<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

чем выделяется слюна.

В отличие от врожденных рефлексов, у животного появ­
ляется огромное количество новых рефлексов, при помощи
которых оно ориентируется в окружающей среде, все время
изменяющейся, все время ставящей ему новые задачи.
Таким образом, «в основе всей индивидуальной жизни жи­
вотного, всей его сложной высшей нервной деятельности лежат
эти временные связи» ( Б ы к о в ) .
Но Павлов не успокоился на этих общих положениях, вы­
текавших из его бесконечных наблюдений над образованием
условных связей. Он поставил перед физиологией сложней­
шую задачу — изучить в деталях законы высшей нервной дея­
тельности животного, подвести под эти законы совершенно
объективные критерии.
54
Еще в конце XVIII века ученые обнаружили, что не толь­
ко непосредственное раздражение пищей, но и все то, что
связано с приемом пищи (запах пищи, вид посуды, шум ша­
гов и т. п . ) , вызывает у собаки слюноотделение. Но Павлов
вывел этот факт из круга узких явлений, относящихся к ф и ­
зиологии пищеварительной трубки, поднял его на новую науч­
но-принципиальную высоту.
Павлов всегда удивлял гениально простым решени­
ем сложных проблем. Он любил брать факты из жизни, ибо
его учение об условных рефлексах устанавливало связь выс­
шей нервной деятельности с внешним миром. И на этот раз,




Рис. 6.Фистула слюнной железы Р и с . 7. Собака со слюнной ф и -
по Павлову. стулой.
1 — проток железы в нормальном по- 1 — околоушная слюнная железа;
ложении; 2 — проток железы после 2 — ее проток; 3 — отверстие про­
тока, выведенное на поверхность
операции; 3 — слюнная железа.
кожи; 4 — воронка (стеклянная),
через которую стекает слюна;
5 — подведенный к воронке стек­
лянный цилиндрик для собирания
стекающей слюны.

опираясь на такую простую и мало заметную часть физиоло­
гического аппарата пищеварения, как «плевая железка» (так
в шутку называл ее П а в л о в ) , великий экспериментатор создал
гениальное учение о деятельности центральной нервной систе­
мы.
Дело в том, что способность железы выделять слюну, если
раздражитель (пища) действует в полости рта, физиологи
считали рефлексом, точно известным; что же касается дейст­
вия запаха пищи, вида посуды и пр., то они рассматривали
их как «психические явления», недоступные для познавания,
для физиологического изучения.
Павлов решил расшифровать эти факты
как материальные процессы.
Пользуясь тем, что выводные протоки подчелюстной и
подъязычной слюнных желез открываются общим отверстием
в слизистой оболочке рта, Павлов вырезал это естественное
отверстие с окружающей его слизистой оболочкой и через про­
кол морды у собаки вывел его наружу. Здесь этот кусочек
55
слизистой с отверстием слюнных протоков приживлялся на
щеке или подбородке. Показывая собакам различную пищу,
Павлов установил, что количество отделяемой через проток
слюны может служить ярким показателем психической реак­
ции животного. Вкусная, аппетитная пища вызывает у собаки
обильное отделение слюны, испуг же тормозит ее отделение.
П р и этом отделение слюны при показывании пищи являлось
копией отделения слюны при непосредственном раздражении
полости рта различными веществами.




С э т о г о м о м е н т а н а ч а л а с ь н о в а я э р а в ла­
боратории Павлова. Павлов предложил
использовать реакцию слюнных желез как
объективное м е р и л о для психических реак­
ций. О с н о в ы в а я с ь на р а б о т е э т и х ж е л е з , он
н а м е р е в а л с я в ы р а б о т а т ь те п р а в и л а , по к о ­
торым образуются условные рефлексы.
Так П а в л о в со своей з н а м е н и т о й каплей
с о б а ч ь е й слюны глубоко вторгся в область,
находившуюся до сих п о р в руках и д е а л и ­
стов-психологов.
Павлов исходил из идеи, п о л о ж е н н о й в
основу научной биологии, именно из идеи
неразрывного единства материальной стру­
ктуры и ф у н к ц и й о р г а н и з м а .
56
В этом сказалась огромная заслуга Пав-
лова перед фи лосо фией ес тес твозна н ия. Во­
инствующий материалист, он разбил н а г о л о в у и д е а ­
листические теории и в з г л я д ы , раз н а в с е г д а
водрузил з н а м я м а т е р и а л и с т и ч е с к о г о миро­
в о з з р е н и я в у ч е н и и о т а к н а з ы в а е м о й ду­
шевной жизни.
Это учение имеет огромное жизненное, общебиологическое
значение. Павлов показал, что образование временных связей,
т. е. условных рефлексов, — одно из важнейших достижений
высшей нервной деятельности, приобретенное и приобретае­
мое в борьбе за существование.
Противники павловского учения за рубежом пытаются раз­
венчать монументальное учение Павлова и свести его к про­
стым представлениям о дрессировке животных, что, говорят
они, давно известно человечеству. Одни выступают как рья­
ные защитники «высшего существа» — человека, высшую
нервную деятельность которого Павлов сводит к законам
элементарной «собачьей психологии».
Другие кричат о том, что Павлов все равно не добился
прямых методов изучения функции полушарий.
Третьи отрицают теорию условных рефлексов, т. е. самое
содержание учения Павлова о высшей нервной деятельности
и т. д.
Нетрудно опровергнуть подобную «критику», пытающую­
ся превратить созданное Павловым учение о физиологии выс­
шей нервной деятельности в какую-то упрощенную процедуру
и развенчать как ненужные для понимания высшей нервной
деятельности человека эксперименты.
Подобные «опровержения» великого учения Павлова об­
речены на провал. Его критики прежде всего не понимают
задач и методологии физиологической науки.
Физиология не ставит своей целью переносить полностью
на человека добытые опытным путем наблюдения. Она выяс­
няет о б ъ е к т и в н ы м и м е т о д а м и , иногда в несколько
упрощенном виде, основные закономерности деятельности жи­
вотного организма. В клинике они не могут быть изучаемы
столь легко, так как многие физиологические эксперименты,
сопряженные с хирургическими операциями, недопустимы у
человека.
У ч е н и е об у с л о в н ы х р е ф л е к с а х б ы л о от-
кровением в науке. Оно явилось истинно
н а у ч н ы м , п о с т р о е н н ы м на о б ъ е к т и в н о м ф у н ­
даменте методом и д о к а з а л о , что о р г а н и з м
ж и в о т н о г о и с р е д а не о т д е л и м ы друг от д р у г а ,
что с р е д а и з м е н я е т н е р в н о р е ф л е к т о р н ы е ме­
ханизмы организма.
Павлов разбил наголову, опроверг окончательно учение за-
57
рубежных психологов-идеалистов о независимости психики от
тела человека. Он доказал прямую зависимость психических
явлений от условий внешней и внутренней среды организма.
В этом к а ч е с т в е н н о е , п р и н ц и п и а л ь н о е отли­
чие учения Павлова от эмпирического метода дрессировки жи­
вотных.
Не н а у ч н ы и п р и с т р а с т н ы в с е н а п а д к и на
учение Павлова.
Вообще, не случайно, что новаторскую теорию Павлова
взяли под жестокий обстрел ученые-ретрограды — представи­
тели идеалистической психологии, которые видели в человече­
ской душевной жизни какие-то «непостижимые корни» или
пытались объяснять нарушения в ней неосуществленным в ран­
нем детстве половым влечением (учение Фрейда — «фрей­
дизм», получившее большое распространение в странах Запад­
ной Европы и Америки).
Павлов был физиолог-экспериментатор, и он не скрывал
упрощенности некоторых отдельных трактовок опытов на
собаках.
«Если сведения, полученные на высших животных отно­
сительно функций сердца, желудка и других органов, так
сходных с человеческими, можно применить к человеку только
с осторожностью, постоянно проверяя фактичность сходства в
деятельности этих органов у человека и животных, то какую
же величайшую сдержанность нужно проявить при переносе
только что впервые получаемых точных естественно-научных
сведений о высшей нервной деятельности животных на высшую
деятельность человека. Ведь именно эта деятельность так по­
ражающе резко выделяет человека из ряда животных, так
неизмеримо высоко ставит человека над всем животным ми­
ром» 1 .
В опытах Павлова с условными рефлексами имелось в
виду решение не д е т а л ь н ы х з а д а ч , а п р и н ц и п и -
альных. В них Павлов п о к а з а л , что н и ч е г о
т а и н с т в е н н о г о , заумного в п с и х и ч е с к о й жиз­
ни н е т , ч т о с у щ е с т в у ю т о б ъ е к т и в н ы е , м а т е -
риальные критерии процессов психической
ж и з н и и что с а м а п с и х и ч е с к а я ж и з н ь — м а т е ­
риальный процесс. Павлов дал подлинно
научный анализ функции той высокоорга-
низованной материи, в а ж н е й ш и м свойством
которой я в л я е т с я сознание.
Павлов доказал, что, помимо общих у животных и челове­
ка условных рефлексов, у человека существует так называе­
мая вторая с и г н а л ь н а я система, которая от-
1
И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного
мозга, 23я л е к ц и я , 1937.

58
личается развитием условных рефлексов в связи со словом —
в его смысловом восприятии, являющимся у человека
«многообнимающим раздражителем», не идущим в сравнение
ни с какими другими раздражителями.
«Для животного действительность сигнализируется почти
исключительно только раздражителями и следами их в боль­
ших полушариях, непосредственно приходящими в специаль­
ные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов орга­
низма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления,
ощущения и представления от окружающей внешней среды,
исключая слово слышимое и видимое. Это — первая сигналь­
ная система действительности, общая у нас с животными. Но
с л о в о составило вторую, специальную нашу, сигнальную си­
стему действительности, будучи сигналом первых сигналов . . .
именно слово сделало нас людьми» 1 .
Животное можно обучить тем или иным действиям только
показом, а человека — словом. Человек осмысливает слово и
объясняет им каждое свое движение; животное делает эти
движения инстинктивно — по законам условных рефлексов.
Постановка Павловым всего вопроса об объективном и з ­
учении высшей нервной деятельности была оригинальной,
революционной. Недаром она была встречена в штыки учены­
ми из лагеря идеалистов.
Даже среди сотрудников Павлова были некоторые, не раз­
делявшие точку зрения учителя, особенно доктор Снарский.
Павлов был воинствующий ученый; убедившись, что он не в
состоянии переделать мышление своего сотрудника, он предпо­
чел с ним расстаться.
С самого начала новых работ Павлов повел жестокую ата­
ку на старую психологию, он отмежевывался от всяких «пси­
хологических» понятий и субъективных психологических мето­
дов «самонаблюдения», всегда враждебных материализму.
Сотрудникам он объявил, что станет штрафовать всякого, кто
будет приписывать своим собакам переживания и посмеет го­
ворить о мыслях, желаниях, удовольствии и неудовольствии
собак. Он требовал доказательств и доказательств для каждого
явления, а потому требовал точных формулировок. Они долж­
ны были строиться на физиологическом фундаменте, иначе
Павлов их не принимал.
Отмежевываясь от субъективных психологических понятий,
он в тех случаях, когда не мог подыскать нужной физиологи­
ческой номенклатуры, предпочитал пользоваться описательны­
ми, более объективными обозначениями, к а к , например, «дей­
ствие на расстоянии», «появление рефлексов вновь», «исчеза-
ние рефлексов».
1
И. П. П а в л о в , Двадцатилетний опыт объективного изучения выс­
шей нервной деятельности (поведения) животных, 1938.

59
Р а б о т ы К . М . Быкова
( К о р а мозга и внутренние органы)

Ученик П а в л о в а К . М . Б ы к о в , п р о с л а в и в ш и й советскую
физиологию многими оригинальными исследованиями, продол­
ж и л , углубил клиническую сторону работ П а в л о в а . Многие
его э к с п е р и м е н т ы могут быть н а з в а н ы с а м ы м и к р а с и в ы м и ф и ­
з и о л о г и ч е с к и м и э к с п е р и м е н т а м и XX в е к а ! О н и глубоки по
замыслу и ф и л и г р а н н ы по и с п о л н е н и ю .
З а м е ч а т е л ь н о е я в л е н и е р е ф л е к т о р н о й работы желез у с о ­
б а к и п р и п о к а з ы в а н и и и л и безрезультатном п р о г л а т ы в а н и и
п и щ и П а в л о в , к а к мы уже з н а е м , обнаружил в опытах с м н и ­
м ы м к о р м л е н и е м . Это было гениальное по простоте открове­
н и е в н а у к е , которое с ясностью у с т а н о в и л о , что психическая
и ф и з и ч е с к а я с ф е р ы в ж и в о м о р г а н и з м е животного е д и н ы .
До П а в л о в а эта с в я з ь обычно п р и п и с ы в а л а с ь т о л ь к о одному
«благородному» органу человека — сердцу, и то на основе л о ж ­
ных п р е д с т а в л е н и й . С легкой руки древнегреческих ф и л о с о ­
фов-идеалистов в р а ч и вплоть до XVIII века с к л о н н ы были
п р и п и с ы в а т ь сердцу р а з н ы е «ощущения», «чувства», «пережи­
вания».
О ч е в и д н о , с е р д ц е , н а и б о л е е тесно с в я з а н н о е блуждающим
и симпатическим н е р в а м и с п о д к о р к о в ы м и и корковыми
ц е н т р а м и головного м о з г а , больше всего и резче всего р е а ­
гирует н а р а з л и ч н ы е п е р е ж и в а н и я . С е р д ц е б и е н и е , з а м и р а н и е
с е р д ц а , боли в сердце — кому не известны все эти я в л е н и я н е ­
о б ы к н о в е н н о чуткой р е а к ц и и на страх, радость, переутомление
н е р в н о й системы? О н и передаются и з высших нервных ц е н т ­
ров по ц е н т р о б е ж н ы м н е р в а м к сердцу. А в немолодом в о з р а ­
сте у л и ц очень чувствительных, с п о в ы ш е н н о й возбудимостью
в о с п р и н и м а ю щ и х нервных а п п а р а т о в венечных сосудов серд­
ца э т и п е р е ж и в а н и я влекут за собой иногда более тя­
желую р е а к ц и ю — с п а з м венечных сосудов с е р д ц а , т. е. у
них в о з н и к а ю т от н е р в н о г о возбуждения приступы грудной
жабы.
В е л и ч а й ш а я заслуга П а в л о в а в т о м , что в простом опыте
м н и м о г о к о р м л е н и я он прорубил о к н о в новую область з н а ­
ния.
По научным результатам этот опыт яв-
ляется одним из самых ген и а л ь н ы х П а в л о в -
ских о п ы т о в XIX в е к а .
П а в л о в бросил старому миру в ы з о в . О н к а к б ы с к а з а л :
«Не т о л ь к о с е р д ц е , а вот желудок — с а м ы й , к а з а л о с ь б ы , да­
л е к и й от душевной ж и з н и о р г а н , отвечает на психическую
р е а к ц и ю , д о к а з ы в а е т с в я з ь всей ф и з и ч е с к о й ( вн у тр е н не й) с ф е ­
ры ж и в о т н о г о и человека с его в ы с ш е й нервной деятель­
ностью.

60
Животное переживает прием пищи, а желудок выделяет
сок и передвигает пищу в кишечник. Просто и ясно! Внутрен­
ний орган работает и химически, и физически оттого, что
животное переживает».
Какой другой опыт сильнее, чем опыт мнимого кормления,
может убедить любого врача, даже начинающего студента-ме­
дика, в том, что духовное и физическое представляют единое
целое, что при распознавании и лечении болезней надо обра­
щать внимание на связь нервно-психических явлений с раз­
личными болезненными признаками со стороны внутренних
органов?!
В этом — неоспоримая заслуга Павлова.
Физиология играет огромную роль в ме­
д и ц и н с к о й науке.
Павлов не прописал в жизни ни одного рецепта. Он не ле­
чил ни одного больного, но одним этим замечательным опытом
мнимого кормления он с о з д а л н о в у ю к л и н и к у, н о ­
вую ее м е т о д о л о г и ю . Поэтому П а в л о в — ве­
личайший врач с о в р е м е н н о с т и . Он незримо
стоит рядом с каждым врачом у постели
б о л ь н о г о и п о м о г а е т ему о п р е д е л я т ь б о л е з -
н и и л е ч и т ь их.
Начав с опыта мнимого кормления, Павлов в дальнейшем
дал еще не менее изумительные по экспериментальному и з я ­
ществу и точности решения основной задачи о теснейшей свя­
зи между психикой и внутренними органами.
Условный рефлекс, основное явление в коре мозга, служит
как бы связующим звеном между внешним миром и живым
организмом — его поведением и работой внутренних органов.
Условные рефлексы расширяют связи внутренних органов с
внешним миром, и отсюда у лечащего врача появляется много
оснований для изучения влияния среды, внешних фактов на
деятельность внутренних органов. У него же рождаются воз­
можности лечебного воздействия (например, внушением, пси­
хотерапией) на эти явления, если они носят отрицательный
характер.
Перед Быковым встал вопрос: изучить, используя метод
условных рефлексов, не просто кору головного мозга, а связь
с корой, с высшей нервной деятельностью всех внутренних ор­
ганов животного — печени, почек, кишечника и т. п.
К а к известно, нервная система разделяется на т а к н а ­
зываемую анимальную и симпатическую.
Первая управляет двигательными актами и воспринимает
раздражение при помощи чувствительных нервов из внешней
среды. Двигательные акты отличаются тем, что допускают со­
вершенно изумительную по тонкости и быстроте диференци-
ровку мышечных групп: игра виртуозов-пианистов, езда вело-
61
сипедистов-гонщиков, номера акробатов достаточно нас в этом
убеждают. Есть люди, которые могут сгибать только ногтевую
фалангу пальца; некоторые же фокусники так владеют мыш­
цами позвоночника, что выводят его из физиологических и з ­
гибов и тем увеличивают свой рост; есть люди, умеющие так
управлять голосовыми связками, что издают двойные ноты,
поют аккордами.
То же относится и к области чувственных восприятий:
профессионалы-опробователи (дегустаторы) различают абсо­
лютно и безошибочно разнообразные сорта вин, чая, духов, та­
бака и т. п.
Симпатическая нервная система управляет деятельностью
внутренних органов. Она тоже очень в а ж н а . . . Молча и «без­
ропотно» она проделывает гигантскую бесперебойную ра­
боту.
Ритмическое и непрерывное обращение крови, снабжение
тканей питательными веществами, удаление из кишечника и
почек отработанных продуктов, тончайшая функция пищева­
рительных желез и органов внутренней секреции — все подчи­
нено этой нервной системе.
К а к она работает? Подчиняется ли высшим нервным цент­
рам? Дает ли сигналы от больных или переутомленных орга­
нов в соответствующие центры и чем они выражаются, эти
сигналы?
Вот какие жгучие, таинственные вопросы встали перед уче­
ными.
Правда, процессы в симпатической системе протекают по
другим законам: мышечные сокращения гладких мышц к и ­
шечной трубки совершаются более медленно, тягуче — кишеч­
ные стенки не в силах выполнить таких движений, к а к , на­
пример, пальцы рук.
Но так ли автономна, независима симпатическая нервная
система от высшей нервной деятельности человека? Неужели
переживания не сказываются на ее деятельности, улучшая или
ухудшая последнюю?
С к а з ы в а ю т с я . . . Еще гениальный автор «Рефлексов голов­
ного мозга» И. М. Сеченов писал, что человек не ощущает в
деталях работу внутренних органов, но его самочувствие — это
«валовое чувство», определяющее благополучие или неблаго­
получие во «внутреннем хозяйстве».
Часто в быту говорят, что «сердце переживает», «болит»,
«страдает». «Сердце сердцу весть подает»,— говорят в народе.
Художники-писатели, глубоко и проникновенно понимающие
тончайшие движения человеческой души, в красивых образах
описывают участие сердца в самых различных движениях
душевной ж и з н и . «Ей ужас сердце леденит». «Надрывается
сердце от муки» ( Н е к р а с о в ) .
62
Б ы к о в в с п о м и н а е т , что Ги де М о п а с с а н в известном р о м а ­
не «Монт-Ориоль» п р о н и к н о в е н н о предугадал с в я з ь р е ц е п т о ­
р о в , з а л о ж е н н ы х в м ы ш ц а х , во внутренних о р г а н а х , с деятель­
ностью м о з г а .
«Ваши н о г и , в а ш и мускулы, в а ш и л е г к и е , все в а ш е тело
не з а б ы л о и говорит уму, когда ум хочет вести его по т о й
же трудной дороге: „ Н е т , я не пойду, я с л и ш к о м страдал на
этом п у т и " . И ум повинуется отказу, без в о з р а ж е н и й п о д ч и ­
н я я с ь немому языку т о в а р и щ е й , своих носителей».
М о п а с с а н о п и с ы в а е т , к а к с и г н а л ы , идущие и з всего тела,
подсказывают человеку сознательное н а п р а в л е н и е в его п о в е ­
дении.
Б ы к о в к а к истый ученик П а в л о в а р е ш и л прибегнуть к
объективному методу, чтобы д о к а з а т ь н а л и ч и е действительно
прочных, и н т и м н ы х с в я з е й между в ы с ш е й н е р в н о й деятель­
ностью и в н у т р е н н и м и о р г а н а м и .
О д и н и з его ф е н о м е н а л ь н ы х , н е о ж и д а н н ы х п о результатам
опытов р е ш и л этот в о п р о с . У с о б а к и по методу, п р е д л о ж е н н о ­
м у а к а д е м и к о м Л . А . О р б е л и , выводились мочеточники н а к о ­
жу живота. М о ч а , таким образом, выделялась из почки п р я м о
наружу и стекала в воронку, поставленную на кожу ж и в о т ­
ного.
Т а к и е с о б а к и живут г о д а м и . П р и в ы к н у в к своему п о л о ж е ­
н и ю , о н и отлично едят, пьют, с п я т . Т а к и м о б р а з о м , в э т о м э к с ­
перименте ученого полностью соблюдалось п а в л о в с к о е т р е б о ­

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>