<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вой момент в этой работе — получение полной Отношение к семейной роли
и объективной информации. В отечественной пси
хологии наиболее полно представлены методики Описывается с помощью 8 признаков, их номе
сбора информации о межсупружеских отношени ра в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
ях и менее содержательно — о родительско дет 1) ограниченность интересов женщины рамками
ских. В целях восполнения этого пробела предлагаем семьи, заботами исключительно о семье (3);
ознакомиться с двумя методиками: первая — это 2) ощущение самопожертвования в роли матери
взгляд на семью глазами ребенка (проективная ме (5);
тодика Рене Жиля) и вторая — семейная жизнь 3) семейные конфликты (7);
глазами матери (методика PARI). 4) сверхавторитет родителей (11);
Методика PARI (parental attitude research instru 5) неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
ment) предназначена для изучения отношения ро 6) безучастность мужа, его невключенность в дела
дителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семьи (17);
семейной жизни (семейной роли). Авторы — аме 7) доминирование матери (19);
риканские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта 8) зависимость и несамостоятельность матери (23).
методика широко использовалась в Польше (Рем
бовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей
Отношение родителей к ребенку
стране адаптирована Т. В. Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта признака, ка
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состо
сающихся разных сторон отношения родителей
ит из 4 признаков, их номера по опросному листу
к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков
1, 14, 15, 21):
описывают отношение к семейной роли и 15 каса
1) побуждение словесных проявлений, вербализа
ются родительско детских отношений. Эти 15 призна
ций (1);
ков делятся на 3 группы: 1 — оптимальный эмо

298
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


2) партнерские отношения (14); На заполнение вопросника потребуется пример
3) развитие активности ребенка (15); но 20 минут.
4) уравнительные отношения между родителями Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро,
и ребенком (21). стараясь дать правильный ответ, который придет
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребен вам в голову.
ком (состоит из 3 признаков, их номера по опрос Рядом с каждым положением находятся буквы
ному листу 8, 9, 16): А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от свое
1) раздражительность, вспыльчивость (8); го убеждения в правильности данного предло
2) суровость, излишняя строгость (9); жения:
3) уклонение от контакта с ребенком (16). А — если с данным положением согласны пол
3. Излишняя концентрация на ребенке (описы ностью;
вается 8 признаками, их номера по опросному листу а — если с данным положением скорее соглас
2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): ны, чем не согласны;
1) чрезмерная забота, установление отношений б — если с данным положением скорее не со
зависимости (2); гласны, чем согласны;
2) преодоление сопротивления, подавление воли Б — если с данным положением полностью не
(4); согласны.
3) создание безопасности, опасение обидеть (6); О себе сообщите:
4) исключение внесемейных влияний (10); Возраст Пол
5) подавление агрессивности (12); Образование Профессия
6) подавление сексуальности (18); Количество и возраст детей
7) чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
8) стремление ускорить развитие ребенка (20).
Тест
Каждый признак измеряется с помощью 5 суж
дений, уравновешенных с точки зрения измеряю
1. Если дети считают свои взгляды правильными,
щей способности и смыслового содержания. Вся
они могут не соглашаться со взглядами родителей.
методика состоит из 115 суждений. Суждения рас
АабБ
положены в определенной последовательности,
и отвечающий должен выразить к ним отношение
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей
в виде активного или частичного согласия или не
даже от маленьких трудностей и обид.
согласия. Схема пересчета ответов в баллы содер
АабБ
жится в ключе методики. Сумма цифровой зна
чимости определяет выраженность признака 20,
3. Для хорошей матери дом и семья — самое
минимальная 5, 18, 19, 20 — высокие оценки, соот
важное в жизни.
ветственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист
АабБ
ответов прилагаются.
Имеет смысл в первую очередь анализировать
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их
высокие и низкие оценки.
же блага нужно научить их бояться взрослых.
Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помо
АабБ
гут выяснить, что родители думают о воспитании
детей. Здесь нет ответов правильных и неправиль
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что
ных, так как каждый прав по отношению к собствен
родители делают для них очень много.
ным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.
АабБ
Некоторые вопросы могут показаться вам оди
наковыми. Однако это не так. Есть вопросы сход
ные, но не одинаковые. Сделано это для того, что 6. Маленького ребенка всегда следует крепко
бы уловить возможные, даже небольшие различия держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
во взглядах на воспитание детей». АабБ

299
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


7. Люди, которые думают, что в хорошей семье 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем
не может быть недоразумений, не знают жизни. думают дети.
АабБ АабБ

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благода 21. Если бы родители больше интересовались де
рить родителей за строгое воспитание. лами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
АабБ АабБ

9. Пребывание с ребенком целый день может 22. Большинство детей должны самостоятельно
довести до нервного истощения. справляться с физиологическими нуждами уже
АабБ с 15 месяцев.
АабБ
10. Лучше, если ребенок не задумывается над
тем, правильны ли взгляды его родителей. 23. Самое трудное для молодой матери — оста
АабБ ваться одной в первые годы воспитания ребенка.
АабБ
11. Родители должны воспитывать в детях пол
ное доверие к себе. 24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска
АабБ зывали свое мнение о жизни и о семье, даже если
они считают, что жизнь в семье неправильная.
12. Ребенка следует учить избегать драк незави АабБ
симо от обстоятельств.
АабБ 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь свое
го ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
13. Самое плохое для матери, занимающейся АабБ
хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться
от своих обязанностей. 26. Женщины, которые ведут беззаботную
АабБ жизнь, не очень хорошие матери.
АабБ
14. Родителям легче приспособиться к детям,
чем наоборот. 27. Надо обязательно искоренять у детей прояв
АабБ ления рождающейся ехидности.
АабБ
15. Ребенок должен научиться в жизни многим
нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать 28. Мать должна жертвовать своим счастьем ра
терять ценное время. ди счастья ребенка.
АабБ АабБ

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок 29. Все молодые матери боятся своей неопыт
наябедничал, он будет это делать постоянно. ности в обращении с ребенком.
АабБ АабБ

17. Если бы отцы не мешали воспитанию детей, 30. Супруги должны время от времени ругаться,
матери бы лучше справлялись с детьми. чтобы доказать свои права.
АабБ АабБ

18. В присутствии ребенка не надо разговари 31. Строгая дисциплина по отношению к ребен
вать о вопросах пола. ку развивает в нем сильный характер.
АабБ АабБ

19. Если бы мать не руководила домом, мужем 32. Матери часто настолько бывают замучены
и детьми, все происходило бы менее организо присутствием своих детей, что им кажется, будто
ванно. они не могут с ними быть ни минуты больше.
АабБ АабБ


300
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


33. Родители не должны представать перед деть 45. Если рано научить ребенка ходить, это благо
ми в плохом свете. творно влияет на его развитие.
АабБ АабБ

34. Ребенок должен уважать своих родителей 46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все
больше других. трудности, связанные с уходом за ребенком и его
АабБ воспитанием.
АабБ
35. Ребенок должен всегда обращаться за по
мощью к родителям или учителям, вместо того что
47. У ребенка должны быть свои взгляды и воз
бы разрешать свои недоразумения в драке.
можность их свободно высказывать.
АабБ
АабБ
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
мать в том, что ее воспитательные возможности
АабБ
меньше умений и способностей (могла бы, но...).
АабБ
49. Женщина должна выбирать между домаш
37. Родители своими поступками должны завое ним хозяйством и развлечениями.
вывать расположение детей. АабБ
АабБ
50. Умный отец должен научить ребенка ува
38. Дети, которые не пробуют своих сил в дости жать начальство.
жении успехов, должны знать, что потом в жизни АабБ
могут встретиться с неудачами.
АабБ 51. Очень мало женщин получает благодарность
детей за труд, затраченный на их воспитание.
39. Родители, которые разговаривают с ребен
АабБ
ком о его проблемах, должны знать, что лучше ре
бенка оставить в покое и не вникать в его дела.
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае
АабБ
мать всегда чувствует себя виноватой.
АабБ
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, долж
ны принимать участие в семейной жизни.
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств,
АабБ
всегда есть разногласия, которые вызывают раздра
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчи жение.
ки видели друг друга голыми. АабБ
АабБ
54. Дети, которым внушили уважение к нормам
42. Если жена достаточно подготовлена к само поведения, становятся хорошими, устойчивыми
стоятельному решению проблем, то это лучше и для и уважаемыми людьми.
детей, и для мужа. АабБ
АабБ
55. Редко бывает, что мать, которая целый день
43. У ребенка не должно быть тайн от своих ро
занимается ребенком, сумела быть ласковой и спо
дителей.
койной.
АабБ
АабБ
44. Если у вас принято, что дети рассказывают
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что
вам анекдоты, а вы — им, то многие вопросы мож
противоречит взглядам их родителей.
но решить спокойно и без конфликтов.
АабБ
АабБ

301
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


57. Дети должны знать, что нет людей более 68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем
быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
мудрых, чем их родители.
АабБ
АабБ

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ре
58. Нет оправдания ребенку, который бьет дру
бенок до и после рождения находился в хороших
гого ребенка.
условиях.
АабБ
АабБ
59. Молодые матери страдают по поводу своего
70. Дети должны принимать участие в решении
заключения дома больше, чем по какой нибудь
важных семейных вопросов.
другой причине.
АабБ
АабБ
71. Родители должны знать, как нужно посту
60. Заставлять детей отказываться и приспосаб пать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
ливаться — плохой метод воспитания. АабБ
АабБ
72. Слишком много женщин забывает о том, что
61. Родители должны научить детей находить их надлежащим местом является дом.
занятие и не терять свободного времени. АабБ
АабБ
73. Дети нуждаются в материнской заботе, ко
62. Дети мучают своих родителей мелкими проб торой им иногда не хватает.
лемами, если с самого начала к этому привыкнут. АабБ
АабБ
74. Дети должны быть более заботливы и благо
дарны своей матери за труд, вложенный в них.
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанно
АабБ
сти по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что
отец не выполняет своих обязанностей по содержа
75. Большинство матерей опасаются мучить ре
нию семьи.
бенка, давая ему мелкие поручения.
АабБ
АабБ
64. Детские игры с сексуальным содержанием
76. В семейной жизни существует много вопро
могут привести детей к сексуальным преступле
сов, которые нельзя решить путем спокойного об
ниям.
суждения.
АабБ АабБ
65. Планировать должна только мать, так как 77. Большинство детей должны воспитываться
только она знает, как положено вести хозяйство. более строго, чем происходит на самом деле.
АабБ АабБ

66. Внимательная мать должна знать, о чем ду 78. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа.
мает ее ребенок. АабБ
АабБ
79. Дети не должны сомневаться в способности
67. Родители, которые выслушивают с одобре мышления их родителей.
нием откровенные высказывания детей об их пере АабБ
живаниях на свиданиях, товарищеских встречах,
танцах и другом, помогают им в более быстром со 80. Больше всех других дети должны уважать
циальном развитии. родителей.
АабБ АабБ

302
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


81. Не надо способствовать тому, чтобы дети за 93. У ребенка должна быть уверенность в том,
нимались боксом или борьбой, так как это может что его не накажут, если он доверит родителям свои
привести к серьезным нарушениям здоровья и дру проблемы.
гим проблемам. АабБ
АабБ
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой ра
82. Одно из плохих явлений заключается в том, боте дома, чтобы он не потерял охоту к любой ра
что у матери, как правило, нет свободного времени боте.
для любимых занятий.
АабБ
АабБ
95. Для хорошей матери достаточно общения
83. Родители должны считать детей равноправ
с собственной семьей.
ными по отношению к себе во всех вопросах жизни.
АабБ
АабБ

96. Порой родители вынуждены поступать про
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на
тив воли ребенка.
ходится на правильном пути и будет счастлив.
АабБ
АабБ

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, 97. Матери жертвуют всем ради блага собствен
в покое и не заниматься им. ных детей.
АабБ АабБ

86. Самое большое желание любой матери — 98. Самая главная забота матери — благополу
быть понятой мужем. чие и безопасность ребенка.
АабБ АабБ
87. Одним из самых сложных моментов в воспи
99. Естественно, что двое людей с противопо
тании детей являются сексуальные проблемы.
ложными взглядами в супружестве ссорятся.
АабБ
АабБ
88. Если мать руководит домом и заботится обо
100. Воспитание детей в строгой дисциплине де
всем, вся семья чувствует себя хорошо.
лает их более счастливыми.
АабБ
АабБ
89. Так как ребенок — часть матери, она имеет
право знать все о его жизни. 101. Естественно, что мать сходит с ума, если
АабБ у нее дети эгоисты и очень требовательны.
АабБ
90. Дети, которым разрешается шутить и смеять
ся вместе с родителями, легче принимают их советы. 102. Ребенок никогда не должен слушать крити
АабБ ческие замечания о своих родителях.
АабБ
91. Родители должны приложить все усилия,
чтобы как можно раньше научить ребенка справ
103. Прямая обязанность детей — доверие по
ляться с физиологическими нуждами.
отношению к родителям.
АабБ
АабБ
92. Большинство женщин нуждаются в боль
104. Родители, как правило, предпочитают спо
шем количестве времени для отдыха после рожде
койных детей драчунам.
ния ребенка, чем им дается на самом деле.
АабБ
АабБ

303
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


105. Молодая мать чувствует себя несчастной, 111. Выходя замуж, женщина должна отдавать
потому что знает, что многие вещи, которые ей хо себе отчет в том, что будет вынуждена руководить
телось бы иметь, для нее недоступны. семейными делами.
АабБ АабБ

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей 112. Обязанностью матери является знание тай
было больше прав и привилегий, чем у детей. ных мыслей ребенка.
АабБ АабБ
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смыс 113. Если включать ребенка в домашние заботы,
ла терять время, тем лучше для него.
он становится более связанным с родителями и легче
АабБ
доверяет им свои проблемы.
АабБ
108. Дети делают все возможное, чтобы заинте
ресовать родителей своими проблемами.
114. Надо как можно раньше прекратить кор
АабБ
мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ре
бенка питаться самостоятельно).
109. Немногие мужчины понимают, что матери
АабБ
их ребенка тоже нужна радость.
АабБ
115. Нельзя требовать от матери слишком
110. С ребенком что то не в порядке, если он большого чувства ответственности по отношению
много расспрашивает о сексуальных вопросах. к детям.
АабБ АабБ

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Ответ № АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ
1 24 47 70 93
2 25 48 71 94
3 26 49 72 95

<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>