<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




МЕТОДИКА Методика оценивается по количеству правиль
но воспроизведенных пар букв.
«КРАСНО ЧЕРНАЯ ТАБЛИЦА»

Методика предназначена для оценки переклю
Стимульный материал к тесту
чения внимания. Обследуемые должны находить на
«Красно черная таблица»
предложенной им таблице красные и черные числа
(в масштабе 1 : 2)
попеременно и записывать только буквы, соответ
ствующие этим числам, причем красные числа нуж
Таблица 46
но находить в убывающем порядке, а черные —
в возрастающем. Обследуемым зачитывается соот 8к
8к 13 м
24 у 13 м 7ф 22 б 12 и 5б

22 б
ветствующая инструкция.
Инструкция: вам будет предложена таблица 14 ф 17 ш 6г
8I 14 ф 14 р 17 ш 15 д 6г 3е
с красными и черными числами. Вы должны оты
19 к 3к 18 ч 23 к 16 р 18 II 17 p
23 к
19 к 18

скивать красные и черные числа попеременно,
причем красные в убывающем порядке от 25 до 1, а
21 p 13 a 1p 22 ш 11 р 23 г 20 г
1р 11 р 20 г
21 р
черные в возрастающем — от 1 до 24. Записывать
надо только буквы, стоящие рядом с числами. Вре 25 р 2т
5м 10 с 4ф 25 р 21 ц 2т 19 ж
10 с
мя работы — 5 минут. Например, красная цифра
25, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем 16 у 4с
12 ж 6б 16 у 20 м 4с 10 б 9а
12 ж 9а
букву В, далее красная цифра 24, пишем букву И,

2н 7н 11 л 15 у 9к 24 н 1в
15 у 24 н
черная цифра 2, пишем букву Н. Таким образом, на
листе ответов получается ряд букв:
Примечание: заштрихованные квадраты соответ
Р В И Н … …
ствуют красному цвету символов.

215
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГА Инструкция: среди буквенного текста имеются
слова. Ваша задача как можно быстрее считывая
Направлена на определение избирательности текст, выделить эти слова. Время работы — 2 минуты.
внимания. Пример: рюклбюсрадостьуфркнп
Рекомендуется для использования при профот Методика применяется как в группе, так и инди
боре на специальности, требующие хорошей изби видуально. Оцениваются количество выделенных
рательности и концентрации внимания, а также слов и количество ошибок (пропущенные и непра
высокой помехоустойчивости. вильно выделенные слова).


Стимульный материал

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфатьуэкзаментрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеорияжебьамхоккейтроицафцуйгахт
тслевизорболджщзэгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфьтрплослдспектльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйшрепортажэк
ждорлафьвюфбьконкурсйфнячьгузскапрлличностьзжэьеюдшщглоджян
эцрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягщдщнруцтргщчтлроснованиезхжьб
щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясщзайэъягнтзхтм

Фамилия испытуемого _______________________________________




Стимульный материал
МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»

Методика предназначена для оценки произ Таблица 47
вольного внимания. Рекомендуется использовать
16 37 98 29 54
при профотборе на специальности, требующие хо
80 92 46 59 35
рошего развития функции внимания.
Инструкция: в течение 2 минут вы должны рас 43 21 8 40 2
ставить в свободных клетках нижнего квадрата 65 84 99 7 77
бланка в возрастающем порядке числа, которые
13 67 69 34 18
расположены в случайном порядке в 25 клетках
верхнего квадрата бланка.
Числа записываются построчно, никаких отме Бланк для заполнения
ток в верхнем квадрате делать нельзя.
Оценка производится по количеству правильно
записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и
выше.
Методика удобна при групповом обследовании.
Групповое обследование рекомендуется проводить
в присутствии экспериментатора.

216
Глава 3. Методики для изучения внимания


Стимульный материал к методике
МЕТОДИКА «ЧИСЛОВОЙ КВАДРАТ»
«Числовой квадрат»
Методика предназначена для оценки объема ра
спределения и переключения внимания. БЛАНК
Содержание. В квадрате с 25 клетками в случай
14 5 31 27 37
ном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел
40 34 23 1 20
пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в чи 19 16 32 13 33
словом ряду числа, отсутствующие в квадрате. 2 6 8 25 9
Время на работу — 1,5 минуты. 12 26 36 28 39
При обработке подсчитывается количество пра
вильных ответов (пропуск, исправление — ошиб 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ка). 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Оснащение: бланки, демонстрационный плакат, 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
карандаши, секундомер. 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Инструкция. перед вами квадрат с 25 числами
Ключ
и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 1,5 ми
нуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствую
Подчеркнуты числа, отсутствующие в квадрате
щие в квадрате.
Зачеркнуты числа, отсутствующие в квадрате. 14 5 31 27 37
40 34 23 1 20
Оценка по 9 балльной шкале 19 16 32 13 33
2 6 8 25 9
Таблица 48 12 26 36 28 39
Оценка
9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в баллах
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Кол во
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
правильных 18 17 15—16 13—14 10—12 8—9 6—7 5 4
ответов 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава 4. МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ЛОГИКИ МЫШЛЕНИЯ




МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ Продолжение таблицы 49
ОТНОШЕНИЯ»
6. А больше Б в 9 раз
2. А меньше Б в 10 раз
Б меньше В в 12 раз
Предназначается для оценки логического мыш Б больше В в 6 раз
7. А больше Б в 6 раз
ления. Обследуемым предлагаются для решения ВА
Б больше В в 7 раз
3. А больше Б в 3 раза
18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло АВ
Б меньше В в 6 раз
гические посылки, в которых буквы находятся в ка 8. А меньше Б в 3 раза
4. А больше Б в 4 раза
ких то численных взаимоотношениях между собой. Б больше В в 5 раз
Б меньше В в 3 раза
Опираясь на предъявленные логические посылки, ВА
надо решить, в каком соотношении находятся меж 14. А меньше Б в 5 раз
9. А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 2 раза
Б больше В в 3 раза
ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше
АВ
ВА
ния 5 минут.
15. А больше Б в 4 раза
10. А меньше Б в 2 раза
Инструкция: вам предложены 18 логических за
Б меньше В в 3 раза
Б больше В в 8 раз
дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре ВА
АВ
шения задач — 5 минут. 16. А меньше Б в 3 раза
11. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 3 раза
Б больше В в 4 раза
ВА АВ
Стимульный материал 12. А больше Б в 2 раза 17. А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 5 раз Б меньше В в 7 раз
АВ ВА
Таблица 49
18. А больше Б в 3 раза
13. А меньше Б в 5 раз
Б меньше В в 5 раз
Б больше В в 6 раз
АВ
ВА
1. А больше Б в 9 раз 5. А меньше Б в 3 раза
Б меньше В в 4 раза Б больше В в 7 раз
Оценка производится по количеству правильных
ВА АВ
ответов. Норма взрослого человека — 10 и более.


218
Глава 4. Методики для оценки логики мышления


Ключ Оценка производится по количеству правильно
написанных чисел. Норма взрослого человека —
3 и выше.
1. В < А 7. А < В 13. В < А

2. А < В 8. В < А 14. А < В
МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»
3. В > А 9. В > А 15. В < А

Методика предназначена для определения
4. В < А 10. А > В 16. А < В
пространственных представлений. Поскольку су
5. А > В 11. В < А 17. В > А ществуют статистически значимые корреляции
показателей пространственного представления
6. В > А 12. А < В 18. А > В
с уровнем логического мышления, методика ре
комендована для косвенной оценки уровня логи
ческого мышления. Методика используется с це
МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ лью профотбора.
Содержание методики: обследуемому предла
ЧИСЛОВОГО РЯДА»
гается на бланке 25 задач, в каждой из которых на
Методика оценивает логический аспект мышле схематически изображенном компасе обозначено
ния. Обследуемые должны найти закономерности одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3,
построения 8 числовых рядов и написать недостаю С—В, С—3, Ю—В, Ю—3) в переменной системе
щие числа. Время выполнения — 5 минут. координат и стрелка, показывающая какое то дру
Инструкция: вам предъявлены 7 числовых ря гое направление, определить которое относи
дов. Вы должны найти закономерность построения тельно переменной системы координат и будет
каждого ряда и вписать недостающие числа. Время задачей испытуемого. После того как испытуе
выполнения работы — 5 минут. мый мысленно определит направление компаса,
он должен записать обозначение этого направле
ния. Перед началом обследования, объяснив за
Числовые ряды дачу испытуемому, необходимо разобрать один
пример. Испытуемого следует предупредить, что
1) 24 21 19 18 15 13 – – 7 поворачивать бланк для ориентирования по оси
2) 1 4 9 16 – – 49 64 81 100 С—Ю нельзя.
3) 16 17 15 18 14 19 – – Время выполнения задачи — 5 минут.
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
5) 7 16 9 5 21 16 9 – 1
6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94 Обработка
7) 24 22 19 15 – –
Результаты обследования обрабатываются с помо
щью ключа. Определяются следующие показатели:
Ключ общее количество просмотренных компасов —
производительность (Р);
1) 12 9; время выполнения задания (Т);
2) 25 36; количество ошибок (число неправильно отмечен
3) 13 20; ных компасов) (n);
4) 36 38; относительная частота неправильных ответов
5) 13; (n / p);
6) 44 46; скорость работы:
7) 10 4.
.


219
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


Стимульный материал к методике Коэффициент успешности (А):
«Компасы»
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
где С — число всех компасов, отмеченных испытуе
мым; W — число неправильно отмеченных компа
сов; O — число компасов, которое следовало отме
тить; S — общее число просмотренных компасов.

Таблица 50

Баллы 1 2 3 4 5

Производите
до 7 7—11 11—15 16—20 21—24
льность

Баллы 6 7 8 9 10
Производите
25—29 30—36 37—46 47—49 50
льность




МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Методика используется для оценки логического
мышления, может применяться как индивидуаль
Ключ но, так и в группе.
Содержание методики: обследуемому предлага
ется на бланке 20 пар слов, отношения между кото
рыми построены на абстрактных связях, на этом
же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар
слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После
того как испытуемый определит отношения между
словами в паре, ему надо найти аналогичную пару
слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соот
ветствующую цифру. Время выполнения работы
3 мин. Оценка производится по количеству правиль
ных ответов.

Стимульный материал
Шифр

1. Овца — стадо 4. Свет — темнота

2. Малина — ягода 5. Отравление — смерть

3. Море — океан 6. Враг — неприятель


220
Глава 4. Методики для оценки логики мышления


Инструкция: в каждой строчке вы найдете одно
1. Испуг — бегство 123456
слово, стоящее перед скобками, и далее — 5 слов
в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, име
2. Физика — наука 123456
ют какое то отношение к стоящему перед скобка
3. Правильно — верно 123456 ми. Выберите только 2 и подчеркните их.
Слова в задачах подобраны таким образом, что
4. Грядка — огород 123456
обследуемый должен продемонстрировать свою
способность уловить абстрактное значение тех или
5. Пара — два 123456
иных понятий и отказаться от более легкого, бро
6. Слово — фраза 123456 сающегося в глаза, но неверного способа решения,
при котором вместо существенных выделяются
7. Бодрый — вялый 123456
частные, конкретно ситуационные признаки.
8. Свобода — воля 123456

Стимульный материал
9. Страна — город 123456

10. Похвала — брань 123456
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
11. Месть — поджог 123456
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, ве
12. Десять — число 123456 лосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
13. Плакать — реветь 123456
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель,
14. Глава — роман 123456
бумага).
15. Покой — дыхание 123456 7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость,
печать).
16. Смелость — геройство 123456
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бу
17. Прохлада — мороз 123456
мага, редактор).
18. Обман — недоверие 123456 10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,
правила).
19. Пение — искусство 123456
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья,
солдаты).
20. Тумбочка — шкаф 123456


Ключ
МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ
СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ» 1. Растения, земля 7. Диаметр, круглость
2. Берег, вода 8. Глаза, печать
Методика выявляет способность испытуемого
отделять существенные признаки предметов или 3. Здание, улица 9. Бумага, редактор
явлений от несущественных, второстепенных. 4. Крыша, стены 10. Игроки, правила
Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по
5. Углы, сторона 11. Сражения, солдаты
характеру выполнения, позволяет судить о после
6. Делимое, делитель
довательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются специальным
бланком либо экспериментатор предъявляет ис Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс
пытуемому задачи. Предварительно дается инст нить, упорствует ли испытуемый в своих непра
рукция. вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

221
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ 10. (квадрат 15) Обведите кружком одну соглас
ную букву и зачеркните гласные (4 секунды).
ЛАБИЛЬНОСТЬ»
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны тра
Методику рекомендуется использовать с целью пеции до пересечения друг с другом и обозначьте
прогноза успешности в профессиональном обуче точки пересечения последней буквой названия ва
нии, освоении нового вида деятельности и оценки шего города (4 секунды).
качества трудовой практики. 12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая бу
Методика требует от испытуемого высокой кон ква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1
центрации внимания и быстроты действий. Обсле (3 секунды).
дуемые должны в ограниченный отрезок времени 13. (квадрат 19) Обведите большую окружность
(несколько секунд) выполнить несложные задания, и поставьте плюс в меньшую (3 секунды).
которые будет зачитывать экспериментатор. Об 14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2,
следование можно проводить как индивидуально, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 секунды).

<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>