<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

о том, какое настроение преобладает в момент об поступить неблагородно, сделать зло. От любого че
следования — обычное, эйфорическое или нега ловека можно ожидать неблаговидного поступка.
тивное (астеническое). 10. Все здания вокруг, все постройки на улицах
Оценка результатов проводится по следующим кажутся мне удивительно неудачными.
критериям. 11. Каждому, кого встречаю, способен сказать
Настроение: 9 баллов — 20 ответов «нет»; 8 бал грубость.
лов — 19 ответов «нет»; 7 баллов — 18 ответов «нет»; 12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
6 баллов — 16—17 ответов «нет»; 5 баллов — 13— 13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочет
15 ответов «нет»; 4 балла — 10—12 ответов «нет»;
ся разговаривать.
3 балла — 8—9 ответов «нет»; 2 балла — 6—7 отве
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Про
тов «нет»; 1 балл — 5 и менее ответов «нет».
пади все пропадом!»
Астеническое состояние: ответы «да» на вопро
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспо
сы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы
коить, отвяжитесь!»
«наоборот» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше
16. Все люди без исключения мне кажутся чрез
указанных ответов, тем лучше состояние: 9 бал
вычайно благожелательными, хорошими. Все они
лов — 1—2 ответа; 8 баллов — 3 ответа; 7 баллов —
без исключения мне симпатичны.
4 ответа; 6 баллов — 5—6 ответов; 5 баллов — 7—
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все
8 ответов; 4 балла — 9—10 ответов; 3 балла — 11—
легко! Все доступно!
13 ответов; 2 балла — 14—15 ответов.
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,
19. Бывает хуже, но редко.
6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4,
5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше ука 20. Не верю даже самым близким людям.
занных ответов, тем более выражено эйфориче 21. Автомашины гудят на улице резко, но зато
ское состояние (неадекватно восторженная оценка эти звуки воспринимаются как приятная музыка.


38
Глава 2. Психодиагностика: практика


МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА 5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно,
немного встревожен.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх,
Довольно простым опросником для самооценки беспокойство или неопределенность. Нервозен,
эмоциональных состояний является методика, раз волнуюсь, раздражен.
работанная американскими психологами А. Уэсс 3. Значительная неуверенность. Весьма травми
маном и Д. Риксом (в данном случае приводится ее рован неопределенностью. Страшно.
сокращенный вариант). 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изве
Измерение в этой методике производится по ден страхом.
10 балльной (стеновой) системе. Испытуемому да 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рас
ется инструкция: «Выберите в каждом из пред судок. Напуган неразрешимыми трудностями.
ложенных наборов суждений то, которое лучше
всего описывает ваше состояние сейчас. Номер «Энергичность — усталость»
суждения, выбранного из каждого набора, запиши 10. Порыв, не знающий преград. Жизненная си
те в соответствующей строке для ответов». ла выплескивается через край.
9. Бьющая через край жизнеспособность, огром
ная энергия, сильное стремление к деятельности.
Измеряются следующие 8. Много энергии, сильная потребность в дей
показатели ствии.
7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значи
П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — тельная энергия.
тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — 6. Чувствую себя довольно свежим, в меру
равняется номеру суждения, выбранного испытуе бодрым.
мым из данной шкалы. Аналогично получаются инди 5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
видуальные значения по показателям П2, П3, П4); 4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В за
П2 — С «Энергичность — усталость»; пасе не очень много энергии.
П3 — С «Приподнятость — подавленность»; 3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы
П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство энергии.
беспомощности»; 2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практиче
П5 — С — суммарная 9 по четырем шкалам оцен ски не способен к действию. Почти не осталось за
ка состояния: И5 = И1 + И2 + И3 + И4, где И1, И2, пасов энергии.
И3, И4 — индивидуальные значения по соответству 1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к само
ющим шкалам. му незначительному усилию.

«Приподнятость — подавленность»
Список утверждений по всем 10. Сильный подъем, восторженное веселье.
шкалам 9. Очень возбужден и в очень приподнятом со
стоянии. Восторженность.
«Спокойствие — тревожность» 8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
10. Совершенное и полное спокойствие. Непо 7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
колебимо уверен в себе. 6. Чувствую себя довольно хорошо, в порядке.
9. Исключительно хладнокровен, на редкость 5. Чувствую себя чуть чуть подавленно, так себе.
уверен и не волнуюсь. 4. Настроение подавленное и несколько унылое.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен 3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно.
и чувствую себя непринужденно. Настроение определенно унылое.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства. 2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую 1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все
себя более или менее непринужденно. черно и серо.

39
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


«Чувство уверенности в себе — чувство беспо Основные цвета
мощности»
1) синий символизирует спокойствие, удовле
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу творенность;
сделать все, что захочу. 2) сине зеленый — чувство уверенности, на
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уве стойчивость, иногда упрямство;
рен в своих свершениях. 3) оранжево красный — силу волевого усилия,
8. Очень уверен в своих способностях. агрессивность, наступательные тенденции, воз
7. Чувствую, что моих способностей достаточно буждение;
и мои перспективы хороши. 4) светло желтый — активность, стремление к об
6. Чувствую себя довольно компетентным.
щению, экспансивность, веселость.
5. Чувствую, что мои умения и способности не
При отсутствии конфликта в оптимальном состоя
сколько ограниченны.
нии основные цвета должны занимать преимущест
4. Чувствую себя довольно неспособным.
венно первые 5 позиций.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком спо
собностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал Дополнительные цвета
от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности уси 5) фиолетовый;
лий. У меня ничего не получается. 6) коричневый;
7) черный;
8) нулевой
ТЕСТ ЛЮШЕРА Нулевой символизируют негативные тенден
ции — тревожность, стресс, переживание страха,
Хорошо известно, что воздействие цвета может
огорчения. Значение этих цветов (как и основных)
вызывать у человека как физиологический, так
в наибольшей степени определяется их взаимным
и психологический эффект. Это обстоятельство дав
расположением, распределением по позициям, что
но уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене
будет показано ниже.
производства. Поскольку эмоциональное отноше
ние к цвету может характеризоваться или предпочте
нием его (выбором), или безразличием, или отказом
Инструкция (для психолога)
от него (негативной оценкой), то оно учитывается
и в психодиагностике.
Перемешайте цветные карточки и положите цве
Тест Люшера основан на предположении о том,
товой поверхностью наверх. Попросите испытуемого
что выбор цвета отражает нередко направленность
выбрать из 8 цветов тот, который ему больше всего
испытуемого на определенную деятельность, наст
нравится. При этом нужно пояснить, что он должен
роение, функциональное состояние и наиболее
выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его
устойчивые черты личности.
с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испы
Зарубежные психологи применяют иногда тест
туемый должен выделить наиболее приятный цвет
Люшера в целях профориентации при подборе кад
из 8. Карточку с выбранным цветом следует отло
ров, комплектовании производственных коллекти
жить в сторону, перевернув цветной стороной
вов, в этнических, геронтологических исследова
вниз. Попросите выбрать из оставшихся 7 цветов
ниях, при рекомендациях по выбору брачных
наиболее приятный. Выбранную карточку следует
партнеров. Значения цветов в их психологической
положить цветной стороной вниз справа от первой.
интерпретации определялись в ходе разносторон
Повторите процедуру. Перепишите номера карто
него обследования многочисленного контингента
чек в разложенном порядке.
различных испытуемых.
Через 2—3 мин опять положите карточки цвет
Характеристика цветов (по Люшеру) включает
ной стороной кверху и проделайте то же самое.
в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

40
Глава 2. Психодиагностика: практика


При этом поясните, что испытуемый не должен + + * * = = – –;
вспоминать порядок раскладки в первом выборе 3 4 1 0 2 5 6 7.
и сознательно менять предыдущий порядок. Он Зоны (++, * *, ==, ––) образуют 4 функцио
должен выбирать цвета, как будто впервые. нальные группы.
Первый выбор характеризует желаемое состоя
ние, второй — действительное.
Интерпретация результатов
В зависимости от цели исследования можно ин
тестирования
терпретировать результаты соответствующего те
стирования.
Как уже отмечалось, одним из приемов трак
В результате тестирования получаем 8 позиций:
товки результатов выбора является оценка поло
1 и 2 я — явное предпочтение (обозначаются
жения основных цветов. Если они занимают по
++);
зицию далее 5 й, значит, характеризуемые ими
3 и 4 я — предпочтение (обозначаются * *);
свойства, потребности не удовлетворены, следова
5 и 6 я — безразличие к цвету (обозначаются
тельно, имеют место тревожность, негативное со
==);
стояние.
7 и 8 я — антипатия к цвету (обозначаются – –).
Рассматривается взаимное положение основ
На основании анализа более 36 000 результатов
ных цветов. Когда, например, 1 и 2 (синий и зеле
исследований М. Люшер дал примерную характе
ный) находятся рядом, образуя функциональную
ристику выбранных позиций:
группу, подчеркивается их общая черта — субъ
1 я позиция отражает средства достижения це
ективная направленность вовнутрь. Совместное
ли (например, выбор синего цвета говорит о наме
положение цветов 2 и 3 (зеленого и красного) ука
рении действовать спокойно, без излишнего на
зывает на автономность, самостоятельность в при
пряжения);
нятии решений, инициативность. Сочетание цветов
2 я позиция показывает цель, к которой стре
3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направлен
мится испытуемый;
ность вовне. Сочетание цветов 1 и 4 (синего и
3 я и 4 я позиции характеризуют предпочтение
желтого) в одной функциональной группе подчер
цвету и отражают ощущение испытуемым истин
кивает благоприятный баланс зависимости от сре
ной ситуации, в которой он находится, или же об
ды и субъективной направленности (синий цвет)
раз действий, который ему подсказывает ситуа
и автономности, направленности вовне (красный
ция;
цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (2 и 4)
5 я и 6 я позиции характеризуют безразличие
рассматривается как противопоставление субъек
к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как
тивного стремления вовнутрь, автономности,
бы свидетельствуют, что испытуемый не связыва
упрямства стремлению вовне, зависимости от
ет свое состояние, настроение, мотивы с данными
среды.
цветами. Однако в определенной ситуации эта по
Основные цвета, по мнению М. Люшера, сим
зиция может содержать резервную трактовку цве
волизируют следующие психологические потреб
та, например, синий цвет (цвет покоя) отклады
ности:
вается временно как неподходящий в данной
1 (синий) — потребность в удовлетворении, спо
ситуации;
койствии, устойчивой положительной привязан
7 я и 8 я позиции характеризуют негативное от
ности;
ношение к цвету, стремление подавить какую либо
2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
потребность, мотив, настроение, отражаемые дан
3 (красный) — потребность активно действовать
ным цветом.
и добиваться успеха;
Запись выбранных цветов осуществляется пе
4 (желтый) — потребность в перспективе, на
речнем номеров в порядке предпочтения с указа
деждах на лучшее, мечтах.
нием позиций. Например, при выборе красного,
Если основные цвета находятся в 1—5 й пози
желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, ко
циях, считается, что эти потребности в известной
ричневого и черного цветов записывается:

41
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


мере удовлетворяются, воспринимаются как удов Показатели компенсации
летворяемые; если они в 6—8 й позициях, имеет
место какой либо конфликт, тревожность, неудов При наличии источника стресса, тревоги, выра
летворенность из за неблагоприятных обстоя жаемого каким либо основным цветом, помещенным
тельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться на 6 ю и 8 ю позиции, цвет, поставленный в 1 ю по
как источник стресса. Например, отвергаемый си зицию, рассматривается как показатель компен
ний цвет означает неудовлетворенность отсутст сации (компенсирующий мотив, настроение, пове
вие покоя, привязанности. дение). В этом случае над цифрой, занимающей
Возможности оценки работоспособности в ходе 1 е место, ставится буква С. Считается явлением
анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исхо более или менее нормальным, когда компенсация
дя из следующих посылок. проходит за счет одного из основных цветов. В то
Зеленый цвет характеризует гибкость волевых же время сам факт наличия показателя стресса
проявлений в сложных условиях деятельности, чем и компенсации всегда свидетельствует о недоста
обеспечивается поддержание работоспособности. точной оптимальности состояния.
Красный цвет характеризует силу воли и чув В тех же случаях, когда компенсация происходит
ство удовлетворенности стремлением к достиже за счет дополнительных цветов, результаты теста
нию цели, что также содействует поддержанию ра трактуются как показатели негативного состояния,
ботоспособности. негативных мотивов, негативного отношения к окру
Желтый цвет отражает надежды на успех, спон жающей ситуации.
танное удовлетворение от участия в деятельности Показатели интенсивности тревоги характери
(иногда без четкого осознания ее деталей), ориен зуются позицией, занимаемой основными цвета
тацию на дальнейшую работу. ми. Если основной цвет занимает 6 е место, фак
Если все эти 3 цвета стоят в начале ряда и все тор, вызывающий тревогу, считается относительно
вместе, то вероятна более продуктивная деятель слабым (это отмечается одним восклицательным
ность, более высокая работоспособность. Если же знаком); если цвет — в 7 й позиции, ставятся 2 воск
они находятся во второй половине ряда и отделены лицательных знака (!!); если основной цвет —
друг от друга, прогноз менее благоприятный. в 8 й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким обра
зом, может быть поставлено до 6 знаков, характе
ризующих источники стресса, тревоги, например:
Показатели тревоги
! !! !!!
Если основной цвет стоит на 6 м месте, он обо
значается знаком –, и все остальные, что находят
– – –
ся за ним (7—8 я позиции), обозначаются этим же
знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые
A A A
цвета, как причину тревожности, негативного сос
тояния.
– – –
В тесте Люшера такие случаи дополнительно по
мечаются буквой А над номером цвета и знаком
4 2 1
«–», например:

Подобным же образом оцениваются случаи не
благоприятной компенсации. Если компенсацией
A A A
служит какой либо из основных цветов или фиоле
товый, не ставится никаких знаков. Если серый, ко
– – –
ричневый или черный цвет занимают 3 ю позицию,
ставится 1 восклицательный знак, если 2 ю пози
0 1 6
цию, ставится 2 знака (!!), если 1 ю позицию, ста

42
Глава 2. Психодиагностика: практика


вится 3 знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, ния, в частности эмоционального состояния, напря
например: женности, тревожности.
Однако совпадение показателей цветового теста
(выбор цветов 6, 7, 0 в 1 й позиции) и данных анке
!!! !! !
тирования и наблюдения позволяет с большей уве
ренностью судить о развитии у испытуемых раз
C C C
личных негативных состояний.
+ + +

Интерпретация цветных пар
6 0 7
по Люшеру
Считается, что чем больше знаков «!», тем прог
Позиция «+ +»
ноз неблагоприятнее.
С учетом полученных результатов тестирования
Первый цвет синий
целесообразно организовывать мероприятия по ре
+1 +2 (синий и зеленый) — чувство удовлетво
гуляции и саморегуляции психических состояний,
ренности, спокойствия, стремление к спокойной
аутогенной тренировки. Повторное тестирование
обстановке, нежелание участвовать в конфликтах,
после таких мероприятий (в сочетании с другими
стрессе.
методиками) может дать информацию о снижении
+1 +3 (синий и красный) — чувство целостно
тревожности, напряженности.
сти, активное и не всегда осознанное стремление
Особо важное значение при интерпретации ре
к тесным отношениям. Потребность во внимании
зультатов тестирования имеет оценка цвета в по
со стороны других.
следней, 8 й позиции (или в 4 й функциональной
+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое бес
группе при наличии двух цветов со знаком «–»).
покойство, потребность в тонком окружении, стре
Если цвета в этой позиции помечены восклицатель
мление к эстетическому.
ными знаками, значит, достаточно велика вероят
+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспо
ность развития у испытуемого состояния тревож
койства, страх одиночества, стремление уйти от кон
ности.
фликта, избежать стресса.
Обратите внимание на соотношение 1 и 8 й по
+1 +7 (синий и черный) — негативное состоя
зиций, имеет ли место компенсация, по нормаль
ние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворен
ной ли схеме она построена.
ность отношением к себе, негативное отношение
Также может быть проанализировано отношение
к ситуации.
цветов во 2 и 3 й позициях (желаемая цель и факти
+1 +0 (синий и серый) — негативное состоя
ческая ситуация). Нет ли между ними конфликта?
ние, потребность освободиться от стресса, стремле
Например, красный цвет во 2 й и серый в 3 й пози
ние к покою, отдыху.
циях символизируют конфликт между целью, моти
вами и самооценкой реального своего состояния.
Первый цвет зеленый
Анализируя и интерпретируя результаты теста
+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состоя
Люшера, полученную психодиагностическую ин
ние, стремление к признанию, к деятельности,
формацию следует сопоставлять с материалами анке
обеспечивающей успех.
тирования, наблюдения, бесед, изучения документов
+2 +3 (зеленый и красный) — активное стре
об испытуемых. Только при таком разностороннем
мление к успеху, к самостоятельным решениям,
изучении личности можно делать какие то серьез
преодолению преград в деятельности.
ные заключения о чертах личности, ее психологиче
+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспо
ских особенностях.
койство, стремление к признанию, популярности,
То же самое следует сказать о перспективах ис

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>