<< Пред. стр.

стр. 43
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ТЕСТ 20 ВОПРОСОВ
Номер Оцен
приз Содержание признака ка,
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей ин
нака баллы
дивидуальности, для других мы обычно предстаем
Способен проявлять постоянство
в общественной (можно даже сказать — обобщест
7,5
в требованиях
вленной) ипостаси — с позиции той роли, которую
мы призваны играть. Роль — это, во первых, фикса
Способен выражать требование
7,6
в разной форме (от шутки до приказа) ция определенной позиции, которую человек зани
мает в какой либо системе отношений, во вторых,
Способен находить должную меру
7,7 функция, которую он должен выполнять, занимая
требования
эту позицию, и, в третьих, — нормативно одобря
Средний балл емый образец поведения, который ожидается от
Способен проявлять каждого, кто исполняет эту роль.
8,1 самостоятельность в оценках других В зависимости от того, в какой именно системе
людей отношений осуществляется исполнение ролей, все
Способен проявлять прямоту они подразделяются на социальные (начальник,
8,2 и смелость критики, но без мать, муж и т. п.), внутригрупповые (лидер, марио
придирчивости нетка, шут), межличностные (покровитель, парт
нер, любимая) и, наконец, индивидуальные (это
8,3 Способен к доброжелательной критике
уже по другому признаку — по усвоенному лично
Способен логично и аргументированно стью и ставшему частью ее Я наиболее традицион
8,4
делать критические замечания
ному набору ролей — золушка, вундеркинд, тиран
и т. д.). В принципе возможно и более дробное деле
Способен проявлять глубину
8,5 ние ролей (слишком уж многообразны системы от
и сущность в критических замечаниях
ношений, в которые мы вступаем в течение своей
Способен точно дифференцировать жизни), но и представленного подразделения ока
8,6
поведение и действия людей
зывается достаточно для того, чтобы приступить
Способен к самокритичности к анализу ролевого набора конкретного человека.
8,7
в оценках своего поведения Делается это с помощью простого в исполнении,
но довольно сложного в обработке и интерпрета
Средний балл
ции теста 20 вопросов. В этом тесте испытуемого
Способен объективно оценить свои
просят в течение 12 минут дать 20 различных отве
9,1
успехи и неудачи
тов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто
Способен работать с полной отдачей я такой?» Ответы необходимо давать в том поряд
9,2
сил ке, в котором они приходят в голову, не заботясь
о последовательности, грамматике и логике. Полу
Способен довести до конца начатое
9,3
ченный список прежде всего рассматривается
дело
с точки зрения 2 категорий суждений: присоеди
Способен интересы дела ставить выше
9,4 няющих, в которых испытуемый относит себя к ка
личных интересов
кой либо группе и которые обычно находятся в нача
Способен видеть в ошибках
ле списка, и дифференцирующих, где он указывает
9,5 коллектива прежде всего свои личные
свои специфические, отличающие его от других
ошибки как руководителя
признаки. Помимо этого, ответы подразделяются по
Способен признавать ошибочность
9,6 социальным группам (и соответственно ролям) —
своих решений
полу, возрасту, национальности, профессии и т. п.;
Способен ответственно выполнять идеологическим убеждениям — философском, по
9,7
любую работу
литическом, моральном высказывании, а также ин
тересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конеч
Средний балл


285
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


но же, самооценке. Наиболее частыми категориями предложение слева, затем справа и в середине лис
являются следующие: профессиональная идентич та в одной из граф пометьте галочкой, насколько
ность, семейные роль и статус, пол и возраст. Осо похожи ваши качества на качества того или иного
бое внимание следует обращать на ответы, которые человека. Если поведение человека, описанное
передают сознательную идентификацию человека справа, напоминает вам ваше, то и галочку надо по
с определенными категориями ролей, т. е. с теми, ставить в одной из граф справа. Если же вы обрати
которые он не просто должен, но хочет и стремится те внимание на то, что больше похожи на человека,
выполнять. чьи качества указаны слева, то и отметку поставьте
на этой стороне. Если вы затрудняетесь ответить,
то отметку поставьте посредине: «Похож на того
ШКАЛА ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТИ — и другого».
ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТИ
БЛАНК ОПРОСНИК
Л. Н. ЛУТОШКИНА

Инструкция Знаете ли вы себя? Попытайтесь 2 — очень похож
проверить это. Здесь в столбиках, слева и справа, 3 — в основном похож
дается описание поведения самых разных людей. 4 — похож на того и другого
В жизни они ведут себя неодинаково. На кого из 5 — в основном похож
них вы больше похожи? Внимательно прочтите 6 — очень похож

1 2 3 4 5 6 7
У него всегда веселое настроение, он много Он часто считает себя несчастным, редко
улыбается и делает веселыми других улыбается, мало шутит
Находясь в центре внимания, чувствует себя Когда на него обращают внимание, чувствует
уверенно себя неловко, стесняется
У него обычно ровное настроение, его трудно
Его настроение часто меняется, он вспыльчив
вывести из равновесия
Он быстр, резок в движениях, жестах, Движения, жесты, речь замедленны,
торопится, когда говорит сдержанны, голос тихий
Быстро забывает о неудачах и энергично При неудачах сильно переживает, волнуется,
берется за работу долго не может взяться за дело

Он легко знакомится, у него много друзей,
С людьми сходится с трудом, друзей немного
товарищей

Он долго бьется над решением одной задачи,
У него масса планов и замыслов (ничего, что
пытается докопаться до сути, обязательно
одни осуществляются, а другие нет)
найти решение

Он постоянно стремится быть с кем либо, когда Он не ждет встреч с людьми, ему одному
остается один бывает лучше, чем с кем либо

Он хочет, чтобы его радости были замечены Все свои чувства стремится переживать в
другими одиночку

Когда получает замечания, то обязательно Выслушивает замечания в свой адрес внешне
спорит, шумит спокойно, старается не спорить
После выполнения трудного задания сразу Он быстро устает и долго чувствует себя
может браться за другое усталым


286
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


1 2 3 4 5 6 7
Он долго после неудачи не может прийти в
Быстро забывает обиды и огорчения
себя
Любит подшучивать над друзьями, часто не Он редко шутит и часто сам обижается на
задумываясь, приятно ли это им шутки
Он любит сразу же приступать к делу, не Он любит все продумать заранее, тщательно
особенно беспокоясь, что последует за этим спланировать, рассчитать
Он долго раздумывает, размышляет,
Быстро находит выход из трудного положения
волнуется, прежде, чем что то решить
Он постоянно ждет новостей, ему не по себе, Он не особенно стремится узнать новости,
когда не работает телевизор, молчит радио, считает, что без них спокойнее — можно над
когда неразговорчивы друзья чем нибудь подумать


При обработке данные кодируются следую Инструкция: для выявления уровня эмпатий
щим образом. Последовательность квантификации ных тенденций необходимо, отвечая на каждое из
граф слева направо в баллах: +2..., +1..., 0..., –1..., 36 утверждений, приписывать ответам следующие
–2... числа: если вы ответили «не знаю» — 0, ответу «нет,
Уровень экстра и интровертированности опре никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3,
деляется по формуле: «почти всегда» —4 и ответу «да, всегда» — 5. Отве
чать нужно на все пункты.


Тест опросника
где К — коэффициент экстраинтровертированно
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях,
сти; Э — сумма всех положительных значений;
чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
И — сумма всех отрицательных значений.
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успе
хов и неудачах других людей.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
4. Среди всех музыкальных передач предпочи
ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
таю передачи о современной музыке.
5. Чрезмерную раздражительность и несправед
Предлагаемая ниже методика успешно исполь
ливые упреки больного надо терпеть, даже если
зуется казанским психологом И. М. Юсуповым для
они продолжаются годами.
исследования эмпатии (сопереживания), т. е. уме
6. Больному человеку можно помочь даже сло
ния поставить себя на место другого человека и
вом.
способности к произвольной эмоциональной от
7. Посторонним людям не следует вмешиваться
зывчивости на переживания других людей. Сопе
в конфликт между двумя лицами.
реживание — это принятие тех чувств, которые ис
8. Старые люди, как правило, обидчивы без при
пытывает некто другой так, если бы они были
чин.
нашими собственными.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на
Эмпатия способствует сбалансированности меж
мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
личностных отношений. Она делает поведение че
10. Раздраженное состояние моих родителей
ловека социально обусловленным. Развитая у чело
влияет на мое настроение.
века эмпатия — ключевой фактор успеха в тех
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
видах деятельности, которые требуют вчувствова
12. Мне больше нравится рассматривать портре
ния в мир партнера по общению и прежде всего
ты, чем картины с пейзажами.
в обучении и воспитании.


287
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Подсчет результатов
13. Я всегда прощал все родителям, даже если
они были неправы.
Прежде чем посчитать полученные результаты,
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
проверьте степень откровенности, с которой вы от
15. Когда я читаю о драматических событиях
вечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые
в жизни людей, то чувствую, словно это происхо
из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а
дит со мной.
также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответа
16. Родители относятся к своим детям справед
ми «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали
ливо.
быть откровенными перед собой, а в некоторых
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых,
случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Ре
я вмешиваюсь.
зультатам тестирования можно доверять, если по
18. Я не обращаю внимание на плохое настро
всем перечисленным утверждениям вы дали не бо
ение моих родителей.
лее трех неискренних ответов, при четырех же сле
19. Я подолгу наблюдаю за поведением живот
дует сомневаться в их достоверности, а при пяти —
ных, откладывая другие дела.
можете считать, что работу выполнили напрасно.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только
Теперь просуммируйте все баллы, приписанные
у несерьезных людей.
ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21,
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц
22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со
и поведением незнакомых людей.
шкалой развитости эмпатийных тенденций.
22. В детстве я приводил домой кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлобленны.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется
Классификатор теста
угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за
Если вы набрали от 82 до 90 баллов, это очень
мной по пятам.
высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно
26. При виде покалеченного животного я стара
развито сопереживание. В общении, как барометр,
юсь ему чем то помочь.
тонко реагируете на настроение собеседника, еще
27. Человеку станет легче, если внимательно
не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того,
слушать его жалобы.
что окружающие используют вас в качестве громо
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь
отвода, обрушивая на вас эмоциональное состоя
не попадать в число свидетелей.
ние. Плохо чувствуете себя в присутствии тяжелых
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им
людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои
свою идею, дело или развлечение.
тайны и идут за советом. Нередко испытываете
30. Люди преувеличивают способность живот
комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопо
ных чувствовать настроение своих хозяев.
ты; не только словом, но даже взглядом боитесь за
31. Из затруднительной конфликтной ситуации
деть их. В то же время сами очень ранимы. Можете
человек должен выходить самостоятельно.
страдать при виде покалеченного животного или не
32. Если ребенок плачет, на это есть свои при
находить себе места от случайного холодного при
чины.
ветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность
33. Молодежь должна удовлетворять любые про
порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроен
сьбы и чудачества стариков.
ных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной под
34. Мне хотелось разобраться, почему некото
держке со стороны. При таком отношении к жизни
рые мои одноклассники иногда были задумчивы.
вы близки к невротическим срывам. Побеспокой
35. Беспризорных домашних животных следует
тесь о психическом здоровье.
отлавливать и уничтожать.
От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы
36. Если мои друзья начинают обсуждать со
чувствительны к нуждам и проблемам окружаю
мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести
щих, великодушны, склонны многое им прощать.
разговор на другую тему.
С неподдельным интересом относитесь к людям.


288
Глава 2. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения


Вам нравится читать их лица и заглядывать в их бу неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это
дущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, мешает вашему полноценному восприятию людей.
быстро устанавливаете контакты с окружающими 12—36 баллов — низкий уровень эмпатийно
и находите общий язык. Должно быть, и дети тянут сти. Вы испытываете затруднения в установлении
ся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы контактов с людьми, неуютно чувствуете себя
стараетесь не допускать конфликты и находить в большой компании. Эмоциональные проявления
компромиссные решения. Хорошо переносите кри в поступках окружающих подчас кажутся вам непо
тику в свой адрес. В оценке событий больше доверя нятными и лишенными смысла. Отдаете предпочте
ете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим ние уединенным занятиям конкретным делом, а не
выводам. Предпочитаете работать с людьми, неже работе с людьми. Вы — сторонник точных форму
ли в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном лировок и рациональных решений. Вероятно, у вас
одобрении своих действий. При всех перечислен мало друзей, а и тех, кто есть, цените больше за де
ных качествах вы не всегда аккуратны в точной ловые качества и ясный ум, чем за чуткость и от
и кропотливой работе. Не стоит особого труда вы зывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что
вести вас из равновесия. чувствуете свою отчужденность, когда окружаю
От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпа щие не слишком жалуют вас вниманием. Но это
тийности, присущий подавляющему большинству поправимо, если вы раскроете панцирь и станете
людей. Окружающие не могут назвать вас толсто пристальнее всматриваться в поведение близких
кожим, но в то же время вы не относитесь к числу и принимать их потребности так же, как свои.
особо чувствительных лиц. В межличностных от 11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпа
ношениях судить о других более склонны по их тийные тенденции личности не развиты. Затрудняе
поступкам, чем доверять своим личным впечатле тесь первым начать разговор, держитесь особняком
ниям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но среди сослуживцев. Особенно трудны контакты
в большинстве своем они находятся под самоконтро с детьми и лицами, которые намного старше вас.
лем. В общении внимательны, стараетесь понять В межличностных отношениях нередко оказывае
больше, чем сказано словами, но при излишнем тесь в неловком положении. Во многом не находите
влиянии чувств собеседника теряете терпение. взаимопонимания с окружающими. Любите острые
Предпочитаете деликатно не высказывать свою точ ощущения, спортивные состязания предпочитаете
ку зрения, не будучи уверенным, что она будет при искусству. В деятельности слишком центрированы на
нята. При чтении художественных произведений себе. Вы можете быть очень продуктивны в индиви
и просмотре фильмов чаще следите за действием, дуальной работе, во взаимодействии же с другими не
чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прог всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно пере
нозировать развитие отношений между людьми, по носите критику в свой адрес, хотя можете на нее бур
этому, случается, их поступки оказываются для вас но не реагировать. Необходима гимнастика чувств.
Глава 3. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ



ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ 9. В ресторане либо в столовой вам подали явно
недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы,
(ТЕСТ В. Ф. РЯХОВСКОГО)
лишь рассерженно отодвинув тарелку?
Тест дает возможность определить уровень ком 10. Оказавшись один на один с незнакомым
муникабельности человека. Отвечать на вопросы человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете
следует, используя 3 варианта ответов — «да», тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
«иногда» и «нет». 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь,
Инструкция: вашему вниманию предлагаются где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе
несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от
однозначно: «да», «нет», «иногда». своего намерения или встанете в хвост и будете
томиться в ожидании?
12, Боитесь ли вы участвовать в какой либо ко
Тест опросника миссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуаль
1. Вам предстоит ординарная или деловая встре ные критерии оценки произведений литературы,
ча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? искусства, культуры, и никаких чужих мнений на
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие этот счет вы не приемлете. Это так?
поручение выступить с докладом, сообщением, 14. Услышав где либо в кулуарах высказывание
информацией на каком либо совещании, собрании явно ошибочной точки зрения по хорошо извест
или ином мероприятии? ному вам вопросу, предпочитаете ли вы промол
3. Не откладываете ли вы визит к врачу до по чать и не вступать в разговор?
следнего момента? 15. Вызывает ли у вас досаду чья либо просьба
4. Вам предлагают выехать в командировку в го помочь разобраться в том или ином служебном во
род, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы просе или учебной теме?
максимум усилий, чтобы избежать этой команди 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения
ровки? (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
5. Любите ли вы делиться своими переживания
ми с кем бы то ни было? Оценка ответов: — «да» — 2 очка; «иногда» —
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый чело 1 очко; «нет» — 0 очков.
век на улице обратится к вам с просьбой (показать Полученные очки суммируются, и по классифи
дорогу, назвать время, ответить на какой то во катору определяется, к какой категории относится
прос)? испытуемый.
7. Верите ли вы, что существует проблема отцов
и детей и что людям разных поколений трудно
Классификатор теста
понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому,
что он забыл вам вернуть деньги, которые занял 30—31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это
несколько месяцев назад? ваша беда, так как страдаете от этого больше вы са

290
Глава 3. Методики изучения компетентности в общении


ми. Но и близким вам людям нелегко. На вас труд вуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело,
но положиться в деле, которое требует групповых хотя не всегда можете успешно довести его до кон
усилий. Старайтесь быть общительнее, контроли ца. По этой самой причине руководители и коллеги
руйте себя. относятся к вам с некоторой опаской и сомнения

<< Пред. стр.

стр. 43
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>