала.
иболее общие представления о явлении; частности Способы обработки данного места могут быть
и детали их интересуют по мере надобности. По ви самыми различными — от поверхностного соотне
димому, это изображение соответствует синтетиче сения с тем или иным типом изображения до слож
скому когнитивному стилю с тенденцией к обобще ных и точных измерений и сопоставления с фото
нию. графией. Для обработки этого теста предлагается
3. Реалистическое изображение выполнено с бо специальная схема (см. ниже), которая позволяет
лее тщательными подробностями, т. е. с прорисов выявить как качественные, так и количественные
кой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так показатели изображения.
рисуют люди, отличающиеся большой педантично На основании схемы обработки возможно срав
стью, склонные к детализации, аналитическому нение индивидуальных и групповых данных выпол
когнитивному стилю. нения теста, а также сопоставление полученных
4. Метафорическое изображение. Человек изоб данных по графической методике с показателями
ражает себя в виде какого либо предмета (например, других методик (личностных опросников, парамет
чайника, или химической пробирки, спортивного ров восприятия, памяти и др.).
снаряда, животного, растения, литературного Материал, полученный в тесте «Автопортрет»,
персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют ли можно также упорядочить по схеме Рида:
ца художественного склада, обладающие развитой 1) перечисляющий рисунок — изображение не
фантазией, воображением, творческими способно скольких автопортретов при инструкции нари
стями и, разумеется, известной долей чувства юмора. совать один — мыслительный экстраверт (по
5. Автопортрет в интерьере. Изображение чело К. Юнгу);
века в окружении каких либо предметов, на фоне 2) органический рисунок — изображение на фоне
пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изобра живой природы, в окружении растений, живот
жения склонны лица, обладающие способностью ных — мыслительный интроверт;
к сюжетному описанию, а также направленностью 3) гаптический рисунок — изображение себя в не
на внешнее предметное окружение. коем состоянии (часто в состоянии болезни —

144
Глава 2. Психодиагностика: практика


«болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный Продолжение схемы
интроверт;
4) эмфатический рисунок — изображение себя № Выделяемый показатель
в какой либо эмоциональной атмосфере, иду
11 Автопортрет на фоне пейзажа
щей извне — сенсорный экстраверт;
5) декоративный рисунок — изображение себя
12 Автопортрет в декоративной рамке
в виде какого либо персонажа из литературно
художественного произведения, а также соз
13 Автопортрет в эмоциональном состоянии
данного в собственном воображении — эмоцио
нальный интроверт; 14 Автопортрет в виде литературного персонажа
6) ритмический рисунок — изображение, в кото
Автопортрет, выполненный в виде
ром подчеркивается движение, т. е. изображение 15
движущегося изображения
движущегося человека, идущего, бегущего по
16 Автопортрет с предметом в руках
лестнице — интуитивный экстраверт;
7) структурный рисунок — изображение себя как
17 Размер изображения в кв. см
есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть
изображено одно лицо, бюст, может быть изоб
18 Высота изображения
ражение в полный рост — интуитивный интро
Степень сходства изображения с оригина
верт. 19
лом по шкале 1, 2, 3
Для более полной интерпретации теста необхо
дима дальнейшая работа по сопоставлению показа 20 Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
телей, выявляемых при обработке рисунка, с пока
21 Наличие штриховки 1, 2, 3
зателями других методик и данных наблюдения.
Эмоциональная выразительность изобра
22
жения 1, 2, 3
23 Степень прорисовки лица
Схема
Обработка теста «Автопортрет»
24 1) наличие глаз

25 2) наличие носа
№ Выделяемый показатель

26 3) наличие рта
1 Изображение в виде одного лица

27 4) наличие бровей
2 Изображение в виде бюста

28 5) наличие ресниц и т. д.
3 Изображение в полный рост

4 Изображение профиля

ТЕСТ
5 Изображение анфас
«СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»
6 Схематическое изображение
Известно, что в свободной изобразительной
7 Реалистическое изображение
деятельности существуют 2 основных приема: ри
сование с натуры и рисование на основе собствен
8 Метафорическое изображение
ной фантазии, воображения. С психологической
точки зрения эти 2 различия предположительно
9 Автопортрет в интерьере
объясняются в связи с явлениями экстра и интро
10 Более одного изображения — 2, 3 и т. д. версии.

145
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


В соответствии с типологией К. Юнга, основан может стать брюзгой, мудрствующим и самодо
ной на доминировании основных психических вольным критиком, который и себя и других хотел
функций (мышления, интуиции, ощущения и чув бы втиснуть в свою схему.
ства) выделяется 8 типов личности: Чувства людей этого типа поддерживают интел
1) экстравертированный мыслительный тип; лектуальную установку и приспосабливаются к ней.
2) экстравертированный ощущающий тип; Особо угнетается функция чувств, что приводит
3) экстравертированный чувствующий тип; к формуле «цель оправдывает средства». Эмфати
4) экстравертированный интуитивный тип; ческий (импрессионистский), гаптический.
5) интровертированный мыслительный тип; Насколько широк размах индивидуального само
6) интровертированный ощущающий тип; пожертвования, настолько мелочны, консерватив
7) интровертированный чувствующий тип; ны, подозрительны бывают чувства.
8) интровертированный интуитивный тип. 2. Экстравертированный ощущающий тип —
По аналогии с классификацией Юнга все много эмфатический рисунок, т. е. стремление к передаче
образие рисунков можно свести к 8 видам (по Г. Ри атмосферы, к непосредственному выражению
ду), таким как: ощущений.
1) эмфатический (импрессионистский, экспрес У людей этого типа критерий ценности — та или
сивный); иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняет
2) гаптический; ся интуиция. Чрезвычайно развито объективное
3) ритмический; чувство факта. Чаще это мужчины, для которых
4) структурный; ощущение есть конкретное проявление жизни, ее
5) органический; полноты.
6) перечисляющий; Человек осязаемой деятельности, без склонно
7) декоративный; сти к рефлексии и властолюбивых намерений. Ос
8) имажинарный (содержащий персонажи, сюжет, новные тенденции — от грубого искателя наслаж
заимствованные из книги или собственной фан дений до рафинированного эстета. Вытесненная
тазии). интуиция может развиться в фантазии ревности
или состояние страха, фобии, навязчивые симпто
мы. Заболевания неврозом труднее всего лечить
Краткое описание разумным способом. Для осознания чего либо
психологической типологии К. Юнга необходимы часто аффективные нажимы.
3. Экстравертированный чувствующий тип —
1. Экстравертированный мыслительный тип — декоративный рисунок.
перечисляющий рисунок. Изображение предме Для декоративного рисунка характерно рисова
тов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, ние орнамента, узора, цветов и т. д.
т. е. простое перечисление. Такие рисунки создают Тип, наиболее часто встречающийся среди жен
рассудочные люди, действующие, исходя из интел щин, руководствующихся чувством, согласован
лектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на ным с общезначимыми ценностями, что особенно
факты, общепризнанные идеи, идущие от тради сильно проявляется в выборе объекта любви: «лю
ций, воспитания, образования. Мышление их пози бит подходящего мужчину», отвечающего ее разум
тивно, ведет к новым фактам или общим концеп ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут
циям разрозненного материала. Суждение обычно осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не
синтетическое. Как правило, накопление эмпири чувствую этого». Чувства часто утрачивают лич
ческих данных не прерывается до конца, а объяс ный характер в ориентации на общепринятое.
нение сводится к некоей общей интеллектуальной 4. Экстравертированный интуитивный тип —
формуле, где все зависит от широты данной фор ритмический рисунок — изображение движущих
мулы. Если она широка, то это — реформатор, об ся объектов.
щественный обвинитель, очиститель нравов, про Мышление, ощущения, чувства людей этого ти
поведник серьезных нововведений; если узка, то па вытесняются интуицией, с помощью которой

146
Глава 2. Психодиагностика: практика


человек стремится достичь наибольших возможно объекты имеют право на существование. Отлича
стей. Интуиция — то вспомогательное средство, ется странностью, субъективностью поступков. На
которое действует автоматически тогда, когда оно окружающих данный тип воздействует подавляю
необходимо для разрешения ситуации, но, сослу ще, сводя все к некой правильной формуле норма
жив свою службу, она теряет свою ценность и отбра тива субъективного содержания, чтобы не выделя
сывается как обременительный придаток. Обладает лись и держались в должных границах. Такие люди
тонким чутьем того, что зарождается и имеет буду могут позволять управлять собой, за что мстят уси
щее. Пока существует какая либо возможность, он ленным сопротивлением и упрямством, в неко
прикован к ней силой рока. Мало считается с благо торых случаях становясь жертвой агрессивности
получием окружающей среды. Физическое состоя и властолюбия со стороны других вследствие своей
ние окружающих, как и его собственное, не явля начальной безобидности. При отсутствии художе
ется веским аргументом. Обладает собственной ственных способностей самовыражения, впечатле
моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно ния уходят вглубь, а при их наличии выражаются
берется за профессии, позволяющие развить его архаически банальными, повседневными фразами.
способности. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая
5. Интровертированный мыслительный тип — экстравертированный и архаический характер.
органический рисунок — изображение органиче 7. Интровертированный чувствующий тип —
ских форм: растений, животных, человека. имажинарный рисунок — изображение персона
Мышление данного типа ориентировано на жей, заимствованных из литературы, фантазии, от
субъективный фактор. Факты собираются только личающиеся оригинальностью самовыражения.
как средство доказательства, а не сами по себе. Постоянно ищет образы, не встречающиеся
Ценности связаны с развитием и изложением в действительности. Стремится к внутренней ин
субъективной идеи первоначального символиче тенсивности, для которой объекты, самое большее,
ского образа, воспринимаемого внутренним взо дают внутренний толчок. Глубину этого чувствова
ром. Хочет увидеть факты так, как они заполняют ния можно лишь полагать, но ясно постичь его нель
рамки его идеи, претендующей на оригинальность. зя. Оно делает людей молчаливыми, труднодосту
Обычно полностью отвергает объект, так что при пными, которые, подобно мимозе, свертываются от
сутствующий человек может чувствовать себя грубости. Для обороны выдвигает отрицательные
лишним, ненужным и отвергаемым помехой. Тип суждения, чувства или поразительное равнодушие.
остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмер
себя ниже уровня бессознательного, пока чувства тие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все
раскрывают нечто более высокое и властное, неже богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна
ли Я. В противном случае рождается подозритель необычайная поэтическая или художественная вы
ность, переходящая в неврастению, анемия как разительность. Если же чувства искажаются эго
следствие жестокой борьбы с противниками, где центризмом, то более всего становится озабочен
любые средства хороши. своим Я и делается несимпатичным. Интровертиро
6. Интровертированный ощущающий тип — ванному чувствованию противостоит примитивное
гаптический рисунок. Изображение как бы изнут мышление, находящееся в рабской зависимости от
ри идущих ощущений — «болит ухо», «болит голо фактов, отрекается от всего традиционного. Случа
ва» и т. п. ется, что люди этого типа испытывают буквально
Ориентируется на то, что происходит преиму ощущение парализованности от напористой эмо
щественно в данный момент и на субъективную ции или резкое холодное отражение может пора
интенсивность ощущений, вызванных объектив зить собеседника в самое уязвимое место. Если
ным раздражением, т. е. между объектом и ощуще чувства заняты чем то более высоким, чем эгоцен
нием нет пропорциональных отношений, они тричным Я, человек остается в норме. При домини
субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него ровании Я начинает чувствовать, что думают дру
произведет впечатление, а что нет. С легкостью гие, подозревая их во всевозможных низостях,
ставит вопрос, для чего существуют люди, почему в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.

147
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


3. Непосредственное окружение — обстановка
8. Интровертированный интуитивный тип —
вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле,
структурный рисунок — изображение некоего це
или ситуативная — то, что приходит на ум. Неожи
лого, состоящего из частей, отображающее его об
данные образы — лампа, горящая свеча, идущие от
щее устройство, обычно один изолированный
ощущений человека.
предмет.
4. Опосредованная, или метафорическая карти
Интуиция этого типа направлена на внутренние
на мира — передающая сложное смысловое содер
субъективные образы. Относится с вниманием
жание, представленное в виде какого либо сложно
к изменяющемуся объекту, с живейшим сочув
го образа.
ствием наблюдая особенности изменения объекта.
5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся
Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с од
лаконизмом построения в виде некоего абстракт
ной стороны, фантазера и художника — с другой.
ного образа, знака, символа.
Углубление интуиции влечет за собой часто удале
Исходя из перечисленных видов изображений
ние от осязаемой действительности, и человек ста
образа мира можно отметить, что они имеют раз
новится загадкой для своей ближайшей среды.
личные основания, которыми становятся знания
Если это художник, то его искусство возвышает
о планетарном строении, либо собственные ощу
вещи, которые бывают одновременно и значитель
щения, вызывающие те или иные образы, либо же
ными и банальными, прекрасными и аляповатыми,
лаемая картина мира и т. д.
возвышенными и причудливыми. Если он не ху
В основу интерпретации теста можно положить
дожник, то часто бывает непризнанным гением,
описанные выше психологические типы К. Юнга,
праздно загубленной величиной, чем то вроде му
определенные в соответствии со схемой Г. Рида, по
дрого полуглупца, фигурой для психологических
зволяющей классифицировать полученные рисунки.
романов.
На бессознательном уровне этот тип приобре
Таблица 24
тает как компенсирующие черты ощущающего
экстраверта. Отсюда — чрезвычайная привязан Общая таблица GGR для здоровых лиц
ность к чувственному впечатлению. (по Н. В. Тарабриной)

рисунка OD ED NP
ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА» 1................. ......M’E’
........... ......I
2.................
Процедура. С целью изучения индивидуальных 3
4
особенностей «образа мира», «картины мира» пред
........... ........... ...i
5.................
лагается следующая инструкция.
........... ........... ...e
6.................
Инструкция. Нарисуйте картину мира, т. е. мир,
........... ......E
7.................
его образ, как вы его себе представляете.
8
Материал. Используется лист бумаги размером 9
250 ? 150 см, карандаши, ручки. ........... ......E
10...............
Интерпретация. На основании особенностей 11
изображения выделяется 5 основных видов рисун ........... ......E... ...m
12...............
........... ........... ...e
ков. 13...............
14
1. Планетарная картина мира — изображение
15............... ....E’
земного шара, других планет Солнечной системы —
........... ...EI
16...............
когнитивная картина мира в виде общепринятых
17
нормативных знаний, приобретаемых в школе.
18............... .....E’
2. Пейзажная картина мира в виде городского ........... ....I
19...............
или сельского пейзажа с присутствием людей, жи 20
вотных, деревьев, цветов и тому подобного по само 21
отчетам — желаемая картина своего окружения. 22............... ....M


148
Глава 2. Психодиагностика: практика


МЕТОДИКА решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким
ED часто проявляются агрессивность, бестакт
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
ность, грубость в отношениях с окружающими.
(Р озенцвейг )
Субъекты, обладающие низким ED, характеризу
ются противоположными вышеперечисленными
Структура, психологическое качествами.
содержание и стимульный материал Упорствующий тип реагирования (NP) — это
степень адекватности реагирования и самостоятель
В структуру методики Розенцвейга входят сти
ность разрешения стрессовой, фрустрирующей си
мульный материал, теоретическое обоснование
туации. Чем выше этот показатель по сравнению со
и описание содержания методики, 2 интерпрета
стандартным, тем чаще субъект проявляет само
ционные таблицы (общая и для подсчета выра
стоятельность и тем адекватнее воспринимает си
женности коэффициента конформности), бланк
туацию, реагирует на раздражители.
регистрации ответов и математических подсчетов
Экстрапунитивная направленность (Е) — это
результатов опроса.
направленность реакций личности вовне, на окру
Стимульный материал, предъявляемый испы
жающих. Субъект, обладающий высокой Е, требо
туемым, включает в себя инструкцию по процедуре
вателен к окружающим, стремится подключить
исследования и 22 рисуночные ситуации, отражаю
к разрешению ситуации других, часто агрессивен.
щие проблемы бытового общения, вызывающие
Сочетание Е и ED означает явное доминирование
фрустрацию и даже стресс (приложение 1).
негативных тенденций в отношениях к людям. По
Психологическое содержание методики Розен
ложительным в преобладании развития Е (да и ED)
цвейга составляют те факторы личностного пове
является значительный негативный заряд в отно
дения, которые измеряются по данной методике.
шениях.
Последняя определяет поведенческие реакции лич
Интропунитивная направленность (I) означает
ности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях
направленность поведенческих реакций на себя,
(т. е. ситуациях, вызывающих психологическую
стремление самостоятельно разрешить ситуацию;

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>