стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Картер Филип
Развивайте интеллект:
Упражнения для развития творческого мышления,
памяти, сообразительности и интеллекта
В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам развить ваш интеллект.
Самые разнообразные головоломки и тесты охватывают такие сферы интеллекта, как творческое
мышление, логическое мышление, сообразительность и память. Здесь вы найдете подсказки, а также
ответы на задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Немного о человеческом мозге
Творческое мышление
Память
Головоломки
Сообразительность
Тестирование интеллекта
Подсказки
Ответы

Введение
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется
восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг формирует нашу речь, навыки, мысли,
чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны
пренебрегать.
Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган, возникший за сотни лет эволюции,
каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то же время обрабатывая мощный
поток новой информации и приобретая новые навыки.
Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно
искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего
нельзя сделать. Эта книга ставит своей целью наглядно продемонстрировать, что это не так и что ваш
умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг использовать в полной мере.
Гимнасты, например, оттачивают свое мастерство постоянными тренировками. Мы же приводим
упражнения для ума, выполняя которые, можно натренировать свой мозг подобно тому, как
тренируются мышцы.
Мы не собирались писать учебник о строении мозга и его работе, однако порой очень важно
понимать, как устроен мозг. Поэтому мы посвятили его устройству несколько страниц во второй главе
«Немного о человеческом мозге». В оставшейся части книги вы найдете большое количество
занимательных задач и упражнений на все основные области умственной деятельности: творческое
мышление, память, логическое мышление, сообразительность и интеллект. Упражнения подобраны и
представлены так, чтобы занятия приносили вам удовольствие.
Исследуя новые области, интересуясь неизвестным, занимаясь самообразованием, можно расширить
горизонты своего разума. Мы надеемся, что эта книга станет своего рода отправной точкой на этом
пути.
Немного о человеческом мозге
У позвоночных животных мозг размещается внутри черепa. Это масса розовато-серого цвета,
состоящая приблизительно из 10 миллиардов нервных клеток и весящая около 1,3 килограмма. Все
нервные клетки соединены друг с другом, и вместе они контролируют все мыслительные процессы.
Мозг составляет не более 2% от веса человеческого тела, но при этом он потребляет 25% вдыхаемого
кислорода и 70% всей поступающей в организм глюкозы. Когда человек рождается, его мозг еще не
вполне сформирован, но совсем не обязательно, что к старости мозг непременно деградирует,
поскольку клетки мозга постоянно обновляются и могут создавать новые связи друг с другом.
Мозг — это центр управления всем организмом, он контролирует все процессы, необходимые для
выживания, например движение, сон, чувство голода, чувство жажды. Кроме того, мозг регулирует и
наши эмоции: любовь, ненависть, гнев, радость, грусть. Мозг получает и обрабатывает сигналы,
посылаемые ему другими частями тела, а также сигналы из окружающей среды.
Мозг состоит из трех различных, но связанных между собой отделов: большого мозга, мозжечка и
ствола мозга.
Большой мозг — это основная часть мозга, составляющая приблизительно 85% всего объема мозга.
Это сложная система, которая и обеспечивает более высокое интеллектуальное развитие человека по
сравнению со всеми остальными существами. Поверхность большого мозга имеет внушительную
площадь и называется корой; ее функции наглядно показаны на рисунке. Большой мозг разделен на
одинаковые правое и левое полушария.




В свою очередь, каждое полушарие особыми бороздами в коре делится на пять отделов. Четыре из
них принято называть в соответствии с костями черепа, где они расположены: это лобный отдел,
теменной отдел, височный и затылочный отделы; пятый отдел расположен внутри и снаружи не виден.
Мозжечок находится в задней части черепа ниже полушарий большого мозга и также состоит из двух
маленьких полушарий, связанных между собой особым белым волокном, которое -называется
червячком мозжечка. Другие три пучка белого волокна связывают мозжечок с остальными частями
мозга.
Мозжечок необходим для контроля за движением тела в пространстве, — он отвечает за
координацию и поддержание равновесия. Мозжечок управляет всеми нашими движениями, например
пальцами, когда мы вяжем, и всем нашим телом, когда мы играем в футбол.
Ствол мозга образуется из нервных тканей, пролегающих между головным мозгом и спинным
мозгом; он состоит из нескольких частей: это таламус, гипоталамус, продолговатый мозг, варолиев
мост, крайний отдел и черепные нервы.
Ствол мозга участвует в различных видах деятельности, необходимых для выживания. Гипоталамус,
например, контролирует процессы приема пищи и воды, регулирует температуру тела, сон,
эмоциональный настрой и сексуальное поведение. Продолговатый мозг отвечает за различные
рефлекторные действия, в частности за сердечные сокращения, дыхание, чихание и рвотный рефлекс.
Кислород и глюкоза поступают в мозг по двум парам артерий, являющихся частью сосудистой
системы. Ниже шеи от каждой общей сонной артерии отделяется небольшая ветвь для питания
передней части мозга. Задняя часть мозга снабжается с помощью двух позвоночных артерий. В
основании мозга позвоночные артерии и сонные артерии соединяются и образуют так называемый круг
Уиллиса. Благодаря сложнейшей сети сосудов 25% всей крови, проходящей через сердце, поступает и
циркулирует в мозге.
Кора головного мозга, как это видно на рисунке, поделена на различные функциональные зоны.
Соматосенсорная зона, расположенная позади центральной борозды, получает и обрабатывает
сигналы с поверхности кожи и из внутренних органов, — так мы чувствуем прикосновения и вкус еды.
Перед центральной бороздой находится соматомоторная зона, которая отвечает за произвольные
движения мышц тела.
Зона, отвечающая за слух, находится в верхней части височной доли. За зрение отвечает зона,
расположенная в затылочной доле. Обонятельная зона расположена в лобной доле; здесь же находится
и так называемая зона
Брока, отвечающая за сокращение мышц гортани и рта, участвующих в образовании речи. А вот
зона, ответственная за понимание речи и за чтение, находится в другом месте, между слуховой и
зрительной долями и ближе к затылочной.
Большая часть коры головного мозга выполняет функции поддержания сознания, приема
информации, мышления и памяти. Новые впечатления записываются и хранятся в нервных клетках
лобной доли. Когда же мы снова видим то, что запомнили, память извлекает оттуда эти переживания и
распознает их. Но подробнее о памяти мы поговорим позже.
Человеческий мозг — бесконечно сложный механизм, и сложность его служит предметом множества
споров. С развитием технологий и методов исследования мы, несомненно, сможем отгадать многие
загадки мозга, а также, возможно, научимся лечить такие тяжелые заболевания мозга, как инсульт и
болезнь Паркинсона.
А пока мы приглашаем вас попробовать свои силы и поработать головой, чтобы вам не угрожала
атрофия нервных клеток и чтобы вы укрепили связи между клетками мозга, — последнее, безусловно,
скажется не только на вашем интеллектуальном потенциале, но и на вашем физическом
благосостоянии.
Творческое мышление
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению
решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных
форм.
У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не
можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое
(правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с
задатками великого композитора, кто-то — художника, а кто-то — спортсмена. Так, юный Моцарт
начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860—1961), которую
еще называют Бабуля Мозес, — американская художница-самоучка, провела большую часть своей
жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного
удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят
лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой
открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты
способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.
Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у
всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой
специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной
деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако
каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать
потенциал своего мозга, который часто используется крайне незначительно.
Многие из нас достаточно хорошо «оснащены» для реализации этого потенциала: ведь наш мозг
получил и обработал за время нашей жизни огромное количество информации. В музыке, например,
существует импровизация — искусство создавать произведение непосредственно в процессе его
исполнения. Чтобы научиться импровизировать, музыкант сначала должен овладеть азами того стиля, в
котором он собирается играть. Овладев общепринятыми нормами стиля, музыкант как бы накапливает в
голове библиотеку действенных аккордовых последовательностей и мелодий, которые и становятся
отправной точкой для импровизации. Эти резервы памяти увязывают его музыку с культурным
наследием, однако у него всегда есть возможность и для спонтанного творчества.
Приведенные далее упражнения, столь непохожие друг на друга, разработаны с целью развития или
оценки вашего интеллектуально-творческого потенциала, создания новых идей и художественных
навыков.
ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с
найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.
Например:



Ответ:



Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой
фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.
Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.
2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты
— ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.
3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь
непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на
которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».
Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите
объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты
объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую
ситуацию вы придумаете, тем лучше.
(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних
новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал
за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.
(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.
(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в
фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего
мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.
(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную
трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.
(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись
о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек
бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.
4. Ребус — это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус — латинское слово, означает
дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.
Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого
мышления.




1. Медведь (то есть Мед в Е дь)
2. Неправильное поведение (венидепое — это анаграмма слова «поведение»)
3. Косточка
4. Краткий гласный (гласи. — краткая форма от гласный)
В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель — проверить творческое
мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз
свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно
продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.




5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным
будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые
невероятные предположения, — они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в
голову, глядя на рисунок номер один, — это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и
посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).
6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят
придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном
качестве.
За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.
Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.
1 ....................
2...................
3....................
4..................
5....................
6....................
7....................
8....................
9....................
10...................
11....................
12...................
7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, — их можно
увидеть на обоях или на кафеле.
Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.
Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.
8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло
что-нибудь узнаваемое.
На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.




9. У одного фермера на земельном участке растет 11 деревьев (Т). У него есть 22 коровы, и ему
нужно разделить свои угодья на 11 отдельных загонов так, чтобы в каждый поместить по 2 коровы и
чтобы у них было по одному дереву для защиты от солнца. Как ему разделить свою землю, используя
как можно меньше заборов, и так, чтобы в каждом загоне было бы по одному дереву?
10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом
из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.
Это довольно трудное задание, — на странице 106 дана подсказка.




11. Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого — стимулировать
творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей
неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой
день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить
подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или
пятницу.
Стоит поразмыслить вот о чем: может ли этот подарок вообще быть мне вручен, при условии, что он
должен быть сюрпризом? Я знаю, что мне не станут дарить его в пятницу. Пятница — это последний
день, в который можно сделать этот подарок. Следовательно, сюрприза тогда не получится. Значит,
подарок можно вручить мне в четверг. Но тогда четверг становится последним днем, когда они могут
сделать мне сюрприз, следовательно, и в этот день подарок для меня сюрпризом не будет и, значит, мне
его в этот день не подарят. Если логически рассуждать таким же образом дальше, то ни один день
недели, включая понедельник, не подходит. И тогда остается прийти к выводу, что подарок мне так и не
сделают. Есть ли еще какие-нибудь пути решения этого парадокса?
Сначала, когда мы читаем этот парадокс, аргументы кажутся по меньшей мере странными. Однако
он, как и все парадоксы, придуман для того, чтобы вводить в заблуждение, и чем больше думаешь о
нем, тем труднее сохранять ясность мышления.
12. Эти головоломки призваны проверить уровень творческого мышления в задачах, где нужно
правильно разрезать объект и сложить части так, чтобы получилась другая геометрическая фигура. С
каждой задачей уровень сложности повышается.
(1). Вырежьте из картона шестиугольник и разрежьте его так, как показано на рисунке. Сложите
получившиеся части так, чтобы получился квадрат.




(2). Разрежьте звезду и сложите полученные части в шестиугольник.
(3). Сделайте еще два разреза такой же длины, как и сделанные раньше, чтобы получилось пять
частей. Из полученных частей составьте равносторонний треугольник.




(4). Разрежьте квадрат на пять частей так, чтобы можно было сложить восьмиугольник. (На странице
106 мы даем подсказку для этой задачи.)




(5). Разрежьте крест на пять частей и составьте из них квадрат.




Память
Память — это способность мозга хранить информацию и отыскивать ее. Именно благодаря этой
способности нашего мозга мы способны мыслить и обучаться.
Хотя механизмы памяти еще не исследованы до конца, абсолютно точно известно, что чем чаще мы
пользуемся памятью, тем лучше она работает.
Психологи выделяют четыре механизма памяти: припоминание, поверхностное вспоминание,
узнавание и повторное заучивание. Названия первых трех механизмов говорят сами за себя, а четвертый
состоит в том, что, когда нужно выучить материал, с которым мы когда-то уже сталкивались, процесс
запоминания протекает проще, чем в том случае, когда мы имеем дело с совершенно новым
материалом.
Память делится на: непосредственную (сенсорную), краткосрочную и долгосрочную.
Сенсорная память запоминает ежесекундные события, например шумы или передвижения других
людей, и запечатлевает это в виде картинок. Многое из того, что она запоминает, не представляет
интереса и быстро забывается.
Краткосрочная память хранит воспоминания, например, о том, где, когда и с кем нужно встретиться в
ближайшем будущем, что и к какому времени нужно сделать.
Долгосрочная память запоминает такие вещи, как номера телефонов, имена людей, адреса, планы на
лето, а также воспоминания из давнего прошлого, например из детства.
О том, как именно мозг хранит информацию, мы знаем не слишком много. Некоторые ученые
считают, что воспоминания хранятся лишь в определенных отделах мозга, другие — что для хранения
воспоминаний используется весь мозг. Считается, что для каждого вида запоминания, краткосрочного и
долгосрочного, существуют собственные механизмы и что, если информация не перейдет из
краткосрочной памяти в долгосрочную, она будет безвозвратно утеряна.
Разные отделы мозга осуществляют различные функции памяти. Изучение животных позволяет
предположить, что в осуществлении двигательной памяти, по всей видимости, участвуют гиппокамп и
таламус, а в осуществлении эмоциональной памяти — миндалина и таламус.
Исследования также показали, что двигательные навыки «запоминаются» обособленно от
интеллектуальных.
Когда мы что-то видим или мысленно представляем себе, это воспоминание сохраняется в нашем
мозге в виде картинки, наподобие негатива, и его можно вызывать в памяти снова и снова. Так
«фотографируются» все эпизоды нашей жизни, хотя многие из этих «снимков» оказываются для нас
ненужными. Иногда даже самые незначительные события могут оставить глубокий след в памяти и
вызываться из памяти в мгновение ока.
Однако все ученые без исключения сходятся в одном: хотя наши воспоминания исправить нельзя,
саму память можно улучшить: тренировать ее, больше учить наизусть, повторять то, что некогда было
выучено, заново учить то, что было забыто. Существуют особые техники мнемонического запоминания,
то есть запоминания, основанного на ассоциациях, и многие другие методики.
Тесты, которые мы представляем вашему вниманию, направлены не только на то, чтобы проверить
вашу память, но и на то, чтобы развивать ее и учиться концентрировать внимание на изучаемом
предмете.
ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ
1. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 2 минуты, затем перейдите на страницу 36 и
ответьте на вопросы.




2. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 3 минуты, затем перейдите на страницу 36 и
ответьте на вопросы.




3. На изучение этих фигур вам дается две минуты. Затем сразу же начинайте отвечать на вопросы на
странице 36.



4. Благодаря этому упражнению вы сможете проверить, можете ли вы запоминать слова парами,
используя ассоциации. На то, чтобы изучить 12 пар слов, вам дается 15 минут. Мысленно свяжите
между собой эти пары слов какими-нибудь ассоциациями. Затем ответьте на вопросы на странице 36.
СЫР ЩЕТКА ЯБЛОКО МИННОЕ ПОЛЕ
ТЕЛЕФОН ХЛОПОК
ДЕРЕВО ЛЮТИК ВОДА КНИГА
НАРУЧНИКИ ПОРТФЕЛЬ
ПОЧТА ПОЛЕ ШИП ЯХТА СТУЛ
ШАРИК
ВАЗА ИГЛА ВЕТРЯК КИРПИЧ ЗЕБРА
ПЕСОК
5. Изучите фигуры за 15 секунд, затем сразу же ответьте на вопросы на странице 38.



6. Рассмотрите рисунок за 2 минуты и ответьте на вопросы на странице 38.




7. В вашем распоряжении 20 секунд, за которые вы должны рассмотреть этот рисунок; затем ответьте
на вопросы на странице 39.




8. Попытайтесь запомнить следующий текст за 60 секунд. Подождите еще 60 секунд, не глядя на
текст, и ответьте на вопросы на странице 39.
В молитве «Отче наш» — 66 слов. В Геттисбергской речи Авраама Линкольна — 286 слов. В
Декларации независимости — 1322 слова, а в Государственном законе о продаже капусты — 26911
слов.
Газета «Нэшнл рввью».
9. За 90 секунд рассмотрите и изучите данный рисунок. Подождите 2 минуты и ответьте на вопросы,
приведенные на странице 40.
10. У вас есть минута на то, чтобы изучить данную таблицу с цифрами; по истечении минуты
ответьте на вопросы на странице 40.




11. Перед вами 20 предметов из повседневного быта. Постарайтесь запомнить как можно больше
предметов за 3 минуты; затем откройте страницу 40 и ответьте на вопросы.




12. Попытайтесь запомнить как можно больше из этих пятидесяти слов. По истечении 5 минут
откройте страницу 41 и ответьте на вопросы.
ЖИВОТНОЕ ПТИЦА ФРУКТ ОВОЩ МОНЕТА
Лама Галка Виноград Брюква Рубль
Морж Зяблик Апельсин Свекла Пиастр
Слон Синица Груша Морковь Злотый
Корова Ткачик Слива Горох Марка
Рысь Ласточка Яблоко Огурец Лира
РЫБА НАСЕКОМОЕ ЦВЕТОК ЦВЕТ КАМЕНЬ

Сельдь Пчела Астра Зеленый Бриллиант
Лосось Стрекоза Ромашка Синий Сапфир
Карп Муравей Тюльпан Янтарный Изумруд
Форель Жук Фиалка Фиолетовый Гранат
Пескарь Блоха Гвоздика Желтый Оникс
13. У вас 5 минут на то, чтобы изучить данные фигуры, затем ответьте на вопросы на странице 41.

стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>