<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




























Глава II. Понятие и предмет корпоративного права

В этой главе вы узнаете:

Что такое корпоративное право.

Каково соотношение корпоративного и акционерного права.

Какие факторы вызывают к жизни корпоративное право.

Что является предметом корпоративного права, или какие виды общественных отношений оно регулирует.

В чем состоят особенности предпринимательской деятельности.

Какие существуют виды и формы предпринимательства.

Почему бизнес называют делом благородным.

§ 1. Понятие и признаки корпоративного права

Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою

И. Гете

Корпоративное право – это система правил поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации. Иначе корпоративное право можно назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом. Любая организация, представляющая собой автономное образование, объединение лиц и капиталов для осуществления какой-либо социально полезной деятельности, вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения с тем, чтобы максимально эффективно организовать их работу и достичь поставленных перед организацией целей и задач. Таково корпоративное право в широком смысле.

Существует и другое, более узкое, понимание корпоративного права. В США, Канаде и некоторых других англоязычных странах оно приравнивается к праву акционерному, т. е. системе правил

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 60

поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества – предприятия, уставный капитал которого разделен на акции.

Действительно, в этих странах в силу значительной концентрации капитала более, чем где-либо, распространены крупные корпорации (АО). В эпоху технологической революции акционерные общества заняли доминирующее положение в ряду предприятий разных видов по причине отнюдь не численного преобладания, а эффективности их деятельности. Создание предприятий, основанных на государственной форме собственности, всегда практиковалось на Западе в крайне ограниченных масштабах, а товарищества традиционно относились к индивидуальной форме собственности. Да и на сегодняшний день в странах, о которых идет речь, в государственном секторе занято, по оценкам западных специалистов, всего лишь до 10% общей численности лиц наемного труда.

Почему же государственный сектор хозяйства не развернут там широко? Дело в том, что лишь очень немногие государственные предприятия приносят прибыль. Но ликвидировать этот сектор нельзя. Он охватывает оборонную промышленность, строительство дорог, дамб, мостов, систем канализации, сбор мусора, почтовые услуги, борьбу с преступностью, публичные библиотеки и др. Кроме того, крайне важной и требующей финансового обеспечения является собственно управленческая деятельность (сбор налогов, осуществление социальной защиты). Но и здесь происходят перемены. Некоторые виды деятельности, традиционно считавшиеся прерогативой государства, передаются частным фирмам (библиотеки, очистка города от мусора, транспортные перевозки, некоторые виды почтовых услуг).

Товарищества в странах Запада до 1985 г. не признавались юридическими лицами и не включались в понятие «корпорации». Однако в последнее время все отчетливее проявляет себя тенденция постепенного признания их в качестве юридических лиц и включения в число корпораций, но не де-юре, а де-факто.

В европейских странах, особенно в Германии и тем более в России, государство всегда было мощной организующей силой. Вероятно, не последнюю роль здесь играет климатический фактор. Северные страны Европейского континента находятся в суровых природных условиях, в которых человеку практически невозможно выжить в одиночку. Коллективному производству, поддерживаемому к тому же государством, всегда отводилось существенное место в экономике этих стран. Многими предприятиями государство само владело и управляло. Да и в настоящее время доля государственного сектора хозяйства в странах континентальной Европы гораздо больше, чем в США, Канаде, Великобритании.

В России в силу указанных климатических условий становилась совершенно очевидной необходимость ведения дела сообща.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 61

Совсем не случайно колхозы как разновидность общинного способа производства существуют и поныне.

К тому же Россия отличается специфическим географическим положением: равнинный характер ее территории издревле делал ее более доступной для военных нашествий и завоеваний. Озабоченность властей военным делом существовала постоянно. Но именно это требовало весомости налоговой массы, гарантированности и оперативности в ее сборе. Для этой цели государство предпочитало создавать казенные предприятия, которые в общей массе промышленных предприятий занимали весьма существенное место.

В советской России государственная собственность оказалась практически единственной и безальтернативной формой собственности. В настоящее время завершается процесс ее разгосударствления. И несмотря на это, участие государства в производстве у нас продолжает оставаться значительным.

Среди организаций, самостоятельно регулирующих свои внутриорганизационные вопросы, можно встретить самые различные: хозяйственные общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы научные учебные учреждения Соответственно и свобода, а также потребность в корпоративном регулировании, его степень не у всех из них одинакова. В наиболее детальном и объемном юридическом корпоративном регулировании нуждаются акционерные общества, объединяющие многих и многих людей, причем на основе очень значимых для них интересов (финансовых). Тем не менее узкое понимание корпоративного права как права акционерного вряд ли приемлемо для России, как, впрочем, и для многих других европейских стран.

Вполне обоснованно существование акционерного права в качестве подотрасли предпринимательского права. Оно может быть представлено как система норм, регулирующих деятельность акционерных обществ.

Акционерное право есть единство составляющих:

1) нормы, издаваемые самими акционерными обществами и регулирующие их внутреннюю жизнь (акционерные корпоративные нормы);

2) нормы, издаваемые государственными органами и упорядочивающие деятельность акционерных обществ (централизованные нормы). В том, что такие нормы необходимы, приходится все больше и больше убеждаться в последнее время, поскольку число обманутых вкладчиков в нашей стране постоянно увеличивается. Акционерные общества в отличие от других видов корпораций затрагивают интересы значительного круга людей. Поэтому государство в соответствии со своим назначением обязано оградить эти интересы от посягательств людей нечестных, а то и нечистоплотных, устанавливая наиболее общие и принципиальные правила, касающиеся акционерных обществ;

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 52

3) нормы, содержащиеся в организационных (предпринимательских) договорах, т. е. договорах, направленных на установление деловых связей.

Соотношение акционерного и корпоративного права может быть проиллюстрировано следующей схемой:



Рис. 2.1. Соотношение акционерного и корпоративного права

Из схемы видно, что акционерное и корпоративное право – это понятия несовпадающие.

Корпоративное право помимо внутренней деятельности акционерных обществ регулирует и внутриорганизационные отношения, складывающиеся в других корпорациях. (Другое дело, что потребность в издании корпоративных норм у акционерных обществ гораздо выше. В малых корпорациях, например товариществах, для урегулирования внутренней деятельности чаще используются индивидуально-конкретные распоряжения.) Это первое, что их различает.

Второе. Акционерное право состоит не только из корпоративных акционерных форм. В него включаются и акционерные организационно-договорные нормы, а также акционерные централизованные нормы. Число последних в перспективе будет все возрастать.

Корпоративное право характеризуется следующими признаками.

1. Корпоративное право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера. Нормативность – явление отнюдь не сугубо правовое, и означает оно, во-первых, то, что нормы корпоративные регулируют распространенные, типичные, часто ветре-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 63

чающиеся в организациях отношения и, во-вторых, что они распространяются на всех или многих членов организации. Например, правила о списании материальных ценностей, пришедших в негодность, применяются всякий раз, когда таковые обнаруживаются, и касаются всех работников, осуществляющих эту процедуру.

2. Корпоративное право представляет собой систему норм, каждая из которых специализируется на регулировании конкретной стороны деятельности организации. Можно выделить, по крайней мере четыре блока корпоративных норм: финансово-правовые, административно-правовые, трудовые и гражданско-правовые нормы. В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии, например нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны и др. Довольно интенсивно развиваются корпоративные нормы, связанные с социальным обеспечением работников. Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера.

3. Корпоративные нормы обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, наемных работников). Это означает, что они должны исполняться указанными лицами независимо от того, нравятся они им или нет, одобряют они их существование или не одобряют, одним словом, независимо от субъективного к ним отношения. Однако количество работников, не одобряющих корпоративные нормы, как правило, незначительно, поскольку большинство этих норм принимается с участием лиц, обязанных затем им подчиняться.

4. Корпоративные нормы, как правило, находят письменное выражение, формой их закрепления обычно служат корпоративные акты. На предприятии выделяется несколько уровней корпоративных актов в зависимости от их юридической силы (акты общих собраний, акты советов директоров, правлений, советов предприятий, акты руководителей и др.). Чтобы предотвратить противоречия между ними, осуществляется четкое распределение компетенции между субъектами правотворческой деятельности той или иной корпорации.

5. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования. Даже тогда, когда решения принимаются не общим собранием, а иными органами управления, они должны быть согласованы или по крайней мере не должны противоречить решениям общего собрания, на котором урегулируются принципиальные вопросы жизни корпорации (о распределении прибыли, о рабочем времени и т. п.). Эти принципиальные решения задают тон всем остальным, принимаемым на предприятии.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 64

6. В случае нарушения корпоративных норм они обеспечиваются принуждением. Со стороны кого? Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация, используя санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности средств вполне возможно обращение за защитой к судебным органам. Так, например, если объявлен размер дивиденда, но общество по каким-либо причинам не выплачивает его акционеру, обращение в суд с требованием взыскания дивидендов будет вполне уместным и оправданным.

Суммируя признаки корпоративного права, можно дать следующее его определение:

Корпоративное право – это система норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности – силой государственного принуждения.

Корпоративное право нельзя напрямую связывать с существованием производственных единиц, основанных на совместном (коллективном) труде. Не всякое сообщество людей, объединенных одной целью, создает корпоративные нормы. Управление предприятиями, где применяется труд немногих, может производиться и на основе конкретных, а не нормативных распоряжений, как, например, в небольшом кооперативе. И лишь тогда, когда появляется некая «критическая» масса людей и оказывается, что управление ею на основе индивидуально-конкретных распоряжений недостаточно эффективно, возникает потребность в нормативных положениях, зафиксированных к тому же письменно.

Но не только масштабы организации играют существенную роль в появлении корпоративных норм. Иногда решающее значение имеет характер выполняемой деятельности: чем она сложнее, тем скорее возникает необходимость в создании корпоративных норм. Сравните, к примеру, торговую деятельность и строительство крупного объекта, осуществляемое с помощью сложной техники.

Корпоративное право, как это ни странно, напрямую зависит от политического режима, существующего в той или иной стране. Чем больший уровень свободы допускается в том или ином государстве, тем значительнее массив корпоративного права, и наоборот. Тоталитарное государство может свести на нет корпоративное право и заменить его централизованными нормами, заурегулировав «сверху» жизнь предприятий по всем параметрам. Примером тому является Россия не только периода сталинизма, но и последующих десятилетий, вплоть до начала 80-х гг.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 65



§ 2. Социальная обусловленность корпоративного права

Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам

Ж.-Ж. Руссо

До недавнего времени корпоративное право в нашей стране не изучали. До 80-х гг. его практически не существовало, и изучать, соответственно, было нечего. Право понималось исключительно как система правил поведения, установленных государством и охраняемых силой государственного принуждения. Действительно, тоталитарное государство не нуждается ни в корпоративном, ни в договорном праве. Оно само определяет жизнь индивидуальных и коллективных субъектов во всех ее измерениях, стараясь сформулировать правовые нормы на все случаи жизни.

Корпоративное право не входило в программы юридических вузов. Не обсуждался вопрос об этой отрасли и в юридической науке. Наука молчала и тогда, когда стали вырисовываться очертания новой правовой структуры[1]. По-настоящему исследования корпоративного права не развернуты по сей день. Должным образом не налажено и его преподавание.

А между тем обществу, основанному на рыночных, товарно-денежных отношениях, обойтись без данной отрасли права невозможно, и она развивается, но самостийно. Наука же плетется где-то в хвосте.

Существование корпоративного права обусловлено множеством объективных факторов. В их числе можно назвать следующие:

1. Сложность и многообразие видов деятельности, выполняемой различными организациями. Некоторые наиболее важные стороны их деятельности нуждаются в правовом опосредовании (финансы, управление, оплата труда работников, использование имущества, технологический процесс и др.).

Существуют два метода эффективного правового регулирования в данной сфере:

1) чаще обновлять, изменять, дополнять, отменять централизованные нормативные акты, посвященные этим вопросам, с тем чтобы они соответствовали реальным условиям жизни общества;

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 66

2) предоставить возможность организациям самостоятельно решать указанные вопросы с учетом условий, в которых они находятся.

Если законодатель будет использовать только первый метод, то оптимальных результатов в правовом регулировании никогда достичь не удастся: законодательное решение, эффективное для одних предприятий, не всегда подходит для других. Практика показывает, что попытки урегулирования всего и вся неизбежно приводят к снижению качества самого регулирования. Для вновь возникающих общественных отношений порой не оказывается даже приблизительно подходящей правовой модели, а обнаруженные в законодательстве пробелы не всегда можно быстро восполнить. Использование же наряду с первым методом второго дает нужный результат.

Приведем конкретный пример. В 1987 г. Совет Министров СССР принял решение, допускающее создание кооперативов всего лишь в четырех сферах деятельности: в сфере общепита, производства товаров народного потребления, бытового обслуживания и, наконец, заготовки и переработки вторичного сырья. Однако очень скоро жизнь показала, что в этот перечень допускаемых видов кооперативов не укладывается целый ряд кооперативов, в создании которых есть необходимость: кооперативы по обслуживанию ЭВМ, разработке для них программ, кооперативы по переводу научной литературы, редакторские кооперативы и т. п. Поскольку официальных разрешений на их создание не было, они стали создаваться явочным порядком, называя себя экспериментальными. Уже через год Совет Министров СССР по просьбе Госкомитета по вычислительной технике и информации расширил первоначальный перечень, и лишь спустя некоторое время он пошел по пути принятия перечня видов кооперативов, деятельность которых запрещена. Таким образом, законодатель, встав вначале на путь жесткого (централизованного) регулирования, был вынужден издать множество дополнительных нормативных актов. Между тем, использовав возможности частного права и предоставив самим коллективам кооперативов и других предприятий определять вид своей деятельности, он мог бы избежать этой трудности.

2. Подавляющее большинство организаций осуществляют предпринимательскую деятельность. Но ведь это не только один из самых сложных видов деятельности, но и один из самых динамичных. Сущность предпринимательства состоит в удовлетворении самых разнообразных человеческих потребностей. Но психология людей такова, .что еще до конца не использовав то, что было создано, они стремятся к новому. И так без конца. Ученые на этот счет уже выявили множество закономерностей (именно на них основывается наука о конъюнктуре и спросе). Фундаментальной же среди них является тенденция ко все более быстрому появлению неудовле-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 67

творенности имеющимся, наличным, уже существующим и смене потребностей с развитием общественных отношений[2].

В сфере бизнеса большую роль играет удача. Чаще всего она сопутствует тому, кто заблаговременно, а иногда и интуитивно уловил изменяющиеся потребности людей и перестроил в соответствии с этим свое производство, деятельность. Так можно ли, учитывая эту особенность, регулировать предпринимательство с помощью «разрешительного» метода? Безусловно, производителям должна быть предоставлена полная свобода в решении того, что производить, в каком количестве, по какой цене, из каких материалов, какими средствами и методами и т. п.

Для моделирования таких быстротекущих процессов, каким, в частности, является предпринимательская деятельность, государственное регулирование подходит весьма относительно. Законодатель может указывать только общие ориентиры, предоставляя участникам гражданского оборота возможность самим определять вид деятельности, условия ее осуществления, устанавливать цену в процессе реализации ее результатов и т. д. Государство должно регламентировать лишь некоторые стороны такой деятельности: налоги, экологические требования, нормы, касающиеся охраны труда, минимальной заработной платы и т. п. Все остальное может регулироваться на основе корпоративных норм, причем с гораздо большим эффектом.

3. Развитие демократических начал – одна из причин, обусловливающих объективную необходимость корпоративного права.

Главным признаком демократии является достаточная степень свободы. Абсолютная же свобода достигается путем установления в законодательстве запретов, носящих фундаментальный характер, и признания дозволенным, положительным, общественно невредным всего остального. Упорядочить же «все остальное» представляется возможным, только подключив к централизованному регулированию корпоративное, основанное на волеизъявлении самих коллективных субъектов.

4. Развитие корпоративного права и соответственно ограничение централизованного права связано также и с информационным пределом, т. е. возможностью субъектов права усвоить лишь определенный объем информации, исходящей от государственных органов. Ее избыток создает бессмысленный «шумовой фон», а в тех случаях, когда она противоречива (что прямо пропорционально избытку), и вовсе сбивает с толку. Так было в Советском государстве, где огромный поток нормативных актов (правительственных, ведомственных) в конечном счете вынуждал организации находить способы, чтобы их обходить либо не замечать, поскольку

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 68

многие из нормативных положений заставляли субъектов действовать вопреки своим интересам.

5. Среди факторов, обусловливающих необходимость корпоративного права, следует указать и на вечное противостояние законности и целесообразности. Закон обобщает, типизирует явления, ситуации и формулирует наиболее предпочтительную модель. Оптимальное решение возможно только на основе достаточной информации, и законодатель должен ею располагать в момент издания нормы права. Но «сверху» часто удается увидеть лишь контуры тех или иных явлений, а в экономической жизни, как известно, имеют значение любые детали. Информация же о них сосредоточена «внизу». Для того, чтобы законы не отвергались по причине их нецелесообразности, следует подключать к централизованному нормотворчеству корпоративное.

Конкретный пример. На крупных предприятиях, как правило, создается целый экономический отдел. Но функции экономистов чаще всего различны: один занимается распределением фонда заработной платы между структурными подразделениями и по существу ведет счетную работу, а другой анализирует различные последствия возможных экономических решений, разрабатывая на основе этого предложения по формированию экономической политики предприятия. Государственные органы, ранее устанавливающие ставки и оклады, при всем желании не могли уловить эти различия. Вот почему, в частности, процветал принцип уравнительности, который отнюдь не стимулировал труд. Итак, законодательное регулирование, не имеющее достаточной информационной базы, играет негативную роль, поскольку вступает в противоречие с целесообразностью. Корпоративное регулирование способно существенно смягчить указанное противоречие.

6. В качестве объективного фактора использования корпоративного права можно указать и на закономерности, присущие самому праву. Имеется в виду следующее.

Как уже отмечалось, нормы права содержат не только модель поведения, но и санкции, которые могут быть применены в случае несоблюдения правовой нормы. В принципе каждой норме права соответствуют определенные меры принуждения. Отсюда простейший вывод: чем больше правовых норм, тем больше потенциального принуждения. Поэтому если государство нормирует поведение людей во всех аспектах и деталях, то человек, понимая, что исполнение законодательных предписаний превышает его возможности, выделяет для исполнения лишь те из них, которые могут повлечь самые неблагоприятные последствия. Остальные нормы права для него оказываются как бы несуществующими. В результате право девальвируется. Возникает инфляция законодательства, появляется тенденция к увеличению удельного веса «бумажных» законов. Вспомним, как были завалены предприятия до

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 69

перехода экономики на рыночные отношения «ценными указаниями» (инструкциями) министерств. Многие из них к тому же противоречили друг другу. В конце концов выход был найден: предприятия научились их в большинстве случаев обходить.

Игнорирование частных интересов и переоценка роли законов в жизни общества, вера в их магическую силу соседствуют с правовым нигилизмом: отсутствие результатов в решении какой-либо социальной проблемы в связи с принятием очередного нормативного акта подрывает у людей веру в социальную ценность права вообще. Р. Иеринг в свое время сформулировал закон бережливости в праве. Он писал: «Я... вижу в нем один из жизненных законов всякой юриспруденции. Юриспруденция, не понявшая этого закона, т. е. не умеющая экономно обходиться с материалом, будет задавлена все увеличивающейся массой последнего и погибнет от собственного богатства». В централизованном порядке целесообразно регламентировать лишь основные общественно важные стороны деятельности организаций. Все другие могут быть упорядочены с помощью норм корпоративного права.

7 Обеспечение эффективности и реализации норм права. Общепризнано, что управомочивающие нормы, установленные государством, реализуются людьми более охотно, чем обязывающие и запрещающие. Это связано с тем, что степень волевого начала в данном случае выше. Нормы же корпоративного права в большей мере, нежели законодательные, выражают волю коллектива. Люди выполняют собственные решения (ведь они сами участвуют в принятии корпоративных норм) и действуют тем энергичнее, чем шире у них возможность проявить самостоятельность. Учитывая, в частности, этот психологический фактор, законодатель в последнее время стремится все меньше решать за людей их насущные вопросы.

Организация ныне вправе самостоятельно урегулировать широкий круг проблем. В этом плане перестроились даже государственные предприятия, привыкшие ждать решений «сверху», хотя, надо отметить, возможность принимать собственные решения и реализовывать их на практике используется ими далеко не всегда эффективно.

Анализ «японского феномена», точнее говоря, причин столь выдающихся успехов этого государства в современном производстве и социальной жизни в целом, показывает, что основное в японском менеджменте – эффективность принимаемых решений. Как же добиваются этого предприниматели Японии? Действуя на основе законодательства, содержащего минимум ограничений и дающего большой простор в выборе вариантов поведения, японцы широко используют демократическую процедуру выработки самостоятельного решения: обсуждение его содержания, в котором участвуют все работники, причастные к будущей деятельности,

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 70

рассмотрение любых альтернатив. В случае расхождения мнений находится устраивающий всех компромисс. Это обязывает каждого исполнителя приложить максимум усилий к претворению намеченного в жизнь. И еще одна особенность японского опыта: уставы, инструкции, являющиеся по сути корпоративными нормативными актами, написаны столь расплывчато, что, не отступая от них, можно исполнять свои обязанности, как пожелаешь. Однако злоупотребления встречаются крайне редко, поскольку исполнители реализуют собственное решение, которое согласуется с их волей.

8. Формирование и реализация корпоративных норм, конечно, предполагает наличие достаточно высокого интеллектуального, общеобразовательного и культурного уровня людей.

В свою очередь самостоятельное, инициативное решение вопросов на основе корпоративных норм способствует развитию самой личности, заставляет ее думать, искать оптимальное решение, умело пользоваться полученной информацией, в том числе и правовой, развивает предприимчивость, ответственный подход к делу.

Указанные выше факторы, вызывающие к жизни корпоративное право, с полным основанием позволяют сделать вывод о том, что корпоративное право – явление объективно необходимое и социально обусловленное.

[1] Исключение, пожалуй, составляет школа ученых-юристов Свердловского юридического института, где впервые начался процесс теоретического осмысления нового правового явления: локального нормотворчества (см., например: Самигуллин В. К. Локальные нормы в советском праве. Автореферат дисс. канд. юр и д. наук. Свердловск, 1975).

[2] Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992 . С. 47.




§ 3. Предмет корпоративного права

Цель всякого правительства – сделать правительство излишним

Фихте

Правовое регулирование в целом направлено на упорядочение общественных отношений, относящихся к его сфере. Различные виды общественных отношений, нуждающиеся в правовом опосредовании, и составляют предмет правового регулирования.

Традиционно все общественные отношения подразделяются на три группы (области): политические, экономические, социальные (социально-культурные, социально-бытовые) отношения. Эти группы в разной мере допускают как централизованное, так и корпоративное регулирование. Остановимся на каждой из них.

Политические отношения более других нуждаются в централизованном (государственном) регулировании. Именно они в основном составляют предмет публичного права. Частному праву, в котором немалая роль отводится корпоративным нормам, здесь практически нет места. В силу особой значимости в жизни общества эти отношения обычно регулируются не всякими норматив-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 71

ными актами, а в основном законами. В законах должна находить отражение прежде всего организация политической власти. Формы политической деятельности, структура государственной власти, система государственных органов, принципы их формирования и работы, компетенция каждого из них, установление полномочий, пределов вмешательства государственных органов в дела предприятий, гарантии гласности, возможность выражения мнений и интересов различных социальных групп и слоев, ответственность государственных органов и должностных лиц за неправильные решения – вот вопросы, подлежащие детальному законодательному регулированию.

Однако о надлежащем качестве урегулирования в политической сфере говорить до сих пор не приходится: доля свободного усмотрения государственных органов и должностных лиц недопустимо широка, отсутствуют необходимые гарантии использования его в интересах общества, нет также четкого разграничения компетенции государственных органов, что часто приводит к нарушению принципа разделения властей. Случаи же обжалования или опротестования незаконных актов государственных органов и должностных лиц встречаются пока довольно редко.

Правовой статус корпораций не предполагает их прямое и непосредственное участие в политической жизни. Однако политика как сфера деятельности, направленная на регулирование отношений между нациями, классами и другими социальными группами, затрагивает буквально всех. Не составляют исключения в этом смысле и корпорации. Тем не менее участие в политической деятельности не является целью создания корпорации, и поэтому если таковое и имеет место, то осуществляется опосредованно, например путем лоббистских действий, спонсорских взносов, неформальных связей и т. п. Кроме того, учитывая, что и эти действия совершаются отнюдь не часто и не затрагивают глобальных интересов всех акционеров, пайщиков, работников той или иной корпорации в целом, как правило, они не находят нормативной проработки в корпоративных актах.

Экономические отношения хотя и испытывают влияние политики, развиваются по своим, имманентно присущим им законам. Поэтому они не должны подвергаться централизованному регулированию в той мере, в какой это имело место в нашей стране до недавнего времени. Они в значительной степени способны к саморегуляции. Нормы частного права – лучшее правовое средство для осуществления такой саморегуляции. Создать же гарантии экономической свободы – задача государства.

Что же в экономической сфере подлежит централизованной регламентации, и какие области целесообразнее «доверить» самим участникам экономического оборота? Налоги, принципы валютных отношений, порядок предоставления субсидий, формы соб-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 72

ственности, порядок ее защиты, пределы использования имущественных прав, примерный перечень договоров, их конструкция, ориентировочный перечень видов санкций, признание права субъектов договора конкретно устанавливать и дополнять указанный перечень – эти и некоторые другие вопросы нуждаются в государственном опосредовании.

Важная роль в регулировании экономических отношений принадлежит корпоративному праву. Более того, именно они в основном и являются его объектом. Какова должна быть структура предприятия, сколько и каких органов управления ему требуется, как использовать полученную прибыль, как распределить рабочую силу, как оплачивать труд работников, какое имущество приобретать и как рационально им пользоваться – эти и многие другие вопросы регулируются с помощью корпоративных актов.

Главенствовать в экономических отношениях должен договор со всем многообразием его условий. Свободу хозяйственной инициативы предприятий, свободу в выборе ими меры и формы потребления, свободу работников распоряжаться своим трудом призван реализовать договор Но договорная работа достаточно сложна и к тому же рискованна. Поэтому и ее необходимо регулировать с помощью корпоративных норм. В корпоративном нормативном акте обычно детально расписываются такие основные ее параметры, как подразделения (отделы), занимающиеся составлением, оформлением, исполнением и учетом конкретных видов договоров, порядок их взаимоотношений с другими отделами и службами, типовые формы различных видов договоров, порядок предъявления претензий и исков к должникам по договору и др.

Как видим, большая часть экономических отношений регулируется отнюдь не централизованными нормами. Вмешательство государства в экономическую сферу оправданно, когда речь идет о налогах, обеспечении общегосударственных экономических интересов и безопасности всего общества (например, заключение государственных контрактов), об определении приоритетных, перспективных направлений экономического и научно-технического развития, о достижении согласованности предприятий при выходе на внешний рынок, об экологии, охране жизни и здоровья людей и т. п.

Социальные отношения, в число которых включают также социально-культурные, социально-бытовые и др., – очень тонкая и деликатная сфера отношений. По большому счету цель развития экономики – повышение качества жизни людей, получение ими возможности приобретать и потреблять различные блага. Здесь централизованное регулирование должно применяться крайне незначительно, а в основном следует использовать нормы частного права. Это связано с тем, что поведение людей в сфере потребления, во-первых, реже носит характер всеобщности, во-вторых, характеризуется исключительным многообразием и, в-третьих, не

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 73

всегда отличается массовой повторяемостью. В данной области большое значение имеют вкусы, привычки, привязанности, традиции, психологические особенности отдельных лиц и т. п.

Среди норм частного права, регулирующих социальные отношения, корпоративные отнюдь не доминируют, но все же применяются. Приведем всего лишь три примера.

Пенсионные отношения. Предприятие может корпоративно устанавливать надбавки к пенсиям работникам, проработавшим на нем определенный срок.

Жилищные отношения. Если предприятие приобретает, имеет или строит жилье, то оно и определяет с помощью корпоративных актов порядок его предоставления своим работникам, льготы, принадлежащие различным категориям работников, может устанавливать в том числе льготы в оплате жилья и т. п.

Отношения, связанные с поддержанием здоровья работников. Так, в корпоративных актах возможно установление различных мер поощрения, в том числе и материальных, в отношении работников, бросивших курить, или занимающихся физической культурой, или не пользующихся бюллетенем и т.п.

В каких же случаях в этой сфере необходимо централизованное регулирование? Закрепление основных прав и обязанностей граждан, гарантий и способов их правовой защиты, установление запрета на опасные нежелательные виды поведения, определение направлений демографической политики, основ и принципов регулирования социальной защиты, здравоохранения, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии, а также охраны общественного порядка составляют предмет государственного вмешательства. Все другие вопросы должны регулироваться самими гражданами и в определенных случаях организациями исходя из конкретных условий и на основе свободного волеизъявления. Т. Гоббс писал, что «граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение».


§ 4. Предпринимательство как основной объект корпоративного права

Больше всех рискует тот, кто не рискует

И. Бунин

Все корпорации в зависимости от того, преследуют они цель извлечения прибыли или нет, можно разделить на две группы – коммерческие и некоммерческие. Подобное различие имеет существенное значение в налоговых отношениях: те корпорации, кото-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 74

рые не ставят цель извлечения прибыли, получают известные льготы или совсем освобождаются от налогов либо получают дотации и средства от государства.

Большинство корпораций создается для выполнения деятельности, приносящей прибыль, или предпринимательской деятельности.

Предпринимательство (по-английски бизнес) зародилось в Европе и затем охватило весь мир. Бизнес означает делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности – изготовления продукта или оказания услуги. Бизнесмен вкладывает деньги в дело, а после завершения его получает деньги обратно, но с прибылью (приростом). И если на первый взгляд это кажется делом простым, то по своей сути предпринимательское дело представляет собой сложнейший процесс, иногда включающий в себя деяния сотен, тысяч и даже десятков тысяч людей. Вот почему эта деятельность подвергается правовому регулированию прежде всего со стороны самой корпорации, стремящейся сделать ее наиболее организованной и эффективной. В то же время в опосредовании предпринимательской деятельности участвуют и государственные органы.

Рассмотрим основные признаки предпринимательской деятельности, являющейся основным объектом корпоративного права.

1. Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность. В. Даль определял слово предпринимать как затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного[1]. В этом смысле предпринимательство родственно предприимчивости – способности к самостоятельным активным поступкам.

Суверенность и самостоятельность в принятии решений формирует такое поведение бизнесмена, которое обеспечивает выживание, а то и процветание в рыночной среде.

Предпринимательство начинается с учреждения предприятия, которое является результатом свободного волеизъявления предпринимателя. Самостоятельно производится и осуществление предпринимательской деятельности: приобретение необходимых материалов, управление предприятием, прием и увольнение работников, оплата их труда. Гарантией самостоятельности предпринимателя является право собственности или право хозяйственного ведения. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества. Более того, последний не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 75

после заключения договора с управляющим, за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия или законодательством. Управленческие решения принимаются в соответствии с иерархией полномочий, установленных законодательными или корпоративными актами.

2. Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Корпорация определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является свободное ценообразование.

Независимость как исходный признак предпринимательства нельзя понимать упрощенно. В экономике не существует абсолютной свободы производителей. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, которая определяет, что, как и в каких объемах он должен делать. Но он не способен отгородиться от жестких условий рынка и диктовать ему свои условия. Поэтому можно говорить о самостоятельности лишь в определенных рамках.

3. Предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на получение прибыли. Прибыль представляет собой продукт специфического человеческого ресурса – предпринимательских способностей. Следовательно, прибыль, получаемую предпринимателем, по существу можно рассматривать как плату за труд по управлению. Труд этот непростой и включает в себя, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса.

Все это позволяет говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Да, получение прибыли – цель предпринимательства. Но прибыль только, ради максимально возможной прибыли является целью предпринимательства лишь в условиях неразвитого рынка. Поэтому, говоря об извлечении прибыли как об основном мотиве предпринимательской деятельности, необходимо выделить в качестве одного из ее направлений и достижение социального эффекта.

4. В тесном единстве с целью бизнеса – получением прибыли – находится принцип личной экономической заинтересованности. Собственная выгода является ведущим фактором предпринимательства. Однако это не дает оснований смешивать личный интерес с эгоизмом. В условиях товарного производства бизнесмен

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 76

преследует свои интересы, в то же время направляемый «невидимой рукой» к общественным целям, работает на общество.

На такую зависимость обратил внимание еще А. Смит, а дальнейшая практика дала тому множество подтверждений. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая заполонила автомобилями весь мир. В современных условиях заинтересованность менеджеров дополняется новыми моментами. Их личный интерес все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.


5. Обладая самостоятельностью, организуя производство сообразно своим интересам, предприниматель берет на себя ответственность за результат своей деятельности в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Имущественная ответственность предпринимателя – это обязанность его претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия. Имущественная ответственность не рассредоточена, не перекладывается на вышестоящие органы. Существует прямая связь между затратами и результатами производства. Оптимальное их соотношение позволяет уменьшить риск ответственности.

6. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска, которые стимулирует конкурентная борьба. В условиях жесткого рынка (а именно так можно охарактеризовать рыночные отношения в промышленно развитых странах, но пока не в России) все труднее увеличивать прибыль только за счет роста цен. Удержаться способен лишь тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет, продукцию. Для этого и приходится все время думать о новых подходах, о новой технологии, о совершенствовании организации производства.

7. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя.

Коммерческий риск – это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом. Но не только. Возможны и дополнительные потери, влияющие на его статус на рынке труда и капитала, как-то: конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.

На основе анализа указанных признаков можно дать определение предпринимательства.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 77

Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность хозяйственных субъектов, направленная на получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности, новаторстве и риске.

Виды предпринимательства. По сферам (секторам) экономики выделяют четыре основных вида предпринимательства:

1) производственное (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

2) торговое (оптовая и розничная торговля);

3) финансовое, в том числе страхование;

4) консультационное (консалтинг).

Некоторые ученые объединяют три последних вида предпринимательства в одну группу под общим названием «предпринимательство в сфере услуг». В итоге, по их мнению, предпринимательство подразделяется на две сферы: сфера обслуживания (услуг) и сфера производства[2].

Взаимоотношения между указанными видами бизнеса не определяются борьбой за преобладание в экономике. Они дополняют друг друга и зависят друг от друга как части единого целого. Ведь производителям необходимы обслуживающие формы, чтобы покупать и продавать свои товары, а сервисные фирмы, в свою очередь, нуждаются в производстве необходимых товаров.

Однако граница между производством и обслуживанием размыта. Часто производственные фирмы занимаются и оказанием услуг, как сейчас это делают в небольшом объеме многие фабрики, реализуя в своих магазинчиках производимые товары, а сервисные фирмы создают подсобные производства с целью выполнения своей основной функции, как, например, фирма «Макдоналдс».

Сфера услуг имеет тенденцию к росту. В западных странах ее объем составляет около 70%. Особенно быстро разрастается сфера «прочих» услуг (салоны красоты, ремонтные мастерские, частные школы, учреждения здравоохранения, гостиницы, парки отдыха, театры). Почему это происходит?

Причина первая: совершенствование производства позволяет производить товары с использованием меньшего числа работающих.

Причина вторая: компьютерная революция позволила освободить значительное количество работников от операций, необходимых в процессе производства, прежде всего счетных, а затем и собственно производящих, заменив работающих роботами.

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 78

Третья причина: все более усиливающаяся специализация труда привела к необходимости передать некоторые операции, ранее выполняемые в процессе производства (реклама, общественные связи), обслуживающим фирмам. Специализация же в мировом масштабе заставила переносить отдельные участки производства, например сборку изделий, в другие страны, где существует более дешевая рабочая сила.

Предпринимательские формы. Наиболее распространены три формы предпринимательской деятельности: индивидуальная частная фирма (сокращенно: и), товарищество (т), хозяйственное общество (о). По количеству их пропорция в развитых странах такова: и – 72%, т – 11%, о – 17%, по доле оборота: и – 7%, т – 4%, о – 89%. Но если их классифицировать по доле получаемой прибыли, то соотношение будет совершенно иное: и – 28%, т – убытки 3%, о – 72%[3].



Индивидуальная частная фирма – это фирма, принадлежащая одному человеку, хотя в ней может быть много наемных работников (домашние, семейные, фермерские предприятия, предприятия розничной торговли и др.).

Индивидуальные фирмы имеют множество преимуществ:

– они могут быть очень легко, просто, быстро основаны. Для создания фирмы ее необходимо зарегистрировать, получить, если требуется, лицензию на выполнение вида деятельности, «распахнуть» двери собственного дома, квартиры и начать производить товары, оказывать услуги;

– владелец индивидуальной фирмы имеет большую степень свободы. Он сам определяет продолжительность рабочего времени, времени отдыха, сам лично решает, кого принять на работу по найму, сам устанавливает цены на свои товары (услуги), ну и,

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 79

конечно, самостоятельно присваивая прибыль, решает, куда ее направить – то ли на расширение своего производства, то ли на потребление;

– у собственника индивидуальной фирмы не возникает проблемы с сохранением коммерческой тайны. Он может сохранить конфиденциальность нужной информации в тайне и от членов своей семьи, и от своих друзей и приятелей, и от банка, в котором у него открыт счет, и тем более от общественности;

– налоговые льготы;

– и наконец, начатое дело при необходимости легко закончить.

Однако индивидуальное предпринимательство не лишено и недостатков, которые, как представляется, вовсе нельзя назвать пустячными. К ним относятся:

– ограниченные финансовые возможности. Человек, организующий производство, обладает, как правило, небольшим капиталом по сравнению с тем, что имеет группа людей, ставящая перед собой аналогичную цель. Разумеется, кредитные учреждения склонны меньше доверять индивидуальным предпринимателям и весьма неохотно идут на предоставление им финансовых ресурсов;

– ограниченные возможности получения крупных прибылей;

– ограниченность предпринимательских способностей индивидуальных собственников. И это имеет место вовсе не потому, что в мелкий бизнес идут люди неспособные, просто интеллектуальный потенциал одного обычно уступает интеллектуальному потенциалу группы лиц. Как говорится в русской пословице, один ум – хорошо, а два – лучше. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и субъективный момент: индивидуальная фирма, организованная пусть даже талантливым предпринимателем, всецело зависит от его таланта и управленческих способностей. Они же, как известно, имеют свои пределы. Единоличный владелец может не учесть всех условий, в которых находится, допустить просчет хотя бы в силу элементарной физической усталости, влияющей на его интеллектуальный потенциал. Нельзя не учитывать, что инициативным и активным людям (а индивидуальных владельцев без всякого сомнения следует причислить к таковым) присущи и такие черты характера, как эгоизм, гордость, тщеславие (хотя, надо признать, они далеко не всегда играют отрицательную роль). Довольно часто именно по этой причине индивидуальные собственники «гасят» в себе желание обратиться за помощью к другим людям или фирмам, способным оказать им необходимые услуги. Это еще больше понижает потенциал фирмы и увеличивает опасность ее банкротства;

– неограниченная ответственность владельца индивидуальной фирмы. В кризисных ситуациях он может в полном смыс-

Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА • М, 1999. С. 80

ле слова лишиться всего. Он будет вынужден продать и свое личное имущество, например дом, участок земли, транспортные средства, домашнюю обстановку и др., чтобы рассчитаться с кредиторами. Именно это является главным недостатком индивидуального предпринимательства;

– ограниченность существования во времени. Индивидуальное предпринимательство все же держится на воле и энергии одного человека, жизнь которого имеет пределы. Именно по воле предпринимателя либо в случае его смерти фирма часто прекращает свое существование. В последней ситуации наследники могут мирно поделить принадлежащее умершему имущество и дело его продолжения не найдет. Но даже когда наследники искренне желают стать продолжателями дела, его дальнейший успех отнюдь не гарантирован: предпринимательский талант далеко не всегда передается по наследству. Помимо этого индивидуальная фирма часто держится на высокой квалификации ее основателя или квалификации, отличающейся спецификой, иначе говоря, на какой-либо «особенной» квалификации. Отсутствие основателя дела в таких ситуациях означает кончину дела.

Товарищество – это корпорация, которая принадлежит небольшому количеству собственников и управляется ими на основе взаимного согласия. Само собой разумеется, что если собственник не один, а их несколько, то полученную прибыль они будут делить между собой, так же как, впрочем, и возникшие убытки. Но ведь прибыль (убытки) является показателем эффективности или, напротив, неэффективности решений, принятых относительно использования объединенной собственности. Следовательно, все собственники, обеспокоенные судьбой вложенной ими в предприятие собственности, как правило, и принимают решения по управлению этой собственностью.

Товарищества могут быть разными, но всех их объединяет одно: небольшое количество участников (обычно до 10 человек), поскольку в противном случае договариваться будет сложно и деятельность товарищества окажется неэффективной.

Товарищества имеют определенные преимущества, в числе которых следующие:

– относительная простота создания. Ограниченный круг людей вполне способен договориться, учтя при этом каждый свои интересы. Хотя количество документов, требуемых у нас в стране при регистрации товариществ, по-прежнему довольно велико, составление документов относительно простых по содержанию больших проблем не вызывает. Лица, организующие товарищества, как правило, сами с этим справляются. Правда, никогда не помешает и консультация хорошего юриста;

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 30)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>