<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей, надо излечить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи

Генри Форд-старший

Вопросы, связанные с работой исполнительного органа управления – правления (дирекции), в законодательстве регламентируются не столь детально и определенно, как это имеет место в отношении общего собрания и совета директоров акционерного общества. Здесь более значительную роль играют акты корпоративные, нежели централизованные.

Коллективный исполнительный орган (правление, дирекция) создается для практического решения задач, стоящих перед обществом, исполнения решений общих собраний и совета директоров, а также для оперативного управления делами общества.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 476

Правление действует в соответствии с законодательством, уставом, Положением о правлении, приказами и распоряжениями генерального директора. Оно подотчетно совету директоров, генеральному директору. Кроме того, контроль за его работой осуществляет ревизионная комиссия. Правление несет перед обществом полную ответственность за финансовые, производственные и иные результаты деятельности. Оно осуществляет свои функции с помощью аппарата, структура которого утверждается генеральным директором.

Состав правления. Количественный и качественный состав правления утверждается общим собранием по представлению генерального директора. Однако в большинстве корпораций общее собрание передает это правомочие совету директоров. В случае необходимости совет директоров вправе изменять количественный и качественный состав правления.

Правление может состоять из генерального директора и его заместителей, исполнительных директоров и их заместителей, руководителей основных структурных подразделений общества, главного бухгалтера и начальника фондового отдела. Членами правления не могут быть назначены юридические лица, физические лица с ограниченной дееспособностью. Член правления не обязательно должен быть акционером данного общества. Именно это позволяет привлечь к управлению обществом наиболее квалифицированных лиц.

Срок деятельности правления устанавливается в уставе акционерного общества.

После утверждения состава правления в порядке, определяемом в Положении о правлении, генеральный директор заключает с каждым членом правления контракт, в котором оговариваются права, обязанности и ответственность членов правления за результаты хозяйственной деятельности и возглавляемых ими структурных подразделений или функциональных служб и отделов, устанавливаются условия премирования, а также определяются пределы ответственности за ущерб, нанесенный обществу по вине членов правления. Назначенный член правления может быть отозван советом директоров, если на то имеются достаточные основания. Возможно также повторное назначение или продление срока работы членов правления по решению совета директоров.

Компетенция правления определяется задачами, которые стоят перед данным органом управления общества. Основные задачи правления:

– организация эффективного управления оперативной деятельностью общества;

– обеспечение выполнения планов и решений общего собрания и совета директоров общества;

– выработка и осуществление текущей хозяйственной политики общества в целях повышения его прибыльности и конкурентоспособности.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 477

Правление вправе решать все вопросы деятельности общества, кроме относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров и совета директоров. При этом непреложным должен быть принцип: правление не вправе принимать решения, обязательные для акционеров либо ущемляющие их интересы.

Надо отметить, что правление является тем органом АО, в котором сосредоточена значительная власть. В его компетенцию входит:

1. Выработка политики текущих и перспективных планов по реализации уставных целей и задач общества.

2. Разработка и представление на утверждение совета директоров проектов корпоративных нормативных актов и других документов, регламентирующих деятельность общества.

3. Назначение и отстранение должностных лиц подразделений общества, координация и контроль за их деятельностью и выполнением ими управленческих функций.

4. Привлечение на работу граждан на основании трудовых контрактов (наемных работников), договоров подряда, поручения и т. п.

5. Формирование временных трудовых коллективов для решения конкретных задач в интересах общества.

6. Приобретение, отчуждение, аренда имущества от имени общества в соответствии с решениями общего собрания акционеров и совета директоров.

7. Заключение от лица общества хозяйственных договоров, договоров на проведение научно-технической и других видов экспертиз, осуществление сделок и операций в пределах прав, делегированных правлению общим собранием и советом директоров.

8. Открытие в соответствии с решениями совета директоров отделений, филиалов и представительств общества.

9. Представление интересов общества в его отношениях с другими предприятиями, учреждениями, организациями и государственными органами.

10. Обеспечение решения социальных вопросов, касающихся наемных работников.

11. Направление лиц в командировки, в том числе и зарубежные, прием отдельных лиц и делегаций, установление общественных, производственных и научно-технических контактов.

12. Ведение оперативного бухгалтерского, статистического учета и отчетности и др.

Права и обязанности членов правления. Выполнение столь сложных функций невозможно без наделения членов правления определенными правами и обязанностями.

К числу прав членов правления относятся:

– право на осуществление сделок и операций, заключение договоров от имени общества при наличии у них доверенности на совершение таких сделок;

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 478

– право на совмещение своей деятельности в составе правления с занятием в любых должностях в обществе с соответствующей оплатой;

– право на вознаграждение за исполнение обязанностей в составе правления (оклад, участие в прибылях, возмещение представительских расходов, страховые взносы, комиссионное вознаграждение и прочие дополнительные платежи), а также право на пенсию по возрасту, на доходы умерших членов семьи и др. Если результаты работы общества ухудшились и установленное ранее вознаграждение стало явно несоразмерным, то совет директоров может его снизить;

– право на приобретение акций, например на условиях опциона, но в количестве, определяемом общим собранием;

– право неограниченного доступа к информации, касающейся деятельности общества и необходимой членам правления для осуществления своих функций в его составе;

– другие права, определяемые в уставе, Положении о правлении.

Однако на членов правления возлагается и целый ряд обязанностей.

Одна из главных – обязанность проявлять определенную заботу в решении всех вопросов, отнесенных к их компетенции (выплата объявленных дивидендов, организация и планирование производства, подбор кадров и т. п.). От члена правления требуется примерно та же степень рачительности, заботливости в делах общества, которую проявляет обычный благоразумный человек в решении своих личных проблем. При этом должна учитываться также конкретная обстановка, в которой действует тот или иной член правления, и его личные, субъективные качества. Предполагается также, что управляющие должны уметь использовать свои профессиональные знания (они должны быть специалистами своего дела) и чувствовать повышенную ответственность за выполняемые ими действия, поскольку они осуществляют операции с деньгами, принадлежащими другим, причем многим, лицам. Ошибки и просчеты членов правления в управлении акционерным обществом не считаются нарушением обязанности по заботливости в исполнении служебных функций.

Члены правления, так же как и члены совета директоров, обязаны проявлять лояльность, т. е. быть честными по отношению к обществу, и о своей финансовой заинтересованности в сделке общества обязаны заявить до момента принятия решения.

Все члены правления обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Члены правления не должны использовать возможности общества или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных уставом общества.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 479

В период своей работы в правлении его члены не имеют права учреждать или принимать участие в предприятиях, конкурирующих с обществом, если это не было им разрешено советом директоров либо общим собранием

Члены правления не имеют права косвенно или прямо получать вознаграждение за оказание влияния на принятие решений советом директоров или правлением общества.

И, наконец, члены правления несут ответственность за ущерб, причиненный обществу в результате их деятельности, если они при этом проявили умысел или неосторожность. Размер ответственности может быть равен ущербу, включая упущенную выгоду.

Правление же в целом обязано:

– разрабатывать и представлять совету директоров годовые планы работы общества, годовые балансы, счет прибылей и убытков и другие документы бухгалтерского учета, отчетности и документооборота по производственной и коммерческой деятельности общества;

– докладывать совету директоров о планах деятельности общества, его финансовом состоянии, о ходе дел и реализации приоритетных программ общества, о сделках и решениях, которые могут иметь принципиальное значение для общества;

– обеспечивать эффективное использование финансовых средств и иных ресурсов общества;

– предоставлять необходимую информацию совету директоров, ревизионной комиссии, аудитору (в пределах их компетенции);

– осуществлять расчеты по обязательствам общества с предприятиями, организациями, отдельными гражданами по сметам, утвержденным советом директоров. В случаях, не терпящих отлагательства, правление может превысить утвержденную сумму, дав отчет совету директоров о необходимости и последствиях этих расходов.

Заседания правления могут проводиться еженедельно, ежемесячно или с другим интервалом. В необходимых случаях, когда этого требуют интересы общества, председатель правления или определенное в уставе количество членов правления могут созвать заседание. Созыв, сроки и повестка дня, составление протоколов определяются председателем правления. В его отсутствие это делает его заместитель, он же председательствует на заседании (при отсутствии председателя).

В повестку дня могут вноситься и дополнительные вопросы, но хорошо, если по ним заранее готовятся соответствующие документы.

Правление правомочно принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины его членов. При голосовании для положительного решения того или иного вопроса необходимо,

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 480

как правило, простое большинство голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов решающим является голос председателя. При принятии решений по вопросам, имеющим особое значение для общества, может быть предусмотрено использование принципа единогласия.

Руководство исполнением решений правления осуществляет член правления, курирующий соответствующие вопросы, а контроль за исполнением – председатель правления.

На заседании правления ведется протокол, который затем представляется совету директоров, ревизионной комиссии, аудитору общества по их требованию.

Всем ходом заседания правления руководит генеральный директор (председатель правления). Он же подписывает и протоколы заседаний.


§ 6. Генеральный директор
Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой
Демокрит
Единоличный исполнительный орган управления акционерным обществом может называться по-разному: генеральный директор, просто директор, управляющий, президент, председатель правления и др. Он может возглавлять правление. Если такового в акционерном обществе не создается, то он становится его единоличным исполнительным органом.
Генеральный директор осуществляет руководство текущей работой общества, при этом он руководствуется действующим законодательством, уставом общества и Положением о генеральном директоре. Свою деятельность генеральный директор должен сообразовывать с поставленной перед ним целью: обеспечивать прибыльность и конкурентоспособность общества, способствовать его финансово-экономической устойчивости, обеспечению прав акционеров и социальных гарантий его наемных работников.
Назначение генерального директора. Назначение на должность генерального директора и освобождение от этой должности осуществляется по решению общего собрания акционеров. Однако часто общее собрание передает данное правомочие совету директоров. Выдвигать кандидатуру на должность генерального директора могут как совет директоров, так и общее собрание. Не исключено и
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 481
самовыдвижение. Решение по вопросу назначения на должность генерального директора принимается простым большинством голосов (акций). Срок назначения устанавливается акционерным обществом самостоятельно и находит отражение в Положении о генеральном директоре. Обычно он равен сроку, на который избирается совет директоров.
После того как состоялось решение общего собрания (совета директоров), общество в лице председателя совета директоров (или уполномоченного им члена совета) подписывает с генеральным директором договор (контракт), в котором определяются его права и обязанности, а также пределы ответственности за ущерб, причиненный по его вине обществу. Кроме того, оговариваются пределы хозяйственного ведения имуществом общества, условия оплаты труда и премирования за результаты хозяйственной деятельности.
Качества, необходимые для занятия должности генерального директора. Если общее собрание задает тон работе акционерного общества, совет директоров определяет, что следует делать, то генеральный директор должен знать, как претворить эту программу в жизнь.
Генеральным директором способен быть далеко не каждый. Для этого нужно обладать как профессиональными, так и особыми личностными качествами. Личный потенциал среднего бизнесмена, а тем более генерального директора, должен быть гораздо выше, нежели у рядового работника. Какие же личностные качества отличают бизнесмена?
Прежде всего следует указать на ряд фундаментальных, врожденных черт его личности, изменить или развить которые путем самосовершенствования крайне трудно, а чаще всего невозможно. К таким качествам, во-первых, относится интеллект. Однако интеллект здесь требуется особый: ограниченный, избирательный. Всеобъемлющий, всеохватывающий интеллект, каким обладает ученый, в предпринимательстве не нужен, да и чаще всего оказывается вредным. Ведь задачи ученого – выработать всевозможные подходы, решения, задача бизнесмена – принять оптимальное решение, да такое, чтобы его можно было претворить в жизнь. Во-вторых, бизнесмену нужна развитая интуиция: ему приходится принимать решения порой в очень сжатые сроки, иногда за словом (решением) мгновенно следует действие, время для подыскания аргументов может отсутствовать. В-третьих, сильная воля, т. е. способность претворять на деле решение, преодолевая возникающие препятствия, – качество, без которого невозможно делать бизнес. Ведь бизнес – это в своей основе конкурирующая деятельность, и благоприятные для себя условия предпринимателю приходится завоевывать, преодолевая, а то и сметая препятствия на своем пути.
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 482
И, наконец, бизнесмену должно быть присуще чувство хозяина своей судьбы. Оно возникает чуть позже, в результате проявления вышеуказанных качеств и появления первых реальных успехов в предпринимательской деятельности. Но неудачи, которые впоследствии не исключены, не должны делать бизнесмена пессимистом. Здоровый оптимизм, новый «бросок» на преодоление неудач – качества все же природные.
Обратим теперь свое внимание на приобретаемые деловые качества бизнесмена и на их эволюцию.
На первом этапе развития рыночных отношений, когда общество еще пребывает в состоянии бедности, когда оно еще не имеет значительных товарных ресурсов и спрос преобладает над предложением, что имеет место в современной России, акцент в бизнесе делается на управлении, рациональном использовании ресурсов. От генерального директора требуется проявление качеств, которые можно назвать традиционными, или того, что мы привыкли называть деловой хваткой:
1) знание технологии производства;
2) нацеленность на получение большей прибыли;
3) предприимчивость;
4) бережливость;
5) расчетливость;
6) рациональная оправданная агрессивность;
7) определенная рискованность и др.
Когда период преобладания спроса над предложением сменяется этапом избыточности предложения, внимание предпринимателей начинает концентрироваться на изучении потребностей и их структуры. Именно это и наблюдается в настоящей временной фазе западного бизнеса. В изменившейся экономической ситуации от руководителей бизнеса стали требоваться знания, далеко выходящие за рамки традиционных, и соответственно иные качества:
1) способность правильно оценить структуру рыночных потребностей;
2) способность осуществлять руководство, т. е. формулировать цели и организовывать людей на их достижение, создавая необходимые стимулы;
3) доскональное знание психологии людей и развитие в себе умения ладить с людьми;
4) учтивость, приятное обхождение и др.
Таким образом, в дальнейшем руководителям оказывается мало деловой хватки и становится необходимым еще и организаторский талант. Технократы уступают место профессиональным управленцам, напичканным не только и даже не столько техническими знаниями, сколько познаниями в области конъюнктуры и спроса, социологии, психологии, права, менеджмента и т. п.
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 483
Вообще проблему деловых качеств руководителя бизнеса можно поставить и шире – как его социально-нравственный образ, поскольку сугубо личностные, нравственные качества людей, занятых в бизнесе, прямо и непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности. Таких качеств много, и можно дать их классификацию (см. табл. на с. 484).
Отмеченные черты руководителей в значительной мере определяют их успех. Но всегда надо помнить, что нужный результат достигается в каждодневной напряженной работе.
Обратим внимание на качества, необходимые иметь лицу, претендующему на данную должность, с юридической точки зрения.
При выдвижении человека на должность генерального директора выясняются лишь следующие обстоятельства:
– дееспособен ли он;
– не лишен ли судом права занимать соответствующие должности;
– гражданин ли он России (если в корпоративных актах есть запрет на назначение на эту должность иностранных граждан).
Именно поэтому в корпоративном акте, регулирующем правовое положение генерального директора, должны быть предусмотрены обстоятельства, прекращающие исполнение им обязанностей досрочно, хотя в Законе об акционерных обществах отмечается, что общее собрание акционеров вправе в любое время расторгнуть договор с единоличным исполнительным органом общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров. Обычно обстоятельствами, приводящими к освобождению генерального директора от должности, становятся:
– физическая невозможность исполнения обязанностей (смерть, признание безвестно отсутствующим, объявление умершим, болезнь);
– добровольная отставка;
– инициатива совета директоров или общего собрания, усмотревших вину генерального директора в причинении ущерба акционерному обществу;
– грубое нарушение генеральным директором условий заключения трудового договора.
В этих случаях до назначения нового генерального директора совет директоров поручает выполнять его обязанности одному из его заместителей.
Компетенция генерального директора. Поскольку генеральный директор является средоточием власти в акционерном обществе, он наделяется многочисленными и очень важными полномочиями:
– формирует состав правления и представляет его на утверждение совету директоров;
– распределяет обязанности между членами правления;
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 485
– организует работу, председательствует на заседаниях правления, обеспечивает ведение протоколов заседаний;
– утверждает организационно-управленческую и производственно-хозяйственную структуру акционерного общества;
– организует разработку, утверждает и обеспечивает реализацию программы развития персонала;
– утверждает штатное расписание общества и должностные инструкции работников;
– заключает трудовые договоры с членами правления, должностными лицами и наемными работниками, устанавливает должностные оклады;
– пользуется правом увольнения, перевода сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания;
– совершает от имени акционерного общества любые юридически значимые действия (заключает договоры, соглашения, контракты, выдает доверенности на их совершение), распоряжается имуществом, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания;
– представляет акционерное общество во всех организациях, органах и учреждениях без доверенности;
– в пределах своей компетенции использует средства создаваемых в обществе фондов и резервов, открывает счета в банках, является распорядителем кредитов;
– руководит разработкой и представлением совету директоров годового отчета и баланса;
– обеспечивает выполнение решений общих собраний акционеров и совета директоров, обязательств перед бюджетом и контрагентами по хозяйственным договорам;
– устанавливает перечень сведений, содержащих коммерческую тайну или являющихся конфиденциальной информацией;
– принимает решения о предъявлении от имени общества претензий к юридическим и физическим лицам и решения об удовлетворении претензий, предъявляемых к обществу;
– осуществляет строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
– обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий труда для работников акционерного общества, соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
– обеспечивает разработку, заключение и исполнение коллективного договора, если таковой заключается по инициативе трудового коллектива;
– в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества;
– организует и обеспечивает бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность;
– издает приказы, распоряжения и другие виды актов, входящие в его компетенцию.
Таблица. Социально-нравственные качества (основные требования) бизнесмена
по отношению к себе
 
внутренняя культура
 
внешняя культура
 
по отношению к обществу
 
большая работоспособность
конкретность
жесткая требовательность
целеустремленность самокритичность самоконтроль единство слова и дела настойчивость скромность порядочность правдивость честность простота
предпочтение принимать решения самостоятельно
любовь к риску (?) - (скорее необходимость)
 
гуманизм добропорядочность верность долгу высокий профессионализм компетентность
уважение к достоинствам и недостаткам людей
принципиальность большая требовательность
нетерпимость к негативным явлениям
стремление к взаимопомощи
восприимчивость к новому
любовь к стремительному развитию
 
эмоциональная уравновешенность
внимание и уважение к людям
отзывчивость открытость вежливость тактичность деликатность доступность благородство заботливость
склонность к спонсорству и меценатству
ощущение себя в деловом окружении как рыба в воде
 
высокая гражданственность
социальная ответственность
мировоззренческая и социально-нравственная убежденность
преданность отечеству
неукоснительность в соблюдении законов
социальная активность и инициативность
 
Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 486
Генеральный директор вправе поручить решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, руководителям структурных подразделений. Он имеет право частично передать свои полномочия другим членам правления.
Генеральный директор несет персональную ответственность за состояние дел и функциональную деятельность акционерного общества в соответствии с действующим законодательством, уставом, другими корпоративными актами, заключенным с ним трудовым контрактом.
Выше были рассмотрены основные органы управления акционерным обществом. Помимо перечисленных общество может создавать и другие необходимые органы управления, если сочтет это необходимым. Разрешено все, что не запрещено законом,– этот принцип в настоящее время является одним из основных, применяемых в правовом регулировании.



§ 7. Структурные подразделения корпорации

Всякий начальник стремится к увеличению числа подчиненных, а не соперников

Аксиома Паркинсона

Создание отделов путем группирования аналогичных производственных функций и в соответствии с этим рабочих и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости корпорации.

Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу принципов. Структура корпорации может основываться на различных принципах.

Наиболее простым является количественный принцип, или принцип деления на равные по размеру группы. Он применяется там, где трудовые операции просты, однородны, а их успех зависит в большей степени от числа людей, чем от их специализации. Наиболее распространенной структурой в этом случае является бригада.

Другой организационный принцип – временной. В условиях ряда производств важно обеспечить непрерывность технологических процессов. В силу этого создается несколько групп – вахт или смен, которые, проработав определенный срок, отдыхают, уступая место другим.

Структура корпорации может определяться пространственным размещением видов деятельности, когда те из них, которые расположены на одной территории, объединяются в единое целое, подчиняясь общему руководству (филиалы).

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 487

Может применяться ипроизводственный принцип, и тогда структура корпорации обусловливается выпуском определенного продукта, ориентированного на конкретного заказчика, использованием тех или иных технологий (например, цех по выпуску товаров широкого потребления).

Иногда структура корпорации подчиняется инновационным задачам. В этом случае одни подразделения занимаются текущим производством, дающим высокие прибыли, а другие – освоением новой продукции, приносящей в первое время убытки, как, например, это обычно имеет место в научно-производственных объединениях.

Хотя на практике организационная структура корпораций определяется сразу несколькими принципами, доминирует чаще всего функциональный, в соответствии с которым структура корпорации обусловливается видами ее деятельности, такими как производство, сбыт, финансы, юридическое обслуживание и т. п. Так образуются подразделения, которые представляют собой группу людей, чья деятельность связана с достижением конкретных целей.

Подразделения, выполняющие определенные виды деятельности одного уровня, называются горизонтальными. Но они должны координироваться между собой. Эту координацию может осуществлять только нейтральный по отношению к ним управляющий орган, а чтобы ему подчинялись, он должен быть еще и вышестоящим. Так возникает вертикальное разделение труда и формируется наряду с горизонтальной вертикальная организационная структура, имеющая множество этажей.

В рамках функциональной структуры подразделения делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие.

В основных подразделениях сосредоточена деятельность, связанная с непосредственной реализацией цели данной корпорации, выпуском профилирующей продукции или оказанием услуг.

Деятельность, сконцентрированная в обслуживающих подразделениях, имеет следующую инфраструктуру: производственный транспорт, связь, энерго-, тепло-, водо-, электроснабжение.

Наконец, вспомогательные структуры охватывают такие виды деятельности, которые в принципе могут осуществляться в рамках других подразделений, но объединены в специализированные в целях повышения эффективности и уровня контроля.

Организационная структура корпорации считается оптимальной, если адекватно учитывается ее размер, особенности применяемой технологии, требования рынка, цели, правильно группируются виды деятельности, информационные потоки, обеспечиваются условия минимизации издержек производства.

Каждое структурное подразделение создается в корпорации для выполнения определенных задач, на него возлагают специфические функции. Правда, пониматься они могут по-разному. Для

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 488

того, чтобы в этом плане не возникало неувязок, не было конкуренции между отделами либо, наоборот, дублирования в их работе, необходимо письменно фиксировать задачи, функции того или иного отдела, посвящая каждому из них соответствующий нормативный акт. Это корпоративные нормативные акты с типовым наименованием: Положение об отделе (цехе, бригаде, филиале и др.).

Положения об отделах – это корпоративные нормативные акты, в которых перед структурным подразделением ставятся цели, производится распределение между ними задач, определяются их функции, взаимоотношения друг с другом, компетенция руководителя структурного подразделения и ответственность работников.

В Положении о структурном подразделении должны содержаться следующие разделы:

1. Общие положения. Здесь фиксируется полное наименование отдела и в целом предприятия, структурным подразделением которого отдел является. Указывается подчиненность отдела тому или иному заместителю генерального директора. Кроме того, дается название должности главы отдела (начальник, руководитель, управляющий и т. п.). Определяется нормативная база, которой руководствуются работники отдела. Обычно ею служит действующее законодательство, приказы и инструкции министерств, ответственных за те или иные виды деятельности (например, Министерство топлива и энергетики), либо министерств, осуществляющих надведомственные функции (например, Министерство труда и социального обеспечения). Обязательными для работников являются также все корпоративные акты и распоряжения, носящие индивидуальный характер и касающиеся данного отдела.

2. Структура отдела. Чаще всего в составе отдела выделяется только его руководитель. Однако, если отдел большой, то в нем могут образоваться подотделы, группы, звенья (в бригаде), смены и т. п. В этом случае в данном разделе называются все части отдела, а если это необходимо, и взаимосвязи между частями отдела; здесь же указывается, по какому принципу организуются части отдела, а также принцип определения руководителя отдела (назначение или выборы) и субъект, этим занимающийся (непосредственный или вышестоящий орган управления либо коллектив отдела). Особо оговариваются требования к начальнику отдела. Они могут касаться наличия специального образования, стажа работы по специальности, стажа на руководящей работе, а также знаний определенных специфических для данного структурного подразделения проблем. В этом же разделе находит отражение вопрос о штате отдела, о делении его на основной и вспомогательный персонал.

Поскольку вопрос об оплате труда всегда интересует работников в первую очередь, в данном разделе оправдано и указание на то, кто определяет условия и формы оплаты труда. Конечно,

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 489

чаще всего это поручается делать вышестоящему начальнику. Вместе с тем встречаются предприятия, где структурные подразделения сами решают вопрос об оплате труда, исходя из оставляемых в их распоряжении финансовых средств.

3. Задачи отдела. Задача – это то, что требует исполнения, разрешения. Обычно в перечне задач выделяется и ставится на первое место главная, например, таковой у отдела кадров является подбор и расстановка кадров. Затем следуют задачи второстепенные, вспомогательные, не основные, а сопутствующие; чаще же производится конкретизация основной. В нашем примере относительно отдела кадров таковыми являются изучение состояния дел с инженерно-техническими и рабочими кадрами, разработка перспективных и годовых планов комплектования предприятия кадрами, прогнозирование и определение потребности в кадрах, обеспечение приема, размещения и расстановки молодых специалистов и рабочих в соответствии с полученной специальностью, контроль за рациональным использованием кадров, проведение стажировки, организация повышения квалификации, своевременное оформление перевода, увольнения, поощрения работников, выдача справок, хранение трудовых книжек и другой документации и т. п.

4. Функции отдела. Функция – это назначение, роль отдела, работа, производимая им. Если данный раздел выделяется, то в нем более конкретно излагаются задачи, поставленные перед структурным подразделением и зафиксированные в общем плане в предыдущем разделе. Для того же отдела кадров таковыми будут подготовка материалов и участие в комиссии по проведению аттестации руководящих и инженерно-технических работников, своевременное и качественное рассмотрение заявлений и жалоб по вопросам работы с кадрами, подготовка ответов на них, подготовка проектов приказов, комплектование личных дел работников и т. д. Иногда производится систематизация многочисленных функций и выделяются как бы подразделы. Например, отдел кадров выполняет определенные действия в области (сфере): а) подбора и расстановки кадров; б) укрепления трудовой дисциплины; в) увольнения работников; г) оформления документов для назначения пенсий и т. д.

5. Компетенция отдела, т. е. совокупность прав и обязанностей, которые имеют его работники. Обычно по причинам вполне понятным упор делается на перечисление прав работников отдела, а их обязанности перечисляются в конце, как бы скороговоркой, да и по удельному весу они гораздо меньше прав. Например, отдел кадров имеет право представлять в установленном порядке, т. е. по доверенности, корпорацию в других организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела, требовать от других структурных подразделений необходимых сведений, контролиро-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 490

вать расстановку и использование кадров и т. п. Этот раздел Положения один из главных и наиболее объемных.

6. Ответственность. Если строго следовать канонам юридической техники, то здесь следовало бы повторить нормы действующего законодательства и к тому же перечислить устанавливаемые на предприятиях льготы для работников, которых они могут лишиться при невыполнении своих обязанностей. Однако чаще всего этого (в Положении) не делается, поскольку нормы законодательства о мерах дисциплинарной ответственности все и так обязаны знать и знают (они одинаковы для всех: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение). Что касается льгот, то, во-первых, они бывают весьма многочисленными и их перечень может занять большее место, чем другие положения данного корпоративного акта, затенив его основной смысл; во-вторых, иногда они изменяются либо ставятся в зависимость от наличия определенных условий (финансовые средства, договоры с организациями и др.). Может случиться, что в качестве взыскания лишать будет нечего. Вот почему в данном разделе вопросы ответственности отражаются лишь в общем плане: перечисляются действия или ситуации бездействия работников отдела, за которые наступает дисциплинарная ответственность. Следует заметить, что ответственность применяется лишь за нарушение ими обязанностей (но не прав!). Возможно, поэтому в предыдущем разделе о компетенции права доминируют.

7. Основные взаимосвязи отдела с другими подразделениями. Обычно здесь находит отражение то, какая информация и от кого отделом получается и какая и кому передается. Кроме того, указывается ее документальная форма (сметы, калькуляции, накладные, договоры и т. д.) и срок передачи.

Такова общая схема корпоративного акта о структурном подразделении.

Данный корпоративный акт готовится, как правило, начальником того структурного подразделения, о котором в акте идет речь. С одной стороны, это, вероятно, справедливо, поскольку начальник лучше других знает особенности своего отдела и выполняемой им работы. Но, с другой стороны, поручать готовить этот корпоративный акт только работникам отдела было бы неправильно. У них может появиться стремление облегчить свою работу либо вторгнуться в компетенцию других отделов, взять на себя несвойственные им функции. Было бы хорошо, если бы для составления Положения о том или ином структурном подразделении привлекались работники близких по осуществляемым функциям отделов. И, конечно же, утверждать Положение о структурном подразделении должен генеральный директор, координирующий работу всех отделов и поэтому способный усмотреть между ними противоречия и неувязки. Однако непременным условием утверждения генеральным директором Положе-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 491

ния об отделе должен быть произведенный юрисконсультом контроль (просмотр, экспертиза) данного корпоративного акта с точки зрения законности и виза на нем юрисконсульта (начальника юридического отдела).



§ 8. Управляющие, должностные лица, служащие

Если служащий всегда согласен с боссом, он бесполезен для бизнеса

Э. Хаббард

В системе управления корпорацией особое место принадлежит управляющим и иным должностным лицам.

К управляющим относятся не только члены правления, но и те лица, которые руководят структурными подразделениями, ведут отдельные участки работы, отвечают за определенный круг вопросов, имея дело с людьми, но в число членов правления не входят. Короче говоря, слой управляющих в корпорации гораздо шире, чем принято обычно считать: это работники, осуществляющие управленческие, распорядительные функции, наделенные правом самостоятельного решения вопросов в пределах предоставленных им полномочий и имеющие определенную власть над своими подчиненными, т. е. возможность воздействовать на них в нужном направлении.

Менеджеры, в отличие от предпринимателей, управляют чужими капиталами. Собственник определяет программу – менеджеры решают вопрос о том, как, какими способами ее претворить в жизнь. Предприниматель (собственник) работает в неструктурированном окружении, где постоянно происходят стремительные изменения. Менеджеры, напротив, выполняют свои функции в рамках налаженной управленческой иерархии. Отсюда следует целенаправленность в действиях менеджера, продиктованная жесткой логикой существующих организационно-хозяйственных структур.

Конкретный перечень лиц, осуществляющих управленческие функции, наделенных правом самостоятельного решения административных вопросов, устанавливается самими корпорациями в своих корпоративных актах.

Что же представляет собой этот слой работников корпорации? Каков имидж управляющих в общественном сознании?

Обычно это способные люди. Сейчас им уже, как правило, недостаточно среднего или среднего специального образования. Менеджеры на предприятиях, особенно выпускающих сложную продукцию, почти все – выпускники вузов. Не всегда управляющие работают по полученной ими специальности, но высокий уровень образования – условие непременное.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 492

Управляющие должны быть тонкими психологами, но это качество скорее врожденное, нежели приобретенное. Не помешает здесь и наличие интуиции. Именно это им позволяет ладить с коллективом и партнерами, находить нужных людей и надежных друзей. Контактность, приятный характер, умение произвести на партнера, собеседника хорошее впечатление, вызвать с его стороны доверие составляют психологическую характеристику данной категории лиц.

Управляющие, как правило, должны много работать. Их рабочая неделя может составлять 55–60 часов. Иногда им приходится брать часть работы на ночь. Однако им вовсе не приходит в голову вспоминать по отношению к себе о существовании трудового законодательства. Они испытывают большое напряжение в связи с принятием решений, но не видят в этом ничего особенного и считают это нормой. Не случайно трудовое законодательство относит их к работникам с ненормированным рабочим днем. Наградой за адский труд может быть умножение собственности, гордость за свое дело и хорошая оплата труда, а также возможность самовыражения.

Чтобы добиваться успехов, руководящим работникам необходимо максимально рационализировать свою жизнь. Это касается не только производственной, но и бытовой, не только внешней, но и внутренней, душевно-духовной жизни. Они вынуждены от зари до зари каждый день рассчитывать по минутам.

Общение с людьми, сопряженное с необходимостью оказывать на них воздействие, а то и давление, заставляет их одеваться по моде, обычно в костюмы строгого покроя, хорошо сшитые, из приличных по качеству тканей. Светлая рубашка, галстук, ежедневный душ, тонкая косметика, применяемая весьма умеренно, должны стать атрибутами их деловой жизни.

В часы досуга управляющие все чаще и чаще обращаются к занятиям физкультурой, обычно в плавательных бассейнах или на теннисных кортах. Музам также уделяется внимание, но выбор, как правило, падает на легкие жанры, например чтение детективов; в числе театральных жанров предпочтение отдается музыкальной комедии.

Есть категория менеджеров, которые помимо всего прочего работают с партнерами и по роду службы им приходится вести продолжительные деловые беседы. Они могут сочетаться с обедами, ужинами, во время которых приходится принимать спиртные напитки. В таких случаях надо жестко себя контролировать и следить за тем, чтобы не превысить меру. В связи с этим социологи стали отмечать, что у менеджеров не всегда ладится семейная жизнь и среди них наблюдается большой процент разведенных.

Предпринимательская деятельность имеет не только эти издержки, но накладывает особую печать и на здоровье менеджеров. Продолжительный рабочий день, напряжение, вызванное приня-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 493

тием решений, душевные муки при продвижении по службе или увольнении сотрудников вызывают такие характерные для менеджеров болезни, как язвенный колит, атеросклероз, астма, гипертоническая болезнь. Иногда встречаются и нервные срывы, наступающие после или непосредственно перед успешным завершением какого-либо этапа работы и свидетельствующие о том, что жизнь этой категории людей насыщена конфликтами и волнениями. Но она имеет также свои триумфы и свою радость успеха.

Нервные срывы и другие издержки для здоровья возможны и из-за того, что руководителю порой приходится идти в разрез с моральными нормами, нарушать этический кодекс (писаный или неписаный), существующий в той или иной корпорации[1]. Моральные качества руководителя надо знать и при приеме его на должность, с тем чтобы правильно решить вопрос о том, пригоден ли он для работы в корпорации.

В целях более точного определения этого предлагаем воспользоваться следующим тестом[2].

Справа от каждого утверждения поставьте 0, если абсолютно не согласны, 1 – если вы не согласны, 2 – если вы в основном согласны, 3 – если вы полностью согласны,. Этот тест носит не совсем научный характер, поскольку в жизни встречается много альтернатив, которые могут поставить любого бизнесмена в тупик.

1. Вполне нормально не предавать гласности негативную информацию о товаре, чтобы выгодно его продать, если его отрицательные качества не опасны и не угрожают жизни людей.

2. Бывают случаи, когда менеджер, чтобы сделать карьеру, вынужден смотреть сквозь пальцы на нарушение условий контракта и правил охраны труда.

3. В некоторых случаях невозможно вести точный учет расходов, поэтому иногда в отчете необходимо давать приблизительные цифры.

4. Бывают случаи, когда необходимо скрыть неприятную информацию от начальства.

5. Подчиненные должны делать то, что им приказывают менеджеры, даже если у них возникают сомнения в правильности решения.

6. Иногда бывает необходимо заняться личными делами в служебное время.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 494

7. Нет ничего страшного в том, что вы приглашаете друга на ленч и относите расходы на счет компании, но только в том случае, когда расходы невелики и подобные поступки не вошли в привычку.

8. Чтобы получить заказ, вы готовы назвать нереальные сроки поставки товара.

9. Можно использовать международную телефонную связь компании для личных нужд, если в это время никто не разговаривает по служебным делам.

10. Администрация должна стремиться к определенной цели. Поэтому обычно цель оправдывает средства.

11. Вы бы одобрили организацию роскошного приема и некоторые изменения стратегии компании, если это приведет к получению крупного контракта.

12. Отрицание стратегии и методов работы компании стало для вас образом жизни.

13. При оценке качества материально-технических запасов предпочтительнее сообщать о получении современных, а не морально устаревших товаров.

14. Время от времени можно пользоваться копировальной техникой компании для личных или общественных нужд.

15. Вы уносите домой имущество компании (карандаши, бумагу, пленку и т. д.) для личного пользования, рассматривая, это как дополнительные выплаты.

Если в итоге вы получили:

О – вы, вероятно, святой.

1–5 – у вас все данные, чтобы стать священнослужителем.

6–10 – вы обладаете высокими моральными качествами.

11–15 – вы обладаете вполне удовлетворительными моральными качествами.

16–25 – вы обладаете удовлетворительными моральными качествами.

26–35 – у вас низкий моральный уровень.

36–44 – у вас могут быть неприятности.

45 – вы вполне можете оказаться в тюрьме.

[1] Этический кодекс (корпоративный акт) существует на многих предприятиях США. Кроме того, компании стараются воспитывать моральные качества своих служащих на примерах их руководителей. В некоторых корпорациях вводится должность внутреннего блюстителя этических норм. Все это способствует улучшению психологического климата в коллективе.

[2] Тест приводится по изд.: Речман Д., Мескона М., Боуви К. и др. Современный бизнес. Т. I. С. 140–141.

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>