<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

торговля не осуществляется. Публичное раскрытие информации позволяет решить эти проблемы.
Дополнительным источником конфликтов могут стать разногласия между инвесторами. Если
инвестиционные горизонты групп акционеров отличаются, то есть существуют группы инвесторов, которые
держат акции корпорации в течение более длительного периода, чем другие акционеры, то в этом случае
возникает проблема раскрытия информации в зависимости от того, чьим интересам отдается предпочтение.
Раскрытие существенной информации относительно продаж, себестоимости и чистой прибыли,
публикуемой в финансовой отчетности, может подвигнуть другие компании войти в прибыльный рынок.
Конкуренты могут использовать публикуемую информацию, чтобы лучше оценить собственные возможности.
Так как они не платят за информацию, этот вид раскрытия им очень выгоден. Попытки сохранить
конкурентное преимущество, сужая существенную информацию о корпорации, также вызывают снижение
информационного потока по отношению к инвесторам.
Следует отметить, что корпорации могут показать различные уровни прибыли, используя различные
стандарты раскрытия информации. Например, по ГААП США можно включить различные доходы и расходы,
чего не предусматривают МСФО. Кроме того, раскрываемая информация может различаться в зависимости,
например, от основного бизнеса корпорации, структуры руководства или степени подобия другим стандартам
раскрытия.
Инвесторы также могут иметь разные предпочтения к тем или иным стандартам раскрытия, например
согласно ГААП США или МСФО. Рассмотрим, к примеру, ситуацию, в которой американские корпорации
сталкиваются с МСФО. Если инвесторы хотят сравнить иностранные корпорации с их американскими
аналогами, возможно, американские инвесторы должны приложить определенные усилия, чтобы понять
действие этих стандартов. Однако если все эти иностранные корпорации раскрыли финансовые показатели
согласно ГААП США, то американские инвесторы имеют возможность легко провести сравнение без
необходимости изучения МСФО. С другой стороны, европейские инвесторы могут предпочесть МСФО
стандартам ГААП США по тем же причинам. В зависимости от выбора той или иной системы она может стать
интернациональной и доминирующей.
В этой связи решения инвесторов и корпораций должны быть проанализированы. Как отмечалось
выше, раскрытие бухгалтерской информации могло бы снизить несовершенство рынков. Вместе с тем
недостаток единогласия в стандартах раскрытия показывает, что потенциальные выгоды от
информационного раскрытия не столь высоки, как следовало бы ожидать.
Корпорации рассматривают потенциальные выгоды и затраты на информационное раскрытие,
оставляя в стороне личное желание менеджера максимизировать его собственную ожидаемую прибыль.
Менеджер нанят, чтобы максимизировать стоимость компании, что также и в его интересах. Это различие
позволяет сосредоточиваться только на интересе юридического лица в деловом информационном
раскрытии, включая воздействие потенциальных выгод и затрат на общую стоимость капитала корпорации.
Существует стабильный стимул для раскрытия информации в соответствии с контрактами между
менеджерами и посторонними владельцами или кредиторами. В таких случаях посторонние нуждаются в
информации, чтобы контролировать соответствие контрактам. Раскрытие более детальной информации
может помочь свести на нет попытки владельца-менеджера уклониться от своих обязанностей и соблюсти
лишь свои личные интересы и, следовательно, может поднять цену, которую внешние инвесторы готовы
платить за новую эмиссию. Однако договорные стимулы становятся недоступными, когда число
договаривающихся сторон растет и становится слишком большим, что присуще большим государственным
корпорациям.
Любой отказ управленцев раскрыть информацию побуждает инвесторов принимать худшее решение,
которое, соответственно, ведет к снижению цены акций. Инвесторы не могут быть уверены в степени
правдоподобности информации, что затрудняет их оценку корпорации. Стимулирование раскрытия
информации может быть обеспечено соответствующей национальной юридической системой, в которой
действуют участники рынка капитала: акционеры способны подать иск против корпорации и при этом имеют
неплохие шансы выиграть спор, а корпорации получают стимул к добровольному раскрытию информации
инвесторам во избежание затрат на судебные разбирательства.
Большое значение в международной практике придается степени раскрытия учетной информации. С
одной стороны, ликвидность акций может увеличиться с раскрытием дополнительной информации. С другой
стороны, если дополнительное раскрытие сопровождается нарушением конкурентоспособности или
высокими издержками, корпорации могут не раскрывать "слишком много" информации. Чтобы оценить
деловой риск, инвесторы нуждаются в соответствующей информации о корпорации. Более информационно
прозрачные корпорации платят меньшую информационную премию за риск, требуемую инвесторами, и,
следовательно, у них ниже общая стоимость капитала.
Улучшение раскрытия информации в отчетности означает, что существующие данные о корпорации
становятся более надежными и инвесторы могут опереться на них при оценке перспектив корпорации.
Информационное несоответствие, имеющее место при раскрытии информации, воздействует на цену
акций. Публикация информации равномерно распределяет риск среди инвесторов по сравнению с ситуацией
без публичного раскрытия, потому что в этом случае инвесторы прекращают спекуляцию, а продавцы
больше доверяют правдоподобности объявленной цены.
Раскрытие некоторых типов информации может ослабить конкурентные позиции корпорации
(конкурентная слабость), так как конкуренты могут использовать эту информацию, чтобы подражать
стратегии корпорации. Потенциальная конкурентная слабость конкретной корпорации одновременно
представляет потенциальную выгоду для всех корпораций, получающих информацию. Если бы все
корпорации имели доступ к информации друг друга в зависимости от индивидуальных обстоятельств, то
каждая корпорация могла бы также иметь чистое конкурентное неудобство от раскрытия - положительное
или отрицательное.
Например, инновационная компания программного обеспечения могла бы понести более высокие
конкурентные потери в раскрытии информации об исследованиях и разработках, чем зрелая и медленно
развивающаяся компания программного обеспечения. Кроме того, чистое конкурентное неудобство может
также существовать, пока требования, предъявляемые к раскрытию информации, будут отличаться в
отдельных странах. Американские фирмы сталкиваются с чистым конкурентным неудобством от раскрытия
по сравнению с их международными конкурентами в странах с более низкими требованиями раскрытия.
Полное раскрытие информации происходит только при некоторых обстоятельствах, то есть если только
один рынок имеет значение для менеджера или если реакция одного рынка явно доминирует. Во всех других
случаях преимущество за частичным раскрытием. Менеджмент корпорации может решить, раскрывать или
не раскрывать информацию, и действовать по своему усмотрению.
Могут возникнуть различные судебные разбирательства из-за утверждений о недостаточном
информативном раскрытии или из-за утверждений о вводящем в заблуждение раскрытии. Вообще, тяжба
возникает из-за недостаточного информативного раскрытия. Стоимость подобных судебных разбирательств
включает оплату юридических услуг, выплату исков суду. Следовательно, увеличение степени
информативного раскрытия должно уменьшить общую стоимость капитала фирмы. Это следует из того, что
несоответствие оценки цены акции корпорации и ее истинных экономических перспектив уменьшается с
увеличением раскрытия информации. Как следствие, убытки акционеров базируются на снижении цен акций,
которого можно было бы избежать дополнительным раскрытием. По той же причине должен быть ниже и
риск подачи акционерами иска в суд с обвинением в несоответствии действительности дополнительно
раскрытой информации. Для того чтобы сократить потенциальные юридические расходы, менеджеры
стараются предотвратить любое резкое снижение цен на акции в день объявления доходов путем раскрытия
до назначенной даты выпуска по собственному усмотрению той информации, которая может иметь
отрицательные последствия.
Иногда менеджеры пытаются получить негативную информацию о поступлениях с целью сохранения
репутации корпорации, так как если выяснится, что они медлят с раскрытием отрицательных новостей, то
этот факт может повлечь за собой дополнительные издержки для фирмы, вызванные реакцией участников
рынка капитала.
Любые издержки, связанные с процессом сбора, обработки, проверки и распространения учетной
информации, оплачиваются существующими акционерами. Эти расходы могут быть значительны для
компаний, которые планируют перейти при составлении своей финансовой отчетности с национальных
стандартов на международные стандарты.
Расходы возрастают при более информативном раскрытии информации, под которым подразумевается
раскрытие информации в большем объеме. Однако ситуация усложняется при использовании данной
информации также и в управленческих целях, так как в этом случае затраченные ресурсы применяются не
только для формирования внешней отчетности. Уровень издержек на раскрытие влияет на принятие
корпорацией решения о предоставлении информации на рынок. Чем выше уровень расходов компании, тем
меньший объем информации будет раскрыт.
Следует отметить: чем выше уровень расходов на раскрытие, тем более информативной является
информация, получаемая инвесторами. Можно предположить, что чем больше корпораций раскрывают
учетную информацию в соответствии с единой системой бухгалтерского учета, тем меньше инвесторов
проявляют желание анализировать отчеты корпораций, составленные по стандартам иной, конкурирующей
системы бухгалтерского учета.
Существует несколько теоретических разработок, посвященных исключительно проблемам раскрытия
учетной информации, которые возникают при рассмотрении операций, осуществляемых в пределах
международного рынка капитала. Группа зарубежных специалистов анализирует местные стандарты
бухгалтерского учета и отчетность, составленную в соответствии с общепринятыми принципами
бухгалтерского учета, ученые анализируют также информативность цен на акции и объем торгов на местном
рынке. В своей модели они рассматривают две страны, применяющие различные стандарты бухгалтерского
учета, причем различие этих двух учетных систем представлено в форме разногласий по поводу того, каким
образом определить отклонения, возникающие в случае применения одной корпорацией как национальных,
так и зарубежных стандартов бухгалтерского учета.
Финансовую отчетность корпорации могут оценивать как национальные, так и иностранные инвесторы,
однако лишь национальные инвесторы в состоянии проанализировать национальные стандарты
бухгалтерского учета и отчетности, то есть провести экспертизу отчетности. Модель объясняется с точки
зрения страны "i", то есть данной страны, страна "j" рассматривается, соответственно, в качестве
иностранной. Само собой разумеется, что любой отчет или параметр, применяемый в стране "i", имеет
аналог в стране "j". Иностранным инвесторам следует относить проведение такой экспертизы к расходам.
Предполагается, что чем выше уровень гармонизации стандартов бухгалтерского учета этих двух стран, тем
ниже расходы на экспертизу для иностранных инвесторов. Если в результате гармонизации национальные
стандарты бухгалтерского учета приближаются к иностранным, например, когда принципы бухгалтерского
учета и отчетности адаптируются к международным стандартам финансовой отчетности, то расходы
зарубежных инвесторов на проведение экспертизы снизятся, тогда как выгода от проведенной экспертизы
возрастет благодаря усилению относительного информационного преимущества у экспертов.
Следовательно, в данном случае результатом гармонизации является увеличение доли иностранных
инвесторов, которые приобретают экспертизу для расшифровки национальных стандартов.
Несмотря на наличие издержек листинга и различный уровень риска в условиях ограниченности
ресурсов, участники рынка предпочитают иметь дело с корпорациями, листинг которых осуществляется на
фондовой бирже с высокой степенью раскрытия. Во многих случаях переход корпорации на стандарты,
обеспечивающие более высокий уровень раскрытия, может быть очень затратным. При этом
предполагается, что в результате такого перехода точность информации, предоставляемой участникам
рынка, возрастет. Однако возможна ситуация, когда лишь простое улучшение в плане сравнимости
финансовых отчетов различных корпораций без установления более точной информации уже создает выгоду
для участников рынка.
Что касается вопроса о выборе стандартов бухгалтерского учета и отчетности в международном
контексте, то, безусловно, выгодно применять единую систему финансовой отчетности. Так, если
информация, предоставленная одной корпорацией, может быть использована для оценки других корпораций,
то в результате такого информационного раскрытия ликвидность этих фирм может улучшиться. Подобный
эффект тем сильнее выражен, чем больше корпораций раскрывают информацию в соответствии с одними и
теми же стандартами. Кроме того, если для какой-либо системы бухгалтерского учета и отчетности
характерна большая степень раскрытия, то улучшенная именно вследствие такого высокого уровня
раскрытия ликвидность собственных акций корпорации может вызвать стремление инвесторов приобрести
акции других корпораций. Общее влияние раскрытия учетной информации на стоимость капитала
корпорации связано с тем, что цены на ценные бумаги изменяются в зависимости от того, имеется ли у
инвесторов возможность выявить отличия в методах учета, и инвесторы выделяют "опасные" и "неопасные"
компоненты учетной информации.
Основным трудом для изучения взаимосвязи раскрытия учетной информации и стоимости капитала
является монография проф. С.А. Ботосана [31, с. 323 - 349]. Он провел исследование связи между уровнем
раскрытия отчетности и стоимостью капитала на примере 122 американских компаний из отрасли
машиностроения. Были проанализированы различные уровни раскрытия и стоимость капитала и выведен
показатель, заменяющий стоимость капитала корпорации. Проф. С.А. Ботосан разработал индекс раскрытия,
который основан на дополнительной информации, предоставляемой корпорациями в своих годовых отчетах
сверх того информационного объема, который требуется общепринятыми учетными принципами США.
Он проверил две гипотезы, а именно:
1) существует ли отрицательная форма зависимости между стоимостью собственного капитала и
уровнем раскрытия;
2) действительно ли степень связи между стоимостью собственного капитала и уровнем раскрытия
значительно меньше для тех корпораций, отчетные данные которых подвергаются оценке многих
аналитиков.
Исследование, проведенное проф. С.А. Ботосаном, показало, что у корпораций, переводящих свою
финансовую отчетность на систему учета, обеспечивающую более высокий уровень раскрытия, появляется
возможность снизить стоимость (цену) капитала.
Теоретически менеджеры должны стремиться к снижению уровня информационного несоответствия
среди участников рынка путем выбора той методики составления отчетности, которая предоставляет более
ценную информацию в сравнении с используемой в настоящий момент. Ученые предположили, что в
результате перехода корпорации с использования доллара США в качестве расчетной валюты при
совершении зарубежных операций на соответствующую иностранную валюту с последующим изменением
метода пересчета инвесторы получат дополнительную полезную информацию. Исходя из данного
предположения, они сделали вывод, что корпорации, которые сталкиваются с более высоким уровнем
информационного несоответствия, охотнее выбирают иностранную валюту в качестве расчетной. Изменение
техники составления корпоративной отчетности может при определенных обстоятельствах принести выгоды
компании в виде сниженной стоимости капитала и возросшего объема торгов. В силу различия национальных
стандартов финансовой отчетности в разных странах подобный эффект также возникает при переходе
корпорации с применяемой национальной системы отчетности на зарубежную или международную систему.
Корпорации могут применять различные способы ведения учета и составления отчетности в рамках
своей национальной системы отчетности. В этом случае реакция участников рынка капитала на переход
корпорации на зарубежные или международные стандарты будет также неоднозначной, что зависит от
условий деятельности каждой конкретной корпорации. Например, в таких странах, как Канада, Франция,
Италия и Швейцария, корпорации могут одновременно применять как национальные стандарты финансовой
отчетности, так и МСФО.
В международной практике выделяют три модели раскрытия учетной информации.
К первой модели относятся случаи, когда корпорации публикуют свою годовую (полугодовую)
отчетность в соответствии с различными стандартами финансовой отчетности. Сюда входят исключительно
корпорации, зарегистрированные на фондовой бирже США или в системе NASDAQ. Исключение составляют
отчеты канадских компаний, поскольку в 1993 г. между США и Канадой было принято соглашение о взаимном
признании режимов раскрытия отчетности этих двух стран вследствие высокой степени сходства
применяемых систем бухгалтерского учета и отчетности. Корпорации, акции которых котируются на
американских фондовых биржах, должны соблюдать требования Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Согласно им фирмы обязаны сдавать отчеты специальной формы, в которых отражаются количественные
данные о доходах и капитале, рассчитанные в соответствии с общепринятыми учетными принципами США. С
целью принятия дальнейших решений происходит сравнение принципов отражения учетной информации при
применении как учетных стандартов США, так и неамериканских стандартов финансовой отчетности.
Во второй модели сравниваются годовые отчеты корпораций из разных стран. Так, на первом этапе
определяется релевантность учетной информации для принятия управленческих решений в рамках
отдельной страны. На втором этапе полученные по странам результаты сравниваются, при этом, как
правило, в качестве контрольного образца используются данные по США. Для достижения высокой степени
сопоставления обычно используется отчетность корпораций, соответствующих друг другу по признаку
отраслевой принадлежности и по размеру. В отличие от первой модели преимущество данного подхода
состоит в его более широких масштабах. Однако с целью более точного определения релевантности
отчетной информации при принятии управленческих решений следует обобщать полученные результаты, так
как они могут быть подвержены влиянию специфических факторов, характерных для каждой конкретной
страны, таких, например, как риски различных типов, экономический рост или эффективность рынка.
К третьей модели относятся годовые отчеты корпораций, применяющих при раскрытии финансовой
отчетности в разные отчетные периоды различные стандарты ГААП. Такой подход позволяет сравнивать
между собой отчеты с целью определения степени релевантности учетной информации для принятия
управленческих решений. Как и в первой модели, объем исходных данных небольшой из-за малого
количества относящихся к этой категории корпораций. Кроме того, в силу изменяющихся условий внешней
среды за сравниваемые периоды выгода может быть упущена, что в соответствии с отчетностью может быть
вызвано действиями лишь одной корпорации.
При раскрытии учетной информации важно учесть наличие таких признаков учетной информации, как
дополнительность и релятивность (относительность).
В основу признака дополнительности информации положен вопрос о возможности получения
дополнительной управленческой информации при применении тех или иных учетных стандартов; например,
если по требованиям одной системы финансовой отчетности необходимо раскрывать дополнительную
информацию о деятельности сегментов, в то время как другие учетные системы этого не требуют. При
исследовании признака дополнительности информации анализируется, главным образом, полезность
дополнительной учетной информации, представляемой в виде отчетов о движении денежных средств,
дополнительных количественных данных в примечаниях.
Признак релятивности (относительности) информации ярче выражен в тех случаях, когда при
применении схожих правил учета и раскрытия одна система финансовой отчетности предоставляет больше
информации для принятия управленческих решений, чем другая. Например, как в общепринятых учетных
принципах США, так и в правилах учета и отчетности Германии существует стандарт по признанию издержек
производства. В соответствии с ГААП США при составлении баланса необходимо учитывать полные
издержки, тогда как в Германии разрешено признавать только переменные издержки производства. В том
случае, если учет полных издержек предоставляет больше информации для принятия управленческих
решений, чем учет только переменных издержек, отчетность по ГААП США будет иметь большую
релятивную (относительную) информативность по сравнению с отчетностью, основанной на принципах
ведения учета в Германии.
МСФО ближе к стандартам учета ГААП США, чем какая-либо другая зарубежная система учета и
отчетности. Вместе с тем отчетные данные, сформированные в соответствии со стандартами США,
представляются менее релевантными с точки зрения содержания в них информации о стоимости,
необходимой для анализа цены на одну акцию, чем такие же данные, но отраженные по МСФО.
Данные о поступлениях, представляемые корпорациями из Австралии, Франции, Нидерландов и
Великобритании, являются, с точки зрения инвесторов, более содержательными в информационном плане,
чем соответствующие данные, отраженные согласно требованиям ГААП США. И наоборот, данные о
поступлениях, представляемые фирмами из Дании, Германии, Италии, Сингапура и Швеции, имеют намного
меньшую информационную ценность в стоимостном плане по сравнению с формируемыми по ГААП США.
Рассмотрим выгоды и издержки, возникающие в результате раскрытия отчетной информации.
Говоря о выгодах, следует отметить вероятность снижения уровня информационного несоответствия
между корпорациями и другими участниками рынка капитала вследствие раскрытия дополнительных учетных
данных. Чем более содержательно в информационном плане раскрытие, тем ниже плата за риск. Более
строгие требования, предъявляемые к раскрытию на отдельном фондовом рынке, могут быть выгодны
некоторым группам инвесторов. Довольно трудно определить, почему инвесторы предпочитают те или иные
стандарты финансовой отчетности с точки зрения их "выгодности", так как в целом инвесторы представляют
собой неоднородную группу.
Выгоды от большего раскрытия и от гармонизации или унификации стандартов финансовой отчетности
будут меньше для институциональных инвесторов мирового уровня, более профессиональных в применении
каких-либо локальных (национальных) стандартов учета и оценки. Данные выгоды могут быть
существенными для инвесторов, которые хоть и имеют некоторое представление о мировых стандартах, но
больше ориентированы на использование национальных правил учета. И лишь немногие инвесторы могут
вовсе отрицать всякую ценность раскрытия в большем объеме либо даже заявлять о его негативном влиянии
вследствие своей убежденности в отсутствии существенных различий в учете компаний из разных стран.
Аналитики заинтересованы в получении большего объема информации, поскольку издержки подобного
дополнительного раскрытия ложатся на плечи акционеров или покупателей компании. При рассмотрении
издержек основное внимание следует уделить возникающим при получении патента, судебным
(арбитражным) издержкам и издержкам производства информации. Эти издержки определяют выбор фирмы
в отношении политики раскрытия.
Каждый вид издержек может оказывать различное влияние на процесс раскрытия информации.
Например, издержки, возникающие при получении патента, могут быть различны для корпораций разных
отраслей. Издержки производства информации приобретают большее значение в том случае, если
наблюдается высокий уровень активности со стороны инвесторов по получению частной информации, а
публичная информация выступает в качестве дополнения к частной. Судебные издержки представляются
более важными для корпораций, принадлежащих к тем сегментам рынка, которые характеризуются
неустойчивыми деловыми циклами. Потенциальное влияние всех этих издержек на процесс раскрытия
фирмой своей отчетной информации может быть весьма различным.
Раскрытие информации - основное внутреннее содержание примечаний к финансовой отчетности.
Последние считаются обязательным элементом корпоративной отчетности в соответствии с международной,
а также и российской практикой. При представлении отчетности на международные рынки капитала степень
раскрытия информации играет существенную роль. Оценка некоторых статей баланса и отчета о прибылях и
убытках различна в национальных системах учета и МСФО, и только полное раскрытие в примечаниях этих
статей позволяет инвесторам получить необходимую информацию. Следовательно, информация,
содержащаяся в обязательных формах отчетности, лишь частично раскрывает деятельность корпорации.
Полное раскрытие в корпоративной отчетности информации обеспечивает модель, представленная на рис.
4.1.


Модель раскрытия информации
в финансовой отчетности российских корпораций

------------------------------------¬
¦Информация корпоративной отчетности¦
L------T------------------------T----
¦ L---------------------¬
\¦/ \¦/
----------------------------¬ -------------------------¬
¦ Обязательно раскрываемая в¦ ¦Добровольно раскрываемая¦
¦соответствии со стандартами¦ ¦ в соответствии со ¦
L-T------------T----------T-- ¦ стандартами ¦
-------- ¦ L---------¬ L-------------T-----------
\¦/ \¦/ \¦/ \¦/
------------¬ -------------¬ ---------------¬ ------------------------¬
¦ Формы ¦ ¦Примечания к¦ ¦Дополнительная¦ ¦Примечания к отчетности¦
¦отчетности ¦ ¦ отчетности ¦ ¦ информация ¦ L------------T-----------
L-----T------ L------T------ L-------T------- ¦
\¦/ \¦/ \¦/ \¦/
-----------------¬--------------------¬-------------------¬ ------------------------¬
¦бухгалтерский ¦¦учетная политика ¦¦сведения о влиянии¦ ¦Нефинансовая информация¦
¦баланс ¦¦пояснения к формам ¦¦уровня цен в ¦ L----T--------------T----
¦отчет о прибылях¦¦отчетности ¦¦случае ¦ \¦/ \¦/
¦и убытках ¦¦динамика финансовых¦¦гиперинфляции ¦ --------------¬--------------¬
¦отчет об ¦¦показателей по ¦¦ ¦ ¦ По отрасли ⦦По корпорации¦
¦изменениях ¦¦отрасли ¦¦ ¦ ¦сопоставлени覦 ¦
¦в капитале ¦¦динамика финансовых¦¦ ¦ L--------------L--------------
¦отчет о движени覦показателей по ¦¦ ¦
¦денежных средст⦦корпорации ¦¦ ¦
L-----------------L--------------------L-------------------

Рис. 4.1.

В соответствии с этой моделью выделяется информация, обязательная для раскрытия, и информация,
которую корпорация может раскрыть по собственному усмотрению. Перечень обязательной к раскрытию
информации по МСФО в сравнении с российскими положениями по бухгалтерскому учету приведен в
Приложении 2. Появление регламентации обязательности связано с тем, что многие корпорации, в том числе
и российские, не хотели бы раскрывать ту или иную информацию в отчетности. Первой причиной такого
нежелания является конкурентная борьба, но конкуренты могут получить информацию о корпорации и из
других источников. Вторая причина, по которой российские компании неохотно идут на раскрытие
информации, особенно добровольное, состоит в увеличении затрат по формированию отчетности
вследствие низкого уровня автоматизации, загруженности бухгалтеров. По нашему мнению, следует
возложить ответственность за раскрытие информации в отчетности не только на бухгалтерию, но и на другие
службы корпорации.
В заключение отметим, что требования к дополнительной информации, необходимой для раскрытия в
отчетности российских корпораций, регламентируются МСФО, а также ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации". Такая информация необходима в тех случаях, когда информации, приведенной в отчетности,
недостаточно для понимания пользователями влияния определенных операций на финансовые результаты.
Согласно МСФО и ПБУ 4/99 подлежат раскрытию факторы, оказавшие существенное влияние на
финансовые результаты, инвестиционная политика и политика в части распределения прибыли, важнейшие
риски, информация об окружающей среде. Следует сохранить положительный опыт крупных
государственных компаний, которые в пояснительной записке к годовому отчету раскрывали такие
показатели, как производственные результаты деятельности, социально-экономическое развитие компании.
Добровольно раскрываемые данные по нефинансовым показателям повышают информативность
отчетности и увеличивают привлекательность компании для инвесторов.

4.3. Использование Интернета при формировании
финансовой отчетности

Новая цифровая экономика характеризуется возникновением коммуникационных устройств, Интернета
и передовых компьютерных технологий. Современные корпорации используют эти новшества в полной мере.
Появление Интернета кардинально изменило деятельность корпораций начиная с обслуживания клиентов и
до получения платежей электронным путем. Электронная коммерция является важным фактором,
обусловливающим экономический рост в XXI в.
В 1970 г. четыре университетских центра компьютерных технологий и исследований США были
интегрированы посредством сети для осуществления академических и некоммерческих целей, это
объединение послужило началом создания Интернета. Лишь в начале 90-х годов Интернет стал доступным
для предприятий и покупателей.
Точность и целостность информации, приобретаемой посредством общения через Интернет, - важный
фактор в определении надежности финансовой информации. Сообщения электронной почты являются, с
одной стороны, удобными средствами электронной коммуникации, а с другой - объектом мошеннических
финансовых действий и незаконных присвоений активов. Например, вирусы Мелисса и Любовный жук (Love
Bug) нанесли вред в размере миллиардов долларов по всему миру; а обман электронной почты компании
Emulex, содержавший неправильную информацию о финансовых перспективах компании, вызвал
фактическое падение цен на акции компании. Нарушители, распространяющие вирусы и неправильную
финансовую информацию, могут значительно навредить качеству, целостности и надежности финансовых
отчетов корпораций.
Обман Emulex был электронным мошенничеством и закончился значительным падением цен на акции
на фондовой бирже и исчезновением миллионов долларов на рынке капитализации в течение нескольких
часов из-за ошибочного электронного сообщения. Через электронную почту была послана информация о
том, что руководитель компании Emulex подал в отставку из-за возможного давления со стороны Комиссии
по ценным бумагам и биржам в результате рассмотрения практики ведения учета в компании. Котировки на
ценные бумаги этой компании упали приблизительно на 61%, и было потеряно более 2 млрд долл. рыночной
капитализации. Как выяснилось, эта новость была послана бывшим служащим интернет-провайдера в
личных финансовых целях. Преступник в конечном счете был пойман и наказан.
Таким образом, Интернет представляет собой электронную инфраструктуру для пересылки, получения
и размещения информации, которая, по мнению многих специалистов, сулит корпорациям настоящий
переворот в содержании внешней отчетности и способах обмена ею. Основными преимуществами
использования Интернета для формирования корпоративной отчетности являются:
возможности архивирования данных;
поиск и самостоятельный анализ пользователем необходимой информации путем структурирования
информации под конкретные запросы пользователя;
возможности двухсторонней связи корпорации с заинтересованными пользователями через сайты;
представление отчетности в реальном времени.
Технологические новшества, включая Интернет и использование электронной торговли, коренным
образом изменили способ ведения бизнеса и принятия решений менеджментом и другими пользователями
финансовых отчетов. Учет и корпоративная отчетность, которые обеспечивают уместной, полезной и
надежной информацией для того, чтобы поддержать процесс принятия решений, также меняются в сторону
лучшего обслуживания тех, кто принимает решения.
Не трудно проследить процесс подготовки отчетности в течение прошлого десятилетия от ручного
процесса ведения бизнес-операций до электронной версии корпоративных отчетов, электронной
корпоративной отчетности и до корпоративных отчетов в режиме реального времени (онлайн). Эволюция
процесса подготовки корпоративной отчетности показывает на продвижение от статических корпоративных
отчетов, представляемых один раз в год, до динамичной электронной корпоративной отчетности,
разрабатываемой в режиме онлайн. Электронные корпоративные отчеты должны быть более динамичными,
уместными, текущими, полными и понятными.
Практика показывает, что электронная торговля уже "перевернула" способы ведения бизнеса и
способы рекламы, маркетинга и продажи корпорациями своих продуктов и услуг. Стратегиями электронной
торговли являются:
предприятие - предприятию (В2В) - относится к обмену продуктами и услугами в режиме онлайн,
включая операции между предприятиями и поставщиками;
предприятие - потребителю (В2С) - это стратегия предприятия, работающего напрямую с покупателями
(в режиме онлайн);
потребитель - потребителю (С2С) - стратегия потребителей, имеющих дело напрямую с покупателями
(в режиме онлайн);
предприятие - правительству (B2G) - имеет дело с электронными операциями между предприятиями и
местными, государственными и федеральными правительственными агентствами;
правительство - правительству (G2G) - включает все программы онлайн и мероприятия между
агентствами правительства;
правительство - потребителю (G2C) - относится к операциям между правительственными агентствами
и покупателями (в режиме онлайн).
Электронный обмен данными (ЭОД) - это сегмент В2В, который трансформировал бизнес-среду в
первую очередь потому, что многие компании (например, Wal-Mart) требуют, чтобы их поставщики
разрабатывали возможности электронного обмена данными для заказов онлайн, перевозок и материальных
запасов. Стратегия В2С - услуги, предоставляемые предприятиями своим покупателям, также значительно
растет. Эти услуги варьируются от провайдеров услуг Интернета до прямой продажи продуктов посредством

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>