<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

осуществить ваши мечты и надежды
испытывать удовольствие от повседневных занятий
осознать свои скрытый потенциал
придерживаться сути вещей

13. ЙО
освободиться от ненужных страхов
развить качество выносливости
связаться с другими уровнями бытия
избегать замешательства
высвободить ваши внутренние силы

14. ОЛГИЗ
найти в себе силы справиться с любой ситуацией
отклонять негативные воздействия
черпать силы для новых свершений
"укоренять" ваши идеи и устремления

15 СОЛ
видеть вещи такими, какие они есть на самом деле
повышать уровень энергии
осуществлять "невероятные" мечты
осознать цель вашей Души

16. ТИР
повысить бдительность
работать более методично
мужественно бороться с невзгодами
укрепить веру в себя
нести ответственность за свои решения и поступки
проявлять благородство в делах

17. БЬЯРКА
укрепить семейные отношения
бережно лелеять свои планы
сохранять энергию на будущее
с достоинством выйти из кризисной ситуации

18. Э
отказываться от того, что мешает продвижению вперед
находить более приемлемые способы достижения задуманного
достигать гармонии во взаимоотношениях с партнером
укрепить качества верности и преданности
стать более уравновешенным


19. МАДР
осознать свою целостность
обострить интеллект активировать интуицию
выработать более позитивное отношение к окружающим

20. ЛАГУ
развить приспособляемость к внешним условиям
реализовать свой потенциал
определить свои истинные чувства
достичь гармонии с приливами и отливами энергетических потоков жизни
развить целительские способности

21. ИНГ
укрепить веру в себя
возродить надежду на будущее
открыть новые области для самовыражения
получить доступ к "высшим" силам


22. ОДАЛ
развить свои способности
соединиться с прошлыми жизнями
чувствовать себя более надежно

23. ДАГАЗ
полнее воспринимать окружающий мир
вступить в контакт с Духом
осознавать свою связь со всеми вещами

24. ФЕ
узнать, в чем заключается ваше истинное богатство
определить истинную цену вещей
успешно завершить любое начинание
обрести чувство удовлетворения во всех делах
черпать энергию Солнца, Луны и звезд для использования в вашей личной вселенной.

При каждом сеансе работы сначала зажгите свечу, а затем очень тщательно перенесите изображение руны на плотную бумагу или карточку. Размер изображения - 5-10 см (2-4 дюйма). Вертикальные линии проводятся сверху вниз, а диагональные - обычно слева направо или так, как вам кажется более естественным. Например, символ руны ТЕРС рисуется в три приема:



Руна АСС также рисуется в три приема:



Руна КЕН рисуется в два приема:



Возможно, вам понадобится попрактиковаться в написании той или иной руны, пока вы не научитесь точно копировать ее форму и пропорции.
Положите рисунок перед собой и постарайтесь отвлечься от всего, что вас окружает. Сосредоточьте внимание на руне и на намерении, заставившем вас выбрать ее из списка. Если, к примеру, вы работаете с руной УР и выбрали ее с целью укрепить свою решимость, то сосредоточиваясь на
намерении, вы стремитесь активировать рунный потенциал и направить его на тот аспект вашей жизни, который нуждается в улучшении. Вам не нужно ничего делать. Просто внимательно смотрите на руну и фокусируйте свое намерение. Избавьтесь от всяких мыслей. Если вы закроете глаза, образ руны может оставаться перед вами еще некоторое время.
В этом отрешенном состоянии вы можете испытывать любые ощущения или созерцать зрительные образы. Их не следует анализировать. Позволяйте им свободно приходить и уходить. Вы можете испытывать слабые физические ощущения: покалывание, теплоту или прохладу. В вашем сознании могут возникать образы, отличающиеся от символа руны, или безмолвные слова. Вы можете даже увидеть "сон" наяву.
Через некоторое время вы интуитивно поймете, что все закончилось. Напишите в вашем журнале короткий отчет о своих впечатлениях. Перед тем как погасить свечу, молча поблагодарите руну за ее помощь. Сохраните рисунок, с которым вы работали. В течение нескольких дней наблюдайте, изменилась ли та сфера вашей жизни, куда была направлена рунная сила.
Повторите это задание с каждой из других рун, сосредоточивая на них иное намерение. Не чувствуйте себя обязанным работать с рунами в какое-то конкретное время суток. Шаманическую деятельность нельзя планировать заранее, как большинство других занятий в нашей жизни, поскольку она имеет духовную основу. Ваша решимость и настойчивость позволят ей развиваться естественно и почти без усилий.

Глава I5 СРОДСТВО С ДЕРЕВЬЯМИ
шаманы полагают, что люди имеет естественное сродство с деревьями. Мы устроены сходным образом, хотя "корень" человека находится в голове, а руки и ноги подобны ветвям, тянущимся вперед и вверх. Мы созданы из сходного органического материала, вещества нашей матери-Земли.
Согласно северной традиции, деревья играют важную роль в защите окружающей среды и поддерживают здоровый атмосферный баланс. Более того, они стоят на страже духовной экологии, скрытой за миром явлений. Если относиться к деревьям с почетом и уважением, они открывают доступ к внутренней реальности, где содержится знание об устройстве природы и Вселенной.
До начала индустриальной эпохи огромные области Британии и континентальной Европы были покрыты лесными массивами. С наступлением эпохи Рыб (около 2000 лет назад) до 90% суши составляли лесные области, лесостепи и саванны. К концу XX в. это соотношение составляет лишь 20%. Уничтожение лесов пагубно влияет на хрупкое равновесие между содержанием кислорода и углекислого газа в атмосфере.
Продолжающаяся урбанизация и сооружение магистральных автострад также оказывают разрушительное воздействие и вносят свой вклад в так называемый парниковый эффект.
Подсчитано, что для производства древесно-бумажной продукции, ежегодно потребляемой одним человеком в индустриально развитых странах мира, требуется дерево высотой 6oлее 30 метров. Посадка новых деревьев в опустошенных районах не восстанавливает равновесия, поскольку растения одного вида, выращиваемые в чисто коммерческих целях, не образуют сбалансированной экологической системы. В Швеции рунические шаманы показывали мне обширные области, опустошенные разработкой леса. Большие участии лесополосы выжигались после валки деревьев, XJTO приводило к полному исчезновению животной и растительной жизни. Плодородный слой почвы истощался и подвергался эрозии.
Вождь индейцев Сиэттл в 1854 j- B своем послании президенту США Франклину Пирсу по поводу передачи правительству земель, принадлежащих их племенам,, сказал следующее; "Все вещи связаны между собой, как кровь связывает членов одной семьи. То, что происходит с Землей, происходит и с ее детьми. Человек не сплетает сеть жизни; все, что он делает с жизнью, он делает с собой".
Рост дерева происходит циркулярно а не линейно. Корни дают ему опору и извлекают из земли питательные вещества. Кора защищает его от непогоды и других внешних воздействий. Внутренний слой в кольце роста позволяет стволу "толстеть" и образовывать новую кopy. За этим слоем, который называется камбием, находится древесина, передающая древесные соки от корней к ветвям и листьям. Центр ствола - сердцевина, живой стержень, поддерживающий дерево
Молодое дерево насыщено энергией; его сила , происходит от тесной связи с землей. Оно учит нас важности "укоренения" в повседневной жизни. Старое дерево более интенсивно выражает свою Я внутреннюю сущность и значимость своего присутствия. Оно учит нас ценить нашу уникальную личность и важность развития творческих способностей.
Изображение дерева как источника мудрости встречается во всех культурах и традициях, а также в священных писаниях различных религий. В северной традиции древо Иггдрасиль символизирует жизнь, пространство - время и судьбу. В Библии есть Древо Жизни и Древо Познания, под сенью которого человечество впервые узнало, что может распоряжаться своей судьбой. В мистических учениях иудаизма дерево Сефирот олицетворяет внутреннее знание. Будда получил просветление, сидя под деревом бодхи. Друиды древней Британии глубоко уважали деревья; особенно священными считались дубовые рощи. Само слово "друиды" означает "люди дубов". Коренные американцы чтили древесных духов и ценили дары, полученные от них.
В былые времена в Британии и странах Северной Европы сезонные праздники устраивались в небольших рощах, обычно расположенных рядом с ручьем или рекой. Роща была священным местом, предназначенным для медитации и объединения людей ради общей цели. Она не только служила местом для собраний, но и предоставляла возможность понимать уроки жизни, скрытые от других, не способных "видеть лес за деревьями",- основу, лежащую за внешней оболочкой.
Сегодня человечество в основном забыло о существовании тесного сродства между людьми и деревьями. Подобно дереву, каждый из нас зарождается в виде семени, в котором содержится потенциал будущего живого существа. Подобно деревьям, мы получаем питание от земли и тепло от солнца. Подобно деревьям, мы растем, цветем и развиваемся, а в зрелом возрасте даем кров и защиту своему потомству. И наконец, подобно деревьям, мы противостоим бурям и тяготам жизни.
Далее в этой главе рассматриваются некоторые особые качества деревьев и их связь с человеческим восприятием. Деревья и рунные силы, с которыми они ассоциируются, реагируют на доброе намерение, делясь с нами своей мудростью. Они "настраиваются" на наше намерение, образуя канал, по которому могут передаваться их качества.
Когда наши мотивы и намерения находятся в гармонии с природой и другими формами жизни, вибрации нашего духа входят в резонанс с тонкими вибрациями Природы. Устанавливая связь с деревом, мы воспринимаем его жизненную сущность и создаем возможность для "диалога" с ним. Общение с деревом того или иного вида и использование ассоциируемой с ним рунной силы расширяет границы нашего восприятия и дает бесценный опыт духовной экологии.
Энергетическая система человека окружена силовым полем, которое обычно называют аурой. Аура состоит из нескольких слоев, подобно кожице лука; некоторые ясновидцы и особенно чувствительные люди иногда могут воспринимать ее в виде мерцающей оболочки разных оттенков.
Ближайший к телу слой ауры образует то, что я в своих предыдущих книгах называю энергетическим телом, которое служит как бы формой для
физического тела. Следующий слой, окружающий энергетическое тело,- это ментальное тело, которое я подробно описываю в книге "Там, где летают орлы". Оно излучает еще более тонкие вибрации и резонирует в соответствии с мыслями и эмоциями человека.
Третий слой образует духовное тело - самое тонкое, реагирующее на мотивы и намерения, действующие за рамками физического восприятия и "окрашивающее" наши решения и поступки. Этот внешний слой в действительности наиболее тесно связан с Духом, нашей внутренней сущностью. Шапка скандинавского рунического шамана, вывернутая наизнанку, символизировала тот факт, что по отношению к нашему физическому телу мы сами являемся "вывернутыми наизнанку"! Наше духовное тело, сосуд внутреннего "я", находится во внешнем слое энергетической оболочки, в то время как плотное физическое тело находится внутри. Связь с деревьями возможна именно через тонкую энергию духовного тела.
Деревья, перечисленные на следующих страницах, помогают достичь более полного осознания истинной природы рун, поскольку свойства каждого конкретного дерева соответствуют свойствам рунного потенциала, с которым они гармонически связаны. Эта связь служит напоминанием о том, что разнообразие форм жизни помогает нам в поисках своего истинного "я".
Древние племенные народы тесно общались с природой, и их жизнь была насыщена ее всеобъемлющим присутствием. Деревья считались не только членами Растительного Царства с собственным уникальным восприятием и целью бытия, но и стражами иных реальностей, открывающими путь к пониманию великого Целого.




Серебристая береза
Серебристая береза (Betula pendula) - изящное и стройное дерево, в изобилии произрастающее Скандинавии. В устной традиции оно называлось "шаманским столпом", открывавшим доступ к внутренним мирам. Слово "береза" (birch) происходит от корня, означающего "яркий", "сверкающий" или "сияющий", что относится не только к гладкой, блестящей коре дерева, но и к его внутреннему свету. Упругая древесина березы часто использовалась для изготовления колыбелей. Она ценилась за свои защитные свойства и служила символом возрождения и нового начала.
Серебристо-белая кора символизирует ясность и чистоту, указывая на то, что ясность мотива и чистота намерений жизненно необходимы в любом шаманическом предприятии.
Как и ассоциируемая с ней руна УР, серебристая береза характеризует новые начинания и прилив энергии, связанный со свежестью и обновлением. Она указывает на потребность освободиться от вещей, выполнивших свое предназначение и теперь лишь мешающих дальнейшему развитию. Серебристая береза и U-руна помогают закрепить образ желаемого и резко сфокусировать намерение. Более того, они сохраняют образ от распада.
Серебристая береза может послужить верной помощницей в направлении по нужному пути в странствиях вашей Души. Она помогает отказаться от вещей, сдерживающих ваше развитие, учит тому, что завершение любого дела является лишь частью общего цикла активности, и придает силы для новых начинаний.
Терновник
Плотный и колючий терновник (Primus spi-nosa) также известен как терн: его черные ягоды, созревающие после первых зимних морозов, используются для изготовления тернового джина - крепкой согревающей настойки. В старину его древесина часто использовалась для изготовления посохов и дубинок для защиты от нападения, поэтому терновник, как и руна ТЕРС, с которой он ассоциируется, придает мужества для борьбы с неожиданными, а иногда и неизбежными происшествиями. Он защищает от враждебных влияний и укрепляет качество терпеливости в трудные периоды ожидания новых дел и возможностей.

Ясень
Ясень (Fraxinus excelsior), с его мощными корнями и толстыми, крепкими ветвями, служил олицетворением Космического Древа, чьи корни проникали в нижние миры, а крона достигала небес, связывая между собой все царства бытия. Поэтому шаманы использовали ясень и ассоциируемую с ним руну АСС как ключ к пониманию целостной природы Вселенной, взаимосвязи физического и духовного, и выражения скрытого в явленной форме. Ясень как связующее звено между внутренним и внешним мирами учит нас правильному отношению к Земле и "укоренению" в почве повседневной реальности.
Медитация с А-руной в присутствии ясеня помогает успокоить разум и обострить восприятие, чтобы мысленные вибрации развивались в гармонии с нашей духовной сущностью.
Поскольку древесина ясеня отличается прочностью и эластичностью, рунические шаманы также наделяли его качествами упорства и выносливости.

Дуб
Могучий дуб (Quercus robur) в былые времена считался царем лесов. Он ассоциировался с физической силой, надежностью и основательностью. Из древесины дуба делали колеса и корпуса парусных кораблей; таким образом, дуб играл важную роль в путешествиях и перемещениях из одного места в другое. Дуб часто использовался для обозначения границ и иногда появлялся в шаманических путешествиях как дерево, указывавшее на границу другого уровня бытия. Он ассоциировался с РЕЙД, руной странствующих шаманов.
Рунические шаманы полагали, что дуб и R-руна придают силы для борьбы с ограничениями "здравого смысла", удушающими наши надежды и устремления.
Дуб растет медленно, но неуклонно. Он учит нас неторопливому, уверенному продвижению вперед и важности сравнительно "мелких" вещей, ибо сам могучий дуб вырастает из крошечного желудя. Таким образом, дуб и руна РЕЙД помогают осознать, что сила свершения присуща
нам изначально, поскольку в нас заключены величайшие ресурсы и потенциал для связи с Бесконечностью.

Сосна
Сосна (Pinus sylvestris) - вечнозеленое хвойное дерево с раскидистой кроной и длинными иглами, испускающими сладковатый, освежающий аромат. В ее шишках содержатся семена, высоко ценимые белками и птицами.
Рунические шаманы ассоциировали сосну с упорным стремлением к определенной цели. Умение распознавать скрытое за внешним обликом и видеть энергетические потоки придает нам чувство направления и приближает к достижению задуманного. Как и руна КЕН, с которой она ассоциируется, сосна помогает нам ценить знания, но вместе с тем учиться смотреть глубже и достигать понимания, более важного, чем любые знания.

Вяз
Вяз (Ulmus procera) - стройное, красивое дерево, чья густая крона дает тень для отдыха в жаркий солнечный день. Вяз иногда назывался "деревом доверия и сопереживания".
Доверие в данном контексте - это умение полагаться на неисчерпаемый источник внутри нас и ожидание того, что потраченная энергия будет возвращена в полной мере путем естественного процесса отдачи и получения. Сопережевание - это поддерживающая энергия, укрепляющая выдержку и ведущая к состраданию.
Рунические шаманы наделяли вяз качеством заботливости. Речь идет не только об участии в жизни других людей, но и о внимании к нашим собственным потребностям. Вяз и ассоциируемая с ним руна ГИФУ помогают нам достичь душевного равновесия, укрепляют самооценку и потребность [поддерживать внутренний свет.

Ель
Ель (Abies grandis) - стройное хвойное дерево с пирамидальной кроной. Она растет в основном на возвышенностях, и поэтому шаманически ассоциируется с чистым воздухом. Ель издревле была рождественским деревом; в канун языческого праздника, соответствовавшего Рождеству, вокруг нее устраивались пляски с призывами к древесным духам поделиться своими дарами. Как и руна ВИНЬЯ, ель символизирует радость.
Рунические шаманы считали, что ель пробуждает провидческие способности, обостряет интуицию и расширяет перспективу. С ее помощью человек может предвидеть возможный итог тех или иных событий.
Энергия ели и ассоциируемой с нею руны ВИНЬЯ помогает нам доверять своим чувствам, видеть в них средство понимания нашей духовной сущности. Присутствие руны и ношение руны ВИНЬЯ помогают высвободить заблокированные эмоции, стать более раскованным и обрести гармонию с природой.

Рябина
Рябина (Sorbus aucuparia) рассматривалась руническими шаманами как женский эквивалент ясеня и, следовательно, также считалась Древом Жизни. Рябина обладает могущественной аурой, поэтому ее часто высаживали перед крыльцом дома для защиты от враждебных воздействий. В Скандинавии рябину иногда называли "Леди Высоких Мест", а в древней Британии - "деревом друидов", хранителем мудрости и откровения, полученного от высшего "я". Из рябины также изготавливались рунные палочки.
На красных ягодах рябины напротив черешка расположена ямочка в форме пятилучевой звезды, которая считалась символом защиты. Рябина учит нас необходимости защищаться от неблагоприятных влияний и быть разборчивыми.
Рунические шаманы ассоциировали рябину с руной ХАГАЛ - мостом к творческому самовыражению, порождающему красоту,- поскольку она обладает способностью "выносить на поверхность" все прекрасное, что содержится в мыслях, словах и поступках.

Бук
Бук (Fagus sylvatica) ассоциируется с пищей, поскольку в старину его листва использовалась в качестве фуража для свиней и- других животных. Вместе с тем бук олицетворял знание, поскольку из его тонкой, гладкой коры получался превосходный материал для письма. Таким образом, бук служил символом знания, которое не только кормит разум, но и питает Душу.
Рунические шаманы считали бук стражем древней мудрости, открывавшим доступ к сокровенным тайнам лишь для человека с испытующим духом и Любовью в сердце. Как и руна НИИД, с которой он ассоциируется, бук позволяет человеку учиться на своем опыте и избегать повторения ошибок прошлого.

Ольха
Древесина ольхи (Alnus glutinosa) содержит много растительных масел и обладает водостойкими качествами. Она использовалась для строительства мостов и ворот, а также для изготовления башмаков, свистков и флейт.
Ольха символизирует способность спокойно и с достоинством переживать трудные времена. Подобно руне ИСС, с которой она ассоциируется, ольха дает силу выстоять перед напором эмоций. Ольха ассоциируется с преображением и трансформацией; она учит нас тому, что в самой сложной ситуации есть возможность превратить свои нынешние недостатки в преимущества.

Лещина
Тонкие ветви лещины, или лесного ореха, использовались шаманами для плетения корзин, а из более толстых ветвей вырезались жезлы, служившие символами власти.
Лещина (Corylus avellana), как и ассоциируемая с ней руна ЯРА, наделяет способностью настраиваться на природные циклы и воспринимать их тонкое воздействие. Орехи лещины символизируют мудрость и вдохновение, полученные через понимание естественных ритмов жизни.
Подобно руне ЯРА, лещина пробуждает потребность в заботе о тех вещах, за которые мы несем ответственность. Ее сила заключается в уравновешенности и удовлетворении потребностей других существ наравне с собственными.
Лещина и ЯРА учат нас важности медитации для развития и направления творческой энергии.

Осина
Осина (Copulus Tremula) была известна как "трепещущее дерево", ее листья мелко подрагивают на ветру, словно общаясь друг с другом. Осина побуждает нас к безмолвному общению, передаче мыслей и чувств нежными, мягкими прикосновениями. Она является выражением коллективной энергии, одновременно укрепляющей и защищающей.
Из осины делали щиты; ее древесина не только обладает способностью противостоять натиску, но и укрепляет решимость перед лицом трудностей. Осина - великий утешитель: она помогает вам делать то, что вы считаете правильным в глубине своего сердца.

Тис
Тис (Taxus baccata) ассоциируется с долголетием. Это одно из самых долгоживущих деревьев, чей возраст иногда превышает тысячу лет. Тис ассоциируется с древней мудростью, наследием и реинкарнацией. Деревья тиса часто можно видеть на кладбище: они напоминают о том, что к смерти нужно относиться скорее как к советчице, чем как к врагу, что каждое изменение есть "маленькая смерть" и что каждая смерть знаменует собой переход к новому началу.
Тис обеспечивает связь с прошлым и с теми вещами, которые по какой-либо причине были забыты или утрачены. Таким образом, заключенные в них уроки могут послужить для нашего дальнейшего развития.
Тис ассоциируется с руной ЙО, которая, подобно стволу или позвоночнику, является центральной структурой, соединяющей ветви и корни, ноги и голову, землю и небо, смерть и возрождение.

Камыш
Камыши, чья высота достигала человеческого роста, когда-то покрывали огромные пространства [древних болот. Они ассоциировались со скрытностью и глубиной: хотя буря может вырывать с корнем могучие деревья, она лишь пригибает к земле верхушки камыша. Поэтому камыш также наделялся свойствами гибкости и выносливости, способности противостоять жизненным бурям. Пустотелые стебли камыша использовались для изготовления (различных инструментов, особенно камышовых (трубок. Камыш связан со стихией Воздуха, с мыслями и идеями, на уровне вибраций Вселенной.
Длинный прямой стебель камыша сравнивался с древком стрелы, выбираемой охотником или воином с большой тщательностью, поскольку оружие должно быть таким же верным, как и глаз стрелка. Таким образом, камыш учит нас, как важно иметь чувство направления наравне с гибкостью и способностью приспосабливаться к обстоятельствам, чтобы не "сломаться" под их тяжестью.
Камыш ассоциируется с ОЛГИЗ, руной внутренней силы, прочного укоренения в почве повседневной реальности и способности изменяться под воздействием обстоятельств.

Бересклет
Бересклет (Euonymus europaeus) - маленькое, изящное деревце с гладкой серой корой и крошечными белыми цветами. Осенью его листья краснеют и созревают коричневатые плоды, привлекающие птиц, которые затем разносят семена. Его прочная древесина использовалась для изготовления катушек, веретен и бобин для пряжи.
Бересклет связан не столько с громом и молнией, сколько со вспышкой озарения и внезапным приливом энергии, проявляющим наши лучшие качества. Он ассоциируется с СОЛ, руной просветления.
Бересклет символизирует радость упорного творческого труда и заслуженную гордость, порождаемую не чувством долга или обязанности, а бескорыстным служением.

Остролист
Остролист (Ilex aquifolium) - вечнозеленое дерево, чьи листья летом мягкие, а зимой, когда дерево плодоносит, становятся жесткими и покрываются шипами для защиты от жвачных животных. В старину древесина остролиста использовалась для изготовления древков копий. Как и руна ТИР, остролист ассоциируется с жизненной силой, мужеством и окончательной победой над силами зла.
Остролист укрепляет мужскую потенцию и жизнетворную способность. Его качества - энергичность и агрессивность, решительное действие и взвешенное суждение. Он наделяет способностью жить настоящим: видеть вещи такими, какие они есть, и учиться у природы.

Граб
Граб (Carpinus betulus) славился своими плодородными качествами и "внутренней силой". Его белая древесина, прочная и гладкая, использовалась для изготовления хомутов и мельничных колес. Расщепленные ветки шли на лучину. Бледно-зеленые, продолговатые листья граба осенью становятся ярко-желтыми, а затем коричневатыми, украшая любой лесной ландшафт.
Дерево имеет отдельные женские и мужские соцветия. Мужские соцветия-сережки называются в народе "ягнячьими хвостиками", а меньшие по размеру женские соцветия расположены попарно. Созревая, они образуют семечко с тонким коричневым "крылышком", которое несет его по ветру. Семена граба привлекательны для белок и птиц, которые разносят их по окрестностям.
Граб обладает жизнетворными качествами руны БЬЯРКА, с которой он ассоциируется. Он позволяет нам осознать собственную уникальность, найти свой путь в жизни и следовать по нему до конца.

Плющ (Hedera helix) - вьющееся растение, чьи побеги развиваются с удивительной быстротой и упорно стремятся к свету. Оно обладает как позитивными, так и негативными свойствами. Являясь эмблемой регенерации, плющ также приносит гибель многим деревьям, на которых он паразитирует. В шаманической традиции плющ наделяется атрибутами женского рода и рассматривается в паре с остролистом, наделяемым атрибутами мужского рода.
Плющ, с его способностью пробиваться через самые узкие щели, символизирует духовное искание и странствие сознания во время шаманических путешествий, когда ему приходится проталкиваться в "трещины" между различными уровнями бытия для восприятия иных реальностей.
Плющ ассоциируется с Eh-руной, связанной с исследованиями и приобретением нового опыта ради дальнейшего развития. Энергия плюща - это энергия странника, который делится своим достоянием на пути и в каждом месте приобретает что-то новое для себя.

Виноград
Виноград (Vitis) - вечнозеленая лиана, чьи плоды традиционно использовались для виноделия. Вино оказывает благотворное расслабляющее воздействие, помогает избавиться от дневных стрессов, "переварить" усвоенное, а также дает приятное ощущение благополучия. Эти физические характеристики могут быть представлены в духовном контексте как растворение внутренних запретных барьеров, стимуляция вдохновения и удовлетворение достигнутым. Виноград ассоциируется с руной МАДР. Он учит нас необходимости избавляться от вещей, мешающих нашему продвижению вперед, и черпать творческие силы из внутреннего источника.
Виноград является выражением целенаправленной энергии, движущейся по спирали.
Он символизирует потребность в повседневной практике и настойчивых усилиях для роста и развития.

Ива
Изящная и печальная ива (Salix alba) растет на берегах рек и озер или в низменной местности. В старину она ассоциировалась с лунными циклами и женскими ритмами.
Ива символизирует качества восприимчивости и самоотдачи. Она указывает на необходимость поддерживать надлежащее равновесие в окружающем мире. Как и ассоциируемая с нею руна ЛАГУ, ива способствует развитию интуиции.
Яблоня
Яблоня (Malus pumila) фигурирует в мифах и легендах многих народов. Она ассоциируется со знанием, красотой и сексуальностью. Духовная сексуальность связана с изначальным разделением жизненных энергий и с их стремлением к слиянию ради порождения новой индивидуальности. В ядре яблока содержится пятилучевая семенная сумка, в древности символизировавшая пять первичных стихий, существовавших до начала Творения: Воздух, Воду, Огонь, Землю и Эфир (Дух). Невежественным людям запрещалось есть яблоки, поскольку в них содержалось знание о том, что находится за пределами физического бытия.
Ассоциация яблони со злом и греховностью - сущая ерунда. В библейском мифе об Адаме и Еве не упоминается ни о яблоках, ни о яблоне
как таковой. Понятию греха нет места в шаманической традиции. Греховность в смысле отрицания законов природы невозможна без немедленных последствий такого отрицания, а грех как "проступок" или невыполнение своих обязательств может быть искуплен индивидуально, без обращения к высшим силам. Для шамана "зло" заключается в умышленном причинении вреда живым существам, включая животных, растения и саму Землю. Намерение причинить вред является насилием над жизнью.
Согласно шаманической традиции, все мы несем ответственность за свои поступки и их последствия. Космический закон кармы рассматривался шаманами не в духе вульгарного морализаторства ("что посеешь, то и пожнешь"), а в духе взаимосвязи и взаимной зависимости всех вещей. То, что вы делаете по отношению к другим, рано или поздно будет сделано по отношению к вам, поскольку опыт всегда сопровождает намерение.
Шаманы ассоциировали яблоню и руну ИНГ с понятиями правильного выбора из нескольких возможностей. Поскольку яблоня - распространенная садовая культура, она считается особенно полезной в тех областях человеческой деятельности, где навыки и таланты нужно тщательно взращивать и развивать постоянной заботой и практикой.

Дрок
Кусты дрока (Ulex europaeus) традиционно обжигались осенью, чтобы избавиться от сухих старых игл и ускорить весенний рост. Этот кустарник ассоциируется с очищением и обновлением. Его красивые желтые цветы распускаются в течение всего года и привлекают первых пчел, чье тяготение к пыльце и нектару в шаманическом понимании указывает на богатое вознаграждение, ожидающее пытливого исследователя.
Дрок защищает любое новое начинание, помогает собрать навыки и все остальное, что необходимо для достижения цели. Он символизирует грядущее изобилие, разумно разделенное с другими, ибо накопление богатства не приводит к добру. С дроком ассоциируется руна ОДАЛ.

Медуница
Медуница (Lonicera periclymenum) с ее тесно переплетающимися стеблями ассоциировалась с чувственностью, эротизмом и постепенным высвобождением сдерживаемой энергии. Она также служила символом лабиринта и поисков секретов Души. Медуница помогает отыскать путь к нашему духовному источнику и получить высшее наслаждение от восприятия новых горизонтов бытия. С ней ассоциируется руна ДАГАЗ.
Медуница предохраняет от рассеянности и невнимательности. Она помогает вкладывать истинную страсть в ваши интересы и увлечения и определять настоящую цену вещей. В ней наиболее полно выражается универсальный принцип: если вы чувствуете, что ваше поведение правильно, то так но и есть, при условии, что вы никому не причиняете вреда.

Бузина
На Британских островах и в Северной Европе бузина (Sambucus nigra) ассоциировалась с волшебным народом Фэери. Существовало предание, что если заснуть под бузиной в Иванов день, то можно увидеть самого короля фей. Поэтому рунические шаманы связывали бузину со спиральным развитием жизненной силы в точке смешения двух взаимно дополняющих начал, вроде сумерек в дневном цикле или праздника Хэллоуин в годовом цикле. Иными словами, бузина символизировала окончание одной последовательности и начало другой.
Бузина учит нас необходимости обновления. Мы должны рассматривать завершение одного цикла как кульминацию, дающую возможность для начала следующего. С бузиной ассоциируется руна ФЕ.

Поскольку руны тесно связаны с деревьями, то в процессе изучения их свойств будет полезно почаще совершать прогулки в любой местности, где растут деревья. В старину деревья почитались как источник мудрости и понимания. На лесных полянах и в рощах часто устраивались святилища, где проводилось духовное обучение.
Деревья, ассоциируемые с рунами, помогают нам понять, что хотя физическое развитие происходит вовне -- наружу из семени,- духовное развитие направлено вовнутрь, к своему источнику. Общение с деревьями в медитативном состоянии сознания помогает нам осознавать невидимую духовную экологию, существующую наряду с физической экологией.
Толтеки Центральной Америки различали две основные реальности: физическую, которую они называли тоналем, и духовную, или нагвалъ. Рунические шаманы имели сходные представления о царствах вещества и духа, а также о том, как жизненная энергия проявляется в бесконечном разнообразии форм. Сознание или самоосознание понималось как сила, действующая на духовном уровне. Эти две основные реальности были не отдельными, но взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Британский врач и бактериолог, доктор Эдвард Бах (1886-1936), осознававший взаимосвязь этих двух реальностей, изобрел систему лечения, основанную на его понимании исцеляющих качеств определенных деревьев и других растений. Он считал, что физические недомогания обусловлены в основном нашим образом жизни, вступающим в противоречие с природой. От них можно избавиться с помощью жизненной энергии, содержащейся в естественных препаратах. Его лекарства прописывались в соответствии с состоянием души пациента (страх, гнев, депрессия, беспокойство, летаргия и т. д.), а не с физическими симптомами болезни. Средства Баха, играющие важную роль в современной альтернативной медицине, воздействуют на невидимые психологические причины недомогания.
К примеру, было обнаружено, что туя благотворно влияет на беспокойство, береза - на чувство неадекватности, дрок - на хроническую депрессию, остролист - на гнев или желчность и т. п. Работы доктора Баха оказали большую помощь в понимании исцеляющих сил природы. Учась сотрудничать с природой, а не эксплуатировать ее богатства, мы можем достичь лучшего взаимопонимания и сотрудничества друг с другом.

Работа с рунами. Задание 16.
Связь с деревьями
Сходите в лес или рощу, где деревья выросли естественным образом, а не были посажены людьми. Возьмите с собой ручку, записную книжку, мешочек с рунами и пакетик с сушеными травами (его можно приобрести в аптеке или супермаркете).
После нескольких минут прогулки среди деревьев вы заметите, как ваше тело расслабляется, а в мыслях появляется ясность. Это обусловлено не только повышением содержания кислорода в атмосфере, но и мощными потоками жизненной энергии вокруг вас.
Сделайте паузу и подумайте о своем сродстве с деревьями. Все мы получаем питание от земли, свет" и воздуха вокруг нас. И в нас, и в деревьях циркулирует энергия Жизни. Доверьтесь своей интуиции. Пусть она приведет вас к определенному дереву; это дерево поделится с вами свойствами, в которых вы сейчас нуждаетесь больше всего. Оцените внешний вид дерева, его | красоту. Поговорите с ним, скажите ему, как оно , прекрасно. Если эта идея смущает вас или кажется вам нелепой, подумайте о том, что дерево - живое существо. В отличие от вас, у него нет органов слуха, зато оно обладает Духом, собственной жизненной сущностью, способной вступить в контакт с вашим Духом. Реальное общение происходит телепатически, на духовном уровне. Если вам так удобнее, выражайте свои чувства мысленно.
Приблизьтесь к дереву и обнимите его ствол. Закройте глаза и сосредоточьте внимание на своих подошвах. Представьте себе, что ваши ноги пускают корни в землю, подобно дереву. Ощутите эту связь; почувствуйте ее всем своим существом.
Сделайте медленный вдох. При этом вы должны почувствовать, как энергия вливается из-под земли в ваши ноги и поднимается, как древесные соки, по туловищу до груди, затем проникает через горло в голову и достигает кульминации в точке над макушкой. Сделайте паузу, задержите дыхание и почувствуйте энергию, сосредоточенную в этой точке. Делая медленный выдох, представьте себе, как энергия изливается из точки над макушкой головы, подобно фонтану, и каскадами ниспадает вокруг вас. Представляйте ее, как янтарный свет, заряжающий ваше тело жизненной энергией и образующий озерцо у ваших ног, прежде чем впитаться в землю.
Повторите эту последовательность действий, с каждым разом вдыхая и выдыхая все больше энергии. Попробуйте "увидеть" пузырьки золотистого света, струящиеся вокруг вас и пронизывающее ваше тело перед тем, как впитаться в землю. Продолжайте упражнение, делая паузы между вдохами и выдохами, пока не почувствуете себя обновленным и наполненным жизненной силой.
Откройте глаза и, по-прежнему обнимая ствол дерева, попросите его дать вам личный совет. Сядьте, прислонитесь спиной к стволу и выберите наугад одну руну из вашего рунного мешочка.
Совет заключается в руне. Обдумайте свойства этой конкретной руны. Какое "сообщение" для вас в ней содержится. Запишите свои впечатления.
Когда закончите - встаньте, потянитесь и немного походите вокруг, пока ваши чувства не вернутся к повседневной реальности. Перед уходом поблагодарите дерево за помощь и в знак благодарности рассыпьте горсть сушеных трав у основания его ствола. Этот "дар" является важным принципом шаманической деятельности. Он демонстрирует ваше понимание необходимости равного обмена энергией для поддержания равновесия и гармонии.
Выполняя это задание, вы почувствуете, как сближаетесь с природой, а следовательно, и с тем Источником, который иногда называют Богом. Вам не требуется диплом по психологии, чтобы ощущать тесную личную связь с другим человеком, и не нужно быть ботаником или натуралистом, чтобы сблизиться с природой.
Сближение с природой похоже на установление личных отношений с человеком, которого вы безмерно уважаете. Оно попросту требует времени.

Работа с рунами. Задание 17.
Общение с деревом
Установив связь с деревьями, как описано в предыдущем задании, вы можете продолжить и укрепить знакомство с ними. Берите с собой ручку и записную книжку, а также пакетик с травами.
Во время медитативных прогулок сосредоточивайтесь на намерении работать с руническим деревом. Цель этого задания - вступить в контакт с деревом, связанным с определенной руной, и позволить ему "подключить" вас к потенциалу этой руны для получения новых знаний о ней. Например, серебристая береза расширит ваше понимание руны УР , дуб поможет вам с РЕЙД , рябина - с ХАГАЛ и т. д.
Как описано в задании №16, встаньте лицом к руническому дереву и сообщите ему о вашем сродстве с ним. Скажите, что вам нужна помощь в углублении познаний о руне, с которой оно связано.
Выньте соответствующую руну из вашего рунного мешочка и возьмите ее в левую (-"принимающую") руку. Затем обнимите ствол дерева, продолжая крепко сжимать руну в руке, и прикоснитесь к нему лбом.
Проделайте упражнения по ритмическому дыханию, описанные в предыдущем задании, но на этот раз сосредоточивайте внимание на ощущении энергии руны, которую вы держите в руке. Вы можете почувствовать, как поток энергии втекает в вас из-под земли или, наоборот, спускается сверху. Избавьтесь от всяких мыслей; будьте внимательны и восприимчивы.
"Знание" может прийти в виде ощущений, мысленных образов или даже мыслей, появляющихся в вашем сознании.
Когда "сообщение" будет получено, вы интуитивно узнаете об этом. Сядьте спиной к дереву и запишите свои впечатления.
Закончив работу, встаньте и поблагодарите дерево за помощь. Поищите какой-нибудь знак его расположения; возможно, лист или ветку, упавшую на землю. Не берите у дерева ничего, что могло бы повредить ему. Перед уходом оставьте свой обычный "дар" из сушеных трав.
Подарок от дерева будет полезен в любой медитативной работе, которой вы занимаетесь дома с этой конкретной руной.

Глава 16 КОСМОС ШАМАНА
Космос можно определить как целостность бытия. Он воспринимается лишь частично и ограниченно различными существами, чья жизненная энергия и уровень осознания определяются их внутренней организацией. Каждое существо, будь то человек, животное, птица, рыба или насекомое, обладает собственным уникальным восприятием, ограниченным естественными законами, определяющими его бытие. Его "Вселенная" - это сфера его активности и влияния. Таким образом, хотя Космос только один, в нем существует множество "Вселенных".
Космос представляет собой единое целое, структурированное в виде различных слоев, уровней или планов бытия. Эти "измерения" не только смешиваются и проникают друг в друга, но и находятся в процессе постоянного развития. Поистине, можно сказать, что Космос не только включает в себя Пространство и Время, он превосходит их!
Мудрецы древних северных народов представляли этот многомерный Космос в виде Древа. Понятие Космического Древа разделялось провидцами различных культур и традиций. В иудаистекой мистической традиции Каббалы оно было известно как "Древо Жизни" или "Древо Познания". В Скандинавии оно было известно под именем Иггдрасиль, означавшим "скакун Игга", но возможно, точнее было бы сказать "скакун моего "я" (см. главу 2). Таким образом, Космическое Древо - это многомерная Вселенная, в которой высшее "я" нашего духа отправляется в странствие к совершенству на протяжении многих жизней.
Мифы, легенды и поэтические саги различных народов служили средством понимания первопричин бытия и устройства Космоса. Эти истории устно передавались от поколения к поколению задолго до того, как были изложены в письменном виде. Они обрастали массой подробностей; в результате их можно сравнить с сегодняшними романами, пьесами, фильмами и телевизионными драмами, где за развлекательным или познавательным сюжетом содержатся попытки осмыслить те или иные проблемы нашего общества. Другими словами, миф служит средством передачи скрытого сообщения. Однако проблема возникает в том случае, если вымысел воспринимается как буквальная истина, а суть "скрытого сообщения" неправильно истолковывается или вообще пропадает. Это справедливо также и в отношении некоторых священных писаний, изобилующих аллегориями и метафорами. Духовные истины, заключенные в них, не усваиваются теми, кто ошибочно принимает их за достоверное описание исторических событий.
Великим делом среди рунических шаманов дохристианской эпохи считалось обретение "поэтического меда" - нектара богов, позволявшего испытывать состояние блаженного вдохновения, превосходившего все обычные чувства, соприкасаться с источником высшей мудрости и облекать эту мудрость в слова. Подобно алкоголю, он обострял восприятие и открывал доступ к знанию, скрытому в воспоминаниях.
В северных мифах этот нектар охранял этин - гигант, обладавший огромной силой. Его можно описать как неизменное существо, остающееся таким же, каким оно было всегда. Образ этина подразумевает присутствие некой безличной силы, охраняющей знание, так что оно не теряется и не приуменьшается, силы, которая не меняется, как все остальные существа. Оставаясь скрытыми, знания не пропадают; скорее, они существуют на другом плане бытия, и нужен определенный толчок, чтобы расширить свое осознание и достичь их. Старшая и младшая Эдды - поэтические произведения дохристианской Скандинавии, на которых во многом основана нынешняя интерпретация рун - были составлены в письменном виде в период X -XIII вв. Они содержат рунические поэмы, которые, в свою очередь, являются мифическими историями и учениями о таинствах жизни, невидимых силах Вселенной и их взаимоотношениях с людьми. Историческое знание мифов передавалось в основном через безымянных поэтов, развлекавших неграмотное общество в те времена. Сегодняшние мифы, собранные и пересказанные различными историками, являются лишь останками былых преданий.
В отличие от восточных мифов о сохранении мира, в норвежских мифах не утверждается, что Вселенная появилась "из ничего", но предполагается, что она стала вещественным проявлением чего-то уже существовавшего. Иными словами, Создатель Вселенной лишь придал другую форму тому, что существовало ранее, но в состоянии, не обусловленном законами физики и протяженностью, которую мы называем "временем". Смысл мифического "сообщения" заключается в том, что Вселенная обрела бытие из неорганизованной хаотической субстанции.
Движение вызвало поляризацию, разделившую все сущее на две противоположности: Космический Огонь и Космический Лед, эквивалентные Ян и Инь в таоистской традиции. Силы сжатия и расширения, присущие этим противоположностям, слились воедино и высвободили огромную энергию, или "третью силу". Эта третья сила сформировала энергетическую канву Неявленного, которое, в свою очередь, стало Явленным в бесконечном количестве возможностей и мириадах форм. Такова первичная триада создающих, связующих и претворяющих сил.
Согласно северному мифу, из первичной хаотической субстанции, или Гиннунгагапа, возникла андрогинное существо. Этот гигант назывался Умр" что в переводе означает "ревущий звук" и согласуется с учениями других религий, где сказано, что "вначале" было первичное движение и первичный звук. Таким образом, Творение было естественным и органичным процессом. Явленное из первичной субстанции существовало в двух основных формах: энергетической и материальной. Энергия и вещество взаимозаменяемы; и то и другое возвращается к первичной субстанции. Материалистическая наука лишь в первой половине XX в. "открыла" то, что было известно уже с глубокой древности.
Убийство гиганта Умра и формирование Вселенной из его тела - это аллегория, подразумевающая, что все сущее было создано из "живой" субстанции и оформлено в упорядоченную, развивающуюся структуру. В основе этой структуры лежит форма снежинки, а организация сходна с древом - хотя в древности никто не мог знать о том, что для молекул застывшей воды гексагональная форма является единственно возможной. Однако двух одинаковых снежинок не существует. Рунические шаманы хорошо осознавали важное значение гексагональной формы снежинки в понимании структуры Космоса.
Согласно мифу, череп Умра остались сторожить четыре гнома-охранника. Что это символизирует? У языческих народов череп не считался зловещим предметом, тем символом смерти, каким он сейчас является для большинства из нас. Череп служил вместилищем осознанного восприятия, временной обителью Духа. Он напоминал о том, что, хотя плоть живого существа исчезает, его индивидуальность сохраняется и "переживает" смертную оболочку. Таким образом, череп свидетельствовал, что за пределами внешнего мира явлений существуют иные уровни бытия, которые можно воспринимать лишь изнутри.
Четыре стража в северной мифологии и четыре духа-хранителя в космологии коренных американцев олицетворяли силы, связующие "небо" (или неявленную реальность) с "землей" (физической реальностью).
Другая интересная особенность заключается в том, что человеческий череп состоит из восьми костных пластин, окружающих и защищающих мозг. Это важное наблюдение, поскольку строение череда согласуется с гармоническим Законом Октав. В [нумерологии число восемь символизировало связь Iмежду видимым и невидимым, осязаемым и неосязаемым. Две окружности, составляющие ее, соединяются в точке, где направление движения "по часовой стрелке" меняется на противоположное. Эта ^точка равновесия олицетворяет тот момент в движении энергии, когда происходит ее трансформация, таоистской традиции восьмерка символизировала сбалансированное единство двух противоположностей Инь и Ян.
Древо Иггдрасиль иногда изображалось символом снежинки, подразумевавшим сходное устройство Космоса: древо с вертикальным стволом,,; пересеченным двумя энергетическими линиями. Эта структура обозначает динамику жизненной силы текущей вверх по центральному "стволу" и распространяющейся вовне от Источника, как сок, поднимается от корней дерева, циркулирует в ветвях и листьях, а затем возвращается к своему источнику для обновления и возрождения. Таким o6paзом, Космос изображается в виде динамической, взаимодействующей бесконечности вещества и энергии.
Центральная точка в символе снежинки, где планы бытия пересекаются "посередине", является точкой трансформации и развития. Этот центральный план уподоблялся повседневной земной жизни, так как Земля - это царство активности, которое кажется нашей единственной реальностью. Однако вертикальная ось подразумевает возможность подняться выше, на более тонкие уровни, или спуститься ниже, к состоянию "живой смерти".
Из великого Ничто, без формы и протяженности, возникла единственная точка. Это можно понимать как возникновение восприятия без точки отсчета - бесконечный потенциал Духа до формирования его свойств. Бытие-в-ничто изображалось точкой или кружком:


Восприятие сингулярного "я" генерирует ритмичную пульсацию, порождающую самоотражение. В результате самоотражения "я" превращается в "я есть". Таким образом, в пространстве возникает
измерение, имеющее протяженность, но не имеющее ширины или высоты. Это первое измерение изображается линией:


Когда самоотражение рассматривается из перспективы, возникает "поверхность" - второе измерение, имеющее длину и ширину, но не обладающее глубиной. В древности оно изображалось в виде треугольника:


Со смещением осознания за пределы двухмерной поверхности возникает третье измерение. Оно изображалось в виде треугольника на квадратной основе и выражало понятие формы, возникающей из сингулярной точки в "ничто":


Понятие длительности определяет существование четвертого измерения, которое мы называем временем. Форма, имеющая длительность во времени,
переходит в область Явленного. Физическая реальность существует в пределах четырех измерений, символом которых является пирамида:


Пятое измерение - измерение Разума, который находится вне вещества и не имеет продолжительности, но действует через вещество и в пределах Времени. Посредством Разума осуществляется выбор.
Шестое измерение принадлежит Душе. Это измерение творчества. Источником творчества является не Разум, но Душа. Разум - это лишь процесс оформления и структурирования творческой деятельности.
Седьмое измерение принадлежит Духу. Он не имеет формы, но выражается через форму и совершенствуется в ней.
Восьмое измерение - это Ничто, из которого возник индивидуальный Дух. Коренные американцы называли его "Великой Тайной", в Китае оно известно как Тао.
Существует еще одно измерение, в котором сходятся все остальные. Девятое измерение - это Земля, место, где могут быть восприняты все остальные измерения. Поэтому-то совершенствование Духа происходит здесь, на Земле, а не в каком-то эфирном царстве за пределами повседневной реальности! В древней системе символов Дух изображался двумя совмещенными равносторонними
треугольниками, с точками над вершинами, которые смотрят в противоположные стороны, и глазом посередине.


Это изображение Великого Целого служило также символом многомерного бытия. Та же самая концепция, но уже по-иному, отражена в Космическом Древе северной традиции, где существует девять "миров", или планов бытия .



Рис. 18. Рисунок Космического Древа

Хотя каждый из девяти миров обособлен от остальных и функционирует по-иному, его существование вносит важный вклад в благополучие и гармонию всего сущего (рис. 19). Это справедливо и по отношению ко всей Вселенной, а поскольку каждый человек представляет собой Вселенную в миниатюре, мы устроены сходным образом.
Под влиянием германской культурной традиции эти девять миров уподоблялись "домам" или "дворцам" в значении "место обитания".
Мы начнем с наиболее знакомого для нас Среднего Мира, чье название Мидгард буквально означает "Срединная Земля". Он называется так потому, что расположен в центре космической структуры, в точке взаимодействия всех остальных миров. Здесь все аспекты нашего целостного бытия - физический, энергетический, ментальный и духовный - находятся в динамическом равновесии, воздействуя друг на друга. Это царство повседневной реальности, рассудка и эмоций. Здесь, где властвует Время, обитает и временное "я" человеческой личности. Здесь в равных количествах присутствуют силы, которые мы называем Добром и Злом, и каждый поступок совершается в результате выбора или молчаливого согласия. Мидгард - место обитания человечества, "дом посреди всего сущего".
Ключевой руной Мидгарда является ЯРА, тесно связанная со стихией Земли. Ее основное свойство заключается во "вращении" времени, поскольку эта сила управляет сменой времен года. Она выражается в постепенных переменах и развитии, ясно указывая на истинную цель нашей земной жизни: это период для развития всех аспектов нашего целостного существа ради совершенствования Духа.
Над Мидгардом по вертикальной оси расположен Лайтальфхейм, который в сокращенном



Рис. 19. Древо девяти "миров" с Земной реальностью в центре

обычно называется Альфхейм - то есть место просветления, где властвует свет Разума. Это царство интеллекта и воображения. Это наша ментальная Вселенная, и мы хорошо знакомы с нею, /даже не подозревая о ее существовании в альтернативной реальности. В северных мифах Альфхейм служил обиталищем эльфов - крошечных существ, редко попадавшихся людям на глаза, однако оказывавших сильное (благотворное, но чаще злокозненное) воздействие на человеческий |разум. Причина здесь в том, что они являются колнективными мыслеформами, которые в самом нелегко "увидеть".
Ключевой руной Альфхейма является СОЛ - потенциал солнечной энергии, позволяющий воспринимать скрытое. Эта руна обычно ассоциируется с восходящим солнцем и со стихией Огня, хотя в северной мифологии солнечное божество имело также женский аспект. Этот аспект олицетворял не солнечное сияние дня, но отраженный свет ночной Луны. Альфхейм - царство Разума, однако сам Разум является лишь эманацией Души и отражает ее свет. Руна СОЛ, хотя и связанная с движением Солнца и Души, здесь ассоциируется с Разумом, как с отражением Души.
Под Мидгардом по вертикальной оси расположен Свартальфхейм, что означает "царство гномов". В северной мифологии гномы являются своеобразными двойниками эльфов, но они созидатели. Они обрабатывают сырой материал земных недр (например, самоцветы), придавая ему завершенную форму. В классическом диснеевском мультфильме "Белоснежка и семь гномов" гномы показаны как старатели, занятые добычей драгоценных камней. Мифологические гномы, олицетворяют творческое начало Нижнего Мира: это обработчики и формировщики всего, что обретает бытие в Мидгарде. Таким образом, Свартальфхейм - это царство "становления", где будущее формируется из мысленных образов настоящего; оно ассоциируется с подсознательной активностью, происходящей под поверхностью сознания и поддерживающей структуру нашей "обычной" реальности.
Ключевая руна Свартальфхейма - ЙО, чье уставное начертание символизирует позвоночный столб, ствол дерева или стебель растения: центральную ось, поддерживающую физическое тело. Поэтому Свартальфхейм представляет уровень сознания, соответствующий подсознательному аспекту Разума, слуги сознательного "я".
У самого основания вертикальной оси древа Иггдрасиль расположен Хел . Однако это не ад в христианском понимании, как можно было бы предположить исходя из названия. Христианская преисподняя является интерпретацией иудейской геенны: общественной свалки в Древнем Израиле, где сжигались отходы и отмершие растения. Согласно представлениям наших северных предков, Хел служил обиталищем умерших. В естественном цикле жизнь ведет к смерти, а смерть - к новой жизни или возрождению. Хел никогда не изображался в виде "геенны огненной". Огонь для древних северных народов имел совершенно иное значение, нежели для обитателей более жарких стран, расположенных ближе к экватору. На севере угрозу гибели для человека нес с собой холод, а не тепло!
Слово "хел" означает "оболочка". Хел действительно "обволакивает" природные силы, функционирующие на самых глубинных уровнях Бессознательного. Это царство неподвижности и инерции, место покоя, которое ассоциировалось со смертью. Это обитель импульсов и инстинктов, где находится сущность физического тела - телесное "я".
В дохристианской северной религии Хел имел двойственную природу. Его олицетворением была богиня Хела, которая, с одной стороны, изображалась как труп, а с другой - как прекрасная, желанная женщина. Таким образом, один аспект божества указывал на вход в гробницу, а другой - на вход в женское чрево. Двойственная природа богини подразумевает, что все "умершее" возрождается в следующем цикле бытия.

Ключевая руна Хела - ХАГАЛ - преображающая сила, содержащаяся в семени живых существ. Это сила становления в инертном состоянии. Она подобна мосту, позволяющему перейти с одного берега на другой.
На вершине вертикальной оси Космического Древа расположен Асгард, небесное царство "богов", или "сияющих сущностей". Хотя Асгард расположен в высшей точке Древа, почти за пределами досягаемости, на самом деле это наиболее сокровенная составляющая человеческого существа.
Во взглядах шаманов Центральной Америки прослеживается сходство со взглядами их северных "коллег": они полагали, что все живые существа обладают Духом, обитающим как в духовной реальности ("нагваль"), так и в физической реальности ("тональ"). Согласно их понятиям, после смерти и отрешения от плоти осознание продолжает существовать в духовной реальности, где оно окружено энергетическими полями, созданными внутри человеческого существа в течение его земной жизни. Следовательно, мы создаем собственный ад!*

* Автор умышленно или неумышленно искажает понятия "истинной пары" в учении толтеков Центральной Америки. На самом деле оно имеет совершенно иное значение, не вписывающееся в рамки его метода шаманистики.- Прим. пер.

Верховное положение Асгарда означало, что это место достижимо лишь после решительных, настойчивых усилий и (в шаманической традиции) с помощью валькирий. Мифологические валькирии были дочерьми Одина, сопровождавшими души погибших героев-викингов в царство счастья и вечной жизни. Слово "валькирия" означает "тот, кто выбирает среди мертвых". Валькирии символизируют совершенствование человеческого "я", которое, доблестно сражаясь в земной жизни, заслужило для себя счастливую загробную жизнь. Ключевая руна Асгарда - ГИФУ
В горизонтальном плане расположено четыре "внешних" мира.
Нифельхейм (название означает "обитель туманов") - место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя. Оно обладает магнетической силой, втягивающей вещи в себя, как "черная дыра" во Вселенной.
Утверждалось, что в Нифельхейме "рождается" вода. Туман - это вода в парообразном состоянии, а вода обладает способностью затвердевать в виде льда, поэтому здесь подразумевается состояние между осязаемым и неосязаемым. Ключевая руна Нифельхейма - ИСС .
Муспельхейм (название означает "обитель огня" или "царство страсти") - противоположность Нифельхейму, взаимно дополняющая его. Это место подобно электрической энергии, постоянно расширяющейся от своего источника. Мифические существа, ассоциируемые с этим царством, назывались турсами. Они имели огромный возраст и владели как преображающей, так и разрушительной силой. Ключевая руна Муспельхейма - ДАГАЗ - сила преображения и трансформации.
Ванахейм - это обитель ванов. Ваны являются разумными силами, управляющими органическими процессами и природным изобилием, поэтому Ванахейм иногда назывался "местом мира и изобилия". Его ключевая руна - ИНГ - энергия зачатия и органического роста.
Йотунхейм - это обитель гигантов, наделенных исполинскими размерами и великой силой. Это царство интеллекта и воображения; и то и другое обладает устрашающей мощью. Ключевой руной Йотунхейма является НИИД которая ассоциируется с необходимыми переменами.
Существуя вне нас, эти девять "миров" также образуют нашу внутреннюю Вселенную. Космос - целостность коллективного и индивидуального бытия - включает в себя внутреннее и внешнее, известное и неизвестное.
Согласно учениям некоторых мистиков, девять "миров" соединяются двадцатью четырьмя "перемычками" или "мостами", удерживающими Космос как неделимое целое. Каждый из миров управляется необратимой руной, которая защищает вход, подобно двери или воротам, и в то же время открывает доступ на другой уровень. Необратимая руна выглядит одинаково в нормальном и перевернутом виде. Всего таких рун девять: ГИФУ, ИСС , ХАГАЛ , НИИД , ЯРА , СОЛ , ЙО , ИНГ и ДАГАЗ .
24 моста между мирами исследуются с помощью метода, который называется "шаманическим сновидением". Он похож на методы, используемые каббалистами и теми, кто вовлечен в изучение глубоких эзотерических аспектов книги Таро. Шаманическое сновидение нельзя осуществлять без внутреннего проводника. Это не духовный лидер, не гуру и не внешняя сила, вроде духов-проводников на спиритических сеансах. Внутренний проводник находится на внутренних уровнях бытия. Это сущность, направляющая и защищающая физическое тело во время его инкарнации; она существует в виде энергии и обладает разумом.
Вы не сможете найти внутреннего проводника, просто взывая к нему, поскольку он уже находится с вами. Вы должны позволить ему открыться вам, а этого можно достичь лишь с помощью намерения, выражаемого в шаманическом путешествии - измененном состоянии осознания, в котором достигаются более высокие уровни нашего многомерного бытия. Внутренний проводник заботится о вас: это друг, компаньон, советчик и защитник, радующийся вашим достижениям в процессе духовного развития.


Рис. 20. 24 перехода в структуре Космического Древа Иггдрасиль

Девять миров являются также уровнями осознания, воспринимаемыми руническими шаманами во время "путешествия" с рунами. Шаманическое путешествие - это движение в иную реальность, обычно с помощью шаманского бубна или погремушки. Это намеренный акт смещения осознания в другую область многомерного бытия для выполнения определенной задачи, решения той или иной проблемы или получения знаний. Во время путешествия шаман погружается в сноподобное состояние, воспринимая свойства и атрибуты руны как визуальные образы, звуки, чувства и даже физические ощущения. Такие путешествия могут быть столь же яркими и "реальными", как и в повседневной жизни.
Согласно легенде, корни древа Иггдрасиль, хотя и прочно укорененные в почве реальности, уходят глубже, получая воду с подземных, или "бессознательных", уровней. Первый из трех корней погружен в источник Мимир (название означает "память"). Но это не простое востребование информации, содержащейся в человеческом разуме и имеющей отношение к нашему смертному "я". Скорее, это знание Души, где хранятся воспоминания о жизни до нашего рождения. Для того чтобы напиться из этого источника, Один пожертвовал своим "глазом рассудка", связанным с разумом. Он укрепил интуитивное зрение, связанное с Душой, и таким образом смог "видеть" недоступное интеллекту. Воспоминания, получаемые из источника Мимир,- это сведения о потенциальных талантах, присущих нашей целостной энергетической системе. Они проявлялись в предыдущих инкарнациях, и теперь их можно возродить для использования и развития.
Воды, поднимающиеся от корня древа Иггдрасиль, символизируют введение бессознательного в осознанный опыт. Ветви его необъятной кроны символизировали царство Разума и мыслей, которые движутся подобно воздуху и так же неосязаемы. Вершина древа достигала небес, символизируя путь к царству еще более тонких энергий Души и Духа, доступ к которым открывается через вертикальный столп, связующий Верхнее и Нижнее (рис. 20).
В северной мифологии Мимиром называли также мудрейшего из этинов, который обрел знание, испив воды из священного источника. Воды знания Мимира - родовая память наших предков и воспоминания из прошлых жизней, каждая из которых оказывала влияние на следующую. Каждую отдельную жизнь можно рассматривать как этап в процессе совершенствования одного бессмертного Духа. Подобно жемчужинам в жемчужном ожерелье, линия жизни продолжается в Духе.
Второй корень древа Иггдрасиль брал воду из колодца Урд, где согласно мифу, обитали три Норны, прядущие нить Вюрда. Хотя слово "вюрд" чаще всего переводится как "судьба", оно не означает чего-то заранее предопределенного. Оно не тождественно понятию кармы, где утверждается, что определенные привилегии или испытания в нынешней жизни являются наградой или наказанием за поступки, совершенные в прошлой жизни. Норны олицетворяют естественный процесс, посредством которого энергия наших индивидуальных поступков распределяется, трансформируется и возвращается к первичному источнику. Другими словами, каждый из нас вершит собственную судьбу своими мыслями и поступками.
Третий корень Космического Древа опускался в бездонный бассейн Хвергелъмир, где его неустанно грыз огромный дракон, олицетворявший нескончаемый процесс поглощения прошлого настоящим и претворения настоящего в будущее.
Вода, поступающая от корней, питает ствол и ветви древа вплоть до мельчайших листьев. Затем она впитывается в почву и возвращается к источнику для нового цикла активности. Таким образом, каждый из нас имеет свой личный вюрд: целостность опыта наших прошлых жизней и осознанных действий, предпринимаемых в нынешней жизни. Каждый из нас сплетает сеть своей судьбы.
Глава 17 РУНИЧЕСКИЙ ТАЛИСМАН
Талисман - это не безделушка "на счастье", а предмет силы, выполняющий определенное предназначение. Обычно это вещь небольших размеров, которую можно носить с собой или на себе: например, кулон или пластинка с руническими символами, определяющими предназначение талисмана.
Слово "талисман" происходит от греческого талисма, означающего "завершение" или "расплата". В руническом талисмане символы формируют знак, который служит той же цели, что и подпись владельца на чеке за товар или услугу. В данном случае знак является эмблемой внутреннего духовного потенциала, который должен обрести выражение во внешнем мире. Вопреки распространенному убеждению, талисман нельзя сделать для другого человека; такие вещи называются амулетами или оберегами. Талисман должен быть изготовлен человеком, для которого он предназначен, поскольку его действие проявляется во время изготовления. Когда талисман готов, он уже выполнил свою работу, и теперь вы вправе ожидать "расплаты". Ношение талисмана - это вещественный признак связи с неосязаемыми силами, позволяющий потокам энергии ,перетекать из внутреннего во внешнее.
Комбинация рунических символов, нарисованных или выгравированных на талисмане, представляет собой энергетический узор, сформированный на субъективном уровне вашей "внутренней" Вселенной. Его энергия направлена наружу, поэтому воздействие ощущается на "внешнем" уровне объективного мира. Таким образом, внутреннее и внешнее приводятся в состояние равновесия, а сам талисман является лишь подтверждением процесса, приведенного в действие при его изготовлении. Космический закон гласит, что энергия сопровождает намерение. Правильно сфокусированное намерение открывает канал, по которому течет энергия, направленная на достижение желаемого результата. Явленное происходит из неявленного, поэтому чистота и ясность намерения играют огромную роль в шаманической практике.
Рунический талисман изготавливается с намерением привести вашу "внешнюю" жизнь в соответствие с вашим внутренним "я", определяющим основные черты вашей личности. Это внутреннее "я" позволяет обрести творческое выражение в повседневной жизни, придает ей целенаправленность. Использование в талисмане рунного потенциала, превалировавшего в момент вашего рождения (иными словами, ваших родовых рун), укрепит позитивные качества, изначально присущие вашей личности, сделает вас больше похожим на самого себя.
Душа облекается в физическую оболочку при рождении, чтобы пройти очередной этап совершенствования Духа в его эволюционном развитии. Черты личности определяются, хотя и не полностью, тем отрезком времени, когда человек появился на свет. День рождения в годовом цикле указывает на силы Земли, участвовавшие в формировании личности. Метод "профилирования личности", основанный на принципах Знахарского Колеса, подробно описывается в моей книге "Земная медицина", где дается также обширный анализ каждого "месяца рождения". Понимание этих двенадцати периодов в годовом цикле помогает нам смотреть на вещи с точки зрения других людей и, таким образом, облегчает наши взаимоотношения.
Энергетический потенциал рун "заряжает" годовой цикл своими специфическими качествами. Определяя руны, превалировавшие в день вашего рождения, составляя из них связующую руну в виде монограммы и помещая ее на свой талисман, вы создаете прочное связующее звено с вашим духовным "я" и с основной целью вашей жизни в этой инкарнации.
В таблице родовых рун (рис. 21) показано, какие руны оказывают сильнейшее влияние на каждый из двенадцати сегментов, или "месяцев" рунического года.
Работа с рунами. Задание 18. Изготовление рунического талисмана
Сначала вы должны решить, из какого материала будет сделан ваш талисман. Это может быть небольшой срез древесной ветки или агатовая пластинка 8-10 сантиметров в диаметре, плоская, предпочтительно овальной формы. Вам понадобится просверлить у верхнего края дырочку для шнурка или цепочки, чтобы готовый талисман можно было носить на шее. Ваш талисман может быть изготовлен из небольшого кусочка настоящего пергамента, который затем заворачивается в шелк и хранится в бумажнике или сумочке. Настоящий пергамент делается из козьей или овечьей шкуры и, будучи традиционным материалом для талисманов, обладает большей долговечностью, чем бумага.



Рис. 21. Карта родовых рун, на которой показаны руны, влияющие на каждый из 12 сегментов Колеса Года. Руна УР начинает год 1 января, а руна ФЕ завершает его 31 декабря

Если вы решили сделать талисман из кусочка дерева, сначала отшлифуйте обе поверхности среза тонкой шкуркой. Затем покройте их тонким слоем прозрачного лака или пчелиного воска и оставьте как следует просохнуть, прежде чем продолжать работу.
Определите качество, которое, на ваш взгляд, наиболее ярко выражено в вашей личности, и поищите руну, обладающую этим качеством. Если понадобится, просмотрите комментарии к главам 5-9. Затем соедините все три руны в связующую руну. Вот несколько примеров.
Родовые руны человека, родившегося 28 октября, - ЛАГУ и ИНГ Если этот человек считает, что его основными качествами являются решимость и целенаправленность, то уместно будет выбрать руну ТИР . Все три руны будут выглядеть так.


Родовые руны человека, родившегося 17 марта, - РЕЙД и КЕН. Если основные качества этого человека - забота о других людях и сочувствие к их проблемам, уместно будет выбрать руну ГИФУ . Сочетание этих трех рун будет выглядеть так-



Для человека, родившегося 25 июня, родовыми рунами являются ЙО и ПЕТРА
Давайте предположим, что этот человек работает в сфере общественных связей, и умение убеждать - один из важнейших навыков, необходимых в его жизни. Если он хочет развить в себе это качество наряду с навыками общения, то будет уместно выбрать руну АСС или МАДР.





Теперь мы займемся созданием монограммы в виде связующей руны для обратной стороны талисмана. Руническая монограмма, например, начальные буквы имени и фамилии, указывает на человека, которому она принадлежит Это может быть комбинация рун, соответствующая вашим инициалам, например KWM , МКВ Монограммы обладают свойством наделять своего владельца рунными силами, включая силу всех рун, скрытых в связующей руне. Изготовление монограммы с последующим освящением высвобождает латентную энергию, которая находит позитивное выражение через вас. Подобно вашему имени, эта энергия принадлежит лично вам и является неотъемлемой частью вашего существа.
Чтобы ваш талисман действовал эффективно, его нужно активировать. Как это делается? С помощью сил с "внутренних" планов бытия. Это означает, что вы заряжаете талисман - доселе инертный предмет - энергией движения своей внутренней Вселенной, пробуждая запечатленные в нем качества с помощью направленного намерения.
В освящении талисмана участвуют стихии Воздуха, Огня, Воды и Земли. Затем он активируется, "заряжаясь" жизненной энергией чи в соответствии с принципами, изложенными в главе 12.
Воздух: Проведите ритуал окуривания талисмана, подержав его над дымом курительной палочки.
Огонь: Несколько раз пронесите талисман через пламя свечи. Возможен иной вариант: оставьте талисман час-другой полежать на солнце.
Вода: Несколько раз брызните на талисман чистой проточной водой.
Земля: Оставьте талисман на ночь в земле.
Закончив освящение талисмана, осторожно возьмите его за края кончиками пальцев и четыре раза сильно дуньте на него с намерением передачи жизненной энергии чи. Ваша энергетическая система активирует рунные силы, ассоциируемые с талисманом.
Если талисман имеет форму кулона, его можно носить на шнурке или цепочке так, чтобы он находился близко к сердцу. Если это пергаментный талисман, оберните его шелковой или хлопчатобумажной тканью, положите в надежное место и почаще носите его с co6oй.

Глава 18 ГАДАНИЕ ПО РУНАМ

Использование рун для предсказания удачи является вульгарным упрощением их истинной функции как оракула. Оракул не предсказывает будущее и не дает конкретных рекомендаций. Он привлекает внимание к неосязаемым потокам энергии, воздействующим на все сущее, и указывает направление этих потоков. Руны северных народов и китайский трактат "И Цзин" - две величайшие системы гадания, поскольку обе они основаны на естественных циклах жизни.
Слово "гадание" (divination) в данном контексте означает "озарение от божественного". Это способ видеть вещи из более глубокой перспективы и получать ясное понимание происходящего не от духов или "богов", а изнутри. Гадание, как и любое другое искусство, можно изучить лишь на практике. Оно требует терпения и усердия. Потенциальная способность к гаданию по рунам уже заложена в вас, иначе вы не стали бы читать эту книгу. Если ваши действия направляются Любовью и Гармонией, то вам понадобится совсем немного времени для того, чтобы открыть каналы связи. , Это все равно, что учиться ездить на велосипеде: сначала работа требует терпения и сосредоточенности, но вскоре вы обнаруживаете, что выполняете ее практически без усилий.
Гадание по рунам - это способ связи с внутренними силами, формирующими будущее в соответствии с выборами и решениями, сделанными в прошлом. Оно позволяет понять, как образуются потоки энергии, вызывающие изменения во внешнем мире, и предугадывать последствия этих изменений. При руническом гадании духовные силы, изначально присущие рунам, действуют в той ситуации, которую человек пытается разрешить; это часть процесса, постоянно происходящего на бессознательном уровне. Руны, выбранные вами, образуют как бы "моментальный снимок" энергетических полей, превалирующих в динамике Времени для той или иной ситуации. Руны показывают не то, что должно произойти, а направление определенных действий и их потенциальные последствия. Таким образом, будущее не является предопределенным. Меняя способ восприятия ситуации или свою реакцию на нее, человек может изменить ход событий в благоприятном направлении.
Рунный символ, подобно тотему, является связующим звеном. Он соединяет движение в повседневной реальности с движением энергии в невидимой, реальности. Поток времени имеет внутренний источник и протекает в каждом из нас. Руны - это процесс, связывающий физическую реальность с реальностью Духа. Поэтому гадание по рунам -, не предрассудок и не вопрос веры. Его история уходит корнями в устную традицию шаманизма и, как любое шаманическое действие, оно действует на различных уровнях: физическом, ментальном и духовном.
Гадание по рунам - очень древний метод разрешения человеческих проблем и сложных ситуаций. Большинство наших проблем вымышлено, то
есть они порождаются человеческим Эго, которое чрезвычайно редко выходит за рамки собственных ограничений. Гадание по рунам помогает нам взглянуть на вещи из более глубокой перспективы и дает возможность повлиять на ход событий своими решениями и поступками. В этом нет фатализма. Будущее не предрешено заранее; идея "судьбы" или "рока" обусловлена нашим религиозным воспитанием. Разумеется, в Космосе присутствует фактор случайности - хаотическое движение энергии, не подчиняющееся никаким законам, - но этот фактор тоже учитывается. Именно он стоит за мудрой поговоркой "ожидай неожиданного".

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>