<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

121. Проводить опыты по физике. 140. Постоянно общаться со многими людьми.
122. Выполнять работы, требующие знания ма 141. Проектировать строительные объекты.
тематических правил и формул. 142. Посещать выставки легкой промышленности.
123. Ассистировать преподавателю при проведе 143. Выполнять чертежи, проектировать ма
нии опытов по химии. шины.
124. Собирать сведения о других планетах. 144. Разбираться в радиосхемах.
125. Читать о деятельности известных биологов.
126. Быть активным членом санитарных дружин.
МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО
127. Выполнять работу по машинам и орудиям
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО)»
труда.
128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
Инструкция: предположим, что после соответст
129. Изучать происхождение слов и отдельных
вующего обучения вы сможете выполнить любую
словосочетаний.
работу. Но если бы вам пришлось выбирать только
130. Вести дневник, писать заметки в школьную
из двух возможностей, что бы вы предпочли?
и городскую газеты.
131. Изучать историческое прошлое других
стран.
Текст опросника
132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту
же пьесу. 1а. Ухаживать за животными.
133. Читать о жизни и деятельности известных или
геологов. 1б. Обслуживать машины, приборы (следить,
134. Изучать географию нашей планеты. регулировать).

Таблица 57
Лист ответов по методике «Карта интересов»

Ф. И. О. ____________________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96

97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120

121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144

+




235
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


2а. Помогать больным. 11а. Выводить новые сорта растений.
или или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для 11б. Конструировать, проектировать новые ви
вычислительных машин. ды промышленных изделий (машины, одежду, до
ма, продукты питания и т. п.).
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций,
плакатов, художественных открыток, грампластинок. 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми,
или убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
3б. Следить за состоянием, развитием растений. или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, ме (проверять, уточнять, приводить в порядок).
талл, пластмассу и т. п.).
или 13а. Наблюдать, изучать работу кружков худо
4б. Доводить товары до потребителя, реклами жественной самодеятельности.
ровать, продавать. или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
5а. Обсуждать научно популярные книги, статьи.
или
14а. Обслуживать, налаживать медицинские
5б. Обсуждать художественные (пьесы, концерты).
приборы, аппараты.
или
6а. Выращивать молодняк (животных какой ли
14б. Оказывать людям медицинскую помощь
бо породы).
при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) в вы
15а. Художественно описывать, изображать со
полнении каких либо действий (трудовых, учебных,
бытия (наблюдаемые и представляемые).
спортивных).
или
15б. Составлять точные описания отчеты о на
7а. Копировать рисунки, изображения (или на
блюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объек
страивать музыкальные инструменты).
тах и др.
или
7б. Управлять каким либо грузовым (подъем
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
ным или транспортным) средством — подъемным
или
краном, трактором, тепловозом и др.
16б. Принимать, осматривать больных, беседо
вать с ними, назначать лечение.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им
сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.).
17а. Красить или расписывать стены помеще
или
ний, поверхность изделий.
8б. Оформлять выставки, витрины (или участво
или
вать в подготовке пьес, концертов).
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин,
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, тех приборов.
нику), жилище.
или 18а. Организовывать культпоходы сверстников
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, та или младших в театры, музеи, экскурсии, туристи
блицах, рисунках. ческие походы и т. п.
или
10а. Лечить животных. 18б. Играть на сцене, принимать участие в кон
или цертах.
10б. Выполнять вычисления, расчеты.


236
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


ЛИСТОК ОТВЕТОВ
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия
(машины, одежду), строить здания. I II III IV V
или 1а 1б 2а 2б 3а
19б. Заниматься черчением, копировать черте 3б 4а 4б 5а 5б
6а 6б 7а
жи, карты.
7б 8а 8б
9а 9б
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вре
10а 10б
дителями леса, сада. 11а 11б 12а 12б 13а
или 13б 14а 14б 15а 15б
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей 16а 16б 17а
машинке, телетайпе, наборной машине и др.). 17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Методика предназначена для отбора на различ
ные типы профессий в соответствии с классифи
кацией типов профессий Е. А. Климова. Можно
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА
использовать при профориентации подростков
и взрослых. «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Лист ответов сделан так, чтобы можно было
ЛИЧНОСТИ (ЦОЛ)»
подсчитать количество знаков «+» в каждом из
столбцов. Каждый из столбцов соответствует Инструкция: каждому из вас выданы бланки и
определенному типу профессии. Испытуемому ре перечень 30 вопросов с 3 вариантами ответов на
комендуется выбрать тот тип профессий, который каждый из них. Ответы на вопросы обозначены бу
получил максимальное количество знаков «+». квами А, В, С. Вам необходимо прочитать вопрос и
Название типов профессий по столбцам. выбрать из трех ответов только один. Сначала выбе
I. «Человек—природа» — все профессии, связан рите только тот ответ, который больше всего соот
ные с растениеводством, животноводством и лес ветствует истине, вашей точке зрения, который для
ным хозяйством. вас является самым ценным. Выбранную букву ва
II. «Человек—техника» — все технические про шего ответа запишите в бланк ответов в прямоуголь
фессии. ник напротив номера соответствующего вопроса
III. «Человек—человек» — все профессии, свя в столбике «Больше всего» (столбик выделен двойны
занные с обслуживанием людей, с общением. ми линиями). Сразу же из ответов на тот же вопрос
IV. «Человек—знак» — все профессии, связан выберите наименее ценный, меньше всего соответ
ные с обсчетами, цифровыми буквенными знака ствующей истине ответ. Выбранную букву запишите
ми, в том числе и музыкальные специальности. в бланке ответов в прямоугольнике напротив номера
V. «Человек—художественный образ» — все соответствующего вопроса в столбике под названием
творческие специальности. «Меньше всего» (столбик выделен двойными линия
Время обследования не ограничивается. Хотя ми). Для каждого ответа на вопрос используйте толь
испытуемого следует предупредить о том, что над ко 2 буквы: одну — для ответа «Больше всего», дру
вопросами не следует слишком долго задумываться гую — для ответа «Меньше всего». Оставшуюся
и обычно на выполнение задания необходимо 20— третью букву нигде не записывайте».
30 минут.
Возможно использование методики индивидуаль
Вопросы к методике ЦОЛ
но и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
группе испытуемых, но в этом случае ограничива
A) оценка работы;
ется время ответа. Такой способ применяется, ког
B) признание того, что работа выполнена хорошо;
да экспериментатор должен работать в ограничен
C) сознание того, что находишься среди друзей.
ном временном интервале.

237
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: A) встречаю большие трудности при выполне
A) тренером; нии возложенных на меня обязанностей;
B) известным игроком; B) когда в коллективе ухудшаются товарищеские
C) выбранным капитаном команды. отношения;
C) когда меня критикует мой начальник.
3. Лучшими преподавателями являются те, кото
рые: 11. Основная роль школ должна бы заключаться:
A) имеют индивидуальный подход к обучаемым; A) в подготовке учеников к работе по специаль
B) увлечены своим предметом и вызывают инте ности;
рес к нему; B) в развитии индивидуальных особенностей
C) создают в коллективе атмосферу, в которой и самостоятельности;
никто не боится высказать свою точку зрения. C) в воспитании у учеников качеств, благодаря
которым они могли бы уживаться с людьми.
4. Я оцениваю как самых плохих преподавате
лей тех, которые: 12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
A) не скрывают, что некоторые люди им не нра A) все подчинено власти начальника;
вятся; B) человек теряет индивидуальность в общей массе;
B) вызывают у всех дух соперничества; C) невозможно проявление собственной инициа
C) производят впечатление, что предмет, кото тивы.
рый они ведут, их не интересует.
13. Если бы у меня было больше свободного вре
5. Я рад, когда мои друзья: мени, я бы использовал его:
A) помогают другим, когда для этого предоста A) для общения с друзьями;
вляется случай; B) для самообразования и любимых увлечений;
B) всегда верны и надежны; C) для отдыха и развлечений.
C) интеллигентны и у них высокий уровень об
щей культуры. 14. Мне кажется, что я способен на максималь
ное, когда:
6. Лучшими друзьями считают тех: A) работаю с хорошими людьми;
A) с которыми хорошо складываются отношения; B) выполняю ту работу, которая меня удовлетво
B) которые знают и умеют больше, чем я; ряет;
C) на которых можно надеяться. C) моя работа достаточно хорошо оплачивается.

7. Я хотел бы стать известным, как те: 15. Я люблю, когда:
A) кто добился успеха в жизни; A) другие ценят меня;
B) кто хочет сильно любить; B) чувствую удовлетворение от выполненной
C) кто отличается дружелюбием и доброжела работы;
тельностью. C) приятно провожу время с друзьями.

8. Если бы я еще не выбрал профессию, то хотел 16. Если бы обо мне писали в газетах, то мне хо
бы быть: телось бы, чтобы:
A) научным работником; A) отметили дело, которое я выполняю;
B) начальником цеха на крупном заводе; B) похвалили меня за мою работу;
C) опытным летчиком. C) сообщили о том, что меня избрали в местком.

9. Когда я был ребенком, то больше всего любил: 17. Лучше всего я бы учился, когда преподаватель:
A) игры с друзьями; A) имел бы ко мне индивидуальный подход;
B) успехи в делах; B) стимулировал бы меня на более интенсивный
C) когда меня хвалили. труд;
C вызывал бы дискуссию по рассматриваемым
10. Больше всего мне не нравится, когда я: вопросам.


238
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


18. Нет ничего хуже, чем: B) в развлечениях с друзьями;
A) оскорбление личного достоинства; C) когда занимаюсь своим увлечением (хобби).
B) неудачи при выполнении важной задачи;
C) потери друзей. 28. При одинаковом материальном вознаграж
дении я бы с удовольствием:
19. Больше всего я ценю: A) придумал интересный конкурс;
A) личный успех; B) выиграл бы конкурс;
B) общую работу; C) организовал бы конкурс и руководил им.
C) практические результаты.
29. Для меня важнее всего знать:
20. Очень мало людей, которые: A) чего я хочу достичь;
A) действительно радуются выполненной работе; B) как достичь цели;
B) с удовольствием работают в коллективе; C) как привлечь других для достижения моей цели.
C) выполняют работу по настоящему хорошо.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
21. Я не переношу: A) другие были довольны им;
A) ссоры и споры; B) выполнять, прежде всего, свою работу;
B) непризнание всего нового;
C) не нужно было ругать его за работу.
C) людей, ставящих себя выше других.

Регистрационный бланк ЦОЛ
22. Я хотел бы:
A) чтобы окружающие считали меня своим другом;
Ф. И. О._________________________________
B) помогать другим в общем деле;
(дата, группа) ____________________________
C) вызвать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно: Больше Меньше Больше Меньше
A) требовательно; всего всего всего всего
B) пользуется авторитетом; 1 16
C) доступно.
2 17
3 18
24. На работе я хотел бы:
A) чтобы решения принимались коллективно; 4 19
B) самостоятельно работать над решением проблем;
5 20
C) чтобы начальник сразу признал мои досто
6 21
инства.
7 22
25. Я хотел бы прочитать книгу:
8 23
A) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
9 24
B) о жизни известного человека;
C) где даются советы типа «Сделай сам». 10 25
11 26
26. Если бы у меня были музыкальные способно
12 27
сти, я хотел бы быть:
A) дирижером; 13 28
B) солистом; 14 29
C) композитором.
15 30
27. Свободное время я с наибольшим удоволь
ствием провожу:
Ф1 = Ф2 = Ф3 =
A) во время просмотра детективных фильмов;


239
Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


Ключи ЦОЛ Заштрихованные участки на трафаретах выре
заются.
Ф1

Порядок обработки
На заполненный бланк последовательно накла
дываются дешифровальные трафареты Ф1, Ф2, Ф3.
По ним определяются: направленность личности
на себя, на взаимодействие, на организаторскую
деятельность. При наложении трафарета в проре
зях видны все буквы, проставленные кандидатом,
совпадающие с буквами соответствующего трафа
рета, они округляются цветными карандашами или
фломастерами. Целесообразные цвета: Ф1 — крас
ный, Ф2 — синий, Ф3 — зеленый. Сначала подсчи
тывается количество букв в столбиках «Больше
всего», а затем в столбиках «Меньше всего». Потом
Ф2 ЦОЛ из большего числа необходимо вычесть меньшее.
Если большим числом окажется количество букв
в столбике «Меньше всего», то результат обознача
ется как отрицательный. Разность чисел, получен
ная при обработке бланка по каждому из трех фак
торов, записывается внизу бланка.
Группа профессиональной пригодности опреде
ляется по доминирующему фактору на основе сле
дующих критериев:
— доминирует разность чисел по Ф3 — I группа;
— разность чисел по Ф3 и Ф2 (при их сравнении)
примерно равна — II группа;
— доминирует разность чисел по Ф2 — III группа;
— доминирует разность чисел по Ф1 — IV группа.

Ф3 ЦОЛ
Краткая характеристика личности
при доминирующих факторах
Ф1 — кандидат больше всего занят собой, свои
ми чувствами, своими проблемами; делает поспеш
ные, необоснованные выводы о других людях; пы
тается навязывать свою волю группе; окружающие
в его присутствии чувствуют себя скованно; не чув
ствует меры, когда нужно говорить, а когда мол
чать; отсутствует любовь к людям.

Ф2 — избегает самостоятельного решения по
ставленной задачи; уступает давлению группы; не


240
Глава 5. Психологическая диагностика способностей


проявляет личной инициативы; не высказывает носительно продолжения работы; излагает мысли
ясно и просто; работает интенсивно; правильно
оригинальных идей; работает пассивно, равнодуш
оценивает ситуацию, когда нужно говорить, а ког
но, не всегда помогает группе; не берет на себя
да молчать; в его присутствии все чувствуют себя
функции руководителя; не всегда помогает своим
свободно; не уклоняется от непосредственного ре
товарищам и мало содействует достижению общей
шения сложной задачи.
цели.

Ф3 — в выполнении задачи проявляет малую Ф3 — I гр. Ф2 — III гр.
инициативу; помогает отдельным членам группы;
(=) Ф1 — IV гр.
может хорошо планировать работу; берет в свои
руки руководство людьми; имеет хорошие идеи от Ф3 и Ф2 — II гр.
Часть III
ОБЩЕНИЕ, ЛИДЕРСТВО,
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ



Глава 1. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ




МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ Вместе с официальной или формальной струк
турой общения, отражающей рациональную, нор
ИЗМЕРЕНИЙ (СОЦИОМЕТРИЯ)
мативную, обязательную сторону человеческих
взаимоотношений, в любой социальной группе
Термин «социометрия» означает измерение меж
всегда имеется психологическая структура неофи
личностных взаимоотношений в группе. Основопо
циального или неформального порядка, форми
ложник социометрии — известный американский
рующаяся как система межличностных отноше
психиатр и социальный психолог Дж. Морено не
ний, симпатий и антипатий. Особенности такой
случайно так назвал этот метод. Совокупность ме

<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>