<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МГЦЛАСПШРЭИНКО

–1
–2
.
.
.
.




Профиль субъективной Правило 0: если МДЧ (min диагностическое чи
сло) не достигнуто в отношении ни одного типа, то
самооценки
тип будет считаться неопределенным.
По этому профилю делается заключение.
МДЧ (для разных типов характера)
Оценка графика 2 начинается с определения
возможной склонности и диссимуляции черт ха
МДЧ 76556756678
рактера. Возможность диссимуляции черт харак
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
тера допускается, если Д — Т = 4. В этом случае
можно полностью исключить объективную оценку
Правило 1: если МДЧ достигнуто или превыше
конформного и циклоидного типов. Очень высокий
но только в отношении одного типа, диагностиру
показатель диссимуляции (D > 7) характерен для
ется этот тип (исключение правил 2, 3).
неустойчивого типа. Диагностика возможной орга
нической природы психопатии или акцентуации
МДЧ 76556756678
осуществляется с помощью индекса В (Brain ин
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
декс). Если В > 5, можно предположить органиче
скую природу заболевания. Реакция эмансипации
Правило 2: если Д—Т = 4 или больше, т. е. уста
считается выраженной, если Е > 4. В этих случаях
новлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К
типы С и П не диагностируются. При Е = 0—1 реак
не диагностируются, даже если МДЧ в отношении
ция эмансипации считается невыраженной, при Е =
этих типов достигнуто или превышено.
2—3 — умеренной, при Е = 4—5 — выраженной,
а при Е = 6 и больше — сильной.
МДЧ 7655675667 8
Для диагностики типа психопатии, или акценту
Типы Т Д Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
ации характера после построения графика 2 ис
пользуются следующие правила.


208
Глава 1. Методики изучения темперамента и характера


Правило 3: если Е равно 4 или больше, т. е. силь Правило 6: если превышение МДЧ какого либо
типа больше превышения других типов на 4 балла,
но выражена реакция эмансипации, то типы С и П
типы не диагностируются даже в том случае, если
не диагностируются независимо от числа баллов,
их сочетания совместимы. Исключение по правилу
набранных в их пользу.
4 составляет тип К (конформный).
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Таблица 43
Типы Г Ц Л А С П Ш Э И Н К Д Т Е
Основные принципы доминирования

Правило 4: если МДЧ достигнуто или превыше Типы, достигшие или
имеющие одинаковое пре Диагностирующий тип
но в отношении типа К и других типов одновремен
вышение над их МДЧ
но, то комфортный тип не диагностируется незави
ГиЛ Г
симо от числа набранных в его пользу баллов.
ГиА А
МДЧ 76556756678 ГиС Г
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К ГиП П
ГиШ Ш
Правило 5: если после исключений, предусмо ГиЭ Г
тренных правилами 2—4, МДЧ оказывается достиг АиШ Ш
нутым или превышенным в отношении 2 типов, то
АиЭ Э
следует пользоваться правилами 5а, 5б, 5в.
АиН Н
СиЭ Э
Правило 5а: смешанный тип диагностируется
СиИ И
в случаях, если имеются следующие сочетания:
СИн Н
ГЦ, ГИ, ГН, ЦЛ, ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН, ЛС, ЛП, АШ,
ПиИ И
АИ, СИ, СШ, ПШ, ШЭ, ШИ, ШН, ЭИ, ИН, ЭН.
Исключение представляет случай, предусмот ПиЭ Э
ренный правилом 6. ПиН Н
ЛиП П
МДЧ 76556756678 ЛиШ Ш
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К ЛиЭ Э
ЦиС С
Правило 5б: если сочетания признаны несов
ЦиП П
местимыми, то диагностируется тип, в пользу кото
ЦиШ Ш
рого получено наибольшее превышение в баллах над
ЦиЭ Э
его МДЧ.
ЦиИ И
ЦиН Н
МДЧ 76556756678
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К ЦиА А

Правило 5в: если два несовместимых сочетания МДЧ 76556756678
имеют одинаковое превышение над их МДЧ или Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
достигают МДЧ, используются следующие прин
ципы доминирования: Правило 7: если МДЧ достигается и превышает
ся в отношении 3 и более типов, нужно попытаться
МДЧ 76556756678
по правилам 2, 3, 4, 6 сократить их до 2. Если же это
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К не удается, то из этих типов выбирают два типа, в
пользу которых получено наибольшее превышение


209
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


в баллах над их МДЧ, а затем руководствуются пра 1. ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
вилом 5. Главными особенностями этого типа являются
приподнятое настроение, высокий жизненный то
МДЧ 76556756678 нус, активность и предприимчивость. Такие люди
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К отказываются подчиняться чужой воле, плохо пере
носят дисциплинарные требования и строго регла
Правило 8: если МДЧ в отношении нескольких ментированный образ жизни, к правилам и законам
типов достигнуто или имеется одинаковое превы относятся легкомысленно, легко могут преступить
шение их МДЧ, для того чтобы сделать выбор, ру
грань между дозволенным и запретным.
ководствуются правилом 5а и выбирают два типа,
совмещающихся с наибольшим числом типов из
2. ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
остальных сравниваемых.
До пубертата дети такого типа производят впе
чатление гипертимиков или нормотимиков. Одна
МДЧ 76556756678
ко с наступлением пубертатного периода возника
Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
ет 1 я субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы
Таблица 44 подъема и спада настроения сменяют друг друга на
протяжении всей жизни. Вначале смена фаз проис
Шкала дополнительных баллов к «ОШ»
ходит довольно часто, но постепенно длительность
Дополнительные периодов возрастает. В субдепрессивной фазе фон
Признаки
баллы к «ОШ»
настроения снижен, отмечаются вялость, упадок
Выделение по «СШ» черт типов (>7): 1б — Г
сил, повышенная раздражительность и интровер
Г (гипертимного) 1б — А
тированность. В гипоманиакальной фазе бросают
А (астеноневротического) 2б — С, 1б — Ш,
ся в глаза повышенная активность, живость, легко
С (сензитивного) П
П (психастенического) 1б — П мыслие, тяга к наслаждениям.
Ш (шизоидного) 1б — Ш
Р (параноидального) 1б — Ш
3. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Отличительной особенностью лабильного типа
Отвержение по «СШ» черт типов 1б — С, Ш, Э является крайняя изменчивость настроения. Са
(> 7): 1б — Г мые незначительные события окружающей жизни
Г (гипертимного) 1б — Н
оказывают на человека существенное влияние.
А (астеноневротического) 2б — И, 1б — Ш
Малейшая неприятность способна погрузить его
П (психастенического)
в мрачное переживание, а приятные события или
К (комфортного)
даже только их перспектива способны поднять
Амбивалентность самооценки по
настроение, вернуть веселье. От текущего настро
«СШ» (не менее +7 –7 одновре
ения зависит все: самочувствие, работоспособность,
менно в отношении одного или нес
кольких типов) планы на будущее, отношение к другим людям.
Ошибка выбора (если один и тот же 1б — Ш
номер выбора поставлен на одну те 4. АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
му в обследованиях 1 и 2) При нем рано проявляются разнообразные
признаки невропатии: капризность, болезненность,
Откровенность 1б — Э за каждую
страхи, заикание, энурез.
ошибку
Главными чертами людей этого типа являются
Высокий показатель диссимуляции (Т>Д) 1б — Ц, П
астения, повышенная утомляемость, плохая пере
(Д > 7) независимо от величины Т
носимость нагрузок и напряжения, фиксация на
состоянии физического здоровья.
Сильная реакция эмансипации 1б — Н
1б — И, Ш


210
Глава 1. Методики изучения темперамента и характера


5. СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП интенсивностью и силой, а их удовлетворение про
Основными чертами данного типа являются по текает тяжело и сопровождается многочисленны
вышенная впечатлительность и чувство неполно ми конфликтами.
ценности. В детстве это выражается в разнообраз
ных психологических страхах (темноты, животных), 9. ИСТЕРОИДЫЙ ТИП
избегании компании бойких и активных людей, ро Безграничный эгоизм и жажда признания. Лица
бости и скованности, боязни любых видов проверок этого типа очень чувствительны к реакциям других
и испытаний. людей, легко перестраиваются, вживаются в лю
бую роль, стремятся любой ценой добиться внима
6. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП ния, восхищения, удивления, сочувствия или даже
Основными особенностями типа являются по ненависти, не переносят только безразличия к сво
вышенная тревожность, мнительность, склонность ей персоне.
к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сом
невается, ему трудно принять решение, поэтому он 10. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
взвешивает каждый шаг, многократно перепрове Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко
ряет и переделывает уже завершенную работу. поддаются чужому влиянию, особенно дурному.
Внушаемые и безвольные, они не имеют собствен
7. ШИЗОИДНЫЙ ТИП ных положительных целей и стремлений, а все их
В подростковом возрасте все шизоидные черты поступки определяются случайными внешними об
личности обостряются. Особенно заметными стано стоятельствами. Завистливые и бесхарактерные,
вятся замкнутость, духовное одиночество, своеобра они часто попадают в дурные компании, бросают
зие и необычность в выборе занятий и увлечений. учебу, работу, употребляют алкоголь.

8. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП 11. КОНФОРМНЫЙ ТИП
Склонность к возникновению периодов злобно Постоянная и неустойчивая ориентация на нор
тоскливого настроения. С этим настроением тесно мы и ценности ближайшего окружения. Лица кон
связаны напряженность аффекта, взрывчатость и бе формного типа полностью подчиняются давлению
зудержная агрессивность. Большим напряжением среды, не имеют собственных мнений и интересов,
отличается также сфера влечения лиц эпилептоидно с трудом воспринимают новое и необычное, отри
го типа. Все влечения характеризуются чрезмерной цательно относятся к переменам в жизни.
Глава 2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ




МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ» теля оперативной памяти тестирование можно че
рез некоторое время повторить, используя другие
Методика применяется для изучения кратковре ряды чисел.
менной памяти в тех случаях, когда кратковременная
память несет основную функциональную нагрузку.
Испытуемому вручается бланк, после чего экс Тестовый материал
периментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: Я буду зачитывать числа — 10 ря ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
дов из 5 чисел к каждом. Ваша задача — запомнить ряда Сумма
эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, 1
а затем в уме сложить первое число со вторым, вто 2
рое с третьим, третье с четвертым, четвертое с пя 3
тым, а полученные 4 суммы записать в соответ 4
ствующей строке бланка. Например, 6, 2, 1, 4, 2 5
6
(записывается на доске или на бумаге). Складываем
7
6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получа
8
ется 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записы
9
вается); 4 и 2 — получается 6 (записывается).
10
Если у испытуемого есть вопросы, эксперимен
татор должен ответить на них и приступить к прове
дению теста. Интервал между зачтением рядов — СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
15 с.
1 5, 2, 7, 1, 4
2 3, 5, 4, 2, 5
3 7, 1, 4, 3, 2
Ключ
4 2, 6, 2, 5, 3
5 4, 4, 6, 1, 7
Подсчитывается число правильно найденных
6 4, 2, 3, 1, 5
сумм (максимальное их число — 40). Норма взрос
7 3, 1, 5, 2, 6
лого человека — от 30 и выше.
8 2, 3, 6, 1, 4
Методика удобна для группового тестирования.
9 5, 2, 6, 3, 2
Процедура тестирования занимает мало времени —
10 3, 1, 5, 2, 7
4—5 мин. Для получения более надежного показа

212
Глава 2. Методики изучения памяти


Ключ МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

Предназначена для изучения образной памяти.
1 7, 9, 8, 5
Методика применяется при профотборе. Сущность
2 8, 9, 6, 7
методики заключается в том, что испытуемому экс
3 8, 5, 7, 5
понируется таблица с 16 образами в течение 20 се
4 8, 8, 7, 8
кунд. Образы необходимо запомнить и в течение
5 7, 9, 7, 8
минуты воспроизвести на бланке.
6 6, 5, 4, 6
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица
7 4, 6, 7, 8
с образами (привести пример). Ваша задача заклю
8 5, 9, 7, 5
чается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как
9 7, 8, 9, 5
можно больше образов. Через 20 секунд уберут та
10 1, 6, 7, 9
блицу, и вы должны нарисовать или записать (вы
разить словесно) те образы, которые запомнили.
Оценка результатов тестирования произво
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»
дится по количеству правильно воспроизведен
ных образов. Норма — 6 правильных ответов
Методика предназначена для оценки кратковре
и больше. Методика используется в группе и ин
менной зрительной памяти, ее объема и точности.
дивидуально.
Задание заключается в том, что обследуемым де
монстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 дву
значными числами, которые нужно запомнить и по
сле того как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица
с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы
за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Че
рез 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете
записать все те числа, которые вы запомнили.

Таблица 45


13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87

Оценка кратковременной зрительной памяти
производилась по количеству правильно воспроиз
веденных чисел. Норма взрослого человека — 7 и вы
ше. Методика удобна для группового тестирова
ния, так как процедура не занимает много времени.
Глава 3. М Е Т О Д И К И Д Л Я И З У Ч Е Н И Я В Н И М А Н И Я




МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» Работать надо быстро и точно. Время работы —
5 минут.
(Б уквенный вариант )
Пример:
Обследуемым предъявляется бланк с различны
ми буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каж ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРЕ
дом. Испытуемые должны в каждом ряду вычерки
вать определенную букву, которая стоит первой. Объем внимания оценивается по количеству
Работа проводится на время с требованием макси просмотренных букв, концентрация — по количест
мальной точности. Время работы — 5 минут. ву сделанных ошибок. Таким образом, по предоста
Инструкция: На бланке с буквами отчеркните вленной методике оцениваются 2 показателя.
первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, Норма объема внимания — 850 знаков и выше,
чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вы концентрация — 5 ошибок и менее. Методика ис
черкивать такие же буквы, как и первые. пользуется в группе и индивидуально.


Стимульный материал к тесту «Корректурная проба» (в масштабе 1 : 2)
А К С НБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАК С В О Е С
О В Р КАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКАН К С А Р О
К А Н ЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВ К Р А Е О
В Р Е СОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕК Р В Н А С
Н С А КРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВР А К С О Е
Р В О ЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕ С А В К Н
E H P AEPGKBOKCEPBOCAHOBPKACOAPHEOPECB O E P B И
О С К ВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНА О Е Р С Н
В К А ОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАН С К О К Р
С Е Н АОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВ К О Е Н С
К О С НАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕКО В Н С А Е
О В К РЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВ Р А К В О
А С В КРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАК А Е Р К С
Н О С КОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВС Р Н А К Л


214
Глава 3. Методики для изучения внимания


В Н ЕОСЕ АВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВ Р С В В
С Е РВНР КСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВ С А Р В
Е Р НЕАЕ ОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВР Н А К С
Е Р ВКОС КАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСН А О В К
О А ОВНР ВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАЕО В Н Р С
К А ОРЕС ВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОС К Р В К
О К РАНА ОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНК Р А Н В
Е Р АКОК СОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАО Е С Е А
Н Е СВКР ЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКА Н Е О С
P H EGBH PKOBKOAPEOBOKCBKAEPBOCHEAKACH B O E H
С В НЕОВ КРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВ Н С О Е
О К НЕКР ВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСА П Н В О
К Р НСАО ЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕН Р А К С
Р Н ВКОС НЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕН С А О Р
Н С ОАКВ РНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕ Н В К А
Е К РНСО АРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВ Н Е А С
О Е НРВК СЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАР В С К В
Н С ОКРВ НЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВН А О К Н
Р В АКРН ЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕС А Н Е О
В Р КОАС НАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕ О В Н С
С Е ОВНА РКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКО Е С В Н
О А ЕРВК СОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОК Н В Р А
Е С НАКВ ОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕС Р К В О
О К РЕСО АНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕВНА К Р Е С
С В КОАН РВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕР А Е О К
В Р АСНР КОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРН С О К В

<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>