<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

компании? принято вашими товарищами?
12. Часто ли вам удается устанавливать контак 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, по
ты с незнакомыми людьми? пав в незнакомую для вас компанию?
13. Легко ли вам удается устанавливать контак 34. Охотно ли вы приступаете к организации
ты с незнакомыми людьми? различных мероприятий для своих товарищей?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши това 35. Правда ли, что вы не чувствуете себя доста
рищи действовали в соответствии с вашим мнением? точно уверенным и спокойным, когда приходится
15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллек говорить что либо большой группе людей?
тиве? 36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи,
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов свидания?
с вашими товарищами из за невыполнения ими 37. Верно ли, что у вас много друзей?
своих обещаний, обязательств, обязанностей? 38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания
17. Стремитесь ли вы при удобном случае позна у своих друзей?
комиться и побеседовать с новым человеком? 39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете нелов
18. Часто ли в решении дел вы принимаете ини кость при общении с малознакомыми людьми?
циативу на себя? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувству
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хо ете себя в окружении большой группы людей?
чется ли вам побыть одному? В профессиях, которые по своему содержанию
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируе связаны с активными взаимодействиями человека
тесь в незнакомой для вас обстановке? с другими людьми, в качестве стержневых высту
21. Нравится ли вам постоянно находиться сре пают коммуникативные и организаторские спо
ди людей? собности, без которых не может быть обеспечен
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не успех в работе.
удается закончить начатое дело? Главное содержание деятельности работников
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, не таких профессий — руководство коллективами,
удобства или стеснения, если приходится проявить обучение, воспитание, культурно просветительное
инициативу, чтобы познакомиться с новым челове и бытовое обслуживание людей и т. д.
ком? К профессиям, требующим высокого уровня ра
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого об звития этих качеств, относятся профессии учителя,
щения с товарищами? тренера, врача, руководителя различных подразде
25. Любите ли вы участвовать в коллективных лений, научных учреждений. Успешность профес
играх? сиональной деятельности этих работников зависит
26. Часто ли вы проявляете инициативу при ре от уровня развития коммуникативных и организа
шении вопросов, затрагивающих интересы ваших торских способностей и от сформированных на
товарищей? этой основе умений установить взаимоотношения
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверен с людьми и организовать их для выполнения поста
но среди малознакомых вам людей? вленных задач.

229
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


Таким образом, коммуникативные и организа е) легко ли устанавливает контакты с незнакомы
торские способности являются важными фактора ми людьми;
ми для достижения успеха во многих профессиях ж) легко ли ему даются выступления в аудитории
типа «человек — человек». слушателей.
Методика «КОС 1» базируется на принципе В соответствии с этим было разработано 20 спе
отражения и оценке испытуемым некоторых осо циальных вопросов относительно реального поведе
бенностей своего поведения в различных ситуа ния и реального, пережитого в его опыте отношения.
циях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому Программа изучения организаторских склонно
по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации стей учащихся включает вопросы иного содержания:
и поведения в ее условиях основывается на вос а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;
произведении испытуемым своего реального по б) находчивость, настойчивость, требовательность;
ведения и реального, пережитого в его опыте от б) склонность к организаторской деятельности;
ношения. г) самостоятельность, самокритичность;
Исходя из этого принципа создан проективный д) выдержка;
опросник, позволяющий выявить устойчивые по е) отношение к общественной работе, общитель
казатели коммуникативных и организаторских ность.
склонностей. Особенность проективного метода На этой основе были разработаны 20 вопросов,
состоит в том, что испытуемый как бы проецирует каждый из которых в какой то мере характеризует
свои свойства, особенности своего поведения в си организаторские склонности учащихся.
туацию, предложенную консультантом. Ответы на вопросы испытуемый заносит в спе
Возможности проявления коммуникативных и циальный лист ответов, в котором фиксируются
организаторских склонностей заложены в соответ также анкетные данные испытуемого и результаты
ствующих группах вопросов, совокупность кото его работы.
рых представлена в «Листе вопросов». Спектр во
просов в нем настолько широк, что по результатам
Обработка данных
ответов испытуемого появляется возможность
выявить качественные особенности его коммуни
Для количественной обработки данных консуль
кативных и организаторских склонностей. При по
тант использует дешифраторы, в которых поставле
строении вопросника были учтены также различ
ны идеальные ответы, в максимальной степени
ные формы отношения опрашиваемых к вопросам.
отражающие коммуникативные и организаторские
Дело в том, что одни испытуемые могут быть более
склонности.
склонны к утвердительным ответам, другие — к от
Обработка материалов испытания крайне про
рицательным. Поэтому вопросы в бланке постро
ста и проводится следующим образом. С помощью
ены так, чтобы утвердительный ответ на один во
дешифраторов, которые накладываются поочеред
прос имел такое же смысловое значение, что и
но на лист ответов, подсчитывается количество
отрицательный ответ на другой вопрос. В програм
совпадающих с дешифратором ответов по каждо
му изучения коммуникативных склонностей введе
му разделу методики. Оценочный коэффициент
ны вопросы следующего содержания:
(К) коммуникативных и организаторских склонно
а) проявляет ли учащийся стремление к общению,
стей выражается отношением количества совпа
много ли у него друзей;
дающих ответов по каждому разделу к максималь
б) любит ли находиться в кругу друзей или предпо
но возможному числу совпадений (20). При этом
читает одиночество;
удобно использовать простую формулу:
б) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому
коллективу; К = n / 20,
г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей,
где К — величина оценочного коэффициента; n —
знакомых;
количество совпадающих с дешифратором отве
д) любит ли общественную работу, выступает ли
тов.
на собраниях;

230
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


Показатели, полученные по этой методике, мо У испытуемых, получивших оценку 2 (=2), ра
гут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие звитие коммуникативных и организаторских склон
к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления ностей находится на уровне ниже среднего. Они не
коммуникативных и организаторских склонно стремятся к общению, чувствуют себя скованно
стей, близкие же к 0 — о низком уровне. в новой компании, коллективе, предпочитают про
Оценочный коэффициент (К) — это первичная водить время наедине с собой, ограничивают свои
количественная характеристика материалов испыта знакомства, испытывают трудности в установлении
ния. Для качественной стандартизации результатов контактов с людьми и в выступлении перед аудито
испытания используются шкалы оценок, в которых рией, плохо ориентируются перед аудиторией, в не
тому или иному диапазону количественных показа знакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тя
телей «К» соответствует определенная оценка. жело переживают обиды. Проявление инициативы
в общественной деятельности крайне редко, во мно
Таблица 55 гих делах они предпочитают избегать принятия са
мостоятельных решений.
Шкала оценок коммуникативных склонностей
Для испытуемых, получивших оценку 3 (=3), ха
Уровень
рактерен средний уровень проявления коммуника
проявления
«К» Оценка тивных и организаторских склонностей. Обладая
коммуникативных
в целом средними показателями, они стремятся
склонностей
к контактам с людьми, не ограничивают круг своих
0,10—0,45 1 низкий
знакомых, отстаивают свое мнение, планируют
0,46—0,55 2 ниже среднего свою работу. Однако потенциал этих склонностей
не отличается высокой устойчивостью. Эта группа
0,56—0,65 3 средний
испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной
0,66—0,75 4 высокий
и планомерной воспитательной работе с ними по
0,76—1,00 5 очень высокий формированию и развитию их коммуникативных
и организаторских способностей.
Испытуемые, получившие оценку 4 (=4), отнесе
Таблица 56
ны к группе с высоким уровнем проявления комму
Шкала оценок организаторских склонностей «К»
никативных и организаторских склонностей. Они не
Уровень теряются в новой обстановке, быстро находят дру
проявления зей, постоянно стремятся расширить круг своих зна
«К» Оценка
коммуникативных комых, занимаются общественной деятельностью,
склонностей помогают близким, друзьям, проявляют инициативу
в общении, с удовольствием принимают участие
0,20—0,55 1 низкий
в организации общественных мероприятий, способ
0,56—0,65 2 ниже среднего
ны принять самостоятельное решение в трудной си
0,66—0,70 3 средний туации. Все это они делают не по принуждению, а со
гласно внутренним устремлениям.
0,71—0,80 4 высокий
И, наконец, группа испытуемых, которая полу
0,81—1,00 5 очень высокий чила оценку 5 (=5), обладает очень высоким уров
нем проявления коммуникативных и организатор
ских склонностей. Они испытывают потребность
в коммуникативной и организаторской деятельно
Классификатор теста
сти и активно стремятся к ней. Для них характерны
быстрая ориентация в трудных ситуациях, непри
Испытуемые, получившие оценку 1 (=1), харак
нужденность поведения в новом коллективе. Испы
теризуются крайне низким уровнем проявления
туемые этой группы инициативны, предпочитают
склонностей к коммуникативно организаторской
в важном деле или создавшейся сложной ситуации
деятельности.

231
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
принимать самостоятельные решения, отстаивать
свое мнение и добиваются, чтобы оно было при
Методика используется в целях профориента
нято товарищами. Они могут внести оживление
ции и при приеме на работу. Может применяться
в незнакомую компанию, любят организовывать
для обследования как подростков, так и взрослых.
различные игры, мероприятия, настойчивы в дея
Хорошие результаты получаются при использова
тельности, которая их привлекает. Они сами ищут
нии данной методики в целях профориентации лиц,
такие дела, которые бы удовлетворяли их потреб
меняющих профессию. Время обследования испы
ность в коммуникативной и организаторской дея
туемого не ограничено, но следует предупреждать
тельности.
о необходимости работать в течение 40—50 минут.
При интерпретации полученных данных следует
Обработка результатов сводится к подсчету в каж
помнить, что методика констатирует лишь налич
дом столбце бланка для ответов количества знаков
ный уровень развития коммуникативных и органи
«+» и «–», а далее из первой суммы вычитается вто
заторских склонностей в данный период развития
рая. Таким образом, получаются 24 цифры со знака
личности. Если при обследовании учащегося об
ми «+» или «–», которые соответствуют 24 видам
наруживается не очень высокий уровень развития
деятельности. Выбираются 2—3 вида деятельности,
коммуникативных и организаторских склонностей,
которые набрали большое количество знаков «+».
то это вовсе не означает, что они останутся неизмен
Возможен упрощенный вариант методики, где
ными в процессе дальнейшего развития личности.
испытуемые ставят только знак «+», а виды дея
При наличии положительной мотивации, целеустре
тельности, которые не нравятся, пропускают, оста
мленности и надлежащих условий деятельности
вляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом
данные склонности могут развиваться.
случае подсчитывается только количество знаков
«+» по столбцам.
Рекомендуется принять методику для испытуе
Ключи
мых в возрасте до 35 лет. Возможно применять
опросник как индивидуально, так и в группе. Досто
К
верные результаты получаются и в том случае, когда
1 + 11 – 21 + 31 –
экспериментатор зачитывает вопросы группе испы
2 12 22 32
туемых, хотя в этом случае искусственно ограничи
3 – 13 + 23 – 33 +
вается время ответа.
4 14 24 34
5 + 15 – 25 + 35 –
6 16 26 36
Ключ
7 – 17 + 27 – 37 +
8 18 28 38
9 + 19 – 29 + 39 – 1. Физика.
10 20 30 40 2. Математика.
3. Химия.
4. Астрономия.
О
5. Биология.
1 – 11 + 21 – 31 +
6. Медицина.
2 12 22 32
7. Сельское хозяйство.
3 + 13 – 23 + 33 –
8. Лесное хозяйство.
4 14 24 34
9. Филология.
5 – 15 + 25 – 35 +
10. Журналистика.
6 16 26 36
11. История.
7 + 17 – 27 + 37 –
12. Искусство.
8 18 28 38
13. Геология.
9 – 19 + 29 – 39 +
14. География.
10 20 30 40


232
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


15. Общественная работа. 13. Читать литературу о геологических экспеди
16. Право. циях.
17. Транспорт. 14. Читать о различных странах, их экономике,
18. Педагогика. государственном устройстве.
19. Рабочие специальности. 15. Организовывать товарищей на выполнение
20. Сфера обслуживания. общественной работы и руководить ими.
21. Строительство. 16. Читать о работе милиции.
22. Легкая промышленность. 17. Читать о летчиках.
23. Техника. 18. Читать о работе воспитателя.
24. Электротехника. 19. Знакомиться с устройством и работой станков.
20. Готовить обеды.
Инструкция: у вас есть возможность продол 21. Читать о строителях.
жить учебу или поступить на интересную работу. 22. Заботиться о красоте помещения, в котором
Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, вы учитесь, живете, работаете.
предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед 23. Читать о достижениях техники.
тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь 24. Знакомиться с устройством бытовых электро
дать как можно более точный ответ. и радиоприборов.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или 25. Читать научно популярную литературу об
вам очень нравится (любите) поставьте «+»; если не открытиях и физике.
знаете, сомневаетесь, 0; если не нравится (не люби 26. Читать научно популярную литературу о ма
те) — «–»; если очень не нравится — «– –». тематике.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни 27. Узнавать о новых достижениях в области хи
одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивай мии (из журналов, радио и телепередач и т. д.).
те сразу же. Время заполнения листа ответов не 28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
ограничивается. 29. Изучать биологию.
Примечание. Если вам нравится еще нечто та 30. Интересоваться причинами и способами ле
кое, что не предусмотрено опросником, то напиши
чения болезней.
те об этом на полях листов ответов.
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
33. Читать литературно критические статьи.
Вопросник
34. Активно участвовать в общественной жизни.
35. Читать книги об исторических событиях.
Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам?
36. Слушать симфоническую музыку.
1. Уроки по физике.
37. Узнавать об открытиях новых месторожде
2. Уроки по математике.
ний полезных ископаемых.
3. Уроки по химии.
38. Узнавать о географических открытиях.
4. Читать книги и статьи по астрономии.
39. Обсуждать текущие дела и события.
5. Читать книги и статьи об опытах и животных.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстни
6. Читать о жизни и работе врачей.
ков или младших.
7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и жи
41. Путешествовать по стране.
вотных.
42. Давать объяснение товарищам, как решить труд
8. Читать о лесе.
ную задачу, правильно написать предложение и др.
9. Читать произведения классиков мировой ли
43. Знакомиться с различными инструментами.
тературы.
44. Уроки домоводства.
10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смо
45. Узнавать о новых достижениях в области
треть телевизор.
11. Уроки истории. строительства.
12. Посещать театры, музеи, художественные вы 46. Посещать фабрики.
ставки. 47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

233
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


48. Читать статьи в научно популярных журна 81. Работать со словарем и литературными ис
лах о достижениях в области радиотехники. точниками, библиографическими справочниками.
49. Разбираться в теории физических явлений. 82. Быстро переключаться с одной работы на
50. Решать сложные математические задачи. другую.
51. Ставить опыты по химии, следить за ходом 83. Выступать с докладами на исторические темы.
химических реакций. 84. Играть на музыкальных инструментах, рисо
52. Наблюдать за небесными светилами. вать или резать по дереву.
53. Вести наблюдения за растениями. 85. Составлять описания минералов.
54. Делать перевязки, оказывать первую по 86. Участвовать в географических экспедициях.
мощь при ушибах и т. п. 87. Выступать с сообщениями о международном
55. Выращивать животных и ухаживать за ними. положении.
56. Собирать гербарий. 88. Помогать работникам милиции.
57. Писать рассказы и стихи. 89. Посещать кружок юных моряков.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей. 90. Выполнять работу воспитателя.
59. Принимать участие в работе исторического 91. Уроки труда.
кружка, разыскивать материалы, свидетельствую 92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
щие о событиях прошлого. 93. Наблюдать за работой строителя.
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на 94. Знакомиться со швейным производством.
сцене. 95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
61. Собирать минералы, интересоваться их про 96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
исхождением. 97. Участвовать в олимпиадах по физике.
62. Изучать природу родного края. 98. Участвовать в математических олимпиадах.
63. Организовывать общественные мероприя 99. Решать задачи по химии.
тия в школе. 100. Участвовать в работе астрономического
64. Обращать особое внимание на поведение кружка.
людей. 101. Проводить опыты на животных.
65. Посещать кружок автолюбителей, обслужи 102. Изучать функции организма человека и
вать автомобиль. причины возникновения болезней.
66. Проводить время с маленькими детьми (чи 103. Проводить опытную работу с целью выра
тать им книги, что нибудь рассказывать, помогать щивания новых сельскохозяйственных культур.
чем либо). 104. Быть членом общества охраны природы.
67. Изготавливать различные детали и предметы. 105. Участвовать в диспутах, читательских кон
68. Организовывать питание во время походов. ференциях.
69. Бывать на стройках. 106. Анализировать явления и события жизни.
70. Шить одежду. 107. Интересоваться прошлым нашей страны.
71. Собирать и ремонтировать механизмы вело 108. Проявлять интерес к теории и истории ра
сипедов, швейных машин, часов и т. п. звития искусства.
72. Ремонтировать бытовые электро и радио 109. Совершать длительные и трудные походы,
приборы. во время которых приходится напряженно рабо
73. Заниматься в физическом кружке. тать по заданной программе.
74. Заниматься в математическом кружке. 110. Составлять географические карты и соби
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы. рать другие географические материалы.
76. Посещать планетарий. 111. Изучать политический строй различных
77. Посещать кружок биологии. стран.
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь. 112. Работа юриста.
79. Наблюдать за природой и вести записи на 113. Посещать кружок юных космонавтов.
блюдений. 114. Работа учителя.
80. Сажать деревья и ухаживать за ними. 115. Бывать на заводах.

234
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


116. Оказывать людям различные услуги. 135. Изучать биографии выдающихся политиче
117. Принимать участие в строительных работах. ских деятелей.
118. Знакомиться с изготовлением промышлен 136. Правильно оценивать поступок друга, зна
ных товаров. комого литературного героя и т. д.
119. Разбираться в технических чертежах и схемах. 137. Читать книги о средствах передвижения.
120. Пользоваться точными измерительными 138. Обучать и воспитывать детей.
приборами и производить расчеты по полученным 139. Наблюдать за действиями квалифицирован
данным. ного рабочего.

<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>