<< Пред. стр.

стр. 50
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вать.
Утверждения: 3—5 балла — неискренность, скрытность,
форма А: 10, 48, 79; ложь, замкнутость, врет, как по писаному, избега
форма Б: 3, 40, 72. ет объяснений.

2. Чистоплотность. Под чистоплотностью мы Утверждения:
понимаем уход за телом, одеждой, предметами форма А: 36, 52, 76;
ежедневного пользования, чистоту и опрятность форма Б: 9, 44, 85.
помещения и окружающей среды.
10—12 баллов — вылизанная квартира, быть 6. Усердие — деятельность. Под усердием мы
ухоженным, одетым с иголочки, чистюля. понимаем готовность в течение длительного вре
3—5 балла — неряшливость, неумытый, дурно мени предаваться напряженной и утомительной
пахнущий. работе для достижения определенной цели.

330
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


10—12 баллов — карьеризм, стремление к успе 3—5 балла — непослушание, упрямство, бунт,
ху, трудиться, как пчела, рвение, старание. антиавторитарный.
3—5 балла — леность, сбой в работе, празд
ность, лодырничать. Утверждения:
форма А: 5, 26, 75;
Утверждения: форма Б: 16, 46, 60.
форма А: 18, 31, 63;
форма Б: 29, 45, 80. 10. Справедливость. Под справедливостью мы
понимаем поведение, при котором руководст
7. Обязательность, точность, совестливость. Об вуются больше разумными рассуждениями, чем
обязательности мы говорим тогда, когда в чем то мо личными привязанностями и склонностями.
жем положиться на человека, он даже в наше отсут 10—12 баллов — жажда справедливости, сверх
ствие выполнит свое обещание. Под точностью мы чувствительность, суровая справедливость.
понимаем такую установку или поведение, которые 3—5 балла — несправедливость, предпочтение.
направлены на возможно более безошибочное,
безукоризненное выполнение работы. О совестли Утверждения:
вости говорим, когда любая деятельность выполня форма А: 15, 38, 57
ется в соответствии с внутренними требованиями форма Б: 27, 65, 81.
точности, добросовестности и корректности.
10—12 баллов — принципиальность, совершен 11. Верность. Под верностью мы понимаем доста
ность, скрупулезность, расчетливость, обстоятель точно длительное следование само собой разумею
ность. щимся (ср. Hofstatter. 1966. S. 57) подсознательным
3—5 балла — неточность, необязательность, или осознанным нормам и концепциям, первично —
небрежность, сегодня одно — завтра другое, смот в сексуальной, вторично — в других сферах жизни.
реть сквозь пальцы на допущенную неточность. 10—12 баллов — ригидность, закоренелость,
упрямство, держаться за унаследованное, не сги
Утверждения: баться, непоколебимый, неопровержимый, пока
форма А: 4, 17, 55; смерть не разлучит вас.
форма Б: 6, 42, 68. 3—5 балла — неверность, колеблющийся, как
флюгер на ветру, навострить лыжи.
8. Бережливость. Под бережливостью мы пони
маем экономное обращение с деньгами и вещами. Утверждения:
10—12 баллов — скупость, ничем не гнушаться, форма А: 12, 23, 41;
отказывать себе во всем, считать каждую копейку. форма Б: 7, 35, 53.
3—5 балла — расточительство, разбрасывать
деньги пригоршнями, широта натуры. 12. Терпение. Терпение означает способность
ждать, отсрочивать исполнение желаний, а также
Утверждения: поддерживать в себе и других развитие способно
форма А: 14, 32, 68; сти, несмотря на сомнения и ожидания.
форма Б: 8, 25, 66. 10—12 баллов — терпение, умение ждать, остав
лять время.
9. Послушание. Под послушанием мы понима 3—5 балла — нетерпеливость, агрессивность,
ем следование просьбам, поручениям, приказам оказывать давление на кого либо, не хотеть ждать,
внешнего авторитета (пассивное) и требование по критиковать, придираться.
добного поведения от других (активное).
10—12 баллов — слепое подражание, драконо Утверждения:
вская строгость, преданность авторитету, подчи форма А: 8, 39, 85;
нять своей воле. форма Б: 15, 23, 38.

331
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


13. Время. Под временем мы понимаем способ 10—12 баллов — оптимизм, розовые очки, ори
ность уделять себе и другим достаточное количест ентация на будущее.
во времени, оказывать другим достаточное внима 3—5 балла — сомнение, разочарование, безна
ние и разрешать кое что себе самому. дежность, бессмысленность.
10—12 баллов — уделять время себе (другим),
чувство времени, упорядоченное распределение Утверждения:
времени. форма А: 43, 64, 84;
3—5 балла — перегрузки, стресс, время — форма Б: 10, 24, 69.
деньги.
17. Сексуальность — нежность. Под сексуаль
Утверждения: ностью и нежностью мы понимаем отношение
форма А: 2, 30, 78; к физическому контакту, к стимуляции эрогенных
форма Б: 21, 47, 73. зон у себя самого и у других людей.
10—12 баллов — принимающий и дарящий фи
14. Контакты. Под контактами мы понимаем зические контакты, зависимый.
способность посвящать себя другим людям, даже 3—5 балла — страх прикосновения, зажатость,
если они проявляют другие актуальные способно холодность, защищающийся.
сти, и поэтому не считаться с одобрением.
10—12 баллов — поиск общения, связь, бли Утверждения:
зость, привязанность, отношения, интимность. форма А: 11, 40, 66;
3—5 баллов — застенчивость, робость, скром форма Б: 17, 59, 83.
ность, стесненность, неуверенность, напряжен
ность. 18. Любовь. Любовь понимается как эмоцио
нальное отношение, которое независимо от при
Утверждения: нятых или имеющихся качеств и образа поведения
форма А: 19, 29, 61; другого человека характеризует принятие его как
форма Б: 30, 62, 78. личности. К ряду объектов она может подходить
с различной градацией (например, можно прини
15. Доверие. Под доверием мы понимаем спо мать человека независимо от того, пунктуален он
собность принимать себя или других людей в их или непунктуален, опрятен или нет, порядочен или
неповторимости такими, как они есть. Доверие — непорядочен и иное, если это чувство может быть
это позитивная установка по отношению к отдель отвергнуто). Любовь (принятие) и отвержение (до
ным способам поведения, которыми обладает че ненависти) содержательно связаны таким образом
ловек или которые от него ожидаются. в этом опроснике с вторичными (шкалы 1—11)
10—12 баллов — доверительный, доверчивый, и первичными способностями (шкалы 12—17 и 19)
наивный. другого человека.
3—5 балла — недоверие, подозрительность, по 10—12 баллов — принимающий, лично заинте
дозрение, подчинение, ревность, комплекс непол ресованный, балующий, попустительствующий.
ноценности, недоверие к себе. 3—5 балла — отвержение, холодность, бесчув
ственность, горечь, равнодушие, наказание, разоча
Утверждения: рование, пессимизм, ненависть, требовательность.
форма А: 22, 54, 70;
форма Б: 18, 28, 63. Утверждения:
форма А: 33, 51, 82;
16. Надежда. Надежда — это способность при форма Б: 31, 61, 76.
знавать будущие возможности для развития и, та
ким образом, делать успехи настоящего дня отно 19. Вера, религия, церковь. Под верой мы пони
сительными. маем способность устанавливать отношения с не

332
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


изведанным в самом себе, в окружающем мире 22. Контакты. Способность устанавливать и под
и неземном (Бог), а также интересоваться вопро держивать отношения при возникновении проблем.
сом о смысле жизни. Религия является — нередко 10—12 баллов — способы поведения, с помощью
связанная с изысканными обрядами и ритуалами — которых проблемы решаются «бегством» в общение.
формой выражения веры. Церковь является ин 3—5 балла — «бегство» в одиночество.
ститутом, объединяющим приверженцев одной
религии, собирающим их вместе. Утверждения:
10—12 баллов — вера, вопросы «откуда» и «ку форма А: 44, 59, 68;
да», фанатичность. форма Б: 20, 51, 82.
3—5 балла — неверие, я верю только тому, что
вижу, отвержение церкви, индифферентность, 23. Фантазии — будущее. Интуитивное сужде
табу. ние, вдохновение, творчество как средство реше
ния проблем, «бегство» в фантазии.
Утверждения: 10—12 баллов — попытки решить проблемы
форма А: 9, 56, 73; при помощи творческого подхода.
форма Б: 22, 36, 54. 3—5 балла — погружение в негативные (проду
цирующие проблемы) мысли и концепции в само
20. Телесные ощущения. На первом плане сто воспитании как способ решения проблем.
ит ощущение тела — Я. Как переживаются раз
личные ощущения и информация из окружающей Утверждение:
среды? Что человек делает со своим телом и для форма А: 24, 49, 74;
своего тела? форма Б: 5, 33, 58.
10—12 баллов — психосоматические наруше
ния, неактивность, «бегство» в свое тело. 24—27. В шкалах 24—27 спрашивается об отно
3—5 балла — активность, тренировки и заня шениях пациента в детстве и юношестве к своим
тия спортом, походы, расслабление и т. д. родным и близким, как он их сегодня воспринима
ет, переживает.
Утверждения:
форма А: 6, 46, 71; 24. Я. Отношение к родителям (воспитателям),
форма Б: 2, 50, 77. братьям и сестрам.
10—12 баллов — в сегодняшнем восприятии па
21. Деятельность. Вид и способ продления норм циента скорее позитивные, теплые отношения,
деятельности, как они включены в концепцию Я, как возможно, даже гиперопека.
на них влияют проблемы. 3—5 балла — скорее холодность, отвержение,
10—12 баллов — попытки проблемы при помо индифферентность.
щи активной деятельности (например, убирать,
чистить, углубиться в учебу) с (сознательным или Утверждение:
бессознательным) намерением забыть таким обра форма А: 24А (мать) 7, 37, 67;
зом проблемы; акцентирование логического мыш форма Б: 24А (мать) 34, 64, 84;
ления, «бегство» в работу. форма Б: 24А (отец) 20, 60, 72;
3—5 балла — с одной стороны, способность из форма Б: 24Б (отец) 19, 49, 75.
бегать требований достижения; с другой стороны —
отказ от общественно требуемых достижений, 25. ТЫ. Отношения между родителями.
«бегство» в бездеятельность. 10—12 баллов — скорее позитивные, внима
тельные, преодолевающие проблемы.
Утверждения: 3—5 балла — скорее негативные, холодные,
форма А: 25, 47, 77; близкие к скандалу, иногда переживались как
форма Б: 12, 52, 71. скрывающие проблемы.

333
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Утверждения: 10—12 баллов — скорее оптимистическое, об
форма А: 27, 45, 80; надеживающее, мотивирующее, обязывающее,
форма Б: 11, 32, 43. возможно, даже фанатичное в некоторых вопро
сах.
26. МЫ. Отношение родителей к окружающему 3—5 балла — скорее пессимистичный, за
миру. щитный, вытесняющий, индифферентный наст
10—12 баллов — скорее открытое, вниматель рой.
ное, терпимое, сердечное, общительность.
3—5 балла — скорее замкнутость, нетерпи Утверждения:
мость, защита, необщительность. форма А: 13, 34, 53;
форма Б: 26, 55, 79.
Утверждения:
форма А: 28, 42, 62;
Бланк
форма Б: 4, 39, 74.

Имя / код
27. ПРА МЫ. Отношение родителей к вопросам
Х Х пациента О О партнер
мировоззрения, религии, смысла и к будущему.
Форма АБ

Баллы Min Средние Max

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Аккурат
Небрежность Педантичность
ность

2. Чистоплот
Неряшливый Опрятный
ность

3. Пунктуаль Непунктуаль
Пунктуальный
ность ный

4. Вежли Бесцеремон
Учтивый
вость ный

5. Честность,
Скрытный Искренний
искренность

6. Усердие, Сверхстаратель
Ленивый
деятельность ный

7. Обязатель Необязатель
Обязательный
ность ный
8. Береж Расточитель
Скупой
ливость ный
9. Послуша Самостоятель
Послушный
ние ный

10. Справед Несправедли
Справедливый
ливость вый



334
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений



Баллы Min Средние Max

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

11. Верность Неверный Верный


12. Терпение Нетерпеливый Терпеливый


13. Время Успевающий Неуспевающий


14. Контакты Замкнутый Общительный

Подозритель
15. Доверие Доверчивый
ный

16. Надежда Отчаявшийся Надеющийся


17. Нежность Отвергающий Зависящий

Требователь
18. Любовь Балующий
ный
19. Вера
(религия), Безразличный Верующий
смысл
20. Тело Психосоматиче
Здоровье
(ощущение) ские нарушения
21. Про
фессия Дезоргани «Бегство»
(деятель зация в работу
ность)
«Бегство»
22. Контакты Замкнутость
в общение
23. Фантазия «Бегство»
Отсутствие
(будущее) в мечты

24А. Я — мать Отвержение Принятие


24Б. Я — отец Отвержение Принятие


25. ТЫ Отчуждение Единство

26. МЫ Замкнутость Общительность

27. ПРА МЫ Безразличие Фанатизм



335
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


4 реакции на конфликты


20. Телесные 3—5 6—9 10—12
ощущения.
– 0 +

3—5 6—9 10—12
21. Деятельность
Профессия. – 0 +

3—5 6—9 10—12
22. Контакты.
– 0 +


МЕТОДИКА «РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ
3—5 6—9 10—12
23. Фантазии —
будущее. И ПРИТЯЗАНИЯ В БРАКЕ» (РОП)
– 0 +

Методика «Ролевые ожидания и притязания
в браке», разработанная А. Н. Волковой, предпола
гает практическую работу с супружеской парой.
Методика «РОП» позволяет определить.
1. Представления супругов о значимости в се
мейной жизни сексуальных отношений, личност
ной общности мужа и жены, родительских обязан
ностей, профессиональных интересов каждого из
супругов, моральной и эмоциональной поддержки,
внешней привлекательности партнеров. Эти пока
затели, отражая основные функции семьи, состав
ляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распре
делении ролей между мужем и женой при реализа
4 модели для подражания
ции семейных функций, объединенные шкалой
ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
24 Я: родители — дети, братья — сестры.
Для проведения исследования необходимы:
3—5 6—9 10—12
А Мать. 1) 2 набора по 36 карточек из плотной бумаги
(картона). На каждую строчку наносится номер
Б Отец. и текст суждения;
– 0 +
2) 2 набора по 4 карточки классификатора
с одной из следующих надписей на каждой «Пол
Мать Отец
ностью согласен», «В общем это верно», «Это не
да нет да нет
Терпе Форма А 37 20 совсем верно», «Это неверно».
ние Форма Б 34 19

Форма А 72 Порядок работы
67
Форма Б 75
64
Супругам предлагается самостоятельно ознако
7 60
Форма А
миться с набором утверждений, соответствующих их
84 49
Форма Б
полу, и со следующей письменной ИНСТРУКЦИЕЙ.

336
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


Инструкция: На предложенных вам карточках ле консультационного обследования: утверждение,
напечатаны различные утверждения о браке, отнесенное к группе «Полностью согласен» оцени
семье, отношениях мужа и жены. Перед вами ле вается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это
жат 4 карточки с напечатанными вариантами отве верно» — в 2 балла, отнесенное к группе «Это не
тов: «Полностью согласен», «В общем это верно», совсем так» — в 1 балл и отнесенное к группе «Это
«Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно неверно» — в 0 баллов.
читая каждое утверждение, распределите все кар Здесь же в протоколе консультант суммирует
точки соответственно этим 4 вариантам ответов. баллы по каждому показателю шкалы семейных
Если вы полностью разделяете утверждение, поло ценностей.
жите его под карточкой «Полностью согласен». По 2 первым показателям эти результаты будут
Если вы считаете, что утверждение верно, но с не итоговыми и переносятся в последний столбец про
большими оговорками и дополнениями, положите токола.
его под карточкой «В общем это верно». Если утве Итоговые баллы остальных показателей вычис
рждение кажется вам непригодным для вас, но ляются как полусумма баллов по подшкалам «ожи
в нем есть что то, с чем вы согласны, положите его дание» и «притязание».
под карточкой «Это не совсем так». Если вы катего
рически не согласны с утверждением, положите
Протокол
его под карточкой «Это неверно». Распределяя кар
точки с утверждениями на 4 группы, постарайтесь
Ф. И. О.
выразить ваше личное мнение, а не то, что принято
Дата
среди ваших близких и друзей. Благодарим за учас
Возраст
тие в психологическом обследовании.
Семейный стаж
После выполнения супругами задания, консуль
Количество детей
тант регистрирует ответы мужа и жены в протоко

<< Пред. стр.

стр. 50
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>