<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

взглядами на жизнь. 36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и уча
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие ствовать в основном производстве;
люди высказывают идеи, противоположные тем, b) трудно сказать;
в которые я твердо верю: c) беседовать с людьми, занимаясь обществен
а) верно; ной работой.
b) затрудняюсь ответить;
c) неверно. 37. Какое слово не связано с двумя другими:
а) кошка;
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошиб b) близко;
ки: c) солнце.
а) да;
b) не знаю; 38. То, что в некоторой степени отвлекает мое
c) нет. внимание:
а) раздражает меня;
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и дру b) нечто среднее;
гое, то я бы предпочел: c) не беспокоит меня совершенно.
а) играть в шахматы;
b) трудно сказать; 39. Если бы у меня было много денег, то я:
c) играть в городки. а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к се
бе зависти;
32. Мне нравятся общительные, компанейские b) не знаю;
люди: c) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
а) да;
b) не знаю; 40. Худшее наказание для меня:
c) нет. а) тяжелая работа;
b) не знаю;
33. Я настолько осторожен и практичен, что со c) быть запертым в одиночестве.
мной случается меньше неприятных неожиданно
стей, чем с другими людьми: 41. Люди должны больше, чем они делают это
а) да; сейчас, требовать соблюдения законов морали:

56
Глава 2. Психодиагностика: практика


а) да; b) затрудняюсь сказать;
c) возглавляя группу в туристическом лагере.
b) иногда;
c) нет.
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда нелишние;
42. Мне говорили, что ребенком я был:
b) трудно сказать;
а) спокойным и любил оставаться один;
c) не стоят этого.
b) не знаю;
c) живым и подвижным.
51. Необдуманные поступки и высказывания
моих приятелей в мой адрес не обижают и не огор
43. Мне нравилась бы практическая повседнев
чают меня:
ная работа с различными установками и машинами:
а) верно;
а) да;
b) не знаю;
b) не знаю;
c) неверно.
c) нет.

Конец третьего столбца в бланке для ответов
44. Я думаю, что большинство свидетелей гово
рят правду, даже если это нелегко для них:
а) да;
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела лег
b) трудно сказать;
кими:
c) нет.
а) всегда;
b) иногда;
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь
c) редко.
свои идеи, потому что они кажутся мне неосуще
ствимыми:
53. Я предпочел бы скорее работать:
а) верно;
а) в учреждении, где мне пришлось бы руково
b) затрудняюсь ответить;
дить людьми и все время быть среди них;
c) неверно.
b) затрудняюсь ответить;
c) архитектором, который в тихой комнате раз
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так рабатывает свой проект.
громко, как это делают большинство людей:
а) верно; 54. Дом так относится к комнате, как дерево:
b) не знаю; а) к лесу;
c) неверно. b) к растению;
c) к листу.
47. Я никогда не чувствую себя таким несчаст
ным, что хочется плакать: 55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) верно; а) редко;
b) не знаю; b) иногда;
c) неверно. c) часто.

48. В музыке я наслаждаюсь: 56. В большинстве дел я:
а) маршами в исполнении военных оркестров; а) предпочитаю рискнуть;
b) не знаю; b) не знаю;
c) неверно. c) предпочитаю действовать наверняка.

49. Я бы скорее предпочел провести 2 летних ме 57. Вероятно, некоторые люди считают, что
сяца: я слишком много говорю:
а) в деревне с 1 или 2 друзьями; а) скорее это так;

57
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


b) не знаю; b) трудно сказать;
c) думаю, что нет. c) читая книги.

58. Мне больше нравится человек: 66. Я избегаю общественной работы и связан
а) большого ума, будь он даже ненадежен и не ной с этим ответственности:
постоянен; а) верно;
b) трудно сказать; b) иногда;
c) со средними способностями, но зато умею c) неверно.
щий противостоять всяким соблазнам.
67. Когда вопрос, который надо решить, очень
59. Я принимаю решения: труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) быстрее, чем многие люди; а) заняться другим вопросом;
b) не знаю; b) затрудняюсь ответить;
c) медленнее, чем большинство людей. c) еще раз попытаться решить этот вопрос.

60. На меня большее впечатление производят: 68. У меня возникают сильные эмоции: тревога,
а) мастерство и изящество; гнев, приступы смеха и так далее, казалось бы, без
b) трудно сказать; определенной причины:
c) сила и мощь. а) да;
b) иногда;
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотруд c) нет.
ничеству:
а) да; Конец четвертого столбца в бланке для ответов
b) нечто среднее;
c) нет.
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
62. Мне больше нравится разговаривать с людь а) верно;
ми изысканными, утонченными, чем с откровенны b) не знаю;
ми и прямолинейными: c) неверно.
а) да;
b) не знаю; 70. Мне приятно сделать человеку одолжение,
c) нет. согласившись назначить встречу с ним на время,
удобное для него, даже если это немного неудобно
63. Я предпочитаю: для меня:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; а) да;
b) затрудняюсь ответить; b) иногда;
c) советоваться с моими друзьями. c) нет.

64. Если человек не отвечает сразу же после то 71. Я думаю, что правильное число, которое дол
го, как я что нибудь сказал ему, то я чувствую, что, жно продолжить ряд 1, 2, 3, 5, 6, — будет:
должно быть, сказал какую нибудь глупость: а) 10;
а) верно; b) 5;
b) не знаю; c) 7.
c) неверно.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные
65. В школьные годы я больше всего получил приступы тошноты и головокружения без опреде
знаний: ленной причины:
а) на уроках; а) да;

58
Глава 2. Психодиагностика: практика


b) не знаю; а) да;
c) нет. b) трудно сказать;
c) нет.
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего
заказа, чем доставить официанту или официантке 81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со
лишнее беспокойство: мной и избегает меня, я обычно:
а) да; а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»;
b) иногда; b) не знаю;
c) нет. c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок
я совершил.
74. Я живу сегодняшним днем в большей степе
ни, чем другие люди: 82. Все несчастья происходят из за людей:
а) верно; а) которые стараются во все внести изменения,
b) трудно сказать; хотя уже существуют удовлетворительные спосо
c) неверно. бы решения этих вопросов;
b) не знаю;
75. На вечеринке мне нравится: c) которые отвергают новые, многообещающие
а) принимать участие в интересной беседе; предложения.
b) затрудняюсь ответить;
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отды 83. Я получаю большое удовольствие, рассказы
хать самому. вая местные новости:
а) да;
76. Я высказываю свое мнение независимо от b) иногда;
того, сколько людей могут его услышать: c) нет.
а) да;
b) иногда; 84. Аккуратные, требовательные люди не ужи
c) нет. ваются со мной:
а) верно;
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы b) иногда;
больше хотел встретиться с: c) неверно.
а) Колумбом;
b) не знаю; 85. Мне кажется, что я менее раздражительный,
c) Пушкиным. чем большинство людей:
а) верно;
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы b) не знаю;
не улаживать чужие дела: c) неверно.
а) да;
b) иногда; Конец пятого столбца в бланке для ответов
c) нет.

79. Работая в магазине, я предпочел бы: 86. Я могу легче не считаться с другими людьми,
а) оформлять витрины; чем они со мной:
b) не знаю; а) верно;
c) быть кассиром. b) иногда;
c) неверно.
80. Если люди плохо обо мне думают, я не ста
раюсь переубедить их, и продолжаю поступать так, 87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разго
как считаю нужным: варивать:

59
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


а) часто; а) да, в большинстве случаев;
b) иногда; b) иногда;
c) никогда. c) нет, редко.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через 96. Я думаю, что даже самые драматические со
каждые 65 мин, отмеренных по точным часам, то бытия через год уже не оставляют в моей душе ни
эти часы: каких следов:
а) отстают; а) да;
b) идут правильно; b) иногда;
c) спешат. c) нет.

89. Мне бывает скучно: 97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) часто; а) натуралистом и работать с растениями;
b) иногда; b) не знаю;
c) редко. c) страховым агентом.

90. Люди говорят, что мне нравится делать все 98. Я подвержен беспричинному страху и отвра
своим оригинальным способом: щению по отношению к некоторым вещам, напри
а) верно; мер к определенным животным, местам и т. д.:
b) иногда; а) да;
c) неверно. b) иногда;
c) нет.
91. Я считаю, что нужно избегать излишних вол
нений, потому что они утомительны: 99. Я люблю размышлять о том, как можно было
а) да; бы улучшить мир:
b) иногда; а) да;
c) нет. b) трудно сказать;
c) нет.
92. Дома в свободное время я:
а) болтаю и отдыхаю; 100. Я предпочитаю игры:
b) затрудняюсь ответить; а) где надо играть в команде или иметь партнера;
c) занимаюсь интересующими меня делами. b) не знаю;
c) где каждый играет за себя.
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыва
нию дружеских отношений с новыми людьми: 101. Ночью мне снятся фантастические или не
а) да; лепые сны:
b) иногда; а) да;
c) нет. b) иногда;
c) нет.
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами,
можно так же точно выразить прозой: 102. Если я остаюсь в доме один, то через неко
а) да; торое время я ощущаю тревогу и страх:
b) иногда; а) да;
c) нет. b) иногда;
c) нет.
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахо
жусь в дружеских отношениях, могут оказаться от
Конец шестого столбца в бланке для ответов
нюдь не друзьями за моей спиной:

60
Глава 2. Психодиагностика: практика


103. Я могу своим дружеским отношением вве страя обучаемость. Существует некоторая связь
сти людей в заблуждение, хотя на самом деле они с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
мне не нравятся:
а) да;
b) иногда; Фактор С — «эмоциональная неустойчивость —
c) нет. эмоциональная устойчивость»
При низких оценках выражены низкая толе
104. Какое слово не относится к двум другим? рантность по отношению к фрустрации, подвер
а) думать; женность чувствам, переменчивость интересов,
b) видеть; склонность к лабильности настроения, раздражи
c) слышать. тельность, утомляемость, невротические симпто
мы, ипохондрия.
105. Если мать Марии является сестрой отца При высоких оценках человек выдержанный,
Александра, то кем является Александр по отноше работоспособный, эмоционально зрелый, реали
нию к отцу Марии? стически настроенный. Он лучше способен следо
а) двоюродным братом; вать требованиям группы, характеризуется по
b) племянником; стоянством интересов. У него отсутствует нервное
c) дядей. утомление.
В крайних случаях может иметь место эмоцио
нальная ригидность и нечувствительность. По не
Интерпретация факторов которым работам фактор связан с силой нервной
системы, лабильностью и преобладанием процесса
Фактор А — «замкнутость — общительность» торможения.
При низких оценках человек характеризуется
необщительностью, замкнутостью, безучастно
стью, некоторой ригидностью и излишней строго Фактор Е — «подчиненность — доминантность»
стью в оценке людей. Он скептически настроен, При низких оценках человек застенчив, скло
холоден по отношению к окружающим, любит нен уступать дорогу другим. Он часто оказывается
быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с ко зависимым, берет вину на себя, тревожится о воз
торыми можно быть откровенным. можных своих ошибках. Ему свойственны тактич
При высоких оценках человек открыт и добро ность, безропотность, почтительность, покорность
сердечен, общителен и добродушен. Ему свойствен до полной пассивности.
ны естественность и непринужденность в поведе При высоких оценках человек властный, неза
нии, внимательность, доброта, мягкосердечность висимый, самоуверенный, упрямый до агрессивно
в отношениях. Он охотно работает с людьми, акти сти. Он независим в суждениях и поведении, свой
вен в устранении конфликтов, доверчив, не боится образ мыслей склонен считать законом для себя и
критики, испытывает яркие эмоции, живо отклика окружающих. В конфликтах обвиняет других, не
ется на любые события. признает власти и давления со стороны, предпочи
В целом фактор ориентирован на измерение об тает для себя авторитарный стиль руководства, но
щительности человека в малых группах. и борется за более высокий статус; конфликтный,
своенравный.

Фактор В — «интеллект»
При низких оценках человеку свойственны конк Фактор F — «сдержанность — экспрессивность»
ретность и некоторая ригидность мышления, мо При низких оценках человек характеризуется
жет иметь место эмоциональная дезорганизация благоразумием, осторожностью, рассудительно
мышления. При высоких оценках наблюдаются аб стью, молчаливостью. Ему свойственны склон
страктность мышления, сообразительность и бы ность все усложнять, некоторая озабоченность,

61
Часть 1. Личность, мотивация, потребность


пессимистичность в восприятии действительно Фактор I — «жесткость — чувствительность»
сти. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. При низких оценках человеку свойственны му
Окружающим он кажется скучным, вялым и чрез жественность, самоуверенность, рассудочность,
мерно чопорным. реалистичность суждений, практичность, некото
При высоких оценках человек жизнерадостен, рая жесткость, суровость, черствость по отношению
импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подви к окружающим. При высоких оценках наблюдаются
жен, энергичен, социальные контакты для него мягкость, устойчивость, зависимость, стремление
эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен к покровительству, склонность к романтизму, артис
в отношениях между людьми. Эмоциональность, тичность натуры, женственность, художествен
динамичность общения приводят к тому, что он час ность восприятия мира. Можно говорить о развитой
то становится лидером и энтузиастом групповой способности к симпатии, сочувствию, сопережива
деятельности, верит в удачу. нию и пониманию других людей.
В целом оценка по этому фактору отражает эмо
циональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор L — «доверчивость — подозрительность»
При низких оценках человек характеризуется
откровенностью, доверчивостью, благожелательно
Фактор G — «подверженность чувствам — вы
стью по отношению к другим людям, терпимостью,
сокая нормативность поведения»
уживчивостью, человек свободен от зависти, легко
При низких оценках человек склонен к непо
ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
стоянству, подвержен влиянию случая и обстоя
При высоких оценках человек ревнив, завистлив,
тельств. Не делает усилий по выполнению групповых
характеризуется подозрительностью, ему свойст
требований и норм. Он характеризуется бесприн
венно большое самомнение. Его интересы обра
ципностью, неорганизованностью, безответствен
щены на самого себя, он обычно осторожен в своих
ностью, гибкими установками по отношению к со
поступках, эгоцентричен.
циальным нормам. Свобода от влияния норм может
В целом фактор говорит об эмоциональном от
привести к антисоциальному поведению.
ношении к людям.
При высоких оценках наблюдаются осознанное
соблюдение норм и правил поведения, настойчи
вость в достижении цели, точность, ответствен
Фактор М — «практичность — развитое вооб
ность, деловая направленность.
ражение»
В целом фактор определяет, в какой мере раз При низких оценках человек является практич
личные нормы и запреты регулируют поведение ным, добросовестным. Он ориентируется на внеш
и отношения человека. нюю реальность и следует общепринятым нормам,
ему свойственна некоторая ограниченность и из
лишняя внимательность к мелочам. При высокой
Фактор Н — «робость — смелость» оценке можно говорить о развитом воображении,
При низких оценках человек застенчив, не уве ориентировании на свой внутренний мир, высоком
рен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает творческом потенциале человека.
находиться в тени. Большому обществу он предпо
читает 1—2 человек, друзей. Отличается повышен
ной чувствительностью к угрозе. Фактор N — «прямолинейность — диплома
При высоких оценках человеку свойственны со тичность»
циальная смелость, активность, готовность иметь При низких оценках человеку свойственны
прямолинейность, наивность, естественность, непо
дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.
средственность поведения. При высоких оценках
Он склонен к риску, держится свободно, раско
человек характеризуется расчетливостью, прони
ванно. В целом фактор определяет реактивность на
цательностью, разумным и сентиментальным под
угрозу в социальных ситуациях и определяет сте
ходом к событиям и окружающим людям.
пень активности в социальных контактах.

62
Глава 2. Психодиагностика: практика


Фактор О — «уверенность в себе — тревож ставлений о себе, человек не обеспокоен выполне
ность» нием социальных требований.
При низких оценках человек безмятежен, хладно При высоких оценках — развитый самоконтроль,
кровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках точность выполнения социальных требований. Чело
человеку свойственны тревожность, депрессивность, век следует своему представлению о себе, хорошо
ранимость, впечатлительность. контролирует свои эмоции и поведение, доводит вся
кое дело до конца. Ему свойственна целенаправлен
ность и интегрированность личности. В отличие от
Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм» социальной нормативности поведения (фактор G)
При низких оценках человек характеризуется этот фактор измеряет уровень внутреннего контро
консервативностью, устойчивостью по отношению ля поведения.
к традиционным трудностям, он знает, во что дол
жен верить, и, несмотря на несостоятельность ка
ких то принципов, не ищет новых, с сомнением от Фактор Q4 — «расслабленность — напряжен
носится к новым идеям, склонен к морализации ность»
и нравоучениям. Он противится переменам и не При низких оценках человеку свойственны рас
интересуется аналитическими и интеллектуальны слабленность, вялость, спокойствие, низкая моти
ми соображениями. вация, леность, излишняя удовлетворенность и не
При высоких оценках человек критически наст возмутимость.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 60)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>