<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя держание.
достать ни за какие деньги. 100. Графомания — это потребность души или
72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще семейного бюджета?
лучше, когда он чужой.
73. В повести так много пили, что из нее можно
Процедура проведения
было гнать спирт.
74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
Испытуемому предлагается расклассифициро
75. При вытрезвителе вновь открыта комната
вать колоду карточек с юмористическими фразами
матери и ребенка.
по инструкции на свободную тематическую клас
76. В этой столовой можно не только червячка
сификацию: «Разделите, пожалуйста, карточки на
заморить.
кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на
77. Женщины пьянили его, особенно когда в их
одну тему».
обществе он пил водку.
78. Последний крик моды часто раздавался из
под прилавка.
Подсчет тестового балла
79. Если все время мыслить, на что же существо
вать?
Диагносту достаточно подсчитать количество
80. Быстро поднимался по служебной лестнице:
карточек в соответствующем классе, чтобы при
одна рука тут, другая — там.
писать определенный балл мотивационной теме.
81. Мода на форму черепа стоила ей многого.
10 полученных показателей могут быть визуали
82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее
зированы в виде профиля. В отличие от стандарти
холодильник.
зованных тестов показатели ТЮФ сравниваются
83. Ломал голову, а сломал шею.
внутри индивидуального профиля, выявляется по
84. «А здесь я работаю для потомства», — гордо
рядковая структура мотивационных тенденций: ка
намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям
кие темы доминируют, какие второстепенны и т. д.
на диван.
85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ
87. Интеллигенты умирают сидя.
ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)
88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая
овца в каракуле ходит.
Система ценностей ориентаций определяет со
89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвест
держательную сторону направленности личности
ности!
и составляет основу ее отношений к окружающему
90. Забытый писатель искал забвения в вине.
миру, к другим людям, к себе самой, основу миро
91. Многие женятся по любви, потому что не
воззрения и ядро мотивации жизненной активно
имеют возможности жениться по расчету.
сти, основу жизненной концепции и философии
92. Модельеры призваны одевать женщин. Они
жизни.
же все время стараются их раздеть.

26
Глава 2. Психодиагностика: практика


Наиболее распространенной в настоящее время 2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здра
является методика изучения ценностных ориента вый смысл, достигаемые жизненным опытом);
ций М. Рокича, основанная на прямом ранжирова 3) здоровье (физическое и психическое);
нии списка ценностей. 4) интересная работа;
М. Рокич различает 2 класса ценностей: 5) красота природы и искусства (переживание
1) терминальные. Убеждение в том, что какая то прекрасного в природе и в искусстве);
конечная цель индивидуального существования 6) любовь (духовная и физическая близость с лю
стоит того, чтобы к ней стремиться; бимым человеком);
2) инструментальные. Убеждение в том, что ка 7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие
кой то образ действий или свойство личности материальных затруднений);
являются предпочтительным в любой ситуа 8) наличие хороших и верных друзей;
ции. 9) общественное признание (уважение окружаю
Это деление соответствует традиционному де щих, коллектива, товарищей по работе);
лению на ценности цели и ценности средства. 10) познание (возможность расширения своего об
Респонденту предъявлены 2 списка ценностей разования, кругозора, общей культуры, интел
(по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавит лектуальное развитие);
ном порядке, либо на карточках. В списках испы 11) продуктивная жизнь (максимально полное ис
туемый присваивает каждой ценности ранговый пользование своих возможностей, сил и способ
номер, а карточки раскладывает по порядку значи ностей);
мости. Последняя форма подачи материала дает 12) развитие (работа над собой, постоянное физи
более надежные результаты. Вначале предъявляет ческое и духовное совершенствование);
ся набор терминальных, а затем набор инструмен 13) развлечения (приятное, необременительное вре
тальных ценностей. мяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
Инструкция. Сейчас вам будет предъявлен на 14) свобода (самостоятельность, независимость
бор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ва в суждениях и поступках);
ша задача — разложить их по порядку значимости 15) счастливая семейная жизнь;
для вас как принципов, которыми вы руководст 16) счастье других (благосостояние, развитие и со
вуетесь в вашей жизни. вершенствование других людей, всего народа,
Каждая ценность написана на отдельной кар человечества в целом);
точке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, 17) творчество (возможность творческой деятель
которая для вас наиболее значима, поместите ее на ности);
первое место. Затем выберите вторую по значимо 18) уверенность в себе (внутренняя гармония, сво
сти ценность и поместите ее вслед за первой. Затем бода от внутренних противоречий, сомнений).
проделайте то же со всеми оставшимися карточка
ми. Наименее важная останется последней и зай
мет 18 е место. Список Б (инструментальные ценности):
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе 1) аккуратность (чистоплотность), умение содер
работы вы измените свое мнение, то можете испра жать в порядке вещи, порядок в делах;
вить свои ответы, поменяв карточки местами. Ко 2) воспитанность (хорошие манеры);
нечный результат должен отражать вашу истин 3) высокие запросы (высокие требования к жизни
ную позицию. и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
Стимульный материал 6) независимость (способность действовать само
стоятельно, решительно);
Список А (терминальные ценности): 7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоцио 8) образованность (широта знаний, высокая общая
нальная насыщенность жизни); культура);

27
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


9) ответственность (чувство долга, умение держать Анализируя иерархию ценностей, следует обра
слово); тить внимание на их группировку испытуемым
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, в содержательные блоки по разным основаниям.
принимать обдуманные, рациональные решения); Так, например, выделяются конкретные и абст
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); рактные ценности, ценности профессиональной
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; самореализации и личной жизни и т. д. Инстру
13) твердая воля (умение настоять на своем, не от ментальные ценности могут группироваться
ступать перед трудностями); в этические ценности, ценности общения, ценно
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, уме сти дела; индивидуалистические и конформист
ние прощать другим их ошибки и заблуждения); ские ценности, альтруистические ценности; ценно
15) широта взглядов (умение понять чужую точку сти самоутверждения и ценности принятия других
зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); и т. д. Это далеко не все возможности субъективно
16) честность (правдивость, искренность); го структурирования системы ценностных ориента
17) эффективность в делах (трудолюбие, продук ций. Психолог должен попытаться уловить индиви
тивность в работе); дуальную закономерность. Если не удается выявить
18) чуткость (заботливость). ни одной закономерности, можно предположить
Достоинствами методики являются универсаль несформированность у респондента системы цен
ность, удобство и экономичность в проведении об ностей или даже неискренность ответов.
следования и обработке результатов, гибкость — Обследование лучше проводить индивидуально,
возможность варьировать как стимульный материал но возможно и групповое тестирование.
(списки ценностей), так и инструкции. Существен
ными ее недостатками являются влияние социаль
ной желательности, возможность неискренности. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
Поэтому особую роль в данном случае играют моти ЛИЧНОСТИ
вация диагностики, добровольный характер тести
(ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)
рования и наличие контакта между психологом и ис
пытуемым. Методику не рекомендуется применять Для определения личностной направленности
в целях отбора и экспертизы. в настоящее время используется ориентацион
Для преодоления указанных недостатков и более ная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом
глубокого проникновения в систему ценностных в 1967 г.
ориентаций возможны изменения инструкции, ко Анкета состоит из 27 пунктов суждений, по
торые дают дополнительную диагностическую ин каждому из которых возможны 3 варианта ответов,
формацию и позволяют сделать более обоснован соответствующие 3 видам направленности лично
ные выводы. Так, после основной серии можно сти. Респондент должен выбрать 1 ответ, который
попросить испытуемого ранжировать карточки, от в наибольшей степени выражает его мнение или
вечая на следующие вопросы. соответствует реальности, и еще 1, который, наобо
1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) рот, наиболее далек от его мнения или же наименее
реализованы данные ценности в вашей жизни? соответствует реальности. Ответ «наиболее» полу
2. Как бы вы расположили эти ценности, если чает 2 балла, «наименее» — 0 баллов, оставшийся
бы стали таким, каким мечтали? невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, со 27 пунктам, суммируются для каждого вида на
вершенный во всех отношениях? правленности отдельно.
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, боль С помощью методики выявляются следующие
шинство людей? направленности.
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад? 1. Направленность на себя (Я) — ориентация на
6. ...через 5 или 10 лет? прямое вознаграждение и удовлетворение безот
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам носительно работы и сотрудников, агрессивность
люди? в достижении статуса, властность, склонность к со

28
Глава 2. Психодиагностика: практика


перничеству, раздражительность, тревожность, пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку,
интровертированность. исправьте ее, но так, чтобы исправление было чет
2. Направленность на общение (О) — стремле ко видно.
ние при любых условиях поддерживать отношения
с людьми, ориентация на совместную деятель
Тестовый материал
ность, но часто в ущерб выполнению конкретных
заданий или оказание искренней помощи людям,
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
ориентация на социальное одобрение, зависимость
а) одобрения моей работы;
от группы, потребность в привязанности и эмоцио
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
нальных отношениях с людьми.
в) сознания того, что меня окружают друзья.
3. Направленность на дело (Д) — заинтересо
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскет
ванность в решении деловых проблем, выполнение
бол), то я хотел бы быть:
работы как можно лучше, ориентация на деловое
а) тренером, который разрабатывает тактику
сотрудничество, способность отстаивать в интере
игры;
сах дела собственное мнение, которое полезно для
б) известным игроком;
достижения общей цели.
в) выбранным капитаном команды.
Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунк
3. По моему, лучшим педагогом является тот, кто:
тов. По каждому из них возможны 3 варианта отве
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому
тов — А, Б, В.
имеет индивидуальный подход;
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите
б) вызывает интерес к предмету, так что учащие
тот, который лучше всего выражает вашу точку
ся с удовольствием углубляют свои знания в этом
зрения по данному вопросу. Возможно, что какие
предмете;
то из вариантов ответов покажутся вам равноцен
в) создает в коллективе такую атмосферу, при
ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них
которой никто не боится высказать свое мнение.
только один, а именно тот, который в наибольшей
4. Мне нравится, когда люди:
степени отвечает вашему мнению и более всего це
а) радуются выполненной работе;
нен для вас.
б) с удовольствием работают в коллективе;
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напи
в) стремятся выполнить свою работу лучше
шите на листе для записи ответов рядом с номером
других.
соответствующего пункта (1—27) под рубрикой
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
«Больше всего».
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выбе
этого представляются возможности;
рите тот, который дальше всего отстоит от вашей
б) были верны и преданы мне;
точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, ко
в) были умными и интересными людьми.
торой обозначен ответ, вновь напишите на листе
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
для записи ответов рядом с номером соответст
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
вующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше
б) на кого всегда можно положиться;
всего».
в) кто может многого достичь в жизни.
3. Таким образом, для ответа на каждый из во
7. Больше всего я не люблю:
просов вы используете две буквы, которые и запи
а) когда у меня что то не получается;
шите в соответствующие столбцы. Остальные отве
б) когда портятся отношения с товарищами;
ты нигде не записываются.
в) когда меня критикуют.
Старайтесь быть максимально правдивым. Сре
8. По моему, хуже всего, когда педагог:
ди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих»,
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему не
поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов яв
симпатичны, насмехается и подшучивает на ними;
ляется «правильным» или «лучшим» для вас.
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
Время от времени контролируйте себя, правиль
в) недостаточно хорошо знает свой предмет.
но ли вы записываете ответы, рядом с теми ли

29
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


9. В детстве мне больше всего нравилось: в) потеря друзей.
а) проводить время с друзьями; 18. Больше всего я ценю:
б) ощущение выполненных дел; а) успех;
в) когда меня за что нибудь хвалили. б) возможность хорошей совместной работы;
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: в) здравый, практичный ум и смекалку.
а) добился успеха в жизни; 19. Я не люблю людей, которые:
б) по настоящему увлечен своим делом; а) считают себя хуже других;
в) отличается дружелюбием и доброжелатель б) часто ссорятся и конфликтуют;
ностью. в) возражают против всего нового.
11. В первую очередь школа должна: 20. Приятно, когда:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь; а) работаешь над важным для всех делом;
б) развивать прежде всего индивидуальные спо б) имеешь много друзей;
собности ученика; в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
в) воспитывать качества, помогающие взаимо 21. По моему, в первую очередь руководитель
действовать с людьми. должен быть:
12. Если бы у меня было больше свободного вре а) доступным;
мени, охотнее всего я использовал бы его: б) авторитетным;
а) для общения с друзьями; в) требовательным.
б) для отдыха и развлечений; 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
в) для своих любимых дел и самообразования. а) о том, как заводить друзей и поддерживать хо
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: рошие отношения с людьми;
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны; б) о жизни знаменитых и интересных людей;
б) у меня интересная работа; в) о последних достижениях науки и техники.
в) мои усилия хорошо вознаграждаются. 23. Если бы у меня были способности к музыке,
14. Я люблю, когда: я предпочел бы быть:
а) другие люди меня ценят; а) дирижером;
б) испытываю удовлетворение от хорошо вы б) композитором;
полненной работы; в) солистом.
в) приятно провожу время с друзьями. 24. Мне бы хотелось:
15. Если бы обо мне решили написать в газете, а) придумать интересный конкурс;
мне бы хотелось, чтобы: б) победить в конкурсе;
а) рассказали о каком либо интересном деле, в) организовать конкурс и руководить им.
связанном с учебой, работой, спортом и иным, в ко 25. Для меня важнее всего знать:
тором мне довелось участвовать; а) что я хочу сделать;
б) написали о моей деятельности; б) как достичь цели;
в) обязательно рассказали о коллективе, в кото в) как организовать людей для достижения цели.
ром я работаю. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: а) другие были им довольны;
а) имеет ко мне индивидуальный подход; б) прежде всего выполнить свою задачу;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету; в) его не нужно было упрекать за выполненную
в) устраивает коллективные обсуждения изучае работу.
мых проблем. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
17. Для меня нет ничего хуже, чем: а) в общении с друзьями;
а) оскорбление личного достоинства; б) просматривая развлекательные фильмы;
б) неудача при выполнении важного дела; в) занимаясь своим любимым делом.


30
Глава 2. Психодиагностика: практика


Ключ ШКАЛА ОЦЕНКИ
ЗНАЧИМОСТИ ЭМОЦИЙ
Я О Д Я О Д Каковы они, те эмоции и состояния, которые
п/п п/п
действительно способны доставить нам удовольст
1 А В Б 15 Б В А
вие?
2 Б В А 16 А В Б
Определить это можно с помощью ранжирова
3 А В Б 17 А В Б
ния эмоциональных предпочтений (методика пред
4 В Б А 18 А Б В
ложена Б. И. Додоновым), т. е. путем своеобразной
5 Б А В 19 А Б В
расстановки того, что нравится во первых, во вто
6 В А Б 20 В Б А
рых... в десятых.
7 В Б А 21 Б А В
Номер ранга (1—10) нужно проставить рядом
8 А Б В 22 Б А В
с каждым из оцениваемых эмоциональных состоя
9 В А Б 23 В А Б
ний, он еще понадобится нам в разделе «В поисках
10 А В Б 24 Б В А совместимости».
11 Б В А 25 А В Б
12 Б А В 26 В А Б Инструкция. «Проранжируйте» в порядке зна
13 В А Б 27 Б А В чимости.
14 А В Б

Таблица 2


Описание чувств Ранг
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой
местности, обстановке
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов кол
лекционировании, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда
видишь, что добиваешься хороших результатов
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность
или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной
едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что либо хорошее для
дорогих тебе людей
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразитель
ными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явле
ний, подтверждение твоих догадок и предложений
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в мину
ту борьбы, опасности
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людь
ми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и заимопонимание, когда сам
получаешь помощь и одобрение со стороны других людей
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии приро
ды или музыки, картин, стихов и других произведений искусства


31
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ А — Нет, это не так.
И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В — Пожалуй, так.
(Ч. Д. Спилберг , Ю. Л. Ханин ) С — Верно.
D — Совершенно верно.
Данный тест является надежным и информатив
ным способом самооценки уровня тревожности А B C D
в данный момент (реактивная тревожность как со
1. Я спокоен 1 2 3 4
стояние) и личностной тревожности (как устойчивая
2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спил
бергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным. 3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
Личностная тревожность характеризует устойчи 4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4
вую склонность воспринимать большой круг ситуа
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
ций как угрожающие, реагировать на такие ситуа
6. Я расстроен 1 2 3 4
ции состоянием тревоги. Реактивная тревожность
характеризуется напряжением, беспокойством, нер 7. Меня волнуют возможные
1 2 3 4
возностью. Очень высокая реактивная тревожность неудачи
вызывает нарушения внимания, иногда нарушение 8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
тонкой координации. Очень высокая личностная
9. Я не доволен собой 1 2 3 4
тревожность прямо коррелирует с наличием невро
тического конфликта, с эмоциональными и невроти 10. Я испытываю чувство вну
1 2 3 4

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>