стр. 1
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ПРОФ. И. А. К А С С И Р С К И Й




ПРОБЛЕМЫ И УЧЕНЫЕ
(ДЕЯТЕЛИ РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ
МЕДИЦИНЫ)



КНИГА ПЕРВАЯ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
— —
Медгиз 1949 Москва
И. П. ПАВЛОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта к н и г а п о с в я щ е н а д е я т е л я м русской и советской м е д и ­
ц и н с к о й н а у к и . В н е й освещаются в научно-популярной ф о р ­
ме в а ж н е й ш и е м е д и ц и н с к и е п р о б л е м ы в их в о з н и к н о в е н и и и
р а з в и т и и и п о к а з ы в а е т с я роль русских и советских ученых в
их решении. Перед автором стояла трудная задача — р а с ­
крыть перед ш и р о к и м и кругами читателей в п о н я т н о й ф о р м е
самое существо п р о б л е м , обрисовать с л о ж н ы е пути исканий
ученых и о д н о в р е м е н н о дать их научные б и о г р а ф и и , нарисо­
вать «жизнь в науке» наиболее выдающихся деятелей совет­
ской медицины, обогативших науку о т к р ы т и я м и первостепен­
ного з н а ч е н и я .
Велики заслуги к л а с с и к о в русского естествознания и ме­
д и ц и н ы . О н и , н а ш и к л а с с и к и , дали миру о б р а з ц ы т в о р ч е с к о ­
г о г е н и я н а ш е г о н а р о д а . С о в е т с к и е ученые я в л я ю т с я п р я м ы ­
ми продолжателями дела своих великих предшественников;
они продолжают развивать великое научное наследие Ломо­
носова и Б у т л е р о в а , Сеченова и П а в л о в а , Менделеева и М е ч ­
никова, Тимирязева и Мичурина, Пирогова и Боткина; они
п о д н я л и з н а м я отечественной н а у к и на н е в и д а н н у ю высоту и
готовы дальше штурмовать ее с а м ы е н е п р и с т у п н ы е вершины.
Великая Октябрьская социалистическая революция созда­
ла д л я этого все у с л о в и я , она привела к небывалому р а с ц в е ­
ту н а у к и в н а ш е й с т р а н е . К о м м у н и с т и ч е с к а я п а р т и я и совет­
с к о е правительство проявляет неустанную заботу о развитии
отечественной н а у к и , о быстрейшем в н е д р е н и и ее д о с т и ж е н и й
в жизнь для поднятия в стране т е х н и к и , культуры, народ­
ного б л а г о с о с т о я н и я и з д о р о в ь я .
Советским государством выпестованы сотни крупнейших
ученых н а ш е й с т р а н ы , с о з д а н ы п р е к р а с н ы е , о с н а щ е н н ы е са­
м о й передовой техникой научно-исследовательские институты,
разрабатывающие многочисленные научные проблемы.

3
Д в и ж и м ы е чувством советского патриотизма и творческим
вдохновением, верные делу Ленина—Сталина, наши ученые
с огромным энтузиазмом разрешают крупнейшие научные
проблемы, которые перед нами ставит социалистическое
строительство. Велика роль ученых медиков в строитель­
стве к о м м у н и з м а в нашей с т р а н е . Ведь каждый н о в ы й шаг
н а ш е г о народа по пути к коммунизму с в я з а н не т о л ь к о с р а з ­
витием т е х н и к и , но и с внедрением в ж и з н ь в ы с о к о й общест­
в е н н о й культуры, гигиены и с а н и т а р и и , с неустанной борьбой
за здоровье н а р о д а и за п р е о д о л е н и е враждебных сил п р и р о ­
ды и нераскрытых е щ е ее з а к о н о в .
«Раньше весь человеческий ум, весь его г е н и й , — писал
Л е н и н , — т в о р и л т о л ь к о д л я т о г о , чтобы дать о д н и м все бла­
га т е х ни к и и культуры, а других л и ш и т ь самого не о б хо дим о­
го — п р о с в е щ е н и я и р а з в и т и я . Теперь же все чудеса т е х н и к и ,
все завоевания культуры станут общенародным достоянием».
Рожденные Великим Октябрем крупнейшие достижения
н а ш е й м е д и ц и н с к о й н а у к и , даже т а к и е н а п е р в ы й взгляд т е о ­
ретические, к а к р а з р е ш е н и е проблемы физиологии высшей
н е р в н о й деятельности, и п р а к т и ч е с к и е проблемы р а с п о з н а в а ­
н и я и л е ч е н и я различных з а б о л е в а н и й н е р а з д е л ь н ы ; теория и
практика едины в понимании наших ученых. Победа над
скрытыми, враждебными силами природы стала возмож­
н о й потому, что н а ш и передовые ученые ш л и п о п р а в и л ь н о ­
му пути прогрессивной науки, о с н о в а н н о й на лучших т р а д и ­
циях русской материалистической ф и л о с о ф и и XIX века и м а р к ­
систском м и р о в о з з р е н и и . Ведь я с н о , что такие крупнейшие
научные д о с т и ж е н и я , к а к учение И . П . П а в л о в а о высшей нерв­
н о й деятельности и п е р е л и в а н и е к р о в и , я в и л и с ь п р я м ы м след­
ствием п о л н о й победы естественно-научного м а т е р и а л и з м а над
идеалистической ф и л о с о ф и е й с п и т а е м о й ею м и с т и к о й и сред­
невековым мракобесием, препятствовавшим развитию подлин­
ной науки!
Б л и с т а т е л ь н ы е научные победы в п о с л е о к т я б р ь с к и й п е р и о д :
открытие новых химических препаратов, излечивающих маля­
р и ю , к р у п о з н о е в о с п а л е н и е легких, н а г н о е н и е р а н и т я ж е л е й ­
шее з а р а ж е н и е к р о в и , о п е р а ц и я пересадки р о г о в и ц ы , лечение
казавшихся безнадежными болезней к р о в и , полная ликвида­
ц и я многих болезней на территории С С С Р , — все э т о подготов­
л е н о р у к а м и п а р т и и , с о з д а в ш е й н е в и д а н н ы е условия для р а з в и -
4
т и я н а у к и в н а ш е й с т р а н е , в ы к о в а в ш е й смелых б о р ц о в за дело
н а у к и , в о с п и т а в ш е й ; в них н о в о е с т а л и н с к о е п о н и м а н и е п е р е ­
довой н а у к и , к о т о р а я «не отгораживается от н а р о д а , не д е р ­
жит себя вдали от н а р о д а , а готова служить народу, готова
передать народу все з а в о е в а н и я науки», которая неразрывно
связана с жизнью, отвечает с а м ы м жгучим запросам социа­
листического строительства, запросам культуры и нового с о ­
циалистического бытия народных масс.
Читатель! Окинь м ы с л е н н ы м в з о р о м т о , что с д е л а н о на­
ш и м и учеными, перечти в н и м а т е л ь н о с т р а н и ц ы , п о с в я щ е н н ы е
гениальному П а в л о в у и его учению, и ты п о й м е ш ь , что П а в ­
л о в , сделавший в е л и к и й вклад в научную ф и з и о л о г и ю и ф и л о ­
софию естествознания, о д н о в р е м е н н о очень много с о в е р ш и л
д л я п р а к т и к и , что о н , ученый-физиолог (совсем н е л е ч а щ и й
в р а ч ! ) , стоит тем не менее р я д о м с л ю б ы м л е ч а щ и м в р а ч о м
у постели больного, п о м о г а я р а з б и р а т ь с я в с л о ж н о й с и м п т о ­
матике болезней.
Ты п о й м е ш ь , на к а к о й высоте п о д л и н н о г о гуманизма стоит
м е д и ц и н с к а я наука в той с т р а н е , где бесплатно делается е ж е ­
годно более 250 000 п е р е л и в а н и й к р о в и , где т я ж е л о больному
и в горном к и ш л а к е П а м и р а , и на д а л е к о й з и м о в к е Н о в о й
Земли по первому требованию н а самолете доставляется с п а ­
сительная банка с консервированной кровью.
Ты представишь себе тех л ю д е й , тысячи, десятки, сотни
тысяч наших людей, которые, благодаря исцеляющему дей­
ствию открытых и приготовленных советскими химиками
с у л ь ф а м и д о в , а к р и х и н а , бигумаля, п е н и ц и л л и н а , в н о в ь с т а н о ­
в я т с я у доменных п е ч е й , у паровозных р е в е р с о в , у штурвалов
самолетов, у рулей т р а к т о р о в .
Ты п о й м е ш ь , с к о л ь к о бесстрашия и в о л и к победе п р о я в и ­
ли наши ученые — П а в л о в с к и й , Л а т ы ш е в , З и л ь б е р и их с о ­
т р у д н и к и , вступив в единоборство со с т р а ш н ы м и и неизвест­
н ы м и б о л е з н я м и с и б и р с к о й тайги и пустынь Туркестана.
Ты восхитишься чудесной гармонией глубокой теории и
ювелирной хирургической техники маститого академика Фи­
л а т о в а , сделавшего 2 августа 1949 г. свою тысячную о п е р а ц и ю
пересадки роговицы п о т е р я в ш и м зрение людям.
Т ы п о й м е ш ь , к а к и з теории учения о к р о в и , с о з д а н н о й н а ­
шими корифеями-гематологами А р ин ки ны м и К р ю к о в ы м , р о ­
дилась практика исцеления от болезни, которая называлась

5
злокачественным малокровием (потому что из ста заболевших
все сто умирали), и которая перестала быть злокачественной,
так как из ста больных все сто теперь выздоравливают.
Н а к о н е ц , ты увидишь, что через 14 лет после Великой
Октябрьской социалистической революции в советском Узбеки­
стане, некогда отсталой колониальной окраине царской Р о с ­
сии, впервые в истории человечества ликвидирована полно­
стью тяжелая болезнь — риштоз, а в настоящее время успеш­
но завершается борьба с бичом народов Средней Азии и К а в ­
каза — малярией.
Эти дела и люди, совершившие их, вошли в историю
науки.
Пусть же они послужат для нашей научной молодежи, на­
шей смены, примером беззаветного патриотического служения
родной науке, родному народу и вдохновят ее на научные
подвиги еще большего значения...
ИВАН П Е Т Р О В И Ч ПАВЛОВ
И Е Г О ЗНАЧЕНИЕ В М Е Д И Ц И Н Е

Жизнь и деятельность

П а в л о в р о д и л с я 26 с е н т я б р я 1849 года в Р я з а н и в семье
молодого с в я щ е н н и к а , служившего в бедном приходе.
П а в л о в был п е р в е н ц е м . Его н а з в а л и простым н а р о д н ы м
и м е н е м — И в а н . Э т о и м я п о л ь з о в а л о с ь большой любовью в
семье П а в л о в ы х : дед П а в л о в а н а з в а л им двух своих с ы н о ­
в е й , братьев П е т р а — отца великого ф и з и о л о г а .
Дед И в а н а П е т р о в и ч а П а в л о в а в ы ш е л из к р е с т ь я н и был
п о н о м а р е м в селе К р и в о п о л я н ь е , р а с п о л о ж е н н о м в 200 км от
Р я з а н и . Когда его дети подросли и их надо б ы л о учить, д л я
них б ы л о д и н путь — в с е м и н а р и ю . По о к о н ч а н и и с е м и н а р и и
все о н и сделались с в я щ е н н и к а м и , о д н а к о д л я двух из них эта
карьера была н е д о л г о в е ч н о й . С т а р ш и й д я д я П а в л о в а — И в а н ,
надев рясу, остался г л а в н ы м героем деревенских кулачных
боев и за э т о в с к о р е б ы л л и ш е н духовного з в а н и я . Другой
д я д я — тоже И в а н — вел с е б я совсем не по рангу: з а к о н ч и в
службу, он выходил на п а п е р т ь и з а в о д и л с п а с т в о й в о л ь н о ­
думные р а з г о в о р ы . Е г о тоже л и ш и л и с а н а . К а к в и д н о , П а в ­
л о в ы отличались н е у г о м о н н ы м и , с в о е о б р а з н ы м и х а р а к т е р а м и .
П а в л о в ы ж и л и с к р о м н о й и бедной ж и з н ь ю . У них п р о ч н о
установилась т р а д и ц и я , шедшая от предков-хлеборобов, —
черпать д о п о л н и т е л ь н ы е средства к существованию в з е м л е ­
дельческом труде.
Дети П е т р а Д и м и т р и е в и ч а П а в л о в а п р и н а д л е ж а л и к р а з ­
н о ч и н н о й и н т е л л и г е н ц и и ; о н и воспитывались не в п р и в и л е г и ­
рованных учебных з а в е д е н и я х , а в с е м и н а р и и , где в то в р е м я
уже ц а р и л и н а с т р о е н и я протеста, где увлекались П и с а р е в ы м
и е с т е с т в о з н а н и е м , откуда с е м и н а р и с т ы и з г о н я л и тлетворный
дух старой бурсы. Отец И в а н а П е т р о в и ч а был п р о с в е щ е н н ы й
человек, о н любил к н и г у : н е в з и р а я н а м а л ы е средства, о н
приобретал в с е в о з м о ж н ы е к н и ж н ы е н о в и н к и . И в а н П е т р о в и ч
часто с благодарностью вспоминал заветы отца — читать

7
каждую книгу обязательно по два раза, чтобы лучше усвоить
ее содержание.
Петр Димитриевич, кроме большого природного ума, выде­
лялся теми чертами характера, которые целиком унаследовал
его гениальный сын: серьезным отношением к жизни, требо­
вательностью к другим и не меньшей к самому себе, необык­
новенной настойчивостью и силой воли.
По семейной традиции Петр Димитриевич любил природу
и землю. Живя постоянно в городе, он не мог заниматься
хлебопашеством, но у него был небольшой огород и фруктовый
сад. Он возделывал их своими руками. И в а н Петрович, един­
ственный из сыновей, был неизменным помощником отца в
его занятиях садоводством и огородничеством; он вместе с от­
цом копал и окучивал грядки, регулярно поливал огород, уха­
живал за деревьями.
При постройке Павловыми дома И в а н Петрович выучился
столярному и токарному делу и до конца дней не и з ­
менял своей любви ко всякой физической работе — будь то
земледельческий труд, столярное ремесло или спорт.
Интеллектуальное развитие юного Павлова протекало в
шестидесятые годы XIX века.
Шестидесятые годы — о д и н из важнейших этапов в исто­
рии русского общественного движения. Обострение классовых
противоречий, связанное с ростом капитализма и назревшей
необходимостью ликвидировать крепостное право, всколыхну­
ло передовые общественные круги царской России.
Семинарскую и гимназическую молодежь шестидесятых:
годов увлекал Писарев — мыслитель, смело заявивший о своих
симпатиях к материализму, заговоривший громко, на всю Р о с ­
сию, о великом значении естествознания, — личность исклю­
чительная, передовая и к тому же отмеченная печатью роман­
тики, что еще больше привлекало молодежь.
Писаревым пленялись и семинаристы, и гимназисты, и
студенты. «Русское слово» и «Современник», где он печатался,
были самыми любимыми журналами. В библиотеке семинарии,
где учился Павлов, всегда с нетерпением ожидали получения
нового номера «Современника». В те дни перед дверями биб­
лиотеки всегда стояла толпа семинаристов, чтобы, как только
будет получен журнал, сразу ринуться к библиотечному сто­
лу и вырвать из рук библиотекаря свежий номер. В этой тол­
пе нередко находились и братья Павловы. Горячий и стреми­
тельный с юношеских лет, И в а н Петрович в деле добывания
«Современника» проявлял особенный темперамент, и нередко
журнал попадал ему первому в руки. Захватив добычу, тор­
жествующий Павлов с товарищами забирался в маленькую
чердачную комнатку их дома, и там они перечитывали и обсу­
ждали пылкие статьи знаменитого критика. Обсуждение про­
должалось и вне дома. На улицах провинциальной тихой Р я -
8
з а н и часто м о ж н о было видеть ватагу с е м и н а р и с т о в , идущих
вместе с П а в л о в ы м и г р о м к о с п о р я щ и х на жгучие темы д н я .
Д а ж е п р и д я в гости, о н и не п р е к р а щ а л и своих с п о р о в , в о в л е ­
к а я в них и х о з я е в . Среди этих горячих с п о р щ и к о в П а в л о в
в ы д е л я л с я страстностью своих в ы с т у п л е н и й , сопровождавших­
ся э н е р г и ч н о й жестикуляцией — е щ е н е о ф о р м и в ш и м с я п р о о б ­
р а з о м з н а м е н и т о г о впоследствии, ж и в о г о и я р к о г о павловского
жеста с н е и з м е н н о й р е п л и к о й после каждого удавшегося
опыта и л и победы над о п п о н е н т о м : «Это же я с н о » !
Увлечению П и с а р е в ы м способствовала и в н у т р е н н я я обста­
новка в семинарии.
В начале шестидесятых годов в духовных училищах и с е ­
м и н а р и я х б ы л и п р о и з в е д е н ы небольшие р е ф о р м ы . Н о с т а р а я
бурса не хотела быстро сдаваться — она продолжала с у щ е ­
ствовать наряду с н о в ы м и п о р я д к а м и .
Вытеснение старого ш л о более быстрыми т е м п а м и т а м , где
сгруппировались п р е п о д а в а т е л и , так и л и иначе затронутые
революционно-освободительными и д е я м и шестидесятых годов.
П а в л о в у в этом о т н о ш е н и и п о в е з л о . Т а к и е педагоги Р я з а н ­
с к о й с е м и н а р и и , к а к Н и к о л ь с к и й и О р л о в , о к а з ы в а л и на уче­
н и к о в благотворное в л и я н и е — о н и п р и в и в а л и им любовь ко
всему родному, к в е л и к о й русской литературе, о н и р а з в и в а л и
в них интерес к з а н я т и ю т а к и м и п р е д м е т а м и , к а к естествозна­
ние, физика.
Позднее огромное влияние на Павлова оказал Ч е р н ы ш е в ­
с к и й , л и ч н о и и д е й н о с в я з а н н ы й с учителем П а в л о в а —
И. М. Сеченовым.
Увлеченный естественными н а у к а м и , И в а н П е т р о в и ч п о е ­
хал в Петербург и поступил на естественный факультет у н и ­
верситета (1870).
П а в л о в проделал весь тот путь, п р о ш е л через те ж и з н е н ­
н ы е н е в з г о д ы , которые были о б ы ч н ы д л я русского студен­
та из р а з н о ч и н ц е в . Ч т о б ы учиться в таких условиях, н а д о б ы ­
ло иметь м н о г о т е р п е н и я , настойчивости и почти ж е р т в е н н о й
готовности к л и ш е н и я м .
П о с е л и л с я И в а н П е т р о в и ч н а Петербургской стороне в п л о ­
хонькой к в а р т и р е , обедал в дешевых столовых, п л а т я по
15 к о п е е к за два блюда.
П о с л е поступления Д и м и т р и я в Петербургский университет
братья П а в л о в ы стали жить вместе. Д и м и т р и й был с а м ы м ж и ­
в ы м и веселым в семье П а в л о в ы х . Он обладал б о л ь ш и м к о м и ­
ческим талантом и, где только ни п о я в л я л с я , с т а н о в и л с я ду­
ш о й общества. И в а н П е т р о в и ч был плохо п р и с п о с о б л е н к п р а к ­
тической ж и з н и , да и научные интересы с и л ь н о захватили е г о .
П о э т о м у брат Д и м и т р и й ц е л и к о м в з я л на себя заботы о таких
житейских «мелочах», к а к п и т а н и е , к в а р т и р а и даже покупка
одежды.

9
В 1875 году университет был закончен, но это не удовлет­
ворило Павлова. Окончательно остановившись на физиологии,
Иван Петрович решил поставить эту науку на службу боль­
ному и здоровому человеку, поэтому он поступил в Медико-
хирургическую академию—на третий курс. Увлечением физио­
логией Павлов обязан своему учителю профессору И. Ф. Циону,
который поразил его блестящими лекциями и демонстрациями,
хотя вызывал со стороны Павлова и особенно Сеченова спра­
ведливую критику за свои реакционные взгляды и резкий
индивидуализм.
Еще будучи в университете, по предложению Ц и о н а , чи­
тавшего там курс, Павлов провел свою первую научную работу
о нервах, управляющих деятельностью поджелудочной желе­
зы. В этой работе Павлов сразу проявил себя. Он показал
свое ревностное отношение к научному труду, показал, как
истинно любящие науку люди умеют сочетать в работе над
научной проблемой страсть (это был род «недуга» у Павлова)
с необыкновенной выдержкой и терпением.
Едва соприкоснувшись с наукой, не войдя еще в ее вели­
чественный храм, а лишь приоткрыв его монументальные две­
ри, Павлов твердо сказал сам себе: «Готов на жертвы».
И он "принес первую жертву. Увлекшись своей темой, он
отстал от товарищей, потерял год учебы и должен был прове­
сти еще один год в тяжелых условиях студенческой нужды.
Работа, которой Павлов отдал себя, была отмечена печатью
выдающегося дарования. Она была выполнена настолько
блестяще, что профессор Цион пригласил студента Павлова
ассистентом к себе в Медико-хирургическую академию, универ­
ситет же присудил Павлову за его работу золотую медаль.
Ж и з н ь , казалось, улыбнулась Павлову. Все складывалось
удачно. И в а н Петрович мечтал даже совместить ассистенту­
ру с прохождением курса в Медико-хирургической академии,
но этому помешали внешние обстоятельства.
Несмотря на крупные научные заслуги, Цион встретил
справедливую оппозицию передовой профессуры и студенче­
ства, так как связал свою судьбу с реакционными кругами то­
гдашней России. Он должен был покинуть кафедру и уехал
в П а р и ж . Предложение повисло в воздухе, и Павлов остался
без места. Но прошло несколько месяцев, и ему удалось
устроиться ассистентом у профессора К. Н. Устимовича в Ве­
теринарном институте (1875—1878).
В лаборатории Устимовича Павлов предпринимает ряд са­
мостоятельных работ. Здесь он стал увлекаться вопросами
пищеварения. Этот новый, интересный и мало изученный
отдел физиологии привлек его с первого же момента, но он
не сразу получил возможность изучать пищеварение. Профес­
сор Устимович поручил ему заняться некоторыми вопросами
кровообращения.
10
И здесь сказался особый, павловский подход к решению
задач физиологии.
В процессе работы нужно было определять 'кровяное дав­
ление у собак. Для этой цели надо было вставлять в артерию
иглу, соединенную с манометром. Павлов выясняет, что при­
вязывание животного и наркоз резко изменяют условия кро­
вообращения. Он устраняет те условия опыта, которые нару­
шают привычную для животного норму. Он прибегает к мето­
ду простому, но показывающему его терпение и любовь к
делу — он п р и у ч а е т с о б а к к э к с п е р и м е н т у и до­
бивается измерения кровяного давления в физиологических
условиях.
Таков один из многих совершенно обычных для Павлова
примеров простого и единственно правильного решения во­
просов научного исследования.
Работы Павлова по кровообращению привлекли внимание
Сергея Петровича Боткина, и вскоре произошло сближение
Павлова с этим знаменитым клиницистом-новатором.
В 1879 году Павлов окончил курс в Медико-хирургической
академии. За свои работы Павлов был удостоен второй золо­
той медали и по конкурсу был оставлен при академии.
С. П. Боткин, внедрявший в это время экспериментальный
и лабораторный методы в русскую клинику, пригласил Павло­
ва для руководства экспериментальным отделением клиники.
Работа лаборатории, порученной Павлову, как этого тре­
бовал Боткин, носила преимущественно фармакологический
характер (изучалось действие новых сердечных средств), но
Павлов проявил и в ней столько мастерства, что о нем сразу
заговорила вся академия.
Так в крошечной, из нескольких комнат, деревянной при­
стройке к клинике Боткина на Выборгской стороне началась
самостоятельная научная деятельность великого ученого, кото­
рая обнимала период с 1879 по 1889 год. Боткин оказал на
Павлова огромное влияние. «Я был окружен, — писал о н , —
клиническими идеями профессора Боткина и с сердечной бла­
годарностью признаю плодотворное влияние на мои физиоло­
гические взгляды того глубокого и широкого.... нервизма, к о ­
торый, по моему разумению, составляет важную заслугу
Сергея Петровича перед физиологией».
Здесь же Павлов подготовил свою докторскую диссерта­
цию «Центробежные нервы сердца» (1883), обогатив науку
понятием об усиливающих нервах сердца.
До Павлова было известно лишь, что сердце регулируется
в своей работе блуждающим нервом, играющим тормозящую
роль. В опытах на собаках Павлов заметил, что при раздра­
жении некоторых симпатических нервов сердце сокращается
сильнее, не изменяя, однако, ритма своей работы. Получалось
исключительно усиливающее действие. Это явление Павлов

11
о с о б е н н о д е м о н с т р а т и в н о д о к а з а л на сердце, которое н а в р е м я
о с т а н а в л и в а л о с ь п о д в л и я н и е м различных фармакологических
средств и л и п е р е р а з д р а ж е н и я ускоряющего н е р в а . О т к р ы т ы й
П а в л о в ы м у с и л и в а ю щ и й работу сердца н е р в получил н а з в а ­
н и е «нерва П а в л о в а » . Э т о й работой П а в л о в п о л о ж и л н а ч а л о
целому н а п р а в л е н и ю о б о ж и в л я ю щ е м ( т р о ф и ч е с к о м ) в л и я н и и
симпатических н е р в о в на о б м е н веществ во многих органах.
П а в л о в открыл н о в ы й п р и н ц и п воздействия н е р в н о й системы
на рабочий о р г а н — у с и л и в а ю щ и й с и м п а т и ч е с к и й н е р в к а к бы
м а т е р и а л ь н о помогает работе м ы ш ц ы . Это учение детально
р а з р а б о т а н о в н а ш е в р е м я у ч е н и к а м и П а в л о в а Л. А. Орбели
и А. Д. С п е р а н с к и м .
П р и в ы п о л н е н и и диссертации П а в л о в о п я т ь столкнулся с
м а т е р и а л ь н о й нуждой, трудны были и у с л о в и я , в которых п р и ­
ходилось работать, н о э т о , к о н е ч н о , н е могло остановить т е м ­
п о в его р а б о т ы .
Встречаясь с трудностями, Павлов нередко повторял:
главное условие д л я д о с т и ж е н и я ц е л и — э т о упорное п р е о д о ­
л е н и е п р е п я т с т в и й . П а в л о в п р и н а д л е ж а л к тем могучим ха­

стр. 1
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>