стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Доктор юридических наук,профессор В.А.КАРТАШКИН ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Вступив в Совет Европы,Россия взяла на себя обязательство признавать
"принцип верховенства закона и принцип,в силу которого любое лицо,находящееся
под его юрисдикцией,должно пользоваться правами человека и основными
свободами "(ст.3 Устава Совета Европы).На этих принципах должно основываться
любое демократическое правовое общество.
Господство закона и соблюдение основных прав и свобод человека -это суть
демократии.Не может быть демократии,если в обществе господствует беззаконие и
нарушаются права личности.
Формирование демократического правового государства предполагает
решение сложного и многообразного комплекса проблем 1 .В таком государстве
должны признаваться плюрализм мнений и верховенство закона,принцип
разделения властей,независимость судебной власти,гарантироваться основные
права и свободы человека.Эти принципы правового государства были закреплены в
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,которая стала
первым многосторонним региональным международным соглашением,принятым
государствами -членами Совета.
В этой Конвенции,как и в ряде других многосторонних международных
документов,принятых европейскими странами,делаются ссылки на справедливость
и принцип справедливости,которые составляют "основу правового государства "2 .
Соблюдение подобной справедливости,как подчеркивается в преамбуле
Европейской конвенции,"зависит,с одной стороны,от подлинной демократической
системы,и,с другой стороны,от общего понимания и соблюдения прав человека ".
Такой подход,закрепленный в Конвенции и других европейских международных
документах,опирается на убеждение,что права и свободы человека и гражданина
являются самым главным и в конечном счете высшим критерием и важнейшим
принципом любого правового государства.Поэтому не случайно в Конституции 1993
г.подчеркивается,что политика Российской Федерации как социального государства
"направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека "(ст.7).Конституция нашей страны исходит из того,что права и
свободы человека незыблемы и никакие другие ее положения не могут им
противоречить.Парламент страны не имеет права принимать поправки к главе 2
Конституции "Права и свободы человека и гражданина ".Ее изменения возможны
только с использованием особого механизма -путем созыва Конституционного
Собрания или проведения референдума.
Согласно Конституции России,"права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими.Они определяют смысл,содержание и
применение законов,деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием "(ст.18).В с е э т о ,
разумеется,не означает,что права и свободы человека,зафиксированные в
Конституции,реально и повсеместно осуществляются на практике.Для этого
1 См.:Правовое государство в России:замысел и реальность.М.,1995.2 См.:Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ,29
июня 1990 г.//Международное сотрудничество в области прав человека.Документы и материалы.М.,
1993.С.295..должны быть созданы соответствующие политические,экономические,
законодательные и иные предпосылки 3 .
Существенной гарантией реализации прав и свобод человека и гражданина,
ликвидации их нарушений служат международные соглашения,ратифицированные
нашей страной.Согласно Венской конвенции о праве международных договоров,
"каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими
добросовестно выполняться " ((ст.26).
Государство -участник любого международного договора "не может
ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания
невыполнения им договора "(ст.27).Международные договоры и общепризнанные
принципы и нормы международного права рассматриваются Россией в качестве
составной части ее правовой системы.Более того,если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные
российскими законами,применяются нормы международного договора (п.4 ст.15
Конституции).Из подобных положений исходит не только Конституция России,но и
законы многих стран мира.С этой точки зрения ратификация нашей страной
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод явится
существенной гарантией их незыблемости и реального осуществления.
1.Права и свободы,закрепленные в Европейской конвенции,
и становление правового государства в России
В правовом государстве законы,права и свободы человека и гражданина
должны отвечать самым высоким правовым принципам,основанным на
справедливости,которая состоит в признании личности как высшей ценности.
Многие из этих принципов содержатся в Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод.Они существенно ограничивают сферу правовой
компетенции государства и возможность нарушения им законности.Эти принципы
служат основой для становления и развития правового государства и
демократических структур гражданского общества.Они лежат в основе конкретных
норм,касающихся основных прав и свобод человека.Первоначально не все эти
принципы и нормы были закреплены в Европейской конвенции.Как подчеркивается
в Преамбуле этого документа,его участники поставили перед собой цель
предпринять лишь "первые шаги "для осуществления "некоторых прав ",
зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека (Преамбула Конвенции).И
действительно,в Конвенции содержится лишь часть прав и свобод,закрепленных во
Всеобщей декларации и Пактах о правах человека.Однако достоинство созданной
системы состоит в том,что она постоянно развивается и дополняется новыми
соглашениями.Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему
европейской защиты прав человека многие важные правовые принципы,а также
практически весь перечень гражданских и политических прав и некоторые
социально-экономические права.Они постоянно развиваются,уточняются и
конкретизируются посредством принятия как новых протоколов к Конвенции,так и
решений Европейского суда по правам человека,имеющих значение прецедента.Эти
решения оказывают значительное влияние на формирование и развитие европейского
правового и гуманитарного пространства,и ими в повседневной практике
руководствуются судебные и иные органы государств - членов Совета Европы..
Какие же правовые принципы,закрепленные в Европейской конвенции и
получившие развитие в протоколах к ней и в решениях Европейского суда,имеют
принципиальное значение для полного воплощения прав человеческой личности,
осуществления основных прав и свобод человека и гражданина?К числу таких
3 Мартышкин О.В.Несколько тезисов о перспективах правового государства в России//Государство и
право.1996.№ 15.С.3 -13..принципов,имеющих основополагающее значение для формирования правового
государства,относятся следующие:
1.Основные права и свободы личности являются естественными,а не
дарованными государством,и принадлежат каждому от рождения.Они
неотъемлемые и неотчуждаемые.Перечень этих прав закреплен во Всеобщей
декларации,Пактах о правах человека,Европейской конвенции и других
международных документах.Обязанность государства состоит в закреплении этих
прав в законе и создании условий для их обеспечения.
2.Права человека регулируются только законом,подлежащим обязательной
публикации,и никакой подзаконный акт не может их ограничить.
3.Равенство всех перед законом.Это относится не только к гражданам
страны,но и к любым государственным и негосударственным структурам.
Государство и личность равны перед законом,а конфликт их интересов решается в
судебном порядке.При этом сфера властных полномочий государства должна быть
ограничена правами человека,которые призваны предотвращать любые акты
произвола со стороны государства и его органов.
4.Основные права и свободы должны быть едины на всей территории
государства,и их обеспечение и защита являются предметом федерального
законодательства и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов
местных органов власти.
5.Коллективные права граждан вытекают из прав и свобод,личности и не
должны им противоречить.Государство или группа лиц не может ликвидировать
какие-либо права,закрепленные в Конвенции,под предлогом защиты коллективных
прав.
6.Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации,
в том числе во время войны или иного чрезвычайного положения.Отступление от
некоторых из этих прав правомерно лишь в том случае,если опасность является
"реальной или неминуемой ",ее последствия угрожают государству и обществу "в
целом ",а кризис носит "исключительный характер "4 .
Значение указанных основополагающих принципов,касающихся прав
человека,состоит в том,что все конкретные нормы в законодательстве государств -
участников Европейской конвенции должны разрабатываться в соответствии с этими
принципами,которые одновременно являются критерием их законности.
При этом особо следует отметить,что основой принципов и норм,
закрепленных в Европейской конвенции,является естественное право,которое
включает в себя идеалы свободы,равенства и справедливости,признание народа в
качестве единственного источника власти.Эти идеи естественного права
пронизывают все содержание Всеобщей декларации прав человека,которая уже в
своей первой статье провозгласила,что "все люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве и правах ".Позднее они были конкретизированы и
закреплены в Европейской конвенции,Пактах о правах человека,других
международных документах и стали,таким образом,позитивными принципами
современного универсального и регионального межгосударственного права.
Правовая система каждой страны -члена Совета Европы,включая Россию,
должна закреплять конкретные принципы и нормы,основанные на этих идеях
естественного права.К их числу относятся,во-первых,основные права и свободы
человека и гражданина,зафиксированные в указанных международных документах,
и,во-вторых,демократические принципы и нормы организации и деятельности
любой государственной власти -народовластие,разделение властей,господство
права и наличие независимых судебных органов.
4 См решения по этому вопросу Европейского суда и Европейской комиссии в книге Д.Гомиен
"Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека "(Страсбург,1994.С.100 -103)..Какие же конкретные нормы,закрепленные в Европейской конвенции,имеют
особо важное значение для нынешнего этапа развития России и формирования
правового государства в посттоталитарном обществе?
Прежде всего это обязательство государств-участников "проводить свободные
выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях,
которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной
власти "(ст.3 Протокола №1 к Европейской конвенции).Эта статья в отличие от
многих других положений Конвенции не предусматривает невмешательства со
стороны государства по обеспечению прав и свобод личности,напротив,в ней прямо
устанавливается позитивная обязанность государств проводить свободные выборы,
поскольку,как отмечалось Европейской комиссией при рассмотрении дела Греции
(1969 г.),"существование представительной власти,выбираемой с р а з у мн о й
периодичностью,является основой демократического общества "5 .Свободные
выборы,подчеркнул Суд при рассмотрении дела "Матье Моэн и Клерфейт против
Бельгии "(1987 г.),имеют "первостепенное значение "для всей системы прав и
свобод,так как они знаменуют собой "характерный принцип демократии "6 .При этом
Суд заявил,что выборы могут проводиться в один или два тура,на основе
мажоритарной системы или пропорционального представительства.Главное,чтобы
предусмотренные государством условия выборов не являлись помехой для их
свободного проведения и осуществления защищаемых Конвенцией прав и свобод
человека 7 .Любые меры,которые ограничивают или подрывают волю народа,
представляют собой нарушение Конвенции.К ним следует отнести,например,
требования,касающиеся сроков проживания избирателей в стране,их грамотности,
знания государственного языка и др.
Международные стандарты,касающиеся выборов,связаны с тремя
основными правами:правом принимать участие в управлении страной,правом
избирать и быть избранным и,наконец,правом на равный доступ к государственной
службе (ст.21 Всеобщей декларации прав человека,ст.25 Пакта о гражданских и
политических правах).
Сами по себе выборы еще не означают,что в стране восторжествовала
демократия и сформировалось правовое государство.Это лишь шаг,хотя и важный,
на пути к демократизации и господству права в жизни общества,к реализации права
каждого принимать участие в управлении страной.Демократия -это не только
выборы,но и всесторонний и многообразный процесс участия граждан в
политической жизни своих стран.
Ни в Европейской конвенции,ни в других международных документах не
раскрывается критерий "разумной периодичности "выборов.Однако совершенно
очевидно,что обеспечение стабильного демократического порядка в стране
предполагает проведение выборов достаточно часто,чтобы законодательная власть и
иные выборные органы постоянно отражали волю народа -основу законной
деятельности любых избранных должностных лиц.
"Свободное волеизъявление народа ",о котором говорится в Протоколе №1 к
Европейской конвенции и других международных документах,предполагает
предоставление избирателям реального выбора на основе политического
плюрализма,выдвижения альтернативных кандидатов и существования оппозиции.
Для того чтобы выборы были действительно свободными,каждый человек должен
обладать широким комплексом прав и свобод,закрепленных в Европейской
конвенции.К ним следует отнести в первую очередь право каждого на свободу
выражения своего мнения (ст.10)и право на свободу мирных собраний и свободу
5 Гомиен Д.Указ.соч.С.92.6 Там же.С.92 -93.7 См :Там же.С.93..ассоциации с другими (ст.11).Эти права имеют большое значение к а к д ля
проведения свободных выборов,так и для формирования многих институтов
демократического правового государства.Право каждого на свободное выражение
своего мнения включает,согласно ст.10 Конвенции,"свободу придерживаться
своего мнения,получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со
стороны государственных органов и независимо от государственных границ ".
Средством выражения такого мнения могут быть любые формы,включая печатные,
художественные и иные способы изложения идей.При этом правовое государство не
должно препятствовать выражению своего мнения сторонникам различных групп
населения,организаций и партий,обеспечивая тем самым плюрализм идеологий и
информации.Европейский суд при рассмотрении ряда дел относительно свободы
информации довольно широко трактовал понятие свободы в демократическом
обществе."Свобода выражения своего мнения,-отмечал Суд,- является
существенной основой такого общества,одним из основных условий его прогресса и
развития каждого человека...Это относится не только к "информации "или "идеям ",
которые благожелательно рассматриваются и применяются как неоскорбительные и
нейтральные,но и к тем,которые вызывают раздражение,шок или недовольство
государства и широких слоев населения.Таковы требования плюрализма,
терпимости и широты мышления,без которых не существует демократического
общества "8 .
Это,однако,не означает,что свобода информации является неограниченной.
Статья 10 Конвенции предусматривает,что такая свобода может быть ограничена в
соответствии с "законом...и в интересах государственной безопасности,
территориальной целостности или общественного спокойствия,в целях
предотвращения беспорядков и преступности,защиты здоровья и нравственности,
защиты репутации или прав других лиц,предотвращения разглашения информации,
полученной конфиденциально,или обеспечения авторитета и беспристрастности
правосудия ".Такие ограничения,как подчеркивается в этой статье,являются
необходимыми в демократическом обществе.
Государство должно иметь достаточные полномочия,чтобы воздействовать на
свободу выражения информации,особенно в тех случаях,когда та или иная
информационная деятельность направлена на подрыв других прав,закрепленных в
Конвенции.
Здесь имеются в виду прежде всего выступления в поддержку национальной,
расовой или религиозной ненависти,деятельность различных групп,организаций и
партий,направленных на подрыв государственной безопасности,территориальной
целостности,конституционного и общественного порядка в стране,и др.Вместе с
тем,как подчеркнул Европейский суд в деле "Хэндисайд против Великобритании ",
такие ограничения должны быть "пропорциональны "преследуемым незаконным
целям 9 .
Неотъемлемым компонентом политической жизни любого демократического
правового государства являются и публичные демонстрации,митинги,шествия и
политические собрания.Их проведение - часть процесса свободных выборов.
Однако такая деятельность должна осуществляться мирным путем в целях
обеспечения прав и свобод,закрепленных в Конвенции.Если же митинги,шествия и
собрания направлены на разжигание вражды и насилия,они,как предусмотрено в ст.
11 Конвенции,могут быть запрещены.
Исключительно важное значение для формирования правового государства
имеет принцип независимости судебной власти.Он особенно актуален для России в
связи с ее тоталитарным прошлым,когда судебная власть подчинялась партии,а
8 Janis M.,Key R.European Human Rights Law.Hartford,1990.P.241.9 Ibid..судебные работники получали указания от партийных органов.В Европейской
конвенции зафиксированы основополагающие принципы,на которых должна
основываться действительно независимая и беспристрастная судебная власть и в
соответствии с которыми она должна функционировать.К ним,в частности,
относятся следующие:
1.Суд должен создаваться на основании закона,быть независимым и
беспристрастным,а его решения - объявляться публично ((п.1 ст.6).
2.Судебные органы должны обеспечивать справедливое ведение судебного
разбирательства,соблюдение прав задержанных,арестованных и обвиняемых,а
также всех лиц,участвующих в уголовном или гражданском процессе (ст.5,6,7).
3.Каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье и
имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока и ли н а
освобождение от суда (п.3 ст.5).
4.Любое лицо может быть лишено свободы и содержаться под стражей
только на основании признания его виновным компетентным судом (п.1 ст.5).
5.Каждый,кто был жертвой неправомерного ареста,содержания под стражей
или наказания в результате судебной ошибки,имеет право на компенсацию (п.5 ст.5
Конвенции и ст.3 Протокола № 7)).
Европейский суд по правам человека в ряде своих решений подверг
толкованию положения Конвенции,относящиеся к принципам функционирования
независимой и беспристрастной судебной власти 10 .
Для формирования правового государства в России и развития рыночной
экономики особое значение имеют положения ст.1 Протокола №1 к Европейской
конвенции о праве каждого физического или юридического лица "беспрепятственно "
пользоваться своим имуществом.Эта статья запрещает лишать кого-либо имущества,
"кроме как в интересах общества и на условиях,предусмотренных законом и
общими принципами международного права ".
Европейская конвенция явилась первым региональным международным
договором,закрепившим право каждого на частную собственность.В
международных договорах универсального характера право каждого владеть частной
собственностью не провозглашалось.Это объяснялось тем,что Советский Союз и
другие социалистические страны неизменно выступали против закрепления этого
права в международных договорах,так же как и права граждан и их объединений
иметь в частной собственности землю.Именно поэтому в Международных пактах о
правах человека не закреплены эти важнейшие права.
Развитие всех форм собственности наряду с признанием частной
собственности является необходимым условием и предпосылкой для приобретения
каждым человеком экономической свободы,без которой невозможна и свобода
политическая.Только в условиях экономической свободы,предполагающей
сосуществование и конкуренцию различных форм собственности -
государственной,кооперативной,муниципальной и частной,-возможно
формирование рыночной экономики,становление правового государства и развитие
гражданского общества.Признание частной собственности "священной и
неприкосновенной "во многом способствует формированию личности,свободной от
страха и нужды,способной реализовывать как свои гражданские и политические,так
и социально-экономические и культурные права.Именно поэтому Конституция
России провозглашает право каждого "иметь имущество в собственности,владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично,так и совместно с другими
лицами "(п.2 ст.35)."Граждане и их объединения,-подчеркивается в
Конституции,-вправе иметь в частной собственности землю "(п.1 ст.36).В
10 Ibid.P.315 -394..основном законе России закреплена исключительно важная норма о том,что
"принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения "(п.
3 ст.35).
Европейский суд по правам человека в своих решениях,толкуя положение
Конвенции о праве каждого "беспрепятственно пользоваться своим имуществом ",
от ме ча л,ч т о г ос уда рс т в о н е и ме е т п ра в о и з ыма т ь л юбую с обс т в е нность без
ограничений.Такое изъятие даже с оставлением собственнику права на его
использование и распоряжение нарушает положение ст.1 Протокола № 1.Конвенция
требует,подчеркнул Суд в решении по делу "Спорронг и Леннрот против Швеции "
(1982 г.),установления равновесия между интересами общества и основными
правами отдельных лиц.В случае лишения собственности,ограничений на
пользование ею и в других аналогичных случаях лицо,затронутое такими мерами,
имеет право обжаловать их в судебном порядке или получить компенсацию 11 .
Трудно переоценить значение Европейской конвенции и решений
Европейского суда для развития российского законодательства и утверждения
принципов правового государства.Как отметила в своем Заключении №193 от 25
января 1996 г.по заявке России на вступление в Совет Европы его Парламентская
ассамблея,"правовая система страны...все еще страдает рядом недостатков.Вместе с
тем наблюдается рост общего осознания необходимости в утверждении верховенства
закона и прогресс в соблюдении законности "12 .
В настоящее время Россия преодолевает наследие тоталитарного прошлого и
формирует демократическое правовое государство,в котором должны быть
обеспечены все без исключения основные права и свободы его членов.Эти права и
свободы,как уже отмечалось,закреплены в Конституции России и в ряде законов,
принятых парламентом.В законодательной сфере началось сближение с
международными стандартами:отменены основные ограничения в отношении
выезда граждан за рубеж,в общество утверждается свобода мысли и плюрализм
мнений,свобода совести и религии,свобода каждого на выражение своего мнения,
вводится суд присяжных,упразднены некоторые виды уголовных наказаний,
сокращена сфера применения смертной казни,усилены гарантии по защите прав
обвиняемых и подозреваемых в уголовном процессе.
Несмотря на определенный прогресс в законодательной сфере,в России
продолжают нарушаться как вышеперечисленные общепризнанные принципы и
нормы,относящиеся к правам человека,так и конкретные статьи Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных
документов.Законодательные реформы осуществляются медленно и
непоследовательно,а парламент страны постоянно запаздывает с выполнением
утвержденных им планов законотворческих работ.
Особо следует указать на отставание реформы отраслевого законодательства,
отсутствие существенных сдвигов в вопросах судебной защиты прав граждан,на
бездействие механизма ответственности за их нарушение.Опасную угрозу правам и
свободам российских граждан несут рост преступности и обострение
межнациональных отношений,нарушения законов и обычаев войны,которые
происходили во время вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Сложным остается положение с соблюдением прав человека в Вооруженных
Силах;бедственное положение наблюдается в пенитенциарных учреждениях страны.
Одной из наиболее острых и нерешенных проблем является обеспечение прав и
свобод беженцев и вынужденных переселенцев;не гарантируется право граждан на
11 См.:Гомиен Д Указ соч.С.85 -86.12 Док.EOPI.№ 193..WP.1403.1996.Jan.25..свободу передвижения и выбор места жительства.Негативным фактором являются
дискриминация,нетерпимость,расовые и национальные предрассудки.
Очень трудная ситуация сложилась и с обеспечением социально-
экономических прав российских граждан.Это далеко не полный перечень острых
проблем,стоящих перед Россией в области соблюдения и защиты прав человека и
гражданина.
После вступления России в Совет Европы и накануне ратификации Россией
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других
соглашений,принятых в рамках этой организации,со всей остротой встает вопрос о
приведении российского законодательства и практики его применения в соответствие
с европейскими стандартами.Какие меры должны быть предприняты Россией в этом
отношении?Какие последствия для законодательства и правоприменительной
практики влечет для России ратификация Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод?
В настоящее время лишь Конституция страны в целом соответствует
положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и
другим международным документам в этой области.Отраслевое же законодательство
страны,доставшееся России от прошлого режима,все еще не подверглось коренной
переработке и противоречит в ряде случаев интересам защиты основных прав и
свобод человека.Разрыв между положениями Европейской конвенции и
действующими ныне российскими законами и особенно подзаконными актами
является в значительной степени отражением борьбы между противоречивыми
политическими и экономическими интересами различных групп населения и
представляющими их партиями и организациями.Зигзаги в строительстве рыночной
экономики и демократического гражданского общества в России являются
зеркальным отражением этих процессов.Поэтому не случайно многие
законодательные акты,принятые за последние годы,непоследовательны,
противоречивы и несовершенны.Это относится и к законам,принятым парламентом,
и к некоторым указам Президента,и в особенности к подзаконным актам различных
министерств и ведомств.Они зачастую не только не согласуются друг с другом,но и
находятся в прямом противоречии.Еще более усугубляют ситуацию
законодательные акты,принимаемые различными субъектами Российской
Федерации.Многие из них противоречат и Европейской конвенции,и Конституции
России.
Сейчас,после вступления России в Совет Европы,предстоит проделать
существенную работу,которая должна состоять в следующем:
1.Выявление пробелов правового регулирования и подготовка новых
законопроектов с учетом принципов и положений Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
2.Проведение ревизии действующего законодательства с точки зрения его
соответствия Европейской конвенции.
3.Проведение ревизии подзаконных актов всех субъектов Российской
Федерации и территориальных органов власти и их приведение в соответствие с
Европейской конвенцией.
4.Запрещение министерствам и ведомствам издавать нормативные акты,
ограничивающие права и свободы граждан,сужающие их объем.
5.Определение Советом Европы процедуры экспертизы законопроектов,
касающихся прав и свобод человека и разрабатывающихся в государствах-членах,
включая Россию.
Особенно важно привести всю правоприменительную практику в полное
соответствие с европейскими стандартами и принимаемыми законами.Принятие
России в Совет Европы несомненно ускорит этот процесс.Вместе с тем необходимо.учитывать негативный опыт Советского Союза,когда наша страна ратифицировала
международные соглашения и в течение многих лет так и не приводила свое
законодательство и правоприменительную практику в соответствие со взятыми на
себя международными обязательствами.Поэтому сейчас следует,на наш взгляд,
определить меры и установить строго определенный срок,в течение которого
российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены в
соответствие с европейскими стандартами.Необходимо учитывать как положения
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,так и решения
Европейского суда.
Все это будет способствовать строительству демократических структур
правового общества в России и неуклонному соблюдению всех без исключений
основных прав и свобод личности.
2.Механизм,созданный Европейской конвенцией,
и его значение для становления правового государства в России
Анализируя содержание Европейской конвенции о "защите прав человека и

стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>