<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сторону от места его гибели. Нам страшно хотелось отыскать его с помощью
Леле, но вести розыски было просто не на чем.
Скотти снабдил свою доску для серфинга упором для толкания и обучил
Леле возить себя на ней. Во время обеденного перерыва бывало очень приятно
спуститься в бухту Куму неподалеку от пирса и наблюдать, как Скотт и Леле
летят рядом по волнам к берегу, а потом Леле везет Скотта на доске за линию
прибоя.
Маленькая клетка сильно пострадала от бури, а соленая вода мало-помалу
разрушала загон под пирсом. Наша работа с Леле продвинулась не настолько
далеко, чтобы заинтересовать Линдберга, и в конце концов нам пришлось
вернуть Леле в институтский бассейн.
Однако я не могла так просто отказаться от идеи держать наготове
дрессированного дельфина для нужд "Макаи-Рейндж" - просто чтобы посмотреть,
что получится из постоянного ежедневного общения, - и в конце концов ВМС,
сжалившись надо мной, одолжили нам плавучий загон, со
всех сторон окруженный крепкими мостками. На следующее лето мы
поместили Леле в этот загон, а когда его характер начал немного портиться от
одиночества, подсадили к нему совсем еще не дрессированную самку афалины по
кличке Авакеа. Теперь Скотт был очень занят работой в Институте и у него
почти не оставалось времени на возню с животными в открытом море. Леле и
Авакеа заботились о себе сами. Они научились выпрыгивать из загона и
возвращаться в него, когда хотели, и почти весь день околачивались возле
пирса, развлекаясь тем, что надоедали аквалангистам и рыбакам. Далеко не
всем аквалангистам "Макаи-Рейндж", занятым ремонтом "Эгира" или другими
подводными работами, нравилось, что вокруг шныряет дельфин.Зато другие
извлекали из этого много удовольствия, хотя у дельфинов есть манера с
любопытством просовывать рыло между вашим лицом и руками, если им хочется
посмотреть, что вы делаете. Леле и Авакеа скоро разобрались, кто рад их
обществу, а кто нет, и в целом вели себя очень вежливо. Они послушно
возвращались назад в свой загон утром и вечером, когда Скотт или кто-нибудь
еще из дрессировщиков приходил их кормить. Ночь они обычно проводили в
загоне. Вообще они явно считали загон своим убежищем и прыгали в него всякий
раз, когда чего-то пугались, например приближения незнакомого судна.
Нам не приходило в голову, что на мелководье возле пирса дельфинов
могут подстерегать какие-либо реальные опасности, но скоро Скотт обнаружил,
что дельфины не зря ценят загон как убежище: как-то раз, собираясь нырнуть с
пирса, он поглядел в воду и увидел, что чуть было не угодил прямо на спину
крупной акулы-молота, которая неторопливо проплывала под ним.
У рабочего катера "Макаи-Рейндж", двадцатиметрового "Холокаи", был
острый нос, и на приличной скорости он поднимал недурную носовую волну. Леле
и Авакеа обожали кататься на ней и завели обычай провожать "Холокаи" метров
на двести-триста от пирса, а когда катер возвращался, они встречали его и
провожали до причала. В это время велись длительные исследования с
погружением "Эгира" на шестидесятиметровую глубину километрах в двух от
берега. "Холокаи" отправлялся туда ежедневно, и вскоре Леле и Авакеа уже
провожали его до места работы и оставались там весь день.
Рядом не было ни дрессировщика, чтобы приглядывать за ними, ни ведра с
рыбой или сигнального аппарата, чтобы заманивать их домой, а они были вместе
и предположительно не имели причин бояться океанских просторов.
И тем не менее они каждый вечер возвращались к пирсу и прыгали к себе в
загон. А чего еще можно требовать от домашних животных?
Леле уже несколько месяцев жил возле пирса "Макаи-Рейндж", пользуясь
полной свободой, и несколько недель эту жизнь с ним разделяла Авакеа. А
потом в один прекрасный день, когда они болтались возле места работ в
открытом море, туда подошел военный катер, носовая волна которого была еще
более соблазнительной, чем носовая волна "Холокаи". Когда катер ушел, Леле и
Авакеа отправились с ним. Они сопровождали катер километров пятнадцать, а
затем исчезли. Пытались ли они вернуться назад и заблудились или же просто
решили навсегда вернуться в море, так и осталось неизвестным. Меток на них
не было - официально я не имела к ним никакого отношения и не могла решать,
метить их или нет. Однако, с моей точки зрения, этот не входивший ни в какие
программы эксперимент увенчался полным успехом. На протяжении поразительно
долгого времени Леле и Авакеа добровольно оставались с людьми.
Я не знаю, как можно наилучшим образом использовать одомашненного
дельфина. Вероятно, это станет ясно, когда люди начнут разводить рыбу в ее
родных просторах. Наша же работа в открытом море убедила нас в одном: если
людям потребуется помощь дельфинов, дельфины способны и готовы служить им.

"12. Жизнь идет дальше"

После пяти лет, почти полностью отданных работе с дельфинами, я стала
замечать, что она мало-помалу превращается в рутину. Никаких интересных
новых идей для серьезных научных исследований у меня больше не появлялось.
Дрессировщики лучше меня знали, как готовить и вести представления. Ингрид
очень хорошо заботилась о животных и руководила сотрудниками. А я больше не
получала никакого удовольствия от того, что научила еще одного дельфина
есть, еще одну "гавайскую девушку" прыгать, изящно вытянув ноги, еще одного
рассказчика правильно говорить в микрофон. Я чувствовала, что пришла пора
заняться чем-то другим.
Около двух лет я изучала планирование зрелищ, развивала новые идеи для
Парка, писала сценарии фильмов для всех многочисленных предприятий Тэпа, а
также была их режиссером и монтажером (выяснилось, что съемка фильмов, как и
дрессировка дельфинов, - занятие, в котором опыт полезен, но и отсутствие
его имеет свои преимущества).
Парк "Жизнь моря" полностью себя окупал. Океанический институт
разрастался. "Макаи-Рейндж", по-видимому, преуспевала. Тэп и первое
правление Парка чрезвычайно расширили деловые интересы компании. Боб Хауз,
директор-распорядитель Парка, теперь, кроме того, возглавлял внутреннюю
авиалинию, обслуживавшую Гавайские острова. Том Морриш, коммерческий
директор, создал на острове Мауи восхитительную туристскую железнодорожную
ветку "Лахаина, Каанапали, Пасифик". Они вместе с Тэпом организовали группу
вкладчиков, которая приобрела на острове Мауи "Ранчо Хана" - внушительное
хозяйство с девятью тысячами голов крупного рогатого скота. На земле ранчо
они открыли отель "Хана-Мауи", небольшой роскошный дом отдыха, который
казался мне совершенным раем для тех, кто любит загородные развлечения в
сочетании с городскими удобствами. Институт вел работы по всем Гавайским
островам и отправлял "Уэстуорд" в экспедиции на юг Тихого океана.
Для жен и детей все это было источником огромного удовольствия. Лето я
проводила с детьми на Мауи. Подрастая, мальчики начали работать на ранчо, и
я тоже провела несколько счастливейших дней моей жизни, скача по зеленым
холмам "Ранчо Хана" и пытаясь помочь ковбоям собирать скот. Мы отправлялись
в плаванье на "Уэстуорде" и летали по делам компании на Самоа, Фиджи,
острова Кука, в Австралию и чаще всего на материк.
В ранний период существования Парка Тэп провел два интересных, но
выматывающих года, заседая в сенате штата. Затем он стал членом
президентской комиссии по вопросам, связанным с океаном. Я каждую зиму
отправлялась в лекционные турне, выступала в женских клубах и колледжах,
показывала фильмы о дельфинах и рассказывала о проблемах, связанных с
океаном. Мы построили просторный дом с плавательным бассейном, рассчитанным
на то, чтобы демонстрировать дельфинов прямо в гостиной. Наполнялся этот
бассейн пресной водой, а потому оставлять в нем морских дельфинов надолго
было нельзя - через двое суток их кожа покрылась бы болячками и начала бы
шелушиться. Раза два, когда у нас были гости, мы действительно пускали туда
дельфинов. Первому обстановка не понравилась, и он дулся, лежа на дне, зато
другой чувствовал себя прекрасно, братался со всеми и каждым и прямо-таки
клянчил чего-нибудь покрепче.
В 1971 году я официально ушла из Парка, сложив с себя все
многочисленные и разнообразные обязанности, которые выполняла там и в
Океаническом институте и за которые получала жалованье - писание отчетов,
разработку предложений для научных программ, составление смет и так далее и
тому подобное. "Вот и хорошо! - сказала моя дочка Гейл, когда я сообщила ей,
что ушла с работы. - Значит, теперь ты попробуешь быть настоящей матерью?"
И в том же 1971 году начались неприятности. Возникли финансовые
трудности как у Парка, так и у связанных с ним компаний. Акционеры
взбунтовались, и в конце концов произошло несколько дворцовых переворотов.
Парк "Жизнь моря" перешел к другой акционерной компании. "Макаи-Рейндж"
свернула свои операции, поскольку для существования ей необходимы
были правительственные заказы на ведение исследований океана, а их
финансирование практически прекратилось с приходом к власти правительства
Никсона. Океанический институт потерпел что-то вроде банкротства. Железная
дорога стала убыточной. Она, "Ранчо Хана" и "Гавайская королевская
авиалиния" вновь распались. Тэп потерял не только контроль над всем
предприятием, но и свои оплачиваемые посты и места в правлениях почти каждой
из компаний.
Особой катастрофы, правда, не произошло. Выяснилось, что почти все
предприятия обладали собственными внутренними ресурсами, которые помогли им
выдержать тяжелые времена. Парк "Жизнь моря" опять процветает. Новые
владельцы внесли много улучшений и исправлений, что оказалось возможным
благодаря притоку свежего капитала. Океанический институт восстал из пепла
как феникс и теперь представляет собой самоокупающуюся научную организацию,
разрабатывающую проблему культивирования пищевых ресурсов моря. Руководит им
группа увлеченных этими вопросами ученых и банкиров, которые не допустили
его закрытия. Даже "Макаи-Рейндж" проявляет признаки возрождения: наиболее
предприимчивые из прежних ее сотрудников теперь заняты новыми подводными
работами, например ведут прибыльную добычу драгоценных кораллов, используя
малую подводную лодку.
Мы с Тэпом за эти годы заметно изменились, но по-разному. В прошлом
остались два молодых робких биолога, мечтавших о собственном океанариуме. У
нас появились новые интересы и новые цели, но они уже не были общими. В 1972
году мы развелись. Тэп приступил к осуществлению своей новой мечты -
коммерческому культивированию пищевых ресурсов моря в естественных условиях.
Я поселилась с детьми в пригороде Гонолулу и принялась обрабатывать и
готовить к публикации давно накопившиеся материалы, в том числе и эту книгу.
И, наконец, я смогла удовлетворить свою давнюю тягу к музыке и театру. Я
пела в хоре гавайской оперной труппы и стала театральным критиком утренней
газеты Гонолулу. Я вырастила сад и обзавелась новыми друзьями.
- Но неужели вы не скучаете без дельфинов?
Нет. Когда я вожу своих гостей в парк "Жизнь моря", я всегда рада
погладить Малию, но я не скучаю ни без нее, ни без остальных. Моя работа с
дельфинами для меня завершена: вероятно, мое воображение извлекло из них
все, что могло. Скорее уж я скучаю без собак -Гаса, Принца, Холли, и без
пони - Эхо, Фластра.
Однако мой интерес к дельфинам остается еще не вполне удовлетворенным.
Мне хотелось бы знать, различают ли они цвета. Они любят музыку, и мне
хотелось бы знать, какую музыку они предпочитают и что именно их в ней
привлекает - мелодия, гармония или ритм. Интересует меня и вопрос о том,
насколько разумны киты. Билл Шевилл однажды проиграл мне чудесную запись
того, как горбатый кит забавлялся с эхом в подводном каньоне у Багамских
островов. Горбач ухнул "Мрумп!", и эхо ответило "мрумп". Горбач попробовал
тоном выше, потом еще и еще, пока не достиг самой высокой доступной ему
ноты. Эхо каждый раз отвечало. Покончив с самыми высокими "мрумп", горбач
испробовал другие типы рева и хрипа, каждый раз дожидаясь эха. Затем в
записи зазвучали отдаленные голоса других китов. Горбач откликнулся и уплыл.
Так вот: животное, способное развлекаться подобньм образом, не может не быть
в какой-то степени разумным.
И еще меня интригуют прекрасные песни китов, которые записал Роджер
Пейн, член Нью-йоркского зоологического общества. Это очень разнообразные,
сложные и упорядоченные песни, которые длятся до девяти минут, а потом могут
быть точно повторены с самого начала. Если наложить со-нограмму первых
девяти минут на сонограмму вторых девяти минут, они почти полностью
совпадут. Насколько мне известно, их можно сравнить только с человеческой
музыкой и с человеческими устными сказаниями, такими, как саги, веды,
генеалогическая поэзия Полинезии. И мне очень хотелось бы знать, что
означают песни китов и почему киты поют. Но искать ответы на эти загадки
будут другие исследователи, не я.
Однако отсюда вовсе не следует, будто я разлюбила дельфинов. Их нельзя
разлюбить. Однажды я присутствовала на конференции в Пойнт-Мугу, в которой
принимали участие Ф.Вуд, Уильям Эванс, Скотт Джонсон, Карлтон Рей и многие
другие известные ученые и знатоки моря. Все они имеют дело с китообразными
чуть ли не каждый день. Вдруг кто-то крикнул, что в прибое прямо напротив
наших окон играют дельфины, и, забыв про ученую дискуссию, мы все, словно
дети, бросились наружу, чтобы посмотреть, как у берега катаются на гребнях
волн афалины. Нет, пресытиться этим невозможно!
Работа в Парке дала нам очень много, и некоторые нашли для себя
интересное дело именно благодаря тому, чему научились там.
Боб Хауз стал президентом "Гавайской королевской авиалинии". Том Морриш
возглавляет большую курортную компанию. Кен Норрис теперь профессор
университета в Санта-Крус, он по-прежнему возглавляет и направляет программы
научных исследований, консультирует другие организации и вдохновляет новое
поколение студентов. Иногда мы работаем вместе. Я помогла ему создать
океанариум для Гонконга. Было очень интересно придумывать представления с
учетом местного колорита и многоязычности зрителей, да так, чтобы они могли
получать полное удовольствие, даже не понимая лектора. Неужели вам не
хотелось бы поглядеть, как морские львы играют под водой в маджонг? А утиные
гонки? А дрессированных пеликанов, показывающих воздушные номера?
Наш ветеринар Эл Такаяма по-прежнему лечит моих кошек и собак. Криса и
Гэри я потеряла из виду. Дотти Сэмсон вышла замуж за Говарда Болдуина,
ученого, который помогал ей в работе с Поно. Позже они развелись, и Дотти,
после того как она какое-то время преподавала в школе на Аляске и еще
несколько раз меняла профессию, сейчас работает секретаршей у Тэпа. Джим
Келли, поставлявший нам олушей, одно время был управляющим океанариума в
Галвестоне, а теперь, как я слышала, стал летчиком какой-то авиакомпании.
Ренди Льюис вышла замуж за Пета Куили, и они завели ранчо в Юте. Дэввд
Элисиз дрессирует дельфинов для "Кахала-Хилтон", роскошного отеля в
Гонолулу, и дважды в день выступает там со своими животными. Денни Калеикини
по-прежнему остается первым конферансье Гонолулу, ведет собственную
программу, знаменитую "Говорят Гавайи", и занимается еще всякой всячиной.
Ингрид Кан, Керри Дженкинс, Диана Пью, Марли Бриз и Вэла Уолворк по-прежнему
работают в парке "Жизнь моря". Леуа Калеколио вышла замуж за одного из
научных сотрудников "Макаи-Рейндж". Время от-времени я случайно где-нибудь
ее встречаю, как и других наших "гавайских девушек".
Жорж Жильбер безвременно умер, оставив жену и трех маленьких дочерей,
но я убеждена, что это была смерть, какую он выбрал бы для себя сам. Он умер
от инсульта, возясь на палубе "Имуа" с только что пойманным вертуном. Этот
вертун, названный Камае ("печаль"), все еще участвует в представлениях в
Бухте Китобойца.
Фред Скиннер оставил свои официальные посты, но по-прежнему ведет
активную научную деятельность. И Конрад Лоренц тоже. Грегори Бейтсон, как и
Кен Норрис, преподает в университетев Санта-Крус. Дебби Скиннер стала
художницей, вышла замуж и живет в Лондоне. Скотт Резерфорд - молодой
дрессировщик, который приглядывал за "одомашненными дельфинами" Леле и
Авакеа, - возглавляет океанариум в Сингапуре.
Последний раз Малькольм Сарджент приезжал на Гавайи уже очень больным и
вскоре скончался. Я обещала, что когда-нибудь напишу о нем в книге, и вот
теперь исполнила свое обещание.

Макапуу, малая косатка, все еще остается звездой Бухты Китобойца.
Ингрид и Диана сделали с ней несколько превосходных новых номеров: "римскую
езду", когда Диана описывает круги по Бухте Китобойца, стоя на спине двух
косаток, "погоню за китом", когда Макапуу, якобы пораженная гарпуном с
вельбота, тащит его за собой, опрокидывает, а затем спасает тонущих
"китобоев".
Малия, морщинистозубый дельфин, все еще блистает в Театре Океанической
Науки, окруженная почтительным уважением новых дрессировщиков, которые
прозвали ее за быстроту "Стрелой". Кеики погиб от воспаления легких на
девятом году жизни. Макуа, который был уже не молод, когда его поймали, умер
от старости, до конца оставшись упрямым и капризным.
Хоку и Кико больше нет в живых. Я все еще вспоминаю их. Когда мы
перевели Поно и Кеики в Театр Океанической Науки, чтобы демонстрировать их
дрессировку для научных целей, Хоку и Кико были отправлены в дрессировочный
отдел отдохнуть, в чем они очень нуждались. Как-то вечером в пятницу я
повторяла с ними прыжки через шесть барьеров, просто чтобы они не утратили
сноровки, и заметила, что Кико не ест рыбу, хотя работает с обычной энергией
и блеском.
Утром в понедельник я нашла Кико мертвой. Вскрытие обнаружило обширный
абсцесс в легких, который, несомненно, развивался несколько недель. В
пятницу она была уже смертельно больна, но, как настоящая героиня, до самого
конца не выдала своей слабости.
На горюющего Хоку было больно смотреть. Он отказывался есть и медленно
плавал по кругу, крепко зажмурив глаза, словно не желал видеть мира, в
котором уже не было Кико. Два дня спустя мы подсадили к нему новую подружку,
хорошенькую маленькую кико Колохи ("шалунья"). Она всячески старалась его
очаровать: почтительно поглаживала и часами плавала рядом с ним.
Через некоторое время он открыл глаза. Потом начал есть. В конце концов
он принял Колохи, хотя относился к ней далеко не с той нежностью, как к
Кико. Их обоих перевели в Бухту Китобойца, где они еще долго участвовали в
представлениях. Там Хоку завел себе еще одну подружку - малую косатку Олело.
Хотя Олело была в десять раз больше него, он тиранил ее самым гнусным
образом. Стоило Олело заработать рыбешки на пару глотков, тотчас рядом
появлялся Хоку и свирепо смотрел на нее, пока она не делилась с ним.
Гас, мой пес, давным-давно погиб на шоссе. Эхо - пони, который сделал
из меня дрессировщицу, - теперь гордый отец многочисленных отпрысков на
калифорнийском ранчо. Остальные пони живут в разных местах на Гавайских
островах, и их холят новые владельцы. Мауи, один из экспериментальных
дельфинов Уэйна Батто, погиб, а другой, Пака, находится теперь в Гавайском
университете, в отделе по изучению дельфинов.
Ингрид Кан держит меня в курсе всего, что делается в Парке. Теперь ей
выпала возможность заняться двумя животными, которые всегда меня манили, -
калифорнийскими морскими львами, давними звездами цирковых представлений,
которые, несмотря на скверный характер, чрезвычайно легко поддаются
дрессировке, и атлантической афалиной Tursiops truncatus - дельфином, с
которым, как ни странно, мне самой работать не довелось, хотя именно они
чаще всего используются в океанариумах для представлений. По мнению Ингрид,
атлантические афалины очень отличаются от тихоокеанских по темпераменту -
они гораздо более капризны, раздражительны и труднее поддаются дрессировке.
Но, может быть, тут все дело в привычке.
Можно было бы рассмотреть еще много идей о поведении и способности к
обучению, о творчестве и интеллекте, о ловкости и грациозности отдельных
индивидов - неважно кого, людей или животных. Эти идеи вовсе не обязательно
связывать только с дельфинами. Меня, собственно, продолжает интересовать
пограничная полоса между дрессировкой-искусством и дрессировкой-наукой. Меня
увлекает все, что происходит в этой полосе, идет ли речь о сокольничем и его
птицах, о психологе и ребенке с расстроенной психикой, об укротителе львов и
льве, о пастухе и его собаке, о дирижере оркестра и его музыкантах. Настало
время отправиться посмотреть, чем заняты другие люди, - и возможно, в
результате появится еще одна книга.
Содержание
О книге и авторе (вместо предисловия)........,...................... 5
Не рычите на собаку!
............:............................".......".......... 9
Предисловие
автора........................................................ 11

I. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение............. 19
Что такое положительное подкрепление ................ -
Отрицательное подкрепление ................................. 22
Время подачи подкрепления .................................... 23
Величина подкрепления ........................................ 25
Большой куш
............................................................. 26
Условное подкрепление ...................."........;............. 28
Режимы подкрепления............................................. 31
Исключения из правила вариативного
подкрепления............................................................. 34
Долговременные программы поведения................... -
Суеверия: случайные подкрепления.................-:...... 36
Чего можно добиться с помощью положительного
подкрепления............................................................ 39
Организованное подкрепление ................................ 41
Самоподкрепление.................................................. 43

II. Процесс выработки: формирование высших форм поведения без
принуждения и боли .................. 44
Что такое процесс выработки ................................... -
Способы и приемы или закономерности................ 46
Десять правил выработки ......................................... 47
Обучающие игры...................................................... 58
Ускорение процесса формирования: введение мишеней, подражание,
моделирование................... 64
Особые ученики.........................................................
68'
Выработка поведения без помощи слов.................. 71

III. Управление с помощью стимулов. - Взаимодействие без
принуждения................................. 74
Стимулы
.......,..............................;...........;................... -
Правила управления с помощью стимулов............. 76
Что может быть сигналом......................................... 78
Интенсивность сигнала и стирание стимулов........ 80
Условные стимулы, вызывающие отвращение ....... 82
Время отставления-....................................................
83
Предвосхищение........................................................
85
Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие
цепи...................................................................86
Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку)
............................................. 87
Генерализованное управление с помощью
стимулов.....................................................................
89
Провалы преднаучения и вспышки раздражения... 90
Применение управления с помощью сигналов...... 93

IV. Отучение: как использовать подкрепление,
чтобы избавиться от нежелательного поведения......... 96
Метод 1. "Убить зверя" ............................................ 97
Метод 2. Наказание..................................................
100
Метод 3. Отрицательное подкрепление ................. 106
Метод 4. Угашение ...................................................
114
Метод 5. Выработка несовместимого поведения... 119 Метод 6. Связать
поведение с определенным \
сигналом.......................................................;............
124
Метод 7. Выработка отсутствия определенного
поведения..................................................................
129
Метод 8. Смена мотивации ..................................... 132
Преодоление привычек, имеющих сложный характер
..................................................................... 140

V Подкрепление в повседневной жизни .................... 146
Подкрепление в спорте.............................,................-
Подкрепление в бизнесе .......................................... 149
Подкрепление в мире животных............................. 151
Подкрепление в обществе ....................................... 156

Несущие ветер
........................................................165
Дельфиньи проблемы (вместо Предисловия) Предисловие к американскому,
изданию ........171
1. Как это начиналось .....................................175
2. Формирование........,....,;...............................192
3. Сигналы...................................................;....211
4. Ловля..............................
..............................238
5. Дрессировка дрессировщиков.....................259
6. Птичьи мозги и вредные выдры "..........;....286
7. Исследования и исследователи ..................300
8. Работа в открытом море..............................325
9. Заботы и хлопоты .................................-.....351
10. Творческие дельфины...............................375
11. Одомашненные дельфины........................391
12. Жизнь идет дальше ..................................405Пр 68 _
Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей. - М.;
"Селена +", 1995. - 416 с. ISBN 5-88046-065-7

В сборник "Не рьгйгге на собаку!" известной американской h'
исследовательницы и писательницы Карен Прайор включены два ее наиболее
популярных произведения, ставших бестселлерами: "Не рычите на собаку!" и
"Несущие ветер".
В книге "Не рычите на собаку!" рассказывается о том, как применять
психологические знания в обыденной жизни и · контролировать поведение членов
своей семьи. Книга "Несущие ветер" посвящена дельфинам, их дрессировке и
даже творческим способностям. Рассматриваются различные психологические
теории: бихевиоризм, этология и пр. Произведения Карен Прайор не только
несут нужную и интересную информацию для читателей, но и захватывают как

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>