<< Пред. стр.

стр. 37
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Я не провожу различий между ним и близки
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
ми мне людьми.
3. Не вижу никакой разницы (3).
3. Я мог бы открыть ему свою душу.
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).
4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
5. Я мог бы провести с ним отпуск.
6. Не знаю, трудно сказать (1).
6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.
7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.
III. Каковы взаимоотношения между членами
8. Я не доверил бы ему выполнение ответствен
вашей группы?
ных заданий.
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
9. Я уволился бы, если бы мне пришлось рабо
2. Примерно такие же, как и в большинстве кол
тать с ним.
лективов (2).
10. Я не выпускал бы его в общество.
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
11. Я запретил бы ему иметь детей.
4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руковод
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ
ством?
СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве кол
Групповая сплоченность — чрезвычайно важ
лективов (2).
ный параметр, показывающий степень интеграции
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
группы, ее сплочения в единое целое, — можно
4. Не знаю (1).
определить не только путем расчета соответствую
щих социометрических индексов. Значительно
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в ва
проще это сделать с помощью методики, состоящей
шем коллективе?
из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно
2. Примерно такие же, как и в большинстве кол
приведенным в скобках значениям (максимальная
лективов (2).
сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опро
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
са баллы указывать не нужно.
4. Не знаю (1).


Тест ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА ГРУППЫ
I. Как вы оценили бы свою принадлежность
к группе? Психологический климат на эмоциональном
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5). уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимо
отношения, характер делового сотрудничества, от
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

249
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Таблица 60


Положительные Отрицательные
+3 +2 +1 0 –1 –2 –3
особенности особенности
Преобладает бодрое Преобладают подавленное
и жизнерадостное настроение, пессимистиче
настроение ский тон
Преобладают Преобладают конфликтность
доброжелательность во в отношениях, агрессив
взаимоотношениях, ность, антипатии
взаимные симпатии

В отношениях между Группировки конфликтуют
группировками внутри между собой
коллектива существует
взаимное расположение
и понимание

Членам коллектива Члены коллектива
нравится бывать вместе, проявляют безразличие
участвовать в совмест к более тесному общению,
ных делах, вместе выражают отрицательное
проводить свободное отношение к совместной
время деятельности

Успехи или неудачи Успехи и неудачи членов
отдельных членов коллектива оставляют
коллектива вызывают равнодушными остальных,
сопереживание, участие а иногда вызывают зависть
всех членов коллектива и злорадство

Преобладают одобрение Критические замечания
и поддержка, упреки носят характер явных
и критика высказы и скрытых выпадов
ваются с добрыми
намерениями

Члены коллектива В коллективе каждый счи
с уважением относятся тает свое мнение главным
к мнению других и нетерпим к мнениям
товарищей
В трудные для коллек В трудных случаях коллектив
тива минуты проис «раскисает», появляется
ходит эмоциональное растерянность, возникают
единение по принципу ссоры, взаимные обвинения
«один за всех, все за
одного»

Достижения или Достижения или неудачи
неудачи коллектива всего коллектива не находят
переживаются всеми отклика у его отдельных
как свои собственные представителей



250
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


Продолжение таблицы 60

Положительные Отрицательные
+3 +2 +1 0 –1 –2 –3
особенности особенности
Коллектив участливо Новички чувствуют себя
и доброжелательно лишними, чужими, к ним
относится к новым нередко проявляется
членам, старается враждебность
помочь им освоиться
Коллектив активен, Коллектив пассивен,
полон энергии инертен
Коллектив быстро Коллектив невозможно
откликается, если поднять на совместное дело,
нужно сделать полезное каждый думает только
дело о собственных интересах
В коллективе существу Коллектив разделяется на
ет справедливое отно «привилегированных»
шение ко всем членам, и «пренебрегаемых», здесь
здесь поддерживают презрительно относятся
слабых, выступают в их к слабым, высмеивают их
защиту
У членов коллектива К похвалам и поощрениям
проявляется чувство коллектива здесь относятся
гордости за свой равнодушно
коллектив, если его
отмечают руководители


ношение к значимым явлениям жизни. Складывает +3 — свойство, указанное слева, проявляется в кол
ся психологический климат за счет психологической лективе всегда;
атмосферы — группового эмоционального состоя +2 — свойство проявляется в большинстве случа
ния — которая, однако, имеет место в относительно ев;
небольшие отрезки времени и которая, в свою оче +1 — свойство проявляется достаточно часто;
редь, создается ситуативными эмоциональными со 0 — ни это, ни противоположное (указанное спра
стояниями коллектива. ва) свойства не проявляются достаточно ясно
Для общей оценки некоторых основных проявле или то и другое проявляются в одинаковой сте
ний психологического климата коллектива можно пени;
воспользоваться картой схемой Л. Н. Лутошкина. –1 — достаточно часто проявляется противопо
Здесь в левой стороне листа описаны те качества ложное свойство (указанное справа);
коллектива, которые характеризуют благоприятный –2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
психологический климат, в правой — качества кол –3 — свойство проявляется всегда.
лектива с явно неблагоприятным климатом. Степень Чтобы представить общую картину психологи
выраженности тех или иных качеств можно опре ческого климата коллектива, надо сложить все по
делить с помощью 7 балльной шкалы, помещенной ложительные и отрицательные баллы. Полученный
в центре листа (от +3 до –3). результат может служить условной характеристи
Используя схему, следует прочесть сначала кой психологического климата большей или мень
предложение слева, затем — справа и после этого шей степени благоприятности.
знаком «+» отметить в средней части листа ту Однако возможна и более простая оценка — че
оценку, которая наиболее соответствует истине. рез периодический замер эмоциональных состоя
Надо иметь в виду, что оценки означают: ний с помощью созданной тем же А. Я. Лутошки


251
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


ным методики цветописи, в которой учащимся социальной психологии факультета психологии
предлагают выбрать, с каким цветом у них ассо Санкт Петербургского университета.
циируется пребывание в данном коллективе, ситу Опыт показывает, что проводимые исследова
ативное настроение и т. п. (И тому подобное — по ния психологического климата, как правило, пре
тому, что возможности так называемых цветовых следуют 2 цели:
тестов очень велики, но их здесь невозможно рас 1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи меж
крыть.) При этом используются следующие цвета: ду особенностями психологического климата
красный — восторженное настроение; оранже в группах и закономерностями протекания
вый — радостное; желтый — светлое, приятное; зе в них ряда процессов, т. е. предположения
леный — спокойное, уравновешенное; фиолето о том, что производственные, социальные или
вый — тревожное, напряженное; черный — социально психологические процессы по раз
уныние, полное разочарование, упадок сил. ному протекают в коллективах с различным
психологическим климатом;
2) выработку конкретных рекомендаций по опти
мизации психологического климата в коллек
АТМОСФЕРА В ГРУППЕ
тиве.
Замерять психологическую атмосферу в группе, Если для решения второй группы задач
т. е. динамичную составляющую психологического необходимо создание в каждом случае специаль
климата, можно с помощью несложной методики, в ной методики, то в первом случае, как показывает
которой приводятся 10 противоположных по смыслу практика, возникает потребность делать перио
пар слов. Испытуемый должен поставить крестик дические срезы с целью диагностики состояния
под черточкой между каждой из пар, причем черточ психологического климата в коллективе, просле
ки, задающие дистанцию между парами, кодируют живать действенность тех или иных мероприятий
ся по 9 балльной шкале слева направо по схеме: и их влияние на психологический климат и т. д.
Такие измерения могут быть полезны, например,
9 8 7 6 5 4 3 2 1 при изучении адаптации новых работников, отно
шения к труду, динамики текучести кадров, эф
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера фективности руководства, продуктивности дея
в группе (ее можно оценивать и по составляющим). тельности.
Психологический климат первичного трудово
Дружелюбие __________ Враждебность го коллектива понимается авторами как социаль
Согласие Несогласие но обусловленная, относительно устойчивая си
Удовлетворенность Неудовлетворенность
стема отношений членов коллектива к коллективу
Увлеченность Равнодушие
как целому. Методика позволяет выявить эмоцио
Продуктивность Непродуктивность
нальный, поведенческий и когнитивный компо
Теплота Холодность
ненты отношений в коллективе. В качестве суще
Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
ственного признака эмоционального компонента
Взаимная поддержка Недоброжелательность
рассматривается критерий привлекательности —
Занимательность Скука
Успешность Неуспешность на уровне понятий «нравится — не нравится»,
и т. д. «приятный — неприятный». При конструирова
нии вопросов, направленных на измерение пове
денческого компонента, выдерживался критерий
ЭКСПРЕСС МЕТОДИКА ПО ИЗУЧЕНИЮ «желание — нежелание работать в данном коллек
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО тиве», «желание — нежелание общаться с членами
коллектива в сфере досуга». Основным критерием
КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
когнического компонента избрана переменная
Авторами методики являются О. С. Михалюк и «знание — незнание особенностей членов коллек
А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре тива».

252
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


Тестовый материал
Не знаю,
Инструкция: Просим вас принять участие в ис Пожалуй, не заду Пожалуй,
Да Нет
да мывался нет
следовании, целью которого является совершен
над этим
ствование психологического климата в вашем кол
лективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необхо Деловых
димо: качеств
1) внимательно прочитать варианты ответа; большин
ства
2) выбрать один из них, наиболее соответствующий
членов
вашему мнению;
коллек
3) поставить знак «+» в пустой клетке против вы
тива
бранного вами ответа.
Личных
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведен качеств
ных ниже утверждений вы больше всего соглас большин
ны? ства
членов
коллек
тива
Большинство членов нашего кол
лектива — хорошие, симпатич
ные люди
4. Обратите внимание на приведенную ниже
шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который
вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, кото
В нашем коллективе есть всякие
рый вам очень не нравится. В какую клетку вы по
люди
местите ваш коллектив?

Большинство членов нашего кол 1 2 3 4 5 6 7 8 9
лектива — люди малоприятные



2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы 5. Если бы у вас возникла возможность провести
члены вашего коллектива жили близко друг от отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как
друга? бы вы к этому отнеслись?

Это меня вполне бы
Нет, конечно
устроило

Скорее нет, чем да
Не знаю, не задумывался
над этим
Не знаю, не задумывался об этом
Это меня совершенно не
устроило бы
Да, конечно

6. Могли бы вы с достаточной уверенностью ска
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно зать о большинстве членов вашего коллектива, с кем
полную характеристику: они охотно общаются по деловым вопросам:

253
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


тов каждого испытуемого на вопросы по данному
Нет, не мог бы
компоненту могут быть обобщены следующим об
разом:
Не могу сказать, не — положительная оценка (к этой категории отно
задумывался над этим сятся те сочетания, в которых положительные
ответы даны на все 3 вопроса, относящихся
Да, мог бы к данному компоненту, или 2 ответа — положи
тельные, а третий имеет любой другой знак);
— отрицательная оценка (сюда относятся сочета
7. Какая атмосфера обычно преобладает в ва
ния, содержащие 3 отрицательных ответа или
шем коллективе?
2 ответа — отрицательные, а третий может вы
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответст
ступать с любым другим знаком);
вует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9,
— неопределенная, противоречивая оценка (эта
наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного
категория включает следующие случаи: на все
уважения и т. п. В какую из клеток вы поместили
3 вопроса дан неопределенный ответ; ответы на
бы свой коллектив?
2 вопроса не определены, а третий ответ имеет
любой другой знак; 1 ответ неопределенный,
1 2 3 4 5 6 7 8 9
а 2 других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно
свести в таблицу следующего вида.
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию
или долго не работали по какой либо причине,
Таблица 61
стремились бы вы встречаться с членами вашего
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНЫХ
коллектива?
КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ
Да, конечно
Эмоциональ Когнитив Поведенче
Участники
ный ный ский
Скорее да, чем нет опроса
компонент компонент компонент
Затрудняюсь ответить
1
Скорее нет, чем да
2
Нет, конечно
3

...
Обработка результатов
...
Обработка результатов, полученных при ис
n
пользовании методики, стандартизирована и име
ет следующий алгоритм. Анализируются различ
ные стороны отношения к коллективу для каждого
В каждой клетке такой таблицы должен стоять
человека в отдельности. Каждый компонент тести
1 из 3 знаков: «+»; «–»; 0.
руется 3 вопросами, причем ответ на каждый из
На следующем этапе обработки для каждого
них принимает только одну из 3 возможных форм:
компонента выводится средняя оценка по выборке.
+1; –1; 0. Следовательно, для целостной характе
Например, для эмоционального компонента:
ристики компонента полученные сочетания отве


254
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Социально психологический климат — наибо
лее целостная психологическая характеристика
где (+) — количество положительных ответов, со
группы, которая связана с особенностями отраже
держащихся в столбце, (–) — количество отрица
ния группой отдельных объектов (явлений и про
тельных ответов, n — число членов коллектива, при
цессов), имеющих непосредственное отношение
нявших участие в исследовании. Очевидно, что для
к совместной групповой деятельности. К числу на
любого компонента средние оценки могут распола
иболее значимых объектов отражения относятся
гаться в интервале от –1 до +1. В соответствии с при
взаимоотношения «по горизонтали« и «по вертика
нятой трехчленной оценкой ответов классифициру
ли», содержание деятельности, некоторые ситуа
ются полученные средние. Для этого континуум
ционные элементы деятельности. Особенности
возможных оценок (от –1 до +1) делится на 3 равные
отражения членами группы этих объектов (явле

<< Пред. стр.

стр. 37
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>