<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* по уже прозвучавшим анекдотам можно определить, какие кажутся смешнее;
* в кругу сослуживцев лучше принимаются профессиональные анекдоты, в
интеллектуальной среде - сложные, с тонкой или глубокой мыслью, в юношеской -
на молодежные темы, среди давно женатых - про измену и взаимоотношения
супругов и т. п.;
* аудитория, уже настроенная на веселый лад, смеется даже не особенно
смешным и известным анекдотам;
* но никогда не рассказывайте нецензурные и похабные анекдоты в присутствии
женщин и детей, как бы они ни просили.
Впечатление все равно останется неприятным, даже если это вызовет смех.
Рассказывайте и наслаждайтесь - вниманием, одобрением, а то и восхищением.
Должен сказать, что это - лучшие лекарства против закомплексованности в общении.
Они формируют и закрепляют уверенность, что вы не хуже других можете увлечь
людей, пусть пока только анекдотом.
В конце раздела - как всегда, советы.
* не пожалейте усилий, чтобы научиться интересно, ярко, профессионально
рассказывать анекдоты;
* наиболее смешные из услышанных или прочитанных запоминайте,
отрабатывайте интонационно, мимически и в жестах;
* не стесняйтесь рассказывать хорошо отработанные анекдоты при каждом
удобном случае, это не только избавит от закомплексованности в общении, но и
позволит легко стать своим в любой компании, быстро находить общий язык с
малознакомыми людьми, снимать излишнюю напряженность и трения в коллективе.
Интервью
Вопрос "на засыпку": может ли у вас проявиться закомплексованность в
следующей простенькой ситуации - вас спрашивают о чем-либо, а вы отвечаете?
Вопрос - ответ. Глубже, глубже анализируйте! Ну, так что: да или нет? Учитывая,
что на курсах большинство слушателей отвечали отрицательно, надо полагать, что и
ваш ответ будет таким же.
А теперь конкретизируйте ситуацию. Вопросы задает не один человек, как вы
подумали, а все слушатели учебной группы, перед которыми вы стоите. У них задача
- смутить вас. О! На наших занятиях они знали, как это делается, и изобретали самые
настоящие садистские вопросы, например: "Вы обманули кого-нибудь? Расскажите,
как это происходило!", "Вы же наверняка хоть раз что-то украли. Как это получилось
и мучают ли вас до сих пор угрызения совести?", "Какую самую большую подлость
вы совершили в своей жизни и что при этом чувствовали?", " Ваши представления о
сексе?", "Только скажите честно, были ли или есть ли у вас любовники и как вы
совмещаете это с супружескими обязанностями?", "Кого вы ненавидите, как долго и
в чем это проявляется?", "А почему вы покраснели?" и т. п.
Сможете достойно выкрутиться? Или - кровь в лицо, мысли мечутся: "Сказать
правду, но как тогда будешь выглядеть? Соврать, а если не поверят и уличат еще?
Молчать тоже нельзя". Словом, хоть сквозь землю провались. И теряетесь!
Закомплексованность в общении заполняет и душит вас. Нереальная ситуация,
скажете. Очень даже реальная и не так уж редко встречающаяся. К примеру, вы
провинились и держите ответ перед собранием. Или друзья, не особо стесняясь,
высмеивают вас. Или участвуете в разговорном шоу, в котором пытают вопросами
вроде тех, что вы по телевизору смотрите. Или попали в сферу общественного
внимания, и корреспонденты просто атакуют вас. Или даете интервью…
Но дело не в самой ситуации, а в том, чтобы вы смогли достойно противостоять
натиску и не впадать в панику. Здесь только аутотренинг поможет. Продумайте,
очень хорошо продумайте и запишите все пришедшие в голову вопросы, ответы на
которые могут вызвать у вас смущение и закомплексованность в общении.
Понаблюдайте за аналогичными ситуациями в вашем окружении, трудовом
коллективе, по телевизору, примерьте на себя прозвучавшие в них вопросы и по
такому же принципу зафиксируйте. Учтите, что смущающие вопросы будут
различаться в зависимости от вашего возраста, профессии, пола и конкретной
обстановки.
А теперь, конечно, проработайте ответы. Добейтесь, чтобы они были по
возможности лаконичными, яркими, вызывающими смех. Не обязательно отвечать
прямо на вопрос, можно сделать это уклончиво, отшутиться, ответить вопросом на
вопрос. Как у классика: "Вы хотите поставить нас в тупик своими вопросами, а мы
поставим вас в тупик своими ответами!". "Обманывали, воровали? - Да! В детстве и
по мелочи, как и каждый из вас. До сих пор стыдно. Поэтому на всю жизнь зарекся".
"Насчет большой подлости - у меня еще все впереди. О чем я нисколько не жалею".
"Представления о сексе? - Да, такие, как и у вас. Одни и те же фильмы смотрим. Или
у вас совсем другие представления? Интересно бы послушать". "Любовники? -А что
вы понимаете под словом "любовник"?" "Свою тещу я очень люблю. А больше
ненавидеть мне некого!", "Краснею я из-за ваших бесстыдных вопросов". Не найдете
метких ответов сами - подсмотрите, подслушайте, прочитайте и понравившиеся
примите. Их надо заучить! Пусть не слово в слово, но по смыслу.
Вот теперь объявляем готовность номер один к "интервью". Соберите свою
учебную группу, разделите между ними вопросы и дайте установку - задать их вам и
как можно наглее. Это не одно и то же - отвечать самому себе и даже заученное
проговаривать, глядя в пытливые и насмешливые глаза. Преодолейте робость и
смущение, сделайте голос твердым и звонким, а фразы отточенными. Глубоко
вдохните, произнесите самовнушающую фразу. Смотрите прямо в глаза. И отвечайте
понахальнее. Лучше лаже с импровизацией.
Как только почувствуете, что держитесь заметно увереннее, усложните тренинг.
Дайте задание группе - задавать как можно более каверзные вопросы. Тут уж
держитесь, не поддавайтесь натиску, на ходу изобретайте достойные ответы, у вас
есть уже какая-никакая практика, укрепите ее в импровизации. По очереди меняйте
интервьюируемых, чтобы труднее было предугадать вопросы и заготовить ответы.
Набрались уверенности -выходите в жизнь. Смелее участвуйте в различных КВН,
ток-шоу и т. п.
Практические советы нужны?
* Запоминайте ставящие вас в тупик вопросы, разрабатывайте яркие,
остроумные ответы, затем заучивайте их.
* Практикуйте учебно-тренировочные интервью или шутливые перепалки с
друзьями, это поможет преодолеть ненужные страхи.
* Смелее и даже нахальнее напрашивайтесь на роль интервьюируемого на радио
и телевидении, в общественных мероприятиях, но возможности организуйте их
сами, настойчиво преодолевая закомплексованность в общении.
Выступающий
Нравится это или нет, но жизнь приготовила вам целую палитру выступлений.
На семейных торжествах, в учебных аудиториях, на производственных совещаниях,
общественных мероприятиях и мало ли еще… Каких-то вы, конечно, сможете
избежать. Но как, например, не поздравить родителей на юбилее или серебряной
свадьбе, друзей с рождением сына-дочери, внука-внучки? Не можете также
отказаться отвечать урок или выполнять задание у доски, защищать дипломную
работу, написанную диссертацию, отстаивать свое мнение на производственном
совещании…
Поэтому напористее преодолевайте закомплексованность в общении и
выступайте. Чем чаще, тем лучше. Тем быстрее приобретете стабильную
уверенность. Будьте решительны! Не ждите, пока кто-то спросит: "Ну а вы-то что
молчите?" А чтобы легче было справиться с этой ситуацией, проанализируем
причины закомплексованности в ней и способы их преодоления.
* Возможно, у вас слабый голос, плохая дикция или врожденные недостатки
речи. Из-за этого вы боитесь, что вас не услышат или не разберут, о чем вы говорите.
Да вдобавок от закомплексованности голос "садится" еще больше, буквально
пропадает, а заикание, картавость - усиливаются.
* Возможно также, что у вас нет элементарных ораторских умений и навыков.
Их отсутствие - распространенная причина робости. А тут вы еще боитесь, что
слушатели заметят и обязательно осудят или посмеются: "Говорить совсем не умеет,
а зачем-то вылез".
* Если вы слабо знаете то, о чем собираетесь говорить, тогда мысли путаются и
вы никак не можете подобрать нужное слово или фразу. Речь постоянно сбивается,
паузы затягиваются. Через это все проходят еще в школе, но у многих эти проблемы
остаются на долгие годы.
* Иногда вы комплексуете при выступлениях на темы о собственных
достижениях и недостатках, любви и сексе, о сокровенном и другом специфическом.
* Бывает, что воспоминания о случившемся провале оказываются настолько
тяжкими, что вы чувствуете себя опозоренным и даже думать о каком-либо
предстоящем выступлении - выше сил.
Вот и справляйтесь с этими причинами! Определитесь вначале с темами
выступлений. Если у вас нет профессиональных или политических, то, мой совет,
вначале сосредоточьтесь на бытовом красноречии. Поздравить с днем рождения,
праздником, юбилеем, с новорожденным, на свадьбе, соболезновать на похоронах -
без этого никак не обойтись в жизни. Можно, конечно, и промолчать или отделаться
двумя-тремя словами. Но ведь вы же сами не раз наблюдали, как разваливается
торжество без ярких и красивых тостов, в большинстве случаев превращается в
обыкновенную пьянку, простите за грубость. А все потому, что закомплексованность
в общении не лает проявиться духовному и интеллектуальному. Или провожаете в
последний путь близкого человека. Как много значит здесь умное, сердечное слово!
Однажды на похоронах вдова с горечью и обидой сказала: "Неужели мой муж
ничего хорошего не сделал в своей жизни, что не нашлось добрых слов сказать про
это". Как тягостно было слышать!
Поэтому долго не раздумывайте. Соберитесь с мыслями и разработайте
небольшие, в три-четыре минуты, речи по каждому бытовому торжеству или
печальному событию. Скажете: "Ничего не получится, потому что их каждый раз
нужно готовить для конкретного события и конкретных людей". Это правильно. Но
только и общего в них немало. На торжествах - это разделить радость, поддержать, а
то и поднять настроение. Сказать, что помните и всегда помнили, очень цените
дружбу и внимание, уважаете, восхищаетесь, преклоняетесь… Рассказать о наиболее
ярких эпизодах, прочитать стихи, спеть, станцевать… И все это подать с юмором,
может быть, с анекдотами или смешными случаями, ярко, красиво, празднично… На
высоте будете, вне всяких сомнений! А на похоронах - соболезновать, разделить
горе, поддержать родственников и друзей в тяжелую минуту, сказать, что такова
жизнь, как бы горько ни было… И произнести обязательные, веками
отшлифованные слова: "Спи спокойно. Пусть земля будет пухом!"
Разработали? Что, блекло как-то? Не переживайте, так всегда бывает, когда нет
опыта. Послушайте, посмотрите, кто и как говорит на эти темы. Понравившееся
запомните, запишите. Почитайте сборники тостов и поздравлений, выступлений на
печальных событиях. Ох какие там есть интересные! И впечатлившее внесите в свои
речи. Вот и стали они уже привлекательнее.
Заучите! Наговорите на магнитофон, внимательно прослушайте и по
впечатлениям подкорректируйте. Теперь - перед учебной группой. Выступайте!
Проследите, чтобы поздравления звучали радостно и торжественно, а
соболезнования - горестно и печально. По замечаниям вновь подкорректируйте.
И… в жизнь! Дождитесь события. Заранее адресно подкорректируйте речь. То
есть постарайтесь, чтобы она вобрала в себя особенности предстоящего торжества
или печали и его участников. Например, этапы жизни юбиляра, особенные моменты
серебряного или золотого супружества, не забудьте упомянуть успехи детей или
внуков и т. п. И скромненько так, где-то в середине события: "А можно мне сказать?"
- "Да, конечно же. Говорите, говорите" - обязательно так ответят. Вот и пробил ваш
час. Все взгляды - на вас. Отступать некуда, позади - закомплексованность в
общении. Начинайте! Если есть еще необходимость, то с глубоким вдохом и
самовнушающей фразой! Говорите, не отводя взгляда от слушателей! Пытайтесь по
их лицам угадать, какое впечатление произвела ваша речь. Чтобы затем вновь
подкорректировать ее и усилить.
Если хорошо отработали выступление и ярко произнесли его, сразу
почувствуете, что уверенности прибавилось, а закомплексованности в общении
убавилось. Да и голос посильнее как-то стал, дикция - почетче, заикание -
уменьшилось, и воспоминания о былых провалах почти угасли. Считаете, этого
недостаточно? Хотелось бы говорить и поинтереснее, и поярче? Что ж, вполне
понятное желание. Тогда поизучайте пособия по технике речи и ораторскому
мастерству. В том числе и мое, которое скоро уже будет издано. А затем смелее
начинайте выступать на производственных собраниях и совещаниях, семинарах и
конференциях. Все ближе и ближе подступайтесь к речам политическим - на
митингах и встречах с людьми. Кто знает, может быть, со временем вы станете
выдающимся оратором.
А чтобы окончательно убедить вас в этом, приведу только две цитаты из
авторитетнейшего Дейла Карнеги: "Никакая другая способность, - говорил Чонси М.
Депью, - которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой
быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо
говорить". И другая: "Способность выступать, удовольствие, которое я при этом
испытываю, дополнительная польза, которую я могу приносить обществу, - все это
входит в число самых радостных явлений в моей жизни".

Выводы хочу предложить следующие.

* Увлекитесь на какое-то время бытовым красноречием. Научитесь радостно
произносить поздравления и горестно -речи на похоронах. Одобрительная реакция
собравшихся вдохновит вас и, может быть, побудит к овладению ораторским
мастерством.
* Приобретенные ораторские умения и навыки смелее переносите в широкую
аудиторию. Чаще выступайте и постоянно совершенствуйте свои речи. Это всегда
поможет в преодолении закомплексованности в общении.
Учитель
Не хотите на время ощутить себя учителем? Нет? Зря-зря! Это поможет сильно
продвинуться в избавлении от закомплексованности. Сама профессия практически
искореняет этот недостаток. Все время на виду, перед детьми, родителями,
учителями. И зачастую надо одновременно мыслить, говорить, следить за
дисциплиной. Сможете? Или очень трудно? Хорошо! Учителем можете не быть, но
тренинг соответствующий пройдите. А тем более если готовитесь стать педагогом.
Вспомните школьные годы. Какова примерная схема урока? Вначале учитель
объясняет новый материал. Затем спрашивает: "Кому и что непонятно?" и терпеливо
отвечает на вопросы. Ответы у доски. Домашнее задание. И звонок!!! Вот по этой
схеме и готовьтесь. Выберите любую тему, которую лучше знаете. Разработайте по
ней "объяснение нового материала" на десять-пятнадцать минут. Составьте также
краткий план урока в соответствии со схемой. Все! Этого достаточно.
Соберите свою учебную группу. Думаете, ваши "ученики" будут сидеть
спокойно и слушать ваши объяснения? Н-е-е-ет! Вспомните, как вам не хотелось
внимать словам учителя. Как шептались-перешептывались, стреляли из резинки,
писали записки, строили различные каверзы. Вопросы старались задавать поколючее
и поехиднее. Изо всех сил глупили при ответах у доски. И с каким плохо
скрываемым напряжением дожидались звонка. Дурачились! Вот и поставьте перед
группой задачу -воспроизвести эту школьную атмосферу.
Ведите урок! Представьтесь, как новый учитель. Объясните материал урока.
Постарайтесь вложить его в сознание слушателей. Ответьте с достоинством на все
каверзные вопросы. Предложите учащимся выйти к доске и рассказать усвоенное.
Задайте им вопросы, чтобы оценить, правильно ли они поняли новый материал.
Следуйте плану! Следите за дисциплиной! Старайтесь никого не упустить из виду!
Делайте замечания! Покрикивайте! И постарайтесь достойно довести урок до конца.
Если это удалось с первого раза в расшалившемся классе, то в вас, несомненно,
присутствуют задатки учителя. Но так редко бывает. Поэтому повторите урок два-
три раза, возможно, по новой теме. Поищите его иные виды и формы, чем в
предложенной схеме. Почувствуйте, как вам уже не до закомплексованности в
общении. Может, про глубокий вдох, самовнушающую фразу и прямые взгляды
забыли? Вспомните и используйте их, как всегда. Согласитесь, многие непривычные
ситуации после исполнения роли учителя покажутся пустяковыми. Сделаем
следующий вывод.
* Хотя бы ради интереса и тренинга ощутите всю тяжесть работы учителя.
Тогда сможете понять, сколько сил и труда вложено, чтобы направить вас на путь
истинный. Это обогатит ваш жизненный опыт и значительно уменьшит
закомплексованность в общении.
Танцор
Только по-честному: боитесь девушку пригласить на танец? Или девушка -
парня? Думаете почему? Какие бы отговорки вы ни изобретали, ответ тот же -
конечно, закомплексованность в общении. А ее причин несколько:
* танцуете не очень хорошо или вообще не умеете;
* не сформировались манеры приглашения на танец и общения;
* стесняетесь отношений с девушками или девушка - с молодыми людьми.
Кстати, неисправленное, это может сохраниться и усугубиться с годами.
Понаблюдайте во время праздника: как только объявят музыкальную паузу или
танцы, почти половина присутствующих парней и мужчин гуськом тянется к
выходу. Якобы ненадолго, покурить. Да только курят-то до тех пор, пока снова не
пригласят к столу. А если не курят, то забиваются в уголочек подальше и
незаметнее. Ясно же - чтобы не танцевать.
По одной или все вместе эти причины и создают вашу закомплексованность в
танцах. Чтобы избавиться от нее, научитесь хорошо танцевать. Не сделаете этого в
молодости, неудовлетворенность останется на всю жизнь и каждая вечеринка будет
пыткой. "Да не переношу я танцы", - будете говорить с презрением, убеждая прежде
всего самого себя. Что нужно делать, полагаю, вы знаете лучше меня. Пойдите в
студию танцев или попросите свою сестру или знакомую позаниматься с вами. Но
сделайте же! И не откладывайте надолго, как обычно, потому что получится -
навсегда.
Научитесь хорошо танцевать - уверенности прибавится. Затем выберите
подходящую формулировку для приглашения, например, официальную: "Разрешите
вас пригласить на танец!" Или дружескую: "Можно потанцевать с тобой?" Не
нравятся эти - придумайте свою. Но… обязательно добейтесь очень теплого,
доброжелательного и привычного произнесения этой фразы. Не надо смеяться: "Что,
неужели три слова без тренировки не смогу произнести?" Сможете, конечно, но как?
Хотите докажу, что именно с этой фразы начинается ваша закомплексованность?
Представьте: танцевальный зал или площадка, у одной стены, как обычно, - парни, у
другой - девушки. Чтобы пригласить, вы идете через открытое пространство, все
взгляды на вас, идти тяжело, мышцы скованы, но вы справляетесь. Подходите к
избранной, а она так смело и даже насмешливо взглядывает на вас, а рядом
подружки подхихикивают. Редко кто не теряется. Но виду подавать нельзя, засмеют.
Из-за этого вы закомплексованы полностью, внутренне напрягаетесь, во рту
пересыхает, язык деревенеет, и вот, с напускной бравадой и ухарством, вы помимо
воли совершенно грубо выдавливаете: "Ну, пойдем, что ли!" или нечто аналогичное.
Осознаете, что не так бы надо, но дело-то сделано, и уже само осознание усиливает
скованность. Да еще девушка подольет масла в огонь: "Ну и приглашение!" А если
женщина с мужем, и еще нужно спросить разрешение у него, справитесь без
предварительной отработки соответствующей фразы? Ну что, не прав я? То-то же.
Аналогичная ситуация и с разговором во время танца. Согласен, согласен,
некоторые нынешние танцы и не предполагают его, так как перекричать гремящую
музыку, да еще будучи друг от друга на расстоянии более метра, невозможно. Но
есть же танцы сближающие, и не уверяйте меня, что они не модные, вам хочется
именно их. И вот она, девушка, совсем рядом, а вы желаете показаться ей
интересным и остроумным. Но на самом деле долго и мучительно молчите,
напряженно подыскивая хоть какую-нибудь фразу или тему, или отделываетесь
краткими и, на ваш взгляд, глубокомысленными замечаниями. Вот скука для нее,
хотя она и делает вид, что все нормально!
Не поленитесь, заранее продумайте несколько интересных тем для разговора,
разработайте их и хотя бы слегка заучите. Первые разговоры проведите более
легкие, нейтральные, например о погоде, каких-либо последних событиях. По мере
приобретения уверенности переходите к более серьезным темам, скажем, о
прочитанной книге, театральной постановке, новом кинофильме, спорте и т. п.
Расскажите и о себе, своей учебе, работе, увлечениях, тем более, надеюсь, это у вас
уже отработано. Только начните так разговаривать, и примерно через десяток танцев
почувствуете себя почти совершенно свободным от скованности и будете думать:
"Почему я раньше не хотел этого делать?" Тогда уже больше импровизируйте.
И еще штрих: танец закончился, проводили девушку на место, слова
благодарности… сможете нормально произнести? Если нет, то порепетируйте,
порепетируйте! Подумайте и о самовнушающей фразе, может быть, она вас
подбодрит непосредственно перед приглашением.
Ну а если откажут в танце? Ух как неприятно! Вас переполняет стыд и
возмущение. Знайте, эти чувства обусловлены тоже закомплексованностью в
общении. Не попадите вновь в ее цепкие когти! Что делать? Настройтесь заранее,
что такие отказы не так уж редки и не вы первый. И трагедии, позора никакого нет!
Это вам только кажется, что причина исключительно в вас. Может быть, иногда так
оно и есть. Но на самом деле зачастую она совсем в другом: женщина боится
ревности своего друга или мужа, танец уже обещан, что-то не в порядке с одеждой,
устала, болеет, хочет уйти, совсем плохое настроение… да мало ли что, не все
объяснишь. "Каприз в женщине - главное" - как я недавно услышал. Самый простой
и достойный выход, не унижающий обоих, - улыбнуться и сказать: "Извините! Тогда
в следующий раз". Можно и какой-либо свой, аналогичный, или еще лучше
придумать, лишь бы не грубость. Но хорошо отрепетируйте его! Тогда только
сможете не уступить закомплексованности в общении!
Давайте теперь сформулируем практические советы.
* Научитесь хорошо танцевать несколько современных танцев, которые
танцуют в вашем окружении.
* Продумайте и отработайте искреннее, доброжелательное произнесение фразы
приглашения, благодарности за танец.
Не забывайте о самовнушающей фразе.
* Найдите несколько интересных тем для разговора во время танца. Обдумайте
их, заучите, оставляйте резервы для импровизации, и всегда начинайте разговор
сами. Знайте, что девушка ждет этого от вас.
* Не делайте трагедии из отказа. Подготовьте заранее способ выхода из этой
ситуации и постарайтесь справляться с ней достойно, не поддаваясь
закомплексованности в общении.
* И танцуйте, танцуйте, обретая с каждым танцем необходимую уверенность в
общении в целом.
Продавец
А как у вас обстоят дела с покупками? Стесняетесь лишний раз спросить
продавца о качестве товара или, засомневавшись в добротности, вернуть купленную
вещь? Продавец явно забивает вас своей аргументацией и возражениями? Снова
закомплексованность в общении. Верный способ избавиться от нее в таких
ситуациях - поработать хоть немного продавцом. Сможете? Или в вас сидит
непреодолимое презрение к этой профессии? А напрасно! Не так уж мало людей,
ставших богатыми, начинали карьеру разносчиками и уличными продавцами газет.
Попытайтесь и убедитесь сами, что эта живейшая профессия начисто снимает
закомплексованность в отношениях с людьми и хорошо учит общению.
Главное - знать свой товар. Отсюда возникает проблема выбора: что продавать?
Сориентируйтесь примерно так:
* лучше продавать какой-либо знакомый товар. Когда знаете его хорошо,
сможете убедить в полезности и преимуществах и получите выгоду, которая будет
стимулировать;
* можно предложить себя торговым агентом в какую-либо фирму;
* можно взяться продавать театральные билеты или газеты, журналы;
* а для меня, конечно, полезнее было бы, чтобы вы взялись за активную
продажу вот этой самой книжечки. Ведь вы теперь ее хорошо знаете;
* если предложенное не устраивает, поищите какое-нибудь свое решение. Но от
подобного тренинга не отказывайтесь.
Хорошо подготовьте себя к самому процессу продажи. Это придаст вам
первоначальную уверенность. Дело непростое! Найдите прежде всего зацепляющую
покупателей фразу о своем товаре. Ну вот сами представьте: идете по торговым
рядам, читаете рекламу и слышите выкрики продавцов. Все это как бы скользит в
вашем сознании, не задевает. И вдруг! Даже осознать не успели, а какой-то выкрик
зацепил. И сразу к этому продавцу. С любопытством, интересом и вопросами.
Вложите всю свою фантазию в создание такой фразы. И хорошо потренируйте
ее выкрик. Чтобы громко и зазывно или, наоборот, вполголоса, интимно и
задушевно, как бы: "Только для вас!" Попробуйте без тренировки и сами поймете:
пето получается.
Зацепили покупателя? Помните: они разные. Один подойдет, сам засыплет
вопросами, только успевай отвечать. С ним полегче, и закомплексованность в
общении меньше ощущается. Но не поддавайтесь этой обманчивой легкости!
Продумайте все возможные вопросы о товаре, его преимуществах и качестве, цене и
производящей фирме еще до выхода на рынок. Что бы вы, к примеру, сами
спросили? И подготовьте в двух вариантах ответы, с помощью которых товар будете
нахваливать: краткие -для спешащих покупателей и пространные - для
обстоятельных. Заучите их достаточно хорошо.
С другим покупателем посложнее. Он обычно молчит вначале, присматривается
к товару и продавцу, изучает, стоит ли терять время и деньги, опасается. В этом
случае преодолейте смущение и закомплексованность в общении и берите
инициативу в разговоре на себя. Для этого составьте заранее основные положения,
опять в кратком и пространном вариантах, и тоже заучите их достаточно хорошо, но
оставляя резервы для импровизации.
Не упустите еще одну важнейшую составляющую эффективности - интонацию!
Вот рассудите: в каких случаях вы охотнее покупаете товар, даже если он и не
особенно нужен? Да когда продавец разговаривает с вами уважительно, тепло,
задушевно, чуть ли не как самый лучший друг или подруга. И товар почти не
навязывает, а как бы хочет просто помочь вам, оказать услугу. Но чуть-чуть
неверная интонация, допущенная резкость, буркнул, потерял нотки доверительности
- некоторые покупатели молча поворачиваются и уходят. У других это вызывает
ответные упреки, не так редко перерастающие в оскорбления и грубый конфликт. О
покупке тогда и речи быть не может. Поэтому при заучивании рекламных фраз сразу
вырабатывайте нужные интонации. Следите за этим особенно тщательно, иначе
желаемых результатов не добиться.
Разговор о цене - высочайшее искусство! Не отпугнуть, но и не продешевить;
продать ниже себестоимости и все-таки получить выгоду; при максимальной цене
добиться, чтобы покупатель ушел с покупкой довольным, благодарным и
осчастливленным, и в то же время не обмануть нагло, иначе у самого гадкое чувство
останется. Но… оставим эту тему для другого разговора. Вы же будете продавать,
чтобы избавиться от закомплексованности в общении, а не исключительно ради
выгоды. Поэтому разговор о цене продумывайте, разрабатывайте, шлифуйте
самостоятельно. Это полностью творческое задание. Справитесь удачно - объем
продаж и прибыль будут расти, уверенность -прибавляться и соответственно
быстрыми темпами уменьшаться закомплексованность в общении.
Но как быть, если даже при нормальной интонации покупатель сорвался, что-то
ему не понравилось, показалось не так, закапризничал? А еще хуже - купленный
товар вернули, точнее, почти швырнули в лицо. И… упреки, а то и оскорбления,
стремительно перерастающие в конфликт. Вот оно, самое опасное место, создающее
условия для вспышки закомплексованности в общении. Она только и ждет этого! Не
дайте, не дайте ей снова овладеть вами! Соберите всю свою волю и сдержите
эмоции! Не поддавайтесь панике, униженности, желанию заорать и вцепиться в
разъяренного покупателя. Восстановить потерянное самообладание и уверенность в
себе потом будет очень тяжело.
Готовьте себя к таким сценам еще до выхода за прилавок. Прочно усвойте,
просто внушите себе, что возврат товара -обычное дело в торговле, что рано или
поздно это с любым продавцом случается. И нечего из-за этого впадать в панику!
Спокойно и достойно, не поддаваясь закомплексованности в общении, находите
выход из случившейся ситуации. Для этого хорошо продумайте и даже заучите
следующие совсем несложные и, скорее всего, известные вам действия и правила,
которые напомню.
* Возвращаемый товар забирайте безоговорочно и безропотно. Если возможно и
согласен покупатель, обменяйте его на такой же, но качественный или аналогичный.
Если - нет, верните полностью деньги. Это непременное условие, чтобы ваши
извинения были приняты, а противодействие, даже малейшее, прямиком ведет к

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>