<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обстоятельств. Направленность личности характе содержанием можно назвать обобщенными моти
ризуется ее интересами, склонностями, убеждения вами в отличие от конкретных мотивов, предмет
ми, идеалами, в которых выражается мировоззре ное содержание которых узкоспецифично. Обоб
ние человека. щенные мотивы выступают в роли устойчивых
Направленность личности определяет инициа характеристик личности. Они являются динамиче
тивное поведение человека, побуждает разных ин скими образованиями и при взаимодействии с си
дивидов в одной и той же ситуации ставить перед туационными детерминантами актуализируются,
собой различные задачи и форматировать неслу т. е. переходят из латентного состояния в актуаль
чайную последовательность целей. В содержании ное, реально действующее. Активизация мотива
направленности можно выделить 2 основных обра создает определенную тенденцию действия — раз
зования: ворачивается мотивационный процесс, направлен
1) потребности и их модификации — мотивы, уста ный на реализацию определенного мотивационного
новки, идеалы, мечты; отношения этого мотивационного отношения. В хо
2) отношения личности и их модификации — внут де реализации этого мотивационного отношения
ренние позиции, убеждения, социальные оцен человек превращает исходную ситуацию в жела
ки и ожидания. тельную.
Сложность структуры направленности лично
сти определяет многообразие форм и способов
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ
диагностики этого важнейшего образования че
В ДОСТИЖЕНИИ
ловеческой психики. Используя разные методы,
следует помнить, что далеко не все потребности
Мотивация достижения — стремление к улуч
и их модификации входят в структуру направлен
шению результатов, неудовлетворенность достиг
ности личности, а лишь те, которые обрели в процес
нутым, настойчивость в достижении своих целей,
се становления личности характер самодвижения,
стремление добиться своего во что бы то ни стало —
саморазвития. Именно они побуждают и поддержи
является одним из главных свойств личности, ока
вают инициативность, избирательность челове
зывающих влияние на всю человеческую жизнь.
ческого поведения. Не все отношения личности
Многочисленные исследования показали тес
к окружающей действительности включены в ее на
ную связь между уровнем мотивации достижения
правленность, а лишь отношения, связанные с наи
и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно,
более обобщенными мотивами деятельности инди
ибо доказано, что люди, обладающие высоким
вида.

20
Глава 2. Психодиагностика: практика


уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации 16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шан
достижения, уверены в успешном исходе, ищут ин сы невелики.
формацию для суждения о своих успехах, готовы 17. Я усердный человек.
принять на себя ответственность, решительны в не 18. Когда все идет гладко, моя энергия усилива
определенных ситуациях, проявляют настойчи ется.
вость в стремлении к цели, получают удовольствие 19. Если бы я был журналистом, я писал бы ско
от решения интересных задач, не теряются в ситуа рее всего об оригинальных изобретениях людей,
ции соревнования, показывают большое упорство чем о происшествиях.
при столкновении с препятствиями. 20. Мои близкие обычно не разделяют моих
Измерить уровень мотивации достижения мож планов.
но с помощью разработанной шкалы — небольшо 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем
го теста опросника. Шкала эта состоит из 22 сужде у моих товарищей.
ний, по поводу которых возможны 2 варианта 22. Мне кажется, что настойчивости во мне
ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие больше, чем способностей.
с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за В отличие от многих ранее описанных тестов
каждый такой ответ). опросников шкала потребности в достижениях
имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конк
ретный результат можно оценить с помощью сле
Суждения дующей таблицы (табл. 1):

1. Думаю, что успех в жизни скорее всего зави
сит от случая, чем от расчета. Таблица 1
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для
Уровень мотивации достижения
меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполне низкий средний высокий
ние, а конечный результат.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач
Сумма баллов 2—9 10 11 12 13 14 15 16 17 18—19
на работе, чем от плохих взаимоотношений с близ
кими.
5. По моему мнению, большинство людей живут Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18,
далекими целями, а не близкими. 19, 21, 22; ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12,
6. В жизни у меня было больше успехов, чем не 13, 15, 17, 20.
удач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше,
чем деятельные. ШКАЛА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовер ОДОБРЕНИЯ
шенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу за В отличие от мотивации достижения уровень
быть о мерах предосторожности. мотивации одобрения — стремления заслужить
10. Мои близкие считают меня ленивым. одобрения значимых окружающих людей — гораз
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее до меньше определяет успех в делах и свершениях.
всего обстоятельства, чем я сам. Однако весьма существенно влияет она на нечто
12. Терпения во мне больше, чем способностей. другое, также весьма важное — на качество взаимо
13. Мои родители слишком строго контролиро отношений с другими людьми вообще и со своим
вали меня. будущим спутником жизни в частности.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает ме Определить уровень мотивации одобрения мы
ня часто отказываться от своих намерений. предлагаем с помощью сопряженного варианта
15. Думаю, что я уверенный в себе человек. шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суж

21
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ
дений, на которые возможны 2 варианта ответов —
«да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, ко ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
дируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 19)
говорит о выраженности мотивации одобрения. Метод незаконченных предложений применя
ется в экспериментально психологической практи
ке давно. Существует множество его вариантов.
Суждения Мы предлагаем вариант этого метода, разрабо
танный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 неза
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде конченных предложений, которые могут быть раз
чем вернуть ее в библиотеку. делены на 15 групп, характеризующих в той или
2. Я не испытываю колебаний, когда кому ни иной степени систему отношений обследуемого
будь нужно помочь в беде. к семье, к представителям своего или противопо
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. ложного пола, к сексуальным отношениям, к выше
4. Дома я веду себя за столом так же, как в сто стоящим по служебному положению и подчиненным.
Некоторые группы предложений имеют отношение
ловой.
к испытываемым человеком страхам и опасениям,
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
к имеющемуся у него чувству осознания собственной
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что то делать,
вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому
потому что не был уверен в своих силах.
и будущему, затрагивают взаимоотношения с родите
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствую
лями и друзьями, собственные жизненные цели.
щих.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника,
до нескольких часов (в зависимости от личности
кто бы он ни был.
испытуемого).
9. Был случай, когда я придумал вескую причи
ну, чтобы оправдаться.
Инструкция
10. Случалось, я пользовался оплошностью чело
века. «На бланке теста необходимо закончить предло
11. Иногда вместо того, чтобы простить челове жения одним или несколькими словами».
ка, я стараюсь отплатить ему тем же.
12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы
Бланк теста
делали по моему.
13. У меня не возникает внутреннего протеста,
1. Думаю, что мой отец редко ______________
когда меня просят оказать услугу.
2. Если все против меня, то _______________
14. У меня никогда не возникает досады, когда
3. Я всегда хотел _______________________
высказывают мнение, противоположное моему.
4. Если бы я занимал руководящий пост ______
15. Перед длительной поездкой я всегда тща
___________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
__________
тельно продумываю, что с собой взять.
5. Будущее кажется мне _________________
16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
6. Мое начальство ______________________
17. Иногда меня раздражают люди, которые об
7. Знаю, что глупо, но боюсь ______________
ращаются ко мне с просьбой.
8. Думаю, что настоящий друг _____________
18. Когда у людей неприятности, я иногда ду
9. Когда я был ребенком _________________
маю, что они получили по заслугам. 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв
19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных ляется ________________________________
вещей. 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
Код: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
15, 19; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9,10, 11, 12, 16, 12. По сравнению с большинством других семей
17, 18. моя семья ______________________________


22
Глава 2. Психодиагностика: практика


13. Лучше всего мне работается с ___________ 46. Думаю, что мой отец _________________
14. Моя мать и я _______________________ 47. Когда мне не везет, я _________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _____________ 48. Больше всего в жизни я хотел бы _ _ _ _ _
_____
16. Если бы мой отец только захотел _________ ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы _ _
_ 49. Когда я даю другим поручение __________
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __ 50. Когда буду старым ___________________
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ 51. Люди, превосходство которых над собой
19. Если кто нибудь работает под моим руковод я признаю _____________________________
ством _________________________________ 52. Мои опасения не раз заставляли меня ______
20. Надеюсь на ________________________ ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
21. В школе мои учителя _________________ 53. Когда меня нет, мои друзья _____________
22. Большинство моих товарищей не знают, что ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
я боюсь _______________________________ 54. Моим самым живым воспоминанием детства
23. Не люблю людей, которые _____________ является _______________________________
24. Когда то __________________________ 55. Мне очень не нравится, когда женщины
25. Считаю, что большинство юношей (девушек) (мужчины) _____________________________
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ 56. Моя половая жизнь __________________
26. Супружеская жизнь кажется мне ________ 57. Когда я был ребенком, моя семья ________
27. Моя семья обращается со мной, как с _____ ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
28. Люди, с которыми я работаю ___________ 58. Люди, которые работают со мной _________
29. Моя мать __________________________ ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
30. Моей самой большой ошибкой было ______ 59. Я люблю свою мать, но ________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _____________ 60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
32. Моя наибольшая слабость заключается в том это ___________________________________
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
33. Моим скрытым желанием в жизни _______ Для каждой группы предложений выводится ха
34. Мои подчиненные ___________________ рактеристика, определяющая данную систему от
35. Наступит тот день, когда ______________ ношений как положительную, отрицательную или
36. Когда ко мне приближается мой начальник _ безразличную.
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ Примеры предложений и варианты ответов
37. Хотелось бы мне перестать бояться _______ с оценкой:
38. Больше всех люблю тех людей, которые Большинство известных мне семей:
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ 1) несчастливые, недружные.................... — 2;
39. Если бы я снова стал молодым ___________ 2) нервные, не очень дружные................. — 1;
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ 3) все одинаковы......................................... 0.
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) Будущее кажется мне:
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________ 1) мрачным, плохим, странным................ — 2;
41. Если бы у меня была нормальная половая 2) туманным, неприглядным..................... — 1;
жизнь ________________________________ 3) неясным, неизвестным.......................... 0.
42. Большинство известных мне семей _______
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
Ключ
43. Люблю работать с людьми, которые ______
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
Такая количественная оценка облегчает выявле
44. Считаю, что большинство матерей _______
ние у обследуемого дисгармоничной системы отно
____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_________
шений. Но более важно, конечно, качественное
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
изучение дополненных предложений.
если__________________________________

23
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Стимульный материал состоит из 100 юморис
№п п
/ Группы предложений №заданий
тических фраз, из которых 40 фраз являются много
1 Отношение к отцу 1 16 31 46
значными (испытуемые в зависимости от собствен
2 Отношение к себе 2 17 32 47
ной интерпретенции усматривают в них то одну, то
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49 другую тему из тех же 10 основных).
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношения к вышестоящим лицам 6 21 36 51
7 Страхи и опасения 7 22 37 52
Основные темы
8 Отношение к друзьям 8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противопо 10 25 40 55 1) агрессия — самозащита;
ложного пола
2) взаимоотношения полов;
11 Сексуальные отношения 11 26 41 56
3) пагубные пристрастия (пьянство);
12 Отношение к семье 12 27 42 57
4) деньги;
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношения к матери 14 29 44 59 5) мода;
15 Чувство вины 15 30 45 60
6) карьера;
7) семейные неурядицы;
8) социальные неурядицы;
Исследованию методом «незаконченные пред
9) бездарность в искусстве;
ложения» должно предшествовать установление
10) человеческая глупость.
контакта с обследуемым для получения искренних,
естественных ответов. Но даже если тестируемый
рассматривает исследование как нежелательную
Набор ТЮФ
процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких
переживаний, дает формальные, условные ответы,
1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
опытный психолог может извлечь массу инфор
2. Чем дальше хочется прыгнуть, тем ниже нуж
мации, отражающей систему личностных отно
но согнуться.
шений.
3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
5. Без женщины жить нельзя на свете, тем более
ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ
в темноте.
(А. Г. Шмелев, А. С. Б абина) 6. Чтобы как следует понять душу человека, луч
ше всего ее вынуть.
Тест юмористических фраз (ТЮФ) — ориги
7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
нальная компактная методика диагностики моти
8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
вационной сферы личности, соединяющая в себе
9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты
достоинства стандартизованного измерительного
служишь.
теста и индивидуализированной проективной тех
10. Инициатива скандала принадлежала мужу,
ники.
а звуковое оформление — жене.
Релевантной практической задачей ТЮФ явля
11. «Терпение и труд все перетрут», — напомнил
ется (по мнению авторов) прежде всего диагности
Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору по
ка в целях индивидуального психологического кон
суды.
сультирования и коррекции.
12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без
В основе методики лежит прием свободной те
связей лучше и не жить.
матической классификации многозначных стиму
13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
лов — юмористических фраз.
14. Морская качка изображена художником с та
Появление крупного класса является свидетель
ким сходством, что при одном взгляде на картину
ством наличия сверхзначимой (доминирующей)
тошнило.
мотивации, предметное содержание которой соот
15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
ветствует предметному содержанию этого класса.

24
Глава 2. Психодиагностика: практика


16. И фиговый листок отпадает. 42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый
17. Одежда! Мой компас земной, а удача — наг король.
рада за смелость. 43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться
18. Не было ни гроша, и не будет. за модой.
19. Сила земного притяжения ощущается осо 44. «Душит — значит, любит» (Дездемона).
бенно сильно, когда поднимаешься по служебной 45. В настойчивых поисках братьев по разуму он
лестнице. оказался в вытрезвителе.
20. Странная картина открылась взору уважае 46. Нашел место в жизни — найди жене.
мого классика: это была экранизация его романа. 47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, 48. Защита диссертации пройдет успешнее, если
значит, ты не настоящий карьерист. банкет по этому поводу провести за 2—3 ч до ее на
22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался чала.
летной погоды. 49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они лю
23. Выпился в алкоголики. били мужчин.
24. «Семь раз отмерь — один отрежь», — объяс 50. Почему чаще всего неограниченные возмож
нял старый палач молодому. ности у ограниченных людей?
25. Брала от жизни все, что входило в моду. 51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями,
26. Деньги тем большее зло, чем их меньше. но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило:
27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется. семья была крепкая, мебель — тоже.
28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав ни 52. Если умный человек идет в гору, значит, он
кого, ушла. материально заинтересован.
29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого 53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», —
не будет. признался он ей... за 3 дня до зарплаты.
30. Она шипела на мужа, как газированная 54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выка
вода. тывают.
31. Я пью не больше 100 г, но, выпив 100 г, я ста 55. Мясник строил свое благополучие на чужих
новлюсь другим человеком, а этот другой пьет костях.
очень много. 56. Голова его чего нибудь да стоила... вместе
32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная. с бобровой шапкой.
33. Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, 57. «Пить — здоровью вредить», — сказала
распускаться. Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачаль
34. «Не хлебом единым жив человек», — крича нику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный
ли возбужденные покупатели в очереди за мясом. вином и ее ласками.
35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лаби 58. И на пегасах порой гарцуют всадники без го
ринтах извилин! ловы.
36. Единственное, что было в нем мужественно 59. Только в очень хорошем настроении она на
го, он не мог обнаружить из за приличий. зывала получку мужа деньгами.
37. «Нелегок писательский труд», — говорит Ев 60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
гений Сазонов, ежедневно относя в приемный 61. «Удивительное — ядом!», — сказал Сальери.
пункт макулатуры по 20 кг произведений своих 62. Нарушение моды королями становится мо
коллег. дой для их подданных.
38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не 63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обхо
свернула за угол. диться без них.
39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубо 64. Жена шефа много симпатичнее, чем шеф
кий смысл, но нет запятой. жены.
40. Любимая поговорка военных: «Призвание 65. Если у тебя умная жена, будешь есть
хорошо, а звание лучше». плоды с древа познания, если глупая — с древа
41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом. жизни.

25
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному 93. Не лещ без бутылки.
прощупыванию все, что у продавщиц пряталось 94. Даже роль Отелло исполняется правдивее,
под прилавком. если есть личная заинтересованность.
67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, 95. Любопытство к женщинам не должно быть
муж смотрел на нее волком. праздным.
68. Не только сам укладывался в получку, но 96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
и укладывал своих приятелей. 97. Если жена не следит за модой, за ней можно
69. Женщине по служебной лестнице легче идти не следить.
в короткой юбке. 98. Не всякая кучка могучая.
70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов. 99. Чем приятнее формы, тем безразличнее со

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>