<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

конфликту.
* Одновременно приносите искренние и как можно более пространные
извинения и объяснения случившемуся недоразумению, не обманывая покупателя.
Найдите и заранее отрепетируйте соответствующие слова и интонации. Очень
важно, чтобы они произносились почти автоматически, иначе закомплексованность
в общении затмит сознание и не даст осмысленно подобрать нужные выражения.
Сможете только беспомощно лепетать или бороться с сильнейшим желанием
сорваться на грубость.
* Сделайте все возможное, чтобы успокоить покупателя, как бы сгладить его
обиды и недовольства, проявите к нему глубокое уважение-понимание, попытайтесь,
насколько возможно, утешить его и улучшить ему настроение.
Теперь практические наставления.
* Настройтесь, что поработать продавцом - это не самоцель, а средство для
избавления от закомплексованности в общении.
" Подберите хорошо знакомый вам товар или изучите предложенный фирмой.
Составьте броские зазывные фразы, рекламные тексты, ответы на вопросы
покупателей и произносите их с теплой, располагающей интонацией.
" Научитесь спокойно и достойно вести себя в конфликтных ситуациях.
Добивайтесь, чтобы разгневанный покупатель после разговора с вами ушел
довольным и умиротворенным.
* Знайте: если объем продаж и прибыль будут расти, количество конфликтов
будет незначительным, а все же случившиеся вы сможете успешно уладить, значит,
вы уверенно овладеваете не только профессией продавца, но и искусством
раскрепощенного общения.
Деловые переговоры
Доводилось ли вам проводить их или хотя бы принимать в них участие?
Никогда? Хорошенько-хорошенько подумайте. Все равно ответ отрицательный? Ну,
не обижайтесь, если это вызывает улыбку. Просто, покупая или продавая что-либо в
магазине, на рынке, вы уже ведете деловые переговоры. Конечно, они упрощены и
привычны. Но на таких же принципах построены и переговоры в современных
офисах с большим участием специалистов. Только вот обстановка здесь уже
становится "непривычной", и, начав говорить, вы стразу попадаете в центр
внимания. И тут вас снова поджидает закомплексованность в общении. Надо бы
спорить, доказывать и отстаивать свои позиции, но зажатость держит, словно
клешами. И вы уступаете, уступаете… Но если в предыдущих ситуациях вы нести
больше моральные потери, то здесь они уже явно заменяются материальными.
Можете равнодушно смириться с этим? Если - нет, давайте будем думать, как
приобрести уверенность и в этой сфере общения. Кое-кто может сказать: "А мне-то
это зачем? Вряд ли я когда-нибудь вообще буду вести переговоры". Ну что ж, если
абсолютно уверены, то пропустите эту ситуацию. А если такой уверенности нет
(жизнь все-таки сложная штука!), то потренироваться, может быть, и не помешает.
При внимательном анализе выявляются примерно следующие причины
закомплексованности:
* слабо владеете информацией, материалами по теме переговоров. Из-за этого
больше стараетесь слушать, что говорят другие, невольно поддаваясь их влиянию;
* боитесь, что не сможете полно и правильно выразить свою позицию и отстоять
ее, поэтому предпочитаете помалкивать;
* сильно теряетесь, когда вас постоянно перебивают и не дают высказаться так,
как вы хотели бы. Если такое случается, то быстро сворачиваете свою речь.
Вот и преодолевайте эти трудности. Прежде всего одно правило - чем полнее и
лучше вы владеете информацией по предмету переговоров, тем больше надежды, что
завершите их успешно и с достаточной выгодой. Поэтому вопросами
законодательства, мировой и отечественной практики, ценовой политики,
энергетики, транспорта, если необходимо, конечно, специальными знаниями по
обсуждаемому вопросу, о том, как идут дела у конкурентов, и другими
необходимыми нужно владеть или хотя бы уверенно в них ориентироваться. Чтобы
иметь такие познания, надо потрудиться. А если учесть, что большая часть этой
информации быстро устаревает, то еще и отслеживать нужно бы происходящие
изменения. Поэтому часто пользуются иным выходом - приглашают специалистов
по отдельным вопросам и выслушивают их мнения. Но тогда в силу вступает другое
правило: чем больше советников вовлечено, тем труднее идут переговоры. Вот и
выбирайте, что для вас более приемлемо. Или - какая практика сложилась в вашей
фирме, организации, учреждении. Или - что придает вам большую уверенность.
Все остальное преодолевается тренингами. Не пренебрегайте ими! Дайте
задание и время своей учебной группе подготовиться к переговорам по такому-то
вопросу. Причем придется выработать и отстаивать самую жесткую позицию. Затем,
когда подготовятся, проведите переговоры, как положено. С представлением
участников, обозначением предмета разговора, выслушиванием и обговариванием
позиций, обсуждением различных вариантов решения и выработкой
компромиссного, наиболее приемлемого для обеих сторон. После этого попросите
высказать замечания по ведению, какие ошибки допустили и как было бы
правильнее сделать. И… вновь учебный тренинг. Сразу же почувствуете, как
нарастает уверенность и отступается закомплексованность в общении. Почитайте
специальную литературу по технике ведения переговоров, понаблюдайте, как их
ведут опытные менеджеры и руководители, и лучшее, понравившееся запомните,
запишите. Потренируйтесь и внедрите в свою практику - еще увереннее себя
почувствуете.
А затем - уже в фирме, в производственном коллективе проведите
предварительное детальное обговаривание своей и противоположной позиции по
конкретному вопросу. Если нужно -то неоднократное, до максимально подробного
рассмотрения всех вариантов и деталей. Вот тогда уверенность вырастет до
достаточно высокого уровня. И можно смело идти на настоящие переговоры. Для
большей твердости - еще один эффективный прием. Когда в ходе переговоров
возникнут непредвиденные обстоятельства, - объявляется перерыв или они
переносятся на следующий день, а в это время вновь проводятся консультации со
специалистами. Примерно подобной схемы придерживаются многие фирмы. Так
постепенно накапливается опыт, закрепляется уверенность и отступает
закомплексованность в общении.
Однако переговоры есть переговоры. Только что все разговаривали в
нормальном тоне. И вдруг… всплеск эмоций. Нервы не выдержали, громкость
голоса и интонации перестают контролироваться, собеседники кричат, перебивают
друг друга, не дают говорить. Как вы будете чувствовать себя в данной ситуации?
Думаю, что надо отрепетировать и ее.
Вот и дайте задание учебной группе: вы говорите - а они постоянно перебивают.
Да еще громко и раздраженно. Вам же нужно довести свое выступление до конца.
Причем, очень желательно, в спокойном, выдержанном тоне и так, чтобы позиция
была ясной и понятной для всех участников. Чтобы успешнее выдержать подобный
натиск, предварительно запомните и освойте ряд приемов.
* Пауза. Начинают перебивать - приостановите речь и выдержите паузу до тех
пор, пока разнервничавшиеся не поймут, что нужно дать высказаться, а потом уже
возмущаться чем-либо.
* Громкость голоса. Слишком долго паузу держать нельзя.
Ваши оппоненты не поймут, почему вы молчите, и станут задавать вопросы,
окончательно сбивая с невысказанной мысли. Поэтому, если пауза не действует,
продолжайте говорить, но громче. Настолько 1ромко, чтобы был слышен голос ваш,
а не невыдержанного партнера.
* Реплики. Если предыдущие приемы не действуют, прибегните к репликам -
примерно следующим: "Пожалуйста,
дайте мне изложить свою позицию!", "Прошу вас, не метайте!", "Я же не
перебивал вас!". И более жесткие - "Прекратите вести себя, как вам вздумается!",
"Мне не перекричать вас!" и т. п.
* Если вы не достигли нужного эффекта, объявляйте перерыв - чтобы улеглись
страсти. Можно побеседовать с каждым невыдержанным наедине, дать им
высказаться, успокоиться. А потом продолжайте переговоры. Не подействует -тогда,
скорее всего, ваши переговоры зашли в тупик и надо бы поискать другие,
компромиссные варианты разрешения проблемы или заключения сделки.
Потренируйтесь во владении этими приемами. Не поленитесь, соберите в
записную книжку все реплики, применимые к данной ситуации, которые удастся
услышать или прочитать. Заучите их! Испытайте в учебной группе! Внедряйте! Вот
тогда вы будете действовать уверенно и не теряя самообладания при любых
обстоятельствах.
* Поизучайте и потренируйте технику ведения переговоров.
Это наверняка пригодится в жизни.
* Старайтесь всегда основательно готовиться к конкретным переговорам.
Овладейте необходимой информацией и прибегните к консультациям специалистов.
* Научитесь доводить до конца свою речь, применяя приемы сдерживания
недисциплинированных участников. Это поможет активно противостоять речевой
агрессии людей при любых обстоятельствах и заметно убавит закомплексованность
в общении.
Артист
Вот бы выйти на сцену и так блеснуть мастерством, чтобы зал замер! Чтобы
тишина - мертвая, и зрители боялись упустить хоть слово. А потом аплодисменты,
бурные и несмолкаемые! И цветы, цветы, цветы… Для многих мечта, конечно! Хоть
чуточку от нее воплотить бы! В принципе, это реально. Но путь к этому лежит опять
через преодоление закомплексованности в общении. Попытайтесь!
Выучите и хорошенько отрепетируйте перед зеркалом какие-либо
понравившиеся вам, лучше модные или в чем-то необычные, стихи, песню и танец.
Не идите но пути наименьшего сопротивления и не отвергайте сходу песню и танец,
внутренне ссылаясь на расхожее: "А мне слон на ухо наступил". Учтите, что так,
скорее всего, проявляется закомплексованность в общении. Преодолевайте ее,
преодолевайте! И уж если действительно с песней и танцем совсем не получается -
тогда только стихи. Затем терпеливо дожидайтесь удобного случая.
* В кругу друзей: собрались на вечеринку и уже обо всем переговорили.
Настроение томно-усталое. Паузы все больше затягиваются. И вот в одну из них
вдруг вы: "Ребята! Давайте я вам стихи почитаю?" Сразу - оживление
одобрительное, все внимание на вас. Ждут и даже чуть удивляются: "Как это тихоня
решилась?" А вы, глубоко вдохнув, повторив несколько раз самовнушающую фразу,
затем, уйдя в себя, ярко так и чуть небрежно выдаете, скажем, ранних Ахматову или
Гумилева. Даже не сомневайтесь, тишина будет мертвая и примут "на ура". Но потом
попросят еще. А вы опять что-нибудь необычное или свое. Или песню, а при
ситуации -танец. Уверяю, всем понравится, и все будут хвалить. Домой как на
крыльях полетите! Как же, закомплексованность в общении преодолели и одобрение
друзей заслужили. Однако на следующей вечеринке не оплошайте, - от вас уже
будут ждать чего-то подобного, но новенького. Не подготовите - неловкая ситуация
и… закомплексованность в общении.
* Среди незнакомых. Эта ситуация посложнее. Друзья поддержат, даже если
что-то не получится. Здесь же не избежать настороженности, большей
придирчивости в оценках, а в случае неудачи - колкостей и ядовитых реплик. Но у
вас уже должен быть какой-никакой опыт. Поэтому смелее, смелее! Выждите
удобный момент и увереннее подавайте себя. Подбодрите себя самовнушающей
фразой и примерно таким обращением: "Вы не будете против, если я прочту свои
любимые стихи (или спою, станцую)?" Почти обязательно найдется кто-нибудь, кто
скажет: "Конечно, конечно!". Заранее настройтесь, что после вашего выступления
бурных восторгов не будет. Если все удачно - заметите легкое одобрение на лицах,
которые станут чуть доброжелательнее. Но при хорошем исполнении нескольких
стихов или песен симпатии возрастут, и вы сразу это почувствуете. Внутреннее
удовлетворение даст вам знать, что новая высота в преодолении
закомплексованности в общении взята.
А может быть, запевалой выступите? Да так, чтобы окружающие невольно
потянулись за вами, поддержали. Общая песня ох как сближает! И приносит
огромное внутреннее удовлетворение. Благородное дело! Не зря же гармонисты и
запевалы всегда были в почете. Душа общества! Однако в этом деле есть несколько
тонкостей, которые надо бы знать. Когда вы пели для себя, вам хотелось раскрыть
душу, передать свои чувства, и вы мало обращали внимание на окружающих. Желая
же подтолкнуть всех на совместное пение, вы должны уметь и сами петь, и людей
побудить к этому, и организовать их пение. А когда они с удовольствием и активно
подхватят песню? Ну, естественно же, если хорошо знают мелодию и слова, и песня
нравится им. Вот и делайте выводы: ваша инициатива будет поддержана, если песни
выбраны популярные, трогающие душу каждого стихами и напевностью. И еще -
настроение подходящее. Когда все уже переговорили, а расходиться не хочется,
"Душа песни просит!" - говорят. Но вот попали в настроение, и песня подходящая, а
не распевается, как хотелось бы, вяло люди подхватывают. Сами почувствуете, что
тогда уже никак не обойтись без каких-то дирижерских действий. "Дирижерских",
конечно, громко сказано, если не учились этому. Но призывно жестикулировать в
такт мелодии, взглядом и интонацией, а то и кратким словом обращай я к
безучастным, - это заметно активизирует. И тогда запевайте! Запевайте! Ведите
песню! Будет получаться, - к вам придет и вдохновение, и подъем внутренний - такая
сила от одобрения людей исходит. А закомплексованность в общении? Вы, вероятно,
о ней уже забыли. Но предварительно потренируйтесь. Хорошо потренируйтесь.
Гениальная вещь придумана для этого, называется "караоке". Все популярные песни
можно разучить. Тогда вы гарантированно избежите срыва, особенно важно это в
первый раз. А то и самим неприятно, и закомплексованность в общении начнет
возвращаться.
* На сцене. Предыдущие артистические ступеньки прибавят смелости и
прямиком выведут на сцену. Не обязательно профессиональную. Пусть -
любительскую, в художественную самодеятельность. Или просто перед началом
собрания, кино, концерта выйдите перед зрителями, походите перед первыми
рядами, посмотрите внимательно каждому в глаза. А потом, если сможете,
наберитесь духу, поднимите руку вверх, привлекая внимание, и погромче: "Можно я
вам сейчас стихи прочитаю или песню спою? Мне это нужно, потому что я хочу
справиться со своей закомплексованностью в общении. Помогите, пожалуйста!" Как,
слабо? Но попытайтесь все-таки. Аудитория, особенно молодежная, вас поймет. В
ней таких, как вы, закомплексованных, половина, если не больше. Некоторые даже
позавидуют вашей смелости.
Однако в этом случае выступать надо очень уверенно и хорошо. По
нарастающему вниманию и постепенно устанавливающейся тишине поймете, что
слушают с интересом и симпатией. А даже немного аплодисментов - это успех! Но
предостерегаю: в большинстве случаев хлопать не будут, просто не осознают, что
это нужно сделать. Очень поддержать в эту минуту могут друзья, которых неплохо
было бы попросить постоять группой где-то рядом или рассесться в первом ряду.
Заранее настройтесь, что-то может не получиться. Но не дайте, не дайте в этот
момент вновь вползти в вас закомплексованности. Убедите себя, что следующая
попытка будет удачнее, упражнение все-таки очень трудное. А когда выполните его,
будто оковы спадут, настолько легче станет общаться.
* Странная прогулка. Чтобы поставить почти последнюю точку в преодолении
закомплексованности в общении, попробуйте вот еще что. Оденьтесь ярко, пестро,
похоже на клоуна. И идите по многолюдной улице. Но не просто! А громко пойте
песню или декламируйте. И подтанцовывайте. Люди будут смотреть на вас, как на
умалишенного, шарахаться в сторону. Но вы - невозмутимы! Никакой
закомплексованности в общении! Никакой! Как, сможете? Не сделаете - тоже,
конечно, не беда. Но… И вновь выводы.
* Смелее и настойчивее ищите в себе артистические способности. Подберите
яркие, оригинальные стихи, несколько песен или танцев и хорошо отрепетируйте их.
* Попытайтесь, а вдруг сможете блестяще выступить перед друзьями, в
незнакомом обществе или на сцене.
Получится удачно - постепенно расширяйте репертуар и чаще выступайте, раз
от разу совершенствуя исполнение. Вы даже не представляете, каким прекрасным
стимулом к творчеству это станет. И к тому же поможет навсегда проститься с
закомплексованностью в общении.
Ведущий
Без преувеличения - это самая сложная ситуация! Выступить ведущим какого-
нибудь вечера, семейного или официального торжества с застольем, ток-шоу и
других подобных мероприятий - это не только смелость и преодоление
закомплексованности в общении, но и умение словами объединить людей, создать
соответствующий настрой, слиться с залом и в то же время руководить им. И многое
другое. А чтобы люди сказали: "Вот это да!" - требуется очень большое мастерство и
колоссальные интеллектуальные усилия.
Но не пугайтесь! Москва не сразу строилась. Так и вы, начните с малого.
Тренингов никаких теперь уже не надо. Вы достаточно хорошо подготовлены
предыдущими упражнениями. Убедите себя в этом. Наполнитесь уверенностью. И…
смелее вперед!
Представьте: у вашего друга день рождения. Гости стараются изо всех сил:
поднимают бокал за бокалом, шутят, кричат, перебивают друг друга, а хорошего,
праздничного настроения так и нет. Думаете почему? Да очень просто - нет
человека, который бы направлял эту энергию в нужное русло. Тамады, как его
называют восточные народы. Вот и вызовитесь! Берите ответственность на себя -
вряд ли кто-нибудь будет возражать.
Теоретически все очень просто - поочередно предоставляете слово для
поздравлений. И так - пока все не выступят и не закончится вечеринка. А вот
практически… Есть масса правил, которых нужно придерживаться.
* Прежде всего, кому предоставить слово первым? Конечно, матери и отцу - в
первую очередь. И близкие родственники тоже должны бы в числе первых
поздравляющих. Если пришел руководитель фирмы, начальник, то официальный
тост - ему сразу после родителей. Затем - друзья. Все остальные. Себя не забудьте. А
завершает праздник сам именинник. Чепуха, по-вашему? Ну какая, собственно,
разница, кто за кем поздравит? Не скажите… Нарушите очередность -обид, пусть
невысказанных, не оберетесь. И настроение некоторых может быть испорчено!
* Как предоставлять слово для поздравления? Не будете же вы все время
повторять совершенно дикую в данной ситуации фразу: "Слово предоставляется…"
Продумайте заранее, а если это было невозможно, придумайте на ходу кратенькую и
лучше шутливую характеристику каждому сидящему за столом. С нее и начните, а
потом уже дайте слово. Ваш взгляд, обращенный на следующего выступающего,
должен быть столь красноречивым, что человек сам догадается, что его черед
поздравлять. Уважительные, яркие и вызывающие смех характеристики привлекут
внимание. Собравшиеся сразу стихнут, а потом заулыбаются, засмеются. Вот он,
первый таг на пути к хорошему настроению, а это именно то, чего вы добиваетесь.
* Импровизируйте в ходе всего вечера, шутите, подтрунивайте, рассказывайте
анекдоты, смешные случаи. Как только это начнет получаться хорошо, все потянутся
к вам, будут поддерживать возгласами, смехом, улыбками, своими шутками и
импровизациями. Тогда по праву можно будет приписать успех праздника себе и
гордиться этим.
* Не оставляйте без внимания и организацию самой трапезы.
По согласованию с хозяйкой объявляйте перерывы, чтобы можно было убрать
посуду перед подачей второго блюда, кофе-чая и десерта. Отслеживайте, чтобы
никто не остался без внимания, чтобы за дамами ухаживали, как положено, чтобы
рюмки и фужеры вовремя были наполнены и т. п.
Получилось? Такую оценку могут дать только гости и сам именинник. Если - да,
они от души будут благодарить. И чем эмоциональнее, тем больше им понравилось.
Если же нет, то благодарности получите только вежливо-уклончивые. Но не
отчаивайтесь! На первый раз и это неплохо! А помните ли вы о самом главном? О
своей закомплексованности в общении? Если вспомнили только после вечера, -
значит, вы удачно выдержали этот экзамен. Если же она постоянно напоминала о
себе, то не совсем, не совсем от нее избавились. Проведите, конечно, по
возможности еще два-три таких вечера. А если понравится и будет хорошо
получаться, - ведите их постоянно. Вас тогда еще и просить об этом будут!
Но как только вы почувствуете себя увереннее, переходите к более сложному.
Скажем, юбилею. Это - солидное торжество! И гостей наверняка будет больше, и
постарше они, как правило. Появляется официальная часть, потому как с работы
придет целая делегация. И проводится торжество обычно в кафе, ресторане,
столовой, где зал, музыка, микрофоны, место для танцев и т. п. Вот здесь уже нужна
основательная подготовка! Не обойтись без сценария, в котором расписана
согласованная с юбиляром очередность поздравлений, уважительно-шутливые
характеристики гостей, музыкальные вступления и паузы, танцы, общие песни,
посвященные юбиляру инсценировки, стихи и песни поздравляющих, ваши шутки,
анекдоты и импровизации, а может быть, и вплетенная в канву вечера концертная
программа. Сложно!
А выходы те же - разработать или взять готовый сценарий, уже кем-то
апробированный или опубликованный в каком-либо сборнике, и переделать с учетом
состава гостей, обстановки и собственных возможностей. А если есть возможность,
то заблаговременно понаблюдать, как проводятся юбилеи, посоветоваться с
профессиональными ведущими, может быть, поработать с ними в паре. А затем уже
разработать свой, авторский сценарий. Заучить его наизусть. Переговорить с гостями
и попросить их исполнить вместе с поздравлением что-нибудь яркое.
Скоординировать действия артистов, музыкантов и официантов. Но, как ни страшно,
все равно стоит взяться. Это же интереснейшее дело! Проведете хотя бы один раз и
неплохо - испытаете необъяснимое удовлетворение. Но не останавливайтесь!
Беритесь провести свадьбу, официальные торжества, что-либо другое. Вот тогда
будете вспоминать с улыбкой, что когда-то были закомплексованы в общении
настолько, что не могли на публике произнести даже несколько слов. Выводы
примерно такие:
* Подготовьте интересный план или сценарий дня рождения.
Заучите его и потренируйтесь в учебной группе. Затем наберитесь смелости и
напроситесь провести это мероприятие у кого-либо из своих друзей.
* По своим впечатлениям, реакции гостей и хозяев, откликам и замечаниям
откорректируйте сценарий и сделайте его еще более интересным. Уверенно
проводите подобное торжество как только представится случай.
По аналогичной методике подготовьте сценарии и проводите юбилеи, свадьбы,
официальные торжества. Если будет получаться удачно, станете тамадой,
необходимым и желанным на любой вечеринке. Вряд ли после этого вы будете
вспоминать о своей закомплексованности в общении.
Ток-шоу
Ну вот и пришла пора сдавать зачет! Сами понимаете, курс аутотренинга
закончился. Согласитесь, вы научились многому: правильно вести себя в наиболее
распространенных житейских ситуациях, продавать, рассказывать анекдоты,
выступать, читать стихи, петь, танцевать…. А вот осталась ли закомплексованность
в общении? Это-то и должен показать зачет. Все честь по чести, как в престижном
учебном заведении! Можем и свидетельство об окончании выдать, если потребуется.
Но лучше, конечно, аутозачет, если так можно назвать. То есть, как и в аутотренинге,
вы его проводите сами и сами себя оцениваете. Разве могут быть гарантии сильнее!
Для зачета выбираем ток-uioy. По-русски - разговорное представление или
речевой спектакль. Модное мероприятие сегодня - с телеэкранов не сходит. Но,
может быть, это и к лучшему. Всегда под рукой яркие образцы, на которых можно
было бы поучиться. Поэтому, пожалуйста, внимательно смотрите любое ток-шоу по
телевидению, анализируйте и соотносите с методикой его подготовки и проведения,
которая предлагается ниже.
Прежде всего определите, какой вид ток-шоу вам хотелось бы избрать для
проведения. Вот они, зачетные билетики, выбирайте. Их всего четыре. В одном из
них - развлекательные ток-шоу: от довольно несложных телепередач типа "С легким
паром" или "Белый попугай", на которых рассказывают байки и анекдоты, до "Как
заработать миллион", "О, счастливчик", "Поле чудес", "Что? Где? Когда?",
развлекательных интеллектуальных игр. Присмотритесь к ним внимательнее и
выделите наиболее важные моменты. Наиболее значимый: чем привлечь зрителей-
слушателей? Выбор не такой богатый, как может показаться на первый взгляд. Это -
юмор, чтобы зрители от души посмеялись, отдохнули. Это также -
интеллектуальный тренинг, в котором участники и сопереживающие им отвечают на
неожиданные сложные или каверзные вопросы, что-то угадывают, вычисляют,
блистают эрудицией и специальными познаниями. И это - призы, денежные и
материальные. Или - все вместе для более сильного эффекта.
Второй по значимости фактор - подбор участников развлекательного ток-шоу.
Здесь вступает в силу правило: чем известнее, популярнее, оригинальнее
приглашенные для участия, тем интереснее, веселее проходит представление.
Срабатывает закономерный интерес к таким людям. Немало резервов таят в себе
также оборудование и оформление. Современные, яркие, грамотно вписанные в
канву ток-шоу свет и цвет, музыкальные паузы, неожиданные эффекты, технические
приспособления, -они как бы держат зрителей в напряжении, придают
завершенность разговорному спектаклю. Ничего не пропустил? Ну, если что,
дополните сами. А теперь объедините все эти составляющие в сценарий. Распишите
подробно, кто и что делает, в какой последователыюсти и т. п. Сверьтесь с
аналогичными телевизионными ток-шоу. Заучите, отрепетируйте. Затем выбирайте
зал, подготовьте его, приглашайте зрителей и проводите…
В другом зачетном билетике - дискуссионные ток-шоу тина "Я - сама", "Моя
семья" и др. В них зрителей привлекает возможность поучаствовать в дискуссии на
актуальную проблему и извлечь полезное для себя, посопережнвать, поплакать или
порадоваться. Над этим и работайте. То есть проблема для обсуждения должна быть
не просто актуальной, а животрепещущей, задевающей потаенные чувства или
мысли людей. Тогда только зрители и соберутся, и включатся в обсуждение.
Семейные и сексуальные проблемы, вечный конфликт отцов и детей, современные
школа, вуз, наука - поизобретайте, поизобретайте тему.
Но вот проблема выбрана действительно жгучая. По объявлению собрался
полный зал. Приглашаете: "Давайте подискутируем!" А никто и не пошевелился, не
вызвался хоть что-то сказать, даже выражение лиц никак не изменилось.
Приглашаете еще и еще раз. Реакция - та же. Вот он, самый тяжелый момент. Кто
проводил дискуссии, очень хорошо это знает. Не расшевелится зал, - все, даже очень
интересные, задумки обречены. Тогда что? Чувствуете, нужны какие-то приемы для
"разогрева" зрителей. Но какие? А вы вновь к телевизору прильните и все
дискуссионные ток-шоу внимательно проанализируйте. И найдете - спор двух-трех
заранее подготовленных участников на сцене или в зале, загадочная маска, обычно
высказывающая какие-либо парадоксальные и вызывающие внутренний протест
мысли, мнения приглашенных психологов и других специалистов. А также
постоянная работа с залом самого ведущего: обращения ко всем зрителям с
просьбами высказать свое мнение, вопросы и реплики, адресованные конкретным
людям, особенно тем, у кого на лице проявляется желание высказаться,
подбадривание тех, кто поднял руку, чтобы попросить слово, готовность выслушать
возражения и т. н. Интригуйте, шокируйте, подстрекайте зал - и он откликнется.
Только не теряйте в этом уверенности и напористости!
Кстати, как вы сами считаете: нужен ли для проведения дискуссий
предварительный сценарий и репетиции? Вроде бы многое здесь построено на
импровизации. Но не сомневайтесь -и сценарий, и добротная подготовка самого
ведущего, и вживание в роль и темы помогающих необходимы, как и оформление
зала и оборудование. Парадоксально: чем опытнее ведущий, тем тщательнее он
готовится сам, и готовит всю дискуссию. Вот он, главный ориентир! Основывайтесь
на нем и смелее проводите дискуссию…
Третий билетик самый сложный - политическое ток-шоу. Справитесь? Не
мешало бы предварительно набраться опыта на предыдущих ток-шоу. Нужно
обдумать манеру держаться, способы управления залом и контакта со зрителями,
подготовить ключевые фразы, шутки и темы для речевой импровизации. Но
попытайтесь…
Принцип подбора темы для обсуждения аналогичный, только аспект
политический. Все они муссируются на телевидении, радио и в газетах, журналах.
Сумейте только почувствовать, какая наиболее актуальна для вашего будущего зала.
Молодежь ли это будет, взрослые люди, больше мужчин или женщин, какой
профессии, партийной принадлежности и т. п. Поговорите с людьми
предварительно, пусть они сами определят, что предпочтительнее.
Во многом аналогична предыдущему ток-шоу и методика подготовки и
проведения. Так же нужны два-три авторитетных участника, придерживающиеся
различных позиций по обсуждаемому вопросу. Они должны расшевелить
аудиторию. Именно к ним вначале преимущественно обращается ведущий,
постепенно активизируя и подключая зал. Возможны и другие приемы. Смотрите,
например, "Глас народа" и др. Выступают эксперты, непосредственные участники
политических событий, приводятся выдержки из средств массовой информации,

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>