<< Пред. стр.

стр. 40
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

102. Тщеславный.
71. Думает только о себе.
103. Эгоистичный.
72. Хитрый и расчетливый.
104. Холодный, черствый.
III
III
73. Нетерпим к ошибкам других.
105. Язвительный, насмешливый.
74. Своекорыстный.
106. Злобный, жестокий.
75. Откровенный.
107. Часто гневливый.
76. Часто недружелюбен.
108. Бесчувственный, равнодушный.
IV
IV
77. Озлобленный.
109. Злопамятный.
78. Жалобщик.
110. Проникнут духом противоречия.
79. Ревнивый.
111. Упрямый.
80. Долго помнит обиды.
112. Недоверчивый и подозрительный.
V
V
81. Склонный к самобичеванию.
113. Робкий.
82. Застенчивый.
114. Стыдливый.
83. Безынициативный.
115. Отличается чрезмерной готовностью.
84. Кроткий.
116. Мягкотелый.
VI VI
85. Зависимый, несамостоятельный. 117. Почти никогда и никому не возражает.
86. Любит подчиняться. 118. Ненавязчивый.
87. Предоставляет другим принимать решения. 119. Любит, чтобы его опекали.
88. Легко попадает впросак. 120. Чрезмерно доверчив.

VII VII
89. Легко попадает под влияние друзей. 121. Стремится снискать расположение каждого.
90. Готов довериться любому. 122. Со всеми соглашается.
91. Благорасположен ко всем без разбору. 123. Всегда дружелюбен.
92. Всем симпатизирует. 124. Всех любит.

267
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


VIII из этих тенденций имеет (на наш взгляд) внутрен
125. Слишком снисходителен к окружающим. нюю и внешнюю характеристику, т. е. зависи
126. Старается утешить каждого. мость, общительность и борьба могут быть истин
127. Заботится о других в ущерб себе. ными, внутренне присущими личности, а могут
128. Портит людей чрезмерной добротой. быть внешними, своеобразной маской, скрывающей
истинное лицо человека. Если число положительных
ответов в каждой сопряженной паре (зависимость —
независимость, общительность — необщительность,
МЕТОДИКА «Q СОРТИРОВКА«
принятие борьбы — избегание борьбы) приближает
Настоящий методический прием используется ся к 20, то мы говорим об истинном преобладании
для изучения представлений о себе. Разработан той или иной устойчивой тенденции, присущей ин
В. Стефансоном и опубликован в 1958 г. дивиду и проявляющейся не только в определенной
Испытуемому предлагается набор карточек, со группе, но и за ее пределами.
держащих утверждения или названия свойств лич Исследование проводится следующим образом.
ности. Их необходимо распределить по группам от Испытуемому предъявляется карточка утвержде
наиболее характерных до наименее характерных ний и предлагается ответить «да», если оно соответ
для него. Задания могут быть приготовлены в соот ствует его представлению о себе как члене данной
ветствии с цепями диагностики. Достоинством ме конкретной группы, или «нет», если оно противо
тодики является то, что при работе с ней испытуе речит его представлению, и только в исключитель
мый проявляет свою индивидуальность, реальное ных случаях разрешается ответить «сомневаюсь»,
Я, а не соответствие — несоответствие статистиче т. е. требуется разложить карточки на 3 группы от
ским нормам и результатам других людей. Возмож ветов. Ответы испытуемого разносятся по соответ
на и повторная сортировка того же набора карто ствующим ключам и подсчитываются тенденции
чек, но в других отношениях: по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание
— социальное Я (каким меня видят другие); одного качества является признанием полярного
— идеальное Я (каким бы я хотел быть) качества, количество ответов «да» складывается
— актуальное Я (какой я в разных ситуациях); с количеством ответов «нет» противоположных
— значимые другие (каким я вижу своего партнера); тенденций.
— идеальный партнер (каким бы я хотел видеть свое В результате мы получаем суммарное количе
го партнера). ственное определение для каждой из перечислен
Методика позволяет определить 6 основных ных тенденций. Для сведения результатов в грани
тенденций поведения человека в реальной группе: цы от +1 до –1 полученное число мы делим на 10.
зависимость, независимость, общительность, необ Предполагается, что ответ «да» имеет положитель
щительность, принятие борьбы и избегание борьбы. ный знак, а ответ «нет» — отрицательный. 3—4 от
Тенденция к зависимости определена как внутрен вета «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рас
нее стремление индивида к принятию групповых цениваются нами как признак нерешительности,
стандартов и ценностей — социальных и морально уклончивости, астеничности, однако в других слу
этических. Тенденция к общительности свидетель чаях это может свидетельствовать об известной
ствует о контактности, стремлении образовать эмо избирательности в поведении, о тактической гиб
циональные связи как в своей группе, так и за ее кости, стеничности. Эти качества можно верифи
пределами. Тенденция к борьбе — активное стре цировать, анализируя их в совокупности с другими
мление личности участвовать в групповой жизни, личностными особенностями.
добиваться более высокого статуса в системе меж Возможна и нулевая оценка, когда суммы отве
личностных взаимоотношений; в противополож тов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положе
ность этой тенденции избегание борьбы показыва ние может явиться источником внутреннего кон
ет стремление уйти от взаимодействия, сохранить фликта личности, находящейся во власти имеющих
нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, одинаковую выраженность противоположных тен
склонность к компромиссным решениям. Каждая денций.

268
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


Определенный интерес представляет использо 28. Привязан к группе в целом больше, чем к оп
вание данной методики в качестве взаимооценки ределенным товарищам.
для сравнения представлений о самом себе с мне 29. Склонен затягивать и обострять спор.
нием каждого о каждом внутри группы. 30. Стремится быть в центре внимания.
31. Хотел бы быть членом более узкой группи
ровки.
Текст опросника 32. Склонен к компромиссам.
33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда
1. Критичен к окружающим товарищам. лидер поступает вопреки его ожиданиям.
2. Возникает тревога, когда в группе начинается 34. Болезненно относится к замечаниям товари
конфликт. щей.
3. Склонен следовать советам лидера. 35. Может быть коварным и вкрадчивым.
4. Не склонен создавать слишком близкие отно 36. Склонен принять на себя руководство в группе.
шения с товарищами. 37. Откровенен в группе.
5. Нравится дружественность в группе. 38. Испытывает нервное беспокойство во время
6. Склонен противоречить лидеру. группового разногласия.
7. Испытывает симпатии к 1—2 членам группы. 39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя от
8. Избегает встреч и собраний в группе. ветственность при планировании работ.
9. Нравится похвала лидера. 40. Не склонен отвечать на проявление друже
10. Независим в суждениях и манере поведения. любия.
11. Готов встать на чью либо сторону в споре. 41. Склонен сердиться на товарищей.
12. Склонен руководить товарищами. 42. Пытается вести других против лидера.
13. Радуется общению с одним двумя друзьями. 43. Легко находит знакомства за пределами
14. Внешне спокоен при проявлении враждеб группы.
ности со стороны членов группы. 44. Старается избегать быть втянутым в спор.
15. Склонен поддерживать настроение своей 45. Легко соглашается с предложениями других
группы. членов группы.
16. Не придает значения личным качествам чле 46. Оказывает сопротивление образованию
нов группы. группировок в группе.
17. Склонен отвлекать группу от ее целей. 47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
18. Испытывает удовлетворение, противопоста 48. Испытывает неприязнь к тем, кто пытается
вляя себя лидеру. выделиться.
19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами 49. Предпочитает меньшую, но более интимную
группы. группу.
20. Предпочитает оставаться нейтральным в 50. Пытается не показывать своих истинных
споре. чувств.
21. Нравится, когда лидер активен и хорошо ру 51. Становится на сторону лидера при группо
ководит. вых разногласиях.
22. Предпочитает хладнокровно обсуждать раз 52. Инициативен в установлении контактов в об
ногласия. щении.
23. Недостаточно сдержан в выражении чувств. 53. Избегает критиковать товарищей.
24. Стремится сплотить вокруг себя единомы 54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще,
шленников. чем к другим.
25. Недоволен слишком формальными отноше 55. Не нравится, что отношения в группе слиш
ниями. ком фамильярны.
26. Когда обвиняют, теряется и молчит. 56. Любит затевать споры.
27. Предпочитает соглашаться с основными на 57. Стремится удерживать свое высокое поло
правлениями. жение в группе.

269
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


58. Склонен вмешиваться в контакты товари Отсюда по мысли автора ударение должно быть
щей и нарушать их. перенесено с элиминирования конфликтов на
59. Склонен к перепалкам, задиристый. управление ими. В соответствии с этим К. Томас
60. Склонен выражать недовольство лидером. считает нужным сконцентрировать внимание на
следующих аспектах изучения конфликтов: какие
формы поведения в конфликтных ситуациях ха
Ключ рактерны для людей, какие из них являются более
продуктивными или деструктивными; каким об
разом возможно стимулировать продуктивное по
3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51,
1. Зависимость
54 ведение.
Для описания типов поведения людей в кон
6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48,
2. Независимость фликтных ситуациях К. Томас считает приемлемой
57, 60
двухмерную модель регулирования конфликтов,
5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49,
основополагающими измерениями в которой явля
3. Общительность
52
ются кооперация, связанная с вниманием человека
4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, к интересам других людей, вовлеченных в кон
4. Необщительность
55, 58 фликт, и напористость, для которой характерен ак
цент на защите собственных интересов. Соответ
1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47,
5. Принятие борьбы ственно этим 2 основным измерениям К. Томас
56, 59
выделяет следующие способы регулирования конф
2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50,
ликтов:
6. Избегание борьбы
53
1) соревнование (конкуренция) как стремление до
биться удовлетворения своих интересов в ущерб
другому;
2) приспособление, означающее в противополож
ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ность соперничеству принесение в жертву соб
К. ТОМАСА
ственных интересов ради другого;
3) компромисс;
В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гриши
4) избегание, для которого характерны как отсут
ной для изучения личностной предрасположенно
ствие стремления к кооперации, так и отсут
сти к конфликтному поведению.
ствие тенденции к достижению собственных
В своем подходе к изучению конфликтных явле
целей;
ний К. Томас делал акцент на изменении тради
5) сотрудничество, когда участники ситуации при
ционного отношения к конфликтам. Указывая, что
ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю
на ранних этапах их изучения широко исполь
щей интересы обеих сторон.
зовался термин «разрешение конфликтов», он
подчеркивал, что этот термин подразумевает, что
конфликт можно и необходимо разрешать, или •Cоревнование
Напорис •Сотрудничество
элиминировать. Целью разрешения конфликтов,
тость
таким образом, было некоторое идеальное бескон •Компромисс
(внимание
фликтное состояние, где люди работают в полной к своим
гармонии. Однако в последнее время произошло •Избежание •Приспособление
интересам)
существенное изменение в отношении специали
стов к этому аспекту исследования конфликтов.
Кооперация (внимание к другим
Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по мень
интересам)
шей мере, двумя обстоятельствами: осознанием
тщетности усилий по полной элиминации конф
К. Томас считает, что при избегании конфликта
ликтов и увеличением числа исследований, указы
ни одна из сторон не достигает успеха при таких
вающих на позитивные функции конфликтов.

270
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


формах поведения, как конкуренция, приспособле 6.
ние и компромисс, или один из участников оказы А. Я пытаюсь избежать возникновения неприят
вается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба ностей для себя.
проигрывают, так как идут на компромиссные Б. Я стараюсь добиться своего.
уступки. И только в ситуации сотрудничества обе
стороны оказываются в выигрыше. 7.
В своем опроснике по выявлению типичных А. Я стараюсь отложить решение спорного вопро
форм поведения К. Томас описывает каждый из са с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
пяти перечисленных возможных вариантов 12 суж Б. Я считаю возможным в чем то уступить, что
дениями о поведении индивида в конфликтной си бы добиться другого.
туации. В различных сочетаниях они сгруппирова
ны в 30 пар, в каждой из которых респонденту 8.
предлагается выбрать то суждение, которое явля А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
ется наиболее типичным для характеристики его своего.
поведения. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то,
в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Опросник 9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из за
1. каких то возникающих разногласий.
А. Иногда я предоставляю возможность другим Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться
взять на себя ответственность за решение спорно своего.
го вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я ста 10.
раюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не со А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
гласны. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

2. 11.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то,
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
другого и своих. Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным об
разом, сохранить наши отношения.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться 12.
своего. А. Часто я избегаю занимать позицию, которая
Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным об может вызвать споры.
разом, сохранить наши отношения. Б. Я даю возможность другому в чем то остаться
при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение. 13.
Б. Иногда я жертвую своими собственными ин А. Я предлагаю среднюю позицию.
тересами ради интересов другого человека. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по моему.

5. 14.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спра
стараюсь найти поддержку у другого. шиваю о его взглядах.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напря Б. Я пытаюсь показать другому логику и преиму
женности. щества моих взглядов.

271
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


15. 23.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным об А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить жела
разом, сохранить наши отношения. ния каждого.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы Б. Иногда я представляю возможность другим
избежать напряженности. взять на себя ответственность за решение спорно
го вопроса.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого. 24.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах А. Если позиция другого кажется ему очень
моей позиции. важной, я постараюсь пойти навстречу его жела
ниям.
17. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компро
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться миссу.
своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бес 25.
полезной напряженности. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преиму
щества моих взглядов.
18. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ным к желаниям другого.
ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем то остаться 26.
при своем мнении, если он также идет мне навстречу. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле
19. творить желания каждого из нас.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то,
в чем состоят все затронутые интересы и спорные
27.
вопросы.
А. Я избегаю занимать позицию, которая может
Б. Я стараюсь отложить решение спорного во
вызвать споры.
проса, с тем чтобы со временем решить его оконча
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам
тельно.
ему возможность настоять на своем.
20.
28.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
ногласия.
своего.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь най
и потерь для всех.
ти поддержку у другого.
21.
29.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель
А. Я предлагаю среднюю позицию.
ным к желаниям другого.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из за
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению
каких то возникающих разногласий.
проблемы.

30.
22.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находит
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном
ся посредине между моей позицией и точкой зре
вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересо
ния другого человека.
ванным человеком могли добиться успеха.
Б. Я отстаиваю свои желания.

272
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


Ключ Количество баллов, набранных индивидом по
каждой шкале, дает представление о выраженно
сти у него тенденции к проявлению соответствую
Соперни Сотруд Компро Избега Приспо

чество ничество мисс ние собление щих форм поведения в конфликтных ситуациях.
1 А Б
2 Б А
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ
3 А Б (ОПРОСНИК «БАССА—ДАРКИ»)
4 А Б
Термин «агрессия» чрезвычайно часто употреб
5 ляется сегодня в самом широком контексте и по
этому нуждается в серьезном очищении от целого
6 Б А
ряда наслоений и отдельных смыслов.
7 Б А Различные авторы в своих исследованиях по раз
ному определяют агрессию и агрессивность: как
8 А Б
врожденную реакцию человека для «защиты зани
9 Б А маемой территории» (Лоренд; Ардри); как стремле
ние к господству (Моррисон); реакцию личности на
10 А Б
враждебную человеку окружающую действитель
11 А Б ность (Хорни, Фромм). Очень широкое распрост
ранение получили теории, связывающие агрессию
12 Б А
и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
13 Б А Под агрессивностью можно понимать свойство
личности, характеризующееся наличием деструк
14 Б А
тивных тенденций, в основном в области субъект
15 Б А
но субъектных отношений. Вероятно, деструктив
ный компонент человеческой активности является
16 Б А
необходимым в созидательной деятельности, так
17 А Б
как потребности индивидуального развития с не
избежностью формируют в людях способность
18 Б А
к устранению и разрушению препятствий, преодо
19 А Б
лению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количе

<< Пред. стр.

стр. 40
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>