<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

"Четыре Гнета" (или - "тяжких действия") - обобщенное название четырех групп деяний: 1) "четыре гнета своенравия" - пренебрежительное отношение к ученым людям, обращение со святыми монахами или монахинями в снисходительной манере, кража пищи у созерцающего в ските йогина, кража ритуальных предметов йогина; 2) "четыре гнета" вырождения - клятва с целью скрыть свою вину" нарушение обетов шравака, обетов бодхисаттвы, тантрических обетов; 3) "четыре гнета" сквернословия - осуждение священных изображений, умаление знаний ученых людей, высмеивание истинных слов, увязание в религиозных спорах из-за предубеждения; 4) "четыре гнета" богохульства - цепляние за извращенные воззрения, нанесение вреда святому человеку, оскорбление себе равных, обвинение невиновных в злодеянии ( - ЛПЛ).
"Восемь извращений" - презрение к благому, восхваление неблагого, причинение беспокойства ищущим Истину, отвергание своего духовного наставника, создание раскола в сангхе, отвергание Духовных братьев и сестер, осквернение священного мандала ( - ЛПЛ).
Обычно, обеты, которые возлагает на себя ученик перед лицом своего Гуру при посвящении, состоят как из обетов, общих для Махаяны и Ваджраяны, так и специфических для Ваджраяны. Например, в посвятительном тексте "Арйя-Тара-Курукулле-Калпа" (П. 76, т. 3, 148-154, рГйуд, Ча, 30 - 45) эти обеты перечислены в следующей общей для буддизма последовательности:
"Не должен убивать живых существ, или говорить то, что неистинно, не должен брать неданное тебе, или совокупляться с женами других. Отвергни все пагубные деяния; три телом, четыре речью и три разумом. Должен всегда вершить четыре Даяния: Учением, вещами, дружественностью и бесстрашием, - и если сам этого еще в действительности не обрел, тогда верши это в ходе ритуалов созерцания. Должен всегда прибегать к четырем методам обращения (в Веру). Никогда не должен оскорблять и поносить тех, кто достиг Совершенства, тех, кто наделен силами, тех, кто наделен властью, женщин или любое живое существо."
Помимо этих общих обетов специальные обеты Ваджраяны включают исключение из своей жизни "четырнадцати основных преступлений/падений" и "восьми грубых", причем эти обеты общи для всех пяти семейств Будды. Подробнее о последних см. Приложение 2 (прим. ред.)
77 "Любое деяние влечет за собой вполне определенное следствие результат, где так же можно выделить три момента: вызревание [плода) данного действия, естественное истечение существующего условия и общий результат" [В этом определении Гамбопы выражение "естественное истечение существующего условия" - т. - рГиу мтхун-па'и 'брас-бу - букв. "результат, подобный своей причине" поясняется примером:] "Три фазы результата такого деяния (напр. - праздная болтовня) - вызревание - пустомеля родится в мире животных; естественное истечение существующего условия - если он и рождается вновь человеком, то будет болтуном, речи которого не заслуживают никакого доверия; общий результат - пустослов рождается в такой стране, где времена года, лето и зима перемешались." Подробнее см. Гамбопа, "Орнамент", Гл. 6 и Гебшей Даргйей, - "Тибетская традиция духовного развития", (встав. ред.)
78 См. Гл. V.
79 Чжинхор (т. - дкйил-'кхор) - это типичный тибетский перевод санскритского термина "мандала". Однако, Конгтрул Ринпочэ использует термин "чжинхор" для обозначения иного, нежели термин "мандала". Последний обозначает тот символ Вселенной, который мы подносим Началам Прибежища, см. Гл. IV. Здесь чжинхор - это своеобразная символическая "карта" Пробуждения, используемая в определенных практиках Ваджраяны. В этом типе символики фигура наивысшего Будды, которая представляет итоговую цель, возникает в центре. Его окружают концентрические круги йидамов, которые представляют ту же самую цель, но в тех Ее аспектах, которые открываются созерцающему йогину на различных этапах его духовного развития.
80 Цогшод (т. - цхогс-мчход) - ритуал почитания тантрического Учителя и линии Его преемственности ближайшими учениками, содержащий молитвы, созерцание, подношения и поклонения.
81 "Пять радующих подношений": проявлять к Нему предельную почтительность, прислуживать Ему и доставлять требуемые Ему вещи, относиться с полным доверием к каждому Его слову, питая к Нему несокрушимую веру, повиноваться Ему, практиковать творчески Дхарму (ЛПЛ).
82 "Три сферы" (т. - 'кхор-гсум дмигс-мед). Любое действие включает три составляющие, или "сферы": объект, инструмент и субъект-деятель. Религиозные деяния, совершаемые в духе бескорыстия, без малейших привязанностей касательно этих "сфер" или конечного результата, не подвержены пятнанию конфликтующими эмоциями-клешами и, следовательно, ведут к Освобождению.
83 Поскольку практика созерцания и мантры Ваджрасаттвы восстанавливают нарушенные обеты, то эта практика особенно ценна для махаяниста, чьи обеты столь легко подвержены нарушению.
84 Чаяния такого человека исполняются помимо его ожиданий. Сукхавати (т. - Девачан) - это блистательный блаженный рай Будды Амитабхи. Такие "миры" Будды - это не просто, и не столько места наслаждения и блаженства, сколько воплощение наилучших возможных условий для религиозной практики и получения наставлений.
85 Эти кхадо (т. - мкха'-'гро) - не пробужденные Йе-шес мкха'-'гро Древа Прибежища, а самсарные демоны и демоницы, называемые ша-за мкха'-'гро - "плотоядные дакини". Ролан (т. - ро-лангс) - букв. "восставший труп", т. е. мертвое тело, воскрешенное либо посредством определенного ритуала, либо за счет вселившегося в него духа (см Т. Вили, - Роланы: тибетские зомби, "История Религий", т. 4, № 1, сс. 69-80.

К главе IV
В ходе подготовки к практике Гуру-йоги и к последующим практикам Стези Махамудры ученик должен освободиться от своих негативных качеств и обогатить собрание положительных. Очищение осуществляется посредством ритуала созерцания Ваджрасаттвы; обогащение - посредством ритуала Подношения Мандала,* которым "совершенствуют" Два Накопления: Накопление Заслуги и Накопление Мудрости. Здесь "Заслуга" - это совокупное следствие всех благотворных деяний (см. Гл. I, Действие, причина, результат) ; "Мудрость" (или, как в английском тексте - "осознавание", - ред.) - это непосредственное, прямое постижение Высшей Реальности.
Накопление Заслуги
Накопление Мудрости
1. Совершенство Даяния
6. Совершенство Мудрости-Интуиции
2. Совершенство Нравственности

3. Совершенство Терпимости

4. Совершенство Энергичности

5. Совершенство Медитативного Сосредоточения (с. - дхьяна)

Искусные Средства (Упайя)
Интуитивно-различающая Мудрость (Праджня)
Как показано выше, "совершенство", или полное обретение "Двух Накоплений" тождественно как завершению Шести Совершенств, так и взаимослиянию Искусных Средств (Сострадание) и Интуиции (Постижение Пустотности), т. е. соответственно целей Махаяны и Ваджраяны.
В данной, третьей специальной Основе, ученик совершенствует свое накопление Заслуги посредством высшего добродеяния: многократных подношений всей Вселенной Началам Прибежища. И он же совершенствует свое накопление Запредельной Мудрости посредством утверждения своего понимания того, что как это подношение, так и те, к кому оно обращено, и сам подносящий отнюдь не являются некими "вещами-в-себе", но суть всего этого - Пустотность-шунья.
Сокращенный вариант этой практики обычно выполняется в начале большинства ваджраянских ритуалов. При этом используется "мандал-мудра", т. е. руки в жесте, которым символизируется вся Вселенная.
В этой главе слово "мандал" обозначает: 1. металлический диск, на котором располагаются щепотки риса (т. - цомбу); 2. сами цомбу, 3. созерцаемая при этом картина; и 4. все три совместно.
Практика Подношения Мандала образована следующими действиями:
1.0. Подготовка дубпий мандала (т. - сгруб-па'и мандала), - т. е. начального мандала, символически представляющего Начала Прибежища, - которую составляют следующие действия:
1.1. Взять металлический диск в левую руку и, держа его неподвижно, символически "очистить" его тремя вращательными движениями правой руки по часовой стрелке, - внутренняя сторона запястья, т. н. "пульсовая вена" скользит по кромке диска, - сопровождая движение руки чтением двух очистительных мантр**;
1.2. Помещая на диск пять цомбу, видеть за ними пять Начал Прибежища и читать при этом описательную часть ритуального текста;
1.3. Узреть соединение этих Божеств с реальными Началами Прибежища;
1.4. Поместить дубпий мандал на высокий столик-подставку или на алтарь;
2.0. Подготовка чодбий мандала (т. - мчход-па'и мандала), - символизирующего идеальное Мироздание с последующим подношением его Началам Прибежища, - что слагается следующими действиями:
2.1. Взять второй диск в левую руку и "очистить" его как п. 1.1., сопровождая "очищение" чтением мантры Ваджрасаттвы;
2.2. Чтение "земной" мантры, сопровождаемое окроплением диска благовонной водой и виденье в нем "Золотой Земли";
2.3. Чтение "ободочной" мантры, сопровождаемое насыпанием риса по кромке диска, и виденье в этом кольце риса того кольца "Железных Гор", что окружают наше Мироздание;
2.4. Чтение описательной части ритуала, сопровождаемое размещением на диске цомбу с синхронным виденьем в них 37-ми особых точек Мироздания;
2.5. Чтение четырехстрочной молитвы подношения, мольбы о принятии Подношения Мандала и о всеобщем Пробуждении;
2.6. Прочтение мантры мандала при подбрасывании в воздух щепотки риса и мольба о достижении целей Подношения Мандала;
2.7. Очищение диска от риса;
2.8. Чтение четырехстрочной молитвы и размещение на диске семи цомбу, представляющих семь основных точек упрощенной модели Мироздания, но созерцание при этом прежней полной картины Вселенной;
2.9. Очищение диска от риса и повторение вновь шагов 2.8 и 2.9., столь много раз, сколько желаешь;
2.10. Молитва о достижении Махамудры, чтение Семичленной Молитвы и заключительной молитвы.
2.11. Посвящение заслуги.
Данную практику считают законченной, когда сотворено 111111 полных или сокращенных чодбий мандала.
___________ * с. - Мандала (букв. - "круг") - слово мужского рода, поэтому в дальнейшем оно используется в несколько искаженном русском варианте "мандал", род. пад. - "мандала". ** В некоторых традициях мандал очищают движением против часовой стрелки, или в начале по часовой, затем - против.
86 Это - две "очистительные" мантры. Первая устраняет несовершенство материалов, которые образуют дубпий мандал; вторая устраняет вещественность мандала, преобразуя его в "чистую пустотность-шунью". Затем уже мандал возникает из Пустотности как Небесная Обитель Начал Прибежища ( - Лама).
87 Утверждается, что любое божество должно существовать в двух аспектах: 1) как "Божество Знания" (т. - йе-шес-па'и лха) - т. е. реальное божество, чье бытие непосредственно не зависит от созерцания йогина; и 2) как "божество святой клятвы-связи" (т. - дам-цхиг-па'и лха), которое существует только для созерцателя, давшего святую клятву (т. - дам-цхиг) держаться его как личного йидама ( - ЛПЛ).
Созерцание слияния этих двух аспектов во много увеличивает действенность/эффективность божества в качестве Начала Прибежища ( - Лама).
88 Нет разницы, какой из двух инструментов использовать, поскольку конечный результат практики Основ - реализация Махамудры, которая пребывает за пределами различий, индивидуальных особенностей ( - Лама).
89 Согласно "Абхидхарме", золотой диск толщиной в тысячу йоджан (где 1 йоджана - приблиз. 9 миль; по другим данным - 7-8 км, - ред) служит "подложкой" обычной поверхности земли. Круг Ветров, толщиной в 1600 000 йоджан, созданный "силой деяний-кармы живых существ" подпирает Золотой Диск. Круг Ветров опирается на круг Вод толщиной в 1200000 йоджан, и т. д. См. подробнее "Ашхидхармакоша", Гл. 3.
90 Цифры за названиями особой точки указывают порядок постановки цомбу на диск мандала.
91 Например, синий цвет Ее южного склона придает цвету неба нашего "материка" Джамбудвипа голубой окрас.
92 Нага [т. - кЛу] - змееподобное земное божество. В буддийской мифологии они представлены существами с высоким уровнем интеллекта [именно наги впервые проповедовали Ученые Праджняпарамиты, переданное им Самим Буддой, известному буддийскому святому и философу Нагарджуне, основоположнику системы Мадхьямика.] Считается, что наги населяют озера и пр. водоемы, где они хранят различные сокровища. В буддизме им отводится существенное место. См. напр. Л. Блосс, - Будда и нага: исследование буддийской народной религиозности, "История религий", т. 13. №1, сс. 36-53, англ. яз.
93 Согласно комментарию Калу Ринпочэ, Тысячеспицное Колесо, вращаемое силой огромной совокупности Заслуги Чакравартина, быстро переносит Монарха и всю Его свиту в любое желаемое место, причем "пассажиры" пребывают в огромной ступице этого Колеса. Всеисполняющая Драгоценность исполняет желания не только самого владельца, Чакравартина, но и всякого, кто находится в сфере ее великого сияния. Каждое из остальных сокровищ - наилучшее в своем роде, приносит счастье, покой и процветание как Чакравартину, так и Его царству.
94 Солнце, природа которого - "элемент-огонь", выглядит как чистая ясная линза, фокусирующая горячие лучи. Луна, природа которой - "элемент-вода", выглядит как линза из чистого льда, прохладная и успокаивающая глаз ( - Лама).
95 Град Вишну на вершине Меру населяют боги-небожители. Стены этого града окружают Дворец Индры по типу стены чжинхора. Дворец в плане квадратный и многоэтажный, причем этажи сужаются к крыше. Парийатра - Всеисполняющее Древо своими корнями уходит в Мир Асуров-недобогов, но его листья, цветы и плоды украшают только мир богов. Такое положение обусловливает непрестанную вражду между дэвами и асурами. Волшебный белый камень (т. - Ар-мо-ни-ка, или А-мо-ли-ка) - это тот камень, на котором сидела мать Будды (скончавшаяся вскоре после рождения Гаутамы и вознесенная в мир богов), когда Он проповедовал ей Дхарму (учение Абхидхармы) в мире дэвов ( - ЛПЛ).
Этот же камень, как реликвию, оставил своим ученикам Миларайба. Указанные дополнительные подробности созерцают, но они не представлены в виде цомбу на мандале. [О соотношении миров богов с уровнями медитативного созерцания см. напр. А. Говинда, - Психология раннего буддизма. С. Пб., 1993].
96 Из Восьмерицы Благих Символов [т. - бКра-шис ртаго бргйад] только два - Зонт и Стяг Победы - упомянуты в ритуале. Постановка на диск двух цомбу, символизирующих Зонт и Стяг, завершает построение мандала. Остальные Благие Символы и прочие подношения следует просто созерцать на диске и в небесах над Мандалом-Вселенной.
97 Эту Восьмерицу принято считать благой в индийской культурной традиции. Буддисты связывают каждый ее элемент с определенным эпизодом из Жития Будды ( - ЛПЛ). Например, когда Он отверг предельный аскетизм, Его первой пищей была простокваша. Когда Он усаживался под Древом Бодхи, дав клятву не вставать, пока не будет достигнуто Полное Пробуждение, то подстилкой Ему служила трава дурва, или куша.
98 т. - бЗанг-по-друг - шесть лекарственных корней, используемых для лечения органов пищеварения. Они произрастают в Индии, и их импортировали раньше в Тибет ( - ЛПЛ). [В другой своей работе Лхалунгпа перечисляет отнюдь не корни, и этот перечень совпадает с принятым в традиционной тибетской медицине: Дза-ти, мускатный орех; Ли-ши, гвоздика; Су-гмел, кордамон; Чуганг, индийская бамбумана, напоминающая древесину сандалового дерева - определение ЛПЛ, по другим данным - скопление аморфного кремнезема, осадившегося в узлах бамбука; Гур-гум - шафран кашмирский; Ка-ко-ла, особая разновидность "черного кордамона"; вставка ред.]
99 Здесь - ссылка на отрывок из "Гандавйюха Сутры", где описано, как Бодхисаттва Самантабхадра мыслью сотворил неисчерпаемый поток даров и поднес его всем Буддам. См. Гарма Чанг, - Буддийское Учение о Всеобщности. Питсбург, 1971, сс. 187-190, англ. яз.
100 См. `Пхагс-лам, 112/4-5. Этими строфами заканчивается подношение "долгого" мандала в 37 элементов. "Долгое" подношение надо выполнять только один раз в ходе всего ритуала. Дальнейшие подношения в том же ритуале могут быть оформлены в виде "коротких" мандатов в 7 элементов.
101 Согласно словам Калу Ринпочэ, даже при построении "коротких мандалов и чтении четырехстрочной молитвы, следует стараться созерцать структуру Мироздания мандала в 37 составляющих.
102 "Зримая передача" - это демонстрация построения мандала самим учителем или овладевшим этой методой собратом-буддистом ( - ЛПЛ).
103 См. `Пхагс-лам, 112/7. О "семи ветвях" "Семичленной молитвы" см. Приложение 1, п. 3.3.2. [Ср. перевод Г. Цыбикова, Избранные труды, т. 2. Новосибирск, "Наука", 1981, с. 85 - 86, - ред.] Практика Семи Ветвей завершает Накопление Заслуги ( - Лама).
104 "Бодхичиттавиварана" (т. - Бйанг-чхуб-семс-кйи 'грел-ба, Т. П. №№ 2665 - 2666) - комментарий Нагарджуны о Десяти Ступенях Бодхисаттвы. Схема в три Накопления, а не в два, весьма необычная, и в данном тексте Конгтрула более не упоминается (- ЛПЛ).
105 Совершенства-Парамиты, не включенные в широко известный список Шести Парамит - это четыре более высоких Совершенства, добываемые только Бодхисаттвами, которые 1. применяют Искусные Средства на всеобщей основе [т. е. с учетом всеобщей ситуации, - ред], 2. породили в Себе уже необратимую тягу к достижению Пробуждения и к освобождению других существ, 3. применяют Пять Сил - доверие, энергичность [упорство], бдительное памятование, медитативное сосредоточение и силу интуитивно-различающей мудрости, 4. овладели Запредельным Осознаванием, Праджняпарамита ( - ЛПЛ).
106 т. - 'Кхор-гсум йонгс-даг, с. - тримандала-паришуддха - это выражение, вероятно, синоним термина 'кхор-гсум дмигс-мед, ср. прим. к Гл. III - 82.
107 Для человека махаянского типа характерна открытость интеллекта. Она дает ему побуждающий толчок к проведению медитации, преследующей цель самому, "из первых рук", обнаружить и раскрыть значение и смысл религиозных "истин", проповеданных ему либо Учителем, либо обнаруженных в священных писаниях. Человек хинаянских убеждений, напротив, испытывает страх перед "пустотностью" и другими "истинами" которые он не может непосредственно, сразу допустить и уразуметь, и "закрывает" перед ними "врата" своего разума ( - Лама, - ЛПЛ).
Здесь термины "хинаяна" и "махаяна" относятся к внутренним установкам человека, а не к школам.
Три уровня терпимости необходимы для преодоления трех типов препятствий на пути религиозной практики: первый побеждает "внешние", или окружающие препятствия; второй - "внутренние", т. к. болезни, блуждание мышления и т. п.; третий - "тайные" препоны, т. к. сомнение и неверие ( - Лама).
108 т. - Дрод-ртагс - это ощущения, напоминающие те, которые испытываешь при восприятии благодати/благословения, что свидетельствует об определенной результативности медитации. Некоторые созерцатели связывают себя обетом оставаться в уединенном затворничестве вплоть до появления таких ясных признаков ( - Лама).
109 Ср. прим. 6. "Способность сотворять" [т. - рдзу-'пхрул; с. - риддхи] благотворные кажимости, такие, как, например, формы Будд. Зачастую противопоставляются другой способности [т. - чхо-'пхрул: с. - пратихарйя] создавать демонические кажимости ( - Лама).
110 т. - Жи-гнас; с. - Шаматха - безмятежность, достигаемая посредством переключения внимания с хаоса физических и умственных раздражителей [на одиночный простой или сложный благой образ или идею, - ред.] Метод включает сосредоточение на одиночном объекте и "слежение" за своим дыханием. В данной традиции предписывается в качестве необходимого подготовительного этапа ко всем прочим медитативным упражнениям. [Подробнее см. Дхаргйей, Нгаванг, - Тибетская Традиция Духовного Развития. Дхарамсала, 1974, - ред.]
111 "Четыре средства для привлечения других" - методы, которыми Будда, Бодхисаттвы или искусный Гуру-наставник привлекает других к Себе и, следовательно, к религиозному образу жизни. Первые три из них: 1. щедрость, даяние; 2. мягкие слова; 3. готовность оказать помощь. Четвертое [т. - 'джиг-ртен дон мтхун-па; с. - гаманартата].
Эджертон и другие интерпретируют как умение Учителя приспосабливать сближать сходные религиозные цели - как свои, так и других. Но, согласно Ламе, здесь говорится о приспособляемости Учителя к местным обычаям ради избежания враждебности со стороны окружающих.
112 А. Ваймэн поясняет эти три уровня интуиции следующим образом, опираясь на разъяснения авторитетного Ламы-гелугпинца: "Тот, кто несокрушимо верит и претерпевает трудности ради того, чтобы только услышать учение, уже обладает первым уровнем интуиции,... интуитивным озарением при слушании... Второй уровень, интуитивное озарение в ходе глубокого раздумывания,... должен включать уже известную процедуру буддийской медитации... Выслушав Учение с верой и продумав Его вновь и вновь... на третьем уровне уже воплощают учение в своей практике, в интуитивной мудрости созидания своей жизни", (Буддийская Тантра, Нью-Йорк, 1973, с. 61, англ. яз.)
113 В данном случае титул Гебшей (или Геше) указывает на ламу, обычно кадампинца или гелугпинца, который обладает определенными глубокими научными полномочиями.

К главе V
Успешно завершив Этапы Покаяния, Очищения и Накопления (т. е. три предшествующие Основы), ученик вполне готов приступить к практикам Махамудры. Ему не достает только двух необходимых условий:
1. Разрешения и способности выполнять эти практики, что может быть даровано только тем Гуру, который сам получил их в полной мере в непрерывной линии преемственности;
2. Теснейшей взаимосвязи с этим Гуру, и символического приобщения к Его линии преемственности.
Получение и первого, и второго предполагает дарение "благодати" (т. - бйин-рлабс) тому, что практикует Гуру-йогу. Следовательно, этот ритуал есть завершающая Основа всей последующей практики Махамудры.
Поскольку данный ритуал включает и получение Четырех Посвящений от Гуру, которого созерцаешь не иначе как самого Будду Ваджрадхару, то ты должен неколебимо верить, что твой Гуру - действительно Сам Будда. Конгтрул допускает факт, что такая убежденная вера (т. - данг-по'и дад-ба) будет развиваться постепенно, и предлагает для успеха в этом ряд практических приемов. Практика Гуру-йоги включает:
1. Сидение в полной лотосовой позе и чтение очищающей мантры;
2. Полное осознавание (созерцание) себя в облике Ваджраварахи (Дорчжэ Пагмо - главный женский йидам системы Каджудпа );
3. Ясное созерцание Ваджрадхары при полном мысленном отождествлении Его со своим коренным Гуру, восседающим над твоей макушкой, в окружении различных Гуру и других Начал Прибежища, и чтение при этом описательной части ритуального текста;
4. Молитва ко всем Им;
5. Повторение Семичленной Молитвы при ясном виденьи того, как ты сам действительно совершаешь это служение;
6. Молитва о реализации тобою Трех Тел Будд (Трикайя);
7. Чтение пространной молитвы к учителям данной линии преемственности Махамудры;
8. Повторение краткой молитвы к учителям данной линии преемственности Махамудры;
9. Молитва к учителям о ниспослании различных благодатей;
10. Троекратное повторение "Четверицы Ма-нам"* и неоднократное призывное обращение к Кармапе;
11. Повторение шестистрочной молитвы о благословении, осуществляемое в ходе одного занятия любое желаемое число раз;
12. Молитва к Гуру о Четырех Посвящениях; ясное созерцание того, как получаешь эти Посвящения и последующие за Ними результаты;
13. Созерцание того, как Гуру обращается в Свет и Светом входит в тебя;
14. Оставление разума в безмятежном покое;
15. Посвящение добытой заслуги всем.
Для полного завершения Гуру-йоги шестистрочную молитву необходимо повторить в общей сложности 111111 раз.
_________ * Эта молитва (см. `Пхагс-лам, 117, 4 - 6) называется "Четверица Ма-нам" потому, что каждая ее строфа начинается словами: "О, мои матери [т. - ма-рнамс], все живые существа..." Эта же "четверица" читается при полных поклонах в Приходе к Прибежищу (см. Приложение 1), причем число соответствующих поклонов в одном цикле может постепенно нарастать: первый раз - сто поклонов, второй - двести, третий - триста, и четвертый - четыреста, или всего - тысяча поклонов четырежды в сутки. Если это невозможно по каким-либо причинам, их можно заменить частыми медитативными созерцаниями-молитвами, распределенными по группам на "четыре стражи".
114 Т. е. повтори: ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ, как и в практике Подношения Мандала, а затем созерцай, как все растворяется в пустотности ( - Лама).
115 Тайный йидам - его имя и образ йогин хранит в тайне от окружающих, чем усиливается мощь воспринятой им благодати - (Калу Ринпочэ).
116 т. - сГруб-бргйуд - термин, характеризующий школы Каджуд и Нйингма ( - ЛПЛ).
117 "Великое Совершенство" (Дзог-чхен), "Шесть Йог" (рНал-'бйор-друг), "Путь и Плод" (Лам-'брас) - это название ключевых практик в школах Нйингма, Каджуд и Сакья, соответственно. "Жичжед Чодйюл" [т. - Жи-бйед гчод-йул], или сокращенно "Чод" - практика, которую принес в Тибет нз Индии знаменитый Учитель Пхадампа (XI в. н. э.). Эта практика стала основной в школе Жичжедпа, а сама эта школа позднее исчезла в качестве самостоятельной, когда эту форму практики приняли все четыре основные направления тибетского буддизма. Ритуал Чод - это символическое "рассечение на куски" гибельной веры в Самость, в Эго ( - ЛПЛ). [Внешнее описание ритуала Чод очевидцем см. А. Дэвид-Нэль, - Среди мистиков и магов Тибета. О истории школы Чод см. Рерих Ю. Н. - Избранные труды. М., "Наука", 1967. сс. 426 - 445, англ. яз. - встав. ред.]
Интеллектуальная дисциплина [т. - бло-сбйонг-бргйуд] - традиция, где на первое место поставлено развитие бодхичитты. Этот тип психологической подготовки развил Атиша, и в Его школе Кадампа, а так же в производной от нее школе Гелугпа такая подготовка играет ведущую роль.
118 Лучше всего повторять обе молитвы подряд в каждом служении Гуру-Йоги. Однако, поскольку обе они выполняют одну и ту же функцию, то практикующий может прочесть пространную молитву только один раз в день, а в остальных занятиях читать краткую ( - Лама).
119 См. `Пхагс-лам, 114,1-116,3. Эта замечательная молитва содержит 27 строф в четыре строки каждая. В каждой строфе поминается имя одного или нескольких Гуру. За ним следует краткое возвышенное описание качеств и свершений этого Гуру. Последняя строчка каждой строфы заканчивается рефреном: "Молю Вас, даруйте мне раскрытие вместерожденной Премудрости!" О термине "вместерожденное" (или "со-возникшее") см. Г. Гюнтер, - Жизнь и Учение Наропы, стр. 25, прим. 3. В. издании "гДамс-нгаг-мдзод" отсутствуют пять строф, поскольку они были написаны уже после кончины автора нашего текста. Полный перечень Учителей Традиции Махамудры см. прим. 29.
120 См. `Пхагс-лам, 117,6. Ваджрное обращение: "Кармапа мкхйен-но!" ("Кармапа, признай меня, узри мое страдание!"), - повторяется быстро, как мантра, сопровождаемое созерцанием или размышлением об одном или обо всех Великих Кармапа. Если вам доводилось встретить Его Святейшество, то думайте о Нем ( - Лама).
121 См. `Пхагс-лам, 117/6-7. В общей сложности ее надо повторить 111111 раз. Повторив ее желаемое число раз в одном занятии, переходите к следующей молитве ( - Лама).
122 См. `Пхагс-лам, 118/1-6. Шесть строф этой молитвы (см. здесь Приложение. Конгтрул достаточно подробно описывает здесь же, в своем Комментарии. Посвящение-ванг (с. - абхищека; т. - дбанг), в общем случае, - это групповой ритуал, в котором Гуру наделяет ученика разрешающими полномочиями и способностью использовать ту или иную специфическую практику Ваджраяны. В данном контексте йогин получает Четыре Посвящения в ходе частной медитации, когда рядом с ним нет физически присутствующего Гуру. Однако, согласно Калу Ринпочэ, эти посвящения должно получить уже предварительно в ходе формального внешнего ритуала. В сущности и любой ваджраянский посвятительный ритуал завершит это. Например, посвящение Авалокитешвары или Тары позволяет ученику практиковать и Гуру-Йогу.
Согласно Калу Ринпочэ (интервью 4/ХII-74), любое посвящение имеет три аспекта;
а. Основа [т. - гжи] - собственно ритуал;
б. Путь [т. - лам] - медитативное созерцание;
в. Результат [т. - 'брас-бу] - способность к эффективной практике и к достижению высшей цели этой практики. Первый непосредственный результат этих Четырех Посвящений - это способность получить "указующие" наставления Махамудры, которыми Гуру прямо демонстрирует ученику натуру разума. А высший результат - это постижение (реализация] натуры разума и достижение четырех тел-кайя:
а. Реализация открытой [т. - стонг-па] натуры разума приводит к Дхармакайе;
б. Реализация ясной [прозрачной] чистой [т. - гсал-ба] натуры разума приводит к Самбхогакайя;
в. Реализация беспрепятственной [т. - ма-'гагс-па) натуры разума приводит к Нирманакайя;
г. Реализация всех Трех совместно приводит к Свабхавикакайя.
Посвящение-ванг создает теснейшие узы между учеником и Гуру, а также между учеником и йидамом или иным пробужденным существом, медитативное созерцание которого является и главной темой посвящения. Пренебрежение или хотя бы обвинение к любому из названных - тягчайшее Падение ( - Лама).
123 Посвящение Драгоценного Сосуда [т. - бумпа] очищает и облагораживает индивида, позволяя ему ясно созерцать чистые формы божеств в ходе созерцания на Этапе Зарождения.
124 Этап, или Стезя, Зарождения [т. - бскйед-рим] - это концептуальная [т. - дмигс-бчас] фаза ваджраянской медитации. Ее сменяет внеконцептуальная [т. - дмигс-мед] Стезя Завершения [т. - рдзог-рим]. См. С. Бейер, - Культ Тары, сс. 100 - 143, англ. яз. На Этапе Зарождения объект медитации (Гуру, Йидам и т. д.) прежде всего визуализируют как присутствующий, заданный, а затем его созерцают "в действии". В описываемой здесь медитации "действие" - это даяние Четырех Посвящений, символизируемых лучами Света различных цветов, струящихся из формы Гуру и наполняющих тело ученика.
На Этапе Завершения йогин растворяет созерцаемую картину и пребывает в абсолютно безмятежном внеконцептуальном состоянии, в переживании пустотности, которое возникает после растворения этой картины.
Согласно Калу Ринпочэ (лекция в Ванкувере, 19/II-75), на Этапе Зарождения мы формируем благотворные мыслительные схемы-паттерны посредством замещения случайных, бесцельных, беспорядочных и неблаготворных образов и суждений чистыми, благотворными кажимостями и концепциями. Поскольку мы сами "создали" ("зародили") созерцаемую картину, то мы не принимаем ее ошибочно за нечто действительное, вещественное или за нечто предельно реальное. [Мы пытаемся сохранить это представление, такой подход и при всех встречах, пересечениях с самсарными кажимостями.] На Этапе Завершения мы растворяем эту картину созерцания в Ничто. А это непосредственно выводит на постижение Пустотности и Махамудры.
125 т. - рЦа-рлунг - йогическая практика, в ходе которой йогин зрит внутри своего тела "проводники" [т. - рца] и "струящиеся потоки" [т. - рлунг]" См. Г. Гюнтер, - Наропа, с. 46, 158-174.
126 Калу Ринпоче привел (в интервью 4/ХII-74) следующее объяснение практики Нйом-джуг (т. - сНйом-'джуг [букв. - "сочетание (сопряжение) смешивание равных"]: "Истинно получить посвящение в медитацию о "сопряжении равных" означает, что посвященный имеет право и способность полностью контролировать свои рца, рлунг и тхиг-ле и практиковать уже созерцание уровня яб-юм. Это созерцание может включать созерцание двух йидамов, например, Чакрасамвара (символизирующего Искусные Средства, или Сострадание) и Ваджраварахи (символизирующей Премудрость, Открытость) в Яб-Юме. Либо она может включать созерцание одиночного божества-йидама, например, того же Чакрасамвара. В этом случае йогин может представить единение ясного [т. - гсал-ба] аспекта разума йидама (Искусные Средства) с его открытым [т. - стонг-па] аспектом (Интуиция, Премудрость). Результат этой практики включает и переживание блаженства Запредельного Познания [т. - йе-шес], кульминирующего во Всецелом Пробуждении, в Дхармакайе.
Г. Гюнтер, цитируя Гамбопу и Падма Карпо, поясняет созерцание уровня Нйом-джуг как то, что включает и непосредственное совокупление с кармамудра, т. е. с определенной реальной женщиной, посредством чего достигаются те же результаты, что и вышеуказанные. См. его "Наропа", стр. 269-270.
127 Умственные омрачения [т. - шес-гриб] - неведение, или сумбурность, ошибочность, спутанность мышления. Эмоциональные омрачения [т. - нйонг-сгриб] - конфликтующие эмоции, аффекты. Медитативно-прилипчивые омрачения [т. - снйом-'джуг-сгриб] цепляние за чувство блаженства и безмятежности самадхи. Последние затемняют конечную цель - освобождение всех существ, - и приводят к рождению в Мире Богов. С точки зрения махаянистов, архаты, совершенствующие самадхи, особенно подвержены этому последнему типу омрачения, который и приковывает их к хинаянским установкам ( - Лама). Троевратие [букв. - три входа, т. - сго-гсум] - тело-речь-разум.
128 Махамудра [т. - пхйаг-ргйа-чхен-по] - наивысшая цель и метод практики в школе Каджуд. Десять последних листов нашего тибетского текста излагают основные принципы практики Махамудры, но мы их не переводим. Г. Гюнтер поясняет теоретические аспекты Махамудры в своем переводе "Жития Наропы", сс. 222-235.
129 Если ваша веру в Гуру велика, вы сможете в этот момент созерцать, как облик Гуру растворяется, обращаясь в Свет. В противном случае он просто примет изначальный облик Ваджрадхары ( - Лама).
130 Вероятно, невозможно вообще избежать болезненных результатов прошлых деяний. Но Гуру может ускорить процесс их вызревания так, что мы переживаем их сейчас, а не позднее. Мы, будучи в этом воплощении людьми, да к тому же установившими связь с Дхармой и Гуру, находимся в гораздо более лучших условиях, чтобы справиться с препятствиями, чем то смогли бы сделать позднее, родись мы в низких формах существования. Поэтому-то болезненные переживания и могут служить знаками проявления сострадания Гуру ( - ЛПЛ).
131 Когда вы практикуете Гуру-йогу, лучше всего почитать своего Гуру за средоточие (фокус) всей своей практики ( - ЛПЛ).
132 Ваджраянский, или Ваджр-Наставник - это Учитель, который Сам получал посвящения, изучал, практиковал и достиг в той или иной мере осуществления целей практики, постижения, и который способен проповедовать Ваджраяну ( - Лама).
133 т. - бсНйен-груб - повторение мантр и выполнение ритуалов, посвященных тому или иному йидаму. Выполнение большого числа таких практик высоко ценится в тибетской традиции.
134 Т. е. прямая противоположность "глубокому пути Гуру-Йоги", описанному в этой главе, пути, который и приводит к спонтанейному достижению обоих типов сиддхи.
135 Девадатта, злобный завистливый двоюродный брат Шакйямуни, выступает в традиционных описаниях Жития Будды как главный злодей.
136 т. - скйес-бу дам-па; с. - сатпуруша. Согласно Словарю Эджертона, этот термин означает "некий мирской эквивалент бодхисаттвы", например, Вималакирти.
137 Гуру, сам не достигший еще реализации своего пути, может оказать только ограниченную помощь ученику. Он еще не может вести ученика к полной реализации ( - Лама).
138 "Передача" [т. - лунг] - церемония, в ходе которой Гуру дарует полномочия на чтение, изучение и практику учений, представленных в определенном тексте. Он осуществляет "передачу" в ходе чтения вслух, и как правило, очень быстро, этого текста, чему внемлет ученик. В большинстве случаев такое церемониальное чтение неразборчиво и непонятно ученику. За церемонией лунг может последовать, а может и не последовать, объяснение этого текста. Гуру должен был прежде уже сам получить такие полномочия в аналогичной церемонии у своего Учителя. Церемония лунг - это, возможно, символическое воспроизведение традиции чисто изустной передачи Слов Будды, что широко практиковалось в ту пору, когда еще не было письменной фиксации учений ( - ЛПЛ).
С этой точки зрения лунг можно рассматривать тем средством, которое удостоверяет подлинность данного текста как Слов Самого Будды.
139 Т. е. представлять своего коренного Гуру по сути не отличным от самого Гамбопы, или любого другого Гуру в Линии Преемственности Махамудры.
140 Ибо коренной Гуру будет обладать всеми теми качествами, что и Гамбопа, и Его Линия Преемственности.
141 "Бйамс-дпал жал-лунг" - этот текст написан индийским ученым Буддхаджнянапада (Сангс-ргйас Йе-шес), Т. П. № 2717. Согласно словам Дешунг Ринпочэ, Буддхаджнянапада так интенсивно и много творил созерцание Манджушри, что сам Манджушри дал ему этот текст в откровении медитативного созерцания. Поэтому в обоих приведенных строфах звучат слова Самого Ваджрадхары. Выражение "грядущий Ваджрадхара" указывает на Гуру ученика.
142 Ваш ваджраянский Гуру - исключительно важный человек в вашей жизни [т. - йул-гнйан-по]. Все, содеянное вами по отношению к Нему, будет иметь огромные последствия, и плохие, и хорошие. Деяния в отношении хинаянского или махаянского учителя имеют менее сильные следствия ( - ЛПЛ).
143 См. Приложение 2. В данном тексте рассматривается только Первое Падение [Преступление).
144 Любой, кто практически вступил на Стезю Дхармы, тем самым вступил как бы "на борт корабля" взявшего курс на Освобождение. Дух дружественной любви и взаимной поддержки перед лицом любых случайностей поможет совершить это путешествие ( - Лама).
145 т. - Нгу-'бод, с. - Раурава - один из восьми "горячих" адов, в названии которого отражен характер мучительных стонов существ.
146 Дхармакайя обнажено, непокрыто, голо [г. - рджен-па], поскольку Оно постигается без каких-либо знаков, орнаментов и пышных одеяний, присущих Самбхогакайя и Нирманакайя. В этом отражается специфика Дхармакая - бытие вне пределов самсары, т. е. Это невозможно охарактеризовать словами, заимствованными из языка самсары.
147 Большинство ритуалов имеющих целью достижение долголетия, связаны с йидамами Будды Амитаюс или Белая Тара. См. С. Бейер, Культ Тары, сс. 363 - 398.
148 Бхайшаджйягуру [т. - сМан-бла; произн. - Мэнла] - "Медицинский Будда" призываемый в ритуальной части практической тибетской медицины. В этом месте своего Комментария Конгтрул еще раз увещевает нас видеть в Гуру Самого Будду, выбирая при этом из несметного разнообразия символов Будды тот, который имеет для нас наиважнейшее значение. Духовно развитые ученики могут зреть в своем Гуру Дхармакайю; обычные люди будут видеть в Нем Будда-символ, наиболее полно удовлетворяющий их интересы, т, е. долголетие, богатство и т. п.
149 Гуру называют "Господом Мандала/Чжинхора" потому, что: 1. Гуру ведет ученика в практике чжинхора, знакомя его со всеми представленными здесь символами Пробуждения; 2. Гуру надо почитать неотделимым от "Владыки" [т. - гЦо-бо], т. е. от центрального символа Пробуждения в чжинхоре, который интегрирует все окружающие Его фигуры ( - ЛПЛ).
150 Чжяюлба [т. - Бйа-йул-па] - кадампинский Учитель XI века (-ЛПЛ).
151 Конгтрул увещевает нас устранять проявления трех фундаментальных конфликтующих эмоций-клеш: пристрастия (ожидание вознаграждения), отвращения (страх быть изгнанным, боязнь порицания) и общей сумбурности мышления (отсутствие должного старания). Нам предлагается преобразовать сумбурность в благоговейное почитание, без следов пристрастия или отвращения.
152 Чистое восприятие [т. - даг-снанг] - видение вещей так, как они есть на самом деле, без тени субъективных оценивающих суждений. Г. Гюнтер называет это "эстетической непосредственностью, чистой и незараженной". См. его "Тантрический Взгляд на Жизнь", Беркли, 1972.
153 "Обманчиво отрекшийся" [т. - спонг-ба-па'и зол-чан] - традиционное выражение самоуничижения.

www.e-puzzle.ru


<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ