<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

требования к четырем группам сотрудников:
• руководители высшего звена организаций, должностные лица, выполняющие функции единоличного
исполнительного органа в организации, или члены коллегиального исполнительного органа;
• руководители среднего звена и контролеры организаций;


170
• индивидуальные предприниматели, осуществляющие брокерскую деятельность, а также
деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;
• специалисты организаций.
Квалификационные требования, которым должны удовлетворять сотрудники организаций,
являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, представлены в табл. 4.6.

Таблица 4.6. Квалификационные требования к сотрудникам профессиональных участников
рынка ценных бумаг

Квалификационные требования Руководители Индивидуальные Специалисты
предприниматели
высшего звена среднего
звена и
контролеры
Наличие высшего образования + + + —
Успешное прохождение базового + + + +
квалификационного экзамена
Успешное прохождение одного из + + + +
специализированных квали- (для экзамена (для экзаменов
фикационных экзаменов серий серии 1.0) серий 1.1-3.1)
1.0—3.0, соответствующего про-
фессиональной деятельности,
осуществляемой организацией

В табл. 4.6 указаны серии экзаменов для различных видов профессиональной деятельности и
категорий специалистов. В системе квалификационных требований к руководителям и специалистам
организаций серии экзаменов представлены тремя основными группами:
1) специализированный квалификационный экзамен серии 1.0 — для специалистов, занимающихся
брокерской и дилерской деятельностью, деятельностью по доверительному управлению ценными бу-
магами;
2) специализированный квалификационный экзамен серии 2.0 — для специалистов, занимающихся
деятельностью в качестве организаторов торговли, в том числе для специалистов фондовых бирж;
3) специализированный квалификационный экзамен серии 3.0 — для специалистов, занимающихся
клиринговой и депозитарной деятельностью, а также деятельностью по ведению реестров владельцев
именных ценных бумаг.
Под базовым квалификационным экзаменом понимается единый квалификационный экзамен для
руководителей, контролеров и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную дея-
тельность на рынке ценных бумаг, а также для индивидуальных предпринимателей —
профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Для специалистов введены следующие серии экзаменов:
1) квалификационный экзамен серии 1.1 — специализированный квалификационный экзамен для
специалистов организаций, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по
доверительному управлению ценными бумагами;
2) квалификационный экзамен серии 2.1 — специализированный квалификационный экзамен для
специалистов организаций, осуществляющих деятельность в качестве организаторов торговли, в том
числе деятельность фондовых бирж;
3) квалификационный экзамен серии 3.1 — специализированный квалификационный экзамен для
специалистов организаций, осуществляющих клиринговую, депозитарную деятельность, а также
деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.
Процедура прохождения квалификационных экзаменов включает в себя два этапа. Сначала сдается
базовый экзамен. Для допуска к экзамену претенденты заполняют анкету по установленной форме и
представляют квитанцию об уплате единовременного сбора. Базовый квалификационный экзамен
проводится в течение двух часов. По истечении не более одного года после успешной сдачи базового
экзамена претендент переходит ко второму этапу оценки квалификации.
Затем проходит прием специализированного экзамена. Для допуска к нему необходимо также
заполнить анкету, уплатить единовременный сбор, представить в организацию, уполномоченную на
171
проведение экзамена, нотариально заверенную копию документа о высшем образовании. Отметим, что
последнее требование относится к соискателям, являющимся руководителями и контролерами
организаций и индивидуальными предпринимателями. Специализированный квалификационный
экзамен проводится в течение одного часа. После успешной сдачи базового и специализированного
экзаменов соискатели имеют право получить квалификационный аттестат.
Правилами предусмотрены случаи, при наступлении которых соискателям отказывают в присвоении
квалификации.
Основаниями для отказа соискателям в присвоении квалификации являются:
• выявление недостоверной информации в представленных документах;
• непредставление или нарушение сроков представления документа, подтверждающего наличие у
соискателя высшего образования;
• осуждение данного лица за корыстные преступления;
• аннулирование лицензии организации, осуществлявшей профессиональную деятельность на рынке
ценных бумаг, в которой соискатель являлся руководителем высшего звена или контролером, за
исключением случаев аннулирования лицензии вследствие прекращения деятельности
юридического лица в результате реорганизации;
• аннулирование лицензии соискателя на право осуществления брокерской деятельности или
деятельности по доверительному управлению в качестве индивидуального предпринимателя.
Регистрационная форма профессионального участника рынка ценных бумаг
Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг предусматривает заполнение и
представление в лицензирующий орган регистрационной формы в виде документа и на магнитном
носителе два раза в год по состоянию на 1 июля и на 1 января. Практикой выработан определенный
порядок выполнения этой процедуры. Например, установлено, что регистрационная форма подается в
ФКЦБ России в том случае, если этот лицензирующий орган рассматривал и принимал решение о
получении профессиональным участником лицензии либо ее переоформлении или замене.
Региональным отделениям ФКЦБ России дано право принимать решение о лицензировании
профессиональных участников, но только тем организациям, которые в свое время обратились к ним с
заявлением на получение, переоформление либо замену лицензии.
Регистрационная форма должна быть оформлена с соблюдением определенных технических
требований, которые в основном касаются документа, представленного на магнитном носителе. В
частности, рекомендуется представлять его в определенном формате с использованием специального
программного продукта через сеть Интернет. Современная техническая оснащенность юридических лиц
позволяет быстро решать подобные задачи. Однако сложность состоит в том, что на законодательном
уровне проблема с электронной подписью остается открытой. Этим объясняется дублирование
документов в бумажной форме, которые подписываются уполномоченным лицом и заверяются печатью
организации — профессионального участника рынка ценных бумаг.
По подобной схеме осуществляется представление регистрационной формы кредитными
организациями. Регистрационную форму они направляют в Банк России, который принимал решение о
выдаче лицензии. Оформление регистрационной формы производится по тем же правилам, что и для
других юридических лиц, выработанных ФКЦБ России.
Порядок и условия совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Вопрос о совмещении различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
является одним из основных и должен быть решен с юридической точки зрения.
Правилами совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в
рамках одной коммерческой организации разрешено выполнять такую деятельность, как брокерская, со
средствами физических и юридических лиц, дилерская, по доверительному управлению ценными
бумагами, и депозитарную деятельность.
Схема наглядно демонстрирует возможности сочетания брокерской деятельности с другими видами.
Вместе с тем допускается совмещение брокерской деятельности, дилерской и депозитарной с деятель-
ностью по доверительному управлению ценными бумагами. Клиринговая деятельность может
совмещаться с депозитарной деятельностью или деятельностью по организации торговли на рынке
ценных бумаг. Деятельность в качестве реестродержателя является исключительным видом
деятельности.
172
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по
доверительному управлению ценными бумагами как исключительный вид профессиональной
деятельности, тоже может воспользоваться правом совмещения. Например, допускается совмещение с
деятельностью по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов,
управлению активами негосударственных пенсионных фондов, управлению инвестиционными фондами
и специализированными инвестиционными фондами приватизации, аккумулировавшими
приватизационные чеки граждан.
Фондовая биржа и профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность
по организации торговли на рынке ценных бумаг, могут совмещать деятельность по организации
торговли только с депозитарной и клиринговой деятельностью.
Брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами
могут совмещаться с совершением на рынке ценных бумаг фьючерсных, опционных и иных срочных
сделок. Совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами
предпринимательской деятельности не допускается. Исключение составляет банковская деятельность.
Согласно данному ограничению, банкам наряду с операциями на рынке ценных бумаг, выполняемыми
ими на основе лицензии как профессиональными участниками, разрешается осуществлять свои
функции в соответствии с российским законодательством о банках и банковской деятельности, только с
лицензией и под контролем Банка России.
Основания для аннулирования лицензии. Основаниями для аннулирования лицензии являются:
• ликвидация юридического лица, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке
ценных бумаг;
• признание профессионального участника рынка ценных бумаг неплатежеспособным (банкротом) на
основании решения суда (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг,
являющихся некоммерческими партнерствами);
• нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
• неисполнение обязательных предписаний Федеральной комиссии;
• приостановление действия лицензии;
• манипулирование ценами на рынке ценных бумаг;
• для кредитных организаций — отзыв банковской лицензии и иные случаи ликвидации кредитной
организации;
• нарушения требования о вступлении в члены саморегулируемой организации и исключение из ее
состава.
Срок действия лицензии и квалификационного аттестата специалиста профессионального
участника рынка ценных бумаг. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на
осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и лицензия фондовой
бирже выдаются сроком на 10 лет, а остальным профессиональным участникам рынка ценных бумаг —
на три года. В случае совмещения деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг с
иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в установленном порядке
лицензия профессионального участника выдается сроком на три года.
Срок действия квалификационного аттестата специалиста рассчитан на один год, по истечении
которого необходимо представить в Федеральную комиссию документы на продление срока его
действия.
Порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг
Правилами лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг
устанавливаются обязательные условия, к которым относятся:
• наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку на получение лицензии, положений об
осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как ис-
ключительной;
• вклад любого акционера в уставный капитал заявителя не должен превышать 20% от уставного
капитала заявителя;
• наличие у заявителя, не осуществляющего этот вид деятельности на момент подачи заявки на
получение лицензии, не менее 15 договоров на ведение реестров.


173
Собственный капитал заявителя на момент подачи заявки на получение лицензии и в течение всего
периода его деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 тыс. ЭКЮ. При этом
неснижаемый остаток денежных средств на счетах заявителя, а также средств в государственных
ценных бумагах должен составлять не менее 20% от величины собственного капитала. Если заявитель
имеет договор страхования своей ответственности по возмещению имущественного вреда третьим
лицам в результате осуществления им деятельности в качестве регистратора, то неснижаемый остаток
денежных (средств на его счетах должен составлять не менее 10% от величины собственного капитала.
Данное требование является обязательным для регистратора в течение всего периода его деятельности.
Существуют определенные требования и к квалификации специалистов. Например, в штате
организации необходимо иметь не менее двух специалистов, удовлетворяющих квалификационным
требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Это требование
относится и к руководителям, и к контролерам организации.
Процедура лицензирования требует подачи ходатайства саморегулируемой организацией на выдачу
лицензии.
Уставный капитал заявителя нельзя оплачивать ценными бумагами, эмитентами которых являются
его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых он
осуществляет или будет вести. Лицензия выдается сроком на полгода с последующим продлением и
единовременным сбором в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
4.5. Внутренняя отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг
Основной целью организации учета на основе учетных регистров и внутренней отчетности
профессиональных участников рынка ценных бумаг является формирование полной и достоверной
информации о сделках с ценными бумагами, а также обеспечение контроля над их деятельностью со
стороны клиентов, саморегулируемых организаций и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность и
деятельность по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг на основании лицензии,
подчиняются единым требованиям к ведению внутреннего учета, составлению и представлению
отчетности. С этой целью профессиональные участники должны вести точный и своевременный учет
всех сделок с ценными бумагами в денежном и количественном (натуральном) выражении.
Профессиональные участники осуществляют ведение внутреннего учета отдельно от бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности. Практика показывает, что при организации внутреннего
и бухгалтерского учета преследуются различные цели. Данное правило является одним из важнейших,
поскольку управленческий учет компании состоит в организации и функционировании внутреннего
учета непосредственно для целей самой компании, а бухгалтерский учет в основном служит для
выявления результата производственно-хозяйственной деятельности и составления финансовых
отчетных документов для государственных органов контроля.
Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг и
государственные органы управления оказывают существенное влияние на деятельность
профессиональных участников путем разработки требований по ведению учетных регистров и
составлению внутренней отчетности. В свою очередь, государственные органы управления в лице
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг требуют согласования правил по ведению учетных реги-
стров и составлению внутренней отчетности.
Саморегулируемые организации в установленном порядке обязаны разработать и утвердить правила
ведения внутреннего учета в соответствии с требованиями по ведению учетных регистров и составле-
нию внутренней отчетности, предварительно согласовав их с Федеральной комиссией по рынку ценных
бумаг.
Правила ведения внутреннего учета
Профессиональные участники самостоятельно разрабатывают правила ведения внутреннего учета в
соответствии с требованиями по ведению учетных регистров и составлению внутренней отчетности
саморегулируемой организации, членами которой они являются.
При этом ими должны обязательно соблюдаться следующие условия:
1) сделки с ценными бумагами, совершаемые профессиональными участниками как от собственного
имени, так и от имени клиентов, должны отражаться в регистрах внутреннего учета в день их заключе-
ния до конца рабочего дня;
174
2) внутренний учет собственных денежных средств и ценных бумаг профессиональных участников
должен быть отделен от учета денежных средств и ценных бумаг клиентов. Для выполнения данного
условия профессиональные участники каждому клиенту должны открыть и вести в системе внутреннего
учета отдельные аналитические счета, которые следует пронумеровать в соответствии с внутренним
порядком нумерации счетов в системе учета. Цель этих действий состоит в разграничении учета ценных
бумаг и денежных средств клиентов и профессиональных участников;
3) профессиональные участники обязаны регулярно представлять своим клиентам отчетность по
результатам сделок с ценными бумагами, совершенных в их интересах. Данная отчетность должна
отражать остатки денежных средств и ценных бумаг на счетах клиента, а также по всем операциям с
использованием его средств и ценных бумаг.
Ответственность профессиональных участников за соблюдение правил ведения внутреннего учета.
Для формирования достоверной внутренней отчетности и отчетности, представляемой клиентам, руко-
водитель профессионального участника контролирует организацию внутреннего учета и несет за нее
ответственность. Он обязан обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями требова-
ний по организации ведения регистров внутреннего учета, документальному оформлению сделок с
ценными бумагами.
Профессиональные участники, осуществляя организацию внутреннего учета, имеют право
самостоятельно устанавливать количество и конкретную форму внутренних учетных регистров,
соблюдая требования по их организации и функционированию, устанавливаемые саморегулируемой
организацией. Следует отметить, что в этом случае мы имеем дело еще с одной отличительной
особенностью организации внутреннего учета профессиональных участников от организации
бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет, как известно, основан не на самостоятельно установленных
формах внутренних учетных регистров и количественном их составе, а на общегосударственных прави-
лах для составления финансовой и налоговой отчетности государственным органам контроля.
Первичные документы внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг
Правила организации и функционирования внутреннего учета и отчетности профессиональных
участников рынка ценных бумаг предусматривают наличие первичных документов. Основанием для
записей в регистрах внутреннего учета являются следующие первичные документы:
• гражданско-правовые договоры;
• кассовые и банковские документы;
• документы, удостоверяющие регистрацию права собственности на ценные бумаги (выписки из
реестра акционеров, выписки депозитария со счета депо), передаточные распоряжения и другие
документы, являющиеся необходимыми для перерегистрации права собственности на ценные бумаги
согласно действующему законодательству, а также акты приема-передачи сертификатов ценных
бумаг;
• поручения клиентов и распорядительные записки.
Рассмотрим каждый из видов первичных документов и дадим краткую их характеристику.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или
прекращении гражданских прав и обязанностей. В современной практике товарно-денежных и
финансовых отношений гражданско-правовые договоры являются юридическим основанием, из
которого возникают обязательные правоотношения. Договор — главное средство регулирования всех
видов связей хозяйствующих субъектов, служит для определения прав и обязанностей его участников.
Кассовые и банковские документы характеризуются как первичные документы профессиональных
участников рынка ценных бумаг. К ним относятся приходные и расходные кассовые ордера, журнал
регистрации и кассовая книга, чек, выписка банка, счет-фактура. При выполнении операций с ценными
бумагами и денежными средствами клиентов расчеты осуществляются путем безналичных
перечислений и основными первичными документами при этом можно считать банковскую выписку и
счет-фактуру.
Переход права собственности на ценные бумаги осуществляется регистрацией согласно
действующему российскому законодательству. Документами, удостоверяющими право владельцев на
ценные бумаги, являются выписки из реестра акционеров, выписки депозитария со счета депо,
передаточные распоряжения, а также акты приема-передачи сертификатов ценных бумаг.
Следующим видом первичных документов профессиональных участников рынка ценных бумаг
являются поручения клиентов и распорядительные записки. Поскольку эти документы представляют
175
особый интерес с точки зрения грамотной организации внутреннего учета и отчетности, а также
безотказного функционирования внутренних регистров, дадим им подробную характеристику.
Характеристика поручения клиентов и распорядительной записки. Поручение клиента является
первичным документом внутреннего учета, удостоверяющим факт его поступления профессиональному
участнику на совершение сделки с ценными бумагами. Поручение клиента должно быть составлено в
момент его получения исполнителем, а если это невозможно, то непосредственно после того, но не
позднее конца рабочего дня, в течение которого оно получено. Поручениe клиента должно быть
соответственно оформлено и содержать следующую информацию: дату и время получения поручения,
имя (наименование) и номер счета клиента в регистрах внутреннего учета, номер и дату договора с
клиентом, вид сделки (покупка или продажа, иной вид сделки), наименование эмитента, вид и
количество ценных бумаг, цену или условия ее определения, срок исполнения поручения, условия
платежа. Поручение клиента может содержать также иную информацию, например указание места
составления документа.
Распорядительная записка (тикет) также является первичным документом внутреннего учета,
удостоверяющим факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть
Доставлена после совершения сделки, а если это невозможно, не позднее конца рабочего дня, в течение
которого была совершена сделка, распорядительная записка должна содержать следующую
информацию: дату, место совершения сделки, номер и дату поручения клиента, вид сделки (покупка или
продажа, иной вид сделки), наименование эмитента, вид и количество ценных бумаг, цену, дату и
условия платежа, имя (наименование) и номер счета клиента в регистрах внутреннегo учета, номер и
дату договора. Распорядительная записка может (одержать также иную информацию, например время
составления распорядительной записки, срок исполнения. Саморегулируемая организация или
профессиональный участник может требовать включения в распорядительную записку дополнительной
информации (например, сведений о финансовой состоятельности клиента, как покупателя, так и
продавца). Распорядительная записка составляется в двух экземплярах.
Отличительные особенности поручения клиентов и распорядительных записок. В правилах
оформления поручений клиентов и распорядительных записок присутствуют общие характеристики.
Ими могут быть дата, имя (наименование) клиента, номер счета, номер и дата договора, вид сделки,
наименование эмитента, вид и количество ценных бумаг, цена исполнения, условия платежа и место
совершения сделки. Отличительными особенностями данных документов являются следующие
параметры: в поручении клиента (в отличие от распорядительной записки) указываются время и сроки
исполнения, а в распорядительной записке отмечаются номер и дата поручения клиента и количество
составляемых экземпляров. Единственный показатель, который характерен для всех документов, — это
срок их хранения.
Первичные документы и учетные регистры подлежат обязательному хранению профессиональным
участником в течение пяти лет. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах
отражается и систематизируется в учетных регистрах профессионального участника.
Регистры внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг
Регистры внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг составляют основу
работы по организации и функционированию учета и внутренней отчетности.
Профессиональный участник, осуществляющий, например, брокерскую деятельность или
деятельность по управлению ценными бумагами, обязан постоянно вести следующие регистры
внутреннего учета:
• регистры учета сделок;
• регистры учета расчетов;
• регистры учета ценных бумаг.
Регистры внутреннего учета и отчетности представлены на рис. 4.4.




176
Рис. 4.4. Схема организации внутреннего умета и отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Регистры внутреннего учета, представленные на схеме, предусматривают формирование полной и
достоверной информации о сделках с ценными бумагами. Причем особое внимание привлекает регистр
учета ценных бумаг, который аккумулирует информацию регистров лицевого учета и оборотов операций
с ценными бумагами самого профессионального участника рынка ценных бумаг и регистра учета сделок
клиентов. Информация данных регистров впоследствии концентрируется в регистре сводных итогов.
Информация в регистры заносится в хронологическом порядке.
Требования к оформлению учетных регистров
В правилах ведения внутреннего учета профессиональных участников должны содержаться
конкретные требования к оформлению учетных регистров, не противоречащие установкам,
выработанным саморегулируемыми организациями и государственными органами управления.
Профессиональный участник вправе вести регистры внутреннего учета без указания имен
(наименований) клиентов. Однако при этом каждому клиенту должен быть присвоен свой уникальный
код.
В регистры учета сделок вносится информация обо всех сделках с ценными бумагами, поступлении
и выплате денежных средств в течение рабочего дня. Регистры должны содержать следующую
информацию: дату сделки, место совершения сделки, номер поручения клиента, вид сделки (покупка-
продажа, иной вид сделки), номер и дату договора, номера корреспондирующих счетов, наименование
эмитента, вид и количество ценных бумаг, цену одной ценной бумаги, сумму вознаграждения
профессионального участника, сумму иных расходов, связанных с совершением сделки, итоговую
сумму сделки.
Регистры учета расчетов предназначены для обобщения информации о расчетах по операциям с
клиентами. Регистры ведутся в разрезе аналитических счетов учета расчетов как по денежным
средствам, так и по ценным бумагам, по каждому клиенту. Регистры учета расчетов должны содержать
информацию о неисполненных обязательствах, в том числе о дате возникновения и дате исполнения
обязательства.
Регистры учета ценных бумаг ведутся в форме регистров учета государственных краткосрочных
бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ) и регистров учета иных ценных
бумаг.
Кредитные организации ведут регистры учета ГКО и ОФЗ в соответствии с порядком,
установленным Центральным банком Российской Федерации, а регистры учета иных ценных бумаг — в
соответствии с требованиями по ведению учетных регистров и составлению внутренней отчетности,
разработанными саморегулируемыми организациями.
Профессиональные участники, не являющиеся кредитными организациями, ведут регистры учета
ценных бумаг в соответствии с требованиями по ведению учетных регистров и составлению внутренней
отчетности, установленными саморегулируемыми организациями.

177
Таким образом, для ведения регистров учета ценных бумаг установлены формы регистров учета
государственных ценных бумаг и регистров учета корпоративных ценных бумаг. Характерно, что
кредитные организации в этом отношении подчиняются требованиям разработанным Банком России и
саморегулируемыми организациями, а некредитные организации — только требованиям,
установленным саморегулируемыми организациями.
Структура регистров учета ценных бумаг
Структура регистров учета ценных бумаг своеобразна. Если регистры учета сделок и регистры учета
расчетов представляют собой как бы единый документ, то регистры учета ценных бумаг состоят из не-
скольких видов. Регистры учета ценных бумаг (рис. 4.5) подразделяются на:
• регистры лицевого учета и оборотов операций с ценными бумагами;
• регистры учета операций клиентов;
• регистры сводных итогов.




Рис. 4.5. Структура регистров учета ценных бумаг

Структура регистров учета ценных бумаг проста и наглядна. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Регистры лицевого учета и оборотов ведутся с целью отражения операций с собственными ценными
бумагами профессионального участника. Для учета государственных ценных бумаг, с которыми
совершается сделка, регистры лицевого учета ведутся по каждому выпуску. Для учета других ценных
бумаг регистры ведутся по каждому эмитенту.
Регистры лицевого учета и оборотов должны содержать следующую информацию: дату совершения
сделки, данные об остатке ценных бумаг на начало рабочего дня, данные о сделках по покупке ценных
бумаг за день, данные о сделках по продаже ценных бумаг за день, итоги оборотов, так называемые
валовые результаты по покупке и продаже ценных бумаг за день, остаток ценных бумаг на конец рабо-
чего дня. Учет движения денежных средств позволяет выявить финансовый результат каждой сделки и
определить эффективность выполняемых операций по управлению ценными бумагами.
Регистры учета сделок клиентов предназначены для отражения информации о сделках,
совершенных профессиональным участником за счет и по поручению клиентов, и должны содержать
следующую информацию: дату совершения сделки, данные о сделках, совершенных по поручению
клиентов с указанием номера поручения клиента, количества проданных или купленных ценных бумаг,
цены проданных или купленных ценных бумаг, а также размера вознаграждения, взимаемого с клиента,
итоги расчетов по сделкам, совершенным за счет и по поручению клиентов, которые затем переносятся
в регистры учета расчетов.
Регистры сводных итогов заполняются на основании данных регистров лицевого учета и оборотов

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>