<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



§ 9. Должностные инструкции

Хороший секретарь удваивает эффективность своего шефа. Плохой секретарь уменьшает его наполовину

Т. Конеллан

В корпорации занято много разных работников, труд которых также надо учитывать и нормировать. Но и каждый работник должен понимать, что от него ожидается, поэтому ему необ-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 495

ходимо знать круг своих обязанностей и полномочий, взаимоотношений с другими служащими, что и отражается в должностных инструкциях.

Должностные инструкции – это корпоративные акты, в которых производится распределение полномочий, обязанностей и ответственности по каждой должности, содержится описание выполняемых работником функций.

В должностной инструкции должны содержаться следующие положения:

– название должности;

– название отдела, в котором имеется эта должность;

– на основе какого документа составлена инструкция. Обычно при ее подготовке используется квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих. Однако это вовсе не обязательно. У предприятия может появиться потребность в новых должностях, не перечисленных в этом документе. Кроме того, требования к работникам зависят от специфики предприятия и оно само может лучше их сформулировать. Квалификационный справочник в этом деле следует использовать в лучшем случае как руководство к действию;

– задачи работника, его основные функции. Если речь идет, допустим, об экономисте, в должностной инструкции отмечается, что основное назначение должности состоит в осуществлении экономического анализа, повышении эффективности проводимых корпорацией работ, предупреждении потерь и непроизводительных расходов, в организации более рационального использования всех видов ресурсов и т. д.;

– порядок назначения на должность и освобождения от должности. Руководителя структурной единицы всегда назначает на должность генеральный директор (руководитель предприятия). В отношении служащих, рабочих такой определенности нет. Возможно делегирование руководителем предприятия своего права найма и увольнения рабочей силы руководителям структурных подразделений. Здесь имеет значение размер предприятия, территориальная расположенность отдела и аппарата управления предприятием, специфика предприятия и др.;

– подчиненность. Указывается, как правило, только непосредственный руководитель. Показ всей иерархической лестницы излишен.

Помимо вертикальной подчиненности, бывает функциональная подчиненность, и тогда необходимо указывать отделы, с которыми работник взаимодействует и распоряжения которых обязан выполнять (бухгалтерия, юридический отдел, финансовый отдел, плановый и т. д.);

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 496

– число подчиненных, классификация их по группам, особенности этих групп. Как правило, это имеет место, если структурное подразделение большое и структурированное;

– нормативная база, которой работник руководствуется. На первом месте указывается действующее законодательство, корпоративные акты, в том числе и Положение об отделе, особо могут выделяться нормативные акты, отражающие специфику данной должности;

– требования к работнику. Они могут касаться образования, стажа работы по конкретной специальности, а также стажа работы на сходной должности. Помимо этого особо выделяется перечень вопросов, знание которых считается обязательным (например, для экономиста знание нормативных и руководящих материалов по планированию, анализу и учету, организации плановой работы, порядка разработки нормативов материальных и финансовых затрат, порядка документооборота и т. д.);

– обязанности работника. Традиционно им придается первостепенное значение и изложение их предшествует перечню прав. Обязанности каждого должностного лица чаще всего многочисленны. Однако представляется ошибочным перечисление всех обязанностей. Лучше этот перечень сделать неполным, добавив фразу «и другое». Условия работы могут измениться, и, возможно, от работника потребуется выполнение нетрадиционных действий. Он же, сославшись на должностную инструкцию, вправе будет отказаться. В то же время такой путь формулирования обязанностей может повлечь злоупотребления со стороны администрации. По крайней мере, начальник не должен использовать эту фразу («и другое») во вред работнику. Нецелесообразно также излишне детализировать обязанности. Лучше их сформулировать в общем виде, дав возможность работнику проявить самостоятельность, творчество, смекалку. Такой подход не позволяет превратить работника в автомат либо «винтик» производства, повышает уровень его ответственности за порученную работу;

– права работника. Обычно здесь перечисляются полномочия работника, способствующие выполнению им своих обязанностей (право контролировать выполнение указаний, получать информацию, требовать документацию, вносить предложения и т. д.). Без сомнения, этот раздел инструкции имеет как бы вспомогательное значение. В нем могут быть отражены и особые полномочия работника, а также ограничения в его полномочиях (допустим, наличием финансовых средств, размером их использования и т. п.);

– взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными. Часто здесь обращается внимание на этическую сторону. Но могут быть отражены и производственные моменты во взаимоотношениях, хотя детально их передать в должностной инструкции довольно сложно.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 497

И, тем не менее, следует постараться отразить взаимодействие персонала не только по вертикали, где преобладают отношения субординации, но и по горизонтали, где доминирует выполнение консультативных функций;

– ответственность. Указывается вид ответственности (дисциплинарная, материальная), ее основание и кратко излагается порядок ее наложения;

– замена по работе. Здесь предусматривается обязанность заболевшего работника своевременно сообщить о факте болезни и приблизительно определить ее продолжительность. Если это возможно, то в инструкции указывается должность работника, на которого возлагаются обязанности отсутствующего (например, на заместителя начальника отдела).

Должностные инструкции составляются вышестоящим начальником. Ему виднее, как организовать труд подчиненных для выполнения стоящих перед структурным подразделением задач.

Должностные инструкции должны иметь место в отношении каждого должностного лица, служащего Умело написанные могут стать действенным средством повышения эффективности работы корпорации.


§ 10. Ревизия. Аудит

Ото денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной

Сократ

Органами, хотя прямо и непосредственно не участвующими в решении управленческих вопросов, но помогающими работе органов управления акционерного общества, являются ревизионная и арбитражная комиссии.

Ревизионная комиссия корпорации – это, строго говоря, орган контрольный. Вообще же само слово «ревизия» означает просмотр, пересмотр, обследование. Ревизионная комиссия необходима в принципе каждому акционерному обществу, для того чтобы оценить реальное положение дел в АО и своевременно принять соответствующие меры.

Ревизионная комиссия осуществляет внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, его органов управления, подразделений, служб, филиалов и представительств. В поле ее зрения находится и вопрос о ведении реестра акционеров. Действует она на основании текущего законодательства, устава общества. Правовой статус ревизионной комиссии устанав-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 498

ливается специальным корпоративным актом – Положением о ревизионной комиссии. Кратко его рассмотрим.

Принципы работы ревизионной комиссии. Свою работу ревизионная комиссия строит на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности.

Состав ревизионной комиссии. Численность ревизионной комиссии определена уставом корпорации и не может быть менее трех человек. Комплектуется она из числа акционеров – владельцев обыкновенных акций, хотя в число ее членов могут входить и лица, предложенные акционерами. В ее состав не могут входить члены совета директоров, правления, а также генеральный директор. Более того, акции, принадлежащие указанным лицам, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии общества.

Как видно из предыдущего положения, ревизионная комиссия образуется путем выборов, производимых общим собранием акционеров, на срок, установленный уставом и Положением о ревизионной комиссии. Для избрания члену ревизионной комиссии достаточно набрать, как правило, более 50% голосов владельцев обыкновенных акций, присутствовавших на собрании. В процессе избрания может проводиться как тайное, так и открытое голосование.

Полномочия ревизионной комиссии в целом или отдельных ее членов могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания акционеров. Член ревизионной комиссии вправе в любое время добровольно сложить с себя полномочия.

Из числа своих членов ревизионная комиссия может избрать председателя и одного заместителя. Председатель организует работу комиссии, дает ее членам обязательные для исполнения поручения.

Оплата труда ревизоров. Размер оплаты труда членов ревизионной комиссии устанавливается общим собранием акционеров. Кроме того, по решению общего собрания в качестве вознаграждения за участие в .работе ревизионной комиссии помимо оплаты могут предоставляться льготы и преимущества при распределении дивидендов.

Виды проверок и порядок принятия по ним заключений. По срокам проведения различают проверки плановые (регулярные) и внеплановые (чрезвычайные). Плановые проверки не могут быть менее одного раза в год, внеплановые осуществляются по мере необходимости. Инициаторами внеплановых проверок могут быть сама ревизионная комиссия, общее собрание акционеров, совет директоров или акционер (акционеры), владеющий в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Решения принимаются простым большинством голосов. Акты проверки должны быть подписаны всеми членами комиссии, участвовавшими в соответствующих ревизиях.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 499

Член комиссии имеет право на особое мнение, которое он в письменном виде может представить общему собранию акционеров.

После проверки комиссия обязана довести ее результаты до сведения общего собрания. С ними прежде всего знакомятся совет директоров и генеральный директор. Вместе с отчетом (актом ревизии) ревизионная комиссия вправе представить свои предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности общества, устранению выявленных ревизией недостатков, а также заключение о соответствии представленных на утверждение годового баланса и -отчета о прибылях и убытках действительному состоянию дел в акционерном обществе.

Компетенция ревизионной комиссии. Члены ревизионной комиссии вправе знакомиться со всеми необходимыми документами и материалами, включая бухгалтерские, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью общества.

В случае необходимости комиссия может потребовать личных разъяснений от любого должностного лица. Работники общества должны своевременно обеспечивать ревизионную комиссию всей необходимой информацией.

Ревизионная комиссия вправе требовать созыва совета директоров и внеочередного общего собрания акционеров.

Ревизионная комиссия проверяет соблюдение акционерным обществом законодательства, корпоративных нормативных и других актов, регулирующих ее деятельность, постановку банковского контроля, кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные обществом в течение отчетного периода (сплошной или выборочной проверкой), состояние кассы и наличие имущества.

Для независимой проверки ревизионная комиссия вправе (если общество не обязано публиковать свою отчетность) привлекать на договорной основе экспертов и аудиторские фирмы. Если привлечение независимых аудиторов не является обязательным (ЗАО), то ревизионная комиссия берет на себя составление заключения по годовому отчету и балансу. В этих случаях годовой баланс не может быть утвержден без ее заключения.

Члены ревизионной комиссии обязаны не разглашать коммерческую тайну или конфиденциальную информацию об акционерном обществе, ставшую им известной в ходе проверок и ревизий.

Ревизии и проверки не должны нарушать нормальную деятельность предприятия.

Протоколы ревизионной комиссии. Результаты проверок и все решения, а также ход заседаний отражаются в протоколах ревизионной комиссии. Протокол должен быть подписан ее председателем и членами.

Ведение протоколов заседания производится одним из членов ревизионной комиссии по поручению председателя. Председатель

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 500

же несет персональную ответственность за фактическую достоверность протокола заседания.

Протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся в порядке, предусмотренном для хранения документации корпорации.

Ревизионная комиссия на основании письменного запроса акционера или группы акционеров может своим решением предоставить возможность ознакомиться с протоколами своих заседаний.

Ответственность членов ревизионной комиссии. Ущерб, причиненный членами ревизионной комиссии, ошибками, допущенными в процессе осуществления контрольной деятельности, а также в результате разглашения конфиденциальной информации, должен быть возмещен виновными лицами.

Общее собрание может освободить члена ревизионной комиссии от должности до истечения срока его полномочий, если в его действиях будет усмотрена недобросовестность. Под недобросовестностью действий понимаются грубое нарушение членом комиссии своих должностных обязанностей, совершение действий, создающих опасность причинения вреда или причинивших ущерб акционерному обществу либо повлекших иные неблагоприятные последствия. Они могут выражаться:

а) в уничтожении, повреждении или фальсификации важных для акционерного общества документов и материалов, в том числе и бухгалтерских документов;

б) в сокрытии обнаруженных злоупотреблений должностных лиц или работников либо в содействии этим злоупотреблениям;

в) в сознательном введении в заблуждение должностных лиц, работников или акционеров по вопросам деятельности общества;

г) в попытке помешать законным действиям работников общества в исполнении ими своих служебных обязанностей, оказании давления на должностных лиц и работников общества;

д) в уничтожении, порче, отчуждении в собственных интересах какой-либо части имущества акционерного общества и т. п.

Аудит. Согласно п. 5 ст. 103 ГК РФ на открытое акционерное общество возлагается обязанность публиковать для всеобщего сведения документы финансовой отчетности, составленные на основе проверки профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Аудитора общества утверждает общее собрание (ст. 86 Закона об акционерных обществах).

Аудиторы должны знать стандарты учета и отчетности и использовать их при проведении проверок на предмет того, как ведется финансовый, налоговый и производственный учет на предприятии. Хотя стандарты учета и отчетности и не закреплены в каком-либо нормативном акте, они все же существуют как набор или «кодекс» норм профессиональной этики и деловых обыкновений.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 501

Аудиторские проверки проводятся независимыми от корпорации людьми. Целью аудита является установление достоверности бухгалтерского отчета корпораций и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

От проверок, осуществляемых ревизионной комиссией, аудит принципиально отличается, во-первых, самостоятельностью в выборе форм и методов аудиторской проверки, во-вторых, независимостью от любой третьей стороны, собственника, в-третьих, возможностью организовать проверку на коммерческой основе (размер вознаграждения аудиторам определяет совет директоров).

Проверяемая корпорация имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора – о нормативных актах, на которых основываются его замечания и выводы. Не случайно, к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются только лица, имеющие экономическое или юридическое образование.

Заключение аудитора – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, он также обязателен для всех заинтересованных лиц. Корпорация вносит на его основании изменения в бухгалтерскую отчетность до подачи ее органам налоговой инспекции и другим государственным органам для опубликования. Заключение можно оспорить в суде, и если суд установит в нем неточности и ошибки, то корпорации должны быть возмещены все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.

Помимо аудиторской проверки аудиторы могут оказывать и иные услуги, в частности по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, оценке активов и пассивов, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства и др. Аудиторы могут проводить обучение по профилю своей деятельности.

Субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские фирмы, так и аудиторы, работающие самостоятельно, получившие лицензию и имеющие квалификационный аттестат. Аудиторские фирмы дополнительно должны быть зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательской деятельности и включены в реестр аудиторов, который ведет комиссия по аудиторской деятельности.

На проведение аудита заключается договор в простой письменной форме, где необходимо указать на возможный риск, который несет аудитор, на наличие у него и использование им специ-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 502

альных знаний. Если же аудитор оказывает отдельные услуги, то внесение этих условий в договор не является обязательным. Существенными условиями договора являются также цена за выполнение работы и предмет договора (установление достоверности финансовой отчетности). Аудитор обязан своевременно предупредить контрагента о возможном превышении по необходимости цены договора. В этом случае корпорация вправе отказаться от договора, возместив аудитору понесённые расходы. Если аудитор не предупредил об этом, то он обязан провести аудиторскую проверку, не требуя дополнительной оплаты.

Не разрешается проводить аудиторскую проверку, если аудитор оказывал корпорации какие-либо финансовые услуги. Не должны практиковаться длительные постоянные договоры на проведение финансовых услуг и аудиторских проверок. Для этой цели лучше привлекать специализированные бухгалтерские, аналитико-экономические, юридические, а не аудиторские фирмы[1].

Аудитор обязан обеспечить сохранность документов и не разглашать их содержание без согласия собственника, за исключением случаев, установленных законом. Он имеет право получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц. Проверке подлежат документация, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей и т. п. И если такая возможность аудитору не предоставлена, он вправе расторгнуть договор, с возмещением причиненных ему убытков. Главная же его обязанность – квалифицированно и качественно провести проверку. Ведь на ее основе строятся деловые отношения корпорации с налоговыми и другими субъектами.

Если оказывается, что заключение составлено ошибочно, неточно или с нарушением законодательства, то аудитор несет юридическую ответственность. Прежде всего он должен возместить в полном размере понесенные корпорацией убытки, расходы по перепроверке, а также заплатить штраф.

[1] Андреев В. К. Правовые проблемы аудита // Государство и право. 1995. № 1. С. 63.



§ 11. Арбитражная комиссия

Сперва рассуди, а потом осуди

Пословица

Этот орган создается далеко не во всех акционерных обществах, как правило, только в крупных АО, причем в основном в тех из них, чья структура отражает какой-либо технологический процесс. Цель арбитражной комиссии – предупреждение и устране-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 503

ние недостатков во внутрихозяйственной деятельности общества. Если говорить конкретно, то деятельность арбитражной комиссии выражается в возложении ущерба, причиненного обществу, или непроизводительных расходов, возникающих в результате уплаты санкций за нарушение обществом договорных обязательств, на виновные подразделения и должностных лиц.

Надо отметить, что арбитражная комиссия – это не единственный «судебный» орган в акционерном обществе. Так, например, для рассмотрения трудовых споров на предприятии создается комиссия по трудовым спорам. Особенностью арбитражной комиссии является то, что она призвана урегулировать взаимные имущественные претензии подразделений, отделов, служб общества, защищать права и законные интересы хозрасчетных подразделений.

Деятельность арбитражной комиссии специфична и в другом отношении. Она не столько рассматривает разовое или одномоментное причинение обществу убытков тем или иным структурным подразделением, сколько реагирует на систему однородных правонарушений со стороны того или иного подразделения (отдела, цеха, филиала и т. п.), выражающихся в умалении как имущественных интересов общества в целом, так и хозрасчетных интересов иных (отдельных или всех вместе) подразделений общества.

Конечно, за деятельностью того или иного структурного подразделения общества всегда стоят конкретные люди (работники, должностные лица, руководители структурных подразделений). Но за неэффективную работу подразделения – виновника в нарушении хозрасчетных интересов должны отвечать прежде всего его руководители и иные должностные лица. Арбитражная комиссия может, помимо возложения имущественных санкций на виновное подразделение, ходатайствовать о применении санкций и к должностным лицам, эффект от работы которых, мягко говоря, невелик.

Решение принимается большинством голосов членов арбитражной комиссии и может быть в десятидневный срок обжаловано в правление общества.

Все вопросы, касающиеся деятельности арбитражной комиссии, регулируются в корпоративном акте, который называется Положением об арбитражной комиссии.

* * *

Существует мнение, что финансы (а ценные бумаги – это средство их приобретения) решают все. Это мнение отвергать не приходится. Но управление, думается, все же играет более важную роль. Если финансы – это кровеносная система акционерного

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 504

общества, то органы управления – его мозг. От слаженности работы его отдельных частей зависит эффективность и прежде всего прибыльность акционерного общества.


§ 12. Коммерческая тайна

Как мы можем требовать, чтобы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами не можем ее сохранить?

Кардинал Решилье

Понятие коммерческой тайны. Легального определения понятия «коммерческая тайна» нет в законодательстве ни одного европейского государства. Под коммерческой тайной следует понимать известные ограниченному Кругу лиц сведения о корпорации, в сохранении которых есть оправданный экономический интерес и присутствует воля владельца тайны к сохранению ее секретности[1].

Коммерческая тайна как защищаемый правом объект не существует вне предприятия. Ею могут быть сведения как технического, производственного характера (чертежи, модели, рецепты, штампы), так и делового характера (каналы поставок, сбыта, списки клиентов, тексты договоров), имеющие важное значение для владельца особой экономической ценности.

Владельцу коммерческой тайны принадлежит исключительное право распоряжения сведениями. Закон должен предоставить ему защиту от неправомерного вмешательства любых третьих лиц, влекущего использование ими сведений, которые составляют коммерческую тайну. Правомерное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, например за счет собственного опыта и знаний, не должно быть основанием для преследования по закону.

В экономическом смысле коммерческая тайна есть один из способов обеспечения преимуществ предприятия в конкурентной борьбе. Конечно, владелец тайны может и запатентовать имеющиеся у него технические сведения, если они отвечают требованиям, предъявляемым законодательством для проведения этой операции. Однако, возможно, он и откажется от этого способа сохранения тайны по соображениям экономического порядка, предпочитая собственные усилия по сохранению коммерческой тайны. Что касается сведений делового характера, то эта информация в целях использования ее с наибольшей эффективностью может быть защищена юридически только как коммерческая тайна.

Что считать коммерческой тайной? Этот вопрос решает сам владелец корпорации. Однако его решение должно получить объ-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 505

ективированное выражение и не должно быть неожиданным для лиц, в отношении которых ставится вопрос о разглашении коммерческой тайны. Способом закрепления того, что является коммерческой тайной, служит корпоративный акт, называемый Положением о конфиденциальности информации (или о коммерческой , тайне). В нем перечисляются сведения, относящиеся к конфиденциальным, указываются субъекты, на которых возлагается обязанность сохранения коммерческой тайны, срок, в течение которого существует такая обязанность, санкции, следуемые за ее нарушение.

Конечно, самым важным вопросом в названном корпоративном акте является вопрос о том, какие сведения составляют коммерческую тайну. Законодатель проясняет этот вопрос лишь частично и методом от противного. Он четко говорит лишь о том, что сведения о видах деятельности корпорации не могут быть отнесены к категории конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной информации, способной нанести вред обществу.

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще не разработана, и поэтому рекомендации, даваемые учеными по этому вопросу, опираются на опыт зарубежных стран[2].

К коммерческой тайне следует относить:

1) сведения, подрывающие экономическую выгоду и безопасность корпорации (о перспективах развития фирмы, сроках и сумме кредитования и др.). Причем объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти «золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности корпорации может обернуться потерей прибылей, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг;

2) информацию типа «ноу-хау»;

3) информацию о рационализаторском предложении, изобретении и т. п., находящуюся в стадии разработки;

4) тексты договоров, а также в определенных случаях и сами факты их заключения;

5) информация, которая может привести к неблагоприятным последствиям (номера домашних телефонов, адреса руководителей и сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях в корпорации и др.);

6) другую информацию.

Мероприятия по защите коммерческой тайны. Защита коммерческой тайны требует материальных затрат. Так, в зарубежных фирмах они составляют 10–15 % всех расходов, затрачиваемых на процесс производства.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 506

Система обеспечения безопасности корпорации включает в себя следующие организационные мероприятия:

– контроль помещения и оборудования (обеспечение безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото- и иного копировального оборудования, контроль за посетителями);

– работа с персоналом (беседы при приеме на работу, ознакомление вновь принятых с правилами работы с информацией, обучение сохранению коммерческой тайны, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, беседы с увольняющимися);

– организация работы с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводства, контроль за прохождением секретных документов, контроль за публикациями, рассек-речивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана секретов других фирм);


– работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах корпорации (создание системы защиты электронной информации от несанкционированного к ней доступа, обеспечение контроля за пользованием ЭВМ);

– защита коммерческой тайны в процессе заключения трудовых контрактов (здесь важно определить круг лиц, имеющих отношение к этой работе).

На последнем остановимся более подробно.

В промышленно развитых странах основой защиты коммерческой тайны являются законодательные акты и контракты найма-увольнения, заключаемые корпорацией со служащими. В России законодатель при принятии нового Уголовного кодекса уклонился от защиты коммерческой тайны с помощью уголовно-правовых средств. Таким образом, вся нагрузка по защите конфиденциальной информации падает на ее владельца, и основным способом разрешения этой задачи является соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Этот документ должен прямо предусматривать право работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, нарушившим названное обязательство, а также принимать и меры, предусмотренные законом (возмещение ущерба, причиненного корпорации, наложение материальной ответственности на работников корпорации и др.).

Приведем форму документа, рекомендованного Комитетом по защите деловой информации США.

Соглашение о неразглашении коммерческой тайны

Приступая к выполнению своих обязанностей в качестве служащего корпорации X, я понимаю, что получу доступ к информации, касающейся ее бизнеса. Я также понимаю, что во время работы буду заниматься анализом, составлением схем, таблиц,

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 507

чертежей, докладов и других конфиденциальных документов, относящихся к делам компании.

В связи с этим даю обязательство, что ни во время моей работы, ни после увольнения не буду обсуждать с кем-либо или раскрывать (за исключением случаев выполнения своих обязанностей в качестве служащего корпорации) какую-либо информацию или коммерческие секреты, полученные или разработанные мною. Я также согласен с тем, что все аналитические разработки, схемы, чертежи, доклады и др. документы, подготовленные мною либо в сотрудничестве с другими служащими, являются собственностью корпорации. Обязуюсь, что не буду сам и не позволю никому другому снимать копии и делать аннотации с вышеупомянутых документов.

Я подтверждаю, что не имею ни перед кем никаких обязательств, которые входят в противоречие с настоящим Соглашением или ограничивают мою деятельность в корпорации.

Дата Подпись служащего

Дата Подпись свидетеля

Конечно, служащий корпорации, подписывая подобного рода документ, должен быть подробно ознакомлен с соответствующим корпоративным актом.

[1] См.: Кузмин А. Э. Правовая защита коммерческой тайны // Правоведение. 1992. № 5. С. 46.

[2] См.: Соловьев д. Я. Коммерческая тайна и ее защита. М., 1996.



Глава XVII. Применение труда в корпорации

В этой главе вы узнаете:

Что включается в понятие «персонал» корпорации и как эффективнее построить кадровую политику.

В чем суть коллективного договора и каков порядок его заключения.

Что такое трудовой договор, трудовое соглашение и трудовой контракт. В чем их разница.

Заработная плата: кто и как ее определяет.

Что является рабочим временем и временем отдыха и какими корпоративными актами они регулируются.

Дисциплина труда или как сочетать «кнут» и «пряник».

Что такое социальная защита работников, как и по каким направлениям она должна осуществляться.

§ 1. Кадровая политика. Положение о персонале

Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей – и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних

Э. Карнеги

Рынок труда – понятие парное понятию рынок капитала. На рынке труда товаром является рабочая сила, которой человек владеет как собственностью. Это предполагает его право распоряжаться ею так, как ему хочется. Начинать формирование рыночных отношений в стране надо с создания рынка труда, и в этом процессе, пожалуй, решающая роль принадлежит корпоративному праву, позволяющему корпорации так построить свою кадровую политику, чтобы достичь поставленных целей.

Управление кадрами имеет своей целью достижение эффективности в работе и справедливой, разумной организации труда. Оно

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 509

связано с разработкой и реализацией политики, включающей планирование; выбор, наем, размещение рабочей силы; обучение и подготовку работников; методы и стандарты оплаты труда; условия работы и услуги, предоставляемые работникам; формальные и неформальные связи в корпорации; консультирование как нанимателей, так и нанимающихся; переговоры о зарплате и условиях труда.

Кадровая политика направлена на наем квалифицированной рабочей силы, повышение эффективности ее работы, улучшение отношений между руководством и рабочими.

Существует ряд общепризнанных принципов, составляющих основу кадровой политики: демократия, сотрудничество, знание отдельных людей и их потребностей, справедливость, соблюдение равенства и последовательность.

Исходными пунктами политики в области кадров являются:

– политика занятости;

– политика обучения;

– политика оплаты труда;

– политика производственных отношений;

– политика благосостояния;

– политика пенсионного обеспечения.

Регулированию всех этих вопросов обычно посвящается корпоративный нормативный акт, называемый Положением о персонале. Этот корпоративный акт носит комплексный характер, но, вместе с тем, его существование в корпорации отнюдь не отменяет необходимости в принятии других корпоративных актов, касающихся применения труда на предприятии. Положение о персонале устанавливает в основном общие принципы регулирования взаимоотношений администрации и работников и, конечно, нуждается в дальнейшей детализации и конкретизации.

В Положении о персонале могут находить отражение, в частности, следующие вопросы:

1. Понятие персонала (persona – лат. личность). Под персоналом понимается коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора (контракта). Если выполнение работ (услуг) осуществляется на основе гражданско-правового договора подряда или иного соглашения, то эти лица не признаются входящими в персонал.

2. Кадровая политика и ее основные стороны. Кадровая политика может включать в себя:

– планирование обеспечения производства трудовыми ресурсами;

– отбор кадров, выработку требований, к ним предъявляемых;

– порядок приема рабочей силы;

– профориентацию и переподготовку кадров;

– аттестацию кадров;

– организацию продвижения работников по службе и замену персонала;

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 510

– обеспечение гарантированности занятости;

– организацию труда и стимулирование его оплаты;

– правила поведения персонала и работы с ним;

– социальное развитие персонала;

– высвобождение персонала.

Каждая из перечисленных граней кадровой политики сама по себе предполагает проведение большого комплекса мероприятий с наделением соответствующими правами и обязанностями как работников, так и администрации, и поэтому требует детального урегулирования специальным корпоративным актом. В Положении о персонале, даже если каждому вопросу будет посвящен отдельный раздел, этого сделать не удастся. В лучшем случае здесь возможно отражение принципов или основных мероприятий, позволяющих реализовать ту или иную сторону кадровой политики. Например, в разделе «Повышение квалификации персонала» можно отметить, что каждый работник имеет право на повышение своей квалификации, а администрация обязана создать условия для поддержания и повышения уровня профессиональной квалификации, и т. д.

3. Участие персонала в прибылях. Этот раздел Положения о персонале представляется наиболее значимым. Суть состоит в том, что все работники делятся на две категории: 1) наемные работники и 2) работающие собственники. Практика показала, что отношение к работе, а также к распределению полученной корпорацией прибыли у них разнится. Если первые озабочены в основном собственной судьбой и поэтому предметом их особого внимания является повышение заработной платы, то работающим собственникам отнюдь не безразличны интересы корпорации в целом и, имея акции, они склонны больше инвестировать, с тем чтобы в дальнейшем получить более высокий доход по дивидендам, нежели постоянно и настойчиво требовать повышения заработной платы. Превращению всех рабочих в собственников служит система участия персонала в прибылях.

Для этой цели формируется специальный фонд за счет средств, вносимых корпорацией и персоналом. Эти средства учитываются на лицевых счетах, открываемых каждому члену персонала. Сумма взносов корпорации распределяется между персоналом пропорционально заработной плате каждого из сотрудников. На указанные средства работник может купить акции, облигации своего предприятия, государственные долговые обязательства и т. п., но он не может их просто изъять в течение устанавливаемого срока. На эти ценные бумаги начисляются дивиденды, зачисляемые на тот же лицевой счет.

Однако, если корпорация окажется в затруднительной ситуации, то риск ее убытков работники обязаны будут разделить совместно с другими участниками корпорации.

4. Взаимоотношения администрации и персонала. Они должны строиться на основе принципа партнерства между администрацией и персоналом корпорации.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 511

Персонал, как правило, представляет профсоюзный орган, создаваемый на предприятии. При его участии формируется кадровая политика и разрешаются важные производственные, экономические и социальные вопросы. Представитель профсоюза может вводиться в состав совета директоров, и тогда он наделяется всеми правами, принадлежащими члену совета директоров. Детально же права и обязанности администрации и профсоюза определяются в коллективном договоре.

Во многих корпорациях по типу западных стран разрабатывается кодекс деловой этики, являющийся как бы составной частью либо приложением к Положению о персонале. Кодекс называется так потому, что в нем в основном содержатся этические нормы, такие, как обязанности администрации уважать личность, обеспечивать условия для ее самопроявления; в свою очередь работник не должен подрывать деловую репутацию и имидж своей корпорации, в отношении других лиц действовать честно, справедливо, этично. Для отдельных лиц персонала в трудовых контрактах могут предусматриваться дополнительные условия, касающиеся этичности поведения членов семьи работника.

В то же время в кодексе деловой этики часто предусматриваются и обязанности работников и администрации, носящие юридический характер и могущие повлечь применение санкций. Так, администрация не вправе допускать любые формы дискриминации, протекционизма в отношении работников; привилегии и льготы должны предоставляться работникам не иначе как на законной основе и т. д. Работники обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации, не допускать коммерческих действий, приносящих ущерб интересам корпорации, и т. п. Из этого следует, что название кодекса должно быть более широким, допустим, «Кодекс поведения в корпорации «X».


§ 2. Социальное партнерство. Коллективный договор

Персонал предприятия – это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не как скопище ярких личностей

Ли Якокка

Согласно ранее действующему Закону 1983 года «О повышении роли трудовых коллективов» работники объявлялись ядром предприятия. В настоящее время положение изменилось. В хозяйственной жизни появились помимо государства-собственника иные собственники средств производства, использующие труд наемных

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 512

работников. Трудовой коллектив – одна из договаривающихся сторон относительно применения труда на предприятии.

Взаимоотношения собственника и администрации, представляющей интересы собственника, с одной стороны, и трудового коллектива, от имени которого может выступать профсоюзный орган или иной созданный в трудовом коллективе орган, с другой стороны, должны строиться на принципе сотрудничества, учета взаимных интересов, на основе взаимных уступок и компромиссов. Одним словом, они должны быть партнерскими.

Средства производства, какими бы современными и дорогостоящими они ни были, без приложения человеческого труда сами в движение не придут и прибыли не принесут. Более того, чем выше технологический уровень средств производства, тем более квалифицированной рабочей силы они требуют. Это означает, что персонал в своей основе должен обладать более высоким уровнем интеллекта, иметь необходимые специальные знания, широкий кругозор и т. д. Работники в современном мире в подавляющем большинстве сами хотят быть хозяевами своей судьбы и, в частности, на приемлемой для них основе продавать собственный труд. Именно этим объясняется необходимость социального партнерства.

Одной из форм социального партнерства является заключение на предприятии коллективного договора.

Коллективный договор – это, пожалуй, самый «древний» корпоративный акт. Он использовался даже в советский период. Правда, в те годы он носил чаще всего формальный характер, а также выполнял определенные идеологические задачи.

В настоящее время значимость коллективного договора возросла. Он стал наполняться конкретным содержанием. Законодатель же регулирует его в самом общем виде (схематично), предоставляя сторонам право определять его содержание самостоятельно (Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»[1]). Относительно порядка заключения коллективных договоров законодатель высказывается более определенно.

<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>