<< Пред. стр.

стр. 47
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы
использована как инструмент глубинного изуче
и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди
ния личности, а также в исследованиях, требую
изображенных людей либо идентифицировать себя
щих и статистической обработки.
с персонажем, занимающим то или иное место в груп
пе. Он может выбрать его ближе или дальше от опре
Ключ
деленного лица. В текстовых заданиях ребенку пред
лагается выбрать типичную форму поведения, Общее
№ заданий
Название шкал количество

причем некоторые задания строятся по типу социо
заданий
метрических. Таким образом, методика позволяет по
1 Отношение 1—4, 8—15, 17— 20
лучить информацию об отношении ребенка к разным
к матери 19, 27, 38, 40—42
окружающим его людям (к семейному окружению) 2 Отношение 1—5, 8—15, 20
и явлениям. Простота и схематичность, отличающие к отцу 17—19, 37, 40—42
методику Р. Жиля от других проективных текстов, не 3 Отношение 1—4, 6—8, 14, 17, 10
только делают ее более легкой для испытуемого — ре к матери и отцу 19
как к родитель
бенка, но и дают возможность относительно большей ской чете
ее формализации и квантификации. Помимо качест
4 Отношение 1, 2, 3, 4, 5, 6, 20
венной оценки результатов, детская проективная ме к братьям 8—19, 30, 40, 42
тодика межличностных отношений позволяет предс и сестрам
тавить результаты психологического обследования по 5 Отношение 1, 4, 7—13, 17—19, 15
ряду переменных и количественно. Психологический к бабушке 30, 40, 41
материал, характеризующий систему личностных от и дедушке
ношений ребенка, можно разделить на 2 большие 6 Отношение 1, 4, 8—19, 25, 20
к другу (подруге)
группы переменных: 30,33—35,40
1) переменные, характеризующие конкретно лич 7 Отношение 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 15
к авторитетному
ностные отношения ребенка: отношение к се 19, 26, 28—30, 32,
взрослому
мейному окружению (матери, отецу, бабушке, 40
сестре и др.), отношение к другу или подруге, 8 Любознатель 5, 22—24, 26, 10
ность
к авторитетному взрослому и пр.; 28—32
2) переменные, характеризующие самого ребенка 9 Доминантность 20—22, 39 4
и проявляющиеся в различных отношениях: об 10 Общительность 16, 22—24 4
щительности, отгороженности, стремлении к до
11 Закрытость, 9, 10, 14—17, 19, 15
минированию, социальной адекватности поведе
отгороженность 22—24, 29, 30,
ния. Всего авторы, адаптировавшие методику, 40—42
выделяют следующие признаки: 12 Социальная 9,25,28,32—38 10
а) отношение к матери; адекватность
поведения
б) отношение к отцу;


310
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


С тимульный материал 4. А теперь размести несколько человек и себя
вокруг этого стола. Обозначь их родственные от
к методике Рене Жиля
ношения (папа, мама, брат, сестра или друг, това
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. рищ, одноклассник).
Обозначь крестиком, где сядешь ты.




5. Вот стол, во главе которого сидит человек, ко
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты. торого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот
человек?




6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить
каникулы у хозяев, которые имеют большой дом.
Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери
3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
комнату для себя.
Брат Папа
и мама




Сестра




7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обо
значь крестиком комнату, которую выбрал (выбра
ла) ты.

311
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расска
Папа
и мама жешь об этом?

Напиши ниже.
Дедушка
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крести
и бабуш
ком, где находишься ты?
ка

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты неко
торых людей и твою комнату.




9. Решено преподнести одному человеку сюрп
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот
риз.
раз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть, тебе все равно?

Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколь
ко дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только
два свободных места: одно для тебя, второе для
другого человека.
Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже.
16. Где ты на этот раз?
11. Ты потерял что то, что стоит очень дорого. Ко
му первому ты расскажешь об этой неприятности?

Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зуб
ному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один или с кем нибудь?
Если пойдешь с кем нибудь, то кто этот чело
век?

Напиши.

312
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


17. Теперь на этом рисунке размести несколько 22. Это площадка для игр.
человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Обозначь, где находишься ты.

Подпиши, что это за люди.




18. Тебе и некоторым другим дали подарки.
Кто то получил подарок гораздо лучше других.
Кого бы ты хотел видеть на его месте? 23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неиз
А может быть, тебе все равно? вестной тебе причине.
Обозначь крестиком, где будешь ты.
Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь
далеко от своих родных. По кому бы тосковал
сильнее всего?

Напиши ниже.
20. Твои товарищи идут на прогулку. Обозначь
крестиком, где находишься ты.




24. Это твои товарищи, ссорящиеся из за пра
вил игры.
Обозначь, где ты.




21. С кем ты любишь играть:
1) с товарищами своего возраста;
2) младше себя;
3) старше себя.

Подчеркни один из возможных ответов.

313
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил 29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна жен
с ног. Что будешь делать: щина вам что то объясняет.
1) будешь плакать; Обозначь крестиком, где ты.
2) пожалуешься учителю;
3) ударишь его;
4) сделаешь ему замечание;
5) не скажешь ничего.

Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он
что то говорит сидящим на стульях. Ты находишь
ся среди них.
Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на
траве.
Обозначь, где находишься ты.




27. Ты много помогаешь маме?
Мало?
Редко?
31. Это люди, которые смотрят интересный
Подчеркни один из ответов. спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них
что то объясняет. Ты находишься среди тех, кото
рые слушают. Обозначь, где ты.




32. Это показ таблицы.
Обозначь крестиком, где ты.

314
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


3) ничего не скажешь;
4) начнешь злиться.

Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять.
Что будешь делать:
1) ничего не ответишь;
2) надуешься;
3) начнешь плакать;
4) запротестуешь;
5) попробуешь пойти вопреки запрещению.
33. Один из товарищей смеется над тобой.
Подчеркни один из этих ответов.
Что будешь делать:
1) будешь плакать;
38. Мама не разрешает тебе идти гулять.
2) пожмешь плечами;
Что будешь делать:
3) сам будешь смеяться над ним;
1) ничего не ответишь;
4) будешь обзывать его, бить.
2) надуешься;
3) начнешь плакать;
Подчеркни один из ответов.
4) запротестуешь;
5) попробуешь пойти вопреки запрещению.
34. Один из товарищей смеется над твоим
другом.
Подчеркни один из ответов.
Что сделаешь:
1) будешь плакать; 39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за
2) пожмешь плечами; классом. Способен ли ты выполнить поручение?
3) сам будешь смеяться над ним;
4) будешь обзывать его, бить. Напиши ниже.

Подчеркни один из этих ответов. 40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей.
В кинотеатре много свободных мест. Где ты ся
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. дешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
Что будешь делать:
1) плакать;
2) жаловаться;
3) кричать;
4) попытаешься отобрать;
5) начнешь его бить.

Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или шашки, или в другую
игру) и два раза подряд проигрываешь.
Ты недоволен?
Что будешь делать: 41. В кинотеатре много пустых мест. Твои
1) плакать; родственники уже заняли свои места.
Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2) продолжать играть дальше;


315
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Инструкция: «Внимательно читайте каждое
утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых
вариантов ответов.
Старайтесь избегать промежуточных ответов
типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить»
и т. д.


Текст опросника
1. Когда люди живут так близко, как это проис
ходит в семейной жизни, они неизбежно теряют
взаимопонимание и остроту восприятия другого
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
человека:
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят
вам:
а) скорее беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь ответить;
в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:
а) как удавшийся;
б) как нечто среднее;
в) как неудавшийся.
Тест опросник
4. Если бы вы могли, то:
удовлетворенности браком
а) вы бы многое изменили в характере вашего
супруга (вашей супруги);
Тест опросник удовлетворенности браком
б) трудно сказать;
(ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Ро
в) вы бы не стали ничего менять.
мановой, Г. П. Бутенко, предназначен для
экспресс диагностики степени удовлетворен
5. Одна из проблем современного брака в том,
ности — неудовлетворенности браком, а также сте
что все приедается, в том числе и сексуальные
пени согласования — рассогласования удовлетво
отношения:
ренности браком у той или иной социальной
а) верно;
группы.
б) трудно сказать;
Опросник представляет собой одномерную
в) неверно.
шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящих
ся к различным сферам: восприятию себя и партне
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь
ра, мнения, оценки, установки и т. д.
с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам
Каждому утверждению соответствуют 3 вари
кажется:
анта ответа:
а) что вы несчастнее других;
а) верно;
б) трудно сказать;
б) трудно сказать;
в) что вы счастливее других.
в) неверно.

316
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


7. Жизнь без семьи, без близкого человека — б) трудно сказать;
слишком дорогая цена за полную самостоятель в) скорее в вас самих.
ность:
а) верно; 15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:
б) трудно сказать; а) усилились;
в) неверно. б) трудно сказать;
в) ослабли.
8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего суп
руга (вашей супруги) была бы неполноценной: 16. Брак притупляет творческие возможности
а) да, считаю; человека:
б) трудно сказать; а) верно;
в) нет, не считаю. б) трудно сказать;
в) неверно.
9. Большинство людей в какой то мере обманы
ваются в своих ожиданиях относительно брака: 17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга)
а) верно; обладает такими достоинствами, которые ком
б) трудно сказать; пенсируют его недостатки:
в) неверно.
а) согласен;
б) нечто среднее;
10. Только множество различных обстоятельств
в) не согласен.
мешает подумать вам о разводе:
а) верно;
18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит
б) не могу сказать;
благополучно с эмоциональной поддержкой друг
в) неверно.
друга:
а) верно;
11. Если бы вернулось время, когда вы вступали
б) трудно сказать;
в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:
в) неверно.
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто
в) возможно, что именно теперешний супруг (суп
делает глупости, говорит невпопад, неуместно
руга).
шутит:
а) верно;

<< Пред. стр.

стр. 47
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>