<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ

1 часть



№ Балл № Балл № Балл № Балл Сумма Средняя

по строке

1 15 29 43

2 16 30 44

3 17 31 45

4 18 32 46

5 19 33 47

6 20 34 48

7 21 35 49

8 22 36 50

9 23 37 51

10 24 38 52

11 25 39 53

12 26 40 54

13 27 41 55

14 28 42 56


260
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


2 часть


№ Балл № Балл № Балл № Балл Сумма Средняя

по строке

1 15 29 43

2 16 30 44

3 17 31 45

4 18 32 46

5 19 33 47

6 20 34 48

7 21 35 49

8 22 36 50

9 23 37 51

10 24 38 52

11 25 39 53

12 26 40 54

13 27 41 55

14 28 42 56



Какова вероятность того, что при случае вы уй 4) потребность в признании, в личном авторитете;
дете с этого места работы? Обведите кружком 5) потребность в собственном развитии;
нужную цифру: 6) потребность в личном материальном и социаль
ном обеспечении;
1 0,9 0,8 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0 7) потребность в принципиальных и требователь
ных взаимоотношениях в коллективе;
Обработка результатов: для удобства обработ 8) потребность в индивидуальном развитии всех
ки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал членах коллектива;
и даны в ответном листе построчно: 9) потребность в активной жизненной позиции
1) потребность в творческой и интересной работе; всех членов коллектива;
2) потребность в благоприятных условиях труда; 10) потребность в хорошей организации труда;
3) потребность в теплых и доверительных отноше 11) потребность в производственных успехах всего
ниях в коллективе; коллектива;

261
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


12) утилитарная потребность; 3. Вычислить интегральный показатель СПК, ко
13) потребность в общении как по «вертикали», так торым является средняя арифметическая шкальных
и по «горизонтали». средних в коллективе. Мера рассеивания шкальных
1. Найти средние арифметические значения по средних оценок в индивидуальных ответах может
каждой шкале отдельно в первой и второй части за служить дополнительным показателем уровня разви
дания. тия СПК и интерпретируется как косвенный показа
2. Определить степень субъективной привлека тель сплоченности единства мнений в коллективе.
тельности работы для человека в данном коллекти Конечно, приведенные шкалы не отражают
ве путем нахождения разности средних арифмети всех особенностей производства, влияющих на
ческих значений шкал между первой и второй СПК, но возможна замена шкал в зависимости от
частями (М1–М2). Здесь важное значение имеют целей исследования. Важно, что такой подход по
величина разницы и знак: отрицательные значения зволяет достаточно точно определить, чем именно
интерпретируются как неудовлетворенность тем не удовлетворен человек, в каком направлении на
или иным аспектом работы; положительные — как до действовать для улучшения социально психоло
привлекательность данного аспекта для человека. гического климата в коллективе.
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ




МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ Для представления основных социальных ори
ентаций Т. Лири разработал условную схему в виде
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
круга, разделенного на сектора. В этом круге по го
Т. ЛИРИ
ризонтальной и вертикальной осям обозначены че
тыре ориентации: «доминирование — подчине
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Са
ние», «дружелюбие — враждебность». В свою
зеком в 1954 г. и предназначена для исследования
очередь, эти секторы разделены на 8 — соответ
представлений субъекта о себе и идеальном Я,
ственно более частных отношений. Для еще более
а также для изучения взаимоотношений в малых
тонкого описания круг делят на 16 секторов, но ча
группах. С помощью данной методики выявляется
ще используются октанты, определенным образом
преобладающий тип отношений к людям в само
ориентированные относительно 2 главных осей.
оценке и взаимооценке.
Схема Т. Лири основана на предположении, что
При исследовании межличностных отношений
чем ближе результаты испытуемого к центру
наиболее часто выделяются 2 фактора: «доминиро
окружности, тем сильнее оказывается взаимосвязь
вание — подчинение» и «дружелюбие — агрессив
этих 2 переменных. Сумма баллов каждой ориента
ность». Именно эти факторы определяют общее
ции переводится в индекс, где доминируют верти
впечатление о человеке в процессах межличност
кальная («доминирование — подчинение») и гори
ного восприятия. Они названы М. Аргайлом в чи
зонтальная («дружелюбие — враждебность») оси.
сле главных компонентов при анализе стиля ме
Расстояние полученных показателей от центра
жличностного поведения и по содержанию могут
окружности указывает на адаптивность или экс
быть соотнесены с 2 из 3 главных осей семантиче
тремальность интерперсонального поведения.
ского дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила.
Опросник содержит 128 оценочных суждений,
В многолетнем исследовании, проводимом амери
из которых в каждом из 8 типов отношений образу
канскими психологами под руководством Б. Бейл
ются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей
за, поведение члена группы оценивается по двум
интенсивности. Методика построена так, что суж
переменным, анализ которых осуществляется
дения, направленные на выяснение какого либо
в трехмерном пространстве, образованном тремя
типа отношений, расположены не подряд, а осо
осями: «доминирование — подчинение», «друже
бым образом: они группируются по 4 и повторяют
любие — агрессивность», «эмоциональность —
ся через равное количество определений. При об
аналитичность».


263
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


работке подсчитывается количество отношений
каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для
оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. пове
дения в оценке окружающих (со стороны), для са
мооценки, оценки близких людей, для описания
идеального Я. В соответствии с этими уровнями
диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют
определять тип личности, а также сопоставлять дан
ные по отдельным аспектам, например «социальное
Я», «реальное Я», «мои партнеры» и т. д.
Методика может быть представлена респонденту
либо списком (по алфавиту или в случайном поряд
ке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается
указать те утверждения, которые соответствуют его
представлению о себе, относятся к другому челове
ку или его идеалу. Рис. 64
Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но
ности рефлексии, дифференцированности восприя
она разделена на 4 степени выраженности отноше
тия, степени благополучности положения личности
ния:
в группе, степени осознания личностью мнения
группы, значимости группы для личности.
Таблица 63
Методический прием позволяет изучать пробле
0—4 балла — низкая му психологической совместимости и часто исполь
Адаптивное поведение
5—8 баллов — умеренная зуется в практике семейной консультации, группо
вой психотерапии и социально психологического
9—12 баллов — высокая
Экстремальное поведение
13—16 баллов — тренинга.
до патологии
экстремальная

Типы отношения к окружающим
В результате производится подсчет баллов по
каждой октанте с помощью специального ключа
I. Авторитарный
к опроснику. Полученные баллы переносятся на
13—16 — диктаторский, властный, деспотический
дискограмму, при этом расстояние от центра круга
характер, тип сильной личности, которая лидирует во
соответствует числу баллов по данной октанте (от
всех видах групповой деятельности. Всех наставляет,
0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют
поучает, во всем стремится полагаться на свое мне
личностный профиль.
ние, не умеет принимать советы других. Окружаю
По специальным формулам определяются пока
щие отмечают эту властность, но признают ее.
затели по основным факторам: «доминирование»
9—12 — доминантный, энергичный, компетент
и «дружелюбие».
ный, авторитетный лидер, успешный в делах, лю
бит давать советы, требует к себе уважения.
Доминирование = (I – V) + 0,7 (VIII + II – VI)
0—8 — уверенный в себе человек, но не обяза
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 (VIII – II – IV
тельно лидер, упорный и настойчивый.
+ VI).
Качественный анализ полученных данных про
II. Эгоистичный
водится путем сравнения дискограмм, демонстри
13—16 — стремится быть над всеми, но одновре
рующих различие между представлениями разных
менно в стороне от всех, самовлюбленный, расчет
людей. С. В. Максимовым приведены индексы точ


264
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


ливый, независимый, себялюбивый. Трудности пе VI. Зависимый
рекладывает на окружающих, но сам относится к 13—16 — резко неуверенный в себе, имеет на
ним несколько отчужденно, хвастливый, самодо вязчивые страхи, опасения, тревожится по любому
вольный, заносчивый. поводу, поэтому зависим от других, от чужого мне
0—12 — эгоистические черты, ориентация на ния.
себя, склонность к соперничеству. 9—12 — послушный, боязливый, беспомощный,
не умеет проявить сопротивления, искренне счита
III. Агрессивный ет, что другие всегда правы.
13—16 — жесткий и враждебный по отношению 0—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи
к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность и советов, доверчивый, склонный к восхищению
может доходить до асоциального поведения окружающими, вежливый.
9—12 — требовательный, прямолинейный, от
кровенный, строгий и резкий в оценке других, VII. Дружелюбный
непримиримый, склонный во всем обвинять окру 9—16 — дружелюбный и любезный со всеми,
жающих, насмешливый, ироничный, раздражи ориентирован на принятие и социальное одобре
тельный. ние, стремится удовлетворить требования всех,
0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энер быть хорошим для всех без учета ситуации, стре
гичный. мится к целям микрогрупп, имеет развитые меха
низмы вытеснения и подавления, эмоционально ла
IV. Подозрительный бильный (истероидный тип характера).
13—16 — отчужденный по отношению к враж 0—8 — склонный к сотрудничеству, коопера
дебному и злобному миру, подозрительный, обид ции, гибкий и компромиссный при решении проб
чивый, склонный к сомнению во всем, злопамят лем и в конфликтных ситуациях, стремится быть
ный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип в согласии с мнением окружающих, сознательно
характера). конформный, следует условностям, правилам
9—12 — критичный, необщительный, испыты и принципам хорошего тона в отношениях с людь
вает трудности в интерперсональных контактах из ми, инициативный энтузиаст в достижении целей
за подозрительности и боязни плохого отношения, группы, стремится помогать, чувствовать себя
замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, в центре внимания, заслужить признание и лю
скрытный, свой негативизм проявляет в вербаль бовь, общительный, проявляет теплоту и дружелю
ной агрессии. бие в отношениях.
0—8 — критичный по отношению ко всем со
циальным явлениям и окружающим людям. VIII. Альтруистический
9—16 — гиперответственный, всегда приносит
V. Подчиняемый в жертву свои интересы, стремится помочь и со
13—16 — покорный, склонный к самоуничиже страдать всем, навязчивый в своей помощи и
нию, слабовольный, склонный уступать всем и во слишком активный по отношению к окружаю
всем, всегда ставит себя на последнее место и осу щим, неадекватно принимает на себя ответствен
ждает себя, приписывает себе вину, пассивный, ность за других (может быть только внешняя ма
стремится найти опору в ком либо более сильном. ска, скрывающая личность противоположного
9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущает типа).
ся, склонен подчиняться более сильному без учета 0—8 — ответственный по отношению к людям,
ситуации. деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отно
0—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоцио шение к людям проявляет в сострадании, симпа
нально сдержанный, способный подчиняться, не тии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить
имеет собственного мнения, послушно и честно окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
выполняет свои обязанности.



265
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Текст опросника VIII
29. Деликатный.
Поставьте знак «+» против тех определений, 30. Одобряющий.
которые соответствуют вашему представлению 31. Отзывчивый к призывам о помощи.
о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не 32. Бескорыстный.
ставьте).
I
I 33. Способен вызвать восхищение.
1. Другие думают о нем благосклонно. 34. Пользуется уважением у других.
2. Производит впечатление на окружающих. 35. Обладает талантом руководителя.
3. Умеет распоряжаться, приказывать. 36. Любит ответственность.
4. Умеет настоять на своем.
II
II 37. Уверен в себе.
5. Обладает чувством собственного достоинства. 38. Самоуверен и напорист.
6. Независимый. 39. Деловит и практичен.
7. Способен сам позаботиться о себе. 40. Любит соревноваться.
8. Может проявить безразличие.
III
III 41. Строгий и крутой, где надо.
9. Способен быть суровым. 42. Неумолимый, но беспристрастный.
10. Строгий, но справедливый. 43. Раздражительный.
11. Может быть искренним. 44. Открытый и прямолинейный.
12. Критичен к другим.
IV
IV
45. Не терпит, чтобы им командовали.
13. Любит поплакаться.
46. Скептичен.
14. Часто печален.
47. На него трудно произвести впечатление.
15. Способен проявить недоверие.
48. Обидчивый, щепетильный.
16. Часто разочаровывается.
V
V
49. Легко смущается.
17. Способен быть критичным к себе.
50. Неуверен в себе.
18. Способен признать свою неправоту.
51. Уступчивый.
19. Охотно подчиняется.
52. Скромный.
20. Уступчивый.
VI
VI
53. Часто прибегает к помощи других.
21. Благородный.
54. Очень почитает авторитеты.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
55. Охотно принимает советы.
23. Уважительный.
56. Доверчив и стремится радовать других.
24. Ищущий одобрения.

VII
VII
57. Всегда любезен в обхождении.
25. Способен к сотрудничеству.
58. Дорожит мнением окружающих.
26. Стремится ужиться с другими.
59. Общительный и уживчивый.
27. Дружелюбный, доброжелательный.
60. Добросердечный.
28. Внимательный и ласковый.

266
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


VIII VIII
93. Прощает все.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
62. Нежный и мягкосердечный.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
63. Любит заботиться о других.
96. Стремится покровительствовать.
64. Бескорыстный, щедрый.

I
I
97. Стремится к успеху.
65. Любит давать советы.
98. Ожидает восхищения от каждого.
66. Производит впечатление значимости.
99. Распоряжается другими.
67. Начальственно повелительный.
100. Деспотичный.
68. Властный.

II
II
101. Сноб (судит о людях по рангу и личным ка
69. Хвастливый.
чествам).
70. Надменный и самодовольный.

<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>