<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


– оплату труда в случае недостаточности фонда, предназначенного на эти цели.

Корпорации могут создавать и другие фонды, если сочтут это необходимым.



§ 5. Распределение прибыли в корпорации

Мотив прибыли – это единственная мускульная сила, приводящая в движение и дающая энергию всей экономической машине

Д. Гейбрейт

Принцип распределения чистой прибыли. Объектом распределения прибыли является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

1) прибыль распределяется между предприятием и государством, которое устанавливает ставки налогов и сборов;

2) величина прибыли, остающейся у предприятия, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 371

улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

3) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна в первую очередь направляться на накопление, обеспечивающее дальнейшее развитие, и только оставшаяся ее часть – на потребление.

Распределение прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия. Законодательство теперь не устанавливает никаких нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранительных мероприятий, расходов по содержанию объектов социального характера и др.

Законодательно ограничивается размер резервного фонда, регулируется порядок формирования резерва

Порядок распределения прибыли фиксируется в уставе предприятия. Может быть издан на этот счет и специальный корпоративный акт. Схема распределения прибыли приведена на рис. 14.3.



Рис. 14.3. Распределение прибыли

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 372

Направления распределения прибыли. Согласно ст. 48 Закона об акционерных обществах распределение прибыли входит в компетенцию общего собрания акционеров. Обычно акционерам приходится решать, какому из двух конкурирующих фондов отдать предпочтение: фонду развития производства или фонду прибыли, направляемой на выплату дивидендов.

Развитие производства – объективная закономерность, но, пока уровень благосостояния акционеров невелик, АО все же использует значительную часть своих средств на потребление. Внутренние инвестиции если и имеют место, то далеко не покрывают расходы, связанные с расширением дела. Использование банковских кредитов становится на данном этапе правилом.

С расширением самофинансирования различных сторон деятельности акционерных обществ будет расти массив корпоративных норм. Но и сейчас часть корпоративного права, посвященная распределению прибыли, является достаточно объемной. Этот вопрос регулируется специальными корпоративными актами, такими, как Положение о распределении (использовании) прибыли, Положение о фондах и резервах и др.

Остановимся более подробно на характеристике фонда развития производства. Он образуется из сумм чистой прибыли, остающихся после формирования облигационного фонда и фонда распределяемой прибыли. В корпоративном акте могут в самом общем виде обозначаться цели создания этого фонда. Отнюдь не лишним будет указать в данном корпоративном акте и направления, в каких следует использовать его средства, тем самым облегчив контроль акционеров, в том числе за работой менеджеров, связанной с использованием средств фонда. Эти средства могут направляться на:

– техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств и освоение новых;

– освоение прогрессивных технологий, новой и модернизированной продукции (услуг), изготовление опытных образцов;

– проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для таких работ;

– природоохранные мероприятия;

– строительство или приобретение у других субъектов зданий, сооружений или иного имущества производственно-технического характера.

На практике значительное количество споров акционеров с обществом вызвано тем, что далеко не все согласны уменьшать фонд распределяемой прибыли ради увеличения фонда развития производства. Поэтому в корпоративном акте, возможно, следует указать тот минимум средств в процентах, который всегда бы шел на развитие производства.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 373

Вопрос об образовании этого фонда настолько сложен, что общее собрание акционеров может определять лишь задачи (текущие, перспективные) производственного развития. Конкретные же решения разрабатываются специалистами, менеджерами и предлагаются правлению, от имени которого генеральный директор представляет их совету директоров. Предложения включают в себя бизнес-план, технико-экономическое обоснование расходов, различную аналитическую информацию, материалы экспертиз, подтверждающие целесообразность (эффективность) финансирования в выбранных направлениях. Свой вердикт (решение) совет директоров выносит на общее собрание акционеров.

Предполагается, что средства каждого фонда АО могут расходоваться строго по целевому назначению, но нередки ситуации, когда для какого-либо мероприятия требуются заемные средства. Логично взять их из свободных на данный момент сумм другого фонда АО, но обязательно на условиях своевременного возврата, так как в противном случае возникнет финансовый хаос, а Положение о фондах и резервах потеряет всякий смысл. Решение о межфондовой переброске средств принимает совет директоров.

Использование фондов и резервов относится к компетенции совета директоров и ревизионной комиссии. Соответствующие сведения должны в обязательном порядке содержаться в отчете за истекший финансовый год. Если отчет утвердило общее собрание, значит, акционеры проконтролировали и одобрили деятельность АО в данной сфере.

Распределение прибыли между участниками корпорации. Финансовые результаты деятельности -по/того товарищества определяются по бухгалтерскому балансу. Прибыль между участниками корпорации этого вида распределяется в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли его участников. Определение долей в договоре имеет значение не только для распределения прибыли, но и для решения вопроса о покрытии убытков.

Каждый участник, получив часть прибыли полного товарищества, учитывает ее в составе своей балансовой прибыли в качестве внереализационного дохода и с общей суммы балансовой прибыли в установленном порядке исчисляет налог, который вносит в бюджет. Если участником является физическое лицо, то с полученной им доли прибыли уплачивается подоходный налог.

В коммандитном товариществе из полученной балансовой прибыли прежде вносится в бюджет налог на прибыль, исчисленный в соответствии с порядком, установленным для юридических лиц. После этого часть прибыли направляется вкладчикам (коммандитистам) в доле, соответствующей их вкладу в капитале товарищества, затем – на развитие производства и другие цели.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 374

Остаток прибыли распределяется между действительными членами (полными товарищами).

Если прибыль не получена или получена в меньшем размере, чем предполагалось, то возможны такие последствия. При отрицательных финансовых результатах полные товарищи обязаны отдать вкладчикам их долю прибыли, продав имущество товарищества, но в учредительном договоре может быть предусмотрено и иное. При недостаточности прибыли вкладчики могут получить меньший процент прибыли на свой вклад, но и в этом случае в договоре могут быть предусмотрены другие варианты (например, выплата недостающей части прибыли вкладчикам в следующем году).

Прибыль общества с ограниченной ответственностью облагается налогом и распределяется в общеустановленном порядке для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности ООО за год каждому участнику выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставном капитале, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие производства и материальное поощрение работников.

Учредительными документами может быть предусмотрен и иной порядок распределения прибыли между пайщиками (например, с учетом личного вклада каждого участника). При недостаточности прибыли может быть принято решение не выплачивать пайщикам прибыль.

Распределение прибыли в закрытом акционерном обществе, хотя внешне и похоже на соответствующую операцию в ООО, в действительности имеет существенные отличия. Прежде всего, имущество ООО принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности, что означает принадлежность каждому из них определенного пая (доли). Следовательно, при определенных условиях этот пай может быть выделен из уставного капитала. Собственность ЗАО не может быть долевой. Акционер имеет право на акцию, символизирующую его долю в уставном капитале ЗАО, которая определяет его право получать дивиденды. Требовать выделения доли имущества ЗАО, соответствующей стоимости акций, акционер не может. Далее, если в ООО пай делим, то акция неделима. Владелец акции остается ее единственным владельцем, пока она ему принадлежит. Наконец, ООО не имеет права выпуска акций. На сумму внесенного пая участнику выдается письменное свидетельство, которое не относится к категории ценных бумаг.

В ЗАО между акционерами складываются иные отношения по поводу акций, чем в ООО. Именно поэтому ЗАО является более устойчивой структурой, не делимой на паи. Распределение прибыли, ее налогообложение, выплата дивидендов по акциям и процентов по облигациям производятся в ЗАО в том же порядке, что и в ОАО.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 375



§ 6. Налоговое планирование в корпорациях
Неясности и сомнения относительно права обложения налогами были причиной крупных и достойных порицания враждебных выступлений со стороны населения и вынужденных строгостей со стороны государства
У. Петти
Понятие налогов. Вопросы правового регулирования налогообложения в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отношениям.
Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство использует для формирования бюджета различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве они составляют большую часть доходов бюджета. В Российской Федерации в 1994 году их доля составила 75%. Долгое время фискальная функция налогов доминировала. Однако в XX веке на первый план выходит регулирующая: перераспределение денежных средств, предоставление налоговых льгот позволяет стимулировать определенные отрасли народного хозяйства, поддерживать наиболее слабые в материальном плане слои населения и др. С помощью налогов можно регулировать структуру потребления и уровень доходов населения.
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов часто свидетельствует о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения осуществляется контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным законным использованием имущества.
Чтобы отличить налоги от других платежей в бюджет, назовем их основные признаки.
1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент: исторически его первой функцией являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги.
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 376
Налоги – это законодательно оформленные платежи. Правда, в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, однако среди ученых нет единогласия в отношении к такому способу установления налогов. Сразу же возникает вопрос о роли и значении незаконных актов, например инструкции Государственной налоговой службы, как источников налогового права. Дело в том, что наши ведомственные инструкции зачастую искажают волю законодателя, устанавливая дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции Государственной налоговой службы могут лишь разъяснять содержание законов, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов. Этот тезис утвердил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который 31 мая 1995 г. указал, что инструкции Государственной налоговой службы не являются нормативными актами, а носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при условии соответствия закону.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога: это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово индивидуально в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и с этой точки зрения налог не совсем платеж безвозмездный.
3. Налоги являются обязательными платежами, что выражается в одностороннем их установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, их обязательность поддерживается государственным принуждением. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
4. Налог не носит характер наказания (санкции) за свершенное правонарушение. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.
Суммируя вышесказанное, можно дать следующее определение налогов.
Налоги – это обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи организаций и граждан, установленные законодательным органом власти, обеспечиваемые государственным принуждением и не носящие характера наказания.
Виды налогов. Все налоги Российской Федерации в зависимости от территориального уровня подразделяются на три вида (внутри каждого вида возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления):
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 377
1. Федеральные налоги, которые устанавливаются законами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
2. Налоги субъектов Российской Федерации. Часть этих налогов устанавливается актами Российской Федерации, а часть – законами субъекта Российской Федерации, однако конкретная ставка налога всегда определяется субъектом Федерации самостоятельно.
3. Местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм от которых в соответствии с законом Российской Федерации на долгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так и законами субъектов Федерации, федеральными законами (см. табл.).
Таблица. Налоговая система Российской Федерации
Налоги I
 
 
Федеральные налоги
 
Налоги субъектов Российской Федерации
 
Местные налоги и сборы
 
А: Устанавливаются законами Российской Федерации, направляются в федеральный бюджет:
1. Налог на добавленную стоимость
2. Акцизы на отдельные виды товаров
3. Налог на доходы банков
4. Налог на доходы от страховой деятельности
5. Налог с биржевой деятельности
6. Налог на операции с ценными бумагами
7. Таможенная пошлина
8. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
 
А: Устанавливаются законами Российской Федерации, ставка устанавливается субъектом Российской Федерации:
1. Налог на имущество предприятий
2. Лесной доход
3. Плата за воду
Б: Устанавливается законами субъекта Российской Федерации:
1. Сбор на нужды образовательных учреждений
 
А: Устанавливаются законами Российской Федерации, ставки определяются законом Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, актом органа местного самоуправления:
1. Налог на имущество физических лиц
2. Земельный налог
3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
Б: Устанавливаются актами органа местного самоуправления в границах предельных ставок:
1. Сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели
2. Налог на рекламу
 
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 378
Продолжение табл.
Федеральные налоги
 
Налоги субъектов Российской Федерации
 
Местные налоги и сборы
 
9. Платежи за пользование природными ресурсами
10. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе словосочетаний
11. Часть специального налога
12. Транспортный налог
13. Налоги, зачисляемые в специальные фонды
Б: Направляются в бюджеты, субъектов Российской Федерации в качестве регулирующих:
1. Подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий
2. Подоходный налог с физических лиц
В: Направляются в местные бюджеты:
1. Гербовый сбор
2. Государственная пошлина
3. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
 
 
3. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники
4. Сбор с владельцев собак
5. Сбор за право торговли винно-водочными изделиями 6. Сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
7. Сбор за выдачу ордера на квартиру
8. Сбор за право использования местной символики 9. Сбор за выигрыш на бегах
10. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
11. Сбор со сделок, совершаемых на биржах
12. Налог на содержание жилищного фонда
В: Устанавливаются актами органа местного самоуправления:
1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
2. Курортный сбор
3. Сбор за право торговли
4. Сбор за парковку автотранспорта
5. Сбор за участие в бегах на ипподроме
6. Сбор за право проведения кино- и телесъемок
7. Сбор за уборку территорий населенных пунктов
8. Сбор за открытие игорного бизнеса
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 379
Налоги надо платить, и это является аксиомой. Однако исполнять законы о налогах нужно не бездумно, а квалифицированно, причем квалифицированно не только с точки зрения государственной казны, интересам которой отнюдь не служит сокрытие налогов, их неправильный расчет, несвоевременность уплаты и т. п.
Квалифицированное исполнение законов о налогообложении означает также удовлетворение корпорацией своих интересов. Однако корпоративные интересы в процессе налогообложения оказываются прямо противоположными интересам государственным. Как же их совместить? Оказывается, это возможно, если использовать принцип налогового планирования.
Налоговое планирование – это такое формирование хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансовых результатов, которое при прочих равных показателях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.
Иными словами, речь идет об оптимизации и минимизации налогообложения отдельных предприятий.
Необходимость налогового планирования на предприятиях обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, меняющейся кредитной ставкой Центрального банка Российской Федерации, а во-вторых, возможными проверками со стороны налоговых органов. Но самое главное – планирование налогов позволяет корпорации достичь такого положения, когда налоги можно будет уплачивать по минимуму.
Налоговое планирование основывается на двух основных принципах:
1) платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов;
2) платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.
Элементами налогового планирования являются:
1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты требуемых налогов, а также представления отчетности, не допуская при этом задержек, влекущих за собой неизбежные санкции.
2. Стратегия минимизации (или оптимизации) налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.
3. Строгое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на срок свыше четырех месяцев.
4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать оперативную объективную
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 380
информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.
Налоговое планирование – это творческий процесс, требующий строго индивидуального подхода. Однако в нем можно выделить ряд укрупненных последовательных этапов, каждый из которых представляет собой целый набор взаимосвязанных процедур:
I. На первом после создания корпорации этапе налогового планирования анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет использования их в предпринимательской деятельности. По результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.
II. Проводится анализ всех возможных сделок, планируемых в предпринимательской деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность и т. п.), с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
III. Решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия с учетом не только предполагаемой доходности инвестиций, но и налогов, уплачиваемых с этого дохода. Например, дивиденды по вложениям в корпоративные ценные бумаги облагаются по ставке 15%, а доходы от вложений в государственные ценные бумаги вообще освобождены от налогов.
Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности корпорации и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее этапах, будучи ее непременным элементом.
Налоговое планирование доступно любой корпорации, но браться за него следует не после завершения какого-либо дела, а до его начала! И бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности и единственный источник расширения производства.
Задача-максимум для финансистов, отвечающих за «анатомию» корпорации,– прокладывать финансовый курс таким образом, чтобы избежать уплаты налогов и чтобы это в то же время не выглядело как явное уклонение от их уплаты. Существует много недозволенных способов уклонения от налогов. В целях уменьшения налогового бремени используются различные средства сокрытия прибыли вообще и распределенной в форме дивидендов в частности. Широко практикуется завышение действительного размера непроизводительных издержек производства, представительских расходов, расходов на рекламу. Завышаются оклады служащих и членов правления, отчисляются крупные суммы на благотворительные цели. Устанавливаются высокие проценты по займам. Не случайно в практику вошло установление определенного соотно-
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 381
шения между акционерным и заемным капиталом. Широкие возможности для обхода налогового законодательства имеются и в небольших корпорациях, где вместо распределения прибыли практикуют вознаграждение за фактически оказанные (естественно, что вознаграждение не эквивалентно услугам) и мнимые услуги. Уменьшению прибыли, подлежащей налогообложению, способствует также установление повышенных норм амортизационных отчислений, превышающих действительный износ основного капитала.
Если задачу-максимум (избежать уплаты налогов) выполнить невозможно, то следует налоги хотя бы минимизировать.
Этого можно добиться, если вменить в обязанность финансистам предприятия качественное выполнение следующих операций:
– прогнозирование налогооблагаемой базы;
– подготовка необходимых для ее уменьшения документов;
– исключение всех переплат налогов;
– исключение всех недоплат налогов как оснований для применения штрафных санкций;
– исключение нарушения сроков уплаты налогов;
– правильное ведение бухгалтерского учета;
– исключение укрывательства оборотов;
– тщательный расчет авансовых платежей в бюджет;
– использование налоговых льгот;
– минимизация налогооблагаемой базы, например, путем оформления беспроцентных долгосрочных ссуд вместо различных выплат с целью уменьшения оборотов, подлежащих налогообложению, или увеличения стоимости основных производственных фондов в целях снижения налогооблагаемой базы по прибыли за счет увеличения амортизационных отчислений.
Интересным в связи с этим представляется опыт по минимизации налогов, используемый в США.
Если ранее корпорации, чтобы уменьшить налоги, вынуждены были поддерживать дивиденды на минимальном уровне, «перебрасывая» большую часть прибыли в фонд развития производства, то теперь они могут преобразоваться при желании в S-компании, справедливо считающиеся налоговым убежищем.
Особенность S-компаний состоит в том, что ее члены рассматриваются как партнеры и прибыли и убытки компании распределяются непосредственно между ними пропорционально количеству акций, тем самым исключается двойное налогообложение.
Законодатель (Акт о пересмотре, утвержденный в 1982 г.) ввел лишь ряд ограничений для образования S-компаний: ее членами могут быть только граждане США (иностранцы, другие корпорации исключаются); ее состав не должен превышать 35 членов, и решение о преобразовании в S-компанию должно быть принято единогласно[1].
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 382
Составление программы по оптимизации и минимизации налогообложения – деятельность очень трудоемкая в плане не столько временных затрат, сколько интеллектуальных. Поэтому она с полным основанием может быть признана интеллектуальной собственностью той или иной личности, финансового менеджера и должна соответственно оплачиваться.
Вместе с тем составление всех планов по налогообложению основывается на общих принципах, которые могут быть закреплены в корпоративном акте под названием, скажем, «Памятка финансовому менеджеру (финансисту)». В нем должны содержаться основные правила уплаты налогов, изложенные в виде заповедей:
1) Налоги надо платить непременно. Древнеримская пословица гласит: «Закон суров – но это закон».
2) Сокрытие от налогов опасно.
3) Правильно рассчитывайте налог: не делайте ни недоплат, ни переплат.
4) Платите налоги своевременно.
5) Ведите налоговое планирование, с его помощью можно значительно уменьшить выплаты налогов.
В корпоративном акте «О порядке расчета и распределения прибыли», утверждаемом общим собранием, может быть дана и схема расчета налога на прибыль и ее распределение:
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг).
2. Затраты, включаемые в себестоимость.
3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) ) стр. 1 – стр. 2).
4. Доходы от внереализационных операций.
5. Расходы на внереализационные операции.
6. Балансовая прибыль (стр. 3 + стр. 4 + стр. 5).
7. Сумма рентных платежей, дивидендов по акциям, процентов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим обществу, доходов от долевого участия в других предприятиях.
8. Сумма превышения расходов на оплату труда работников предприятия в составе себестоимости по сравнению с нормируемой величиной.
9. Льготы по налогу (если таковые имеются).
10. Прибыль, подлежащая налогообложению (стр. 6 – стр. 7 + стр. 8 – стр. 9).
11. Ставка налога.
12. Сумма налога (стр. 10 х 11/100).
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении общества (чистая прибыль) (стр. 6 – стр. 12).
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 383

[1] Янг Э. Составление бизнес-плана. М., 1994. С. 60–62.






§ 7. Кредитование корпораций

Лучше сначала дать возможность народу получить выгоду и лишь затем отобрать часть ее, чем совсем не давать народу возможности получить выгоду и отнимать ее у него

Сюнь-Цзи

Банковское кредитование. Слово кредит по происхождению и обычному словоупотреблению представляет собой синоним доверия. Но в юридическом значении под кредитом или кредитными отношениями подразумевают такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности на условиях возврата их эквивалента по прошествии некоторого времени

Кредит характеризует третью после натурального обмена и денежного обращения ступень в обращении ценностей, свидетельствующую о более высоком уровне развития экономики.

Кредитное отношение предполагает известную долю уверенности кредитора в том, что должник выполнит все обязательства, связанные с заключенной сделкой.

В настоящее время в России уже существуют устойчивые специальные учреждения – банки, осуществляющие кредитование. Действительность такова, что у предприятий часто не хватает для расширения производства, как, впрочем, и для некоторых других целей, собственных денежных средств, и тогда им приходится обращаться в банки за получением кредита. Но банковский кредит очень дорог. Порой процент за пользование им многократно превышает сумму кредита.

Анализ балансов московских предприятий свидетельствует о наметившейся тенденции отказа от использования в хозяйственном обороте заемных средств. Эти предприятия не имеют задолженности по ссудам банка на квартальные даты. В свою очередь многие предприятия стремятся досрочно погасить задолженность поставщикам и другим кредиторам, прибегая с этой целью к любым способам, в частности за неимением денежных средств даже к бартерным сделкам.

Все это свидетельствует о кризисных процессах в экономике. В условиях же процветающей экономики снижается коэффициент независимости предприятий. Они охотно прибегают к заемным средствам, особенно к долгосрочным кредитам, поскольку это связано с устойчивым подъемом производства, расширением рынков сбыта и ускорением оборачиваемости средств.

Но даже в процветающем государстве стоимость денег меняется и соответственно меняются процентные ставки. В последнее

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 384

время в России достигнута относительная стабилизация, и процентные ставки уже на протяжении нескольких лет меняются в сторону понижения

Конечно, управляющие финансами стараются выбрать Такое время для займов, чтобы получить преимущество от снижения процентных ставок, но это не всегда возможно, поскольку нужда в деньгах может возникнуть у предприятия в момент отнюдь не благоприятный с этой точки зрения. Порой приходится брать кредит именно тогда, когда уровень процентных ставок достаточно высок, а уж затем, если уровень ставок снизится, вступать в переговоры об изменениях условий займа.

Вексель как средство кредитования. Помимо кредитования банковского в нашей стране имеет место взаимное кредитование предприятий. Конечно, обращаются к данной форме, как правило, находясь не в лучшем финансовом положении. Ситуации, в которых одно предприятие кредитует другое, в основном складываются не в связи с расширением ими своего производства (это процесс длительный, взаимное же кредитование обычно имеет краткосрочный характер). Чаще всего это имеет место в связи с поставкой продукции без предварительной оплаты.

Расчетным орудием такого кредита служит вексель покупателя или его обязательство погасить долг в срок. Срок же векселя зависит от времени формирования денежной выручки, необходимой для погашения долга поставщику. Поставщик, в свою очередь, может расплатиться этим векселем с другим предприятием за купленную у него продукцию.

Бели у предприятия-поставщика выявляется потребность в деньгах, то оно сдает в банк вексель покупателей для получения средств. Под вексель можно взять ссуду, зачислить средства банков на счета предприятий в виде их депозитов. Векселя, таким образом, позволяют покрыть финансовый вакуум, снять с бюджета необоснованную нагрузку по поддержке всех предприятий.

Вексельная форма взаиморасчетов имеет ряд преимуществ, связанных с природой векселя. Вексель – это ничем не обусловленное денежное обязательство. При этом простой вексель является ценной бумагой, содержащей ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег держателю векселя.

Переводной вексель, или тратта,– это ценная бумага, содержащая приказ векселедержателя по отношению к плательщику об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу. Плательщик принимает на себя обязательство оплатить переводной вексель в срок посредством его акцепта, который должен быть простым и ничем не обусловленным. Плательщик может ограничить акцепт частью суммы, указанной в векселе. Переводной вексель передается посредством индоссамента, который является простым и ни-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 385

чем не обусловленным. Частичный индоссамент недействителен. Индоссамент переносит все права, вытекающие из переводного векселя, и отвечает за акцепт и за платеж. Платеж по переводному векселю может быть полностью или в пределах вексельной суммы гарантирован посредством аваля. Вексельное поручительство дается третьим лицом или лицом, подписавшим вексель.

Преимущество векселя вытекает из возможности варьировать сроки платежа. Переводной вексель выдается сроком по предъявлении, во столько-то времени от предъявления, во столько-то времени от составления, на определенный день.

Платеж по переводному векселю включает вексельную сумму и начисляемые на нее проценты.

С введением вексельного обращения связано внесение радикальных перемен в кредитно-денежное обслуживание, ускорение платежей, рациональное перераспределение между предприятиями оборотных активов, временно не задействованных.

Вексель – это документ, составленный с соблюдением предписанных форм и воплощающий в себе срочное денежное обязательство. Вексель не есть порождение случая: он возник и постепенно развился в общих условиях денежного обращения еще в средние века. В России до революции 1917 г. вексель также активно использовался. Однако позднее он совершенно исчез не только из денежного оборота, но и из лексикона. И лишь в последнее время вексель вновь возвращается в нашу жизнь.

Мировой опыт использования векселей обобщен в Положении о простом и переводном векселе, принятом на Женевской вексельной конференции 1930 г.[1] Россия пока еще делает только первые шаги в правовом регулировании вексельного обращения. В настоящее время принято лишь одно постановление Правительства от 26 сентября 1994 г. «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения»[2]. Существует также письмо Центрального Банка Российской Федерации от 9 сентября 1991 г. «О банковских операциях с векселями»[3]. Согласно указанному постановлению с 1 ноября 1994 г. на территории России в хозяйственный оборот вводятся единые образцы бланков простого и переводного векселей. Эти векселя могут использоваться при заключении хозяйственных сделок на срок не более 180 дней предприятиями-резидентами Российской Федерации, не состоящими на бюджетном финансировании. Они будут обращаться параллельно с векселями, уже эмитируемыми коммерческими банками.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 386

Пока надлежащая правовая база для вексельного обращения не создана, предприятия вынуждены создавать ее сами. В своих корпоративных актах они фиксируют условия вексельного кредитования, порядок ведения бухгалтерского учета операций с векселями и др. Однако следует предположить, что и с изданием Закона о переводном и простом векселе останется ряд вопросов вексельного обращения, которые предприятия будут прорабатывать самостоятельно, каждое для себя, учитывая при этом свою специфику. Вполне вероятно, что в самом ближайшем будущем, по мере накопления опыта, появится значительное число корпоративных актов, посвященных вексельному кредитованию.

Несмотря на грядущее развитие вексельного дела в нашей стране, статус основного кредитного института по-прежнему будут сохранять банки.

Банковские отношения в результате реорганизации системы банков существенно изменились. Если ранее кредиты находились полностью в ведении государства, то теперь, с появлением коммерческих банков (спецбанков, кооперативных, совместных, частных, акционерных и др.), они переместились в основном в сферу корпоративного права. Банки определяют своих клиентов, принципы взаимоотношения с ними, кредитный процент, процент по вкладам и т. п. Подобная метаморфоза происходит и с системой страхования.

Представители коммерческих банков ратуют за предоставление им полной свободы и за право решать свои дела самостоятельно. Однако на определенном этапе коммерческие банки стали своего рода насосами для перекачки безналичных денег в наличные, что существенно подстегнуло уровень инфляции. Кроме того, банковское кредитование может вести и ведет к усилению неравенства между субъектами права: тот, кто уже обладает большой экономической силой, тот при содействии кредита может ее легко умножить. В данной сфере имеются и другие издержки. Отсюда следует вывод: корпоративное регулирование кредитных отношений, осуществляемое банками как особыми разновидностями корпораций, должно быть дополнено централизованным.

Конечно, установление государством процентов за кредит (или их пределов) – это уже вчерашний день. Однако обязательное для каждого цивилизованного государства условие поддерживать и поощрять предпринимательство, и, в частности, в сфере банковского дела, не означает поддержку любых требований банкиров и бесконтрольное использование ими своих прав в отношении клиентов. Следовательно, корпоративное регулирование, выдвигаясь на первый план в деятельности как коммерческих банков, так и страховых организаций, должно быть пока ограниченным.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 387

[1] Вексель как важнейшее платежное средство. М., 1992. С. 88, 112.

[2] СЗ РФ. 1994. № 25. Ст. 1969.

[3] Ценные бумаги. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 87–141.




§ 8. Самофинансирование корпораций

Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не более половины своего дохода; а кто желает приумножить его – не более трети

Т. Бэкон

Выше было отмечено, что кредитное обращение является третьей стадией развития экономических отношений. Самофинансирование – это четвертая, еще более высокая ступень, которая означает обеспечение деятельности корпорации и ее расширение за счет собственных средств.

Об этом свидетельствует опыт западных стран, ушедших далеко вперед в промышленном развитии. В 1929 году американские корпорации реинвестировали 20% своих прибылей, в 1950 – 70%, в настоящее время этот процент еще выше[1]. Существует много причин, определяющих столь высокий уровень самофинансирования корпораций, но непреложным остается тот факт, что корпорации становятся все более и более независимыми в экономическом плане, даже в отношении капиталообразования. По мере развития они перестают охотиться за сбережениями на рынке капитала. Это приводит к уменьшению роли инвестиционных банков. Давно существующее убеждение, что тот, кто контролирует денежный рынок, кредит, контролирует корпорации и имеет решающую власть, становится все менее справедливым.

Финансирование своего роста из собственных денег для корпорации обычно очень привлекательно по одной причине: не надо платить проценты кредитору. Поэтому многие предприятия стремятся вложить в дело нераспределенную прибыль – средства, оставшиеся у фирмы после покрытия всех расходов и выплаты налогов.

Законодательство не обязывает корпорации выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям. Решение по этому вопросу принимается общим собранием по рекомендации совета директоров, который может поставить вопрос о том, чтобы вообще не выплачивать дивиденды по акциям. Наиболее разумный путь для небольшой начинающей корпорации – вкладывать всю прибыль в производство. Это позволяет корпорации расти, не прибегая к дорогостоящему внешнему финансированию. В долгосрочной перспективе акционеры больше выиграют от роста корпорации, и как следствие – от повышения цены на их акции, чем просто от получения дивидендов.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 388

Еще одна возможность увеличения ценности акций для их владельцев, помимо выплаты дивидендов,– обратный выкуп корпорацией части рыночных акций. Это сокращает число выпущенных акций, повышая тем самым ценность каждой из них.

Но здесь корпорацию и ее участников подстерегает другая опасность. Когда корпорации уменьшают размер дивидендов или не выплачивают их вовсе, это обычно означает, что их прибыль сократилась. Теоретически дивиденды представляют собой долю прибыли; когда прибыль падает, сокращается и эта доля. Корпорации удерживают в своих руках наличность для покрытия производственных издержек. Но вряд ли станет известно внешним держателям акций о том, что корпорация хочет осуществить самофинансирование. Вот почему может наступить момент, когда начнется массовый «сброс» акций. К сожалению, в таких ситуациях акционеры не только теряют дивиденды, но часто страдают еще и в результате падения цены на акции. Когда компания уменьшает размер дивидендов, цена на ее акции обычно падает, по крайней мере временно.

Есть еще один способ приращения капитала за счет собственных средств, к которому могут прибегнуть корпорации,– это реализация активов.

В целом же, следует отметить, что возможность осуществлять самофинансирование закладывается в корпоративных актах почти всеми корпорациями. Однако на практике они реализуются немногими из них. Это результат действия не только объективных причин, главная из которых получение сравнительно невысокой прибыли. Большую роль играют и причины субъективные: неуемная жажда потребления, порой свидетельствующая об отсутствии элементарной культуры, стремление некоторых «новых русских» поразить своим шиком весь мир и др.

[1] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. I. M., 1992. С. 368.



§ 9. Финансовая отчетность корпораций

Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни

Цицерон

Законодательство требует от крупных корпораций, какими, в частности, являются многие АО, предоставления всесторонней информации о состоянии дел. Характерно, что такая информация рассматривается обществом как вознаграждение государству за полученное от него благо нести не полную, а ограниченную имущественную ответственность. Если предприятие желает сохра-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 389

нить коммерческую тайну, то оно должно избрать для себя такую форму компании, члены которой несут неограниченную ответственность по обязательствам (например, полное товарищество).

Усиление требований к финансовой отчетности крупных корпораций справедливо, поскольку их деятельность затрагивает интересы не только акционеров, но и социума в целом.

Все акционерные общества обязаны вести книги, в которых фиксируются совершаемые сделки, составлять годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Открытое АО должно ежегодно публиковать в средствах массовой информации:

– годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;

– проспект эмиссии акций общества (в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации);

– информацию о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах;

– списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций;

– иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

Эти правила действуют и в отношении закрытых АО в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг.

Требование обнародовать финансовую отчетность проводится в законодательствах всех промышленно развитых государств. Более того, ввиду набирающих силу тенденций интернационализации производства и капитала делаются попытки унифицировать публичную отчетность корпораций. Постоянно ведется такая работа и в рамках Европейского Экономического Сообщества. Во многих странах законодатель устанавливает даже схему годовых отчетов и критерии оценки видов имущества, подлежащих отражению в отчетности, тем самым воздействуя на размер распределяемой прибыли, на создание скрытых и явных фондов.

Хорошо прослеживается закономерность: чем сильнее экономика страны, тем шире, определенней и жестче ее законодательство в отношении АО, и прежде всего в части, регулирующей отчетность. Например, в США финансовое состояние акционерных обществ по традиции «прозрачно». Они обязаны раз в квартал представлять в комиссию по ценным бумагам баланс, счет прибылей и убытков, информацию, касающуюся судебных решений, информацию об изменениях в уставных документах, о собраниях и их решениях. Со всем этим в любое время может ознакомиться каждый акционер. За искажение сведений, необ-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 390

ходимых потенциальным покупателям акций, предусмотрена материальная ответственность менеджеров и других должностных лиц.

Отчетность акционерных обществ облегчает контроль за их деятельностью со стороны государства. Однако вмешательство государства в сферу отчетности должно осуществляться в определенных рамках. Так, например, в Англии законодатель, закрепляя схему, которая должна быть положена в основу составления баланса, как правило, не указывает строгих критериев, подлежащих использованию при оценке того или иного вида имущества общества. Английское законодательство не устанавливает и метода оценки имущества, а лишь требует указания на примененный метод. Не дается в нем также определения понятия основных и оборотных средств. В Германии, хотя и предусматривается схема баланса, одновременно предоставляется возможность использовать различные методы оценки имущества. Некоторые виды имущественных прав вообще не подлежат отражению в балансе.

Финансовая отчетность важна не только для государства, она может служить источником информации для различного рода организаций и отдельных лиц. Например, банки могут пожелать исследовать отчеты корпорации для принятия решения о кредитовании. Информация важна и для потенциальных акционеров, которые решают для себя вопрос о покупке акций общества.

Потребители финансовой отчетности существуют и внутри корпорации. Это акционеры, персонал корпорации, ее органы управления, а также профсоюзная организация. Вот почему отчетность ведется всеми корпорациями, а не только теми, кто обязан ее публиковать.

В нашей стране учет осуществляется главным образом в форме бухгалтерского учета и регулируется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Министерством финансов 26 декабря 1994 г. (в редакции от 19 декабря 1995 г.).


Согласно этому нормативному акту, акционерные общества самостоятельны в выборе учетной политики, ее организационных форм и способов бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий хозяйствования, но с соблюдением единых методологических принципов, разработанных Министерством финансов России и другими государственными службами в соответствии с действующим законодательством.

Главное здесь – обеспечить полноту, точность и реалистичность финансовой информации, а также возможность:

– контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 391

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>