<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

напряженность, переживания, ощущения субъек
признание своей вины. Высокой I соответствует
тивной непреодолимости барьера). По этой методи
самокритичность. Низкая I, наоборот, соответству
ке выявляются следующие психологические харак
ет демонстрации своей непогрешимости (или со
теристики: 3 типа реакций, 3 направленности,
знательному сокрытию неуверенности), низкой
коэффициент конформности, формула поведения
требовательности к себе.
в стрессовых ситуациях, тенденции развития пове
Импунитивная направленность (М) выражает
дения с течением времени. Для типов направленно
степень стремления разрешить ситуацию без
сти реакций CGR есть стандарты (приложение 2).
жертв (чужих или своей), сглаживание остроты си
Доминантный тип реагирования (OD) определя
туации, деление вины на всех участников ситуа
ет степень внутреннего напряжения (переживания)
ции. Часто М показывает либеральную тенденцию
личности, возникающего в стрессовых и фрустри
в поведении или выжидательную тактику (время,
рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со
ход событий разрешат проблемы), избегание кон
стандартной величиной OD, тем более у человека
фликтов.
развиты впечатлительность, склонность к сочув
Коэффициент конформности (CGR) означает
ствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее
степень подверженности личности влиянию (или
фрустрирован испытуемый.
давлению) группы и, по методике Розенцвейга, явля
Самозащитный тип реагирования (ED) опреде
ется мерой социальной адаптации. Чем выше CGR,
ляет степень умения сдерживать эмоциональное
тем более конформен субъект, зависим от других,
напряжение, выявляет силу и слабость личности.
менее самостоятелен, неоригинален в принятии ре
Чем выше этот показатель (ED), тем слабее лич
шений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем силь
ность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уро
нее развиты противоположные качества — незави
вень самообладания, чаще колебания в принятии
симость, самостоятельность, оригинальность.

149
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Следует отметить, что для благоприятной, эф 1) предупреждение испытуемого об обследовании,
фективной адаптации в зависимости от вида, спе разъяснение его цели;
цифики деятельности требуются и в разной степе 2) просьба о помощи в исследовании (в качестве
ни развитые качества. испытуемого).
Полный образец поведения представляет собой Затем проводится инструктаж, в котором сооб
формулу поведения личности в стрессовых и фруст щается следующее: «Ваше участие в исследовании
рирующих ситуациях, состоящую из символов, будет заключаться в ответе на вопрос, который
обозначающих эти реакции, записанных в порядке произносит нарисованный на картинке участник
убывания их количественного выражения. Нет ситуации. Поставьте себя на место отвечающего.
2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совер Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не
шенно одинаковых людей. годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдум
Тенденция поведения количественно отражает чиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете,
динамику изменения показателей методики с тече а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет
нием времени. Она отражает усиление или ослаб у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотре
ление той или иной психологической характерис ния картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и вре
тики, выраженное в процентах. мя, затраченное на него».
Психологическое содержание методики Розен Как показывает практика, на ответы затрачивает
цвейга позволяет выявить особенности личностно ся от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа —
го поведения в стрессовых и фрустрирующих си 15 мин.
туациях через определение: Проводящий обследование должен:
1) выраженности его типов; 1) обязательно расположить собеседника к себе
2) направленности; посредством:
3) подверженности влиянию и давлению других а) правильной, адекватной его оценки в момент
людей (конформности); знакомства и организации обследования;
4) сформированности волевой саморегуляции; б) правильного выбора своего поведения по от
5) степени и характера эмоциональных проявле ношению к конкретному испытуемому. Ни
ний в стрессовых и фрустрирующих ситуациях в коем случае не ведите себя однотипно со
бытового общения; всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась
6) степени самостоятельности и адекватности реа игра в поведении;
гирования; 2) в момент, предшествующий беседе, необходимо
7) изменения всех этих показателей с течением учесть пол, возраст, должностное положение,
времени. опыт испытуемого, сведения о нем из разных ис
Методика Розенцвейга дает возможность также точников (полученные вами ранее), его настрое
прогнозировать поведение личности в стрессовых, ние, черты характера, замеченные вами при пер
фрустрирующих ситуациях, так как выявляет ти вом наблюдении за ним;
пичные для этой личности тенденции поведения 3) хорошо знать на память содержание и последо
и коммуникации. вательность ситуаций, четко — инструкцию, на
изусть — ключ к обработке полученной инфор
мации;
Процедура и правила обследования 4) вести наблюдение за реакциями испытуемого
личности или малой группы во время ответа на стимульные ситуации.
Правила интерпретации и обработки информа
Подготовительный этап включает в себя приве ции.
дение инструментария в рабочее состояние, подго 1. Невозможно интерпретировать правильно, не
товку бланков опроса, представляемых стимульных владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанно
ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс стей специалиста в данном обследовании.
у испытуемых. В начале опроса обязательным явля 2. Следует стремиться не более чем к 2 сложной
ются: интерпретации каждого ответа.

150
Глава 2. Психодиагностика: практика


3. Интерпретатор психодиагност: монии. Это важно, так как используется и в резуль
1) записывает символы, обозначающие какой ли тирующей беседе, и в психокоррекционной, и в раз
бо ответ, на бланке ответа; вивающей работе с испытуемым.
2) затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав Ознакомление испытуемого с результатами
повторяемость каждого их символов, затем их опроса.
сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали После обработки и интерпретации данных опроса
должна равняться 22); необходимо ознакомить испытуемого с результатом.
3) по таблице, данной в бланках, переводит полу 1. Начинать ознакомление с результатами следу
ченные суммы в проценты; ет с положительной информации (чтобы вызвать
4) записывает в символах полный образец поведе положительную установку на восприятие), затем
ния по убыванию количественной представлен переходить к тому, что относится к выявленным от
ности каждого символа; рицательным тенденциям поведения этого челове
5) сверяет по ключу для подсчета CGR количество ка в стрессовых ситуациях.
совпадений с ключом, затем переводит их в про 2. При ознакомлении шпаргалками (кроме блан
центы; ка с цифрами) не пользоваться!
6) подсчитывает тенденции. Для этого считает 3. Перед беседой с испытуемым продумать логи
встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E', I', ку и последовательность рассказа, ответы на воз
M') в первой половине ситуаций (до 13 й, включая можные вопросы.
12 ю ситуацию) и во второй половине. Затем из 4. Беседу проводить индивидуально, оптимистич
большего числа вычитает меньшее с сохранением но, неторопливо, чтобы не сложилось впечатление,
знака, делит разницу на сумму встречаемости это что вы хотите как можно быстрее избавиться от со
го символа и переводит полученное число в про беседника; чтобы испытуемый смог понять и запом
центы (приложение 3). нить ваш рассказ, почувствовал ваше внимание, ин
4. Обязательна интерпретация не только каждо терес и знание дела, захотел участвовать в будущих
го показателя в отдельности, но и в комплексе, гар опросах и способствовать опросу других людей.

Приложение 1
Тестовый материал к методике Розенцвейга

Мне очень 1. 3.
2.
Это ужасно:
жаль, что мы
вы разбили
забрызгали ваш Вам же не видно
любимую вазу
костюм, хотя экрана!
моей матери.
так старались
объехать лужу.




151
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


4. Вот уже третий 5. 6.
Согласно
Как обидно,
раз я прихожу библиотечным
что моя машина
к вам с этими правилам вы
сломалась и вы
часами. Я их можете брать
опоздали из за
купила неделю одновременно
этого на поезд.
назад, но как только две книги.
только приношу их
домой, они остана
вливаются.




Я понимаю,
8.
Твоя подруга 9.
7.
что вам нужен
пригласила меня
Не слишком ли
ваш плащ, однако
сегодня вечером
вы шумите?
вы должны
на танцы. Она
подождать до
сказала, что ты
обеда, пока не
сегодня не
придет
придешь.
заведующий.




152
Глава 2. Психодиагностика: практика


12.
11.
10.
Если это не твоя Я не могу сейчас
Простите,
шляпа, то, вас принять, хотя
пожайлуста,
вероятно, Петров вчера мы об этом
значит, нас
по ошибке взял и условились.
неправильно
ее, а свою
соединили.
оставил здесь.




14.
13.
Я хотела бы
Вы лжец! Вы знать, почему она
сами это знаете! нас не
пригласила.




153
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


15. 16.
С человеком, 17.
Она должна
которого вы
Мне очень жаль,
была быть здесь
обидели, вчера
но мы как раз
уже 10 минут
случилось
продали
назад.
несчастье, и он
последний
теперь лежит
экземпляр.
в больнице.




18. 19. 20.
Как нарочно, Я понимаю, что Вы не имели
теперь ты подвожу тебя, но никакого права
потерял приехать не меня обгонять.
ключи. смогу.




154
Глава 2. Психодиагностика: практика


21. Что вы, 22.
собственно,
Вы не
думаете,
ушиблись?
проезжая мимо
школы со
скоростью
80 километров
в час?




Приложение 2
БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ


Оценка ответов испытуемого Таблица профилей

St.
OD ED ND OD ED NP Сумма %
стандарт
1
E
2
3 I
4 M
5
Сумма
6
%
7
8 Стандарт 20 50 30
9
Образцы Тенденции
10
11
E= =%
12 1.
13
EI = = %
14
2.
15
16 EE = = %
17
3.
18
II = = %
19
20
4.
MI = = %
21
22
23 5.
Общий образец проведения:
24


155
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Продолжение приложения 2
ОБРАЗЕЦ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ


Таблица для пересчета в проценты Интерпретация

8,5 = 35,4 %
0,5 = 2,1 % 16,5 = 68,7 %
9,0 = 37,5 %
1,0 = 4,2 % 17,0 = 70,8 %
9,5 = 39,5 %
1,5 = 6,2 % 17,5 = 72,9 %
10,0 = 41,6 %
2,0 = 8,3 % 18,0 = 75,0 %
10,5 = 43,7 %
2,5 = 10,4 % 18,5 = 77,1 %
11,0 = 45,8 %
3,0 = 12,5 % 19,0 = 79,2 %
11,5 = 47,9 %
3,5 = 14,6 % 19,5 = 81,3 %
12,0 = 50,0 %
4,0 = 16,6 % 20,0 = 83,3 %
12,5 = 52,1 %
4,5 = 18,7 % 20,5 = 85,4 %
13,0 = 54,2 %
5,0 = 20,8 % 21,0 = 89,6 %
13,5 = 56,2 %
5,5 = 22,9 % 21,5 = 89,6 %
14,0 = 58,3 %
6,0 = 25,0 % 22,0 = 91,6 %
14,5 = 60,4 %
6,5 = 27,0 % 22,5 = 93,7 %
15,0 = 62,5 %
7,0 = 29,1 % 23,0 = 95,8 %
15,5 = 64,5 %
7,5 = 31,2 % 23,5 = 97,9 %
16,0 = 66,6 %
8,0 = 33,3 % 24,0 = 100 %




Таблица профилей

OD ED ND St.
Сумма
OD ED NP %
1 E’ ? стандарт
2 E’/ i/ E 4,5 6,0 2,0 12,5 52,1 40
3 e
4 M/ i/ I — 1,5 4,5 6,0 25 30
5 i
M 1,5 2,5 1,5 5,5 22,9 30
6 M’
Сумма 6,0 10,0 8,0 24
7 E
8 E
% 25,0 41,6 33,3
9 e/m
Стан
10 E 20 50 30
дарт
11 M
12 i/m
С—Е Образцы
13 E
14 M/ m Е = =%
15 E’ I = =%
E+I = =%
16 I/ i/
II = =%
17 i
M+I = =%
18 E’/ e/
19 I Полный образец
20 E e E>(E’=i)М>e>(M’ I=m)
////0,5/0,5/ /0,5
21 E’/
CGR=70,8 %
22 E


156

<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>