<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Фактор Сырые

Е' 0 — 0,5 0,5 1,0 2—2,5 2,5 3—3,5 4—4,5 4,5 и >
I' 0 — 0,5 — 1,0 2,5 2,5 3—3,5 4—4,5 5,0
М' 0 — — 0,5 1,0 2,0 2,0 2,5 3—3,5 4,0
E 0—0,5 1,0 1,5 1,5—2 2,5 4—4,5 4,0 5—5,5 6—6,5 7,0
E 0 — — 0,5 1,0 2,5—3 2—2,5 3,5—4 4,5—5,5 6,0
I 0 — — 0,5 1,0 2,0 2,0 2,5—3 3,5—4 4,5
I 0 — — 0,5 1,0 2,0 2,0 2,5—3 3,5—4,5 5,0
M 0 0,5 1,0 1,5 2,0 3—3,5 3—3,5 4,0 4,5—5 5,5
e 0—0,5 1,0 1,5 2—2,5 3—3,5 4,5—5 4—4,5 5,5—6 6,5—7 7,5
i 0 0,5 1,0 1,5 2,0 3—3,5 4—4,5 5—5,5 6—6,5 6,0
m 0—0,5 1,5 1,5 2,0 2,5—3 4—4,5 4—4,5 5—5,5 6—6,5 7,0


163
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Таблица 32
Таблица средних сырых оценок и стандартных отклонений по методике «Деловые ситуации»

Фактор
Е' I' М' E E I I M e i m
Группа
1,3 1,1
1,4 1,6 1,2 2,9 0,8 2,2 3,1 2,2 3,1
Женщины М ?
1,3 1,3 1,2 1,4 1,6 1,6 1,3 1,7 1,5 1,5 1,5
1,0 1,3 1,1 2,8 1,2 0,8 0,9 2,2 3,6 2,3 3,1
Мужчины М ?
1,5 1,4 1,2 1,7 2,0 1,5 1,7 1,4 1,4 1,5 1,5



Тестовый материал к методике «Деловые ситуации»


К сожалению, 2.
1. Я уже вам гово
я не смог при рила, что проносить
везти вам поло через проходную
жительный ответ предметы такого
из министерства. размера запре
щено.




По утвержден 3.
ным недавно прави
Опять ваши 5.
4.
лам, в таких заяв Я выделяю
сотрудники нару
ках должна быть людей на эти
шают правила
еще подпись глав работы, но план
пожарной безопас
ного бухгалтера. будет поставлен
ности.
под угрозу.




164
Глава 2. Психодиагностика: практика


8.
6. 7.
Простите, но Возмути Это ужасно, вы
в вопросах тельно, руковод загубили проект,
деталировки ство проектов над которым
я более доверили другому работала вся
компетентен. лицу, когда основ группа.
ные технические
решения принад
лежат вам.




Ваша
9. 11.
Я смогу 10.
А вы,
заявка
закончить эту
оказывается,
составлена
работу только
карьерист.
неправильно,
завтра.
поэтому
машинного
времени для
вашего отдела
не выделено.




165
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Вы давно 13. 14.
12. За такое После
обещали это решение вам такого отчета
место мне, придется едва ли вы
а назначили краснеть на удержите
НН. совещании. первое место.




Но ваше Простите, не По мнению
15. 16. 17.
распоряжение могли бы вы нашего ОТК
идет вразрез лично еще раз присланный
с мнением зайти в отдел вами образец не
специалистов. кадров по моему соответствует
делу? техническим
нормам.




166
Глава 2. Психодиагностика: практика


Как досадно, 20.
С человеком, 18. Все сотруд 19.
наш экспери
которого вы ники лаборато
мент почти
вчера обидели, рии не согласны
закончился, а из
случилось с вашим распо
за моей ошибки,
несчастье, и он ряжением.
пожалуй, все
теперь лежит
придется начать
в больнице.
сначала.




СЕРИЯ РАССКАЗОВ ДЕТСКИЙ МИР себе, что эти рисунки — иллюстрации к рассказам,
в которых говорится, что изображено на картинках,
Распространенные среди практиков апперцеп кто люди, на них нарисованные, что происходит
тивные методики направлены или на работу со взро между ними, что было раньше и делается сейчас,
слыми (ТАТ), или предназначаются для дошкольного в момент, изображенный на рисунке, что, по твое
возраста. С большими оговорками они приемлемы му, будет потом, чем закончится эта история.
для диагностики особенностей личности ребенка Смотри, это даже не картинки, а наброски — ви
7—8 лет, но непригодны для детей 9—11 лет. Данная дишь, они немного недорисованы. Но это даже ин
техника восполняет этот недостаток методического тереснее, можно пофантазировать, придумать, что
обеспечения детской практической психологии. хочешь.
Полный вариант методики состоит из 10 карточек После тестирования можно провести с ребен
с изображениями различных ситуаций, но не вполне ком небольшую беседу, например спросить, какие
структурированными. Из них 2 рисунка (рис. 1 и 4) рисунки ему больше всего понравились, а какие —
выполнены в двух вариантах (для мальчиков и для де меньше, почему и что ребенок хотел бы добавить,
вочек). Рисунки 7 и 8 предназначены только для боль как он поступил бы сам в похожей ситуации.
ных или госпитализированных детей и направлены
на исследование отношения к болезням и пребыва
нию в больнице. Детям вне больницы предъявляется Интерпретация данных
рисунки 1 — 6 и 9, 10; в сокращенном варианте методи
ки, предложенном В. Михалом, — рисунки 1, 2, 3 и 10. Признаки дезадаптации

1. Люди на рисунках 1—3 не взаимосвязаны (не
являются семьей, одноклассниками, приятелями).
Инструкция
Резко конфликтные отношения между ними.
Отношения между персонажами излишне идеа
Посмотри на эти картинки. Ты должен угадать,
лизированы, нет соразмерных конфликтов, разре
что они изображают. Знаешь, как в детских журна
шаемых примирением.
лах бывают рассказы с иллюстрациями? Представь

167
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


2. Рассказы заканчиваются трагически, безнадеж Очень редки рассказы, где ребенок идеален и не
но (хэппи энд является нормальным признаком). огорчает родителей, где между родителями проис
Необычайно краткий или длинный сюжет мо ходят серьезные конфликты.
жет быть признаком неуверенности или тревожно 2. Отношения в школе (рис. 2).
сти относительно значимой темы. Изображенные на рисунке люди принадлежат
Постоянное изменение сюжета, отказы от ранее к школьной социальной среде или формальной
начатой темы, исправления — признаки тревоги. группе (это школьный класс).
Излишние подробности, детали, грубые нару Умеренные конфликты в большинстве случаев
шения сюжетной линии. разрешаются мирно, наказания умеренные.
3. Полностью отсутствует или слабо выражен Отношение к учительнице и ученикам положи
реалистический подход: тельное, нередко амбивалентное.
1) частично появляются фантастические мотивы Наказания, получаемые учеником, плохие от
с исключительными и причудливыми сюжетами; метки — заслуженные, справедливые.
2) преобладают мотивы несчастных случаев, ава 3. Отношения в детской группе (рис. 3).
рий, преступлений, преследований, болезней, ка Персонажи относятся к неформальной социаль
тастроф и т. п. ной группе (компания ребят).
4. Садистско мазохистические мотивы — в рас Конфликты умеренные, заканчиваются в основ
сказах присутствует сильная экстра или интропу ном примирением, реже бегством или агрессией.
нитивная агрессия; наказания за детские поступки Отношение к членам группы в основном положи
несоразмерно жестокие; персонажи проявляют тельное.
немотивированную жестокость. Ситуация часто представляется как игра, вме
5. Персонажи или непоправимо плохие, или сте шательство взрослых встречается редко.
рильно идеальные, идиллистические. 4. При рассмотрении рисунка 9 присутствует те
6. Необычность стилизации — неологизмы, жар ма тревоги, страха.
гонные, вульгарные слова. Идентификация с ребенком на рисунке очевидна.
Проявление страха умеренное, в конце концов
Признаки хорошей адаптации ребенок преодолевает его своими силами, конец хо
роший.
1. Персонажи на рисунке 1 являются членами Причина, по которой ребенок дома один, реали
семьи, рассказы реалистические, небольшие кон стическая: родители ушли в гости, кино, спят.
фликты завершаются мирно и естественно, наказа Причина страха реалистическая, не экстремаль
ния ребенка умеренные; подразумевается, что оба ная (внезапно распахнувшееся окно, удар грома,
родителя любят ребенка одинаково сильно. порыв холодного ветра).

Тестовый материал к методике «Деловые ситуации»




Рис. 2
Рис. 1а Рис. 1б


168
Глава 2. Психодиагностика: практика




Рис. 4а Рис. 4б
Рис. 3




Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7




Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10


169
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Тематика рассказов «Это мальчик, его зовут Алеша. Это Саша, а это
Андрей. Они собираются играть в футбол. Вдруг
(примеры типичных результатов
неожиданно пришла девочка, она тоже хочет
теста)
играть с ними. Алеша спрашивает девочку, умеет
ли она играть в футбол. «Умею», — и говорит, что
Рисунок 1 она дома играет в футбол с братом. Тогда Алеша
и остальные ребята приняли ее играть, и она была
Количество
Темы % у них судьей» (Таня К., 12 лет)
рассказов
Семья на прогулке в лесу 9 22,5
Рисунок 9
Небольшой семейный конфликт
(родители ругают ребенка, раз 15 37,5
Количество
молвка отца и матери) Темы %
рассказов
Большой мальчик обидел
11 27,5 Мальчик испугался 8 20
маленького
Мальчику холодно
7 17,5
«Они пошли в лес, начался дождь. Папа, мама (простудился)
и дочка. Они намокли, стоят и думают, где им об Проветривание комнаты 4 10
сохнуть, что сделать надо. Потом дождь перестал,
«Мальчика наказали, заставили спать. Он рас
вышло солнце, они посушились чуть чуть и пошли
строился, он все хочет доказать, что не будет слу
домой» (Аня Х., 11 лет).
шаться. У него мысль — выпрыгнуть из окна (это
первый или второй этаж), но ему неприятно, чтобы
Рисунок 2
родители его искали. Он постоит, подумает, если
нормальный мальчик, если любит маму и папу, не
Количество
Темы %
будет это делать, и потом поймет, что в таком виде
рассказов
ему некуда идти» (Нина К., 11 лет).
Разговор учителя и ученика
(нейтральный, в том числе 12 30
вызов к доске)
ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»
Школьный конфликт (учи
8 20
теля, родители — ученик)
Историческая справка о методике
Экскурсия 4 10

Считают, что идея использования рисунка се
«Учительница подзывает мальчика. Мальчик у ок
мьи для диагностики внутрисемейных отношений
на смотрит на происходящее. В конце концов маль
возникла у ряда исследователей, среди которых
чик подойдет. Сзади — мальчик и девочка. Мальчик
упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кар
смотрит в окно. Мальчик подойдет к учительнице,
мана и др.
она ему скажет, что делать» (Костя М., 12 лет).
Цель применения теста: выявление особенно
стей внутрисемейных отношений.
Рисунок 3
Задачи: на основе выполнения изображения, от
ветов на вопросы оценить особенности восприятия
Количество
Темы % и переживаний ребенком отношений в семье.
рассказов
Инструкция 1. Нарисуй свою семью. При этом
Мальчик обидел девочку 12 30 не рекомендуется объяснять, что означает слово
«семья», а если возникают вопросы «что нарисо
Нейтральный разговор
9 22,5
ребят вать?», следует лишь еще раз повторить инструк
цию. При индивидуальном обследовании время вы
Прочие конфликты
9 22,5
полнения задания обычно длится 30 минут. При
у детей


170
Глава 2. Психодиагностика: практика


групповом выполнении теста время чаще ограничи Можно задать ребенку для выбора решения 6 си
вают в пределах 15—30 минут. туаций: 3 из них должны выявить негативные чув
Инструкция 2. Нарисуй свою семью, где все за ства к членам семьи, 3 — позитивные.
няты обычным делом. 1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета
Инструкция 3. Нарисуй свою семью, как ты ее в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
себе представляешь. 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но
Инструкция 4. Нарисуй свою семью, где каж один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
дый член семьи изображен в виде фантастического 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь
(несуществующего существа). бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого
Инструкция 5. Нарисуй свою семью в виде ме ты позовешь на помощь?
тафоры, некоего образа, символа, который выра 4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем
жает особенности вашей семьи. членов семьи) на интересную кинокартину. Кто
При индивидуальном тестировании следует от останется дома?
метить в протоколе: 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый
1) последовательность рисования деталей; остров. С кем бы ты хотел там жить?
2) паузы более 15 секунд; 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся
3) стирание деталей; семья села играть, но вас одним человеком больше,
4) спонтанные комментарии ребенка; чем надо. Кто не будет играть?
5) эмоциональные реакции и их связь с изобра
жаемым содержанием. Обработка теста «рисунок семьи» проводится
После выполнения задания следует стремиться по следующей схеме
получить максимум дополнительной информации
(вербальным путем). Отметки
Выделяемые признаки о наличии
п/п
Обычно задают следующие вопросы. признаков
1. Скажи, кто тут нарисован? 1 Общий размер рисунка
2. Где они находятся? 2 Количество членов семьи
3. Что они делают? Кто это придумал? Соответствующие размеры членов
4. Им весело или скучно? Почему? семьи:
мать
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый?
отец
Почему? 3
сестра
Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на
брат
открытое обсуждение чувств, что не каждый ребе
дедушка
нок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает бабушка и т. д.
на них или отвечает формально, не следует настаи
Расстояние между членами семьи
вать на эксплицитном ответе. 4 Наличие каких либо признаков
При опросе психолог должен выяснить смысл между ними
нарисованного ребенком чувства: чувства к отдель
5 Наличие животных
ным членам семьи, почему ребенок не нарисовал
Вид изображения:
кого нибудь из членов семьи (если так произошло). схематическое изображение
Следует избегать прямых вопросов, не настаивая реалистическое
на ответе, так как это может индуцировать тревогу, эстетическое
защитные реакции. 6 в интерьере, на фоне пейзажа и т. д.
Часто продуктивными оказываются проектив метафорическое изображение
в движении, действии
ные вопросы (например: «Если бы вместо птички
Степень проявления положительных
был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто
эмоций (в баллах 1, 2, 3...)
бы выиграл в соревнованиях между братом и то
7 Степень аккуратности исполнения
бой?» и т. п.).

171
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


При выполнении задания по данным инструк предусматривают прямой положительный или от

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>