<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4 27 50 73 96
5 28 51 74 97
6 29 52 75 98
7 30 53 76 99
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
75 33 56 79 102
11 34 57 80 103
12 35 58 81 104
13 36 59 82 105
14 37 60 83 106
15 38 61 84 107
16 39 62 85 108
17 40 63 86 109
18 41 64 87 110
19 42 65 88 111
20 43 66 89 112
21 44 67 90 113
22 45 68 91 114
23 46 69 92 115



304
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


Для психолога, работающего в производствен о приоритете семейных проблем над производ
ном коллективе, пожалуй, больший интерес пред ственными, о вторичности интересов «дела», об
ставляет блок шкал, направленных на выявление ратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих
отношений родителей к семейной роли. высокие оценки по этому признаку, характерны
Методика позволяет оценить специфику внутри зависимость от семьи, низкая согласованность
семейных отношений, особенности организации в распределении хозяйственных функций. О пло
семейной жизни. хой интегрированности семьи свидетельствуют
В семье можно вычленить отдельные аспекты оценки по шкалам 17, 19, 23.
отношений: Анализ отношения к семейной роли поможет
1) хозяйственно бытовые, организация быта семьи психологу лучше понять специфику семейных от
(в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); ношений обследуемого, оказать ему психологиче
2) межсупружеские, связанные с моральной, эмоци скую помощь.
ональной поддержкой, организацией досуга, соз Родительско детские отношения являются ос
данием среды для развития личности, собствен новным предметом анализом в методике.
ной и партнера (в методике это шкала 17); Основной вывод, который можно сделать сразу, —
3) отношения, обеспечивающие воспитание де это оценить родительско детский контакт с точки
тей, педагогические (в методике шкалы 5, 11). зрения его оптимальности. Для этого сравнивают
Посмотрев на цифровые данные, можно соста ся средние оценки по первым 3 группам шкал: оп
вить предварительный портрет семьи. Очень важ тимальный контакт, эмоциональная дистанция,
на шкала 7 (семейные конфликты). Высокие пока концентрация.
затели по этой шкале могут свидетельствовать Специальный интерес представляет анализ от
о конфликтности, переносе семейного конфликта дельных шкал, что часто является ключом к пони
на производственные отношения. манию особенностей неудавшихся отношений
Психологическая помощь направляется на раз между родителями и ребенком, зоны напряжений
решение семейных конфликтов и улучшение от в этих отношениях.
ношений в производственном коллективе. Методика может оказать помощь в подготовке
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют и проведении психодиагностической беседы.
КЛЮЧ
Ответ № АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ Значение
признака
1 24 47 70 93
2 25 48 71 94
3 26 49 72 95
4 27 50 73 96
5 28 51 74 97
6 29 52 75 98
7 30 53 76 99
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79 102
11 34 57 80 103
12 35 58 81 104
13 36 59 82 105
14 37 60 83 106
15 38 61 84 107
16 39 62 85 108
17 40 63 86 109
18 41 64 87 110
19 42 65 88 111
20 43 66 89 112
21 44 67 90 113
22 45 68 91 114
23 46 69 92 115


305
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Структура опросника
А — 4 балла;
а — 3 балла;
1. ПРИНЯТИЕ — ОТВЕРЖЕНИЕ. Шкала от
б — 2 балла;
ражает интегральное эмоциональное отношение
Б — 1 балл.
к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: ро
дителю нравится ребенок таким, какой он есть. Ро
Признаки:
дитель уважает индивидуальность ребенка, симпа
1) вербализация;
тизирует ему. Родитель стремится проводить много
2) чрезмерная забота;
времени вместе с ребенком, одобряет его интересы
3) зависимость от семьи;
и планы. На другом полюсе шкалы: родитель вос
4) подавление воли;
принимает своего ребенка плохим, неприспособлен
5) ощущение самопожертвования;
ным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не
6) опасение обидеть;
добьется успеха в жизни из за низких способностей,
7) семейные конфликты;
небольшого ума, дурных наклонностей. По боль
8) раздражительность;
шей части родитель испытывает к ребенку злость,
9) излишняя строгость;
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ре
10) исключение внутрисемейных влияний;
бенку и не уважает его.
11) сверхавторитет родителей;
12) подавление агрессивности;
2. КООПЕРАЦИЯ — социально желательный
13) неудовлетворенность ролью хозяйки;
образ родительского отношения. Содержательно
14) партнерские отношения;
эта шкала раскрывается так: родитель заинтересо
15) развитие активности ребенка;
ван в делах и планах ребенка, старается во всем по
16) уклонение от конфликта;
мочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко
17) безучастность мужа;
оценивает интеллектуальные и творческие спо
18) подавление сексуальности;
собности ребенка, испытывает чувство гордости
19) доминирование матери;
за него. Он поощряет инициативу и самостоятель
20) чрезвычайное вмешательство в мир ребенка;
ность ребенка, старается быть с ним на равных. Ро
21) уравненные отношения;
дитель доверяет ребенку, старается встать на его
22) стремление ускорить развитие ребенка;
точку зрения в спорных вопросах.
23)несамостоятельность матери.
3. СИМБИОЗ. Шкала отражает межличност
ную дистанцию в общении с ребенком. При высоких
Тест опросник баллах по этой шкале можно считать, что родитель
родительского отношения стремится к симбиотическим отношениям с ребен
(А. Я. Варга, В. В. Столин) ком. Содержательно эта тенденция описывается
так: родитель ощущает себя с ребенком единым
Тест опросник родительского отношения целым, стремится удовлетворить все потребности
(ОРО) представляет собой психодиагностический ребенка, оградить его от трудностей и неприятно
инструмент, ориентированный на выявление ро стей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за
дительского отношения у лиц, обращающихся за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и безза
психологической помощью по вопросам воспита щитным. Тревога родителя повышается, когда ре
ния детей и общения с ними. бенок начинает автономизироваться в силу об
Родительское отношение понимается как систе стоятельств, так как по своей воле родитель не
ма разнообразных чувств по отношению к ре предоставляет ребенку самостоятельности ни
бенку, поведенческих стереотипов, практикуемых когда.
в общении с ним, особенностей восприятия и по
4. АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ.
нимания характера и личности ребенка, его поступ
Отражает форму и направление контроля за пове
ков.

306
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


дением ребенка. При высоком балле по этой шкале Таким образом, показано, что предлагаемый
в родительском отношении данного родителя отчет опросник действительно учитывает особенности
ливо просматривается авторитаризм. Родитель тре родительского отношения лиц, испытывающих
бует от ребенка безоговорочного послушания и дис трудности в воспитании детей.
циплины. Кроме того, была проведена факторизация дан
Он старается навязать ребенку во всем свою волю, ных по испытуемым с последующим вращением
не в состоянии встать на его точку зрения. За проявле значимых факторов.
ние своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель Она показала совпадение априорных и эмпи
пристально следит за социальными достижениями ре рических групп; в результате факторизации выяви
бенка, его индивидуальными особенностями, привыч лись группа субъективно благополучных роди
ками, мыслями, чувствами. телей (контрольная группа) и подвыборка людей,
обратившихся за помощью в психологическую
5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает консультацию.
особенности восприятия и понимания ребенка ро Эти данные также подтверждают валидность
дителем. При высоких значениях по этой шкале опросника.
в родительском отношении данного родителя име
ется стремление инфантилизировать ребенка,
Текст опросника
приписать ему личную и социальную несостоятель
ность. Родитель видит ребенка младшим по сравне
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
нию с реальным возрастом. Интересы, увлечения,
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает
мысли и чувства ребенка кажутся родителю дет
мой ребенок.
скими, несерьезными.
3. Я уважаю своего ребенка.
Ребенок представляется неприспособленным,
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка
неуспешным, открытым для дурных влияний. Роди
значительно отклоняется от нормы.
тель не доверяет своему ребенку, досадует на его не
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне
успешность и неумелость.
от реальных жизненных проблем, если они его
В связи с этим родитель старается оградить ре
травмируют.
бенка от трудностей жизни и строго контролиро
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
вать его действия.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от
В результате факторизации данных общей вы
трудностей жизни.
борки испытуемых было получено 4 значимых
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
фактора: «принятие — отвержение», «коопера
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
ция», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализа
10. Бывают случаи, когда издевательское отно
ция». В экспериментальной и контрольной группах
шение к ребенку приносит ему большую пользу.
также были получены значимые факторы: 3 —
11. Я испытываю досаду по отношению к своему
в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 —
ребенку.
в подвыборке лиц, обратившихся за психологиче
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
ской помощью — «маленький неудачник».
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим
На основе значимых факторов общей выборки
ребенком.
и максимально дискриминативного фактора была
14. Мой ребенок часто совершает такие поступ
построена структура настоящего опросника.
ки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
Валидность опросника определялась методом
15. Для своего возраста мой ребенок немножко
известных групп.
незрелый.
По Т критерию вычислялась дискриминатив
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально,
ность факторов экспериментальной группы во
чтобы досадить мне.
всех выборках. Из 5 факторов 4 оказались дискри
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное,
минативными, т. е. значимо различали выборки
как губка.
между собой.

307
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


18. Моего ребенка трудно научить хорошим ма 45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
нерам при всем старании. 46. Мой ребенок часто раздражает меня.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, 47. Воспитание ребенка — сплошная нерво
тогда из него вырастет порядочный человек. трепка.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка прихо 48. Строгая дисциплина в детстве развивает
дят к нам в дом. сильный характер.
21. Я принимаю участие в своем ребенке. 49. Я не доверяю своему ребенку.
22. К моему ребенку липнет все дурное. 50. За строгое воспитание дети благодарят по
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. том.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего
мне немного стыдно, что мой ребенок не такой ум ребенка.
ный и способный, как мне бы хотелось. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем
25. Я жалею своего ребенка. достоинств.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со свер 53. Я разделяю интересы своего ребенка.
стниками, они кажутся мне взрослее и по поведе 54. Мой ребенок не в состоянии что либо делать
нию, и по суждениям. самостоятельно, а если и сделает, то обязательно
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все не так.
свое свободное время. 55. Мой ребенок вырастет неприспособленным
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет к жизни.
и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его малень 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он
ким. есть.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отноше
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья
нии к ребенку.
моего ребенка.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
всего того, что мне не удалось в жизни.
59. Ребенок не должен иметь секретов от роди
31. Родители должны приспосабливаться к ре
телей.
бенку, а не только требовать этого от него.
60. Я невысокого мнения о способностях моего
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ре
ребенка и не скрываю этого от него.
бенка.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил
33. При принятии семейных решений следует
с теми детьми, которые нравятся его родителям.
учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу при
Ключи к опроснику
знать, что он по своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут оши
1. Принятие — отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15,
баться.
16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46,
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка —
2. Образ социальной желательности поведения:
эгоизм, упрямство и лень.
6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если
проводить отпуск с ребенком.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спо
койное и беззаботное детство.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не
48, 50, 57, 59.
способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28,
44. Мой ребенок может вывести из себя кого
54, 61.
угодно.

308
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


Порядок подсчета 3) симбиоз;
4) гиперсоциализация;
тестовых баллов
5) инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц про
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам
центильных рангов тестовых баллов по соответ
учитывается ответ «верно».
ствующим шкалам.
Высокий тестовый балл по соответствующим
шкалам интерпретируется как:
1) отвержение;
2) социальная желательность;
ШКАЛА 1

«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентиль
0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
ный ранг
«Сырой» балл 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процентиль
31,0 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
ный ранг
«Сырой» балл 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процентиль
94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100
ный ранг
«Сырой» балл 27 28 29 30 31 32
Процентиль
100 100 100 100 100 100
ный ранг

2 ШКАЛА
«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процентильный
1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93
ранг

3 ШКАЛА

«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный
4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
ранг

4 ШКАЛА

«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6

Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76


5 ШКАЛА

«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный
14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 99,37 100
ранг


309
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ в) отношение к матери и отцу как семейной чете;
г) отношение к братьям и сестрам;
Для исследования сферы межличностных отно д) отношение к бабушке и дедушке;
шений ребенка и его восприятия внутрисемейных е) отношение к другу;
отношений предназначена детская проективная ж)отношение к учителю;
методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изуче з) любознательность, стремление к доминиро
нии социальной приспособленности ребенка, а также ванию;
его взаимоотношений с окружающими. Методика и) общительность, отгороженность, адекват
является визуально вербальной, состоит из 42 карти ность.
нок с изображением детей и детей и взрослых, а так Отношение к определенному лицу выражается
количеством выборов данного лица, исходя из мак
же текстовых заданий. Ее направленность — выяв
симального числа заданий, направленных на выяв
ление особенностей поведения в разнообразных
ление соответствующего отношения.
жизненных ситуациях, важных для ребенка и затраги
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу про
вающих его отношения с другими людьми. Перед нача
ективных, она представляет собой переходную
лом работы с методикой ребенку сообщается, что от
форму между анкетой и проективными тестами.
него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок
В этом ее большое преимущество. Она может быть

<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>