<< Пред. стр.

стр. 44
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, ми. Задумайтесь над этими фактами.
предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит
друзей. Новая работа и необходимость новых кон болезненный характер. Вы говорливы, многослов
тактов если и не ввергают вас в панику, то надолго ны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам
выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность никакого отношения. Беретесь судить о проблемах,
своего характера и бываете недовольны собой. Но в которых совершенно некомпетентны. Вольно или
не ограничивайтесь только таким недовольством — невольно вы часто бываете причиной разного рода
в вашей власти переломить эти особенности харак конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы,
тера. Разве не бывает, что при какой либо сильной обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьез
увлеченности вы приобретаете вдруг полную ком ная работа — не для вас. Людям — и на работе, и до
муникабельность? Стоит только встряхнуться. ма, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо
19—24 очка. Вы, в известной степени общитель поработать над собой и своим характером! Прежде
ны и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержан
уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же ность, уважительно относитесь к людям, наконец,
с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни
и диспутах участвуют неохотно. В ваших высказыва не проходит бесследно.
ниях порой слишком много сарказма, без всякого на
то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабель ТЕСТОВАЯ КАРТА КОММУНИКАТИВНОЙ
ность. Вы любознательны, охотно слушаете инте ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ресного собеседника, достаточно терпеливы в об
щении с другими, отстаиваете свою точку зрения Чтобы оценить стиль общения человека с ауди
без вспыльчивости. Без неприятных переживаний торией, рекомендуем заполнить тестовую карту
идете на встречу с новыми людьми. В то же время коммуникативной деятельности, разработанную на
не любите шумных компаний; экстравагантные вы основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого необходи
ходки и многословие вызывают у вас раздражение. мо выступить в качестве экспертов 4—5 лицам,
9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый
может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчи эксперт работает независимо, после чего находится
вы, любите высказываться по разным вопросам, что, усредненная оценка. Оценку проводить по предла
бывает, вызывает раздражение окружающих. Охот гаемой шкале, а при обсуждении попытаться обос
но знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать новать, какие действия лектора вызвали те или иные
в центре внимания, никому не отказываете в прось оценки.
бах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает,
вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает,
Классификатор теста
так это усидчивости, терпения и отваги при столкно
вении с серьезными проблемами. При желании,
Если усредненная оценка экспертов колеблется
однако, вы можете себя заставить не отступать.
в пределах 45—49 баллов, то коммуникативная дея
4—8 очков. Вы, должно быть, рубаха парень.
тельность очень напряженная и близкая к модели
Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда
активного взаимодействия. Оратор достиг вершин
в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во
своего мастерства, свободно владеет аудиторией,
всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вы
как дирижер, прекрасно распределяет свое внима
звать у вас мигрень или даже хандру. Охотно бере
ние, все средства общения органично вплетены во
те слово по любому вопросу, даже если имеете
взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному
о нем поверхностное представление. Всюду чувст

291
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Положительные черты характера Баллы Отрицательные черты характера
1. Доброжелательность 7654321 Недоброжелательность
2. Заинтересованность 7654321 Безразличие
3. Поощрение инициативы 7654321 Подавление инициативы
Закрытость (стремление держаться за
4. Открытость (свободное выражение
7654321 социальную роль, боязнь своих недостатков,
чувств, отсутствие маски)
тревога за престиж)
5. Активность (все время в общении, Пассивность ( не управляет процессом
7654321
держит слушателей в тонусе) общения, пускает его на самотек)
6. Гибкость (легко схватывает и раз
Жесткость (не замечает изменений
решает возникающие проблемы, 7654321
в настроении аудитории)
конфликты)
7. Дифференцированность Отсутствие дифференцированности
7654321
(индивидуальный подход) в общении (нет индивидуального подхода)


может показаться, что собралась компания давно 11—19 баллов — низкая оценка коммуникатив
знающих друг друга людей для обсуждения по ной деятельности человека в аудитории. Имеет
следних событий. Однако при этом все заняты место односторонняя направленность воздействия.
общим делом, а занятия достигают поставленный Незримые барьеры общения препятствуют живым
цели. контактам сторон. Аудитория пассивна, инициати
35—44 балла — высокая оценка. В аудитории ва подавляется доминирующим положением веду
царит дружеская, непринужденная атмосфера. Все щего. Его стиль уподобляется авторитарной или не
участники занятия заинтересованно наблюдают за контактной моделям общения.
ведущим или обсуждают поставленный вопрос. При очень низких оценках (7—10 баллов) всякое
Активно высказываются мнения, предлагаются взаимодействие с аудиторией отсутствует. Обще
варианты решения проблемы. Стихийность отсутст ние развивается по моделям дикторского или гипо
вует. Ведущий корректно направляет ход беседы, рефлексивного стиля. Оно обезличено, по психо
не забывая отдать должное юмору и остроумию логическому содержанию анонимно и практически
собравшихся. Всякое удачное предложение тут же ничем не отличается от массовой публичной лекции
подхватывается и поощряется умеренной похва или вещания по радио. Все функции ограничивают
лой. Занятие проходит продуктивно в активном ся лишь информационной стороной.
взаимодействии сторон. Эффективному взаимодействию общающихся
20—34 балла характеризуют ведущего как впол могут препятствовать самые разные факторы, извест
не удовлетворительно овладевшего приемами об ные как барьеры общения. Такие объективные фак
щения. Его коммуникативная деятельность доволь торы, как расстояние, отсутствие видимости и слыши
но свободна по форме, он легко входит в контакт мости, — предмет анализа физиков и инженеров. Мы
с аудиторией, но не все оказываются в поле его же будем рассматривать в дальнейшем субъективные
внимания. В импровизированных дискуссиях он факторы, связанные с личностями общающихся и со
опирается на наиболее активную часть собравших путствующими общению обстоятельствами.
ся, остальные же выступают большей частью в ро
ли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но
не всегда достигает поставленной цели. Содержа ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ
ние занятия может непроизвольно приноситься В ОБЩЕНИИ
в жертву форме общения. Здесь возможны про
явления элементов моделей дифференцированно Тест разработан американским психологом
го внимания и негибкого реагирования. М. Снайдером.


292
Глава 3. Методики изучения компетентности в общении


Классификатор теста
Внимательно прочтите 10 предложений, описы
вающих реакции на некоторые ситуации. Каждое
из них вы должны оценить как верное или невер 0—3 балла — у вас низкий коммуникативный
ное применительно к себе. Если предложение ка контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считае
жется вам верным или преимущественно верным, те нужным изменяться в зависимости от ситуаций.
поставьте рядом с порядковым номером букву «В», Вы способны к искреннему самораскрытию в обще
если неверным или преимущественно неверным — нии. Некоторые считают вас неудобным в общении
букву «Н». по причине вашей прямолинейности.
4—6 баллов — у вас средний коммуникативный
контроль, вы искренни, но несдержанны в своих
Тест эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем
поведении с окружающими людьми.
1. Мне кажется трудным искусство подражать 7—10 баллов — у вас высокий коммуникативный
привычкам других людей. контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы при реагируете на изменение ситуации, хорошо чувст
влечь внимание или позабавить окружающих. вуете и даже в состоянии предвидеть впечатление,
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. которое вы производите на окружающих.
4. Другим людям иногда кажется, что я пережи
ваю что то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре вни ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ
мания.
УМЕНИЙ
6. В разных ситуациях и в общении с разными
людьми я часто веду себя совершенно по разному. Понятие «коммуникативные умения» включает
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне в себя не только оценку собеседника, определение
убежден. его сильных и слабых сторон, но и умение устано
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях вить дружескую атмосферу, умение понять проб
с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожи лемы собеседника и т. д. Для проверки этих качеств
дают видеть. предлагаем следующие тесты.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых
я не выношу. Вариант 1
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Инструкция: отметьте ситуации, которые вызы
Люди с высоким коммуникативным контролем, вают у вас неудовлетворение или досаду и раздраже
по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо ние при беседе с любым человеком, будь то ваш това
знают, где и как себя вести, управляют выражением рищ, сослуживец, непосредственный начальник,
своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спон руководитель или просто случайный собеседник.
танность самовыражения, они не любят непрогнози
руемых ситуаций. Их позиция:«Я такой, какой я есть Обработка результатов: подсчитайте процент
в данный момент». Люди с низким коммуникатив ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.
ным контролем более непосредственны и открыты,
у них более устойчивое Я, мало подверженное
изменениям в различных ситуациях. Классификатор теста
Подсчет результатов: По 1 баллу начисляется за 70—100 % — вы плохой собеседник. Вам необхо
ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все димо работать над собой и учиться слушать.
остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если вы 40—70 % — вам присущи некоторые недостат
искренне отвечали на вопросы, то о вас, по види ки. Вы критически относитесь к высказываниям.
мому, можно сказать следующее. Вам еще недостает некоторых достоинств хоро

293
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Ситуации,
Варианты ситуаций вызывающие
досаду
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить
слово
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги
7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл
9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним (играет сигаретой, протира
ет стекла и т. д.), и я твердо уверен, что он при этом невнимателен
15. Собеседник делает выводы за меня
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит
19. Когда я предлагаю что нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой,
ахает и поддакивает
21. Когда я говорю о серьезном, то собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что нибудь важное
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопро
сом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

шего собеседника. Избегайте поспешных выводов, 0—10 % — вы отличный собеседник. Вы умеете
не заостряйте внимание на манере говорить, не слушать. Ваш стиль общения может стать приме
притворяйтесь, не ищите скрытого смысла сказан ром для окружающих.
ного, не монополизируйте разговор.
10—40 % — вы хороший собеседник, но иногда от Вариант 2
казываете партнеру в полном внимании. Повторяйте
вежливо его высказывания, дайте ему время рас Инструкция: на 10 вопросов следует дать отве
крыть свою мысль полностью, приспосабливайте ты, которые оцениваются:
свой темп мышления к его речи и можете быть уве 1) «почти всегда» — 2 балла;
рены, что общаться с вами будет еще приятнее. 2) «в большинстве случаев» — 4 балла;

294
Глава 3. Методики изучения компетентности в общении


3) «иногда» — 6 баллов; цесса. К сфере невербального общения относятся
4) «редко» — 8 баллов; жесты, мимика и другие двигательные проявления
5) «почти никогда» — 10 баллов. людей, их пространственное расположение отно
сительно друг друга, использование голоса и инто
нации, общее время взаимодействия и оформление
Список вопросов своей внешности.
Важное значение имеют ольфакторные и так
1. Стараетесь ли вы свернуть беседу в тех случаях, тильные проявления участников коммуникации.
когда тема (или собеседник) неинтересны вам? Ю. Н. Емельянов отмечает, что эти коды выступа
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера ют средствами общения и межличностных отно
по общению? шений.
3. Может ли неудачное выражение другого Основными характеристиками невербальных
человека спровоцировать вас на резкость или гру средств общения являются движение, простран
бость? ство и время. Физическая организация, строение
4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неиз и динамика тела образуют так называемый язык
вестным или малознакомым вам человеком? тела. Подструктурами последнего являются кине
5. Имеете ли вы привычку перебивать говоря сика, такесика, просодика и экстралингвистика.
щего? К кинесике относится весь диапазон зрительно
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, воспринимаемых и коммуникативно значимых
а сами думаете совсем о другом? движений человеческого тела. Важным компонен
7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица том языка тела является статическая экспрессия,
в зависимости от того, кто ваш собеседник? основанная на физических характеристиках внеш
8. Меняете ли вы тему разговора, если он кос него облика человека и особенностях оформления
нулся неприятной для вас темы? внешности.
9. Поправляете ли вы человека, если в его речи Характеристики голоса являются важными
встречаются неправильно произнесенные слова, средствами общения. К ним относятся просодиче
название, вульгаризмы? ские и экстралингвистические явления. Просодика
10. Бывает ли у вас снисходительно менторский включает ритмико интонационные стороны речи:
тон с оттенком пренебрежения и иронии по отно темп, тембр, высоту, громкость голоса, фазовое
шению к тому, с кем вы говорите? и лексическое ударение, акцент. Экстралингвис
тика — это включение в речь пауз, покашливаний,
плача, смеха, вздохов и т. п. Совокупность тактиль
Обработка и интерпретация ных проявлений человека в процессе коммуни
кации (прикосновения, рукопожатия, похлопы
Чем больше баллов, тем в большей степени раз вания, объятия, поцелуи и др.) образует еще одну
вито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, подструктуру невербальных средств общения —
то слушатель «выше среднего уровня». Обычно такесику.
средний балл слушателей 55. Предлагаемая далее — Методика экспертной
оценки невербальной коммуникации— разработа
на А. М. Кузнецовой. Несколько экспертов (пред
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ НЕ полагается в их в качестве привлекать одного из ро
ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ дителей, друга и самого оцениваемого) с помощью
приведенного опросника оценивают невербальные
проявления человека. Каждый вопрос имеет 4 ва
Психологи традиционно выделяют в структуре рианта ответа, и каждому варианту приписывается
процесса общения 2 уровня коммуникации — вер определенный балл (от 1 до 4). Методика дает воз
бальный и невербальный. Последний рассматрива можность диагностировать 3 параметра невербаль
ется как важнейшая составляющая данного про ного общения.

295
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Подсчет результатов ризует данного человека. Обведите в бланке отве
тов ту букву, которая соответствует выбранному
вами ответу.
1. Общая оценка невербального репертуара че
ловека с точки зрения его разнообразия, гармонич
ности, дифференцированности — вопросы 1, 5, 8,
Вопросы
12, 15, 17.
Количественная оценка данного параметра мо
1. Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо до
жет варьировать от +9 до –9 баллов.
полнять содержание своих слов неречевыми средст
2. Чувствительность, сензитивность человека к не
вами (мимикой, жестами, позой и т. д.)?
вербальному поведению другого (эксперта наблю
2. Понимает ли он (она) ваши эмоции по выраже
дателя), способность к адекватной идентификации —
нию вашего лица?
вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20.
3. Может ли он (она) найти подходящие интона
Количественная оценка варьирует от 28 до
ции голоса для выражения своих чувств и отноше
7 баллов.
ний к другим людям?
3. Способность к управлению своим невербаль
4. Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно
ным репертуаром адекватно цели и ситуации обще
понимать значение ваших взглядов (проявление
ния — вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19.
симпатии, интереса, привлечение внимания, про
Количественная оценка варьирует от 23 до
явление волнения и др.)?
2 баллов.
5. Считаете ли вы что у него (нее) бывают лиш
Уровень развития каждой из описанных спо
ние жесты и движения, когда он (она) старается
собностей вычисляется как сумма баллов за отве
выразить свои мысли и чувства?
ты на соответствующие вопросы (за ответы на во
6. Умеет ли он (она) сдерживать проявление
просы 5, 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из
своих отрицательных эмоций и отношений?
общей суммы по каждому из 3 параметров). Для
7. Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изме
каждого испытуемого получают оценки трех экс
нения вашего голоса (на проявление иронии, вол
пертов, включая его самого. По каждому оценива
нения и т. п.)?
емому параметру находится среднее арифметиче
8. Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение
ское значение 3 экспертных оценок. Эти оценки
не соответствует тому, о чем он (она) говорит?
рассматриваются как показатели уровня развития
9. Умеет ли он (она), по вашему мнению, выра
каждой из 3 выше описанных способностей
жением глаз и взглядом проявить внимание к дру
субъекта к невербальной коммуникации. На осно
гим людям, приветливость, заинтересованность?
ве суммарных оценок по 3 анализируемым парамет
10. Как вы считаете, может ли он (она) управлять
рам определяется общий показатель уровня разви
своей мимикой во время конфликтной ситуации?
тия перцептивно коммуникативных возможностей
11. Отличается ли его (ее) мимика выразитель
человека. Этот показатель может варьировать от 0
ностью, разнообразием, гармонией?
до 60 баллов. Далее проводится качественный ана
12. Есть ли у него (нее) позы или движения, не
лиз структуры невербальной коммуникации тес
привлекательные с вашей точки зрения?
тируемого.
13. Использует ли он (она) мягкие, доверитель
ные интонации, чтобы снять у других напряже
ние, вызвать на откровенность, расположить
Методика
к себе?
14. Умеет ли он (она) по изменению вашей поход
Инструкция: постарайтесь по приведенным
ки, позы определить ваше самочувствие, настрое
ниже вопросам выразить свое мнение о некото
ние, состояние?
рых особенностях поведения человека в общении
15. Может ли он (она) передать оттенки, нюансы
с вами. На каждый из вопросов предлагается 4 ва
своих чувств, эмоций, используя различные нерече
рианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них,
вые средства поведения?
который, на ваш взгляд, наиболее точно характе

296
Глава 3. Методики изучения компетентности в общении


16. Умеет ли он (она) достаточно тонко и понят 1 А Б В Г
но показать через мимику свое доброжелательное 2 А Б В Г
отношение к другим?
3 А Б В Г
17. Можно ли сказать, что по его (ее) вырази
4 А Б В Г
тельному поведению легко понять, какие он (она)
5 А Б В Г
испытывает чувства к окружающим?
18. Может ли он (она) понять ваше отношение 6 А Б В Г
к нему, даже если вы не демонстрируете его спе 7 А Б В Г
циально?
8 А Б В Г
19. Бывает ли он (она) скован в движениях
9 А Б В Г
и жестах, зажат, когда попадает в непривычную,
10 А Б В Г
незнакомую ситуацию?
20. Как вы считаете, понимает ли он (она), когда 11 А Б В Г
вы огорчены, расстроены, не расположены к обще 12 А Б В Г
нию?
13 А Б В Г
14 А Б В Г
БЛАНК ОТВЕТОВ
15 А Б В Г
ДАТА _____________ 16 А Б В Г
Ф. И. О. _______________________________
17 А Б В Г
18 А Б В Г
А — «всегда»;
19 А Б В Г
Б — «часто»;
В — «редко»; 20 А Б В Г
Г — «никогда».
Глава 4. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ




М ЕТО Д И К А PA R I циональный контакт, 2 — излишняя эмоциональ
ная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концент
Одним из важнейших направлений работы рация на ребенке.
практического психолога является работа с семьей
(супругами, родителями, семьей и детьми). Ключе

<< Пред. стр.

стр. 44
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>