<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





flying
planes
can
be
dangerous
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИНТАКСИСЕ
§ 106. До недавнего времени в синтаксисе изучались преимущественно различные типы предложений, взятые изолированно, на взаимосвязь этих типов обращалось сравнительно мало внимания. Соответственно сфера синтаксиса обнаруживала в лингвистических описаниях существенно меньшую системность, нежели сферы морфологии и фонологии. В настоящее время активно разрабатываются различные методы выяснения и описания взаимосвязи, взаимодействия синтаксических структур, иначе говоря, изучаются проблемы синтаксической парадигматики.
§ 107. Как уже говорилось ранее (см. § 13), парадигматические отношения - это отношения элементов в рамках системы. Парадигматические отношения в синтаксисе - это отношения между структурными типами (подтипами) предложений и правила перехода от одних предложений к другим.
Отношения между предложениями реализуются прежде всего в рамках синтаксических парадигм - противопоставленных рядов синтаксических структур, аналогичных в определенной степени морфологическим парадигмам, образующимся противопоставленными рядами словоформ. Например, синтаксическую парадигму образуют структуры, соответствующие предложениям разных коммуникативных типов: повествовательному, вопросительному, побудительному, например: Ты спишь. - Ты спишь? (Спишь ли ты?) - Спи!
Заметим, что самостоятельным членом парадигмы может быть лишь предложение, отличающееся синтаксически; отличия же сугубо морфологические (например, во времени и числе) не дают нового члена парадигмы.
Члены синтаксической парадигмы отличаются друг от друга только грамматически (синтаксически), а не значением входящих в них знаменательных слов. /103//104/
Каждый структурный тип предложения входит обычно в несколько рядов противопоставлений, являясь, таким образом, одновременно членом нескольких парадигм. Например, структурный тип, лежащий в основе предложения Плотники строят дом, с одной стороны, противопоставлен вопросительному и побудительному типам, с другой же - пассивному (Дом строится плотниками). Соответственно возникает проблема описания отношений не только внутри синтаксических парадигм, по и между ними.
§ 108. Если отношения между членами синтаксической парадигмы аналогичны формообразовательным связям в морфологии, то словообразовательным связям аналогичны деривационные отношения. Деривационные отношения имеют место между предложениями, которые можно рассматривать как произведенные одно от другого, причем производное предложение отличается от исходного не только синтаксически, но и лексически. Такие отношения целесообразно описывать как правила перехода от одного предложения к другому, или правила синтаксической деривации. Поскольку правила синтаксической деривации больше связаны с конкретным лексическим наполнением синтаксической структуры, они сравнительно более "чувствительны" к лексемному составу предложений, нежели правила, описывающие переход от одного члена синтаксической парадигмы к другому.
Правила синтаксической деривации описывают, в частности, каким образом производится распространение предложения или, напротив, его "свертывание" (обратная деривация), например: Человек рубит дерево > Человек рубит дерево топором > Человек в куртке рубит дерево острым топором и т. д. или же: Женщина шьет платье > Женщина шьет.
К правилам синтаксической деривации следует отнести, вероятно, и правила образования сложных предложений из простых, а также правила преобразования предложений в зависимые словосочетания. Например, для введения предложения Он приехал в состав другого предложения необходимо преобразовать его либо в придаточное (Я знаю, что он приехал), либо в словосочетание с компонентами в соответствующем падеже (Я знаю о его приезде).
§ 109. Особое место в синтаксической парадигматике занимают так называемые правила перифразирования. Эти правила указывают, каким образом можно изменять предложение, сохраняя при этом его смысл. Правила перифразирования можно рассматривать в двух аспектах: как правила перехода от одного и того же смысла к разным синтаксическим структурам и как взаимные преобразования предложений с сохранением смысла. Первый аспект существен для порожде-/104//105/ния речи, второй - для установления собственно внутрисистемных отношений.
Правила перифразирования могут затрагивать как исключительно синтаксическую структуру предложения, например, преобразование актива в пассив, так и его лексический состав. Пример предложений, получаемых по правилам перифразирования: Эта мысль ужасает ее - Она ужасается этой мысли - Она испытывает ужас перед этой мыслью - Эта мысль внушает ей ужас - Эта мысль приводит ее в ужас (пример Ю. Д. Апресяна). В первых двух предложениях изменения не затрагивают лексический состав предложения, меняется лишь синтаксическая структура, в остальных же предложениях происходит частичная замена лексем. Однако во всех предложениях сохраняется один и тот же смысл.
§ 110. Поскольку смысл предложения не определяется полностью его лексическим наполнением, отношения между членами синтаксической парадигмы иногда могут описываться правилами перифразирования (например, соотношение актива и пассива), иногда же - не могут9.
Что же касается правил синтаксической деривации, то они, по определению, не могут быть правилами перифразирования.
Все указанные типы синтаксических отношений и правил, в особенности правила синтаксической деривации и правила перифразирования, имеют огромное практическое значение, в частности, при изучении иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.
Долинина И. Б. Способы представления синтаксической структуры предложения. - Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив. Л., 1969.
Москальская О. И. Проблемы системного описания синтаксиса. М., 1974.


ТРАНСФОРМАЦИОННО-ПОРОЖДАЮЩАЯ ГРАММАТИКА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНЕРАТИВНОГО СИНТАКСИСА
§ 111. Описанию центральных положений трансформационно-порождающей (порождающей, генеративной) грамматики, основы которой разработаны американским лингвистом Н. Хомским, в настоящей книге посвящена специальная глава. Это объясняется как определенной специфичностью данного направления, так и тем влиянием, которое оно оказало и продолжает оказывать на современную мировую лингвистику.
Основные принципы теории порождающей грамматики целесообразно рассмотреть в историческом разрезе, прослеживая становление данной лингвистической концепции. Целесообразность именно такого подхода следует из двух соображений: во-первых, поскольку эта теория довольно радикально отличается от других течений теоретического языкознания, полезно проследить, к каким более традиционным концепциям она восходит; во-вторых, в литературе нередко обсуждаются разные стадии развития порождающей грамматики, поэтому для чтения соответствующих работ необходимо иметь об этих стадиях хотя бы самые общие представления.
§ 112. Истоки трансформационно-порождающей грамматики следует искать в дескриптивной лингвистике, которая стремилась разработать детальные и строго определенные формальные процедуры для перехода от текста к системе языка1. Первым шагом, предваряющим появление новой теории, явились попытки такого описания синтаксиса, которое было бы основано на тех же принципах, что и описание фонологии и морфологии. Дело в том, что как фонология, так и морфология оперировали единицами-инвариантами - фонемами, морфемами, которые реализовывались как классы вариантов - аллофонов, алломорфов, причем выбор варианта определялся окружением, т. е. дистрибуцией. Что касается синтаксиса, то здесь ситуация оказывалась существенно иной: во-первых, трудно вообще рассматривать предложения как специфические единицы синтаксиса, тем более инвариантные, которые образовывали бы собственную систему, во-вторых, столь же нелегко говорить о какой-либо особой дистрибуции предложений, так как почти каждое предложение может находиться в любом окружении. По существу в рамках дескриптивной лингвистики отсутствовало представление о парадигматике в синтаксисе, хотя таковое (пусть упрощенное) и было разработано применительно к фонологии и морфологии.
§ 113. Чтобы ввести в синтаксис требуемое "измерение" - парадигматику, необходимо было создать концепцию, согласно которой между предложениями устанавливались бы определенные отношения в системе. Такая концепция возникла, и парадигматические отношения в синтаксисе истолковывались в ее рамках следующим образом: все существующие и потенциально возможные предложения разбивались на два неравных класса - ядерных предложений и производных. Ядерные предложения - это такие предложения, которые не могут рассматриваться как полученные путем преобразования и/или комбинирования каких-либо других предложений. Например, предложение Он не спит не является ядерным, так как его можно рассматривать как результат преобразования утвердительного предложения Он спит. Именно это последнее является ядерным, а предложение Он не спит - соответственно производным, так как оно произведено от предложения Он спит по специальному правилу - правилу введения отрицания. Точно так же из двух предложений - активной конструкции и пассивной (Художник нарисовал картину и Картина нарисована художником) - первое предложение выступает как ядерное, а второе - как производное.
Были выделены (для английского и некоторых других языков) те структуры, которые лежат в основе ядерных предложений.
Правила, по которым из ядерных предложений получались производные, были названы трансформационными правилами, или трансформациями.
Описанные представления и послужили исходным пунктом для создания новой теории - теории трансформационно-порождающей грамматики.
§ 114. Прежде всего изложим некоторые общие принципы этой теории, которые были сформулированы уже на раннем этапе ее развития и большинство которых остаются в силе и для современных работ Хомского и его последователей.
По Хомскому, грамматика должна устанавливать соотношение между акустическими (речевыми) сигналами и смыслами (ср. соотношение "смысл >< текст").
Предложений может существовать теоретически бесконечно много. Вполне очевидно, утверждает Хомский, что наша память не в состоянии хранить даже просто слишком большое число предложений. Кроме того, мы постоянно производим и соответственно понимаем совершенно новые предложения - в этом проявляется, по словам Хомского, "творческий аспект" языка. Следовательно, то, что усваивает каждый человек, овладевая языком, - это не набор предложений, а набор, или, вернее, система правил: в основе всех возможных предложений лежит одна и та же система правил, что и обеспечивает возможность их создания и понимания. Это и есть знание языка, или, по Хомскому, языковая компетенция носителя языка.
"Пуская в ход" свое знание языка, носитель языка производит и понимает реальные предложения, и эта деятельность называется употреблением.
§ 115. Трансформационно-порождающая грамматика - теория компетенции, а не употребления2. Эта теория объясняет, как порождаются предложения.
Существенно подчеркнуть, что термин "порождение" Хомским используется не в том смысле, в каком он употребляется в предшествующих разделах настоящей книги. Поскольку теория Хомского описывает компетенцию носителя языка, а не процессы производства и восприятия реальных предложений, то породить предложение, по Хомскому, - это значит дать его структурную характеристику. Структурная характеристика предложения считается известной, если указаны некоторые единицы и правила оперирования с ними, и данное предложение можно охарактеризовать "через" эти единицы и правила, т. е. описать через более простые объекты, взаимодействующие по определенным правилам (подробнее см. ниже). Структурная характеристика лежит в основе как производства, так и восприятия предложения, но непосредственно не отражает ни того, ни другого.
Соответственно правила установления соотношений между сигналами и смыслами (см. выше) - это правила не перехода от сигнала к смыслу и наоборот, а правила порождения предложений, в рамках которых каждый смысл может получить "акустическую" интерпретацию, а каждый сигнал - смысловую. Несмотря на внешнюю динамичность таких правил, по существу, они носят скорее статический характер, так как не описывают процессов речепроизводства и речевосприятия.
§ 116. В генеративной лингвистике требованию, согласно которому грамматика должна обеспечивать установление соотношений сигналов со смыслами, придается абсолютный характер: считается, что всякий раз, когда существуют реальные возможности разной смысловой интерпретации данного предложения, грамматика должна объяснить, почему это возможно. Например, предложение Посещения родственников не всегда приятны имеет две возможные смысловые интерпретации: "Посещать родственников не всегда приятно" и "Когда [вас] посещают родственники, это не всегда приятно". Однако при обеих смысловых интерпретациях это предложение имеет одну и ту же синтаксическую структуру, во всяком случае одну и ту же структуру в терминах НС, а именно от этой теории отталкивался Хомский.
В теории, не исходящей из постулатов Хомского, такое положение не является нетерпимым: можно сказать, что при обоих смыслах грамматическая структура остается одной и той же, и различия в значении просто выходят за рамки грамматики. Однако требование дать объяснение любым различиям в смысле в рамках грамматики не позволяет генеративной лингвистике признать подобный ответ состоятельным. Из наличия примеров, аналогичных приведенному выше, Хомский делает иной вывод: очевидно, заключает он, традиционная структурная лингвистика ограничивается анализом поверхностных явлений в синтаксисе, или, иначе, анализом поверхностной структуры предложения. Коль скоро такая поверхностная структура не дает возможности объяснить различные интерпретации одного и того же высказывания (как в приведенном примере), предложению присуща помимо поверхностной структуры также некоторая глубинная структура. В таком случае предложению указанного типа должна соответствовать одна поверхностная структура, но две глубинные.
§ 117. Понятие глубинной структуры - самое сложное в теории порождающих грамматик и, кроме того, подвергшееся наибольшим изменениям в процессе развития теории. К описанию более ранних представлений о глубинной структуре, соответствующих этапу выхода в свет "Синтаксических структур" Хомского, целесообразно перейти через понятие синтаксического описания (которое, в общем, эквивалентно понятию структурной характеристики предложения; см. выше).
Каждому предложению должно соответствовать его синтаксическое описание, которое содержит исчерпывающую информацию о данном предложении - от его семантической интерпретации до фонетической формы. Тот аспект синтаксического описания, который определяет семантическую интерпретацию предложения, является глубинной структурой последнего; тот аспект синтаксического описания предложения, который определяет его фонетическую форму, является поверхностной структурой данного предложения3. В генеративной лингвистике в качестве поверхностной структуры фигурирует структура в терминах НС, которая изображается в виде НС-показателя, т. е. дерева НС.
§ 118. Общее строение порождающей грамматики имеет следующий вид. Грамматика состоит из трех компонентов: синтаксического, семантического и фонологического. Два последних компонента являются чисто "интерпретирующими": основной компонент - это синтаксический, он порождает предложения (точнее, их синтаксические описания), а семантический и фонологический компоненты лишь придают им соответствующую интерпретацию, первый - смысловую, второй - фонетическую.
§ 118.1. Синтаксический компонент содержит, в свою очередь, базовый субкомпонент и трансформационный субкомпонент.
Базовый субкомпонент оперирует правилами подстановки. В качестве таких правил были использованы правила анализа по НС с одним, однако, существенным отличием: если в грамматике НС применение правил типа S > NP, VP - это именно анализ, разложение готового предложения, то в порождающей грамматике правила подстановки, внешне имеющие тот же вид, не связаны ни с анализом, ни с синтезом предложения, а представляют собой развертывание (порождение) его структурной характеристики.
Базовый субкомпонент (как и все компоненты и субкомпоненты грамматики) мыслится в виде своего рода устройства, работающего автоматически следующим образом: на вход этого устройства подается символ S (предложение), который по правилам подстановки заменяется символами NP (именная составляющая) и VP (глагольная составляющая) и т. д., в общем так же, как это делается в грамматике НС. Соответственно в результате получается дерево уже известного нам типа:
Схема 1

S



NP
VP



V
NP и т. д.
/110//111/
§ 118.2. Базовый субкомпонент описанным способом порождает базовые НС-показатели и соответствующие им базовые цепочки. Эти цепочки и показатели поступают в распоряжение трансформационного субкомпонента, работа которого состоит в применении к базовым НС-показателям трансформационных правил.
Трансформационные правила делятся на обязательные и факультативные, т. е. соответственно правила, применение которых для порождения предложений данного типа обязательно, и все остальные.
Предложения, которые порождаются с применением только обязательных трансформаций, называются ядерными4.
В основе каждого предложения лежит одно или несколько ядерных предложений. В последнем случае последовательность НС-показателей ядерных предложений называется базисом предложения.
В зависимости от того, к одному или более НС-показателям они применяются, трансформации делятся на сингулярные (одинарные) и обобщенные.
§ 118.3. Последовательность НС-показателей и трансформационных правил, которые к ним применяются для порождения соответствующего предложения, и представляет собой глубинную структуру данного предложения, или его трансформационный показатель (Т-показатель).
Рассмотрим упрощенный пример того, как осуществляется порождение предложения в генеративной грамматике.
Допустим, необходимо породить предложение Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен (русский перевод английского примера, принадлежащего Хомскому). Базисом этого предложения является последовательность из НС-показателей трех ядерных предложений5, которые порождаются базовым субкомпонентом и некоторыми обязательными трансформациями:
A1 - Я боюсь ? (символ "дельта" - это так называемый "пустой символ", допускающий подстановку на его место необходимых непустых символов, знаков соответствующих категорий, а в терминальной цепочке - слов или конструкций);
A2 - ? уволит рабочего;
A3 - Рабочий покинул работу.
Если очень упростить и деформализовать синтаксические процедуры, то процесс порождения предложения будет выглядеть следующим образом.
Первая трансформация применяется к ядерному предложению A3. Это - одинарная определительная трансформация /111//112/ (Tопр.), и состоит она в превращении предложения A3 в конструкцию, где VP выступает как определение к NP: Рабочий (NP) покинул работу (VP) > Рабочий, который покинул работу.
Вторая трансформация - обобщенная трансформация вставления (Tвст.): результат первой трансформации она "вставляет" в ядерное предложение A26. Результат этой трансформации: ? уволит рабочего, который покинул работу.
Третья трансформация - одинарная трансформация пассивизации (Tпасс.), результат предыдущих трансформаций она превращает в конструкцию: Рабочий, который покинул работу, будет уволен ?.
Четвертая трансформация - одинарная трансформация опущения (Tопущ.): ее действием опускается "пустой символ" в приведенной выше конструкции.
Наконец, последняя трансформация - снова обобщенная трансформация вставления, которая "вставляет" результат всех предыдущих трансформаций на место "пустого символа" предложения A1 и получает: Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен.
Все эти процедуры могут быть представлены схематически:
Схема 2
A1




Tвст.





A2

Tвст.
Tпасс.
Tопущ.






A3
Tопр.









Приводимая здесь схема 2 и является T-показатслем, т. е. глубинной структурой предложения Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен.
Его поверхностная структура - НС-показатель - изображена на другой схеме (схема 3), где Conj - союзное слово7: /112//113/
Схема 3

S











NP

VP










я
V

NP









боюсь
NP



VP







NP

VP

Aux.
V







рабочий
Conj.
VP
будет
уволен








который
V
NP











покинул
работу

Знание Т-показателя дает всю необходимую информацию о семантической интерпретации предложения, а знание НС-показателя определяет не только поверхностную структуру, но и фонетическую интерпретацию предложения.
§ 119. Новая версия трансформационно-порождающей грамматики ("стандартная теория") появилась с выходом в свет "Аспектов теории синтаксиса" Хомского.
Из существенных модификаций, которые были внесены на этом этапе, следует отметить две: во-первых, в базовый субкомпонент был введен лексикон, или словарь, во-вторых, в базовом субкомпоненте было разрешено применение рекурсивных правил, т. е. таких правил подстановки, которые в порождении данного предложения уже применялись и могут применяться еще раз. Главным образом это относится к правилам, оперирующим символом S: если раньше он мог появиться только один раз в самом начале порождения, то теперь было разрешено подставлять этот символ вместо "пустого" или символа NP (а иногда, по-видимому, и VP), в результате чего правила подстановки начинали действовать "заново". /113//114/
Схема 4

S










NP

VP











я
V

NP




<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>