<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

по сделкам с ценными бумагами и регистров учета сделок клиентов.
Отметим характерные особенности рассматриваемых регистров. Их объединяет наличие таких
показателей, как, например, дата составления документа, вид сделки и срок его хранения. Общим для
регистров учета сделок и регистров учета расчетов является присутствие следующих показателей:
количество ценных бумаг, участвующих в сделке, номер и дата поручения клиента, сумма
вознаграждения профессионального участника рынка ценных бумаг.
Отличительных особенностей гораздо больше. Характерными показателями для регистров лицевого
учета и оборотов операций с ценными бумагами кроме названных ранее показателей следует отметить
величину остатка ценных бумаг на начало и конец рабочего дня и итоговый показатель оборотов за весь
рабочий день. Для регистров учета сделок обязательным является присутствие номера корреспон-
дентских счетов клиентов наряду с такими показателями, как дата, вид сделки, количество и цена


178
исполнения по ценным бумагам, номер Дата поручения клиентов и сумма вознаграждения
профессионального участника — характерных реквизитов для регистров учета расчетов.
Элементы организационной структуры профессиональных участников
В организационной структуре профессиональных участников необходимо присутствие
подразделений, которые связаны с процессом исполнения и учета сделок с ценными бумагами и
отвечали за этот участок работы. К таким подразделениям относятся:
• торговый отдел (фронт-офис);
• бэк-офис;
• бухгалтерия.
Фронт-офис включает в себя торговые подразделения компании — торговый отдел (дилинг), отдел
портфельного менеджмента, отделы работы с индивидуальными и институциональными клиентами,
главной задачей которых является заключение сделок с ценными бумагами от имени компании и по
поручению ее клиентов. При этом фронт-офис фактически отделен от расчетных, учетных и отчетных
функций, которые выполняют бэк-офис и бухгалтерия.
Бэк-офис ведет управленческий учет для внутренних целей компании.
Бухгалтерия осуществляет учет операций с ценными бумагами в рамках плана счетов российского
бухгалтерского учета.
Бэк-офис и бухгалтерия выполняют учет операций с ценными бумагами параллельно и независимо
друг от друга. Вместе с тем, несомненно, бэк-офис и бухгалтерия взаимодействуют друг с другом, на-
пример, в управлении банковским счетом фирмы и в периодической сверке остатков по определенным
счетам двух учетных систем.
Структура бэк-офиса определяется размерами компании, содержанием и объемом операций. Как
правило, небольшие компании могут иметь бэк-офис, не полностью формально обособленный от бух-
галтерии. Тем не менее функции фронт-офиса и бэк-офиса должны быть четко разделены. Достаточно
крупные компании могут найти полезным разделение самого бэк-офиса на функциональные группы,
отвечающие за определенные направления работы или за конкретные регистры внутреннего учета.
Отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг
Профессиональные участники обязаны представлять отчет клиентам, не являющимся брокерами,
дилерами или управляющими ценными бумагами. Основные требования к форме отчета содержатся в
правилах внутреннего учета операций профессионального участника.
Отчет клиента включает в себя следующую информацию:
• движение денежных средств и ценных бумаг, с учетом информации о сделках с ценными бумагами,
по счету расчетов с клиентом с момента представления ему предыдущего отчета;
• количество ценных бумаг клиента, учтенных на счете расчетов с ним, по состоянию на дату отчета;
• количество денежных средств, учтенных на счете расчетов с клиентом по состоянию на дату отчета.
Отчет представляется каждому клиенту профессионального участника при условии ненулевого
сальдо на счете расчетов с данным клиентом с соблюдением следующей периодичности:
• не реже одного раза в три месяца в случае, если по счету расчетов с данным клиентом в течение
этого срока не произошло движения денежных средств или ценных бумаг;
• не реже одного раза в месяц в случае, если в течение предыдущего месяца по счету расчетов с
данным клиентом произошло движение денежных средств или ценных бумаг.
Конкретные сроки представления отчетности клиенту могут быть установлены в договоре.
Не позднее конца рабочего дня, следующего за днем совершения сделки, профессиональный
участник должен представить клиенту экземпляр распорядительной записки. Если профессиональный
участник является номинальным держателем ценных бумаг, то он представляет клиентам документы и
информацию, полученную от эмитента ценных бумаг.
Профессиональный участник для получения достоверной информации о выполняемых операциях с
ценными бумагами вынужден постоянно проводить сверку наличия ценных бумаг с записями регистров
по их учету. С этой целью не реже одного раза в неделю профессиональные участники обязаны
проверять наличие и количество документарных ценных бумаг клиента, находящихся у него на
хранении. Кроме того, сверяются ценные бумаги, учтенные на счете депо клиента, открытом
профессиональным участником, с данными регистров внутреннего учета.

179
Не реже одного раза в квартал профессиональные участники обязаны сверить данные учетных
регистров с данными выписок из реестра, а также выписок со счетов депо в других депозитариях в
отношении ценных бумаг клиентов, находящихся на хранении у профессионального участника и (или)
учтенных на открытых у него счетах депо.
По итогам проделанной работы составляется протокол сверки, который подписывается лицом,
проводившим ее. В случае обнаружения Расхождений данных регистров внутреннего учета с
результатами сверки в них на основании данных протокола должны быть сделаны исправительные
записи. Исправительная запись должна содержать дату проведения сверки, имя и подпись лица,
совершившего запись.
Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные
участники должны предоставлять в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг по
соответствующему запросу учетные регистры и внутреннюю отчетность.
В случае выявления нарушений профессиональным участником требований по ведению внутреннего
учета, составлению и представлению отчетности ФКЦБ вправе приостановить действие или аннули-
ровать лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. После
устранения обнаруженных недостатков деятельность профессиональных участников возобновляется и
осуществляется с неукоснительным выполнением требований саморегулируемых организаций и
государственных органов управления.
Выводы
Основным назначением фондового рынка является использование временно свободных денежных
средств на инвестиционные цели. Выполнить это намерение инвесторам помогают профессиональные
участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры и доверительные управляющие, организации,
выполняющие клиринговые операции и предоставляющие депозитарные услуги, реестродержатели и
организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
Для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, установлены
определенные требования к финансово-экономическому состоянию, а также квалификационные требо-
вания к руководителям и специалистам этих организаций.
Фондовые биржи играют на рынке ценных бумаг исключительно важную системообразующую роль,
концентрируя вокруг себя в той или иной мере все виды организаций, осуществляющих профессио-
нальную деятельность на фондовом рынке.
Классифицировать биржи можно по различным критериям, среди которых основными приняты
следующие:
по виду базового актива фондовые биржи можно разделить на торговые площадки, на которых
осуществляется торговля:
• государственными ценными бумагами;
• корпоративными ценными бумагами;
• производными финансовыми инструментами;
по методу проведения торгов биржи подразделяются на голосовые и электронные;
по роли бирж в организации фондового рынка их можно подразделить на:
• региональные фондовые биржи;
• национальные фондовые биржи;
• международные фондовые биржи.
Фондовой биржей является организатор торговли на рынке ценных бумаг, созданный в форме
некоммерческого партнерства и не совмещающий деятельность по организации торговли с иными вида-
ми деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению
взаимных обязательств.
Не допускается сочетание деятельности в качестве фондовой биржи с деятельностью в качестве
организатора внебиржевой торговли.
Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг,
допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и делистинга.
Ценные бумаги могут быть включены в котировальный лист первого и второго уровней. Они
признаются соответствующими требованиям листинга после прохождения экспертизы.
Одной из наиболее важных характерных особенностей организатора торговли на рынке ценных бумаг
является его ценообразующая функция.
180
Организатор торговли обязан утвердить внутренние правила контроля за правильностью и полнотой
отражения сути договоров купли-продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли и
создать специальное подразделение, обеспечивающее постоянный контроль за выполнением
участниками торговли требований правил торговли.
Все виды деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основе лицензии, которая
является своеобразным допуском на рынок ценных бумаг.
Серьезные требования предъявляются к организационно-правовой форме организаций,
занимающихся деятельностью на рынке ценных бумаг, к величине их собственного капитала и способу
его расчета, правилам совмещения профессиональной деятельности и уровню квалификации
специалистов.
Целью организации учета на основе учетных регистров и внутренней отчетности профессиональных
участников рынка ценных бумаг является формирование полной и достоверной информации о сделках с
ценными бумагами. Основными принципами организации внутреннего учета являются отражение всех
операций с ценными бумагами в ведомостях внутреннего учета на день совершения операций, разделе-
ние во внутреннем учете собственных денежных средств и ценных бумаг и денежных средств и ценных
бумаг своих клиентов, предоставление регулярной отчетности клиентам.
В организационной структуре профессиональных участников необходимо присутствие
подразделений, которые связаны с процессом исполнения и учета сделок с ценными бумагами и
отвечают за этот участок работы. К таким подразделениям относятся торговый отдел (фронт-офис), бэк-
офис и бухгалтерия.
Профессиональные участники обязаны периодически отчитываться перед клиентами, а также
представлять учетные регистры и внутреннюю отчетность по запросу Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг.
Контрольные вопросы
1. Назовите направления профессиональной деятельности по купле-продаже ценных бумаг на фондовом
рынке.
2. В чем заключается расширительное толкование роли торгового агента па фондовом рынке?
3. Что такое брокерская деятельность на фондовом рынке?
4. Что такое дилерская деятельность на рынке ценных бумаг?
5. Какие виды лицензий па осуществление деятельности в качестве торгового агента вы знаете?
6. С какими видами деятельности па фондовом рынке возможно совмещение брокерской и дилерской
деятельности?
7. Какие функции выполняет контролер в штате профессионального участника рынка ценных бумаг?
8. Что понимается под деятельностью но управлению ценными бумагами?
9. Что называется клиринговой деятельностью па фондовом рынке?
10. Что такое депозитарная деятельность?
11. Что понимается под деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг?
12. Кто такой трансфер-агент? Какие функции он выполняет в системе ведения реестра?
13. Что понимается под деятельностью по организации торговли на рынке ценные бумаг?
14. В чем заключается роль фондовых бирж на рынке ценных бумаг?
15. Дайте определение биржевого дела.
16. Кто такой организатор торговли па рынке цепных бумаг?
17. Какие категории руководителей и служащих организаторов торговли подлежат обязательной аттестации?
18. Дайте определение понятия «лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг».
19. Охарактеризуйте требования, применяемые при оценке квалификации специалистов.
20. Перечислите регистры внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг.
21. Сформулируйте требования к оформлению учетных регистров.
22. Назовите характерные особенности учетных регистров.
23. С какой периодичностью осуществляется отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг
перед клиентами?
24. Назовите организации, осуществляющие контроль за деятельностью профессиональных участников рынка
ценных бумаг.
25. Какой организации и на каких условиях профессиональные участники должны представлять учетные
регистры и внутреннюю отчетность?




181
Глава 5. ЭМИТЕНТЫ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Эмитенты представляют тех участников фондового рынка, которые заинтересованы в привлечении
инвестиционных средств. Механизм этого привлечения может быть разным: прямое кредитование,
облигационные выпуски, эмиссия акций. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные
стороны. Причем эмиссия ценных бумаг представляет собой один из возможных способов реализации
инвестиционных потребностей эмитента.
Привлечение денежных средств является важнейшей задачей, которую решает эмитент, используя
возможности фондового рынка, однако она не единственная. Другой задачей является оптимизация фи-
нансовых потоков в технологическом цикле работы эмитента. Одним из способов такой оптимизации
является выпуск векселей. Замкнутая вексельная программа, при которой выпущенные векселя
обращаются среди ограниченного круга контрагентов и предъявляются в обусловленное время,
позволяет эмитенту рационально управлять своими финансовыми ресурсами.
Фондовый рынок позволяет эмитенту оптимизировать его контроль над дочерними и зависимыми
организациями. Однако в этом случае он выступает в большей степени как стратегический инвестор,
контролирующий функционирование зависимых от него акционерных обществ. Методы работы
стратегических инвесторов будут рассмотрены в гл. 6.
Важным направлением работы эмитента является создание своего положительного облика с
использованием возможностей рынка ценных бумаг. Это направление деятельности эмитента
взаимосвязано с решением других задач, главной из которых является привлечение инвестиционных
средств. Создание положительного имиджа эмитента на фондовом рынке предполагает решение
следующих проблем:
• создание ликвидного рынка ценных бумаг эмитента;
• прохождение процедуры листинга ценных бумаг эмитента на признанной и авторитетной торговой
площадке для повышения инвестиционной привлекательности эмитента в глазах потенциальных
инвесторов;
• повышение капитализации компании;
• организация и проведение регулярной работы эмитента с акционерами, профессиональными
участниками и инвесторами фондового рынка.
5.1. Способы классификации эмитентов
Эмитенты — необходимые участники фондового рынка. Они являются теми организациями, которые
потребляют инвестиционные ресурсы, используя их для реализации конкретных инвестиционных
проектов. Если инвестиционные проекты оказались удачными и их реализация принесла прибыль, то ее
часть возвращается инвесторам либо в виде процентных выплат по облигациям, либо в дивидендах по
акциям, либо в виде роста курсовой стоимости выпущенных ценных бумаг. Таким образом, с одной
стороны, эмитенты являются потребителями инвестиционных ресурсов, а с другой — источником
финансовых ресурсов, возвращаемых инвесторам.
Можно классифицировать эмитентов по различным признакам; наиболее существенными из них
являются следующие:
• виды эмитентов как формы государственно-правового образования;
• организационно-правовая форма эмитентов;
• направления профессиональной деятельности эмитентов;
• инвестиционная привлекательность эмитентов;
• политика, проводимая эмитентами на фондовом рынке (активная, рассчитанная на привлечение
стратегических инвесторов, распыление капитала, на отечественный капитал, на иностранный
капитал и т.п.);
• национальная принадлежность эмитентов (резиденты, нерезиденты).
Рассмотрим подробнее классификацию эмитентов по этим признакам.
Виды эмитентов
Это наиболее общая классификация эмитентов, согласно которой в качестве эмитентов можно
рассматривать государство, органы муниципальной власти и хозяйствующие субъекты.
Государство как эмитент ценных бумаг. Государство в любой стране является, как правило,
крупнейшим должником, осуществляя заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
182
Однако вследствие высокой надежности государственных финансовых инструментов вложения в них
характеризуются минимальными рисками и минимальной доходностью. Все остальные финансовые
инструменты считаются более рискованными, поэтому они предлагают более высокую доходность.
В России государственный внутренний долг был оформлен государственными краткосрочными
бескупонными обязательствами (ГКО), облигациями федерального и сберегательного государственных
займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК и ОГСЗ). Внешняя задолженность в виде ценных
бумаг была реализована через облигации валютного займа. С 1993 по 1998 г. государственный долг
России вырос на 120 млрд руб., в том числе внешний - на 40 млрд руб. и внутренний — на 80 млрд руб.
Если часть внешней задолженности представляла прямые долги в форме кредитов, то внутренний долг
практически весь был представлен ценными бумагами. Значительный рост государственного долга был
сопряжен с возрастанием расходов на его обслуживание, достигших трети от объема государственных
расходов (август 1998 г.). Доля этих расходов в объеме ВВП возросла до 5,2%. В результате российское
правительство фактически объявило себя банкротом, заявив 17 августа 1998 г. о приостановлении
выполнения своих обязательств по долгам.
Во второй половине 1998 г. рынок государственных ценных бумаг в России практически прекратил
свое существование. Торговля ценными бумагами, выплата долгов по которым была приостановлена,
прекратилась. Их не приобретали даже за 3% от номинала. Выпущенные облигации ЦБ России не
вызвали интереса у потенциальных инвесторов, так как доверие к государству было полностью
утрачено.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Согласно законодательству
Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут
выступать эмитентами ценных бумаг. Первые муниципальные займы в Российской Федерации были
зарегистрированы в 1992 г. Их объем составил 5,6 млрд руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем
возрастало как количество, так и объем зарегистрированных выпусков. В результате объем российского
рынка ценных бумаг органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 6 лет (с 199
по 1998 г.) вырос более чем в 300 раз и составил на конец 1997 г. более 20 трлн руб. Следует отметить,
что мощность рынка муниципальных ценных бумаг до экономического кризиса августа 1998 г. была
приблизительно в 30 раз меньше мощности рынка федеральных займов, приближаясь по этому
показателю к внебиржевому рынку корпоративных ценных бумаг.
К 1998 г. эмитентами муниципальных облигаций были более 60% субъектов Российской Федерации.
При этом более половины объема рынка занимали облигации московского муниципального займа
(ОММЗ) и муниципальные краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО). Кроме Москвы и
Санкт-Петербурга наиболее крупными эмитентами были Татарстан и администрация Свердловской об-
ласти. Причем в перечисленных субъектах Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан,
Свердловская область) регистрировались повторные эмиссии.
Ко второй половине 1998 г. наиболее торгуемыми на вторичном фондовом рынке муниципальными
ценными бумагами являлись:
• МКО — муниципальные краткосрочные облигации (Санкт-Петербург);
• ОММЗ — облигации московского муниципального займа (Москва);
• ОГКО — оренбургские городские краткосрочные облигации (Оренбург);
• ОКО — областные краткосрочные облигации (Екатеринбург, Челябинск);
• КОДО — краткосрочные областные долговые обязательства (Новосибирск).
В качестве гарантии своих долговых обязательств органы исполнительной власти и органы местного
самоуправления предлагали следующие виды обеспечения:
• покрытие долга из конкретных налоговых поступлений. При этом выполнение обязательств
покрывалось не общей стоимостью взимаемых местных налогов, а конкретным налоговым ис-
точником;
• покрытие задолженности за счет доходов от конкретных инвестиционных проектов (целевые займы
на строительство конкретных объектов, доходы от которых идут на погашение займа). При этом в
условиях выпуска оговаривалось, какая часть от чистого дохода будет направлена на погашение
задолженности, а какая часть — на развитие объекта эксплуатации;
• общее обязательство погасить задолженность и выплатить проценты. Такие обязательства
выпускались для покрытия общего (переходящего из года в год) дефицита местного бюджета. В этом

183
случае покрытие долга было обеспечено общей способностью органа власти взимать налоги без
закрепления определенных видов налоговых поступлений и сборов.
Вслед за ухудшением конъюнктуры рынка федеральных обязательств ситуация на рынке
муниципальных облигаций также претерпела значительное ухудшение. Резкий рост доходности на
рынке облигаций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сделал
практически невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка в
качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов.
При этом нужно принять во внимание, что регионам придется расплачиваться по ранее выпущенным
облигациям. Так, только до конца 1998 г. правительство Москвы должно было погасить облигаций на
сумму 2,5 млрд руб. Однако московские займы являются относительно надежными долговыми
бумагами, так как средства, полученные столицей в результате выпуска облигаций, пошли на
финансирование различных инвестиционных проектов. Поэтому правительство Москвы рассчитывает
получить прибыль от этих проектов и расплатиться с держателями городских облигаций.
Хуже обстоит дело с теми регионами, которые строили свои облигационные займы по примеру ГКО.
Они использовали средства, полученные от облигационных займов, для финансирования бюджетов, т.е.
строили свою долговую пирамиду. В сентябре 1998 г. имел место судебный прецедент в области
региональных облигационных займов. «МФК-Ренессанс» выиграл судебный процесс против
администрации Еврейской автономной области, не выплатившей в срок (16 июня 1998 г.) 10,84 млн руб.
по агрооблигациям.
Хозяйствующие субъекты. Наиболее многочисленной группой организаций, выпускающих ценные
бумаги, являются хозяйствующие субъекты. Они отличаются друг от друга организационно-правовой
формой. Рассмотрим их более подробно в следующем параграфе.
Организационно-правовая форма эмитентов
Хозяйствующие субъекты можно разделить на две большие гpyппы: юридические лица и лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Хотя лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
практически не представлены на российском фондовом рынке, тем не менее они могут в своей
повседневной практике выпускать такие ценные бумаги, как векселя и чек
Основными эмитентами ценных бумаг на российском фондовом рынке являются юридические лица.
Они могут выпускать все виды денных бумаг, разрешенных российским законодательством к обраще-
нию на территории Российской Федерации, конечно, за исключением государственных ценных бумаг.
Юридические лица могут представлять собой коммерческие и некоммерческие организации. Отличие
между ними состоит в том, что коммерческие организации в своей деятельности в качестве основной
цели ставят перед собой получение прибыли, а некоммерческие организации могут осуществлять пред-
принимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставной цели
некоммерческой организации. Полученную прибыль некоммерческие организации не распределяют
между учредителями, а направляют на реализацию уставных целей организации.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
• потребительских кооперативов;
• общественных и религиозных организаций (объединений);
• учреждений;
• ассоциаций и союзов (объединений юридических лиц);
• благотворительных и других фондов.
Коммерческие организации создаются в виде хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственное товарищество может быть создано в форме полного товарищества и товарищества на
вере (коммандитного товарищества). Организационно-правовая форма хозяйственных обществ может
быть представлена акционерными обществами, обществами с ограниченной и с дополнительной
ответственностью. В свою очередь, акционерные общества подразделяются на общества открытого и
закрытого типа.
Классификация эмитентов — хозяйствующих субъектов по их организационно-правовой форме
представлена на рис. 5.1.


184
Рис. 5.1. Организационно-правовая форма эмитентов
Профессиональная деятельность эмитентов
По направлениям профессиональной деятельности эмитентов можно разделить на следующие
основные группы:
• промышленные и торговые компании;
• коммерческие банки;
• инвестиционные компании и инвестиционные фонды;
• страховые компании, пенсионные фонды и прочие институциональные инвесторы.
Промышленные и торговые компании представляют собой большую и достаточно разнородную
группу эмитентов. В результате проведенной приватизации большое количество промышленных пред-
приятий было преобразовано в форму акционерных обществ. Общее количество акционерных обществ,
возникших в России за прошедшие годы, превысило 120 тыс. Однако на рынке ценных бумаг
регулярные сделки осуществляли лишь несколько десятков. Причем наибольший интерес на российском
рынке ценных бумаг вызывали ценные бумаги нескольких обществ, среди которых доминирующими
являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Мосэнерго, Лукойл.
С началом общеэкономического кризиса 1998 г. сделки с акциями промышленных предприятий
практически прекратились. Более или менее функционирует рынок вексельных обязательств, да и то
только в том случае, когда он обслуживает замкнутые вексельные схемы взаимных расчетов
предприятий с общим технологическим циклом. Отметим, что данная группа эмитентов имеет право
выпускать специфический вид ценных бумаг, практически не имевший обращения на российском
фондовом рынке. Речь идет о товарораспорядительных документах: коносаментах, простых и двойных
складских свидетельствах.
Коммерческие банки длительное время были наиболее авторитетными участниками фондового
рынка. Это объяснялось:
• определенными успехами их деятельности в первой половине 90-х годов, что выразилось в
стабильных и достаточно высоких дивидендных выплатах по акциям;
• достаточно жестким контролем со стороны Банка России за их деятельностью;
• более высоким профессиональным уровнем специалистов кредитных организаций по сравнению со
специалистами других институтов, действовавших на фондовом рынке.
В начале 1996 г. более 47% инвесторов называли коммерческие банки наиболее привлекательным
объектом инвестирования. Это было обусловлено состоянием российской экономики, при котором
промышленный капитал по степени доходности не мог конкурировать с финансовым капиталом.
185
Причем банкротства банков не вызывали серьезных изменений в инвестиционных симпатиях
инвесторов по отношению к коммерческим банкам, приводя к перераспределению инвестиционных
предпочтений в пользу наиболее надежных банков. Так, Сбербанк России стал наиболее привлекателен
почти для 76% инвесторов, вкладывавших свои сбережения в коммерческие банки. По данным на
начало августа 1998 г., вклады населения в СбербанкРоссии составляли 123,7 млрд руб. Однако с
началом кризиса только за август объем вкладов населения в Сбербанке РФ уменьшился на 69% при
величине данного показателя в целом по стране 6,5%. За 9 месяцев 1999 г. объем вкладов населения в
Сбербанк РФ увеличился до 286 млрд руб. Доля СБ РФ на рынке частных вкладов составляет 86,6%.
Коммерческие банки являются эмитентами, которые имеют возможность использовать в своей
деятельности более широкий перечень финансовых инструментов, чем другие инвестиционные
институты. Кроме обычных для акционерных обществ видов ценных бумаг (акции, облигации, векселя)
коммерческие банки имеют право выпускать депозитные и сберегательные сертификаты, банковские
книжки на предъявителя, а также принимать вклады от населения. Длительное время только
коммерческие банки имели возможность осуществлять операции с государственными ценными
бумагами.
В результате дефолта (отказа по платежам) Правительства РФ общий объем денежных средств,
замороженных в ГКО—ОФЗ-ПК составил около 300 млрд руб., из которых только до конца 1998 г. необ-
ходимо было погасить 113 млрд руб. Значительная часть этих денежных средств была инвестирована в
государственные ценные бумаги банками, в результате чего многие банки обанкротились. К сентябрю
1998 г. количество действовавших в России банков сократилось до 1528 (рис. 5.2). Причем в наиболее
тяжелом финансовом положении оказались наиболее крупные коммерческие банки.




Рис. 5.2. Количество действующих в России коммерческих банков

Инвестиционные компании и фонды в ходе приватизации были наиболее интересным объектом
вложения средств населения, главным образом ваучеров. Это обусловило их бурный количественный
рост, что хорошо видно из рис. 5.3.

<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>