<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

20 А Б
ственную характеристики. Как и всякое свойство,
21 Б А
она имеет различную степень выраженности: от
22 Б А почти полного отсутствия до ее предельного разви
тия. Каждая личность должна обладать определен
23 А Б
ной степенью агрессивности. Отсутствие ее приво
24 Б А дит к пассивности, ведомости, конформности и т. д.
Чрезмерное развитие ее начинает определять весь
25 А Б
облик личности, которая может стать конфликт
26 Б А ной, неспособной на сознательную кооперацию и
т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта
27 А Б
сознательно опасным, так как, с одной стороны, су
28 А Б ществующая связь между агрессивностью и агрес
сией не является жесткой, а с другой — сам акт аг
29 А Б
рессии может не принимать сознательно опасные
30 А Б и неодобряемые формы. В житейском сознании аг

273
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


рессивность является синонимом злонамеренной дения в том, что другие люди планируют и при
активности. Однако само по себе деструктивное носят вред;
поведение злонамеренностью не обладает, таковой 7) вербальная агрессия — выражение негативных
его делают мотив деятельности, те ценности, ради чувств как через форму (крик, визг), так и через
достижения и обладания которыми активность ра содержание словесных ответов (проклятия,
зворачивается. Внешние практические действия угрозы);
могут быть сходны, но их мотивационные компо 8) чувство вины, выражающее возможное убежде
ненты прямо противоположны. ние субъекта в том, что он является плохим че
Исходя из этого, можно разделить агрессивные ловеком, что поступает зло, а также ощущаемые
проявления на 2 основных типа: первый — мотива им угрызения совести.
ционная агрессия как самоценность, второй — ин Вопросник состоит из 75 утверждений, на кото
струментальная как средство (подразумевая при рые испытуемый отвечает «да» или «нет».
этом, что та и другая могут проявляться как под конт
ролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмо
Опросник
циональными переживаниями — гневом, враждеб
ностью). Практических психологов в большей
1. Временами я не могу справиться
степени должна интересовать мотивационная агрес да нет
с желанием причинить вред другим
сия как прямое проявление реализации присущих
2. Иногда сплетничаю о людях, ко
личности деструктивных тенденций. Определив да нет
торых не люблю
уровень таких деструктивных тенденций, можно
3. Я легко раздражаюсь, но быстро
да нет
с большой степенью вероятности прогнозировать успокаиваюсь
возможность проявления открытой мотивационной
4. Если меня не попросят по
да нет
агрессии. Одной из подобных диагностических про хорошему, я не выполню
цедур является опросник Басса—Дарки. 5. Я не всегда получаю того, что мне
да нет
А. Басс, воспринявший ряд положений своих положено
предшественников, разделил понятия агрессии и 6. Я не знаю, что люди говорят обо
да нет
враждебности и определил последнюю как: «... ре мне за моей спиной
акцию, развивающую негативные чувства и нега 7. Если я не одобряю поведение
да нет
тивные оценки людей и событий». Создавая свой друзей, я даю им это почувствовать
опросник, дифференцирующий проявления агрес 8. Когда мне случалось обмануть кого
сии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили нибудь, я испытывал мучительные да нет
следующие виды реакций: угрызения совести
1) физическая агрессия — использование физиче 9. Мне кажется, что я не способен
да нет
ской силы против другого лица; ударить человека
2) косвенная агрессия — агрессия, окольным путем 10. Я никогда не раздражаюсь
направленная на другое лицо или ни на кого не настолько, чтобы кидаться да нет
предметами
направленная;
11. Я всегда снисходителен к чужим
3) раздражение — готовность к проявлению негатив да нет
недостаткам
ных чувств при малейшем возбуждении (вспыль
12. Если мне не нравится
чивость, грубость);
установленное правило, мне хочется да нет
4) негативизм — оппозиционная манера в поведе
нарушить его
нии от пассивного сопротивления до активной
13. Другие умеют почти всегда
борьбы против установившихся обычаев и зако
пользоваться благоприятными да нет
нов;
обстоятельствами
5) обида — зависть и ненависть к окружающим за 14. Я держусь настороженно
действительные и вымышленные действия; с людьми, которые относятся ко мне
да нет
6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и несколько более дружественно, чем я
осторожности по отношению к людям до убеж ожидал


274
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


15. Я часто бываю не согласен 56. Я могу вспомнить случаи, когда
да нет
с людьми я был настолько зол, что хватал
да нет
16. Иногда мне на ум приходят попавшуюся мне под руку вещь
да нет
мысли, которых я стыжусь и ломал ее
17. Если кто нибудь первым ударит
да нет 57. Иногда я чувствую, что готов
меня, я не отвечу ему да нет
первым начать драку
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю
да нет
дверями 58. Иногда я чувствую, что жизнь
да нет
поступает со мной несправедливо
19. Я гораздо более раздражителен,
да нет
чем кажется
59. Раньше я думал, что большинство
20. Если кто то воображает себя людей говорит правду, но теперь да нет
начальником, то я всегда поступаю да нет я в это не верю
ему наперекор
60. Я ругаюсь только со злости да нет
21. Меня немного огорчает моя
да нет
судьба 61. Когда я поступаю неправильно,
да нет
меня мучает совесть
22. Я думаю, что многие люди не
да нет
любят меня
62. Если для защиты своих прав мне
23. Я не могу удержаться от спора, нужно применить физическую силу, да нет
да нет
если люди не согласны со мной я применяю ее
24. Люди, увиливающие от работы,
да нет 63. Иногда я выражаю свой гнев тем,
должны испытывать чувство вины да нет
что стучу кулаком по столу
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою
да нет 64. Я бываю грубоват по отношению
семью, напрашивается на драку да нет
к людям, которые мне не нравятся
26. Я не способен на грубые шутки да нет
65. У меня нет врагов, которые бы
27. Меня охватывает ярость, когда да нет
да нет хотели мне навредить
надо мной насмехаются
66. Я не умею поставить человека на
28. Когда люди строят из себя
да нет
место, даже если он того заслуживает
начальников, я делаю все, чтобы они да нет
не зазнавались
67. Я часто думаю, что жил
да нет
29. Почти каждую неделю я вижу неправильно
да нет
кого нибудь, кто мне не нравится
68. Я знаю людей, которые способны
да нет
30. Довольно многие люди завидуют
довести меня до драки
да нет
мне
69. Я не огорчаюсь из за мелочей да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали
да нет
меня 70. Мне редко приходит в голову, что
люди пытаются разозлить или да нет
32. Меня угнетает то, что я мало
да нет оскорбить меня
делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно 71. Я часто только угрожаю людям,
изводят вас, стоят того, чтобы их да нет хотя и не собираюсь приводить да нет
«щелкнули по носу» угрозы в исполнение
34. Я никогда не бываю мрачен от 72. В последнее время я стал занудой да нет
да нет
злости
73. В споре я часто повышаю голос да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем
74. Я стараюсь обычно скрывать свое
я того заслуживаю, я не да нет да нет
плохое отношение к людям
расстраиваюсь
75. Я лучше соглашусь с чем либо,
36. Если кто то выводит меня из себя, да нет
да нет чем стану спорить
я не обращаю внимания


275
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


При составлении опросника использовались Пользуясь данной методикой, необходимой
следующие принципы: помнить, что агрессивность как свойство личности,
1) вопрос может относиться только к одной форме и агрессия как акт поведения могут быть поняты
агрессии; в контексте психологического анализа мотива
2) вопросы формулируются таким образом, чтобы ционно потребностной сферы личности. Поэтому
в наибольшей степени ослабить влияние обще вопросником Басса Дарки следует пользоваться
ственного одобрения ответа на вопрос. в совокупности с другими методиками: личностны
Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим ми тестами психических состояний (Кэттел, Снил
образом: бергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.

1) физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА
«нет» = 1; «да» = 0: 9, 7; АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ)

2) косвенная агрессия: Флегматичный человек редко проявляет себя как
«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессив
«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49; ным, набрасывающимся как тигр из засады, челове
ком неприятно общаться.
3) раздражение: Тест А. Ассингера позволяет определить, доста
«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; точно ли человек корректен в отношении с окружаю
«нет» = 1;«да» = 0: 11, 35, 69; щими и легко ли общаться с ним. Для большей объек
тивности ответов можно провести взаимооценку,
4) негативизм: когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это
«да» = 1; «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 «нет» = 1; поможет понять, насколько верна их самооценка.
«да» = 0: 36;
Подчеркните ответ
5) обида: I. Склонны ли вы искать пути к примирению по
«да» = 1; «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58; сле очередного служебного конфликта?
1. Всегда.
6) подозрительность: 2. Иногда.
«да» = 1; «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; 3. Никогда.
«нет» = 1; «да» = 0: 33, 66, 74, 75;
II. Как вы ведете себя в критической ситуации?
7) вербальная агрессия: 1. Внутренне кипите.
«да» = 1; «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; 2. Сохраняете полное спокойствие.
«нет» = 1; «да» = 0: 33, 66, 74, 76; 3. Теряете самообладание.

8) чувство вины: III. Каким считают вас коллеги?
«да» = 1; «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. 1. Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным.
Индекс враждебности включает в себя шкалы 3. Спокойным и независтливым.
5 и 6 , а индекс агрессивности (прямой и мотива
ционный) включает в себя шкалы 1, 3, 7. IV. Как вы отреагируете, если вам предложат от
Нормой агрессивности является величина ее ин ветственную должность?
декса, равная 21 + 4, а враждебности — 6,5 – 7 + 3. 1. Примите ее с некоторыми опасениями.
При этом обращается внимание на возможность 2. Согласитесь без колебаний.
достижения определенной величины, показываю 3. Откажетесь от нее ради собственного спокой
щей степень проявления агрессивности. ствия.

276
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


V. Как вы будете себя вести, если кто то из кол XIII. Если из за дорожной пробки вы опаздыва
лег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу? ете на важное совещание?
1. Выдадите ему по первое число. 1. Будете нервничать во время заседания.
2. Заставите вернуть. 2. Попытаетесь вызвать снисходительность парт
3. Спросите, не нужно ли ему еще чего нибудь. неров.
3. Огорчитесь.
VI. Какими словами вы встретите мужа (жену),
если он (она) вернулся(лась) с работы позже обыч XIV. Как вы относитесь к своим спортивным ус
ного? пехам?
1. Что это тебя так задержало? 1. Обязательно стараетесь выиграть.
2. Где ты торчишь допоздна? 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь
3. Я уже начал(а) волноваться. молодым.
3. Очень сердитесь, если не везет.
VII. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
1. Стараетесь обогнать машину, которая показа XV. Как вы поступите, если вас плохо обслужи
ла вам хвост? ли в ресторане?
2. Вам все равно, сколько машин вас обошло. 1. Стерпите, избегая скандала.
3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на 2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замеча
догнал вас. ние.
3. Отправитесь с жалобой к директору ресто
VIII. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? рана.
1. Сбалансированными.
2. Легкомысленными. XVI. Как вы себя поведете, если вашего ребенка
3. Крайне жесткими. обидели в школе?
1. Поговорите с учителем.
IX. Что вы предпринимаете, если не все удается? 2. Устроите скандал родителям малолетнего пре
1. Пытаетесь свалить вину на другого. ступника.
2. Смиряетесь. 3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
3. Становитесь впредь осторожнее.
XVII. Какой, по вашему, вы человек?
X. Как вы отреагируете на фельетон о случаях 1. Средний.
распущенности среди современной молодежи? 2. Самоуверенный.
1. Пора бы уже запретить им такие развлече 3. Пробивной.
ния.
2. Надо создать им возможность организованно XVIII. Что вы ответите подчиненному, с кото
и культурно отдыхать рым столкнулись в дверях учреждения, если он на
3. И чего мы столько с ними возимся? чал извиняться перед вами?
1. Простите, это моя вина.
XI. Что вы ощущаете, если место, которое вы хо 2. Ничего, пустяки.
тели занять, досталось другому? 3. А повнимательней вы быть не можете?.
1. И зачем я только на это нервы тратил?
2. Видно, его физиономия шефу приятнее. XIX. Как вы отреагируете на статью в газете
3. Может быть, мне это удастся в другой раз. о случаях хулиганства среди молодежи?
1. Когда же, наконец, будут приняты конкрет
XII. Как вы смотрите страшный фильм? ные меры?
1. Боитесь. 2. Надо бы ввести телесные наказания.
2. Скучаете. 3. Нельзя все валить на молодежь, виноваты
3. Получаете искреннее удовольствие. и воспитатели.

277
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


XX. Представьте, что вам предстоит заново ро ка». Название возникло от ситуации, которую
диться, но уже животным. Какое животное вы предлагается представить играющим. Она заклю
предпочтете? чается в том, что двоих заключенных подозревают
1. Тигра или леопарда. в совместном преступлении. Они помещены в от
2. Домашнюю кошку. дельные камеры. У каждого есть возможность со
3. Медведя. общить о преступлении другого, надеясь получить
меньшее наказание. Если никто из них не сообщит
Теперь внимательно просмотрите подчеркну о совершенном другим преступлении, оба получат
тые ответы. Суммируйте номера ответов. незначительное наказание; если один скажет, а дру
гой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу,
Результаты а другой получит суровое наказание; если они оба
45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при сообщат, то оба получат небольшое наказание, но
этом нередко бываете неуравновешенным и жесто оно будет больше, чем то, что они могли получить,
ким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться если бы оба промолчали. Исход игры можно пред
до управленческих верхов, рассчитывая на собствен ставить в таблице, с которой обычно знакомят
ные методы, добиться успеха, жертвуя интересами участников перед игрой (см. табл.).
окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь В ситуации «Дилемма узника» играющие должны
сослуживцев, но при малейшей возможности вы ста сделать выбор между кооперативным (б) и конку
раетесь их за это наказать. рентным поведением (г), учитывая при этом мотивы
36—44 очка. Вы умеренно агрессивны, но впол выбора другого. С точки зрения индивидуального ре
не успешно идете по жизни, поскольку в вас доста зультата игрока А ему всегда выгоднее сообщить
точно здорового честолюбия и самоуверенности. о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет ис
35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, ходить из той же позиции, они оба получат относи
что обусловлено недостаточной уверенностью тельно мало очков. А исходя из максимума обоюдно
в собственных силах и возможностях. Это отнюдь го результата, они оба должны выбрать молчание (б),
не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым но тогда каждый оставляет для другого возможность
ветерком. И все же больше решительности вам не злоупотреблять доверием.
помешает!
Таблица
Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка
и менее чем по 7 вопросам — по 1 очку, то взрывы
вашей агрессивности носят скорее разрушитель Выбор участника Б
ный, чем конструктивный характер. Вы склонны к
непродуманным поступкам и ожесточенным дис б (молчать) г (сказать)
куссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно
б 3, 3 –1,5
и своим поведением провоцируете конфликтные Выбор
участника А
ситуации, которых вполне могли бы избежать.
г 5, –1 1, 1
Если же по 7 и более вопросам вы получите по
1 очку и менее, чем по 7 вопросам — по 3 очка, то
вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не
Игрокам нужно сделать выбор одновременно:
присущи вспышки агрессивности, но вы подавля
в одних случаях не вступая в контакт, в других слу
ете их уж слишком тщательно.
чаях разрешается общаться (изучается как раз воз
действие коммуникации на выбор). Игра может
проигрываться многократно, и после каждого тура
ИГРОВАЯ МЕТОДИКА
игрокам сообщаются результаты, за которые они
«ДИЛЕММА УЗНИКА»
получают призы или наказание. В роли игрока мо
жет выступить не один человек, а команда с лиде
Для изучения диадного взаимодействия широко
ром или без него.
используется игра под названием «Дилемма узни

278
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


Эксперимент проводится в двух вариантах: Инструкция для охранника
1) с 2 участниками; Ваша задача — догадаться, в каком углу готовит
2) с 2 группами участников. побег узник, и предотвратить побег. Запишите ваш
Во втором варианте в предмет исследования вхо выбор и обоснуйте его в протоколе.
дит поведение группы в ситуации необходимости После первых записей они сверяются экспери
принятия решения при неопределенном исходе и ментатором с объявлением результатов участника
равных альтернативах. Отличие первого варианта ми. Затем анализируются основания выбора. Если
от второго заключается в том, что первый вариант оказывается, что на первом этапе эксперимента
требует от испытуемого мышления вслух и после участники исходили из формальных оснований
дующей интроспекции; во втором исследователь и не учитывали персоны противника, т. е. не пыта
может непосредственно наблюдать взаимодействие лись моделировать именно его поведение, экспери
в группе. Однако эксперименты во втором варианте ментатор подчеркивает это в обсуждении и присту
осложняются в связи со значительным расширени пает ко второму этапу.
ем диапазона значимых факторов: разной комму На втором этапе эксперимент повторяется
никативной активности и компетентность участни (участники могут поменяться местами).
ков, дополнительных моментов индивидуального Экспериментатор должен учитывать, что любое
понимания задания и т. п. решение участников неудовлетворительно с точки
В начале эксперимента участникам сообщается, зрения формальной рациональности. Поэтому
что один из них (определяется кто) будет играть за очень важно точно формулировать вопрос при по
узника, а другой за охранника. Далее узник услов строении гипотезы, а именно: перед кем стоит ди
но помещается в камеру, имеющую следующую лемма? Часто путают подлинную дилемму, которая
форму. в подобном случае возникает перед игроком участ
ником, с задачей, возникающей у исследователя,
который должен рекомендовать оптимальное реше
ние. Оптимального решения в данной ситуации нет,
выход же из конфликта для участника заключается
в получении достаточных для моделирования пове
дения противника оснований. Эксперимент может
иметь дидактическую функцию, отчетливо демон
стрируя ситуации, когда обыденные представления
о рациональном поведении оказываются неприме
нимыми.
С помощью игры «Дилемма узника» можно соз
дать ситуацию для диагностики стиля лидерства,
стремления к конкуренции или к кооперации во
взаимоотношениях, совместимости людей и т. д.
Важно подчеркнуть, что этот ситуационный
тест является лишь методическим приемом для мо
делирования определенных межличностных отно
Все углы камеры, так же, как и стороны, абсо шений, а не точной стандартной измерительной
лютно одинаковые. Охранник находится снаружи. процедурой. Но возможность не только наблю
дать, но и моделировать желаемое поведение,

<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>