ОГЛАВЛЕНИЕ

Картографирование сновидений





Составление каких-либо карт ? это, естественно, не цель, а метод. При составлении карты вы, знакомясь с окружающей средой, ориентируете себя в пространстве. Давайте представим некий компьютерный квест, где игровое пространство закрыто ?туманом войны?. Аналогия с миром сновидений натянутая, но вполне приемлемая. Кто-нибудь из вас встречал компьютерные игры, миссия которых состояла бы в раскрытии карты? Нет. Но зато имеется много игр, в которых мы, убирая ?туман войны? и раскрывая карту, находим решения квестовых миссий. Истинный геймер знает, что в накрученных играх без карты не обойтись. Ориентация в пространстве экономит время и силы, тогда как отсутствие карты преращает интересную игру в занудное блуждание по кругу. Составление карты сновидений ? это метод, а не цель. Причем, карта сновидений не является сновиденным миром, так же как глобус не является земным шаром. Карта снов ? это искусственно созданное пространство, в той или иной мере отражающее наше описание определенного набора сновидений. Карта не может описать все ваши сновидения. Она ограничена основополагающим выбором элементов ? то есть, кто-то может картографировать местность сновидений, кто-то ? совокупности ощущений, кто-то будет ставить акцент на другие компоненты сна. ?Хакеры сновидений? выбрали картографирование местности. Почему? Они решили, что это будет методом неделания сновиденного описания. При данном выборе сновидящий исключает часть внутреннего диалога, связанного со спрайтами снов. Спрайтами хакеры назвали персонажей наших сновидений. По мнению ?хакеров?, сновидение ? это пузырь восприятия, включающий в себя небольшое пространство, атрибутами которого могут быть спрайты и фон окружения. Некоторые сновидения не имеют ни спрайтов, ни фона.

Давайте немного отвлечемся от темы и поговорим о классификациях снов. А этих классификаций ? тысячи. К примеру, Патриция Гарфильд предлагает классификацию универсальных сновидений, которая подчеркивает эмоциональную составляющую и делит типы снов на пары противоположностей: сны о падении и сны о полетах; сны о потерях и сны о приобретениях и т.д. Это одна из наиболее элегантных классификаций, но она насчитывает около 36 видов сновидений. ?Хакеры? придумали свою классификацию и свели ее до 4-х видов:

? бредовые петли (это обычно крайне схематизированные сны, с однообразно повторяющимися сюжетами; как правило они снятся людям во время болезней, в дни упадка сил и замороченности; хорошо запоминаются; во многих случаях ?петли? крутятся все 5-6 периодов REM-сна; для начинающих сновидящих они практически бесполезны; для опытных юзеров являются прекрасной возможностью перехода в осознанные сновидения; и что интересно, ?петли? часто имеют минимизированный фон окружения с почти полным отсутствием спрайтов; ?хакеры? считают этот вид сновидений эквивалентом отладочной программы).

? чат (сны, содержание которых на 80-90% состоит из болтовни, монологов и диалогов; обычно плохо запоминаются; чаще встречаются во 2,3,4-ом периодах REM-сна; при активной практике сновидящих трансформируются в 3 и 4 виды).

? яркие сны (сновидения, с насыщенным фоном окружения, со сложным сюжетом и колоритными спрайтами; чаще встречаются в 1, 5 и 6-ом периоде REM-сна; поставляют сновидящим основной материал для создания карт.)

? прозрачные сны (на начальных стадиях практики редки; хорошо запоминаются; часто неправильно интерпретируются как осознанные сновидения; вовлекают моменты осознания того, что ты спишь и знаешь, что ты спишь).

?Хакеры? считают, что ОСы вообще не являются сновидениями. Повторяю, это лишь одна из многих классификаций. По большому счету, она ничем не отличается от других, и я предложил ее вашему вниманию только для того, чтобы показать ограниченность сновиденной картографии (которая, как вы уже поняли, в основном, эксплуатирует 3 и 4 виды сновидений). Зачем нужна такая ?бета-версия? (то есть, урезанная модель)? И почему бы не создать нечто более глобальное? Например, описание, похожее на таблицу Менделеева, где валентность чувств, столбцы визуалированных образов и концентрация на определенных энергетических центрах тела могли бы определять парадигму и ориентацию ощущений? (Во, блин, сказал!) Все эти вызовы в пределах вашей досягаемости. Вы прожили треть жизни в сновидениях и являетесь экспертами в этой области. Составляйте свои модели и классификации. Есть правило китайца Ю ? сначала ты пашешь поле, а потом это поле питает тебя. ?Попотейте? над своей моделью, ониатем модель будет работать на вас. А ?хакеры? ? лентяи. Поэтому они и сляпали ?бета-версию?. Их метод ? не врата сновидений. Обычный подкоп под стеной неизвестного.

Я встречал много хороших людей, которые с тем или иным упорством примеряли на себя метод ?поиска рук в сновидении?. И знаете, мало кто из них добился успехов. Два-три удачных сновидения в год ? типичный случай. Находились счастливчики, которым это удавалось без труда (или с трудом, но удавалось). А тысячи людей ?отваливались? от толтековских практик, считая себя неспособными, слабыми или чего-то там непонявшими. Они потом отыскивали ?объяснения? своим неудачам, но в душе у них оставалась тоска по тем удивительным возможностям, о которых писал Кастанеда. ?Хакеры? предлагают им новую возможность ? вход в мир осознанных сновидений через узкий лаз искусственно созданной замены. Если Орел удовлетворяется заменой, созданной перепросмотром жизни, то почему бы ему не проглотить суррогат из пересмотренных снов?

Ну, что? Полезем в подкоп? Давайте начнем наш квест и немного рассеем ?туман войны?. Так сказать, осмотримся.

Что необходимо сновидящему, пожелавшему попрактиковаться в картографировании? Первым делом, дневник сновидений. Держите его поближе к ложу. И карандаш с резинкой. Вспомнили сон, тут же его записывайте. Нарисуйте схему местности ? горный хребет, озеро, поляну с дорогой. Видели себя в каком-то доме? Не надо мелочиться на рисование комнат ? просто отметьте этот дом и все, что его окружает. Увидели ложбину, которая на глазах превращается в гору. Так ее и назовите ? ложбина/гора. Конкретика не особенно нужна. Но чем больше усилий вы вложите в начале, тем быстрее будет прогресс. На схеме расставьте надписи, поясняющие детали ландшафта. Через месяц вы будете смотреть на этот рисунок так, как будто видите его в первый раз. И надписи вернут вам воспоминания. Рядом со схемой вкратце опишите сюжет сна. К примеру, ?Встреча с олли. Оно посмотрело на меня, и я описался. Страх унес мое внимание в другой пузырь восприятия (то бишь, новый сюжет сновидения)?. Нумеруйте каждый описанный вами сон. При описании отдельного сновидения ориентация по сторонам света не нужна. Через некоторое время в собранной вами коллекции снов начнут происходит интересные преобразования. Некоторые пузыри сновидений будут сливаться. Типа приснился вам институт, потом родной дом, потом третий сон, который соединил все три сновидения в цепочку объединенного пространства. Лучше всего вспоминается последний сон, поэтому научитесь ?мягко? просыпаться. Подключите намерение ?вспоминать свои сновидения? при каждом пробуждении. Вцепившись в хрупкое воспоминание какой-то сцены, верните в осознание весь сон. Небольшая практика, и вы сами разработаете свое методу воспоминаний. Главное, делайте записи ежедневно. Не уловили сон этой ночи, опишите другое сновидение, которое вы вспомнили. Но каждый день! (Или хотя бы стремитесь к этому).

Давайте немного отвлечемся и поговорим об ориентации. Допустим, у вас скопилась сотня описанных снов, и вы по- прежнему не знаете как расположить их на карте. Ну, возможно, пару снов сложилось в один кусок, а остальные так и болтаются в воздухе. ОК! У вас есть две возможности ? лично продолжить сборку карты из тысячи пузл. Или воспользоваться опытом ?хакеров? и тем самым сэкономить три-четыре года жизни. Тем, кто предпочитает ?чистоту эксперимента?, я советую выбрать первый вариант. Остальным будут предложены ориентиры, вокруг которых можно группировать описанные вами сновидения.

В начале исследований мы наняли несколько психологов для решения проблемы ориентации. Они провели кучу тренингов с привлечением наших ребят и добровольцев, ничего не знавших о проекте. К примеру, собирали группу из десяти москвичей и просили их описать какой-нибудь памятник. Типа, как вы его видите? С какой стороны? Откуда вы к нему подходите? А вот вам другой монумент. С какой стороны вы его видите? И т.д. Напрасная трата денег. Конечный вывод экспертов таков: каждый человек в определенный период времени учится ориентации по сторонам света. Для этого он выбирает две точки ? свою позицию и какой-то объект, которому он присваивает значение ?север? или ?юг?, или ?запад?, или ?восток? относительно своего местоположения. Всю дальнейшую ориентацию он выстраивает по этому предмету, то есть, некое направление для него становится главенствующим. И якобы эксперименты в группах каким-то образом подтверждали эту гипотезу. Но нам от нее не было ни холодно, ни жарко.

?Хакеры? разбились на две банды. Одна практиковала уже указанный способ постепенного сращивания сновидений. Другая расставляла номера сновидений на карте, полагаясь на интуицию (халявщики ? они и есть халявщики). Первый метод принес множество интересных открытий. Второй, хотя и вносил массу сумятицы, оказался в конечном счете ничем не хуже первого.

А что же это были за открытия?

1. Прежде всего, сновиденный мир (вернее, модель, описывающая его) оказался довольно маленьким пространством. К примеру, там имеется только один город. Мне довелось жить во многих странах. В России я не был лишь на Дальнем Севере и Дальнем Востоке. Но на карте сновидений есть только один Город ? воплощение всех виденых мной городов ? с элементами Питера, Минска, Кузбасса, Ташкента. Переходы и слияния этих мест удивительно гармоничны и естественны. А вокруг Города имеется тысячи тупиковых пузырей (сновидений) ? дачные поселки, дома друзей, направления в пространства, о которых я слышал, но в которых не был.

2. Центром сновиденного мира является дом сновидящего. Краями света служат ?граничные пределы? (лично мне этот термин не нравится, но что еще ждать от хакеров? Хорошо еще что не какой-нибудь ?кирдык на мапе?). Граничные пределы ? это края сновиденного мира (обычно горные хребты, моря, реки, дюны, пустыня). Дальше этих пределов пройти (пролететь, проплыть) невозможно. На данный момент замечено, что южный и западный пределы незыблемы. Северный по ходу практики сдвигается вдаль. На восточном краю карты имеется несколько ?белых пятен? (ну, очень запретная зона!).

3. На карте сновиденного мира есть множество мест, которых не существует в повседневной реальности. К примеру, Нижние миры, зона катаклизмов, лабиринты и т.п.. О лабиринтах я уже рассказывал.

4. (Главное, а чуть не забыл!) Мы едва не спятили, когда вдруг осознали, что наши карты в основных деталях схожи. Некоторые особые места имеются на картах у всех сновидящих. Вот, к примеру, К. пишет о гигантском сооружении, имеющим связь со стадионом. И у меня такая формация есть. А поскольку я знаю, где она находится на карте, то могу подсказать К. ее местоположение и тем самым помочь в составлении макета. А если при этом сообщить ей о других близлежащих ориентирах, у нее может произойти очень забавный инсайт ? она вдруг вспомнит, что была там сотни раз, и на какое-то мгновение ее охватит непередаваемое словами чувство ? чувство воспоминания снов. Еще одно открытие пришло с находкой двух мест ? заповедника и тюрьмы (у некоторых, были такие варианты: ?полицейский компьютер? ? разумный, злой, деструктивный; концлагерь с плачами-изуверами; армейская учебка и т.д.). В первом месте вы много чего найдете. Во втором месте вы были не раз и много чего потеряли. Так вот ?хакеры? заметили, что при правильном ведении практики (при настойчивом поиске нужных мест и аккуратном ?ускользании? из мест ненужных) сновидящий начинает вовлекаться в потрясающий процесс. Каждое новое воспоминание и описание сновидения вдруг станет втягивать вас в череду других воспоминаний (десятилетней, двадцатилетней давности). Сотни мест, где вы были сотни раз ? и все это в одной яркой вспышке. В такие моменты человек переживает очень мощное состояние. Эйфории в нем мало, скорее какая-то жажда ? быстрее! еще! Реальность, близкие вам люди, работа, весь окружающий мир, каким-то образом оставляют вас в покое. Вы здесь и не здесь. На какой- то грани. Сны становятся прозрачными. Вы осознаете себя во сне почти каждую ночь. Достижения пьянят. Слова Кастанеды и дон Хуана обретают новый смысл. Вы видите в них то, чего не понимали раньше. А потом вдруг бах! Падение, полная ?обесточка?, и в невыносимой депрессии хочется спрыгнуть с крыши. И снова по крупицам надо собирать силы, продолжая практику. До новых пиков и новых падений... Вот так, ломая какие-то препоны в себе... А потом вы берете свою карту сновидений, разминаете ее и используете по назначению. Она вам больше не нужна. Но к тому времени, как правило, на ней уже не остается ?тумана войны?. И тогда вы обращаете взор на несколько странных ?белых пятен? и на пределы тоналя. Но, как говорит Лолита из ?Утренней почты?, это уже совсем другая история.

2001 год.







так... еще добавочка... ответы на вопросы

1. Можно ли картографировать вселенную, окружающий мир и мир сновидений?

- Да. Это уже делается с древнейших времен, о чем свидетельствуют карты, глобусы и рисунки шаманов. Для ориентации в пространстве используется несколько систем (к примеру, декартова, а также система угловых координат).

Ориентация необходима в любых областях человеческого знания, в том числе она нужна для сновидящих. Вспомни, как дон Хуан постоянно спрашивал Кастанеду - откуда прилетели вестники, с юга или севера? куда его нес ручей, в каком направлении?

2. Зачем необходимо составлять карту сновидения?

- Во-первых, это неделание сна, то есть акцент внимания ставится не на внутренний диалог (который, как верно заметил Рей, пробрался и в наши сновидения), а на то, что многие люди никогда в сновидениях не выделяли - на местность, где происходят события снов.

Во-вторых, при составлении карты сновидений происходит пересмотр снов. Споры о важности такого действия настолько же бесперспективны, как и споры о пересмотре жизни. Считаете нужным - делайте. Это способ обретения силы и знания. Дело добровольное. Моя бабушка, к примеру, этим не занималась, и дедушка - тоже. )

В-третьих, составление карты было стратегическим приемом "хакеров сновидений". Конечный эффект этого приема можно описать как "взрывное" воспоминание почти всех сновидений жизни. Воспоминание не в плане того, что я сказал кому-то и что мне потом ответили. Нет, это воспоминание тех мест, где я был в своих сновидениях - то бишь, тех позиций точки сборки, которые вовлекались в сновидения. Именно тогда у многих сновидящих начинается стабильное видение осознанных сновидений. Именно тогда они начинают задумываться над тем, а что делать дальше? Каким намерением обеспечить себе дальнейший поиск знания и свободы?

3. Все люди время от времени видят в сновидениях лабиринты, гигантские сооружения и граничные пределы личного пространства, за которые им никак не удается пройти. Они видят сходные сны, со сходными сюжетами и персонификациями. Психологи называют этот феномен архетипизацией и усматривают в нем некий общечеловеческий пласт сознания. (Мы с тобой могли бы посоветовать им почитать Кастанеду, и они бы поняли тогда, что речь идет о человеческой полосе сознания.) Да, лабиринты - вещь символическая. Это проявление каких-то энергетических составляющих вселенной. Наш разум преобразует их в шаблон, который по абсолютно непонятным причинам видится людьми как лабиринт.

...А насчет того, почему люди попадают в лабиринты, могу высказать свое мнение.

Лабиринт - это часть программы, вложенной в наше сознание летунами. Лабиринт - это программный "червь", который развивается в нас, растет, пожирает энергоресурсы и память, а затем заменяет человека собой, своими законами и правилами. Вот почему я считаю Дока чудаком - он обречен на поражение в своей битве с летунами. И в то же время я глубоко уважаю его. Он борется с ними!

Я знаю, что летуны - лишь персонификация неких сил или энергий. Поэтому "хакеры" решили "взломать" их импринт - ту "вставочку", которая отучила нас быть свободными.

Сергей Изриги:

Зачем необходимо составлять карту сновидения? - Во-первых, это неделание сна, то есть акцент внимания ставится не на внутренний диалог (который, как верно заметил Рей, пробрался и в наши сновидения), а на то, что многие люди никогда в сновидениях не выделяли - на местность, где происходят события снов.

Сергей, меня вот что смущает. Во многих снах не все переводится в образы. Главное - это атмосфера сна. Именно ее я запоминаю, и потом, если хочу вспомнить сон, то вспоминаю эту атмосферу, и через нее вспоминается все остальное. А атмосфера сна, конечно, отчасти выражается образами сна (типа замкнутое-открытое, темное-светлое и т.д.), но не точно и без детализации. Да и зачем ее выражать, когда можно воспринимать и запоминать ее в чистом виде? Понимаешь, не ягуара или тощего длинного страшного человека, а присутствие. Саму атмосферу этого существа. Как Ла Горда делала. Мне кажется, одна из важнейших задач для сновидящего (и для видящего) - это научиться хорошо различать эту атмосферу. Различать не как теплое-холодное, а гораздо более детально, глубоко и полно. Это - универсальный язык вселенной. Не символы для объектов, а сами объекты. Атмосфера объекта несет полную информацию о нем. Но не переведенную в символы. Не проинтерпретированную. Отказаться от образов и вспомнить, в каком месте какая атмосфера была. Мы автоматически интерпретируем ее как образы, но это всего лишь интерпретация. Даже дон Хуан говорил, что он видит то же самое место в сновиденном мире иначе, чем КК. А мир тот же самый. Помните прогулку по базару?

Собственно, когда ты начал говорить про карты, я подумала, что карту надо составить не из картинок, а из тонких ощущений. (Естественно, при этом внимание тоже переводится со внутреннего диалога вовне.) Но я не очень представляю, как можно ориентировать их в пространстве. Наверно, можно. Но... К чему их привязать? Какая точка отсчета? Обычно во сне присутствует единственная точка отсчета - ты сам. Можно сказать "справа-слева, вверху-внизу" и т.п. Но... это как бы не очень удобно для картографии. Потому что ты всегда в центре, а все остальное - вокруг тебя. Оно всегда вокруг тебя. И оно будет налагаться одно на другое, если взять разные сны. Нужно ввести еще одно измерение. Может быть, отмечать сны на собственном теле? Скажем, сегодняшний сон - в этой точке, вчерашний - в той. Точки, правда, получаются не на физическом теле. Опять же, что идентифицирует сон? Его атмосфера. Его определяющий фон, я писала когда-то про него. И где находится точка, однозначно соответствующая определяющему фону? Только не говорите мне, что это положение ТС. Сама знаю, но только что это дает практически, если я не вижу свою ТС и не умею перемещать ее по своему желанию вправо-вверх на 2,17 мм... )) Что-нибудь такое, за что можно ухватиться? Если я попадаю в какое-то место во сне, в котором я когда-то была, то я узнаю его именно по его атмосфере, а вовсе не по интерьеру/ландшафту. И кроме того, мне никогда не снятся в точности те же самые образы. Например, мне много раз снилось здание вуза, где я училась, или моя школа, но образы никогда не повторялись. Всегда было что-то другое.

Сергей Изриги:

Конечный эффект этого приема можно описать как "взрывное" воспоминание почти всех сновидений жизни. Воспоминание не в плане того, что я сказал кому-то и что мне потом ответили. Нет, это воспоминание тех мест, где я был в своих сновидениях - то бишь, тех позиций точки сборки, которые вовлекались в сновидения. Именно тогда у многих сновидящих начинается стабильное видение осознанных сновидений.

Вот это было бы здорово. Но только вот с картой не всегда понятно. Мне иногда снятся совершенно неописуемые пространства. Все ощущения конкретные, а вот где оно, как ориентировано и т.д. - абсолютно неясно. Как бы даже и вопрос такой неуместен.

А кстати, вот еще проблема. Ну, даже, допустим, тебе снится комната. Ничего другого, только эта комната. Как ты узнаешь, где тут юг, где восток? Действие происходит в комнате, ты из нее никуда не выходишь, Солнце в окно не светит, компаса нет. Потом другой сон. Ни до, ни после ты в этой комнате не бывал. Как поместить ее на карту? В какое место? В какой ориентации? Она вырвана, она - обрывок. А вот если "картографировать" по другим признакам, скажем, по освещению, то уже можно систематизировать. Скажем, 1) темные места; 2) полумрак; 3) яркий свет. По тяжести-легкости тоже можно. По объему пространства вокруг тебя. И т.д.

Сергей Изриги:

Именно тогда они начинают задумываться над тем, а что делать дальше?

Maxx:

круто. А чего откладывать-то? Чего бы сейчас не задуматься? Конечный эффект - взрывное воспоминание. Это что, цель такая?

Не конечная цель. Промежуточная. Человек не обретет целостности себя до тех пор, пока не вспомнит все свои сны. Ведь целостность себя - это осознавать себя во всех положениях ТС, где ты был. Чтобы ничего не оставалось за кадром, чтобы не было "другого тебя". Ты - единый, цельный, помнишь все, что с тобой было.

Сергей Изриги:

Да, лабиринты - вещь символическая. Это проявление каких-то энергетических составляющих вселенной. Наш разум преобразует их в шаблон, который по абсолютно непонятным причинам видится людьми как лабиринт. Вот K. полагает, что зерно этого шаблона закладывается в наше сознание в пренатальный (дородовой) период. И тут возникают вопросы: кем закладывается, как? и с какой целью? (А ты говоришь, что здесь нет причин для анализа.)

Я полагаю, что во вселенной действительно есть эти самые лабиринты. Потому что во вселенной есть трубы, которые соединяются. Есть такой образчик во вселенной. Кишки, норы, пещеры, мир неоргаников (?) Никто специально в нас не закладывает этого образа. Это универсальная модель, которой мы располагаем, будучи частью универсума.

Добавлено в [mergetime]1143133183[/mergetime]:
На веру я конечно ничего не воспринимал... но идея мне просто понравилась)



ОГЛАВЛЕНИЕ