<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

так и в группе, возможно использование магнито 15. (квадрат 21) Если два многозначных числа не
фона. Каждому испытуемому выдается специаль одинаковы, поставьте галочку на линии между ними
ный бланк. (2 секунды).
Инструкция: будьте внимательны. Работайте бы 16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три
стро. Прочитанное мною задание не повторяется. части, вторую на две, а оба конца третьей соедини
Внимание! Начинаем! те с точкой А (4 секунды).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой
линии с верхним концом второй, а верхний конец
Содержание методики второй — с нижним концом четвертой (3 секунды).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и
1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сер подчеркните четные (5 секунд).
гей и последнюю букву первого месяца года (3 се 19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и от
кунды). ведите их друг от друга вертикальной линией (4 се
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы кунды).
любая одна буква была написана в треугольнике 20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку,
(3 секунды). направленную вниз, под буквой В стрелку, напра
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вленную вверх, под буквой С — галочку (3 секунды).
вертикальными и двумя горизонтальными линиями 21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинают
(4 секунды). ся на одну и ту же букву, поставьте между ромбами
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга минус (3 секунды).
к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева кле
2 и над кругом 3 (3 секунды). точке О, в крайней справа плюс, в середине прове
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, дите диагональ (3 секунды).
а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоу 23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а
гольник имеют общую площадь (3 секунды). в первую галочку впишите букву А (3 секунды).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а че 24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья бу
твертый на две части (4 секунды). ква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 секунды).
7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напиши 25. (квадрат 31) В слове салют обведите круж
те предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды). ком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоуголь гласные (4 секунды).
ник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О 26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опиши
(4 секунды). те окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией 27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1
и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секун к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными
ды). цифрами и над нечетными (4 сек).

222
Глава 4. Методики для оценки логики мышления


28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, будет выполняться очередное задание, так как номе
кружки с цифрами подчеркните (3 секунды). ра заданий и квадратов на бланке испытуемого не
29. (квадрат 35) Под согласными буквами по совпадают.
ставьте стрелку, направленную вниз, а под гласны Оценка производится по количеству ошибок.
ми — стрелку, направленную влево (5 секунд). Ошибкой считается и пропущенное задание. Нор
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы мы выполнения: 0—4 ошибки — высокая лабиль
первая буква была написана в круге, а вторая в пря ность, хорошая способность к обучению; 5—9 оши
моугольнике (3 секунды). бок — средняя лабильность; 10—14 ошибок —
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направле низкая лабильность, трудности в переобучении;
ния горизонтальных линий вправо, а вертикальных 15 и более ошибок — мало успешен в любой дея
вверх (5 секунд). тельности.
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию попо Методика требует мало времени для проведения
лам и соедините оба конца первой линии с середи тестирования и обработки результатов, вместе
ной второй (3 секунды). с тем она дает достаточно точный прогноз профес
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линия сиональной пригодности.
ми нечетные цифры от четных (5 секунд).
Бланк для ответов
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку,
(масштаб 1 : 4)
направленную вверх, а под линией — стрелку, на
правленную влево (2 секунды).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат,
К в круг, О в треугольник (4 секунды).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите
в прямоугольнике, а разность этих же чисел —
в ромбе (4 секунды).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся
на 3, и подчеркните остальные (5 секунд).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг,
а цифру 3 — только в прямоугольник (3 секунды).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите
кружками четные цифры (5 секунд).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в ква
дратные скобки, а четные в круглые (5 секунд).
Необходимо отметить, что экспериментатор пе
ред проведением теста должен внимательно ознако
миться с заданиями и во время процедуры обследо
вания четко произносить номер квадрата, в котором
Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СПОСОБНОСТЕЙ




Психологическая диагностика уровня развития боте «Способности и одаренность». Теплов выделя
познавательных процессов человека — важная со ет 3 основных признака способностей как индиви
ставляющая деятельности психолога во многих дуально психологических особенностей человека:
сферах общественной практики. Большинство со во первых, они отличают одного человека от друго
временных профессий предполагают наличие у ра го, во вторых, они имеют отношение к успешности
ботника тех или иных способностей. Причем в ряде выполнения какой либо деятельности или многих
случаев при низком уровне развития соответствую видов деятельности, в третьих, они не сводятся к на
щих способностей осуществление деятельности личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс
становится просто невозможным. Эти методы так нить легкость и быстроту их приобретения.
же необходимы при ранней диагностике детской Природные, врожденные факторы в формиро
одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до вании способностей рассматриваются отечествен
статочно точно определить причину возникающих ными психологами как анатомо физиологические
у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной задатки, лежащие в основе формирования способ
программы. ностей. Сами же способности — всегда результат
Диагностика способностей дает возможность развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин
человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот штейн пишет: «Исходные природные различия
ветствующей его возможностям и склонностям. между людьми являются различиями не в готовых
Это, безусловно, влияет на формирование положи способностях, а именно в задатках. Между задатка
тельной профессиональной мотивации, удовлетво ми и способностями еще очень большая дистанция;
ренности трудом и, как следствие, на удовлетво между одними и другими — весь путь развития
ренность жизнью в целом. личности».
Проблеме способностей посвящено огромное ко Принято выделять общие и специальные спо
личество исследований. Библиография включает ра собности. Общие способности обеспечивают овла
боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, дение разными видами знаний и умений, которые
А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова человек реализует во многих видах деятельности.
и др. Наиболее отчетливо определение способно В отличие от общих специальные способности рас
стей, их основных признаков и факторов развития сматриваются в отношении к отдельным, специаль
сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра ным областям деятельности.

224
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
Методика предназначена для исследования спо
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
собности классификации и анализу. Обследуемым
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на
предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря
падение.
ду 4 слова объединены общим родовым понятием,
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длин
мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.
ный.
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
Тестовое задание 14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
ный.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный,
17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
ветхий.
чернила.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо
пливо.
Выделены правильные ответы.
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму
Оценка выставляется по 9 балльной системе
щаться, понимать.
с помощью следующей таблицы:
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
Таблица 51
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
Оценка в
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на 9 8 7 6 5 4 3 2 1
баллах
падение.
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. Количество
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный. правильных 17 16 15 14 12—13 11 10 9 8
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка. ответов
14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж
МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ
ный.
17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, СПОСОБНОСТИ»
чернила.
Назначение: методика предназначена для оцен
ки логического мышления.
Ключ Суть методики заключается в том, что обследуе
мые должны найти для каждого цифрового шифра
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. соответствующие буквенные комбинации и из них
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, составить 16 четырехбуквенных слов. Время —
ветхий. 5 минут.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо Методические указания: объяснить испытуе
пливо. мым, где они должны написать ответы. При наличии
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук. различных вариантов методики могут быть розданы
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный
щаться, понимать. вариант, а нечетные — нечетный.


225
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


Демонстрационный плакат Инструкция: «перед вами бланк, на котором
даны:
ГО 1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко
торой соответствует по две буквы);
ВК
2) 16 шифров (четырехзначные числа).
Вы должны рядом с каждым шифром выписать
НЦ 5345
соответствующие его цифрам буквенные комбина
ГО ции, составить из них одно четырехбуквенное сло
ОКНО
во существительное».
Составление заключения. Оценка логического Например. Шифр 5345, соответствующие соче
мышления производится по количеству правильно тания букв: 5 ГО; 3 ВК; 4 НЦ; 5 ГО.
составленных четырехбуквенных слов в соответ Слово — «ОКНО».
ствии с таблицей. Время работы 5 минут.

Таблица 52 Ключ к шифру

Баллы 2 3 4 5 6 3 5 4 9 1 8 0 2 7
Кол во пра 12
вильно соста 1—3 4—7 8—11 и боль НД ВК ГО НЦ РУ ИБ ПТ СЬ АМ ЛЩ
вленных слов ше


ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф. И. О. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата _ _ _ _ _ _ _ _ _
___________________ _________


I II IV
III




8475
9222 5844
6485




V VI VIII
VII




7432
8574 8172
8980




226
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


IX X XII
XI




7108
7932 5358
3791




XIII XIV XIV
XV




7145
0756 0480
8159




МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ 10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,
правила).
ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»
11. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья,
солдаты).
Методика предназначена для выявления спо
12. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).
собности к обобщению, анализу и классификации.
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисмен
Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами
ты, мелодия).
слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания
более всего с ним связаны. Задача обследуемого —
почвы, шум, наводнение).
найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответ
15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка,
ствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть читатели).
их. Время на выполнение работы — 3 минуты. 16. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа,
стадион).
Тестовое задание (правильные 18. Больница (помещение, сад, враг, радио, боль
ответы подчеркнуты) ные).
19. Любовь (розы, чувство, человек, город, приро
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). да).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья,
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, вело человек).
сипед). Оценка выставляется по девятибалльной шкале
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). с помощью таблицы 53.
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Таблица 53
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель,
бумага). Оценка
987 6 5 4 3 2 1
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, пе в баллах
чать). Число
8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово). правиль
18 17 16 14—15 12—13 10—11 8—9 6—7 5
9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бу ных от
мага, редактор). ветов


227
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


МЕТОДИКА «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ» ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА
КОММУНИКАТИВНЫХ
Методика предназначена для оценки творческо
И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
го мышления.
СПОСОБНОСТЕЙ (МЕТОДИКА «КОС 1»)
Обследуемым предлагаются 25 слов, имеющих
различные значения. В течение 15 минут обследуе
В процессе исследования испытуемому предъя
мые должны записать максимальное количество
вляется лист вопросов методики «КОС 1».
значений для каждого слова.
Инструкция: вам надо очень внимательно про
Инструкция: перед вами находится список из
следить за тем, чтобы номер вопроса и номер клет
25 слов. Ваша задача — в течение 15 минут написать
ки, куда вы записали свой ответ, совпадали. Запол
как можно больше значений для каждого слова
няя лист ответов, имейте в виду, что вопросы
(учитываются слова только принципиально различ
коротки и не могут содержать всех необходимых
ные).
подробностей. Представьте себе типичные ситуа
ции и не задумывайтесь над деталями. Не следует
много времени затрачивать на обдумывание, отве
Вариант чайте быстро. Возможно, что на некоторые вопро
сы вам будет трудно ответить. Давайте посмотрим
корень хозяйство оборот
на правила ответов при таком вопросе: «Правда ли,
тень язык культура
что вам не нравится заниматься математикой?»
путь линия общество
Если вам действительно не нравится заниматься
голова лицо связь
математикой, то вы сначала для себя ответьте на во
единица номер петля
прос так: «Да, это правда». Следовательно, в «листе
билет достижение жизнь
ответов» вы поставите «+». Но если вам нравится
полоса класс роль
заниматься, то на вопрос «Правда ли что вам не
свет основание
нравится заниматься математикой?» вы ответите
слово картина
отрицательно: «Нет, неправда». В таком случае в лис
те ответов поставьте «–». Отвечая на вопросы, не
стремитесь произвести заведомо благоприятное
Методические указания
впечатление своими ответами. Свободно выражай
те свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь
Задания выполняются на чистых листах бумаги.
нет. Постарайтесь ответить на все вопросы.

Составление заключения
Лист вопросов
Оценка творческого мышления производится по
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы по
количеству принципиально различных значений
стоянно общаетесь?
слов в соответствии с приведенной таблицей.
2. Часто ли вам удается склонить большинство
своих товарищей к принятию ими вашего решения?
Таблица 54
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причи
ненной вам кем то из ваших товарищей?
Баллы 2 3 4 5
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в соз
давшейся критической ситуации?
Число подоб
51 52—61 63—71 72… 5. Есть ли у вас стремление к установлению но
ранных слов
вых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной
работой?


228
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


7. Верно ли, что вам приятнее и проще прово 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказа
дить время с книгой или за каким либо другим за тельству своей правоты?
нятием, чем с людьми? 29. Полагаете ли вы, что вам не представляет
8. Если возникли некоторые помехи в осуществ особого труда внести оживление в малознакомую
лении ваших намерений, то легко ли вы отступаете для вас компанию?
от них? 30. Принимали ли вы участие в общественной
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людь работе в школе, классе, группе?
ми, которые значительно старше вас по возрасту? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих
10. Любите ли организовывать и придумывать со знакомых небольшим количеством людей?
своими товарищами различные игры и развлечения? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас свое мнение или решение, если оно не было сразу

<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>