<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Инструкция для узника большая прогностическая возможность делают
Ваша задача — выбрать один из углов для побе этот ситуационный тест игру перспективным
га. Побег будет считаться удачным, если охранник приемом для диагностики межличностных отно
не догадается, какой угол вы выбрали. Запишите шений.
выбор и его обоснование в протокол.



279
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ 3.
а. Старается, чтобы его заместители были квали
РУКОВОДСТВО ТРУДОВЫМ
фицированными специалистами.
КОЛЛЕКТИВОМ
б. Руководителю безразлично, кто работает у не
го заместителем, помощником.
Разработана В. П. Захаровым на основе опрос
в. Он добивается безотказного исполнения и под
ника А. Л. Журавлева. Основная методика состоит
чинения заместителей, помощников.
из 27 групп утверждений, отражающих различные
аспекты взаимодействия руководства и коллекти
4.
ва. Методика направлена на определение стиля руко
а. Его интересует только выполнение плана, а не
водства трудовым коллективом. Порядок тестиро
отношение людей друг к другу.
вания содержится в инструкции.
б. В работе не заинтересован, подходит к делу
Инструкция: опросник содержит 16 групп
формально.
утверждений, характеризующих деловые качества
в. Решая производственные задачи, старается соз
руководителя. Каждая группа состоит из 3 утверж
дать хорошие отношения между людьми в коллективе.
дений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует
внимательно прочесть все 3 утверждения в составе
5.
каждой группы и выбрать одно, которое в наиболь
а. Наверно, он консервативен, так как боится но
шей степени соответствует вашему мнению о руко
вого.
водителе. Отметьте выбранное утверждение на
б. Инициатива подчиненных руководителем не
опросном листе знаком «+» под соответствующей
принимается.
буквой. Если вы оцениваете одновременно 2 руко
в. Способствует тому, чтобы работали самостоя
водителей или более, сравните их между собой по
тельно.
приведенным 3 утверждениям. Выберите по одно
му из утверждений, характеризующих каждого ру
6.
ководителя (или 1 утверждение, характеризующее
а. На критику руководитель обычно не обижает
2 или более руководителей), и отметьте ваше мне
ся, прислушивается к ней.
ние о каждом на опросном листе разными знаками:
б. Не любит, когда его критикуют, и не старает
«*»; «+»; «–». Не пишите на опроснике! Ставьте
ся скрыть этого.
отметки только на листе ответов.
в. Критику выслушивает, даже собирается при
нять меры, но ничего не предпринимает.
Тест опросника
7.
1. а. Складывается впечатление, что руководитель
а. Центральное руководство требует, чтобы обо боится отвечать за свои действия, желает умень
всех делах докладывали именно ему. шить свою ответственность.
б. Старается все решать вместе с подчиненными, б. Ответственность распределяет между собой
единолично решает только самые срочные и опера и подчиненными.
тивные вопросы. в. Руководитель единолично принимает или от
в. Некоторые важные дела решаются фактиче меняет решения.
ски без участия руководителя, его функции выпол
няют другие. 8.
а. Регулярно советуется с подчиненными, осо
2. бенно с опытными работниками.
а. Всегда что нибудь приказывает, распоряжает б. Подчиненные не только советуют, но могут
ся, настаивает, но никогда не просит. давать указания своему руководителю.
б. Приказывает так, что хочется выполнить. в. Не допускает, чтобы подчиненные ему совето
в. Приказывать не умеет. вали, а тем более возражали.

280
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


9. 15.
а. Обычно советуется с заместителями и ниже а. Руководитель умеет поддерживать дисципли
стоящими руководителями, но не с рядовыми под ну и порядок.
чиненными. б. Часто делает подчиненным замечания, выго
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит воры.
о положении дел в коллективе, о трудностях, кото в. Не может влиять на дисциплину.
рые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой либо работы ему не 16.
редко приходится уговаривать своих подчиненных. а. В присутствии руководителя подчиненным все
время приходится работать в напряжении.
10. б. С руководителем работать интересно.
а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, в. Подчиненные предоставлены самим себе.
доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявля
ет равнодушие. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
в. По отношению к подчиненным бывает нета
ктичным и даже грубым. Оценивает(ют)ся:

11. 1. а б в 9. а б в
а. В критических ситуациях руководитель плохо 2. а б в 10. а б в
справляется со своими обязанностями. 3. а б в 11. а б в
б. В критических ситуациях руководитель, как 4. а б в 12. а б в
правило, переходит на более жесткие методы руко 5. а б в 13. а б в
водства. 6. а б в 14. а б в
в. Критические ситуации не изменяют способа 7. а б в 15. а б в
его руководства. 8. а б в 16. а б в

12.
Интерпретация
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не
совсем хорошо знаком.
Директивный компонент — Д
б. Если что то не знает, то не боится этого пока
Ориентация на собственное мнение и оценки.
зать и обращается за помощью к другим.
Стремление к власти, уверенность в себе, склон
в. Он не может действовать сам, а ждет подтал
ность к жесткой формальной дисциплине, большая
кивания со стороны.
дистанция с подчиненными, нежелание признавать
свои ошибки. Игнорирование инициативы, творче
13.
ской активности людей. Единоличное принятие ре
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
шений. Контроль за действиями подчиненных.
б. Он требователен, но одновременно и справед
Попустительский компонент пассивного вме
лив.
шательства — П
в. Он бывает слишком строгим и даже придир
Снисходительность к работникам. Отсутствие
чивым.
требовательности и строгой дисциплины, контро
ля, либеральность, панибратство с подчиненными.
14.
Склонность перекладывать ответственность в при
а. Контролируя результаты, всегда замечает по
нятии решений.
ложительную сторону, хвалит подчиненных.
Коллегиальный компонент — К
б. Очень строго контролирует работу коллекти
Требовательность и контроль сочетаются с ини
ва в целом.
циативным и творческим подходом к выполняемой
в. Контролирует работу от случая к случаю.

281
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


работе и сознательным соблюдением дисциплины. 1) определенность раскрывает структуру интере
Стремление делегировать полномочия и разделить сов к различным аспектам своей деятельности;
ответственность. Демократичность в принятии ре 2) осознанность — осознание целей организатор
шений. ской деятельности;
Применение методики не требует индивидуаль 3) целеустремленность — приоритет мотивов ор
ного тестирования. Возможно использование в ба ганизаторской деятельности;
тарее тестов, особенно эффективно использование 4) избирательность — способность глубоко и пол
его вместе с социометрией в целях оптимизации со но отражать психологические особенности кол
циально психологического климата в коллективе. лектива;
5) тактичность — способность соблюдать чув
ство меры и находить наилучшую форму вза
Ключ имоотношений;
6) действенность — способность увлечь за собой
людей, активизировать их деятельность, найти
№ а б в № а б в
наилучшие средства эмоционально волевых
воздействий и правильно выбрать момент их
1 д к п 9 д к п
применения;
2 д к п 10 к п д
7) требовательность — способность проявлять
3 к п д 11 п д к
4 д п к 12 д к п требовательность в различных формах в зависи
5 п д к 13 п к д мости от особенностей конкретной управленче
6 к д п 14 к д п ской ситуации;
7 п к д 15 к д п 8) критичность — способность обнаружить и вы
8 к п д 16 д к п
разить значимые для деятельности отклонения
от установленных норм;
9) ответственность — способность брать на себя
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ответственность за результаты своей деятельно
сти и деятельности коллектива.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Психолог исследователь определяет группу экс
ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
пертов. Группа может быть представлена всем тру
довым (учебным) коллективом либо отдельными
Соответствие личностных характеристик содер
его представителями. Важно, чтобы эксперты хоро
жанию деятельности является непременным усло
шо знали как оцениваемого руководителя, так и ха
вием ее успешного осуществления. Особенно важ
рактер его деятельности.
но такое соответствие для видов деятельности с
Необходимо соблюдать однородность группы
высоким уровнем ответственности. К таковым, как
экспертов (эксперты подчиненные, эксперты руко
известно, относится деятельность руководителя
водители равного с оцениваемым ранга, эксперты
(управленца, организатора). При решении вопро
руководители более высокого ранга). В зависимо
сов подбора руководителей, формирования кадро
сти от конкретных условий исследование либо
вого резерва существенную помощь могут оказать
может проводиться на собрании экспертов в каком
данные об уровне организаторских способностей и
либо помещении аудиторного типа, либо психолог
организаторской направленности личности руко
исследователь встречается с каждым экспертом ин
водителя. Заключение об указанных качествах ру
дивидуально.
ководителя может быть сделано психологом на ос
Экспертом разъясняется, что указанные в бланке
новании оценки определенных психологических
экспертной оценки качества должны быть оценены
характеристик личности руководителя (ПХЛР).
ими применительно к конкретному руководителю
В бланке экспертной оценки представлены 9 пси
по 5 балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая —
хологических характеристик личности руководите
5. Эксперты выступают анонимно и бланка эксперт
ля, которые диагностируются по проявлению в дея
ной оценки не подписывают.
тельности 7 признаков каждой характеристики:

282
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


Обработка и анализ результатов исследования. счета исключить. Большая вариативность в оцен
После того как эксперты выставили оценки, психо ках экспертов может свидетельствовать о неодно
лог исследователь должен в бланках экспертной родности экспертной группы, о разном уровне
оценки подсчитать сумму баллов по каждой из 9 ха компетентности экспертов.
рактеристик, полученные результаты перенести Общий средний балл оценки ПХЛР позволяет
в таблицу обобщенных экспертных оценок и вы сделать заключение об уровне качеств руководите
числить: ля, ориентируясь на следующие показатели:
1) сумму баллов, выставленных каждым экспертом
Таблица 65
по всем 9 показателям;
2) средний балл ПХЛР по результатам работы каж
Оценка, баллы Характеристика
дого эксперта;
< 21 Практическая непригодность
3) сумму баллов, выставленных всеми экспертами
к выполнению функций
по каждому из 9 показателей;
руководителя
4) средний балл по каждому из 9 показателей по
21—27 низкий уровень
результатам работы всех экспертов;
28—36 средний уровень
5) общую сумму баллов ПХЛР по результатам ра
боты всех экспертов. > 36 высокий уровень

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
БЛАНК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Исследуемый __________________________
ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Руководитель _______________ Дата _______
Номер Оцен
приз Содержание признака ка,
Таблица 64 нака баллы
Обобщенные эксперты оценки ПХЛР
Проявляет интерес к деятельности
1,1
руководителя
Средний
?
Эксперт Оценка ПХЛР, сумма баллов Самостоятельно включается
балл 1,2
в организаторскую работу
Проявляет интерес к планированию
1,3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 деятельности коллектива (группы)
Проявляет интерес к организационной
1,4
стороне деятельности руководителя
1
Проявляет интерес к регулированию
1,5 взаимоотношений членов коллектива
...
(группы)
Проявляет интерес к контролю за
n
1,6 деятельностью членов коллектива
? (группы)
Средний балл
Сред
ний Считает, что главное — это результат
2,1
балл и качество труда
Считает, что руководитель несет
2,2 ответственность за результаты
Если при обработке результатов выявится, что
деятельности коллектива (группы)
максимальная и минимальная экспертные оценки
Считает необходимым поддержание
резко отличаются от остальных, то целесообразно 2,3
дисциплины
результаты работы этих экспертов из общего под

283
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Номер Оцен Номер Оцен
приз Содержание признака ка, приз Содержание признака ка,
нака баллы нака баллы
Считает, что в работе в равной степени
Способен находить правильный тон во
2,4 важны как организационные, так 5,1
взаимоотношениях
и воспитательные аспекты
Считает, что руководитель обязан
Способен находить индивидуальный
способствовать инициативной 5,2
2,5 подход к людям
и самостоятельной работе членов
коллектива (группы) Способен проявлять участливость,
5,3
приходить на помощь
Считает, что отношения не должны
2,6
носить формальный характер
Способен находить общий язык
Считает, что труд руководителя важен 5,4 с разными людьми в разных
2,7
для коллектива (группы) обстоятельствах
Средний балл
Способен проявлять взвешенность
5,5
Считает, что труд руководителя важен в оценках
3,1
для коллектива (группы)
Способен общаться с людьми без
Стремится получить социальное
5,6
3,2
наигранности и нарочитости
признание
Стремится наиболее полно раскрыть Способен общаться с людьми без
3,3 5,7
свои организаторские способности грубости и чванства
Стремится работать так, чтобы Средний балл
3,4 избежать претензий со стороны
Способен воздействовать
коллектива (группы) 6,1
убедительностью доводов
Стремится инициативно
3,5 и ответственно выполнять свои
6,2 Способен к волевому воздействию
обязанности
Способен к эмоциональному
Стремится получить удовлетворение от 6,3
3,6 воздействию
своей организаторской работы
Стремится к позитивным Способен воздействовать личным
6,4
3,7 взаимоотношениям с коллективом примером (действием)
(группой)
Способен вызывать уверенность
Средний балл 6,5
в успехе дела
Способен давать точные
4,1 Способен словом побуждать коллектив
характеристики 6,6
(группу) к действию (делу)
Способен быстро оценивать
4,2 Способен правильно выбрать момент
особенности и состояние других людей 6,7
для воздействия
Способен представить себя в ситуации,
4,3 Средний балл
переживаемой другим человеком
Способен смело предъявлять
Способен анализировать особенности 7,1
4,4 требования
поведения других людей
Способен проявлять самостоятельность
Способен к сопереживанию 7,2
4,5 в предъявлении требований
и сочувствию
Способен проявлять гибкость
Способен проявлять интерес
7,3
4,6
в требованиях
и внимание к своим товарищам
Способен проявлять настойчивость
Способен ориентироваться во
7,4
4,7
в требованиях
взаимоотношениях


284
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>