<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

полнотой отражения договоров купли-продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли
и создать специальное подразделение, обеспечивающее постоянный контроль за выполнением
участниками торговли требований правил внутренних процедур.
Участник торговли обязан в письменной форме отчитываться перед организатором торговли за все
случаи нарушения и несоблюдения правил организатора торговли и его внутренних процедур, обес-
печить доступ представителям организатора торговли ко всем бухгалтерским книгам и записям не позже
чем через три месяца после окончания финансового года, представлять организатору торговли заве-
ренную аудитором финансовую отчетность и отчет аудитора.
Организатор торговли создает дисциплинарную комиссию, в которую включаются независимые
специалисты, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Дисциплинарная
ко миссия вправе в любое время проводить проверки соблюдения участниками торговли и служащими
организатора торговли правил и внутренних операционных процедур организатора торговли и
российского законодательства. Дисциплинарная комиссия имеет право:
• объявить участнику торговли официальное предупреждение;
• наложить штраф на участников в размерах, определенных правилами организатора торговли;
• приостановить или отстранить уполномоченных лиц от участия в торгах.
4.4. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг (от лат. licentia — свобода, право) —
официальный документ установленного образца, имеющий учетную серию, номер, подпись
ответственного лица и печать. Лицензия оформляется на специальном бланке лицензирующим органом
и дает право владельцу осуществлять указанный в ней вид (виды) профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг и операции с ценными бумагами в течение определенного срока.
Построение правовых основ рыночной экономики предусматривает создание законодательной базы,
регулирующей этот процесс посредством процедуры лицензирования. Лицензирование отдельных видов
деятельности направлено на обеспечение выполнения требований единой государственной политики
защиты прав граждан и их законных интересов.
Основные понятия и определения
Для изучения основ лицензирования отдельных видов деятельности необходимо установить
некоторые понятия и определения.
Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при
обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом
юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

163
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется получение лицензии.
Лицензирование — мероприятия, связанные с выдачей лицензий, продлением срока их действия,
приостановлением и аннулированием, надзором за соблюдением лицензионных требований и условий.
Лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми
актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении
лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензи-
рование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на
осуществление конкретного вида деятельности.
Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в
лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятель-
ности.
Реестр лицензий — совокупность сведений о выданных, приостановленных, возобновленных и
аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности.
Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер,
осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными
органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при
осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и
условий.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — перечень
видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классифика-
ции и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации и
утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основные принципы лицензирования
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
• защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны
и безопасности государства;
• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
• утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка
лицензирования на территории Российской Федерации;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензированию подлежит каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Особо следует отметить, что деятельность, на осуществление которой получена лицензия, может вы-
полняться только получившим ее юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Таким
образом, лицензия характеризуется признаком строгой принадлежности ее владельцу, соответствием
лицензионному виду деятельности. Кроме того, она дает право владельцу выполнять лицензионный вид
деятельности на всей территории Российской Федерации в течение определенного срока действия.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида
деятельности, но не может быть менее чем три года, хотя федеральными законами и положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие
лицензии.
Требования и условия лицензирования
Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами
лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации,
положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных
знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные
требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к
работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
164
В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их
осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о
соответствии указанным специальным условиям объекта, с помощью которого осуществляется такой
вид деятельности.
Принятие решения о выдаче лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
соответствующий лицензирующий орган:
• заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы
юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке
— для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего
личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя;
• характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять с указанием срока, в течение которого он
его намерен осуществлять;
• копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата
в качестве юридического лица — для юридических лиц;
• копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя — для индивидуальных предпринимателей;
• справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
• документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления
соискателя лицензии, максимальный размер которой не может превышать трехкратный
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
По итогам рассмотрения представленных документов на получение лицензии лицензирующий орган
принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня
получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. После этого
лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об
отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего
решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего
оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.
Основания для отказа в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
• наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной
информации;
• несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие
лицензирующего органа.
В том случае, если юридические лица образовались в результате законодательно установленного
порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление
документа, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении
документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изме-
нения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии,
осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Надзор за соблюдением лицензиатом
лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными
органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
В пределах своих полномочий они имеют право:
• проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой
лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
• запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам,
возникающим при проведении проверок;
• составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных
нарушений;
• выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать
сроки устранения таких нарушений;
• выносить предупреждение лицензиату;
165
• осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том
числе представлять необходимую информацию и документы.
Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены
нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой
причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть
даже аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или
органа государственной власти.
Основанием для аннулирования лицензии является:
• обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения
лицензии;
• неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
• незаконность решения о выдаче лицензии.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения
лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не
может превышать шесть месяцев.
Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры
лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В реестрах лицензий должны быть указаны:
• сведения о лицензиатах;
• сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
• виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
• даты выдачи и номера лицензий;
• сроки действия лицензий;
• сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления
действия лицензий;
• основания и даты аннулирования лицензий;
• иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней
физических и юридических лиц.
Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер
лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством РФ в положениях о
лицензировании конкретных видов деятельности.
Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать
десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты, и из
этих источников осуществляется финансирование лицензирования.
Особенности лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Современное состояние развития экономических отношений в России и фондового рынка, в
частности, предусматривает создание и соблюдение правил лицензирования деятельности
профессиональных участников рынка ценных бумаг. С этой целью законодательные органы выработали
ряд постановлений и распоряжений, в частности, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
выпустила следующие документы, регламентирующие процедуру лицензирования деятельности на
рынке ценных бумаг:
• Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг Российской Федерации, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 23 ноября 1998 г. № 50;
• Положение о порядке приостановления действия и аннулирования лицензий на осуществление
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное постановлением
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 ноября 1998 г, №52;



166
• Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг,
утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июня 1998 г. №
24.
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом и представляет собой
соответствующим образом оформленный документ, разрешающий заниматься лицензионным видом
деятельности, в данном случае — профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, включая
профессиональную деятельность с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
Лицензированию подлежат такие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как
брокерская и дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и клирингу,
услуги реестродержателя и депозитария, организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется
Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Наряду с этой организацией лицензирование
профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг проводит Банк России
на основе генеральной лицензии, которую он получил на основе решения ФКЦБ России. Генеральная
лицензия выдается на срок не более одного года. При этом лицензионный сбор за выдачу генеральной
лицензии не взимается.
Банк России в своих действиях руководствуется тем порядком и условиями лицензирования
различных видов профессиональной деятельности, которые устанавливаются нормативными актами
Федеральной комиссии. В свою очередь, Банк России вправе делегировать полномочия по
лицензированию территориальным органам. В этом случае на него возлагается обязанность по
осуществлению контроля за их деятельностью по лицензированию и периодической отчетности перед
Федеральной комиссией.
Генеральная лицензия выдается Федеральной комиссией на основе заявления, которое должно
содержать обоснование необходимости получения лицензии и включать в себя информацию о видах
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые Банк России собирается
лицензировать, о наличии соответствующей материально-технической базы, структурных
подразделений и квалифицированного персонала, а также пакета документов, регулирующего порядок и
сроки рассмотрения заявлений соискателей. Те соискатели, которые успешно прошли процедуру
лицензирования и таким образом приобрели статус профессиональных участников рынка ценных бумаг,
представляют регистрационную форму в ФКЦБ России либо в ее региональные отделения.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует система лицензирования
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Лицензирование осуществляет Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг, которая может на основе генеральной лицензии предоставить это
право федеральному органу исполнительной власти.
Условия лицензирования профессионального участника рынка ценных бумаг
Лицензирование профессиональной деятельности предполагает выполнение определенных условий.
Условия представляют собой ряд специфических требований, которым должны соответствовать
организации — претенденты на получение разрешения работать на рынке ценных бумаг как
профессиональные участники. К ним относятся требования к организационно-правовой форме, размеру
собственного капитала и способу его расчета, уровню квалификации специалистов, представлению
регистрационной формы и условиям совмещения профессиональной деятельности с другими видами
деятельности как на рынке ценных бумаг, так и в других сферах.
Порядок выдачи лицензии также предусматривает выполнение нескольких обязательных условий.
Во-первых, лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг выдается Федеральной
комиссией или иным лицензирующим органом. Исключение из этого правила составляет деятельность
по организации торговли на рынке ценных бумаг. Установлено, что лицензия профессиональному
участнику рынка ценных бумаг на осуществление им деятельности по организации торговли на рынке
ценных бумаг и лицензия фондовой бирже выдаются только ФКЦБ.
Во-вторых, лицензия выдается на основании заявления, к которому прилагается целый пакет
документов. Он содержит регистрационную форму и копии документов: свидетельства о
государственной регистрации организации; учредительных документов; письма о присвоении кодов
Общероссийского классификатора предприятий и организаций и классификационных признаков; карты
постановки на учет налогоплательщика; документа об избрании или назначении исполнительного
167
органа организации; бухгалтерского баланса; для акционерных обществ — документа,
подтверждающего государственную регистрацию последнего выпуска акций; квалификационных
аттестатов специалистов организации; штатного расписания; документа об уплате лицензионного сбора.
В данном перечне приведен так называемый обязательный набор документов.
Если юридическое лицо подает документы на получение лицензии
на осуществление депозитарной деятельности, то необходимо представить еще и стандарты данного
вида деятельности. Для лицензирования брокерской и дилерской деятельности — правила ведения внут-
реннего учета, клиринговой и деятельности по доверительному управлению; перечень представляемых
документов устанавливается дополнительно. Организатор торговли на рынке ценных бумаг, включая
деятельность в качестве фондовой биржи, к перечисленному ранее
списку документов должен представить:
• копии правил организатора торговли, внутренних операционных процедур организатора торговли,
правил листинга и делистинга, правил раскрытия информации организатором торговли, кодекса мер
дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора
торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной
комиссии;
• план мероприятий по возобновлению торговли и имеющих отношение к ней баз данных на случай
возникновения непредвиденных ситуаций;
• описание систем защиты баз данных организатора торговли от ошибок и несанкционированного
доступа.
Правилами установлено, что за рассмотрение заявления на получение лицензии профессионального
участника рынка ценных бумаг взимается единовременный лицензионный сбор. Размер единовре-
менного лицензионного сбора с профессиональных участников рынка ценных бумаг приведен ниже в
МРОТ:

Вид деятельности
Брокерская ..............................................………………………………………………………………… 150
Дилерская ................................................………………………………………………………………… 200
Депозитарная .............................................……………………………………………………………….. 300
Доверительное управление ценными бумагами ...........………………………………………………... 300
Клиринговая..............................................………………………………………………………………... 300
Организация торговли на рынке ценных бумаг ...........………………………………………………. 1000
Фондовая биржа .........................................…………………………………………………………….. 1000

В случае отказа в выдаче лицензии единовременный лицензионный сбор не возвращается, а при
повторном рассмотрении заявления взимается вновь.
После того как все формальности процедуры лицензирования будут выполнены, организации,
получившие статус профессионального участника рынка ценных бумаг, включаются в Единый реестр.
Отказ в выдаче лицензии. Основаниями для отказа в выдаче лицензии организации-заявителю
являются:
• наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации;
• неполный комплект представленных документов;
• несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации о
ценных бумагах;
• непогашенная судимость за корыстные преступления в отношении руководителей, контролеров или
специалистов организации-заявителя;
• несоблюдение требований к размеру собственного капитала и требований к финансовому
положению организации;
• отсутствие системы внутреннего учета и внутренней отчетности.
Вместе с тем действие лицензии может быть приостановлено по различным причинам, приведенным
ниже.
Приостановление действия лицензии. Основаниями для приостановления действия лицензии
являются:
• нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
168
• нарушение установленных требований к размеру собственного капитала;
• невыполнение профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг, указанных в
лицензии, в течение шести месяцев;
• обнаружение недостоверных или вводящих в заблуждение данных в документах, представленных в
Федеральную комиссию;
• несвоевременное исполнение обязательных предписаний Федеральной комиссии об устранении
нарушений;
• совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок в свою пользу при наличии
конфликта интересов его и клиентов;
• препятствия при проведении проверок деятельности профессионального участника рынка ценных
бумаг.
Остановимся подробнее на требованиях, предъявляемых к профессиональным участникам рынка
ценных бумаг со стороны Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Требования к организационно-правовой форме
Первым условием, которое необходимо выполнить при оформлении документов на получение
лицензии, можно считать соответствие одной из законодательно установленных организационно-
правовых форм. Например, лицензия на осуществление брокерской, дилерской деятельности и
деятельности по доверительному управлению ценными бумагами может быть выдана только
коммерческой организации, созданной в форме акционерного общества или общества с ограниченной
ответственностью, и в обязательном порядке членам саморегулируемой организации профессиональных
участников рынка ценных бумаг.
Согласно требованиям российского законодательства, лицензия профессионального участника рынка
ценных бумаг может быть выдана не только юридическому лицу, но и физическому. Это возможно в том
случае, если оно намерено заниматься брокерской деятельностью или деятельностью по
доверительному управлению ценными бумагами и зарегистрировано в качестве индивидуального
предпринимателя.
Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на занятие депозитарной и
клиринговой деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг выдается также
коммерческим организациям, созданным в форме акционерного общества или общества с ограниченной
ответственностью. Однако характерным отличием от порядка лицензирования брокерской деятельности
является то, что при осуществлении депозитарного и клирингового обслуживания, деятельности по
организации торговли на рынке ценных бумаг лицензию могут получить также и некоммерческие
организации. Лицензия фондовой биржи может быть выдана только организации, созданной в форме
некоммерческого партнерства.
Требования к размеру собственного капитала
Следующим условием, которое необходимо выполнить при получении лицензии, является
требование к размеру собственного капитала. Этот показатель является величиной, рассчитываемой на
основе данных бухгалтерского баланса. Причем необходимая его величина должна соблюдаться
профессиональными участниками рынка ценных бумаг в течение всего срока действия лицензии. Размер
собственного капитала для профессиональных участников, занимающихся тем или иным видом
деятельности, приведен ниже в МРОТ:

Вид деятельности
Брокерская ..............................................………………………………………………………………... 5000
Дилерская ...............................................………………………………………………………………... 8000
Брокерская деятельность, включая операции с физическими лицами.....................................……..20000
Депозитарная ...........................................…………………………………………………………….. 75 000
Доверительное управление ценными бумагами .........…………………………………………….... 35 000
Клиринговая.........................................………………………………………………………………..100 000
Организация торговли на рынке ценных бумаг ........………………………………………………200 000
Фондовая биржа ......................................…………………………………………………………….200 000


169
Расчет размера собственного капитала профессиональных участников. Правилами лицензирования
установлено, что при осуществлении профессиональной деятельности на условиях ее совмещения
собственный капитал организации должен определяться в соответствии требованиями, предъявляемыми
к тому из видов деятельности, в отношении которого установлен наибольший размер собственного
капитала. Техническая сторона процедуры лицензирования характеризуется расчетом собственного
капитала, который выполняется на основе данных бухгалтерского баланса. Производится это путем
вычета из четвертого раздела бухгалтерского баланса («Капитал и резервы») таких статей, как:
• целевые финансирование и поступления;
• нематериальные активы по остаточной стоимости;
• незавершенное строительство;
• собственные акции, выкупленные у акционеров;
• задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;
• инвестиции в дочерние и зависимые общества;
• запасы;
• векселя к получению, платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
• дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после
отчетной даты;
• непокрытые убытки прошлых лет;
• непокрытый убыток отчетного года.
В том случае, когда необходимо произвести расчет собственных средств (капитала) кредитных
организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, он осуществляется в
порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации с учетом обязательных
экономических нормативов.
Квалификационные требования к специалистам организаций — профессиональных участников
рынка ценных бумаг
Правилами лицензирования предусмотрено соответствие претендента на получение лицензии
профессионального участника рынка ценных бумаг еще одному условию. Оно касается соблюдения
квалификационных требований руководителями, контролерами и специалистами, в обязанности которых
входит выполнение функций, непосредственно связанных с осуществлением профессиональной дея-
тельности на рынке ценных бумаг. В штате организации в обязательном порядке по каждому виду
профессиональной деятельности и выполняемых операций с ценными бумагами должно быть не мене
одного специалиста, имеющего квалификационный аттестат Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг. Причем для данных специалистов организация-заявитель должна быть основным местом работы.
Это правило должно неукоснительно выполняться всеми профессиональными участниками, кроме
кредитных организаций, для которых существуют следующие дополнения. В кредитных организациях
на должность контролера может быть принят специалист, не являющийся штатным сотрудником, в то
время как у всех остальных юридических лиц на этой должности может быть только штатный
сотрудник, имеющий высшее образование и квалификационный аттестат Федеральной комиссии. В круг
его обязанностей входит осуществление контроля за соответствием профессиональной деятельности
организации требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. С этой целью в
структуре кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных
бумаг, должна быть создана служба внутреннего контроля. Сотрудники профессионального участника
рынка ценных бумаг могут получить квалификационный аттестат, сдав соответствующий экзамен.
Федеральной комиссией России сформирована система квалификационных требований к
руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на
рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям — профессиональным участникам
рынка ценных бумаг. В рамках данной системы сформулированы квалификационные требования к
различным группам сотрудников организаций — профессиональным участникам. Всего определены

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>